исключительное право на дизайн упаковки
Дизайн упаковки как объект охраны авторского права
Защитить дизайн тары или упаковки не трудно. Для этого не требуется регистрация произведение или соблюдение прочих формальностей. Авторское право возникает уже при создании произведения.
Дизайн упаковки может охраняться в качестве объекта авторского права. И при этом неважно, упаковка это запчастей киа или сливочного масла. При этом для осуществления и защиты авторских прав никакой регистрации произведения или соблюдения прочих формальностей вовсе не требуется. Права возникают, что называется, автоматически. Это означает, что без согласия автора никто не может использовать данный дизайн для коммерческих целей. Исключительные права, согласно действующему законодательству, между тем, могут передаваться от автора к предприятию на основании договора авторского заказа или, если автор выполнил работу в порядке исполнения своих служебных обязанностей.
Таким образом, как правило, исключительное право на дизайн упаковки принадлежит компании, выпускающей товар, для которого она предназначена. Если дизайн разрабатывается сторонней фирмой, то обычно она заключает договор о передаче исключительных прав.
В случае, если исключительные права на дизайн упаковки будут нарушены, собственник вправе предъявить различные требования. В том числе и о возмещении ему убытков. Это может произойти, скажем, если кто-то полностью скопировал дизайн упаковки, видоизменив отдельные детали, и использовал ее для реализации своей продукции. Если речь идет, скажем, об упаковке запчасти на hyundai, то такое вряд ли возможно. Иное дело, продукты питания. Здесь недобросовестные производители нередко используют данный прием. Они практически полностью копируют дизайн коробки или бутылки того или иного продукта, добавляют пару штрихов, ставят свое название, и вот уже ничего не подозревающий и не вчитывающийся в названия потребитель введен в заблуждение.
Сложность данной ситуации заключается в том, что дизайн копируется не полностью. Как уже отмечалось, отдельные детали все же меняются. Это означает, что факт копирования не является безусловным, и его предстоит доказывать в суде. Вместе с тем, практика свидетельствует о том, что доказать нарушение авторских прав вполне реально. Подобных прецедентов существует немало. При этом действующее законодательство весьма сурово относится к виновным лицам. Помимо того, что у них могут изъять все изготовленные упаковки, заставить возместить пострадавшей стороне ущерб, так еще могут взыскать и компенсацию в размере от 10 000 до 5 000 000 руб. Точная сумма определяется судом. Компенсация также может быть равна двукратному размеру стоимости экземпляров произведения.
Комментарии
Добавить комментарий
Похожие статьи
Медиасообщество выступило против законопроекта
Новая система сбора в пользу правообладателей фактически легализует пиратство, считают в ведомстве
Упаковка товара как объект интеллектуальной собственности.
Так практически любая упаковка товара содержит этикетку, на которой в свою очередь расположено обозначение, идентифицирующее товар, отличающее этот товар от однородного товара третьих лиц.
Какой же элемент является наиболее важным – сама упаковка, этикетка или же отличительное словесное обозначение? Что нужно защищать и как это делать?
В первую очередь необходимо исходить из того, что упаковка с нанесенной на нее этикеткой кем-то когда-то придумана и воплощена на материальном носителе. Тем самым, есть автор, чьим творческим трудом этот объект создан. В этой связи можно говорить об объекте авторского права, который может быть признан первичным.
После создания объекта авторского права правообладатель может выбрать любой путь – охранять этот объект в качестве промышленного образца или же регистрировать его в качестве товарного знака. Но прежде всего факт создания объекта авторского права и возникновение исключительного права должны быть зафиксированы. От того, насколько правильно будут подготовлены документы, зависит последующее распоряжение правами.
Наиболее распространенным способом фиксации возникновения и перехода исключительного права на объект авторского права является договор авторского заказа или договор об отчуждении. В соответствии с данными договорами исключительное право возникает / переходит от автора иному лицу, которое впоследствии может зарегистрировать на свое имя товарный знак, в котором будет воспроизведен объект авторского права, или же получить патент на промышленный образец.
Возникновение и защита исключительного права.
Объект авторского права
На товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак (статья 1481).
В качестве промышленного образца охраняется решение внешнего вида изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства.
Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения…
Регистрация и получение свидетельства (подтверждает право)
Получение патента (удостоверяет право)
Оформление права (подтверждает право)
Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.
Промышленный образец признается использованным в изделии, если это изделие содержит все существенные признаки промышленного образца или совокупность признаков, производящую на информированного потребителя такое же общее впечатление, какое производит запатентованный промышленный образец, при условии, что изделия имеют сходное назначение.
Использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается, в частности: … воспроизведение
пункт 2 статьи 1270ГК РФ
Объект авторского права
Использование произведения изобразительного искусства на упаковке товара
В соответствии со статьей 7 Бернской конвенции «(1) Срок охраны, предоставляемой настоящей Конвенцией, составляет все время жизни автора и пятьдесят лет после его смерти.
(6) Страны Союза могут установить срок охраны, превышающий сроки, предусмотренные предшествующими пунктами.»
Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – «ГК РФ») установлен срок действия исключительного права на произведение в 70 лет.
В настоящей статье предлагается рассмотреть ситуацию, при которой хозяйствующий субъект намерен использовать на упаковках продукции фрагменты произведений изобразительного искусства, срок действия исключительного права на которые истек.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1227 ГК РФ «Интеллектуальные права не зависят от права собственности и иных вещных прав на материальный носитель (вещь), в котором выражены соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации.»
В соответствии с пунктом 1 статьи 1282 ГК РФ «После прекращения действия исключительного права произведение науки, литературы или искусства, как обнародованное, так и необнародованное, переходит в общественное достояние.
После прекращения действия исключительного права произведение переходит в общественное достояние. Произведение, перешедшее в общественное достояние, может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения, (пункт 2 статья 1282 ГК РФ).
В силу абзацев 2 и 3 статьи 53 Основы законодательства Российской Федерации о культуре, утвержденные Верховным Советом Российской Федерации 09.10.1992 № 3612-1 (далее – «Основы законодательства о культуре») «Предприятия, предприятия, учреждения и организации могут изготавливать и реализовывать продукцию (в том числе рекламную) с изображением (воспроизведением) объектов культуры и культурного достояния, деятелей культуры при наличии официального разрешения владельцев и изображаемых лиц. Плата за использование изображения устанавливается на основе договора. При использовании изображения без разрешения применяются нормы законодательства Российской Федерации.»
В соответствии со статьей 36 Федерального закона «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» от 26.05.1996 № 54-ФЗ (далее – «Закон о музеях»)«Передача прав на использование в коммерческих целях воспроизведений музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации и находящихся в музеях в Российской Федерации, осуществляется музеями в порядке, установленном собственником музейных предметов и музейных коллекций (абзац 2 названного Закона).
Производство изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров народного потребления с использованием изображений музейных предметов и музейных коллекций, зданий музеев, объектов, расположенных на территориях музеев, а также с использованием их названий и символики осуществляется с разрешения дирекций музеев (абзац 3 названного Закона).»
В соответствии с Законом о музеях Музейный фонд представляет собой совокупность постоянно находящихся на территории Российской Федерации музейных предметов и музейных коллекций, гражданский оборот которых допускается только с соблюдением определенных ограничений.
Включение музейных предметов и коллекций в состав Музейного фонда Российской Федерации производится федеральным органом исполнительной власти, на который возложено государственное регулирование в области культуры после проведения соответствующей экспертизы.
Музейные предметы и коллекции считаются включенными в состав Музейного фонда Российской Федерации со дня регистрации соответствующего факта в Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации.
Гражданский оборот составляющих музейный фонд объектов допускается только с соблюдением ограничений, установленных Законом о музеях. В соответствии с пунктом 2 Положения о Музейном фонде Российской Федерации, о Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации, о лицензировании деятельности музеев в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1998 № 179 (далее – «Положение») в состав государственной части фонда входят музейные предметы и музейные коллекции, находящиеся в федеральной собственности или в собственности субъектов Российской Федерации, независимо от того, в чьем владении ни находятся; а также приобретаемые после вступления в силу Закона о музеях государственными музеями, иными государственными учреждениями независимо от формы приобретения.
Пунктом 3 вышеназванного Положения установлено, что в федеральной собственности находятся музейные предметы и музейные коллекции, которые находились в федеральной собственности (собственности бывшего СССР и РСФСР) до принятия Закона о музеях независимо от источников поступления, а также приобретены за счет средств федерального бюджета (бюджетов бывшего СССР и РСФСР) и закреплены в оперативном управлении или переданы в пользование музеям и другим организациям независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности.
Согласно пункту 4 указанного Положения установлено, что от имени Российской Федерации имущественные и неимущественные права и обязанности, а также государственный контроль в отношении музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав фонда, осуществляет Министерство культуры Российской Федерации.
Отсутствие установленного порядка заключения договоров на предоставление третьим лицам прав на использование в коммерческих целях воспроизведений объектов из состава Музейного фонда Российской Федерации не исключает реализации установленного действующим законодательством правомочия музея и не может являться основанием для произвольного использования воспроизведений этих объектов.и не может исключать действие статьи 36 Закона о Музейном фонде РФ, то есть каким-либо образом ограничивать право музея.
С учетом приведенных норм права можно сделать вывод о том, что для целей коммерческого использования произведения, находящегося в Музейном фонде Российской Федерации, необходимо получить разрешение
Несмотря на то, что музей не является обладателем исключительного права на произведение, воспроизведение картины может быть признано нарушением права музея как владельца картины, включенной в состав Музейного фонда Российской Федерации и находящейся на хранении в музее.
Статьей 11 ГК РФ и статьей 4 АПК РФ закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 ГК РФ. Одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (абзац 3 статьи 12 ГК РФ).
Данный способ защиты предполагает необходимость доказать законность положения, которое истец желает восстановить, а также то обстоятельство, что прежнее (существовавшее ранее) положение кем-то нарушено и (или) продолжает нарушаться.
При таких обстоятельствах исходя из буквального толкования одного из перечисленных в статье 12 ГК РФ способов защиты прав, а именно пресечение действий, нарушающих право, пресечение действий по использованию изображения картины следует признать, что под реализацией этого способа защиты имеется в виду прекращение нарушения, носящего длящийся характер и имеющего место на момент вынесения судебного акта.
Учитывая функции, цели и предмет деятельности музея, который в силу возложенных на него обязанностей должен обеспечивать учет, хранение, сохранность музейных предметов и музейных коллекций), полагаем, что музей, будучи наделенным правом заключать с третьими лицами гражданско-правовые договоры на использование в коммерческих целях воспроизведений из состава Музейного фонда Российской Федерации, одновременно с этим наделен частно-публичным правомочием по обращению в суд с иском о запрещении такого использования, если оно происходит без согласия музея.
На музей, в коллекции которого находится соответствующий объект Музейного фонда Российской Федерации, законодателем возложена регулятивная функция, целью которой является создание условий, направленных на исключение возможности произвольного использования в коммерческих целях воспроизведений объектов, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, лицами, которые таким использованием могут наносить ущерб Музейному фонду Российской Федерации посредством формирования негативных ассоциаций с произведениями искусства.
В случае инициирования спора суд может признать, что требование музея направлено на пресечение действий ответчика по использованию воспроизведения картины в предпринимательской деятельности без согласия музея, нарушающих права музея, предусмотренные статьей 36 Закона о музеях и статьей 53 Основ законодательства о культуре.
Использование способов защиты гражданских прав, включая восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также самозащиту права (статьи 12, 14 ГК РФ), отвечает существу нарушенного нематериального права и характеру последствий этого нарушения.
Таким образом, к данным правоотношениям не применяются нормы ГК РФ, в частности, статья 1252 ГК РФ, а применяются нормы, регулирующие особый порядок использования воспроизведений музейных предметов. Данная позиция нашла подтверждение в судебной практике (постановление Суда по интеллектуальным правам от 05.03.2015 по делу № А63-18468/2012, постановление Суда по интеллектуальным правам от 09.06.2018 по делу № А40-256706/2016).
В соответствии со статьей 37 Закона о музеях «Физические и юридические лица, органы государственной власти и органы местного самоуправления, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации, несут административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.»
Картина, находящаяся на хранении в музее, может быть отнесена к объектам культурного наследия. Если будет установлено, что использование объекта культурного наследия без разрешения является нарушением требований законодательства, то за такое нарушение предусмотрена административная ответственность.
Передача прав на произведение: как ИП работать с дизайнером, копирайтером, фотографом
Как оформить передачу прав на произведения при заказе услуг, чтобы обезопасить свой бизнес
Алексей Башук
Юрист по интеллектуальной собственности, патентный поверенный РФ № 2151, управляющий партнер юридической фирмы «Башук Чичканов, юридическая фирма»
Предприниматель заказывает у дизайнера логотип и оформляет с ним договор на оказание услуг. Через год дизайнер ставит предпринимателя перед фактом: использовать логотип нельзя, права на него он не передавал. Просит выкупить права и угрожает, что пойдет в суд за компенсацией.
Такой сценарий может случиться при заказе услуг фотографа, видеографа, копирайтера, программиста. Рассказываем, как предпринимателю обезопасить себя и оформить передачу прав на произведения.
Какие права может передать автор
У автора есть два вида прав на произведение: имущественные, личные, и неимущественные, исключительные. Личные права принадлежат только автору, и передать он их не может. Автор может распоряжаться только исключительным правом — имущественным.
Копирайтер Иван Иванов написал статью и передал исключительное право на статью предпринимателю. Тот разместил статью в блоге. Написать под статьей «Автор: ИП Петров» нельзя, это нарушение личных прав автора — права на имя. Правильно подписать статью «Автор: Иван Иванов» или не подписывать вовсе, если автор разрешил. При этом предприниматель может печатать статью в каталоге, выкладывать в блоге или отправлять в рассылке — в общем, использовать как угодно для своего бизнеса.
Если предприниматель получает исключительное право, это значит, что никто, кроме него, не может использовать произведение без его разрешения.
Чем грозит отсутствие передачи прав
Со стороны предпринимателей чаще всего встречаются две ошибки:
Типовой договор об оказании услуг описывает сами услуги, сроки их оказания, порядок оплаты, но в большинстве случаев не описывает судьбу прав на произведение. Если заказчик не оформил передачу исключительных прав, у него появляются риски.
Конкуренты могут тоже использовать произведение. Исполнитель может продать свою работу повторно — например, конкурентам. Заказчик не сможет запретить конкурентам использовать эти произведения: исключительное право осталось у автора, он может использовать произведение по своему усмотрению и разрешать другим компаниям использовать его.
Фотограф в цветочном салоне делал студийные фото для сайта и соцсетей. Передачу исключительных прав салон не оформил. Через год фотограф продал снимки другому цветочному салону. Второй салон разместил фото в своем каталоге. Первый салон это заметил, но запретить их использовать не может: исключительные права на фото ему не принадлежат.
Предприниматель может лишиться разработок. Если автор работал над созданием программы и предприниматель не оформил передачу прав, все права остаются у автора.
Предприниматель придумал идею системы для менеджеров и хочет продавать ее компаниям. Он обратился к программисту, чтобы тот написал код. Предприниматель считал, что это его разработка, хотя передачу прав не оформил. Позже программист запретил использовать и продавать программу: система принадлежит ему.
Автор может потребовать компенсации. Автор может предложить компании выкупить права на его произведения. Если компания откажется, автор обратится в суд с требованием компенсации. По закону суд может взыскать компенсацию за нарушение исключительных прав на произведение в размере от 10 000 до 5 000 000 ₽.
Редактор написал для онлайн-школы методические пособия и учебники. Позже он поссорился с компанией и узнал, что может потребовать у компании деньги за то, что та использует его тексты. Редактор предлагает компании выкупить у него исключительные права. Если компания откажется, она нарушит закон. Если редактор подаст в суд, компании придется платить компенсацию.
Если исключительные права остались у автора, он может потребовать компенсацию даже спустя несколько лет.
ИП заказал фотосъемку товаров, а через три года выплатил фотографу 300 000 ₽ за нарушение авторских прав
Ситуация. Предприниматель занимается производством одежды. Он договорился с фотографом, что тот сделает фото одежды для каталога на сайте. Все обсудили по эл. почте. Фотограф сделал фотографии и отправил их предпринимателю. Предприниматель заплатил фотографу его гонорар — 10 000 ₽. Каждый выполнил, что обещал.
Через три года фотограф написал предпринимателю и потребовал удалить фотографии с сайта. Предприниматель не ответил на письмо, и фотограф подал иск в суд о нарушении авторских прав и потребовал компенсации.
Суд рассмотрел дело и обязал предпринимателя выплатить фотографу компенсацию 300 000 ₽.
Что не так. Предприниматель и фотограф не заключили договор и не описали, кому переходят исключительные права на фотографии. По закону все права на фото остались у автора — фотографа. В переписке стороны вроде как договорились об условиях работы, сроках и оплате, но не о передаче прав. А по закону договор на передачу прав должен быть заключен только в письменной форме. Если договора не было, значит, не было и передачи прав. Получается, предприниматель нарушил права фотографа.
Как оформить передачу прав
Есть три варианта, как предприниматель может оформить с автором передачу прав на произведение. Тип договора зависит от того, готово произведение или его еще нужно создать.
Если произведение готово, компания может получить исключительное право или право на использование этого произведения.
Договор об отчуждении исключительного права. Подходит, когда автор уже сделал произведение. Вы покупаете исключительное право на готовое произведение и можете использовать его в любых целях: для рекламы, на выставках, передавать другой компании. Теперь произведение только ваше, и никто другой не может пользоваться им без вашего согласия.
Предприниматель купил у музыканта исключительное право на мелодию и оформил передачу исключительных прав. Он может создавать с этой музыкой рекламу, записывать видео для клиентов и даже выложить на сайте для бесплатного скачивания.
Договор о предоставлении права пользования. Предприниматель покупает у автора лицензию на использование готового произведения. Лицензия описывает, как предприниматель может использовать это произведение.
В этом случае исключительное право остается у автора. Компания покупает только право на использование в оговоренных договором пределах. Автор может продать лицензию нескольким компаниям, если в договоре с предпринимателем не будет условий, ограничивающих автора.
Если произведения еще нет и предприниматель просит автора его создать, они заключают договор авторского заказа.
Договор авторского заказа. Предприниматель заключает договор и дает автору техническое задание: что именно нужно создать и за какой срок. Автор создает произведение по этим требованиям и специально для предпринимателя.
Предпринимателю нужен видеоролик о компании. Он оформляет с видеографом авторский заказ. В заказе предприниматель описывает, что именно он хочет: ролик на 10 минут с видео на производстве и в офисе, записать интервью с клиентами.
В договоре на авторский заказ стороны устанавливают судьбу прав на то произведение, которое в итоге получится: получит ли предприниматель исключительное право или только право использования произведения.
Вне зависимости от типа договора есть несколько правил.
В договоре должно быть указано, на какое произведение автор передал или предоставил права. Многие предприниматели в таких договорах пишут просто «текст» или «фотографии». Потом, когда дело доходит до суда, выясняется, что из договора невозможно установить, на какой именно текст и на какие конкретно фотографии передавалось право. Поэтому самый надежный способ — подписать приложение к договору, в котором будут прямо напечатаны нужные фотографии или текст. Тогда всем будет понятно, на что именно передаются права по договору.
К договору нужно заключать акт приема-передачи произведения. В акте фиксируют, что автор передал или предоставил исключительные права, предприниматель заплатил деньги и получил произведение.
Для авторского заказа потребуется техническое задание. В техзадании заказчик описывает задачу, требования к произведению, его формат.
Если предприниматель хочет сотрудничать с автором постоянно, например заказывать в течение года статьи в блог, он может включить пункты о передаче исключительных прав в договор об оказании услуг.
Важно понимать, что одного пункта о передаче прав в договоре недостаточно. В зависимости от компании и характера произведений условия передачи прав, обязанности сторон, описание произведений и их сдачи будут отличаться.
Договоры о передаче прав обычно составляют с профильным юристом. Конечно, в интернете можно найти типовые шаблоны, но едва ли они будут учитывать обстоятельства конкретной сделки.
Для одной компании автор может ограничить права на использование: разрешает использовать произведение только на сайте компании и на определенный срок. Для другой — запрещает использовать произведение за рубежом. Использование произведения в портфолио, возможность внесения изменений в произведение, порядок согласования таких изменений, правила указания имени автора и десятки других обстоятельств зависят от договоренностей между автором и предпринимателем в их конкретной ситуации.
Еще нужно учитывать судебную практику. Например, если автор хочет передать предпринимателю права на тысячу фотографий, которые отправит ему ссылкой на облако, то нужно почитать решения судов и выяснить, признают ли суды такую передачу надлежащей, позволяет ли она потом в случае спора установить, какие именно произведения передавались. Чтобы договор действительно мог помочь в конфликтной ситуации, положения в договоре нужно заранее написать с учетом этих судебных решений. Сделать это правильно сможет только юрист.
Подписка на новое в Бизнес-секретах
Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.
Сейчас читают
Необоснованная налоговая выгода: что это такое и как бизнесу избежать штрафов и доначисления налогов
Если ФНС выявит необоснованную налоговую выгоду, бизнесу могут доначислить налоги и назначить штраф. Разбираем, как экономить на налогах без негативных последствий
Оферта: что это и зачем она нужна
Одному бизнесу оферта поможет ускорить заключение договоров с клиентами, а другому — будет нужна по закону. Что включить в оферту и как избежать типовых ошибок — в статье
Что может проверить Роспотребнадзор в продуктовом магазине
Каким санитарным нормам должен соответствовать продуктовый магазин и что будет проверять Роспотребнадзор
Рассылка для бизнеса
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее
© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта
Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.
Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе
После подписки вам откроется страница для скачивания