искусство русской кистевой росписи учебное пособие для вузов
Искусство русской кистевой росписи учебное пособие для вузов
Основы художественного ремесла. Барадулин В.А. (ред.) (Часть 2)
Художественные лаки. Резьба и роспись по дереву. Художественная обработка кости, рога, металла. Керамическая игрушка. Уроки мастерства: Пособие для учителя. —
2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1987. — 272 с., 2 п. л. ил.: ил. — (Б-ка учителя изобраз. искусства).
Вторая часть учебного пособия, входящего в состав подписной методической «Библиотеки учителя изобразительного искусства», продолжает рассказ об основных видах народных художественных ремесел, их истории, способах и приемах изготовления и декорирования изделий. В книге содержатся методические рекомендации учителям изобразительного искусства и руководителям художественных кружков по работе с твердыми материалами, практические советы по обучению школьников приемам резьбы и росписи по дереву, художественной обработки металла, кости, изготовления керамической игрушки.
Народные промыслы » Талашкино. Изделия мастерских Кн. М. К. Тенишевой
Очень интересная книга-альбом 1905 года, богато иллюстрированная фотографиями изделий мастерских Талашкино. Изделия, искусно сочетающие в себе переплетения русского народного стиля и стиля модерн, вызывают восторг и восхищение своей оригинальностью и нестандартностью!
Год: 1967
Автор: Жегалова С.К., Жижина С.Г., Попова З.П., Просвиркина С.К., Черняковская Ю.С.
Жанр: Альбом. Народное искусство
Издательство: Москва: Издательство «Искусство»
ISBN: нет
Язык: Русский
Формат: PDF
Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста
Количество страниц: 267
Описание: «Резьба и роспись по дереву — одна из наиболее ярких страниц русского народного творчества. Нарядно украшенные ларцы и прялки, миски и колыбели, хранящиеся в наших музеях, радуют глаз многообразием и выразительностью рисунка, изысканностью форм, поражают богатством творческой фантазии художников, превращавших простое орудие труда или предмет быта в произведение искусства. Вместе с тем затейливые и неповторимые народные узоры хранят в себе многие нераскрытые тайны. Чья искусная рука выводила их, где и когда жил неизвестный нам мастер, каким образом через века и пространства попали в орнамент образы, известные еще в неолитическом искусстве?»
Год: 1982
Автор: Попова Э., Егорова Г. (ред.); Шпикалова А. (съемка), Дмитриев Г. (художник), Разина Т. (текст)
Жанр: Альбом. Декоративно-прикладное искусство.
Издательство: Москва: Издательство «Московский рабочий»
ISBN: нет
Язык: Русский
Формат: PDF
Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста
Количество страниц: 201
Описание: «Цель этого небольшого альбома и состоит главным образом в том, чтобы привлечь внимание, пробудить интерес к истории народных художественных промыслов Подмосковья, к творчеству их современных мастеров у самого широкого читателя. Здесь дано лишь общее представление о богатейшей сокровищнице художественных традиций, которые являются нашим национальным наследием и творчески развиваются в современном, живом поныне искусстве больших старинных промыслов. Душой и главным смыслом их деятельности остается искусство. Из далекого прошлого несет оно к нам высокую национальную художественную культуру, впитавшую коллективный творческий опыт, понимание красоты, вкус и мастерство многих поколений. Народное искусство дорого нам и этими вековыми традициями, и живым, нынешним творчеством его мастеров-художников, в котором продолжает жить былое и находит воплощение наше время.»
РУССКАЯ КИСТЕВАЯ РОСПИСЬ
1 УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ВУЗОВ В.С. Бадаев РУССКАЯ КИСТЕВАЯ РОСПИСЬ Допущено Учебно-методическим объединением по специальностям педагогического образования Министерства образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Изобразительное искусство» ГУМАНИТАРНЫЙ ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР Москва ВЛАДОС 2004
3 3 ÕË apple Ê Высшая школа обучения художника-педагога ставит целью формирование личности с высокой подготовкой в области как изобразительного, так и декоративно-прикладного искусства. Декоративно-прикладное искусство органически связано с духовной и предметно-материальной жизнью людей. Творчество в сфере предметного мира закреплялось у каждого народа в виде целостной системы традиций. Преемственность традиций позволила отработать совершенную функциональную форму предметов быта, характер и меру их декоративного убранства, при этом для решения разных художественных проблем мастера находили средства очень точные, необычайно лаконичные и образные. Деятельность безвестных мастеров, создававших на протяжении многих поколений художественную культуру человечества до того, как появились художники-профессионалы, сыграла огромную роль в формировании материальной и духовной среды человека, в его художественно-эстетическом развитии. Народное искусство России богато многообразием форм, обладает неисчерпаемым художественно-творческим потенциалом и является неиссякаемым источником развития художественной культуры народа. Творческое усвоение мирового художественного опыта, аккумулированного народным искусством и развитие национальных традиций основа духовного развития человека. Традиция в народном искусстве является результатом сложного процесса художественного осознания и освоения действительности, а также, реальным показателем степени сформированности образного мышления народа. В изделиях традиционных промыслов зафиксирована своего рода народная память, связывающая прошлое с настоящим и будущим. Традиция содержательна, только эту содержательность мы можем постигнуть исключительно из своего опыта современности. Современность продолжение жизни традиции. Развитие народного искусства это, прежде всего, проблема взаимоотношений традиций и современности. На каждом жизненном этапе человек соприкасается с миром народной культуры, с ее различными сторонами, пластами, явлениями, институтами, ее носителями, творцами. Все это постепенно формирует у него определенное мировоззрение. В результате смешанного проживания на одной территории в течение длительного времени различных групп населения, в условиях их межнационального соприкосновения возникали и возникают многочисленные заимствования элементов культуры, обрядности, традиций. Происходят интенсивные процессы обмена духовными ценностями, взаимообогащение, синтез элементов культуры, замещение одних элементов другими, что, в свою очередь, влияет на мозаичность культурного пространства, положительно отражается на взаимопонимании людей. Овладение студентами различными видами традиционного искусства поможет им в будущем глубже разбираться в истории, культуре, психологии учащихся разных национальностей. Познание основ народного искусства путь, исторически проверенный в системе ученичества, существующей и поныне на на-
4 4 Введение родных художественных промыслах. Выверенная в течение долгого времени система обучения, базирующаяся на творческом освоении традиционного художественно-образного языка народного искусства и в настоящее время служит своему предназначению. По своим возможностям, богатству художественного материала, имеющего импровизационную характерность, неповторимости пластического ритма видения, она с успехом может быть использована как в практике подготовки художника-педагога, так и в учебном процессе современной общеобразовательной школы, при условии соответственным образом организованного учебного процесса. Потенциал декоративного искусства в обучении собственно изобразительному искусству лучше всего охарактеризовать словом «эвристический». Идея декоративности, в чистом виде воплощенная в народном искусстве, общение с произведениями декоративного искусства, постижение образно-художественного языка декоративного искусства помогают развитию изобразительной грамотности. Работа в области народного искусства способствует пониманию закономерностей окружающей действительности и построению аналогичной натуре гармонии, как результат анализа содержательной гармонии природы. Для успешного раскрытия потенциала народного искусства в художественном образовании в школе педагогу требуется в первую очередь выбрать из обширнейшего декоративного материала народного творчества те его виды, которые, оптимизируя учебный процесс, в наибольшей степени содействовали бы формированию изобразительной культуры детей. Вначале необходимо проанализировать специфику художественно-декоративного творчества различных народных промыслов России, и выявить среди них те принципы декоративного творчества, которые не вступали бы в противоречие с задачами реалистического изобразительного искусства. У каждого народного промысла есть свои оригинальные стороны художественного развития. У одних коллективов народных мастеров они выражаются преимущественно в технической и технологической стороне дела. Это все, что связано с художественной обработкой разнообразных природных материалов. К этой группе, бережно сохраняющей технико-технологические основы ремесла различных регионов России, можно отнести традиционные промыслы работы с камнем, керамикой, ювелирные промыслы и т.д. Здесь и ювелирные промыслы в с. Красное на Волге, Северная чернь в Великом Устюге, Ростовская финифть, Дымковская и Филимоновская игрушки и многое другое. Ко второй группе относится целая плеяда народных промыслов, образующих вместе систему художественной росписи, художественно-образный язык которой основывается на традиционных формах изобразительной культуры, оригинальной манере письма, характерных решениях композиций орнаментов и сюжетов росписей, а также, на возможности находить в круге одних и тех же бесконечно повторяющихся тем, сюжетов свои индивидуальные мотивы. Это Полхов-Майдановская роспись, Гжель, Хохлома, Жостово, Городец, Холуй, Мстера, Палех, Федоскино, а также целый букет росписей Сибири, самая яркая из которых Урало-Сибирская. Все, что связано с художественной обработкой материалов более логично использовать в школе в условиях кружковых занятий из-за ощутимых технологических сложностей. Для организации обучения изобразительному искусству наиболее приемлемой является система художественной росписи, так как обладает богатой и разнообразной изобразительной фактурой и выразительностью. Сохраняя в основе свою собственную структуру, особенности образного строя, орнаментальность, роспись выявляет индивидуальность ребенка. В истории становления художественной росписи четко прослеживается развитие по меньшей мере двух групп. Хохлома, Гжель, Полхов-Майдан, Городец, Жостово и т.д. это так называемая группа кистевой росписи, где исполнение элементов и весь образно-графический строй во многом зависит от возможности инструмента остроконечной беличьей кисти оставлять мазок, пятно, линию требуемых художественно-геометрических характеристик. Кисть в этом случае необходимый инструментальный компонент художественнообразного воплощения замысла в изображении. Палех, Мстера, Холуй, Федоскино живописно-сюжетная система народного искусства, где кисть всего лишь инструмент для перемещения выбранного оттенка цвета с палитры в композицию росписи. Система художественной росписи может быть разделена на три части в отношении трактовки решения объемно-пространственных и цветовых задач. В искусстве народных центров кистевой росписи, при всем разнообразии в их творчестве
5 Введение 5 вне зависимости от того, на чем выполняется композиция, на объемных предметах, как, например в Гжели, Хохломе, или на плоских разделочных досках, пластинах, как в Городце, везде наблюдается отсутствие передачи пространства и объема и, как следствие, скупое цветовое решение. Все изображение находится в плоскости, «держит» плоскость, не допуская нигде прорыва в пространство. При общей принадлежности к кистевой системе, несколько особняком стоят Урало-Сибирская роспись и искусство Жостова. Если в творчестве Хохломы, Городца, Гжели, Полхов-Майдана основное внимание уделяется графичной, ритмично-пластической согласованности элементов композиции, то Урало-Сибирская роспись это уже и вопросы колорита и в какойто степени появление, хотя и довольно еще условно, объема и пространства. Жостовский промысел, оставаясь в плане техники исполнения кистевой росписью, в то же время полноценно, хотя и декоративно, решает задачи лепки объема и передачи пространства. Композиция букетов цветов как бы «поднимается» над поверхностью подноса на высоту, необходимую для размещения изображения. Истоком, общим для всех кистевых промыслов, является обращение к миру природы, стилизация природных форм цветов, листочков, ягод, птиц, рыбок, и даже силуэтов коней и фигурок людей в Городецкой росписи, в соответствии со сложившимися традициями художественного творчества каждого из них. В творчестве Палеха, Мстеры, Холуя и Федоскина свойства кисти важны, но не имеют того самодавлеющего значения для исполнения, как в системе промыслов кистевой росписи. Отличается коренным образом и тематика это различные сюжетно-бытовые сценки, битвы, праздничные гуляния и т.д. Отсюда резко возрастающие требования к профессиональной состоятельности художника, который должен быть подготовлен к решению множества изобразительных задач, связанных с воплощением задуманного в изображении в системе традиционных координат промысла. Поэтому для разработки методики занятий по изобразительному искусству в школе художественный материал этих центров народного искусства в силу сложности решения предстоящих в обучении изобразительных задач, мало перспективен и более пригоден для специализированного изучения в художественном училище и вузе. При анализе системы кистевой росписи можно понять, что освоение художественнообразной фактуры этого вида народного творчества позволяет учащимся успешно постигать основы изобразительной деятельности развивать технические навыки и умения рисовальных движений руки, целостное восприятие натуры и изображения в процессе освоения Хохломы, способности цветоощущения и цветовоспроизведения при изучении Урало-Сибирской росписи, умения решения объемно-пространственных задач цветом при овладении искусством Жостова. В хохломской росписи аккумулированы все основные приемы и способы владения кистью. Мазок с наплывом «капелька», «травные мотивы», «приписки», «усики с семенцами», всевозможной формы листочки, ягодки и т.д., изображение которых впрямую зависит от возможностей остроконечной круглой беличьей кисти, являются образно-графической основой Хохломы. И в то же время все эти элементы в различных сочетаниях можно увидеть и в городецкой росписи, и в Гжели, Полхов-Майдане, в композициях семейства Урало-Сибирской росписи, в Жостове. Урало-Сибирскую роспись можно охарактеризовать как живописное развитие растительно-орнаментальной темы графичной Хохломы. Единая «художественно-инструментальная» природа происхождения и послужила основанием для объединения в процессе обучения изобразительному искусству в школе росписей Хохломы и Урало-Сибирской. Инструменты Основным инструментом декоративной росписи является кисть. В зависимости от вида росписи используют круглые беличьи, хорьковые, колонковые, медвежьи кисти, начиная с самых мелких для исполнения различных усиков и приписок и заканчивая большими для крупных сочных мазков травки или лепестков цветов. В отдельных случаях пользуются плоскими кистями. В основном же народные мастера применяют самодельные кисти из хвоста белки. Для нанесения простого орнамента служат «штампики», которые вырезают из шляпного войлока, гриба-дождевика и других материалов, хорошо удерживающих краску и позволяющих отпечатать рисунок на изделии. Изображение круглых элементов росписи ягодок, фруктов, других плодов (рис. 1, 5, 12, 13, 21 цв. вкл.) наносят тычком спичкой, на конце которой туго намотан кусочек ваты.
6 ˇÓ ÔÓ ÁˆÍ ÏÓÁÎÊÁÒ ÃÚÍ ÓËÔ Ê Ê ÏÍÙËÊÚÊ Родина Хохломы Лесное Заволжье. По берегам рек Керженец и Узола издавна жили умелые мастера, изготовлявшие и расписывавшие посуду из дерева. Выточенные из легкой сухой древесины чашки, братины, поставцы, солонки мастера делали похожими на драгоценные золотые и украшали орнаментом. Красочные узоры из трав, цветов и плодов придавали особую прелесть строгим лаконичным формам деревянных вещей. Из поколения в поколение оттачивалось мастерство народных художников, форма изделий приобретала бо льшую простоту и лаконичность, совершенствовалась графическая культура исполнения орнамента. Происхождение названия промысла связано с местом скупки изделий. Хохлома это крупнейшее торговое село, откуда поставляли расписную деревянную посуду на Макарьевскую и Нижегородскую ярмарки. Со временем и сами изделия, расписанные в оригинальной технике, характерной лишь для этих мест, стали именовать Хохломой. Наиболее вероятно, что временем возникновения искусства хохломской росписи была вторая половина XVII начало XVIII в., когда глухие керженские леса стали местом поселения старообрядцев, спасавшихся от преследования царского правительства и церковных властей. После церковных реформ здесь искали убежища противники патриарха Никона, вынужденные покидать Москву и крупнейшие русские города. Спасаясь от расправы, бежали сюда и участники соловецкого старообрядческого бунта. Среди раскольников-переселенцев были иконописцы и мастера рукописной миниатюры. О высоком мастерстве этих художников свидетельствуют два киота конца XVII в., сохранившиеся в коллекциях Горьковского художественного музея. Их роспись с типичными для XVII в. растительными мотивами напоминает покровы из драгоценных золотых тканей. Формы фантастических цветов очерчены контурными линиями и искусно проработаны штрихом. На темно-красном фоне среди зелени блестят золотые стебли и лепестки, выполненные в иконописной технике золочения дерева, близкой Хохломе. Среди сохранившихся в музеях деревянных посуд XV, XVI и XVII вв., изготовлявшихся при монастырях, нет изделий, поверхностность которых была бы окрашена в золотистый цвет приемами, близкими Хохломе. Они похожи на хохломские лишь по форме, киноварному фону, по украшающим их золотистым пояскам, но пояски эти нанесены порошком твореного золота, который не применяли в Хохломе. Самые близкие приемы хохломской росписи встречаются у иконописцев. Мастера
7 Становление и развитие 7 Древней Руси умели экономить дорогостоящий металл. Чтобы окрасить фон иконы в золотистый цвет они использовали не золото, а порошок серебра. После выполнения живописи икону покрывали лаком, приготовленным из льняного масла, и подвергали прогреванию в печи. Под влиянием высокой температуры пленка лака приобретала золотистый оттенок, а серебряный порошок, просвечивающий сквозь нее, делался похожим на золото. Широкое распространение этот прием получил в XVII XVIII вв., когда убранство русских храмов становится особенно богатым и пышным. Создаются высокие золоченые иконостасы с большими иконами, в золотой цвет окрашиваются киоты и церковная мебель. В это же время распространение получает растительный орнамент. При росписи стен, мебели и бытовых вещей часто выполнялись «травные» рисунки, наносимые свободно кистью. Рисунок цветов и листьев завершали сочные мазки белил-оживок. Такой орнамент, связанный с традициями живописи Древней Руси, послужил основой для формирования хохломских травных узоров. В хохломской росписи нашли отражение и графические орнаменты с четкими линейными контурами проработки деталей штрихом. Они способствовали появлению рисунков в технике «под фон». Мотив «кудрины» был подсказан рисунками с завитками, украшавшими заставки рукописей. Многие особенности росписей Хохломы были результатом слияния в промысле двух традиционных линий русского декоративного искусства, одна из которых восходит к орнаменту иконописи и рукописной миниатюры, а другая к ремеслам Древней Руси. В каждой из этих линий по-своему проявлялись народные особенности понимания орнамента, профессионально сложившиеся приемы. Растительный орнамент, привнесенный в Хохлому иконописцами, претерпевает существенные изменения становится более лаконичным и четким. На композицию большое влияние оказали традиции древнейшего геометрического орнамента, отличавшегося классически простыми и совершенными приёмами построения узоров; на смену характерным для рисунков XVII в. цветам и растениям пришли другие более понятные и знакомые. Тюльпан становится похожим на колокольчик, лист винограда на лист клена, а рядом с ними появляются поэтичные веточки с русскими северными ягодами брусники и клюквы, смородины и рябины. В искусстве росписи Хохломы утверждаются характерные для народного творчества черты: большая образная выразительность росписи, декоративность, предельная скорость и скупость изобразительных средств. Хохлома весьма разнообразна, однако по приему письма ее принято делить на два основных вида: «верховая роспись» и «фоновая». Особенность «верховой» росписи нанесение изображения мазками поверх золотистого фона. Фон, просвечивающийся сквозь легкий ажурный рисунок, делает изделие похожим на золотое. Тонкие ритмичные узоры с мотивами трав, ягод, колосьев, цветов свободно размещаются на поверхности предмета. К типу «верховой» росписи относятся композиции под «листок», со стеблями, вокруг которых располагаются листья, написанные плотными, крупными мазками зеленой и желтой краски, и мелкие красные ягоды (рис цв. вкл.). При «фоновой» росписи золотой силуэтный орнамент исполняется на черном или цветном фоне. Мастер первоначально наводит кистью контуры элементов композиции, а затем закрашивает фон и прорисовывает штрихом детали. Заканчивая роспись, он добавляет травную приписку легкий узор из трав и листьев, нанося его уже поверх фона (рис цв. вкл.). К «фоновой» росписи принадлежат композиции «кудрины» (рис. 9 12). Свое название они получили благодаря золотистым кудрявым завиткам, линии которых образуют причудливые узорные формы листьев, цветов и плодов.
8 8 Хохломская роспись ÏÊ Ê ËÊapple При выполнении росписи на объемных, сферических и цилиндрических поверхностях правильным считается положение руки с четкой фиксацией локтя, т.е. в процессе работы он почти не должен двигаться, а кисть руки должна свободно перемещаться в нужном направлении, благодаря этому одним неразрывным движением можно проводить протяженные мазки. В процессе росписи можно опираться на оттопыренный мизинец, слегка касаясь им поверхности изделия. Обучение основам хохломской росписи следует начинать с умения держать мягкую круглую остроконечную кисть перпендикулярно плоскости листа и проводить ею линии во всевозможных направлениях, не изменяя силы нажима на кисть (рис. 1, 2). Для развития глазомера и комбинаторных способностей учащимся полезно выполнять упражнения по сочинению композиций из различного сочетания точек (рис. 3) и стилизованных фруктов и ягод на основе точки и окружности (рис. 1 цв. вкл.). Мазок с наплывом капелька начинается с легкого касания кистью расписываемой поверхности, с тонкой, волосяной линии. Затем, при непрекращающемся движении вперед, кисть постепенно прижимается к плоскости и останавливается в нужном месте. Предлагаются различные упражнения дождик, пейзаж и витеечки (рис. 4). Витеечки это декоративные композиции в полосе, иначе бордюры, которые обычно обрамляют саму роспись. Обучающемуся необходимо иметь представление о различных видах стилизованных цветов и листочков и о последовательности их изображения (рис. 5 8; 2, 3 цв. вкл.). Для современной Хохломы характерны два основных вида росписи: верховое письмо и фоновое. К верховому письму относятся травная роспись и роспись под листок (рис цв. вкл.), а к фоновому росписи под фон (рис цв. вкл.) и кудрина (рис. 9 12). Верховое письмо дает возможность полнее использовать технику «золотой» окраски, оставляя «золотой» почти всю поверхность украшаемых вещей. Приемы верхового письма позволяют мастерам импровизировать и сочинять разнообразные варианты узоров. Травную роспись часто называют травкой. Основа ее растительного орнамента природа, таящая в себе богатейший мир поэтических образов. Роспись исполняется свободным движением кисти. Рисунки ее динамичны и напоминают очертания трав, колеблемых ветром. Травная роспись привлекает своей тонкой музыкальной ритмичностью (рис цв. вкл.). Выполнение травки начинают с наведения крупного сочного мазка, похожего на удлиненный лист, или стебля центрального организующего элемента, вокруг которого разрастаются кудрявые травинки разных размеров и формы, мелкие ягодки, нанизанные на усики. Начиная работу, мастер берет в руки изделие и гибкой послушной кистью наносит на его поверхность крупные сочные мазки (рис. 6 цв. вкл.), создавая гармоничную композицию легкого изящного узора, плавно ложащегося по форме предмета. На дне чашек рисунки приобретают очертания розетки или изогнутого стебля, а по бортам образуют легкую цепочку из волнообразных завитков бегунков или витеечек, опоясывающих форму подобно венку. Для правильного написания травного мазка тонкую с волосяным кончиком кисть ставят почти вертикально к поверхности предмета и ведут к себе, немного поворачивая кисть в ту сторону, куда должен изгибаться мазок. При этом надо следить за четким, волосяной тонкости началом и окончанием мазка. Изображая травинки, мастер довольно живописно чередует красный и черный цвета, не забывая соизмерять их с пятнами проблесков фона (рис цв. вкл.).
9 Приемы и виды 9 Рис. 1. Точка, линия, мазок с наплывом капелька и мазок травки основные изобразительные элементы кистевой росписи Рис. 2. Упражнения в проведении линий остроконечной круглой кистью. Отрабатываются умения удержания и изменения направления рисовальных движений руки при сохранении постоянной силы нажима на кисть
10 10 Хохломская роспись Рис. 3. Варианты упражнений с точкой, позволяющие при минимуме изобразительной информации сосредоточить основное внимание на развитии точности движений руки и умении удерживать все изображение в едином поле зрения