иск о признании безнадежной ко взысканию задолженности по налогам и сборам
ВС разрешил подавать иски о признании задолженности безнадежной к взысканию
Право налогоплательщиков обращаться в суд с иском о признании задолженности по налогу безнадежной к взысканию подтвердил Верховный суд РФ в опубликованном 21 декабря 190-страничном обзоре судебной практики, четвертом в этом году (об анализе практики судебной коллегии ВС по экономическим спорам читайте в материале Legal.Report ВС обобщил арбитражную практику последних месяцев).
В разделе, посвященном практике судебной коллегии по административным делам, ВС, в частности, отмечает, что налогоплательщик может реализовать права, предоставленные ему Налоговым кодексом РФ, посредством обращения в суд с административным исковым заявлением о признании задолженности по налогу безнадежной к взысканию.
А. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании задолженности по транспортному налогу и пеням безнадежной к взысканию.
Определением судьи районного суда, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, в принятии административного искового заявления отказано на основании ст. 128 Кодекса административного судопроизводства РФ в связи с тем, что А. избрал ненадлежащий способ защиты права. Суды пришли к выводу о том, что вопрос о списании безнадежной к взысканию задолженности по налогам подлежит рассмотрению не в судебном, а в административном порядке налоговым органом в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации. При этом налоговым органом не принималось каких-либо решений по заявленному требованию, не совершалось действий (бездействие), которые могут быть предметом судебной проверки. Требование о признании задолженности безнадежной к взысканию направлено на установление юридического факта, в связи с чем нормы КАС РФ в данном случае не могут быть применены.
Судебная коллегия по административным делам ВС РФ с такими выводами судов не согласилась по следующим основаниям.
По смыслу положений ст. 44 НК РФ, утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.
Согласно взаимосвязанному толкованию норм подп. 5 п. 3 ст. 44 и подп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в том числе в мотивировочной части судебного акта. Соответствующие записи исключаются налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика после вступления такого судебного акта в законную силу.
Исходя из толкования подп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ, инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию. Такое заявление подлежит рассмотрению в соответствии с требованиями КАС РФ.
Таким образом, у А. отсутствовала обязанность обращаться в досудебном порядке в налоговый орган с заявлением о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию.
При этом выяснение обстоятельств, касающихся существа заявленных требований, а также определение характера спорного правоотношения и подлежащего применению закона осуществляются при подготовке дела к судебному разбирательству в соответствии со ст. 132, 135 КАС РФ.
В связи с этим коллегия ВС отменила обжалуемые судебные акты и направила материал по административному исковому заявлению А. в суд первой инстанции для рассмотрения со стадии принятия заявления к производству суда (определение № 78-КГ16-43).
Иск о признании безнадежной ко взысканию задолженности по налогам и сборам
НК РФ Статья 59. Признание недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списание
(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 59 НК РФ
Споры в суде общей юрисдикции
1. Безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях:
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 240-ФЗ, от 30.11.2016 N 401-ФЗ, от 29.07.2018 N 232-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 2.1 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 240-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам;
4.1) вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если с даты образования недоимки и (или) задолженности по пеням и штрафам, размер которых не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве, прошло более пяти лет;
(пп. 4.1 в ред. Федерального закона от 25.12.2018 N 493-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4.2) снятия с учета в налоговом органе иностранной организации в соответствии с пунктом 5.5 статьи 84 настоящего Кодекса;
(пп. 4.2 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 244-ФЗ)
4.3) принятия судом акта о возвращении заявления о признании должника банкротом или прекращении производства по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве;
(пп. 4.3 введен Федеральным законом от 25.12.2018 N 493-ФЗ)
5) в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
1.1. В случае постановки иностранной организации на учет в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса после снятия ее с учета в налоговом органе в соответствии с пунктом 5.5 статьи 84 настоящего Кодекса суммы недоимки по налогу на добавленную стоимость, задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию на основании подпункта 4.2 пункта 1 настоящей статьи, восстанавливаются и подлежат уплате в срок, предусмотренный пунктом 11 статьи 174.2 настоящего Кодекса.
(п. 1.1 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 244-ФЗ)
2. Органами, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании, являются:
1) налоговые органы (за исключением случая, предусмотренного подпунктом 3 настоящего пункта);
(пп. 1 в ред. Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 27.11.2010 N 306-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть установлены дополнительные основания признания безнадежными к взысканию недоимки по региональным и местным налогам, задолженности по пеням и штрафам по этим налогам.
С 01.01.2022 п. 3 ст. 59 дополняется абзацем (ФЗ от 11.06.2021 N 199-ФЗ). См. будущую редакцию.
4. Суммы налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, списанные со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов в банках, но не перечисленные в бюджетную систему Российской Федерации, признаются безнадежными к взысканию и списываются в соответствии с настоящей статьей в случае, если на момент принятия решения о признании указанных сумм безнадежными к взысканию и их списании соответствующие банки ликвидированы.
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, а также перечень документов, подтверждающих обстоятельства, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (в части налогов, пеней, штрафов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза).
(в ред. Федерального закона от 27.11.2010 N 306-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также при списании безнадежной задолженности по процентам, предусмотренным главой 9, а также статьей 176.1 настоящего Кодекса.
Ст. 59 НК РФ ч.1. Признание недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списание
Налоговый орган спишет задолженность перед бюджетом только после того как признает ее безнадежной ко взысканию
Основания для признания задолженности перед бюджетом безнадежной ко взысканию
Если за организацией числится задолженность перед налоговыми органами, по которой истекли сроки исковой давности, то налоговики не могут заставить заплатить эти долги в бюджет. Однако из карточки РСБ она может быть исключена, только если задолженность будет признана безнадежной ко взысканию.
Возможно признание задолженности безнадежной ко взысканию через суд. Это осуществляется на основании судебного акта, из которого следует, что предельные сроки взыскания недоимки истекли, в связи с чем налоговые органы не имеют права взыскивать долги по налогам и сборам. Такой вывод могут содержать и резолютивная, и мотивировочная часть судебного акта по налоговым спорам (п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, приказ ФНС от 02.04.2019 № ММВ-7-8/164@). К таким актам относятся:
Налоговая инспекция обязана сразу после вступления в силу одного из вышеперечисленных судебных актов исключить запись о задолженности из лицевого счета налогоплательщика (абз. 4 п. 9 постановления от 30.07.2013 № 57).
Определить, истекли ли сроки исковой давности для взыскания налогов, пеней, штрафов, поможет готовое решение от КонсультантПлюс. Пробный доступ к правовой системе предоставляется бесплатно.
О правилах бухучета списываемой кредиторской задолженности читайте в этой статье.
Порядок признания задолженности безнадежной ко взысканию
Он определен приказом ФНС от 02.04.2019 № ММВ-7-8/164@.
При наличии судебного акта организации нужно написать заявление о том, чтобы недоимка (пени либо штраф) была признанной безнадежной ко взысканию и впоследствии была списана. Заявление вместе копией вступившего в силу судебного решения (определения), заверенного гербовой печатью соответствующего суда, нужно представить в налоговую инспекцию. Налоговому органу в течение 6 рабочих дней с момента получения документов необходимо вынести решение по форме, утвержденной приказом ФНС № ММВ-7-8/164@, о признании задолженности безнадежной к взысканию и ее списании.
Инспекция может не проинформировать о вынесенном решении, поэтому налогоплательщику следует обратиться в налоговый орган с тем, чтобы ему была выдана копия данного решения (подп. 9 п. 1 ст. 21, подп. 12 п. 1 ст. 32 НК РФ).
Налоговому органу также необходимо отозвать неисполненные поручения на списание денежных средств со счетов налогоплательщика и перевод электронных денежных средств, которые были ранее выставлены при взыскании задолженности, признанной безнадежной (абз. 6, 9 п. 4.1 ст. 46 НК РФ).
В случае, если вдруг налоговая инспекция отказала налогоплательщику в списании долгов перед бюджетом, то ее действие (бездействие) можно обжаловать в вышестоящий налоговый орган или в суд (ст. 137, п. 1 ст. 138 НК РФ).
До того, как вышло постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, задолженности перед бюджетом в карточке РСБ могли числиться годами. Причем, налоговики даже не обращались в суд с требованием о взыскании таких задолженностей, зная, что сроки взыскания уже пропущены. А поскольку не было обращений в суд, следовательно, не было и судебных актов, которые бы признавали право инспекции взыскивать платежи в бюджет с истекшими сроками исковой давности утраченным. Однако и при таких обстоятельствах налогоплательщикам удавалось добиться списания задолженности. Для этого им приходилось действовать следующим образом:
В справке показывается задолженность налогоплательщика перед бюджетом по налогам и сборам, штрафам и пеням, однако не содержится никакой информации о том, каковы сроки взыскания по указанным задолженностям, ведь налоговое законодательство не требует от налоговиков представлять подобные сведения.
Если в ходе судебных слушаний устанавливалось, что инспекцией действительно пропущены сроки взыскания платежей в бюджет, то судом выносилось решение об утрате налоговыми органами возможности ее взыскания (см., например, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 23.05.2013 № А32-11744/2010, ФАС Уральского округа от 22.08.2012 № Ф09-6509/12, ФАС Московского округа от 23.05.2013 № А40-105256/12-20-551, от 22.05.2013 № А40-87900/12-107-469, от 29.04.2013 № А40-124794/12-99-627, от 15.02.2012 № 40-52479/11-116-151, ФАС Восточно-Сибирского округа от 30.11.2011 № А33-1252/2011).
Итоги
Для того чтобы задолженность перед бюджетом по налоговым платежам могла быть списана, ее сначала нужно признать безнадежной. Происходит это как в ряде ситуаций фактической невозможности взыскания (при ликвидации, банкротстве, смерти должника, завершении исполнительного производства с заключением о невозможности взыскания), так и через суд.
Безнадежный налоговый долг: как его списать
Как определить безнадежность
Срок исковой давности по взысканию этой суммы прошел, а инспекция никаких требований Дивееву не предъявляла. Тогда он решил списать долг как безнадежный в судебном порядке. Но Савеловский районный суд Москвы отказал заявителю, сославшись на то, что истечение срока исковой давности для взыскания долга не прекращает обязанность истца по уплате налога. Первая инстанция отметила, что, во-первых, нет судебного решения, который подтверждает безнадежность задолженности. Во-вторых, просить суд о признании таких долгов безнадежными могут только сами налоговики, а у плательщиков такого права нет. Апелляция оставила такое решение без изменений (дело № 02а-0528/2017).
– ликвидации фирмы и ее исключении из ЕГРЮЛ;
– признании индивидуального предпринимателя банкротом;
– признании гражданина банкротом;
– смерти гражданина или объявлении его умершим в законном порядке;
– окончании исполнительного производства и возврате исполлиста взыскателю;
– принятии судебного акта, в котором указано, что инспекция утратила возможность взыскать недоимку;
– снятии с учета в налоговом органе иностранной фирмы.
* – более подробные обстоятельства указаны в ст. 59 НК.
Дивеев не согласился с такими выводами и оспорил их в Верховном суде. ВС пояснил, что сам налогоплательщик тоже может требовать в судебном порядке признать свои налоговые долги безнадежными (пп. 4 п. 1 ст. 59 НК). А невозможность взыскания 134 175 руб. сейчас с истца должен был установить и проверить сам суд, указала коллегия по административным делам ВС (дело № 5-КГ18-319). Тройка судей ВС под председательством Игоря Зинченко постановила отменить все акты нижестоящих инстанций и отправить дело на новое рассмотрение обратно в Савеловский райсуд в ином составе.
Эксперты «Право.ru»: «Нижестоящие суды отнеслись к ситуации поверхностно»
Решение нижестоящих судов юрист Taxology TAXOLOGY Результаты рейтинга «Право-300» будут доступны после 2-го декабря × Дмитрий Анищенко объясняет старинной проблемой российского правосудия, ради решения которой в 2014 году ликвидировали ВАС. Речь идет о единообразии судебной практики. По словам эксперта, подобные решения столичных СОЮ были бы маловероятны в системе арбитражных судов. Ведь еще в 2013 году Плену ВАС в Постановлении № 57 прямо указал, что обращаться в суд в подобных ситуациях могут не только налоговые органы, но и налогоплательщики.
По общему правилу задолженность может признаваться безнадежной, если в течение 11,5 месяцев налоговики никак не пытаются ее взыскать. Но на практике не все так однозначно: могут возникнуть спорные ситуации, когда суды устанавливают, что налоговики пропустили срок взыскания недоимки из-за недобросовестного поведения плательщика. В частности, если тот указал при регистрации фиктивный адрес, приводит пример Анищенко.
Трансляция на госуровне того, что собираемость налогов должна расти, оказывает давление на судей, рассматривающих дела по существу. Но есть и нежелание физлиц и юрлиц платить налоги. Именно здесь основа злоупотреблений налогоплательщиков. Эпоха «слабой» налоговой ещё жива в памяти людей. Необходимо время, чтобы отношение плательщиков к налогам смогло перерасти из степени высокой негативности к социальной необходимости. Это вопрос культуры не только сбора налогов, но и их уплаты.
Владлена Варшавская, старший партнер ЮК Варшавский и партнеры Варшавский и партнеры Результаты рейтинга «Право-300» будут доступны после 2-го декабря ×
Но обсуждаемую ситуацию вряд ли можно отнести к категории неоднозначных. Поэтому партнера Шаймарданов и партнеры Шаймарданов и Партнеры Результаты рейтинга «Право-300» будут доступны после 2-го декабря × Айнура Ялилова удивили акты столичных судов по этому делу: «Грустно смотреть, насколько поверхностно и некачественно рассматриваются налоговые споры в судах общей юрисдикции». Он подчеркивает, что только за последние три года на возможность налогоплательщика списать безнадежные долги указывал несколько раз Верховный суд и Конституционный суд (Определение КС от 26 мая 2016 года № 1150-О). И как в подобной ситуации нижестоящие инстанции могли прийти к таким выводам – остается только недоумевать, отмечает Ялилов.
«Списание задолженности как безнадежной означает, что применение мер, направленных на принудительное исполнение налоговой обязанности, является невозможным, в связи с чем задолженность исключается из лицевого счета налогоплательщика и более не может выступать предметом взыскания», – из определения экономколлегии по делу № А65-26432/2016.
*– имя и фамилия изменены редакцией.
Признание налоговой задолженности безнадежной ко взысканию по иску ФНС
Управляющий партнер Джей энд Кей Лоерз делится интересным случаем.
ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ № 5 ПО Г. МОСКВЕ обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО “СТРОИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ВОЕННОГО ОКРУГА” в лице конкурсного управляющего Галандина С.А. признании задолженности в размере 942 591 250,57 руб. безнадежной ко взысканию.
Арбитражный суд города Москвы данные требования удовлетворил.
Как усматривается из материалов дела, Приказом ФНС России от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@ утверждены Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию, и Перечень документов,
подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам.
Пунктом 2.4 данного Порядка установлено, что он применяется в отношении задолженности, взыскание которой оказалось невозможным в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам.
В соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства», Федеральная Налоговая Служба представляет требования по
обязательствам перед Российской Федерацией.
Определением Арбитражного суда г. Москвы от 17.05.2012 по делу № А40-49288/09-124-67Б в отношении ОАО «Строительное управление Московского военного округа» (далее ОАО «СУ МВО»), ИНН 7705892313, КПП 770501001 ведена процедура банкротства – конкурсное производство.
Объявление опубликовано в газете «Коммерсантъ» № 99 от 02.06.2012 на стр.21.
ИФНС России № 5 по г. Москве и ОАО СУ МВО проведена совместная сверка расчетов с бюджетом с подписанием двухстороннего акта сверки № 32600 по состоянию на 10.03.2015.
По состоянию на 25.02.2020 задолженность ОАО «Строительное управление Московского военного округа» перед бюджетом составляет 942 591 250.57 руб., в т.ч. налоги – 501 016 288.26 руб., пени – 437 135 586.75 руб., штрафы – 4 439 375,56 руб.
Сроки образования указанной задолженности 1998 год – 1 кв. 2009 года. Определениями Арбитражного суда г. Москвы по делу № А40-49288/09-124-67Б от 17.10.2011, а также от 26.12.2016 в отношении указанной выше задолженности установлен факт истечения сроков исковой давности.
Заявитель (то есть сама инспекция) указывает, что Инспекция утратила возможность на принудительное
взыскание указанной выше задолженности.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из следующего.
В соответствии со ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ, Кодекс) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок
производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Согласно п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога и соответствующих сумм пени должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога (пени).
Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган согласно п. 3 ст. 46 НК РФ может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика или налогового агента причитающейся к уплате суммы налога; заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
В соответствии с п. 9 ст. 46 НК РФ положения этой статьи применяются также при взыскании пени за несвоевременную уплату налога.
Из п. 7 ст. 46 НК РФ следует, что налоговый орган вправе перейти к принудительному взысканию налога за счет иного имущества налогоплательщика только после принятия надлежащих мер по взысканию налога за счет денежных средств налогоплательщика.
В связи с чем п. 55 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 г. № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» предусматривает, что судам необходимо исходить из того, что невынесение названным органом решения о взыскании налога за счет денежных средств в установленный абзацем первым пункта 3 статьи 46 НК РФ срок и непринятие мер к его исполнению по общему правилу исключают возможность вынесения налоговым органом решения о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика, а также обращения его в суд с заявлением, предусмотренным абзацем третьим пункта 1 ст. 47 Кодекса.
Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными
законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46-48 настоящего Кодекса.
Принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса.
В силу п. 57 вышеуказанного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 г. № 57 при применении судами ст. 75 НК РФ необходимо исходить из того, что пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога, в этом случае начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки.
Из изложенного следует, что предельный срок принудительного взыскания налога (и соответственно пени, начисленных на неуплаченную сумму налога), а также штрафа включает в себя: срок уплаты налога + 3 месяца на направление требования + 10 дней на исполнение требования в добровольном порядке + 6 месяцев на обращение в суд за взысканием суммы недоимки или пени.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 06.11.2007 г. № 8241/07 указал, что уплату пеней следует рассматривать как дополнительную обязанность налогоплательщика, помимо обязанности по уплате налога, исполняемую одновременно с обязанностью по уплате налога либо после исполнения последней.
Следовательно, исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. Поэтому после истечения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и с этого момента не подлежат начислению.
С учетом вышеизложенного суд пришел к выводу о том, что на момент рассмотрения настоящего дела правовых возможностей для принудительного взыскания задолженности ответчика перед бюджетом в размере 254 328 руб. 92 коп. по НДС, пени по НДС в сумме 80 142 руб. 05 коп. не имеется, все сроки принудительного взыскания в отношении данной
задолженности, которую заявитель продолжает числить за ответчиком, истекли.
Согласно подп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
В силу п. 2 ст. 59 НК РФ органами, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании, являются в т.ч. налоговые органы по месту нахождения организации при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами 1 – 3 пункта 1 настоящей статьи; а также налоговые органы по месту учета налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (за исключением случая, предусмотренного подпунктом 3 настоящего пункта) – при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами 4 и 5 пункта 1 настоящей статьи.
Поскольку судом установлено, что сроки принудительного взыскания задолженности в размере 942 591 250,57 руб. истекли, правовых возможностей по ее взысканию с ответчика с учетом положений законодательства о налогах и сборах, подлежащего применению к рассматриваемым правоотношениям, не имеется; то данная задолженность подлежит признанию невозможной ко взысканию с целью последующего принятия заявителем мер, предусмотренных ст. 59 НК РФ на основании решения по настоящему делу.
Решение по делу № А40-42570/20 140-723 от 05.06.2020