ископаемые переходные формы организмов анатомия строение внутренних органов

Ископаемые переходные формы организмов анатомия строение внутренних органов

Рассмотрите таблицу «Биология как наука» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

Раздел биологииОбъект изучения
Ископаемые переходные формы организмов
АнатомияСтроение внутренних органов

Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

МетодПрименение метода
Определение числа хромосом в кариотипе
СтатистическийРаспространение признака в популяции

Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

УровеньПример
ВидовойКонкуренция африканских слонов

за территорию в саванне

Симбиоз рака-отшельника и актинии на

мелководном участке моря

Рассмотрите таблицу «Признаки живых систем» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

Признаки живых системПримеры
СаморегуляцияИзменение частоты дыхательных движений

в зависимости от концентрации в крови

углекислого газа

Передача аллелей генов от родителей

БИОЛОГИЯ — комплексная наука, в которой выделяют следующие разделы.

Вирусология — наука о вирусах.

Микробиология (бактериология) — наука о бактериях.

Микология — наука о грибах.

Ботаника — наука о растениях.

Зоология — наука о животных.

Антропология — наука о человеке.

Палеонтология — наука об ископаемых растениях и животных.

Анатомия — наука о внутреннем строении организма.

Биофизика — наука о физических и физико-химических процессах в клетке.

Биохимия — наука о химических процессах в организме.

Генетика — наука о наследственности и изменчивости.

Гистология — наука о тканях организмов.

Иммунология — наука об иммунитете (способности организма защищаться от чужеродных тел).

Молекулярная биология — наука о реализации наследственной информации, о нуклеиновых кислотах и белках.

Морфология — наука о внешнем строение организма.

Селекция — наука о создании новых пород животных, сортов растений, штаммов грибов и микроорганизмов.

Систематика — наука о разнообразии организмов.

Физиология — наука о функциях органов и жизнедеятельности организма.

Цитология — наука о клетке.

Экология — наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.

Ископаемые переходные формы изучает палеонтология — наука об ископаемых растениях и животных.

Гибридологический — генетический анализ потомства (гибридов), полученного от родителей, отличающихся по одному или нескольким признакам.

Цитогенетический — изучение количества и структуры хромосом с помощью микроскопа, позволяет выявить хромосомные (изменение структуры хромосом) и геномные (изменение количества хромосом) мутации.

Близнецовый — метод сравнительного изучения наследования признаков у близнецов, позволяет установить роль среды и наследственности в определении признака.

Генеалогический — изучение наследование признака на основе анализа родословных, позволяет определять характер наследования признака, а также особенности наследования признаков, обусловленных генными мутациями.

Популяционно-статистический — определение частоты встречаемости различных генов в популяциях организмов.

Число хромосом в кариотипе определяют цитогенетическим методом. В качестве правильного ответа также может подойти цитологический метод, как более общий метод любых исследований клеток и тканей с помощью светового микроскопа, и который включает в себя цитогенетический метод.

МетодПрименение метода
ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИЙ

(или цитологический)

Определение числа хромосом в кариотипе
СтатистическийРаспространение признака в популяции

Ответ: цитогенетический, ИЛИ цитологический.

Основные уровни организации живой материи:

молекулярно-генетический (свойства и функции химических веществ в живых системах, биохимические процессы),

клеточный (строение и функции клеток, обмен веществ клетки, деление клетки),

органно-тканевой (строение и функции органов),

организменный (строение и функции систем органов, строение и жизнедеятельность организма),

популяционно-видовой (структура и особенности функционирования популяции, внутривидовые отношения),

биоценотический, или экосистемный (межвидовые отношения в сообществах),

биосферный (круговорот веществ в природе).

Симбиоз — взаимополезная для организмов разных видов (в данном случае, рака отшельника и кишечнополостного актинии) форма связи — представляет собой, как и другие межвидовые отношения, биоценотический, или экосистемный, уровень организации живой материи.

Ответ: БИОЦЕНОТИЧЕСКИЙ, или ЭКОСИСТЕМНЫЙ

Принимается один из двух ответов: биоценотический или экосистемный. В критерии НЕ заложен ответ биогеоценотический, т. к. приведен пример взаимосвязи организмов двух разных видов, но не указывается ни местообитание, ни какие-либо другие абиотические факторы (неживой природы)

Передача аллелей генов от родителей потомкам происходит в результате наследственности.

Источник

Переходные формы. Найдены ли они?

Вступление

Что такое переходные формы? Это виды, в строении которых возникают новые элементы, характерные для их эволюционных потомков, но еще сохраняются старые элементы, доставшиеся в наследство от эволюционных предков. А еще это источник мифов о Теории эволюции, стабильно работающий уже полтора столетия.

Ученые из года в год ищут «переходное звено» от обезьяны к человеку и никак не могут найти. Противники эволюционизма утверждают, что переходных форм нет, а этот ваш археоптерикс – тупиковая ветвь. Журналисты пугают общественность тем, что у человека и банана 50% общей генетической информации. Если птицы и крокодилы родня, то где окаменелости мезозойской крокоутки? – вопрошают диванные скептики. Да и от самого термина несет какой-то недоделанностью. Что это за вид такой, который «ни то ни сё»?

ископаемые переходные формы организмов анатомия строение внутренних органов

Древо жизни

Для того чтобы получить представление о переходных формах, надо обратиться к биологической систематике. Идея «разложить по полочкам» все разнообразие живых организмов не нова. В XVIII веке очередной способ классификации был предложен шведским натуралистом Карлом Линнеем. Способ оказался настолько удачным, что после важного апгрейда в середине XIX века используется до сих пор.

В чем тут суть? Неожиданно все формы жизни устроены не абы как. Анатомические структуры – все эти органы и ткани – не разбросаны в хаотичном порядке, а подчиняются определенным закономерностям. Вот, к примеру, позвоночник. Он есть у рыб, птиц, рептилий, зверей и амфибий. Но ни одного жука с позвоночником вы не найдете. Как нет и птиц без позвоночника. А те, у кого есть позвоночник, делятся на рыб (с жабрами и без лап) и четвероногих (с легкими и лапами). А четвероногие, например, могут быть пернатыми, шерстистыми, чешуйчатыми или с голой слизистой кожей. Описание, конечно же, очень упрощенное, но принцип понятен.

Анатомические структуры выстраиваются в иерархическом порядке, от общего к частному, что позволяет разделить все организмы на соответствующие иерархические группы. Отсюда получаем биологическую систематику с известными всем типами, классами, отрядами, семействами, родами и видами.

Но почему живые организмы устроены именно так? Ключом к ответу на этот вопрос стала теория эволюции, предложенная Чарльзом Дарвином в 1859 году. Иерархия анатомических структур отражает ход эволюции, а их единство у разных организмов говорит об общем происхождении. К настоящему времени этот тезис многократно подтвержден фактами из сравнительной анатомии, эмбриологии, палеонтологии и генетики.

Систему биологической классификации можно представить в виде дерева (скорее куста), на котором каждый отдельный листик – это вид, а ветви и стволы – разные таксоны. Такое «дерево» называют филогенетическим, эволюционным, или же Древом жизни.

Из вышесказанного для нас важными будут шесть следствий.

ископаемые переходные формы организмов анатомия строение внутренних органов

Следствие первое: строение организмов можно предсказать

Могут ли у кошек быть копыта? Если кит плавает в воде, то почему у него нет жабр? Где искать цветок папоротника? Чтобы ответить на подобные вопросы, вовсе не нужно осматривать всех китов и кошек, и следить за всеми папоротниками в Купальскую ночь. Зная биологическую систематику можно заранее сказать, какие анатомические признаки должны присутствовать у той или иной группы организмов.

Такой инструмент очень удобен в палеонтологии. Имея всего один зуб можно классифицировать животное, иногда с точностью до рода. И на основании этого сделать вполне надежную реконструкцию. А уже потом, когда (и если) будет найден полный скелет, можно уточнять детали и делать нашу реконструкцию все более реалистичной.

Но можно обойтись и вовсе без останков. Например, если нас интересует общий предок всех кошачьих, мы можем составить абстрактный портрет, исходя из признаков, характерных для этого семейства. Получается, что окаменелостей нет, а мы уже знаем, кого искать.

ископаемые переходные формы организмов анатомия строение внутренних органов

Следствие второе: общих родственников можно найти

Древо жизни охватывает абсолютно все виды организмов. А значит мы все друг другу родственники. Можно взять два абсолютно любых вида, а затем спуститься вниз по веточкам нашего Древа, до точки пересечения. В этой точке будет находиться общий предок, а в его строении будет совмещены признаки, общие для обеих ветвей. Даже если идти придется очень далеко вниз.

Например, предок человека и банана по совместительству будет предком вообще всех растений и животных. Это одноклеточный организм, живший как минимум 3 млрд лет назад, то есть раньше самых древних следов растений в горных породах. И наш геном действительно хранит информацию, оставшуюся от этого далекого-далекого предка.

ископаемые переходные формы организмов анатомия строение внутренних органов

Следствие третье: переходные формы повсюду

От древних одноклеточных организмов до человека – очень долгий путь. Поколение за поколением, вид за видом наши предки менялись под действием эволюции. Древо жизни росло, давало множество новых побегов и в итоге получилось современное видовое разнообразие. Можно ли сказать, что на этом эволюция остановилась? Конечно, нет. Те современные виды, которые не вымрут, дадут свое эволюционное потомство. И человек тут не исключение.

А значит, каждый вид в любой момент времени является потенциально переходным между какими-то старыми и новыми видами. Мы все – переходное звено.

Но не стоит ждать, что наши потомки будут так уж сильно от нас отличаться. Эволюционные изменения накапливаются постепенно, дети все так же похожи на родителей, и заметить отличия можно изменив масштаб. На промежутке в 1 млн лет мы точно сможем различить два вида, но вот найти точку, в которой один вид стал другим – не получится.

ископаемые переходные формы организмов анатомия строение внутренних органов

Следствие четвертое: некоторые переходные формы интереснее других

Как и в истории, эволюционные события могут иметь разный масштаб. Например, процесс эволюции уток, поиск прото-утки и переходных форм между ними – это все очень интересно. Но на масштабные эволюционные события не тянет. Другое дело – происхождение птиц вообще.

Из современных животных ближайшая родня уток – это крокодилы. Спускаемся по веточкам нашего дерева, находим точку пересечения. Здесь, в этой точке, в триасовом периоде жил их общий предок. Внешне был похож на тощего голенастого крокодила. Имел четырехкамерное сердце, высокий метаболизм и откладывал яйца. Не то чтобы сильно похоже на птицу, но уже кое-что. Значит, в качестве переходной формы нам надо искать кого-то похожего, но с крыльями и перьями. В XIX веке про родство птиц с крокодилами не знали, искали просто пернатого птице-ящера. И нашли. Им оказался археоптерикс, вошедший во все учебники биологии как эталон переходной формы. Так вот он – родоначальник птиц? Вообще-то нет.

ископаемые переходные формы организмов анатомия строение внутренних органов

Следствие пятое: неуловимые предки

Вообще-то обнаружение переходной формы еще не обозначает обнаружение того самого вида-предка, который дал всю дальнейшую эволюционную ветвь. И чем шире область поиска, чем более древняя у нас переходная форма, тем меньше для этого шансов. Как так?

Переходная форма – это все равно, что фоторобот, набор анатомических структур, которые точно должны быть. Например: скелет рептилии (включая длинный хвост и зубы), легкие кости, перья, небольшой размер. Это сокращает поиск до одной из групп динозавров, живших в юрском периоде. А дальше начинаются проблемы.

В группе – сотни видов, не имеющих узкой специализации. Они жили на промежутке в несколько десятков млн лет, приходились друг другу какими-то родственниками и все обладают тем набором признаков, который нам нужен. То есть потенциально они все – переходные формы к птицам. Но какой шанс, что нам улыбнулась удача и из нескольких сотен видов мы нашли «того самого»?

Разумеется, изучая этих оперенных то-ли еще динозавров, то-ли уже птиц, мы будем накапливать информацию и отсеивать ненужные варианты. Археоптерикс окажется хоть и ранней птицей, но параллельной ветвью эволюции. Наш портрет птицы-первопредка будет становиться все точнее и точнее. Можно будет локализовать поиск до ранней юры Северного Китая, а таксономию до манирапторов. Но указать на конкретный вид-предок мы вряд ли сможем.

ископаемые переходные формы организмов анатомия строение внутренних органов

Следствие шестое: и все-таки их можно отыскать

Так ли уж важно знать, какой из десятка видов птицеподобных динозавров был точно первоптицей? Для специалистов важно, для широкого круга людей – пожалуй, не очень. Что уж говорить о предках жесткокрылых или голосеменных растений. А если задать вопрос о происхождении человека?

Про нас самих нам нужно знать как можно более точно. И в этом плане в сравнении с птицами нам крупно повезло. Все-таки мы изучаем молодые останки, большинству которых нет и 1 млн лет. Их достаточно много, сохранность хорошая, а если они моложе 100 тыс лет – есть возможность использовать палеогенетику. А значит, мы можем не просто указать на переходную форму от австралопитеков к нам, но и восстановить нашу эволюцию, шаг за шагом.

Сегодня вместо давно устаревшей линейной схемы, мы имеем разветвленное деревце, объединяющее наших родственников и предков. Это все равно что семейная фотография с несколькими поколениями. Мы с большой точностью можем назвать своих родителей и их родителей. А вот с остальными не всегда понятно, кто с кем в каком родстве состоит. Антропология развивается стремительно, создаются новые методы исследований и делаются замечательные открытия. Разумеется, восстановить всю цепочку поколений (как того иногда требуют креационисты) мы не сможем. Но серьезно увеличить детальность и сложность и без того непростой картины антропогенеза ученым вполне по силам.

ископаемые переходные формы организмов анатомия строение внутренних органов

Заключение

Переходные формы действительно существуют. И в большинстве своем они объединяют группу родственных видов, имеющих специфический набор анатомических особенностей. Часть этих особенностей новые и они получат развитие у потомков. Часть – старые, доставшиеся от предков и к потомкам они не перейдут. Особый интерес представляют переходные формы между крупными таксонами. Например, между рыбами и амфибиями. Или рептилиями и птицами, рептилиями и млекопитающими. На их примере можно видеть, как незначительные изменения приводят к серьезным результатам.

Благодаря развитию палеонтологии известно множество переходных форм. Эволюция позвоночных животных, например, изучена достаточно детально. И самая, пожалуй, изученная область – это эволюция человека. И все-таки, белых пятен хватит еще не на одно поколение палеонтологов. А учитывая неполноту геологической летописи, весь паззл мы не соберем никогда. Тем важнее вклад каждого, кто решил связать свою жизнь с палеонтологией. Возможно, и вы станете первооткрывателями недостающего звена.

Источник

ЕГЭ по биологии: ароморфозы, переходные формы

Бактерии (Прокариоты)

1. ДНК сосредоточен в нуклеотиде.

2. Основа оболочки – муреин.

3. Запасные питательные вещества – полисахариды, жиры, сера, полифосфаты.

4. Питание – сапрофиты, автотрофы, паразиты.

5. Способны к спорообразованию.

6. Размножение – деление.

Водоросли

2. Способность к фотосинтезу.

3. Наличие специальных фотосинтетических пигментов, которые находятся в специальных органоидах – хроматофорах.

5. Клеточная стенка состоит из 2–х слоев: целлюлозный слой, прикрепленный к мембране и пиктиновый слой.

6. Размножение половым и бесполым путем.

7. Чередование полового и бесполого поколения.

8. Возможность образования – зооспор (подвижных) и апланоспор (неподвижных).

9. Возможность образования гамет.

10. Тело – слоевище (таллом).

11. Светочувствительный глазок.

Грибы

1. Клеточная стенка – хитин.

2. Гетеротрофный тип питания

3. В качестве запасающего питательного вещества образовывается гликоген

4. В качестве продуктов обмена веществ – мочевина.

5. Тело – мицелий, состоит из нитей – гифов.

Лишайники

1. Симбиоз гриба и водоросли (гриб поставляет воду с растворенными минеральными солями, водоросль – органику)

2. Нет зеленой окраски.

3. Очень неприхотливы.

4. Размножение – бесполое и специальными образованиями: соредии, изидии, цефаллодии.

1. Тело разделено на стеблевидную ось и листообразные пластинки.

2. Наблюдается первичная дифференцировка на ткани.

3. Корней нет, у некоторых развиты ризоиды.

4. Половые органы антеридии (мужские) и архегонии (женские).

5. Фотосинтезирующие ткани развиты слабо.

Папоротникообразные

1. Есть корневище с придаточными корнями.

2. Есть стебель с хорошо развитой проводящей тканью.

3. Листья – вайи бывают спороносными и фотосинтезирующие

4. Чередование поколений с господством спорофита.

5. В клетках гаметофита сосредоточен хлорофилл.

6. Спорангии находятся на нижней стороне листа.

7. У хвощей споры однополые.

8. У плауновидных – гаметофит развивается под землей, лишен хлоропластов.

Семенные растения

1. Возникновение оплодотворения, не связанного с водой.

2. Возникновение семени.

Голосеменные

1. Семя есть, но плода никогда не образуется. Семена не защищены.

3. В древесном стебле представлены все виды тканей.

4. Шишка – видоизмененный побег.

5. Имеются семенные зачатки из которых после оплодотворения развиваются семена.

Покрытосеменные

1. Двойное оплодотворение.

2. Семязачатки находятся внутри завязи, семена находятся внутри плода.

3. Появление сосудов в проводящей системе.

4. Образование цветка.

5. Опыление насекомыми.

3. Появление оформленного ядра

4. Появление органоидов в клетке

5. Появление хромосом линейной формы

6. Половое размножение

7. Появление приспособлений для передвижения-например жгутиков или ложноножек

2. Двухслойное строение

3. Лучевая(радиальная) симметрия

4. Дифференциация клеток

5. Нервная система диффузного (сетчатого) типа

6. Полостное пищеварение

1. Двусторонняя симметрия

2. Кожно-мускульный мешок

3. Третий зародышевый листок – мезодерма

4. Появление переднего конца тела с комплексом органов чувств

5. Нервная система лестничного типа

6. Выделительная система (протонефридии)

7. Половые железы (мужские – семенники, женские –яичники)

8. Дифференцировка половой системы

1. Первичная полость тела

2. Прогрессивное развитие нервной системы (головные нервные узлы (ганглии) соединены друг с другом множеством перемычек, образуя окологлоточное нервное кольцо)

3. Задний отдел кишечника (анальное отверстие)

4. Дифференцировка мышц

1. Вторичная полость тела – целом

2. Сегментированное тело

3. Конечности – параподии

4. Замкнутая кровеносная система (брюшной, спинной и поперечные кровеносные сосуды)

5. Нервная система узлового типа

1. Слияние сегментов тела в отделы

2. Нервные узлы в отделах тела

3. Появление сердца

4. Появление пищеварительных желез (печень – самая крупная)

5. Появление раковины – наружного скелетного образования

1. Членистые конечности

2. Поперечно-полосатая мускулатура

3. Слияние сегментов тела (гетерономная сегментация тела – членики с разными функциями)

4. Появление хитинового покрова

5. Способность к полету – появление крыльев

2. Трубчатый тип нервной системы

3. Жаберные щели в глотке

4. Парные конечности

1. Появление черепа и челюстей

3. Редукция хорды и появление костного позвоночника

1. Появление конечности пятипалого типа

2. Дифференцировка мускулатуры

3. Возникновение легких

4. Трехкамерное сердце и второй (легочный) круг кровообращения

5. Появление шейного и крестцового отделов позвоночника

1. Зародышевые оболочки

2. Внутреннее оплодотворение

4. Ячеистые легкие и грудная клетка

5. Неполная перегородка в сердце

6. Кора больших полушарий

1. Полная перегородка в сердце и разделение кругов кровообращения

2. Развитие коры головного мозга

3. Матка и молочные железы, забота о потомстве

4. Возникновение волосяного покрова

5. Дифференцировка зубов

6. Альвеолярные легкие

Начало (млн лет назад)

1) возникновение фотосинтеза;

2) возникновение эукариотической клетки;

3) появление полового процесса;

4) формирование многоклеточности

1) формирование двусторонней симметрии тела;

2) возникновение третьего зародышевого листка;

3) образование систем органов;

4) формирование сквозной пищеварительной трубки;

5) возникновение кровеносной системы;

6) образование наружного скелета, поперечно-полосатой мускулатуры, членистых конечностей;

7) формирование осевых органов хордовых

1) формирование тканей и органов у растений;

2) разделение тела животных на отделы;

3) образование челюстей;

4) появление конечностей наземного типа у животных;

5) появление органов воздушного дыхания;

6) внутреннее оплодотворение;

7) формирование яйца;

8) появление рогового покрова на коже;

9) образование семян

1) формирование четырёхкамерного сердца, разделение артериального и венозного кровотоков;

2) появление молочных желез;

3) образование матки и появление внутриутробного развития зародыша;

4) появление цветка и плода

1) развитие коры больших полушарий;

2) формирование прямохождения

К палеонтологическим доказательствам эволюции относят:

· ископаемые остатки организмов вымерших видов;

· ископаемые переходные формы;

· филогенетические ряды современных видов.

Ископаемые остатки раковин морских организмов

Ископаемые переходные формы — это вымершие организмы, сочетающие признаки более древних и более молодых групп.

Переходные формы позволяют установить родственные связи между современными и вымершими организмами. Наличие переходных форм доказывает историческое развитие живой природы и помогает в построении естественной системы растительного и животного мира.

· кистепёрые рыбы — стегоцефалы — земноводные;

· пресмыкающиеся — археоптерикс — птицы;

· пресмыкающиеся — звероящеры — млекопитающие;

· водоросли — псилофиты — споровые растения;

· папоротниковидные — семенные папоротники — голосеменные.

Филогенетические (палеонтологические) ряды — последовательности переходных ископаемых форм, отражающие эволюцию современных видов.

Установление филогенетических рядов доказывает существование эволюционного процесса и возможность происхождения одного вида от другого.

· филогенетический ряд современной лошади;

· филогенетический ряд человека;

· филогенетический ряд хоботных.

ископаемые переходные формы организмов анатомия строение внутренних органов

Ископаемые переходные формы

Ископаемые переходные формы – организмы, сочетающие признаки организмов разного уровня организации

2. Тело – слоевище (таллом)

1. Стебель с чешуйками

2. Кожица с устьицами

3. Корневище с ризоидами

4. Проводящие, покровные, механические ткани

1. Хроматофоры содержат хлорофилл

2. На свету питание автотрофное

2. В темноте питание гетеротрофное

2. Сходство строения нервной системы

1. Наличие ротовых конечностей

2. Смешанная полость тела

3. Органы дыхания – трахейные трубочки

4. Наличие ножных расчлененных придатков

1. Тело защищено панцирем

2. Схожий способ питания

5. Размножение выметыванием икры

1. Пара коротких хелицер

2. Откладывание яиц на суше

1. Отсутствие головного мозга и сердца

2. Сегментарное строение мышц

3. Схожесть органов кровообращения, выделения и пищеварения

6. Один круг кровообращения

1. Наличие внутреннего скелета

2. Спинной мозг в виде трубки

3. Стенки глотки с жаберными щелями

4. Замкнутая кровеносная система

5. Сосуд – «сердце» на брюшной стороне тела

Кистеперая рыба, Ихтиостега, Стегоцефал

1. Обтекаемая форма тела

2. Чешуя и наличие плавников

3. Органы боковой линии

4. Слаборазвитый плавательный пузырь

1. Рычажные конечности

2. Тазовый и плечевой отдел

3. Кости в парных плавниках

4. Наличие примитивных легких

3. Длинный хвост из позвонков

6. Кости без воздухоносных полостей

3. Сходство задних конечностей с цевкой

4. Сходство форма тела

2. Конечности по бокам туловища

1. Строение черепа и позвоночника

2. Строение конечностей

3. Гетеродонтная зубная система

2. Детеныши вылупляются с яйца

1. Непостоянная температура тела

2. Строение кровеносной системы

3. Схожесть яиц с яйцами рептилий

2. Откладывает яйца (ехидна) не на земля (как утконос), а в сумку на животе

3. Ареал обитания (только Австралия)

ископаемые переходные формы организмов анатомия строение внутренних органов

ископаемые переходные формы организмов анатомия строение внутренних органов

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

ископаемые переходные формы организмов анатомия строение внутренних органов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

ископаемые переходные формы организмов анатомия строение внутренних органов

Курс профессиональной переподготовки

Методическая работа в онлайн-образовании

ископаемые переходные формы организмов анатомия строение внутренних органов

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Похожие материалы

Статья по теме «Формирование функциональной грамотности школьников на уроках химии и биологии»

Презентация на тему «Дыхательные движения, ЖЁЛ»»

Презентация на тему «Дыхание. Строение органов дыхательной системы»

Конспект урока на тему «Регуляция дыхания»

Презентация на тему «Регуляция дыхания»

Конспект урока на тему «Строение легких и газообмен»

Презентация на тему «Строение легких и газообмен»

Активное обучение на уроках биологии

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5350666 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

ископаемые переходные формы организмов анатомия строение внутренних органов

ископаемые переходные формы организмов анатомия строение внутренних органов

Школьники из России выиграли 8 медалей на Международном турнире по информатике

Время чтения: 3 минуты

ископаемые переходные формы организмов анатомия строение внутренних органов

Детский омбудсмен предложила обучать педагогов мотивированию учащихся

Время чтения: 1 минута

ископаемые переходные формы организмов анатомия строение внутренних органов

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

ископаемые переходные формы организмов анатомия строение внутренних органов

Петербургский Политех создал отдельное меню для вегетарианцев в своих столовых

Время чтения: 1 минута

ископаемые переходные формы организмов анатомия строение внутренних органов

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

ископаемые переходные формы организмов анатомия строение внутренних органов

Учителя Кубани смогут получить миллион рублей на взнос по ипотеке

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *