ироски локальные акты для дши
Рекомендации по осуществлению образовательной деятельности в детских школах искусств по видам искусств
1. В соответствии с Федеральным закон «Об образовании в Российской Федерации» в детских школах искусств (далее по тексту – ДШИ) реализуются дополнительные предпрофессиональные и общеразвивающие программы в области искусств (далее по тексту – предпрофессиональные программы и общеразвивающие программы).
2. Предпрофессиональные программы разрабатываются ДШИ самостоятельно на основании федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации этих программ, а также срокам их реализации (далее по тексту – ФГТ).
3. Предпрофессиональные программы должны определять организацию и основное содержание образовательного процесса в ДШИ с учетом:
— обеспечения преемственности образовательных программ в области искусств (предпрофессиональных, образовательных программ среднего профессионального и высшего образования в области искусств);
— сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.
4. Предпрофессиональные программы должны быть ориентированы на:
— воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
— формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
— формирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
— воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
— формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы соответствующего вида искусства;
— выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, приобретению навыков творческой деятельности; умению планировать свою домашнюю работу; осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью; умению давать объективную оценку своему труду; формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам; пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности; определению наиболее эффективных способов достижения результата;
— выявление одаренных детей в области соответствующего вида искусства в раннем возрасте и подготовку наиболее одаренных из них к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области соответствующего вида искусства.
5. Общеразвивающие программы реализуются в ДШИ с целью привлечения к различным видам искусств наибольшего количества детей, в том числе не имеющих необходимых творческих способностей для освоения предпрофессиональных программ.
Содержание общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разрабатываемой ДШИ самостоятельно с учетом рекомендаций Министерства культуры Российской Федерации.
6. Высокое качество образования, его доступность, открытость, привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие, эстетическое воспитание и художественное становление личности должны обеспечиваться созданием в ДШИ комфортной, развивающей образовательной среды, включающей:
— организацию творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, концертов, творческих вечеров, выставок, театрализованных представлений и др.);
— организацию посещений обучающимися учреждений и организаций культуры (филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.);
— организацию творческой и культурно-просветительной деятельности совместно с другими образовательными организациями, в том числе профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, реализующими образовательные программы в области соответствующего вида искусства;
— использование в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в области искусств, а также современном уровне его развития;
— эффективную самостоятельную работу обучающихся при поддержке педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся;
— построение содержания образовательной программы в области искусств с учетом индивидуального развития детей, а также тех или иных социально-культурных особенностей субъекта Российской Федерации;
— эффективное управление ДШИ.
7. В уставе ДШИ указываются виды деятельности ДШИ, в том числе непосредственно связанные с реализацией образовательных программ в области искусств (образовательная, творческая, культурно-просветительская), структура управления ДШИ, особенности организации образовательного процесса по предпрофессиональным и общеразвивающим программам (правила приема в ДШИ, особенности осуществления оценки качества успеваемости обучающихся, в том числе формы и порядок проведения текущего контроля знаний обучающихся, промежуточной аттестации, порядок и условия перевода обучающихся с одной образовательной программы в области искусств на другую, порядок и условия отчисления обучающихся и др.), язык, на котором осуществляется реализация образовательного процесса, права и обязанности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников, режим работы ДШИ, порядок формирования и компетенция органов самоуправления ДШИ (совета образовательной организации, методического, педагогического, художественного, попечительского советов и др.), численный состав учебных групп, продолжительность занятий.
В уставе перечисляются локальные нормативные акты, принимаемые ДШИ по вопросам, связанным с организацией учебного процесса и реализацией образовательных программ в области искусств (например, положения о структурных подразделениях, положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся, положение об установлении критериев оценок при итоговой аттестации обучающихся и др.).
Устав ДШИ и изменения, которые вносятся в него, принимаются общим собранием работников ДШИ и утверждаются учредителем ДШИ в установленном порядке.
8. В ДШИ создаются органы самоуправления – педагогический и методические советы; могут быть созданы совет ДШИ, художественный, попечительский советы и др.
Совет ДШИ может создаваться с целью принятия оперативных решений в сфере деятельности ДШИ, рассмотрения и принятия локальных нормативных актов, принятия решений по организационной структуре ДШИ и др.
Условия формирования органов самоуправления ДШИ, численный состав, полномочия, срок полномочий должны быть отражены в уставе или локальных нормативных актах ДШИ.
9. Творческая и культурно-просветительская деятельность ДШИ должны быть направлены на развитие творческих способностей обучающихся, пропаганду среди различных слоев населения лучших достижений отечественного и зарубежного искусства, их приобщение к духовным ценностям.
10. С целью реализации творческой и культурно-просветительной деятельности в ДШИ создаются учебные творческие коллективы (учебные оркестры и ансамбли, учебные хоровые и вокальные коллективы, учебные хореографические и/или танцевальные коллективы и др.).
Деятельность учебных творческих коллективов может регулироваться локальными нормативными актами ДШИ и осуществляться как в рамках учебного времени, так и за его пределами (например, в каникулярное время).
11. ДШИ обладает правом использования творческих работ, выполненных обучающимися в процессе освоения образовательных программ в области искусств, в методической деятельности, если иные условия не оговорены договором между ДШИ и родителями (законными представителями) обучающихся. Право использования ДШИ творческих работ, выполненных обучающимися в процессе освоения образовательных программ в области искусств, должно быть отражено в уставе ДШИ. Данное использование допускается только в научных, методических, учебных или культурных целях, не связанных с извлечением прибыли (если иное не предусмотрено договором), при обязательном указании имени автора (авторов).
12. При реализации образовательных программ в области искусств ДШИ может иметь в своей структуре учебные отделения, учебные кабинеты, учебные концертные, выставочные, танцевальные залы, учебные театры, учебные манежи, музеи, библиотеки, фоно- и видеотеки, подготовительные структурные подразделения (отделения, классы) и иные структурные подразделения, а также объекты социальной инфраструктуры. ДШИ самостоятельна в формировании своей структуры. Порядок создания и деятельность структурных подразделений регулируются уставом и (или) локальными нормативными актами ДШИ.
13. Язык (языки), на котором (которых) ведется обучение и воспитание в ДШИ, могут определяться как учредителем ДШИ, так и непосредственно уставом ДШИ.
С целью обеспечения преемственности в реализации предпрофессиональных программ с программами среднего профессионального и высшего образования соответствующих видов искусств обучение в ДШИ по учебным предметам обязательной части предпрофессиональных программ должно осуществляться на русском языке, в вариативной части предпрофессиональной программы допускается реализация учебных предметов на языках народов Российской Федерации, если это предусмотрено уставом ДШИ.
14. Правила приема на обучение по образовательным программам в области искусств в части, не предусмотренной законодательством и нормативными актами, определяются учредителем ДШИ и закрепляются в уставе.
При приеме детей в ДШИ проводится индивидуальный отбор детей в форме творческих заданий с целью выявления их творческих способностей, а также, в зависимости от вида искусств, и физических данных, позволяющих осваивать предпрофессиональные программы. Зачисление детей на обучение по предпрофессиональным программам в ДШИ осуществляется по результатам их отбора. Порядок проведения индивидуального отбора детей устанавливается Министерством культуры Российской Федерации.
Прием детей на общеразвивающие программы не требует их индивидуального отбора и осуществляется ДШИ самостоятельно с учетом имеющихся в ДШИ кадровых и материальных ресурсов.
Обучающимся ДШИ является лицо, зачисленное приказом руководителя в образовательную организацию.
15. Реализация предпрофессиональных и общеразвивающих программ возможна только при наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности по этим программам.
16. Предпрофессиональная программа должна содержать следующие разделы:
— планируемые результаты освоения обучающимися предпрофессиональной программы;
— график образовательного процесса;
— программы учебных предметов;
— систему и критерии оценок, используемые при проведении промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения обучающимися предпрофессиональной программы;
— программу творческой, методической и культурно-просветительной деятельности ДШИ.
Разработанная ДШИ предпрофессиональная программа должна обеспечивать достижение обучающимися результатов освоения данной программы, предусмотренных ФГТ.
Реализация предпрофессиональных программ должна учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся (творческие, эмоциональные, интеллектуальные и физические).
17. Предпрофессиональная программа может включать как один, так и несколько учебных планов в зависимости от сроков обучения детей, установленных ФГТ.
18. Структура общеразвивающих программ, сроки обучения по ним, результаты освоения этих программ устанавливаются ДШИ самостоятельно с учетом рекомендаций Министерства культуры Российской Федерации.
19. Организация учебного процесса в ДШИ осуществляется в соответствии с расписанием занятий по каждой из реализуемых образовательных программ, которое составляется и утверждается ДШИ самостоятельно на основании учебных планов.
20. ДШИ имеет право реализовывать предпрофессиональную программу в сокращенные сроки при условии освоения обучающимся объема знаний, приобретения умений и навыков, предусмотренных ФГТ.
Сокращенными называются такие предпрофессиональные программы, которые могут быть освоены ребенком за меньший период времени, по сравнению с нормативными, на основе имеющихся у него знаний, умений и навыков, приобретенных за предшествующий период обучения (непосредственно в данной ДШИ или за ее пределами, в том числе в форме самообучения).
Сокращение срока освоения предпрофессиональных программ допускается при условии разработки ДШИ сокращенной предпрофессиональной программы и готовности обучающегося к ее освоению. Решение об освоении обучающимся сокращенной предпрофессиональной программы должно приниматься коллегиальным органом ДШИ (советом ДШИ или педагогическим советом) при наличии соответствующего заявления от родителей (законных представителей) обучающегося.
Имеющиеся у ребенка знания, умения и навыки, приобретенные им за пределами ДШИ, а также наличие у него творческих и интеллектуальных способностей, а при необходимости и физических данных, могут позволить ему:
— приступить к освоению предпрофессиональной программы не с первого года ее реализации (поступления в ДШИ не в первый, а в другие классы, за исключением выпускного);
— перейти на сокращенную предпрофессиональную программу в результате достижения высоких результатов освоения пройденного учебного материала при обучении либо по предпрофессиональной, либо по общеразвивающей программе.
21. ДШИ имеет право реализовывать предпрофессиональную программу по индивидуальным учебным планам при условии освоения обучающимся объема знаний, приобретения умений и навыков, предусмотренных ФГТ. Реализация учебного процесса по индивидуальному учебному плану может осуществляться в следующих случаях:
— наличие у обучающегося творческой и интеллектуальной одаренности, проявление которой связано с постоянным участием в творческих мероприятиях (конкурсах, концертах, олимпиадах и др.), что подтверждает возможность освоения учебных предметов в индивидуальном режиме;
— наличие у обучающегося медицинских показаний, предусматривающих иной режим посещения учебных занятий, нежели режим, установленный общим расписанием.
22. В ДШИ учебный год начинается 1 сентября и заканчивается в сроки, установленные графиками учебного процесса и учебными планами. Перенос сроков начала учебного года более чем на десять календарных дней осуществляется в исключительных случаях по решению учредителя.
23. При реализации предпрофессиональных программ продолжительность учебного года с первого класса по класс, предшествующий выпускному классу, составляет 39 недель, в выпускном классе – 40 недель. Продолжительность учебных занятий в первом классе составляет 32 недели (за исключением предпрофессиональной программы со сроком обучения 5 лет), со второго класса (при сроке обучения 5 лет – с первого класса) по выпускной класс – 33 недели.
24. Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из которых 32–33 недели – проведение аудиторных занятий, 2–3 недели – проведение консультаций и экзаменов, в остальное время деятельность педагогических работников должна быть направлена на методическую, творческую, культурно-просветительную работу, а также освоение дополнительных профессиональных образовательных программ.
25. В ДШИ с первого по выпускной классы в течение учебного года предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель, в первом классе устанавливаются дополнительные недельные каникулы. Летние каникулы устанавливаются в объеме 12–13 недель (в соответствии с ФГТ к той или иной предпрофессиональной программе), за исключением последнего года обучения. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные для общеобразовательных организаций при реализации ими основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.
26. При реализации предпрофессиональных программ в ДШИ изучение учебных предметов учебного плана и проведение консультаций осуществляются в форме индивидуальных занятий, мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек, по ансамблевым учебным предметам – от 2-х человек), групповых занятий (численностью от 11 человек).
27. При реализации предпрофессиональных программ продолжительность учебных занятий, равная одному академическому часу, определяется уставом ДШИ и может составлять от 40 до 45 минут, в первом-втором классах – от 30 минут. Продолжительность учебных занятий по одному учебному предмету в день не должна превышать 1,5 академического часа.
28. В ДШИ могут устанавливаться следующие виды аудиторных учебных занятий: урок (контрольный урок), прослушивание, творческий просмотр, творческий показ, зачет (технический зачет), спектакль, пленэр, репетиция, академический концерт, мастер-класс, лекция, семинар, контрольная работа, практическое занятие, лабораторное занятие.
29. При реализации предпрофессиональных программ предусматривается внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся, которая сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение, по каждому учебному предмету. Данное обоснование указывается в программах учебных предметов, реализуемых в ДШИ.
Отводимое для внеаудиторной работы время может быть использовано на выполнение обучающимися домашнего задания, посещение ими учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности ДШИ, предусмотренных программой творческой и культурно-просветительской деятельности ДШИ.
Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается учебно-методическими материалами в соответствии с программными требованиями по каждому учебному предмету.
30. ДШИ самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся. Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся является локальным нормативным актом ДШИ, который принимается органом самоуправления ДШИ (советом ДШИ, методическим советом и др.) и утверждается руководителем ДШИ.
При реализации предпрофессиональных программ в процессе промежуточной аттестации обучающихся в учебном году рекомендуется устанавливать не более четырех экзаменов и шести зачетов.
31. Особенности творческого развития обучающегося в ДШИ не исключают возможности перевода обучающегося с одной образовательной программы в области искусств на другую. Порядок перевода обучающегося с одной образовательной программы в области искусств на другую определяется уставом ДШИ или локальным нормативным актом, принимаемым коллегиальным органом ДШИ и утверждаемым руководителем ДШИ.
32. При реализации предпрофессиональных программ перевод обучающегося из класса в класс по итогам весенне-летней промежуточной аттестации осуществляется на основании решения коллегиального органа (совета ДШИ, педагогического совета) ДШИ о возможности дальнейшего освоения обучающимся предпрофессиональной программы с учетом его творческого развития и, в случае необходимости, физических данных. Принятое решение оформляется соответствующим приказом руководителя ДШИ.
33. В случае принятия решения о невозможности продолжения обучения по предпрофессиональной программе по причине недостаточности творческих способностей и (или) физического развития обучающегося, ДШИ обязана проинформировать о данном решении родителей (законных представителей) обучающегося и обеспечить его перевод на другую реализующуюся в ДШИ образовательную программу (предпрофессиональную или общеразвивающую), либо предоставить возможность повторного обучения в соответствующем классе.
34. По решению коллегиального органа ДШИ (совета ДШИ, педагогического совета) за неоднократно совершенные нарушения устава допускается отчисление обучающегося из ДШИ. Отчисление обучающегося из ДШИ осуществляется, если меры воспитательного характера не дали результата и дальнейшее пребывание обучающегося в ДШИ оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников ДШИ. ДШИ обязана в течение двух недель проинформировать родителей (законных представителей) обучающегося об отчислении обучающегося из ДШИ. Отчисление обучающихся по инициативе ДШИ во время их болезни или каникул не допускается.
Порядок и условия отчисления обучающегося должны определяться уставом ДШИ.
35. Обучающиеся имеют право на восстановление в ДШИ при наличии вакантных мест. Порядок и условия восстановления в ДШИ лица, отчисленного ранее, определяются уставом ДШИ.
36. При реализации образовательных программ в области искусств в ДШИ осуществляется методическая работа, направленная на совершенствование образовательного процесса (в том числе – образовательных программ, форм и методов обучения) с учетом развития творческой индивидуальности обучающегося. С этой целью в ДШИ создается методический совет. Требования к методической работе, порядок оценки ее результатов определяются уставом или локальным нормативным актом ДШИ.
37. Реализация образовательных программ в области искусств обеспечивается учебно-методической документацией по всем учебным предметам. В образовательном процессе используются учебники, учебно-методические пособия, хрестоматии, нотные издания, аудио-, видеоматериалы и другие учебно-методические материалы, перечень которых должен содержаться в программах учебных предметов.
В случае отсутствия государственной поддержки со стороны органов государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации на данные цели финансирование расходов на приобретение таких учебников, учебно-методических пособий, хрестоматий, нотных изданий, аудио-, видеоматериалов и других учебно-методических материалов должно осуществляться учредителем ДШИ.
38. Права и обязанности обучающихся ДШИ определяются законодательством Российской Федерации и уставом ДШИ. Обучающимся выдаются ученические билеты по форме, устанавливаемой ДШИ.
Обучающиеся имеют право бесплатно пользоваться библиотекой, фонотекой, аудио- и видеоматериалами ДШИ, информационными ресурсами, услугами социально-бытовых, лечебных и других подразделений ДШИ в порядке, установленном уставом и локальными нормативными актами ДШИ.
39. Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся определяются уставом ДШИ. В частности, могут быть предусмотрены следующие обязанности:
— выполнять устав ДШИ и принятые на его основе локальные нормативные акты ДШИ;
— воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, творческом, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии;
— создавать условия, необходимые для получения ими образования в ДШИ.
Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся, не предусмотренные уставом ДШИ, могут закрепляться в заключенном между ними и ДШИ договоре.
40. Реализация образовательных программ в области искусств обеспечивается педагогическими работниками, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого ими учебного предмета.
При реализации предпрофессиональных программ доля преподавателей, имеющих высшее профессиональное образование, устанавливается ФГТ. До 10 процентов от общего числа преподавателей, которые должны иметь высшее профессиональное образование, может быть заменено преподавателями, имеющими среднее профессиональное образование и государственные почетные звания в соответствующей профессиональной сфере, или специалистами, имеющими среднее профессиональное образование и стаж практической работы в соответствующей профессиональной сфере более 15 непосредственно предшествующих лет.
41. Педагогические работники обязаны обеспечивать высокую эффективность образовательного процесса, систематически заниматься повышением своей квалификации. Педагогические работники должны осуществлять творческую и методическую работу.
42. ДШИ должна создавать условия для взаимодействия с другими образовательными организациями, реализующими образовательные программы в области соответствующего вида искусств, в том числе и профессиональные, с целью обеспечения возможности восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической работы, получения консультаций, использования передовых педагогических технологий.
43. ДШИ имеет право осуществлять международное сотрудничество в области образовательной, творческой, методической и иной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации. Международное сотрудничество также может осуществляться на основе договоров, заключенных ДШИ с иностранными физическими и (или) юридическими лицами.
Минкультуры России от 22.10.2019 N 378-01.1-39-ОЯ
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 22 октября 2019 г. N 378-01.1-39-ОЯ
В целях обеспечения единства основных требований к организации и осуществлению образовательной деятельности при реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств Министерство культуры Российской Федерации направляет для использования в работе прилагаемые Методические рекомендации.
Методические рекомендации предназначены для использования в своей деятельности руководителями и специалистами образовательных организаций, реализующих дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств (детских школ искусств по видам искусств, профессиональных образовательных организаций, организаций высшего образования в сфере культуры и искусств), а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в том числе в качестве руководства при разработке нормативных правовых актов, регулирующих вопросы организации и осуществления деятельности по реализации дополнительных общеобразовательных программ в области искусств.
ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ
В ОБЛАСТИ ИСКУССТВ
Часть 3 статьи 83 Федерального закона «Об образовании в РФ».
Приказ Минкультуры России от 16.07.2013 N 998 (в ред. приказа Минкультуры России от 25.11.2015 N 2861) «Об утверждении перечня дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств».
II. Особенности реализации дополнительных
предпрофессиональных программ в детских школах искусств
Исключительное право ДШИ среди иных организаций дополнительного образования на реализацию дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств определены статьей 83 Федерального закона «Об образовании в РФ».
III. Разработка дополнительных
Часть 4 статьи 75 Федерального закона «Об образовании в РФ».
Пункт 11 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденного приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Вместе с тем, в соответствии с пунктом 4 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам особенности реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств регулируются статьей 83 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
ФГТ предусматривают следующую структуру дополнительной предпрофессиональной программы: пояснительная записка, планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы, учебный план, график образовательного процесса, программы учебных предметов, система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения образовательной программы обучающимися, программа творческой, методической и просветительской деятельности образовательной организации.
Обновление указанных разделов дополнительной предпрофессиональной программы влечет за собой необходимость ее утверждения в новой редакции, либо утверждения внесенных в программу изменений.
См. статью 29 Федерального закона «Об образовании в РФ», постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 N 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации», приказ Рособрнадзора от 29.05.2014 N 785 (в ред. от 27.11.2017) «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации».
IV. Сетевая форма реализации дополнительных
См. статью 15 Федерального закона «Об образовании в РФ», Методические рекомендации по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ, направленные письмом Минобрнауки России от 28.08.2015 N АК-2563/05.
Сетевая форма не является обязательной и применяется образовательной организацией только в тех случаях, когда это целесообразно для обеспечения необходимого уровня подготовки обучающихся, повышения качества реализации образовательных программ. Образовательные программы, реализуемые с применением сетевой формы, могут позволить аккумулировать опыт и ресурсы не только нескольких образовательных организаций, но и учреждений культуры.
Применение сетевой формы реализации дополнительных предпрофессиональных программ осуществляется на основе договора между организациями и должно быть обеспечено соответствующими учебно-методическими документами и материалами.
Образцы договоров о сетевой реализации образовательных программ см. в приложении к Методическим рекомендациям по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ (письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 N АК-2563/05).
V. Творческая, просветительская и методическая деятельность
в условиях реализации дополнительных
Реализация дополнительных предпрофессиональных программ предусматривает разработку и выполнение программ (планов) творческой, методической, просветительской деятельности, которые утверждаются советом (педагогическим советом, учебно-методическим советом) образовательной организации.
Творческая деятельность (проведение конкурсов, фестивалей, концертов, мастер-классов, творческих вечеров, олимпиад, выставок, смотров, театрализованных представлений и др.) может осуществляться как самой образовательной организацией, так и с привлечением профессиональных образовательных организаций и организаций высшего образования, учреждений культуры. Привлечение обучающихся к участию в творческих мероприятиях, организуемых как в самой образовательной организации, так и за ее пределами, осуществляется с учетом мнения преподавателей, которые определяют наиболее эффективный путь развития творческих способностей обучающихся.
С целью обеспечения эффективной реализации дополнительных предпрофессиональных программ в образовательных организациях могут создаваться учебные творческие коллективы (учебные симфонические, камерные оркестры и инструментальные ансамбли различных составов, оркестры народных инструментов, духовые оркестры, хоровые, вокальные, хореографические, театральные коллективы), деятельность которых, регулируется локальными нормативными актами образовательной организации. При этом участие обучающихся в творческой деятельности в каникулярное время (выступления на различных площадках, творческие поездки, пленэры и др.) должно осуществляться с согласия их родителей (законных представителей).
Методическая деятельность направлена на сохранение и развитие лучших традиций отечественного художественного образования, изучение, обобщение, освоение и передачу педагогического опыта, обеспечивающего качественную реализацию дополнительных предпрофессиональных программ. Методическая деятельность включает в себя: разработку и совершенствование образовательных программ (в том числе, разработку фонда оценочных материалов для оценки уровня подготовки обучающихся); контроль и оценку качества программно-методической документации, организацию экспертизы (рецензирования) и подготовку программно-методической документации к утверждению; создание программно-методических комплексов, обеспечивающих учебный процесс; анализ и оценку мероприятий по обновлению содержания образования, инновационных форм, методов, приемов, средств обучения; разработку локальных нормативных актов, регламентирующих организацию образовательного процесса; организацию работы методического совета (при его наличии), отделов и иных аналогичных структур в целях обмена и распространения лучшего педагогического опыта; оказание методической помощи и поддержки педагогическим работникам, в том числе при подготовке к аттестации; организацию методических мероприятий как внутри образовательной организации, так и за ее пределами (конференций, семинаров, практикумов, круглых столов, мастер-классов, открытых уроков), в том числе проводимых совместно с методическими службами, иными образовательными организациями; обеспечение педагогических работников информацией, необходимой для решения профессиональных задач и самообразования.
Требования к методической деятельности, порядок оценки ее результатов определяются локальным нормативным актом образовательной организации.
VI. Воспитательная функция образовательной организации
Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 N 2403-р); Основы государственной культурной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утверждены Указом Президента Российской Федерации от 24.12.2014 N 808); Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 N 326-р); Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 N 996-р).
Воспитательная деятельность образовательной организации, направленная на разностороннее развитие личности каждого ребенка в доступных ему видах деятельности, формирование у детей потребности к постоянному самосовершенствованию и творческому саморазвитию, содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации к жизни в условиях социальных перемен, должны быть отражены не только в уставе образовательной организации, но и в разрабатываемых ею образовательных программах, планах учебно-воспитательной работы, учтены при организации работы с родителями обучающихся. Указанные целевые ориентиры могут конкретизироваться в следующих задачах: создание благоприятной, доброжелательной, творческой атмосферы, способствующей осмыслению и усвоению детьми нравственных норм, духовной культуры человечества, закреплению этих норм в их повседневном поведении; создание условий для формирования основ культуры межличностного общения, поведения; воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов; формирование у обучающихся умения объективно оценивать свой труд, навыков взаимодействия с преподавателями, концертмейстерами и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и различным художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.
VII. Учебный план и график учебного процесса
См. пункт 22 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в РФ», раздел IV ФГТ.
Образовательная организация самостоятельно распределяет объем аудиторных часов учебных предметов, который определен соответствующими ФГТ, по годам обучения.
Учебный план предусматривает объединение учебных предметов по предметным областям. Предметные области имеют обязательную и вариативную части.
Объем аудиторной нагрузки по учебным предметам обязательной части учебного плана установлен ФГТ.
Количество аудиторных часов, отводимых на учебные предметы вариативной части, определяется образовательной организацией самостоятельно с учетом верхнего предела, установленного соответствующими ФГТ. Перечень учебных предметов вариативной части определяется образовательной организацией самостоятельно с учетом исторических, национальных и региональных традиций в подготовке кадров, а также имеющихся финансовых ресурсов.
Каждый предмет вариативной части должен завершаться аттестацией. Итоговые оценки по учебным предметам обязательной и вариативной частей заносятся в свидетельство об освоении дополнительной предпрофессиональной программы.
См. приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196.
Реализация дополнительной предпрофессиональной программы обеспечивается консультациями для обучающихся, которые проводятся с целью их подготовки к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям творческой и просветительской направленности по усмотрению образовательной организации. Раздел учебного плана «Консультации» разрабатывается образовательной организацией самостоятельно в соответствии с федеральными государственными требованиями. Объем консультационных часов по каждой предпрофессиональной программе указан в разделе V соответствующих федеральных государственных требований. Проведение консультаций может быть предусмотрено как для учебных предметов обязательной, так и вариативной частей.
Консультационные и пленэрные занятия могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени. В соответствии с ФГТ в случае, если консультации и пленэрные занятия проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся (подготовку к промежуточной (экзаменационной) аттестации или итоговой аттестации) и методическую работу преподавателей. Резерв учебного времени можно использовать как перед промежуточной (экзаменационной) аттестацией, так и после ее окончания с целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул.
Для проведения консультаций образовательной организацией составляется расписание, ведется журнал учета консультационных часов. Общий объем часов, предусмотренный на консультационные и пленэрные занятия в рамках реализуемых дополнительных предпрофессиональных программ, учитывается при формировании учебной нагрузки педагогических работников и включается в тарификационный список образовательной организации.
На основании учебного плана разрабатывается график образовательного процесса. График образовательного процесса дополнительной предпрофессиональной программы является круглогодичным и включает в себя количество недель аудиторных занятий, время, предусмотренное для промежуточной и итоговой аттестации, и каникулярное время. График образовательного процесса является частью образовательной программы, утверждается образовательной организацией ежегодно, размещается на официальном сайте и информационных стендах.
Пункт 11 части 1 статьи 34 Федерального закона «Об образовании в РФ».
Часть 4 статьи 34 Федерального закона «Об образовании в РФ».
— право рекомендовать обучающимся мероприятия для посещения в соответствии с направленностью их обучения, интересов, индивидуального развития и учебного плана;
— право на установку норм и правил поведения обучающихся при проведении мероприятий как внутри организации, так на других площадках вне ее;
— право устанавливать возрастные ограничения на посещение мероприятий обучающимися;
— право объявлять особые правила поведения и (или) проводить инструктаж по технике безопасности при проведении массовых мероприятий;
— право устанавливать правила на ведение обучающимися во время мероприятий фото- и видеосъемки с разрешения образовательной организации;
— право на установку запрета использовать мобильную связь во время мероприятия;
— право на установку особого порядка посещения мероприятий лицами, не являющимися обучающимися образовательной организации.
VIII. Срок освоения дополнительных предпрофессиональных
программ. Ускоренное обучение
См. пункт 3 части 1 статьи 34 Федерального закона «Об образовании в РФ».
Ускоренное обучение позволяет освоить дополнительную предпрофессиональную программу в сокращенные сроки по сравнению со сроками, установленными федеральными государственными требованиями, на основе имеющихся у обучающихся знаний, умений и навыков, приобретенных за предшествующий период обучения (непосредственно в данной образовательной организации или за ее пределами, в том числе в форме самообразования и других формах).
Имеющиеся у ребенка знания, умения и навыки, приобретенные им в данной образовательной организации, в другой образовательной организации или в форме самообразования, наличие у него творческих и интеллектуальных способностей, а при необходимости и физических данных, могут позволить ему:
перейти на ускоренное обучение, в том числе после достижения высоких результатов освоения пройденного учебного материала, подтвержденных промежуточной аттестацией;
приступить к освоению образовательной программы не с первого года ее реализации (поступление в образовательную организацию не в первый, а в другие классы, за исключением выпускного, при наличии свободных мест в соответствующем классе по соответствующей образовательной программе).
Порядок перехода на ускоренное обучение включает зачет учебных предметов или их разделов, изученных в процессе предшествующего обучения и подтвержденных документом об образовании/обучении (свидетельство, справка об обучении или периоде обучения и другие) или изученных в процессе предшествующего самообразования и подтвержденных аттестацией, проводимой образовательной организацией.
Зачет результатов обучения осуществляется в форме перезачета или аттестации. Перезачет и аттестация проводятся по заявлению родителей (законных представителей).
Аттестация при переходе обучающегося на ускоренное обучение проводится аттестационной комиссией в различных формах (прослушивание, просмотр и других) по решению образовательной организации для установления уровня подготовки обучающегося в случае, если документы, подтверждающие предшествующее обучение, отсутствуют. При получении положительных оценок обучающийся также освобождается от необходимости повторного изучения соответствующего предмета (предметов), а результаты аттестации фиксируются в документах об освоении дополнительной предпрофессиональной программы.
Решение аттестационной комиссии о зачете учебных предметов оформляется приказом руководителя образовательной организации.
IX. Особенности реализации индивидуального учебного плана
См. пункт 3 части 1 статьи 11 Федерального закона «Об образовании в РФ».
См. пункт 23 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в РФ».
Обучение по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемой дополнительной предпрофессиональной программы осуществляется в порядке, установленном локальным нормативным актом образовательной организации.
Индивидуальный учебный план применяется при переходе обучающегося на ускоренное обучение. Индивидуальный учебный план может применяться также для отдельных обучающихся, групп обучающихся в следующих случаях:
в целях создания условий, способствующих наиболее эффективной подготовке одаренных обучающихся к поступлению в профессиональные образовательные организации;
перезачета часов учебных предметов, освоенных обучающимися в других образовательных организациях, и исключения данных учебных предметов в индивидуальном учебном плане, разработанном для таких обучающихся;
реализации адаптированных образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями, предусматривающих иной режим посещения учебных занятий, нежели режим, установленный общим расписанием;
по медицинским показаниям для обучающихся, освобожденных на определенный период времени от посещения некоторых учебных предметов или имеющим пропуски по болезни, и других.
Индивидуальный учебный план разрабатывается, как правило, на один учебный год, либо на иной срок, утвержденный образовательной организацией в соответствии с условиями индивидуализации, определенными для конкретного обучающегося.
Заявления от родителей (законных представителей) о переводе на обучение по индивидуальному учебному плану могут приниматься в течение учебного года.
Рассмотрение заявлений происходит в порядке, установленном образовательной организацией.
Индивидуальный учебный план утверждается руководителем образовательной организации на основании решения совета (педагогического совета, учебно-методического совета) образовательной организации.
Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану оформляется распорядительным актом образовательной организации, который доводится до сведения родителей обучающихся (законных представителей).
X. Прием на обучение по дополнительным предпрофессиональным
программам. Перевод с одной образовательной
программы на другую
Прием на обучение по дополнительной предпрофессиональной программе проводится на основе результатов индивидуального отбора, организуемого образовательной организацией в целях выявления детей, имеющих необходимые для освоения соответствующей образовательной программы творческие способности и (или) физические данные. Отбор на обучение проводится образовательной организацией в соответствии с Порядком приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам, утвержденного приказом Минкультуры России от 14.08.2013 N 1145, являющегося нормативным правовым актом прямого действия. Нормы законодательства субъектов Российской Федерации, устанавливающие порядок приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам, не могут подлежать применению в связи с тем, что в соответствии с Федерального закона «Об образовании в РФ» нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, регулирующие отношения в сфере образования, применяются в случаях, когда они не противоречат указанному федеральному закону и издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Часть 5 статьи 111 Федерального закона «Об образовании в РФ».
Порядок приема в конкретную образовательную организацию на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в части, не урегулированной законодательством об образовании, устанавливается уставом образовательной организации и (или) локальным нормативным актом образовательной организации. Локальные акты образовательной организации не должны содержать нормы, ограничивающие права учащихся, предусмотренные законодательством об образовании.
На основе определенного учредителем количества мест для приема по каждой дополнительной предпрофессиональной программе устанавливается объем государственного (муниципального) задания.
Образовательная организация самостоятельно устанавливает (с учетом ФГТ):
формы проведения индивидуального отбора по каждой дополнительной предпрофессиональной программе (просмотр, прослушивание, собеседование, показ и другие);
требования к уровню способностей и физическим данным поступающих (по каждой форме индивидуального отбора);
систему оценок, применяемую при проведении индивидуального отбора;
критерии оценки по различным формам проведения индивидуального отбора;
условия и особенности приема для поступающих с ограниченными возможностями здоровья.
По итогам проведения индивидуального отбора по каждой дополнительной предпрофессиональной программе образовательной организацией издается распорядительный акт о приеме детей на обучение.
Заключение договора об образовании между образовательной организацией и родителями (законными представителями) лиц, зачисляемых на обучение по каждой дополнительной предпрофессиональной программе за счет средств соответствующего бюджета не является обязательным. В случаях, если образовательная организация заключает такой договор, инициатива которого со стороны образовательного учреждения обоснована необходимостью конкретизации в нем тех или иных условий обучения или иных вопросов, имеющих принципиальное значение при организации образовательного процесса, такой договор заключается в простой письменной форме на весь срок освоения образовательной программы; заключение договора на меньший срок, чем срок освоения образовательной программы (например, на один учебный год), не допускается.
Часть 12 статьи 60 Федерального закона «Об образовании в РФ».
Законодательство Российской Федерации не устанавливает норм, содержащих запрет на освоение обучающимися параллельно двух дополнительных общеобразовательных предпрофессиональных и (или) общеразвивающих программ. Однако параллельное освоение двух дополнительных общеобразовательных предпрофессиональных и (или) общеразвивающих программ приведет к превышению верхнего предела аудиторной недельной нагрузки (14 часов в неделю), установленного ФТГ (пункт 4.3.). Образовательная организация может предусмотреть освоение обучающимися отдельных учебных предметов помимо учебных предметов, включенных в учебный план дополнительной предпрофессиональной программы, в пределах указанной максимальной аудиторной нагрузки, на платной основе по заявлению родителей (законных представителей).
Образовательная организация может также предоставить обучающемуся возможность перевода с одной дополнительной предпрофессиональной программы на другую. Данный перевод осуществляется на основании локального нормативного акта организации, в котором должны быть предусмотрены следующие условия: наличие свободных мест по предпрофессиональной программе, на которую переводится обучающийся; наличие заявления родителей (законных представителей); проявленные обучающимся творческие способности и (или) физические данные, которые позволят освоить обучающемуся образовательную программу, на которую он переводится. В данном локальном нормативном акте образовательная организация может определить также: порядок перевода с одной образовательной программы на другую, включая перезачет часов учебных предметов, сроки, в которые осуществляется перевод, формы проверки наличия у детей творческих способностей и (или) физических данных.
XI. Платные образовательные услуги
Статья 101 Федерального закона «Об образовании в РФ», постановление Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 N 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг».
Привлечение дополнительных финансовых средств, а также увеличение их объема может осуществляться путем реализации дополнительных предпрофессиональных программ на платной основе, а также разработки краткосрочных дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых на платной основе, в том числе для лиц разного возраста; предоставления платных образовательных услуг в форме индивидуальных занятий, организации кружков, студий, творческих мастерских, реализации образовательных программ по подготовке к поступлению обучающихся в профессиональные образовательные организации, проведения творческих школ, мастер-классов и др. Образовательная организация использует кадровые и материально-технические возможности в целях развития и обновления форм и содержания платных услуг.
Часть 5 статьи 55 Федерального закона «Об образовании в РФ».
Часть 2 статьи 53 Федерального закона «Об образовании в РФ».
Договор об образовании заключается между образовательной организацией и физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение лица, зачисляемого на обучение в простой письменной форме на весь срок освоения образовательной программы. В договоре об образовании должны быть указаны: вид и наименование образовательной программы, срок освоения образовательной программы (продолжительность обучения), права и обязанности сторон, полная стоимость платных образовательных услуг и порядок их оплаты, иные сведения в соответствии с Правилами оказания платных образовательных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 N 706.
Часть 3 статьи 54 Федерального закона «Об образовании в РФ».
Обучающиеся имеют право на перевод с платного обучения на бесплатное в случаях и в порядке, установленных образовательной организацией и предусмотренных в уставе и (или) в локальном нормативном акте образовательной организации. Основными условиями перевода являются: наличие освободившихся бюджетных мест по соответствующей программе на соответствующем году обучения, высокие результаты обучения, отмеченные при прохождении промежуточной аттестации, наличие заявления родителей (законных представителей). Решение о переводе с платного обучения на бесплатное принимается коллегиальным органом образовательной организации.
XII. Контроль качества реализации дополнительных
предпрофессиональных программ. Текущая, промежуточная
и итоговая аттестация
ФГТ являются основой для оценки качества реализации дополнительных предпрофессиональных программ. Контроль за качеством освоения обучающимися дополнительной предпрофессиональной программы включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию.
Образовательные организации, реализующие дополнительные предпрофессиональные программы, разрабатывают локальные нормативные акты (положения), регулирующие периодичность, порядок и формы проведения, систему оценки, оформления и анализа результатов промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в соответствии с федеральными государственными требованиями, требованиями дополнительных предпрофессиональных программ к уровню знаний, умений и навыков обучающихся и настоящими методическими рекомендациями.
Текущий контроль успеваемости обучающихся осуществляет преподаватель, реализующий соответствующий учебный предмет. Текущий контроль осуществляется регулярно в рамках аудиторного времени и предполагает использование различных систем оценивания. На основании результатов текущего контроля могут выставляться оценки по промежуточной аттестации (например, четвертные оценки).
Текущая оценка знаний, умений и навыков обучающихся, успеваемость и учет посещения ими занятий, рекомендации преподавателя по организации домашних занятий фиксируются в дневнике учащегося. Дневник учащегося как правило рассчитан на один учебный год. Форма и порядок ведения дневника учащегося утверждаются локальным нормативным актом образовательной организации.
Пункт 10 части 3 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в РФ».
Часть 5 статьи 111 Федерального закона «Об образовании в РФ».
Формы, система оценивания, порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся (включая сроки прохождения соответствующих испытаний обучающимся, не прошедшим промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющим академическую задолженность), периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся устанавливаются локальными нормативными актами образовательной организации. Указанные локальные нормативные акты не должны содержать нормы, ограничивающие права обучающихся и противоречащие законодательству Российской Федерации об образовании и ФГТ.
Согласно ФГТ дополнительные предпрофессиональные программы должны содержать раздел «Система и критерии оценок промежуточной аттестации обучающихся»; учебные планы должны предусматривать раздел «Промежуточная аттестация».
Основными формами промежуточной аттестации являются: экзамен, зачет, контрольный урок (прослушивание). В соответствии с федеральными государственными требованиями экзамены, контрольные уроки, зачеты могут проходить в виде технических зачетов, академических концертов, исполнения концертных программ, просмотров, выставок, творческих показов, театральных постановок, письменных работ, устных опросов.
При осуществлении промежуточной аттестации обучающихся в учебном году следует устанавливать не более четырех экзаменов и шести зачетов.
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. В соответствии с графиком образовательного процесса экзамены проводятся по окончании учебных занятий в учебном году в рамках времени, отведенного на проведение промежуточной (экзаменационной) аттестации.
Зачеты могут быть дифференцированные и недифференцированные (в зависимости от применяемой образовательной организацией системы оценок). Академические концерты предполагают те же требования, которые применяются к зачетам (публичное исполнение (показ) учебной программы (учебной работы) или части ее в присутствии комиссии), и имеют открытый характер (с присутствием родителей, обучающихся и других слушателей (зрителей). Контрольные прослушивания (просмотры) направлены на выявление знаний, умений и навыков обучающихся по определенным видам работ, не требующим публичного исполнения (показа) и концертной готовности: проверка навыков самостоятельной работы обучающихся, проверка технического продвижения, проверка степени готовности обучающихся выпускных классов к итоговой аттестации и т.д. Контрольные прослушивания (просмотры) проводятся в присутствии комиссии и могут включать в себя элементы беседы с обучающимися.
По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об освоении дополнительной предпрофессиональной программы.
Комиссия по проведению промежуточной аттестации назначается приказом руководителя образовательной организации.
Обучающиеся, освоившие в полном объеме в учебном году соответствующую дополнительную предпрофессиональную программу, переводятся в следующий класс. Федеральным законом «Об образовании в РФ» не предусмотрено установление проходных баллов, ограничивающих право учащегося на продолжение обучения в следующем классе по осваиваемой им дополнительной предпрофессиональной программе.
Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью. Образовательная организация создает условия обучающимся для ликвидации академической задолженности и обеспечивает контроль за своевременностью ее ликвидации. Условия и порядок ликвидации академической задолженности определяются уставом образовательной организации либо соответствующим локальным нормативным актом.
Обучающимся, имеющим академическую задолженность, предоставляется возможность пройти промежуточную аттестацию по соответствующему учебному предмету не более двух раз в сроки, определяемые образовательной организацией. В указанный период не включается время болезни обучающихся.
Обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению образовательной организации, с учетом мнения родителей (законных представителей) могут быть оставлены на повторное обучение (при наличии свободных мест в соответствующем классе), переведены на другую образовательную программу либо на обучение по индивидуальному учебному плану.
Статья 59 Федерального закона «Об образовании в РФ».
Часть 6 статьи 83 Федерального закона «Об образовании в РФ».
Часть 5 статьи 111 Федерального закона «Об образовании в РФ».
Локальные нормативные акты, регулирующие порядок и формы проведения итоговой аттестации обучающихся в конкретной образовательной организации, не должны противоречить Федеральному закону «Об образовании в РФ», Положению об итоговой аттестации, утвержденному приказом Минкультуры России от 09.02.2012 N 86, и ФГТ.
Экзаменационные комиссии формируются для проведения итоговой аттестации по каждой дополнительной предпрофессиональной программе отдельно. Экзаменационная комиссия формируется из числа преподавателей образовательной организации, участвующих в реализации дополнительной предпрофессиональной программы, освоение которой будет оцениваться данной экзаменационной комиссией. При этом одна экзаменационная комиссия вправе принимать несколько выпускных экзаменов в рамках одной дополнительной предпрофессиональной программы. Секретарь экзаменационной комиссии не входит в состав экзаменационной комиссии.
Председателя экзаменационной комиссии назначает учредитель образовательной организации из числа лиц, имеющих высшее образование в области соответствующего вида искусств и не являющихся работниками образовательной организации, в которой создается экзаменационная комиссия. С целью установления методических связей с профессиональными образовательными организациями и организациями высшего образования при выборе кандидатуры председателя экзаменационной комиссии для учредителя должна быть приоритетной кандидатура представителя профессиональной образовательной организации или организации высшего образования. Приказ о назначении председателя экзаменационной комиссии издается не позднее 10 апреля текущего года.
В одной образовательной организации одно и то же лицо может быть назначено председателем нескольких экзаменационных комиссий в случае, если в образовательной организации реализуются несколько дополнительных предпрофессиональных программ в области одного из видов искусства.
Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании по форме, утвержденной приказом Минкультуры России от 10.07.2013 N 975 «Об утверждении формы свидетельства об освоении дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств». Образовательная организация самостоятельно разрабатывает макет свидетельства, осуществляет его печатную подготовку (тиражирование), определяет порядок выдачи свидетельств об освоении дополнительных предпрофессиональных программ.
Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные оценки, а также лицам, освоившим часть дополнительной предпрофессиональной программы и (или) отчисленным из образовательной организации, выдается справка об обучении (периоде обучения), форма которой самостоятельно разрабатывается образовательной организацией.
Справка выдается на основании письменного заявления обучающегося или его родителей (законных представителей).
Лицам, не прошедшим итоговой аттестации по уважительной причине (в результате болезни или по другим уважительным причинам, подтвержденным документально), предоставляется возможность пройти итоговую аттестацию в иной срок без отчисления из образовательной организации, но не позднее шести месяцев с даты выдачи документа, подтверждающего наличие уважительной причины.
Обучающиеся, не прошедшие итоговую аттестацию по неуважительной причине или получившие на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, отчисляются из образовательной организации. Указанные обучающиеся вправе пройти итоговую аттестацию повторно не ранее, чем через шесть месяцев и не позднее, чем через год со дня, когда данные обучающиеся прошли (или должны были пройти) итоговую аттестацию впервые. Для прохождения повторной итоговой аттестации данные обучающиеся должны быть восстановлены в образовательной организации на период времени, не превышающий периода, предусмотренного на итоговую аттестацию федеральными государственными требованиями. Прохождение повторной итоговой аттестации более одного раза не допускается.
XI. Условия реализации дополнительных предпрофессиональных
программ для обучающихся с ограниченными возможностями
Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов образовательные организации организуют образовательный процесс по дополнительным предпрофессиональным программам с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий обучающихся.
Пункт 16 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в РФ».
Часть 3 статьи 79 Федерального закона «Об образовании в РФ».
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам устанавливаются требования к образовательным организациям в части дополнительного образования детей-инвалидов и лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.
См. приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196.
Дополнительные предпрофессиональные программы для обучающихся с ОВЗ относятся к адаптированным образовательным программам. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» адаптированная образовательная программа разрабатывается для обучения лиц с ОВЗ учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Пункт 28 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в РФ».
См. письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09.
В Методических рекомендациях приведена информация о специальных условиях получения образования и адаптации программ дополнительного образования для слепых и слабовидящих детей, для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слуха, с расстройствами аутистического спектра, с задержкой психического развития, с тяжелыми нарушениями речи.
Часть 3 статьи 55 Федерального закона «Об образовании в РФ».
Образовательные организации должны создавать специальные условия, без которых невозможно или затруднено освоение дополнительных предпрофессиональных программ указанными категориями обучающихся в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида.
См. пункт 18 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденного приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196.
Численный состав учебных групп может быть уменьшен при включении в него обучающихся с ОВЗ и (или) детей-инвалидов. Численность обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов в учебной группе может устанавливаться до 10 человек. Занятия в учебных группах с обучающимися с ОВЗ, детьми-инвалидами могут быть организованы как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах. С учетом особых потребностей обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов образовательная организация может предоставить учебные материалы в электронном виде.
Образовательная деятельность обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов обеспечивается педагогическими работниками, прошедшими соответствующую переподготовку (повышение квалификации).
к Методическим рекомендациям
по организации и осуществлению
при реализации дополнительных
в области искусств
ПРИМЕРНЫЕ ФОРМЫ УЧЕБНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
Форма 1. Заявление о приеме
Форма 2. Личное дело учащегося
Форма 3. Индивидуальный план
Форма 4. Справка об обучении (периоде обучения)
Форма 5. Бланк ведомости результатов проведения промежуточной аттестации
Форма 6. Бланк ведомости результатов проведения итоговой аттестации
Форма 7. Журнал учета посещаемости и успеваемости учащихся (индивидуальные занятия)
Форма 8. Журнал учета посещаемости и успеваемости учащихся (групповые занятия)
Форма 1. Заявление о приеме
Заполняется одним из родителей (законных представителей) после предварительного ознакомления с уставом, лицензией, образовательной программой, локальными нормативными актами образовательной организации, размещенными на официальном сайте и информационном стенде образовательной организации.
Данная форма заявления применяется в случае приема заявлений в образовательной организации и заполнения их в письменной форме.
Форма 2. Бланк личного дела обучающегося
На каждого обучающегося образовательной организацией заводится личное дело, которое может включать: бланк личного дела (Форма 2), заявление о приеме, приказ о зачислении, приказ об отчислении, копию свидетельства о рождении, выписку из протокола приемной комиссии по отбору поступающих (для поступивших на дополнительную предпрофессиональную программу в области искусств), медицинскую справку для обучающихся по программам хореографического или циркового искусства.
При переводе обучающегося в другую образовательную организацию Форма 2 выдается на руки обучающемуся (родителю (законному представителю). Образовательная организация ведет книгу выдачи Формы 2.