исковое заявление в суд о предоставлении жилья детям сиротам образец
Исковое заявление о предоставлении жилья детям-сиротам
Исковое заявление о предоставлении жилья детям-сиротам. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом 1 пункта ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом 1 пункта ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом 1 пункта ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее — список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
— лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);
— страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.
Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», составляет пять лет.
В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации. Договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок не более чем один раз.
По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», договор социального найма в отношении данного жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Исковое заявление о предоставлении жилья детям-сиротам
В ___________________ суд
Истец: __________________
Адрес: __________________
Ответчик: _______________
Адрес: __________________
Исковое заявление о предоставлении жилья по категории «ребенок-сирота»
Я, Русинова Елена Леонидовна, являюсь сиротой, воспитывалась в школе-интернате № 123 для детей-сирот, расположенной по адресу: г. Москва, ул. Московская 1, где находилась на полном государственном обеспечении. После окончания интерната училась в ПТУ № 3 (служил в армии, отбывал(а) наказание в исправительной колонии № __ или другое), проживая на тот момент в общежитии училища по ул. Ленина 2, г. Москвы, где была временно зарегистрирована по месту пребывания. После окончания училища вновь была зарегистрирована по адресу школы-интерната № 3. Постановлением Мэра г. Москвы от 14 марта 2010 года № 155-п была принята на учет для получения жилого помещения во внеочередном порядке по категории «ребенок-сирота», однако до настоящего времени жилое помещение не предоставлено.
На основании ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» РФ
Обязать ответчика(ов) предоставить жилое помещение (жилье) по договору социального найма по категории «ребенок-сирота» за счет средств бюджета города Москвы
Приложение:
1. _________________________.
2. _________________________.
3. _________________________.
«___»___________ 20__ г.
_______________________
(подпись)
Как добиться жилья для ребенка сироты после 18 лет + типовой иск о предоставлении жилого помещения вне очереди детям сиротам
Несмотря на законодательные гарантии, добиться жилья ребенку сироте на практике сложно. Чиновники придумывают различные отговорки, ссылаясь на очередь, отсутствие финансирование из казны. В результате ждать заветных квадратных метров приходится годами.
Между тем, не все сироты знают о своем праве получить жилое помещение без очереди. И в этом случае закон четко стоит на стороне людей. Задача состоит только в том, чтобы грамотно воспользоваться собственными правами.
Оптимальным выходом из ситуации станет обращение в суд. Ниже можно увидеть как образец искового заявления, так и показательные примеры из судебной практики. В самом конце даются полезные рекомендации, многократно проверенные на практике.
Как выбить квартиру сироте
Возьмем за основу ситуацию, когда сирота ранее официально поставлен на квартирный учет муниципальной властной структурой, ведающей обеспечением жилым фондом.
Когда соглашение в отношении специализированного найма не подписывается в обычном порядке, возможны 2 схемы предстоящих действий.
Первая подразумевает обращение в прокуратуру с жалобой по действиям местных властей. Если она является обоснованной, прокурор сам подаст иск в интересах сироты о предоставлении квартиры. Этому есть множество примеров из судебной практики.
А также гражданин, заинтересованный в получении недвижимости, вправе предъявить исковое заявление самостоятельно.
Образец стандартного искового заявления о предоставлении жилья сироте
Условно иск можно разделить на несколько блоков. В первом из них содержатся общие сведения о сторонах спора.
Дальше описывается то, в силу каких оснований автор обращения имеет юридический статус сироты, либо ребенка, вынужденно оставшегося без попечения матери и отца.
Затем обязательно пишут о том, что подавалось надлежащим образом составленное заявление в местный компетентный орган о постановке лица на квартирный учет. О результатах его рассмотрения указывается в описательной части.
Чтобы не было трудностей с подготовкой иска, приводим его ориентировочный образец применительно к Москве. Впрочем, доводы можно распространить на любой другой регион Российской Федерации.
Люблинский районный суд Москвы
ул. Марьинский Парк, 29
Истец: Парамонова Татьяна Евгеньевна
улица Победителей, 14, квартира, 25
Ответчик: Управа района Люблино Москвы
Третье лицо: Правительство Москвы
Государственная пошлина: 300 рублей
Исковое заявление о предоставлении жилья лицу, имеющему статус сироты
Парамонова Татьяна Евгеньевна, 15.04.2000 г. рождения в соответствии с действующим законодательством РФ относится к гражданам, которые официально считаются сиротами. Когда ей только исполнилось 3 года, после болезни умерла мама. О своем отце она ничего не знает, поскольку мать вписала его инициалы со своих слов.
Жилищный кодекс Российской Федерации и ФЗ № 159-ФЗ от 21.12.1996 г., закрепляющий социальные гарантии от государства квартиры сиротам и дает преимущественное право указанным гражданам на решение проблем с жильем из отдельного специализированного фонда.
Как сирота, истец на момент предъявления требований в суд, состоит на учете в управе Люблино Москвы по отдельному списку. Это удостоверяется решением № 117 от 15.01.2015 г.
После достижения совершеннолетия у истца есть законное право на основании ст. 8 закона № 159-ФЗ получить жилье без очереди.
В настоящее время заявитель постоянно проживает и зарегистрирован у своей тети. На жилплощади проживает еще 4 человека. Поэтому условия считаются неблагоприятными.
Вместе с тем, ответчик на момент подачи иска, жилье из специализированного фонда не предоставил. В ответ на телефонный звонок получено извещение за исходящим № 46 от 15.12.2018 г., согласно которому Парамонова Т. А. стоит в очереди под № 432.
Считаю, что наличие очереди для сирот противоречит законодательству. Так, жилье сиротам должно предоставляться немедленно после достижения 18 лет. Ни статья 8 закона № 159-ФЗ, ни Жилищный кодекс РФ не предусматривает формирования очередности для людей, отнесенных к сиротам.
На основании изложенных выше сведений, опираясь на статью 8 ФЗ № 159, положения ЖК РФ, иные нормы действующего в актуальной редакции законодательства
Прошу суд:
1) Обязать ответчика передать, Парамоновой Татьяне Евгеньевне, жилое помещение по договору о специализированном найме с площадью не меньше принятых в Москве социальных норм во внеочередном порядке за счет средств городского бюджета.
2) Взыскать с ответчика судебные расходы.
Приложение:
1) Квитанция об оплате требуемой государственной пошлины.
2) Доказательства, подтверждающие статус сироты.
3) Копия решения № 117 от 15.01.2015 г. управы Люблино города Москвы.
4) Копия извещения о постановке в очередь.
5) Копия искового заявления с материалами ответчику и третьему лицу.
Истец: Парамонова Т. Е.
Иск о предоставлении квартиры сироте
Судебная практика в отношении предоставления жилья в пользу детей-сирот
Статистика по делам говорит о том, что исковые заявления сирот на получения жилья в основной своей массе удовлетворяются. Важно правильно обосновать соответствующий социальный статус.
Помимо прочего, суды обращают внимание на то, включен ли человек, оставшийся без родителей в список, сформированный местным органом власти. Если нет, то в требованиях, скорее всего, будет отказано.
Далее логично привести несколько примеров из судебной практики. Они помогут отстоять заинтересованным лицам свои интересы.
Отсутствие бюджетного финансирования не является поводом для отказа в решении жилищного вопроса
В суд к местной районной администрации обратился прокурор в интересах девочки, оставшейся без попечения родителей. Он попросил предоставить ей благоустроенное помещение на основе договора о спец найме исходя из предусмотренных норм.
В иске было отмечено, что мать и отец ребенка лишены своих родительских прав, на данный момент над ним установлена опека, и он прописан у пожилой бабушки. Кроме того, девушка включена в список лиц, которые должны быть на законных основаниях обеспечены жильем.
Представитель администрации признал право гражданки на жилое помещение.
Однако при этом было отмечено, что на текущий момент на исполнении находятся несколько аналогичных судебных решений. При этом, в бюджете отсутствуют средства для полноценного решения возникшей жилищной проблемы.
Красносельский районный суд Костромской области в своем решении от 27.09.2018 г. по делу № 2-342/2018 требования прокурора поддержал.
Судья отметила, что предоставление подходящего жилого помещения детям-сиротам и приравненным к ним лицам должно осуществляться немедленно после их обращения. Отсутствие финансирования обеспечения жильем из средств бюджета не является основанием для отказа.
Необходимо предварительно встать на учет для получения жилья
Показательное дело рассмотрел Ворошиловский районный суд Волгограда.
С заявлением обратился уже взрослый гражданин с просьбой включить его в список лиц, нуждающихся в жилых помещениях для детей-сирот. В иске он объяснил, что мать отказалась забирать его из детского дома, а об отце он не знает.
Кроме того, ему на длительное время был назначен официальный опекун, который не позаботился о решении проблемных жилищных вопросов. Поэтому истец считает, что он вправе претендовать на жилую площадь, предоставляемую сиротам и людям, оставшимся в жизни без родительского попечения.
Ответчик, уполномоченный орган местной власти, против адресованного к нему иска возражал. Адвокат отметил, что инициатор обращения в суд не подавал документы, полагающиеся для предоставления жилья.
В результате решением от 29.10.2018 г., дела № 2-2255/2018 в иске полностью отказано.
Ориентация на местное законодательство
Региональные власти РФ вправе устанавливать свои особенности предоставления мест для последующего проживания детей-сирот и лиц, приравненных к ним. В связи с этим суды должны принимать в расчет региональные правовые акты.
Примером может стать решение Шадринского районного суда Курганской области от 07.09.2018 года по делу № 2-1041/2018. В нем суд удовлетворил иск прокурора, предъявленный от имени гражданки, оставшейся без попечения собственных родителей.
Местная администрация против требований возражала со ссылкой на то, что существует очередность по рассматриваемой категории лиц. Однако суд эти доводы отклонил.
Он обязал ответчика предоставить девушке жилое помещение с общей площадью не менее 15 квадратных метров. Именно такие нормы действуют в Курганской области для сирот.
Очередности для сирот не существует
Зачастую местные органы власти, отказывая в помощи, ссылаются на перечень детей-сирот, которые на самом деле нуждаются в улучшении условий проживания.
Однако суды однозначно стоят на той позиции, что данный список не равносилен традиционной квартирной очереди.
В качестве иллюстрации можно привести решение Илимпийского районного суда Краснодарского края от 07.09.2018 г. по делу № 2-221/2018 года. Он удовлетворил иск прокурора, предъявленный в интересах сироты.
Судья указала, что формирование официального списка для цели предоставления жилья не означает установления порядковой очереди на него.
Кроме того, в решение отмечено, что отсутствие финансирования не должно влиять на механизм надлежащего обеспечения жилплощадью.
Важные рекомендации
Практика говорит о том, что детям-сиротам, оставшимся без родителей, трудно отстоять свои права без квалифицированной юридической поддержки. Поэтому чтобы человеку защитить свои интересы необходим иск о предоставлении жилья сироте.
Для его подготовки, можно воспользоваться такими практическими советами:
Наличие положительного, вступившего в законную силу судебного решения имеет ряд преимуществ. Так, помочь исполнить решение могут приставы. Кроме того, появится приоритет перед существующей очередью на жилье.
Прокурор разъясняет
Защита жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остается одним из главных направлений деятельности прокуратуры.
Исполнение органами государственной власти и местного самоуправления требований законодательства об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, является одним из приоритетных направлений работы органов прокуратуры.
В силу ст.10 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
Наиболее эффективное правовое средство осуществления защиты жилищных прав детей-сирот – обращение прокурора в суд с исковым заявлением, поскольку именно судебное решение гарантирует применение мер государственного принуждения для реального восстановления нарушенных прав.
Право прокурора на обращение в суд с заявлением в интересах детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, предусмотрено статьей 45 ГПК РФ.
Основанием для подготовки прокуратурой искового заявления в интересах данной категории лиц является обращение в органы прокуратуры и результаты проведенной проверки, в ходе которой устанавливаются : факт наличия статуса ребенка-сироты и внесение ребенка в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
З аконным представителям детей-сирот предоставляется право самостоятельно подавать заявления о включении детей в список, что будет гарантией последующего предоставления последним жилья. Одновременно на органы опеки и попечительства возлагается осуществление контроля за своевременной подачей законными представителями детей-сирот заявления о включении детей в список. В случае неподачи законными представителями соответствующего заявления орган опеки и попечительства обязан принять меры по включению детей в список.
Жилые помещения предоставляются органом местного самоуправления детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот по их заявлению в письменной форме при достижении ими возраста 18 лет или приобретении полной дееспособности до достижения возраста 18 лет.
Обращение прокурора в суд в интересах данной категории лиц обеспечивает им надлежащую защиту их жилищных прав, а фактическое и сполнение судебных решений контролируется прокуратурой.
Собинская межрайонная прокуратура
Прокуратура
Владимирской области
Прокуратура Владимирской области
25 декабря 2020, 10:00
Защита жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей органами прокуратуры
Защита жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остается одним из главных направлений деятельности прокуратуры.
Исполнение органами государственной власти и местного самоуправления требований законодательства об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, является одним из приоритетных направлений работы органов прокуратуры.
В силу ст.10 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
Наиболее эффективное правовое средство осуществления защиты жилищных прав детей-сирот – обращение прокурора в суд с исковым заявлением, поскольку именно судебное решение гарантирует применение мер государственного принуждения для реального восстановления нарушенных прав.
Право прокурора на обращение в суд с заявлением в интересах детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, предусмотрено статьей 45 ГПК РФ.
Основанием для подготовки прокуратурой искового заявления в интересах данной категории лиц является обращение в органы прокуратуры и результаты проведенной проверки, в ходе которой устанавливаются : факт наличия статуса ребенка-сироты и внесение ребенка в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
З аконным представителям детей-сирот предоставляется право самостоятельно подавать заявления о включении детей в список, что будет гарантией последующего предоставления последним жилья. Одновременно на органы опеки и попечительства возлагается осуществление контроля за своевременной подачей законными представителями детей-сирот заявления о включении детей в список. В случае неподачи законными представителями соответствующего заявления орган опеки и попечительства обязан принять меры по включению детей в список.
Жилые помещения предоставляются органом местного самоуправления детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот по их заявлению в письменной форме при достижении ими возраста 18 лет или приобретении полной дееспособности до достижения возраста 18 лет.
Обращение прокурора в суд в интересах данной категории лиц обеспечивает им надлежащую защиту их жилищных прав, а фактическое и сполнение судебных решений контролируется прокуратурой.