исключительное право на что либо настольная игра
Авторские права на настольные игры
Несмотря на всеобъемлющую популярность компьютерных игр, настольные игры продолжают сохранять свою актуальность и удерживают сои позиции на рынке. Существуют всем известные и любимые поколениями игры, а также новые игры, которые создаются сегодня.
Ко мне несколько раз обращались за советом создатели и издатели настольных игр. Их интересовал одинаковый вопрос: как защитить авторские права на игру и сделать так, чтобы никто не выпускал подобные игры. Немного забегая вперед, могу сразу сказать, что в России методами авторского или патентного права защитить саму механику (процесс, правила игры) невозможно. Однако настольная игра может включать в себя множество других элементов, которые, в свою очередь, могут подлежать защите и представлять собой объекты авторских прав.
Перечень объектов авторских прав дан в ст.1259 ГК РФ. Игра сама по себе таким объектом не является. Но игра обычно состоит из правил, упаковки, игровых приспособлений, игрового поля и других элементов. Интеллектуальные права как раз на эти элементы и могут подлежать охране.
Начнем с коробки. Дизайн коробки является охраняемым результатом интеллектуальной деятельности. Во-первых объекты дизайна отнесены статьей 1259 ГК РФ к объектам авторских прав. Как известно, вопреки всеобщему заблуждению, для возникновения и осуществления авторских прав не требуется регистрация авторских прав или соблюдение каких-либо иных формальностей. Исключительное право на объект дизайна возникает первоначально у автора, как и в случае с другими объектами. В дальнейшем эти права могут принадлежать и другим лицам в силу отчуждения исключительного права или, например, в силу перехода к заказчику прав от дизайнера на основании договора на создание этого дизайна.
Помимо защиты авторским правом дизайна упаковки, правообладатели также могут прибегнуть к помощи права патентного. Дизайн упаковки вполне может быть запатентован в качестве промышленного образца. Не стоит также и забывать о правах на средства индивидуализации. Логотип игры можно зарегистрировать в качестве товарного знака.
Таким образом, права на упаковку (например, коробку) настольной игры могут быть защищены. Защита может осуществляться двумя путями: через авторское право или через патентное право.
Продолжаем знакомиться с элементами игры. Во многих играх действие разворачивается на игровом поле. Как и в рассмотренном выше примере с упаковкой, права на дизайн игрового поля также будут подлежать защите. И тоже через призму как авторского, так и патентного права. В качестве примера можно привести игровое поле оригинальной формы с уникальным расположением сегментов хода и исполненное в уникальной цветовой гамме. Такое поле вполне будет отвечать признакам промышленного образца и на него можно получить патент.
Помимо игрового поля и упаковки в состав настольных игр входят и другие объекты. Я уже упомянул, что логотип игры может быть зарегистрирован в качестве товарного знака. Ту же процедуру можно проделать, например, и с героями игры. Если В вашей игре есть уникальный герой, то он вполне может стать товарным знаком; помните старичка из Монополии?
Вот еще один интересный момент. Однажды я столкнулся с настольной игрой, где процесс ходов зависел не от бросания кубиков, как многие привыкли, а от другого устройства, входящего в комплект игры и напоминающего своеобразный волчок-рулетку. Такой оригинальный атрибут игры становится настоящей фишкой, отличительной особенностью игры, способной повлиять на коммерческий успех. Было бы весьма несправедливо, если бы таким объектам не предоставлялась защита с точки зрения интеллектуальных прав. И такая защита предоставляется. На мой взгляд, такое устройство вполне подходит под определение полезной модели. И опять же, прибегнув к патентному праву, такой результат интеллектуальной деятельности может быть защищен.
Ну и напоследок самое интересное – правила игры. Вопрос охраноспособности именно правил интересует правообладателей больше всего. К сожалению, мне приходится их разочаровывать – права на правила игры не могут подлежать защите ни с точки зрения авторского, ни с точки зрения патентного права. Правила игры – это метод, способ проведения игры. Согласно п.5. ст.1259 ГК РФ, авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическую информацию о недрах. Таким образом, с позиции авторского права охрана такому объекту не предоставляется. В то же время и в патентном праве есть специальное упоминание: статья 1350 ГК РФ напрямую регламентирует, что не являются изобретениями правила и методы игр. Таким образом, и запатентованы правила игры быть не могут.
Некоторые специалисты высказывают мнение, что правила игры могут охраняться в качестве литературных произведений. Теоретически, да – могут. Только толку от этого не будет никакого. Защита в качестве литературного произведения позволит пресекать копирование текста правил (именно текста). Однако вряд ли найдется много таких незатейливых конкурентов, которые скопируют слово в слово текст правил Вашей игры. Что же касается принципов, изложенных в правилах, то тут закон содержит прямое изъятие: согласно п.3. ст.1270 ГК РФ, практическое применение положений, составляющих содержание произведения, не является использованием произведения. Так что стоит кому-либо изложить Ваши правила другими словами и это уже будет самостоятельный объект.
Таким образом, в условиях действующего законодательства защитить настольную игру как цельный объект не представляется возможным. Равно как и невозможно защитить идею и методы игры. Но могут быть защищены отдельные элементы, входящие в игру.
Патент на настольную игру в России
Недавно я и Антон Ендресяк начали второй сезон подкаста об интеллектуальной собственности «Копикаст», и в новом выпуске обсудили вопрос о правовой охране настольной игры как объекта интеллектуальной собственности. По ходу дела мы развенчали миф о невозможности патентования настольных игр в России. Перескажу кое-что из нашего разговора и немного дополню.
Как можно получить исключительные права на настольную игру? Очевидно, что издатели могут использовать разные инструменты для правовой охраны настолок: авторское право для охраны текстов и изображений, промышленные образцы для охраны дизайна, товарные знаки для охраны бренда.
Обычно изложение перечня доступных средств на этом заканчивается, и констатируется печальный факт: всё это позволяет защитить внешнее оформление игры, но нельзя уберечь от свободного копирования саму её суть, механику. Мол, за границей патентовать настольные игры как изобретения можно, а российское патентное право этого не позволяет. Этому приводится убедительное подтверждение – пп. 4 п. 5 ст. 1350 Гражданского кодекса РФ, согласно которому не являются изобретениями, в частности, «правила и методы игр».
Интересно, что в невозможности получить российский патент на настольную игру убеждены как российские издательства, так и юристы по интеллектуальной собственности. Издательство «Мосигра» в статье «Хотите, я покажу вам рынок без патентного права?» говорит о российском правовом поле как изолированном от патентования настольных игр и описывает свои наблюдения за этой особенной средой. А юрист по интеллектуальной собственности рубит с плеча: «в России методами авторского или патентного права защитить саму механику (процесс, правила игры) невозможно».
Что ж… Вызов принят!
Хотите, я покажу вам мир, где можно получить российский патент на настольную игру и защитить её механику от копирования?
Нет, ну правда. Разве не странно, если создатель игры не может получить полноценную юридическую защиту своего творческого труда? Неужели можно защитить лишь внешнюю мишуру вроде художественного оформления и текстов, но нельзя обеспечить охрану для самого ценного в своём детище – геймплея, механики игры? Если так, то для создателей настолок вся четвёртая часть ГК РФ – какое-то издевательство.
Действительно, российский закон не позволяет патентовать правила и методы игр. Такого указания нет в законодательстве США, и американские юристы не сомневаются, что можно получить исключительные права на механику игры. Это подтверждается большим количеством патентов на настольные игры, среди которых всем известная Монополия, Magic: The Gathering, вариации Dungeons & Dragons и другие.
Множество патентов на настолки можно обнаружить и в других странах. Вот, например, французский патент на настольную игру, где нужно собирать кристаллы, передвигаясь по специальному игровому полю:
А вот индийский патент на некую игру в кубики:
А теперь внимание. Патентные законы множества стран, включая Францию, Швецию, Индию, Филиппины и другие, подобно российскому закону, не признают правила и методы игр как объекты патентной охраны. Запрет на патентование правил и методов игр существует и в международной патентной системе (PCT), в которой участвуют множество стран, включая как Россию, так и США.
Однако, судя по всему, это нормативное положение нисколько не смущает зарубежных разработчиков, и они уверенно регистрируют новые и новые патенты на настольные игры!
Дело в том, что механика представляет собой нечто гораздо большее или даже более существенное, чем правила игры. Игровая механика подразумевает способ взаимодействия игрока с игрой и, соответственно, включает в себя сам интерфейс игры. Сами по себе “правила” игры касаются скорее отношений игроков друг с другом, а не с игрой, а сами по себе “методы” касаются подходов игрока к уже заложенной геймдизайнерами механике.
Вот, что пишут индийские юристы:
«The Patent Act states that ‘a mere scheme or rule or method of playing a game’ cannot be protected as a patent. So if the creator of the board game has devised something which is more than just a rule or method of playing a game and the same is novel, involves an inventive step and is capable of industrial application (production of the board game in this case), it may be patentable as well!»
«Патентный закон устанавливает, что «простая схема или правила или метод игры» не может охраняться как патент. Поэтому если создатель настольной игры разработал что-то большее, чем просто правила или метод игры, и при этом это что-то является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо (в данном случае – в производстве настольных игр), это вполне может быть патентоспособно!»
Таким образом, в других странах, где патентный закон в указанном отношении дублирует положения российского закона, заявители не видят проблемы в регистрации прав на механику настольных игр.
Следовательно, это не менее доступно и для российских разработчиков. И примеры тому в России есть: раз, два, три.
Положения о недопустимости патентования правил и методов игр появились в Патентном законе РФ только в 2003 году, и оттуда уже перекочевали в четвёртую часть ГК. Изучение законодательных материалов, касающихся этих правок, показывает, что никто особо не придавал значения этой новелле, которая, по-видимому, явилась лишь результатом заимствования зарубежного нормативного материала. Иными словами, никто в 2003 году не был озабочен необходимостью препятствовать патентованию игровых механик и не стремился к этому.
Обычно патент на регистрацию настольной игры в России заявляется как способ решения каких-либо недостатков в существующих играх определённого рода; такое изобретение призвано привнести улучшенный баланс в ту или иную известную игровую механику, модифицировать её. Это вполне соответствует такому признаку патентоспособности как техническое решение проблемы (сама проблема при этом вовсе не обязательно должна относиться к техническим, промышленным).
Таким образом, чтобы получить патент на настольную игру, следует описать общие черты соответствующего типа игр, указать на существующие недостатки и предложить решение в виде собственного варианта этих игр. Например, заявитель патента на стоклеточные шахматы указал, что существуют всем известные классические шахматы, и их недостатком является слишком малое количество клеток. Решение нехитрое: пусть клеток будет аж 100! В целом же комплексное решение проблемы включает такие элементы как введение фигур “Генерала” и “Шута”, королевской вертикали и других дополнений. Изобретение готово.
Интересно, можно ли получить в России патент на настольную игру, которую совершенно нельзя отнести к какой-либо ранее существующей категории игр? Думаю, да, но вряд ли можно создать игру, совсем не имеющую даже отдалённых прототипов, так что это тема для отдельной, менее практичной дискуссии.
Правда в том, что в России настольные игры почти не патентуются. Cлишком многие убеждены, что это было бы незаконно. Российские патенты на настолки весьма немногочисленны, большинство из них уже утратили силу. Хорошо ли это?
В вышеупомянутой статье Мосигры высказано мнение, что отсутствие патентов на игры позволяет издательствам конкурировать в цене и качестве аналогичных игр, и это полезно для потребителя. Верно, но есть и обратная сторона: отсутствие патентов не позволяет развиться конкуренции в оригинальности игровых механик, из-за чего издатели порой предпочитают копировать уже готовое решение вместо создания чего-то нового.
Возможно, именно поэтому для большинства россиян представление о настольных играх чересчур долго ограничивалось классическими играми (шахматы, нарды, домино и др.) и Монополией, многочисленные клоны которой заполоняли рынок. Продавцы настольных игр часто сетуют, что слишком уж многие покупатели до сих пор приходят в магазин, полный разнообразных игр, лишь за Монополией. Продавцы вновь и вновь объясняют, что Монополия — это прошлый век, что есть много других замечательных игр, но большинство потребителей пока только привыкают к такому разнообразию.
Авторское право на игры
Защита так называемого сложного объекта
Передача авторского права на настольные игры осуществляется в аналогичном объеме и порядке.
Какие элементы игр вообще подлежат защите:
Сюжет и правила игры не могут охраняться ни авторским, ни патентным правом. Об этом прямо сказано в законодательстве РФ.
Мы постарались подробно рассказать о том, как получить авторские права на игру человеку или компании, которые организовали ее разработку. А как же быть с авторами? Надо ли им как-то регистрировать свои права, ведь изначально именно авторы являются обладателями абсолютно всех прав на создаваемые ими творческие объекты?
Защита прав на товарный знак игры
Помимо договоров, свидетельств о депонировании, патентов на промышленный образец или изобретение, элементы игры могут быть защищены товарным знаком. В отличие от авторских прав на игры товарный знак оформить дороже и сложнее, но если вы реализуете сложную разработку, в этом есть смысл. В качестве товарного знака можно зарегистрировать следующие элементы:
Поскольку регистрация товарного знака может длиться долгое время, обезопасить себя на этот период можно также с помощью депонирования, поскольку свидетельство о депонировании объекта интеллектуальной собственности можно оформить в течение одного дня.
Вопрос о том, как получить авторские права на игру, если вы являетесь и единственным ее автором и создателем, не требует особых разъяснений. Чтобы защитить свои права, вы точно так же депонируете, патентуете и регистрируете в качестве товарных знаков отдельные элементы продукта.
Интеллектуальные права на игру нарушены: какова ответственность
Ответственность, которую может понести нарушитель, зависит от многого. Во-первых, сразу скажем о том, что окончательное решение всегда принимает суд, исходя из обстоятельств дела, оно не зависит от ваших личных требований. Когда нарушены авторские права на игры, суд принимает во внимание:
За нарушение авторских прав на настольные игры и тем более компьютерные разработки могут грозить очень суровые наказания:
Поэтому мы рекомендуем создателям игр в обязательном порядке правильно оформлять все договора и иные документы, подтверждающие их права, и использовать для разработки только собственные результаты интеллектуальной деятельности.
Частное мнение: Как защитить свои авторские права на игру?
Особенности защиты авторских прав в России, 16 октября 2011
Информация
Текст
В последнее время разработчики порадовали нас множеством прекрасных игр, многие из которых были представлены на фестивале в Украине. Работа данных людей достойна восхищения. Но все забывают о том, что необходимо вовремя позаботиться об оформлении авторских прав на свою игру. Сегодня я постараюсь изложить некоторые аспекты норм и права, действующие на территории РФ, а также дать некоторые советы. Выводы, сделанные в данной статье, являются моим личным мнением, которое вы вправе оспорить, но статьи процитированы из правовых документов без изменений (выделено курсивом). Начнём…
Прим. редактора — я только опубликовал статью, но её автором не являюсь; разрешение на публикацию имеется.
1. Основы
Давайте начнём с самого конца — вы считаете, что ваши авторские права нарушены. Что необходимо сделать, и как работает система правосудия на территории РФ (очень кратко): вы подаёте заявление в Полицию о нарушении ваших прав с изложением своей проблемы. К заявлению прикладывается копия ваших документов и копии документов, подтверждающих ваше авторское право на предмет спора. В случае отсутствия документов, следователь к рассмотрению ваше заявление не примет. И не примет по одной простой причине — суд без документального подтверждения факта нарушения Закона РФ не состоится.
Но Гражданский Кодекс РФ (далее — ГК) гласит:
Статья 1259 пункт 4 . Объекты авторских прав
Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.
Да, всё верно — вы получаете авторство, как только реализуете свою идею. Но до поры до времени, пока никто эти права у вас не оспорил. В таком случае и вам, и противоположной стороне придётся доказать, что именно она имеет все права на данный продукт. А так как вы идёте в суд, то запаситесь заранее необходимыми документами. В противном случае — суда не будет.
Далее, подготовив материалы, следователь передаёт ваше дело в суд, либо пишет отказ, мотивировав его статьями законодательства. Предположим — ваше дело в суде. В таком случае судья, выслушав версии сторон, примет решение. Если вас данное решение не устраивает — вы вправе подать апелляцию.
Какова ответственность за подобное нарушение (приведу только одну статью, в которой есть сноски на другие):
Статья 1301 ГК РФ. Ответственность за нарушение исключительного права на произведение
В случаях нарушения исключительного права на произведение автор или иной правообладатель наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных настоящим Кодексом (статьи 1250, 1252 и 1253), вправе в соответствии с пунктом 3 статьи 1252 настоящего Кодекса требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации :
в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей , определяемом по усмотрению суда;
в двукратном размере стоимости экземпляров произведения или в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения.
Итак — для суда нам необходимы документы, подтверждающие наше авторское право на настольную игру. Для этого обратимся к законодательству, а именно, к Гражданскому Кодексу РФ.
2. Гражданский кодекс
В ГК есть целый раздел, посвящённый авторскому праву:
Раздел VII Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации
Начнём с того, кто является по закону автором:
Статья 1228 ГК РФ . Автор результата интеллектуальной деятельности
1. Автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат.
2. Автору результата интеллектуальной деятельности принадлежит право авторства, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, — право на имя и иные личные неимущественные права.
Теперь выясним, что же такое понятие интеллектуальной деятельности:
Статья 1225 ГК РФ пункт 1 . Охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации
Результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются:
1) произведения науки, литературы и искусства;
2) программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ);
Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования.
Получается, что авторское право может быть распространено только на произведения, выраженные в какой-либо форме ( п.1. и п.3 ст.1259 ГК РФ ), то есть физическую форму (которую можно потрогать, прочитать и увидеть), но не на идею. Поэтому саму идею (механику) настольной игры в РФ защитить нельзя, то есть а вторское право охраняет только форму произведения, а не его содержание.
В пункте 3 ст. 1259 ГК РФ приведены возможные виды объективных форм:
Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объёмно-пространственной форме.
3. Пути решения
3.1.Защита названия (торговая марка)
Понятие торговой марки (товарного знака) является буквальным переводом английского слова trademark — это любой символ, слово, число, изображение или конструкция, используемые производителем или продавцом для идентификации своих товаров и отличия от однородных товаров других юридических или физических лиц.
Игру будут узнавать по наименованию на коробке. Например: «Рутения», «Весёлая ферма», «Ренессанс Леммингов» и т.д. Чтобы никто не смог продавать другую игру на территории РФ под таким же названием, необходимо его зарегистрировать. Рекомендую также зарегистрировать придуманный логотип в качестве товарного знака.
ГК РФ. Глава 76 параграф 2. Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий. Использование товарного знака и распоряжение исключительным правом на товарный знак
Статья 1484 ГК РФ. Исключительное право на товарный знак
Лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак.
Имея на руках соответствующие документы, вы защитите название своего продукта и логотип своей фирмы.
3.2. Компоненты игры
С ними проще — они осязаемы, и их можно запатентовать:
Глава 72 ГК РФ . Патентное право
Статья 1345. Патентные права
1. Интеллектуальные права на изобретения, полезные модели и промышленные образцы являются патентными правами.
2. Автору изобретения, полезной модели или промышленного образца принадлежат следующие права:
1) исключительное право;
Дизайн оформления игры, её принадлежности и реквизиты — всё подлежит патенту. Дизайн охраняется патентом на промышленный образец.
3.3. Правила игры
3.4. Механика игры
Самый важный пункт. Как мы уже выяснили, согласно статье 1259 ГК РФ п.5 она не входит в понятие авторского права. Что же делать? Выход есть, но он очень спорный.
Депонирование — это особый способ регистрации и хранения своих работ. Если упрощённо — этот способ даёт вам «отправную точку» в авторстве своего произведения. Вы можете изложить механику игры (но так, чтобы после прочтения все поняли, что это за игра) и зарегистрировать данный документ должным образом. В спорных случаях у вас будут зарегистрированный факт того, что вы изложили свои мысли раньше вашего оппонента. Это не будет являться доказательством вашего авторства, но будет принято к сведению судьёй (а это немаловажно в спорной ситуации).
Итак, мы рассмотрели все возможные варианты защиты наших прав. Какой же вывод из всего этого можно сделать.
4. Выводы
Как видите — для защиты настольной игры необходим комплекс мер по защите и необходимо понимать, что для закона понятие «настольная игра» отсутствует. Примите к сведению всю изложенную выше информацию. Постарайтесь максимально обезопасить себя от кражи вашей интеллектуальной собственности. Работайте только с честными и порядочными издательствами, которые дорожат своей репутацией. Изучите законодательство той страны, на территории которой вы собираетесь издавать свою игру — эти сведения вам предоставит любой крупный издатель. Заручитесь его поддержкой в спорных вопросах — любое уважающее себя издательство поможет вам отстоять ваши права.
Успехов вам, уважаемые разработчики.
P.S. в конце статьи отвечу на вопрос, который мне задал Дембицкий Сергей:
«А если издательство издаёт игру под моим именем? Это является доказательством моего авторства?»
Я сначала ответил «нет», но, подумав, несколько изменил точку зрения и отыскал ещё одну «лазейку» для авторов. Если просто указать на коробке: «Автор игры — Дембицкий Сергей», то это доказательством не будет. Я уверен, что людей с таким сочетанием имени и фамилии будет не менее 100. И кто из них автор? А вот если в правилах указать, что автором игры является Дембицкий Сергей, привести фотографию (чёткую и ясную) и некоторые индивидуальные данные, которые присущи именно этому Сергею, то тогда это косвенно будет являться доказательством права на данный продукт.
Специально для «Тесеры», корреспондент Горшечников Александр ака Gravicapa