ипр для несовершеннолетних состоящих на учете
План индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними, оказавшимися в трудной жизненной ситуации
Вид деятельности
Сроки
Ответственные
Посещение на дому, с целью наблюдения за проведением свободного времени подростков
Социальный педагог, классные руководители
Индивидуальные беседы с учащейся «О здоровом образе жизни»
Индивидуальная беседы с учащимися о правилах поведения в школе
Индивидуальные беседы с учащимися «О взаимоотношениях с родителями»
Посещение уроков, с целью контроля за посещаемостью и отношению к учебному процессу учениками
Посещение на дому с целью контроля за выполнением домашних заданий
Социальный педагог, классный руководитель
Индивидуальная беседа с учащимися о правонарушениях
Беседа с родителями о проблемах в воспитании
Консультация по профилактике жестокого обращения
Индивидуальная беседа с учащейся о поведении в общественных местах.
Анкетирование на тему «Взаимоотношения в семье»
Приглашение родителей в школу, с целью бесед по успеваемости и посещаемости их детей
Индивидуальная беседа с учащейся о поведении в общественных местах.
Анкетирование на тему «Взаимоотношения в семье»
Приглашение родителей в школу, с целью бесед по успеваемости и посещаемости их детей
Консультации по проблеме во взаимоотношениях со сверстниками
Посещение на дому с целью бесед об организации досуга вовремя каникул
Индивидуальные беседы с учащимися о конфликтах в семье
Посещение на дому, с целью беседы об увлечениях и интересах в вечернее время
Социальный педагог, классный руководитель
Привлечение к участию общешкольных и классных мероприятиях
Приложение 4. Карта индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним (семьей), находящимся к социально опасном положении, состоящем на учете комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
Карта
индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним (семьей), находящимся к социально опасном положении, состоящем на учете комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
(комиссия по делан несовершеннолетних и защите их прав (КДН и 3П) при администрации района Санкт-Петербурга)
Адрес регистрации по месту жительства
Адрес фактического проживания
(дошкольник; учится, работает; не работает, не учится)
Состав Экспертного совета
(с указанием контактных телефонов специалистов)
Ответственный субъект профилактики
(с указанием контактного телефона)
Место работы, должность
брак роди гелей не зарегистрирован
один (оба) родитель инвалид
с одной(ним) матерью(отцом)
неродной (ая) отец (мать)
один из родителей в учреждении исполнения наказания
алкогольная, наркотическая зависимость родителей
квартира не благоустроенная
дом не благоустроенный
стесненные жилищные условия
нет постоянного жилья
Санитарное состояние жилья
1. Причина/ы признания находящимися в социально опасном положении
протокола заседания КДН и ЗП от «
1.1 Несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) не исполняют или не надлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетнего.
1.2 Несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) злоупотребляют родительскими правами или побуждают его к совершению противоправных деяний.
1.3 Несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) отрицательно влияют на его поведение.
1.4 Несовершеннолетний испытывает жестокое обращение со стороны членов семьи, родственников или лиц, проживающих совместно с ним, но не являющихся родственниками.
1.5 Несовершеннолетний совершает правонарушения или иные антиобщественные действия.
1.6 Несовершеннолетний находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни и здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию.
2. Описание групп проблем (на основании диагностики)
Психологические и социально-психологические
Педагогические и социально-педагогические
недостаточный уровень материального обеспечения
нарушения в познавательной сфере
отсутствие документов (паспорт, свидетельство о рождении)
отчуждение от школы (пропуски, низкая успеваемость и познавательная мотивация)
хронические нарушения здоровья
отсутствие заботы родителей
отсутствие правоустанавливающих документов на жильё и имущество
отчисление и не обучение
не соблюдение медицинских норм и указаний
уклонение родителей от защиты: прав и законных интересов несовершеннолетнего
отсутствие/недостаточность одежды, бытового инвентаря для нормальной жизнедеятельности
несоответствие уровня развития возрастной норме
конфликт с законом
включенность в асоциальные
вредные привычки (табакокурение)
принуждение несовершеннолетнего к занятию попрошайничеством, проституцией, азартным играм
отсутствие работы, постоянных источников дохода
невключенность в систему дошкольного образования
социальные заболевания (туберкулез, педикулез, чесотка и т.д.)
вовлечение несовершеннолетнего в преступную деятельность или антиобщественное поведение
отсутствие места в детской дошкольной организации
личностные, в том числе эмоциональные нарушения
равнодушное отношение к учебе
безответственное отношение к здоровью
оставление несовершеннолетнего без пищи, тепла, присмотра, изгнание несовершеннолетнего из дома
неполучение льгот и субсидий, положенных по закону
неумение планировать учебную деятельность
употребление алкоголя, наркотических средств, одурманивающих веществ
приобщение несовершеннолетних к употреблению спиртных напитков, немедицинскому потреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ
отсутствие /низкое качество жилья (без удобств, скученность, ветхость)
нравственная незрелость или искаженное нравственное развитие
отсутствие ведущих интересов. неразвитость
физическое, сексуальное, психологическое, эмоциональное насилие
ни рушения содержания жилья
неготовность к профессиональному и личностному самоопределению
бродяжничество, нарушение временного режима пребывания на улице и в общественных местах
нехватка домашнего инвентаря, посуды, места для сна, белья и т.д.
отсутствие коммуникативных навыков
нарушение взаимоотношений в коллективе (классе),
напряженные (конфликтные) отношения в семье
нарушения детско-родительских отношений
Краткая характеристика конкретной проблемы (самостоятельно, в произвольной форме):
3. Задачи, решение которых может обеспечить устранение названных групп проблем
Психологические и социально-психологические
Педагогические и социально-педагогические
трудовая занятость, стабильный доход
восстановление личного статуса
защита прав и законных интересов несовершеннолетнего и его семьи
помощь семье в воспитании детей
профилактика вредных привычек
содействие в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством, помощь в постановке на учет для получения жилья
помощь в овладении русским языком
получение льгот и субсидий
освоение социальных ролей
восстановление/ получение (иных документов (паспорт, свидетельство о рождении)
помощь семье в образовании детей
избавление от вредных привычек
помощь в ремонте имеющегося жилья
помощь во включении в культурно-национальные сообщества
получение материальной помощи
освоение социально полезных навыков
получение правоустанавливающих документов на жилье, имущество
контроль за соблюдением санитарно-гигиенических условий
получение иных видов помощи
содействие в представлении интересов ребенка (семьи) в суде и др.
восстановление утраченных связей с образовательным учреждением
помощь в приобретении домашнего инвентаря, посуды, мебели, белья, одежды
включение в различные виды творческой деятельности
формирование готовности к жизненному самоопределению
включение в социально значимую деятельность на основе интересов
лечение в стационаре или амбулаторно
предоставление транспорта при необходимости
нормализация внутрисемейных отношений
развитие системы нравственных норм и ценностей
развитие здорового образа жизни
содействие в направлении в стационарные учреждения социальной защиты населения
помощь в развитии интеллектуальных способностей
4. Действия, направленные па решение проблемы
разработка шипа индивидуальной профилактической работы
единовременное выделение семье денежных средств
социально-психолого-педагогическая диагностика особенностей ребенка, семьи и ближайшего окружения
оказание помощи в медицинском обследовании и лечении
помощь в организации досуга, вовлечение ребенка в спортивные секции, кружки, другие формы развивающего досуга
обращение в службу занятости с документами для регистрации в целях поиска подходящей работы/регистрация в качестве безработного
проверка статуса родителей и других членов семьи
единовременное выделение семье одежды и обуви, продуктов питания и др.
консультативная психологическая и педагогическая помощь
получение медицине ко го полиса, других медицинских документов
организация совместного досуга родителей и детей
выплата пособия по безработице
установление связей с учреждениями и организациями, способными решить выявленную проблему
содействие в получении полагающихся льгот, пособий, компенсаций, алиментов и других выплат
получение знаний, умений, навыков, необходимых для успешной социализации, самообразование
консультации врача, медицинских сестер
организация массовых мероприятий с возможностью включения в них подростков,
находящихся в социально опасном положении
информирование о положении на рынке труда региона
помещение ребенка в социозащитное учреждение
выделение (помощь в приобретении) школьных принадлежностей
помощь в организации досуга, летнего отдыха
проведение медицинских осмотров, вакцинация
оказание содействия в получении билетов для посещения кино, театров, музеев
помощь в получении и восстановлении необходимых документов
выделение путевок на летний отдых
помощь в освоении школьной программы, развитие познавательной активности
обеспечение слуховыми аппаратами несовершеннолетних с нарушением слуха, не являющихся инвалидами
вовлечение подростка в культурно-массовые и зрелищные мероприятия
реализация мер по восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних в пределах своей компетенции
выплата пособия по безработице
помощь в получении дошкольного образования, подготовка к школе
обеспечение лекарственными препаратами
вовлечение подростка в экскурсии, туристические походы, конкурсы и соревнования
социальная адаптация, профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных, граждан
реализация ст. 9 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
предоставление льгот на услуги ЖКХ
включение в деятельность детских объединений, внешкольную работу, кружки и секции, систему
выделение путевок на санаторно-курортное лечение
социально культурное ориентирование и информирование
временное трудоустройство, в том числе несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет
консультативный прием несовершеннолетних, их родителей/законных представителей
проведение семинаров, бесед, классных часов по организации здорового образа жизни, профилактике вредных привычек, просмотр видеофильмов, организация массовых оздоровительных мероприятий
оказание помощи в оформлении документов для направления детей в учреждения социального обслуживания на временное пребывание
постановка на учет к наркологу
помощь в составлении исков, представительство в суде
привлечение ближайших родственников к воспитанию ребенка
лечение от алкоголизма, наркомании
оказание помощи в оформлении документов для направления детей в учреждения социального обслуживания на временное пребывание
привлечение семьи к занятиям в детско-родительской группе
оформление писем в КДП и 311 в отношении родителей, уклоняющихся от воспитания детей, о нахождении детей в социально опасном положении
обучение родителя навыкам воспитания детей
привлечение родителей к административной ответственности
определение программы обучения
проведение индивидуальных занятий и групповых тренингов, привлечение к участию в клубах общения
экстре иная психологическая помощь по телефону
5.1. незамедлительно (в течение 1 суток)
5.4. три месяца (квартал)
5.5. иные сроки (укатить)
6. Планируемый результат
Результаты в психолого-педагогической сфере
Результаты в медицинской сфере
Результаты культурно-досуговой деятельности
улучшение взаимоотношений в семье, детско-родительских отношений
медицинское обследовании и при необходимости лечение члена семьи
вовлечение ребенка в спортивные секции, кружки, другие формы развивающего досуга
регистрация в целях содействия в поиске подходящей работы/регистрация в качестве безработного
организация совместного досуга родителей и детей
оздоровление ребенка в санатории, других оздоровительных учреждениях
организация массовых мероприятий с включением в них подростка
получение пособия по безработице
участие родственников, других социальных взрослых в воспитании ребенка
избавление от алкоголизма, наркомании, других вредных привычек
посещение кино, театров, музеев
получение информации по вопросам занятости
улучшение успеваемости ребенка, включение а систему дополнительного образования
включение в систему здорового образа жизни, здоровый образ жизни в быту
экскурсии, туристические походы, конкурсы и соревнования, с участие подростка
профессиональное обучение/получение дополнительного профессионального образования
поступление в детский сад или группу краткосрочно го пребывания
членство ребенка в коллективе (класс, кружок, общественная организация)
включение семьи в занятия в детско-родительской тренинговой группе
изменение стиля семейного воспитания
7. Фактический результат (нужное подчеркнуть):
7.1. активность и заинтересованность родителей в решении своих проблем;
7.2. положительный образ жизни родителей: устроились на работу, заботятся о детях, и т.п.;
7.3. улучшение бытовых условий;
7.4. ребенок посещает детский сад, школу, училище;
7.5. несовершеннолетний/родитель прошли курс лечения от алкогольной (наркотической) зависимости, на данный момент не употребляют алкоголь (наркотики);
7.6. улучшение/стабилизация состояния здоровья;
7.7. социально адаптированный ребенок с мотивацией к обучению и общению в образовательном учреждении;
7.8. наличие достаточного питания, одежды, необходимого инвентаря, игрушек и т.п.;
7.9. положительная динамика в интеллектуальном развитии ребенка;
7.10. положительная динамика в эмоциональном развитии и т.д.;
7.11 отказ несовершеннолетнего от вредных привычек;
7.12 изменение норм, ценностей и особенностей поведения несовершеннолетнего, снижение агрессивности;
7.13. трудоустройство детей группы риска трудоспособного возраста во время учебного года и в каникулярное время;
7.14. отсутствие правонарушений со стороны несовершеннолетнего/родителя;
7.15. ребенок на протяжении длительного времени (не менее 6-ти мес.) не совершает антиобщественных действий;
7.16. положительная динамика успеваемости ребенка;
7.17. выход ребенка из антиобщественного объединения, включение в социально полезную деятельность;
7.18. восстановление в родительских правах;
7.19. снятие с учета ребенка или семьи;
7.20. постановка несовершеннолетней беременной на учет, нормальное развитие ребенка у несовершеннолетней матери;
7.21. другое (указать)
8. Основание прекращения индивидуальной профилактической работы
протокола заседания КДН и ЗП от «
8.1. несовершеннолетний не совершает правонарушения или антиобщественного действия;
жилья, наличие питания, одежды, необходимого инвентаря, игрушек, учебных пособий и т.п.;
8.4 доброжелательное обращение с ребенком, отсутствие случаев физического, психического или морального ущерба ребенку;
8.5 наличие личного примера родителей: трезвый образ жизни, соблюдение нравственных норм;
Выписка решений из протоколов заседания КДН и ЗП о рассмотрении итогов индивидуальной
профилактической работы с несовершеннолетним
Индивидуальная программа реабилитации и адаптации несовершеннолетнего, состоящего на внутришкольном учете/ находящегося в трудной жизненной ситуации, и семьи
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Индивидуальная программа реабилитации и адаптации
несовершеннолетнего, состоящего на внутришкольном учете/находящегося в социально опасном положении, и его семьи
об организации и порядке ведения внутришкольного
и межведомственного учета обучающихся и семей
1.1. Нормативно-правовая база настоящей Инструкции:
Конвенция о правах ребенка.
Конституция Российской Федерации.
Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ ;
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ;
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ;
Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. 02.12.2013) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации»;
Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
Закон Алтайского края от 15.12.2002 № 86-ЗС «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Алтайском крае»;
Закон Алтайского края от 04.09.2013 № 56-ЗС «Об образовании в Алтайском крае»;
Приказ Министерства образования и науки от 03.02.2006 № 21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений»;
Приказ Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи от 01.02.2006 № 112 «Об утверждении примерного положения о классном руководителе в общеобразовательных учреждениях Алтайского края»;
Постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Алтайского края 18.10.2012 г. № 4 «Регламент межведомственного взаимодействия по выявлению и реабилитации несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении » ;
Постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Алтайского края от 22.05.2009 № 2 «Порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, учреждений уголовно-исполнительной системы в работе с несовершеннолетними, освобожденными из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшимися из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, осужденными условно, к обязательным, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы, а также обвиняемыми в совершении преступлений».
Методические рекомендации комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Алтайского края по вопросу определения основных критериев отнесения семей к категории «семья, находящаяся в социально опасном положении»;
Методические указания по разработке межведомственных индивидуальных программ реабилитации семьи и несовершеннолетнего / Под общей редакцией Т.В. Антроповой, Ю.А. Ковалевой – Барнаул: Главалтайсоцзащита, 2014, 78 с.
1.2. В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее – настоящий Федеральный Закон в соответствующем падеже) организации, осуществляющие образовательную деятельность:
1) оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении либо несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении;
2) выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях, принимают меры по их воспитанию и получению ими общего образования;
3) выявляют семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывают им помощь в обучении и воспитании детей;
4) обеспечивают организацию в образовательных организациях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;
5) осуществляют меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.
1.3. В Инструкции применяются следующие понятия:
несовершеннолетний – лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;
безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц;
беспризорный – безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;
антиобщественные действия – действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц;
индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении и (или) нуждающихся в особом внимания общеобразовательной организации, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;
профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении и (или) нуждающимися в особом внимании общеобразовательной организации;
учетная карта несовершеннолетнего, нуждающегося в особом внимании общеобразовательной организации и (или) находящегося в социально опасном полож ении, его семьи – документ, в котором отражаются предоставленные органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних сведения, необходимые для проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении и (или) нуждающегося в особом внимании общеобразовательной организации, его семьи;
межведомственный учет несовершеннолетних и семей – единый учет несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, в отношении которых проводится профилактическая и реабилитационная работа органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних во взаимодействии;
внутришкольный учет обучающихся и семей – система индивидуальных профилактических мероприятий, осуществляемая общеобразовательной организацией в отношении:
1) обучающихся, нуждающихся в особом внимании общеобразовательной организации (с отклонениями в поведении либо имеющих проблемы в обучении – нуждающихся в социально-психологической и педагогической помощи);
2) обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении;
Индивидуальные профилактические мероприятия направлены:
на предупреждение безнадзорности, правонарушений и других негативных проявлений в среде обучающихся;
на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности и совершению правонарушений и преступлений обучающихся;
на оказание социально-педагогической помощи и поддержки и психологического сопровождения обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении и (или) нуждающихся в особом внимании общеобразовательной организации ;
межведомственная индивидуальная программа реабилитации и адаптации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и их семей (далее – «МИПР») – форма ведения документации, содержащая сведения о несовершеннолетнем и его семье; перечень социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-трудовых, социально-правовых и других мероприятий по реабилитации несовершеннолетнего и его семьи, определяющих общую для всех субъектов профилактики стратегию и тактику работы с конкретным несовершеннолетним и конкретной семьей, находящимися в социально опасном положении.
индивидуальная программа реабилитации и адаптации несовершеннолетних, состоящих на внутришкольном учете, и их семей (далее – «ИПР») – локальный акт, содержащий сведения о несовершеннолетнем и его семье; перечень социально-психологических, социально-педагогических мероприятий, иных мероприятий по реабилитации несовершеннолетнего и его семьи согласно основаниям для постановки на внутришкольный учет в части компетенции общеобразовательной организации.