испанская морская форма 18 века
Молодые годы испанского флота
Истоки испанского судостроения уходят в давние времена. Первые сведения о постройке кораблей на иберийских берегах относятся к древнеримской эпохе, когда на побережье современных Андалусии и Кантабрии существовали верфи, выпускавшие суда разных типов, предназначавшиеся для разных задач: от военных походов до ловли рыбы. В Средние века испанское кораблестроение набирало обороты и вышло на новый уровень в конце XV века, в годы правления католических монархов Изабеллы I Кастильской и Фердинанда II Арагонского, чей брак положил начало объединению Испании.
Развитие кораблестроения до XVI века
К 1120 году епископ Гельмирес (Gelmirez) пригласил генуэзского судостроителя Огерио (Ogerio) в Ирию Флавию (Галисия) создать галерный двор, способный производить все типы галер для борьбы с маврами и пиратами Бискайского залива. В середине XII века король Кастилии и Леона Альфонсо VII устроил верфи в Тортосе и Дениа, а чуть позже и в Сантандере. В 1270 году король Альфонсо X Мудрый организовал рыцарский орден Пресвятой Девы Марии Испанской, образованный для защиты морских границ Кастилии и Леона. После присоединения Севильи там был создан военно-морской арсенал и большая государственная верфь. Верфь возникла не на пустом месте: первые галерные дворы здесь заложил ещё Абд-ар-Рахман II в IX веке для отражения набегов викингов.
В это время английские и французские монархи нередко наряду с генуэзцами нанимали на службу кастильцев, что может служить косвенным признанием уровня испанского кораблестроения. Четыре города в Кантабрии подтянули за собой и остальные населённые пункты. К примеру, в Бильбао было налажено производство припасов и материалов для флота, а в середине XV века город превратился в один из центров кораблестроения.
В XII столетии Каталония заключила союз с королевством Арагон. После этого одним из важнейших центров испанского кораблестроения стала Барселона. Её верфи могли одновременно строить пять больших галер. Другими центрами судостроения в королевстве были Тортоса и Валенсия.
Любопытно, что военные корабли строились из дуба, тогда как коммерческое судостроение использовало в качестве основного материала пиренейскую сосну, которая сплавлялась до Тортосы по реке Эбро.
В 1479 году королевство Кастилия и Леон объединилось в одно государство с Арагоном. Возникло королевство Испания, или государство Католических королей (Los Reyes Católicos), под которыми традиционно понимаются Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский. Таким образом, две школы кораблестроения слились в одну.
Подводная археология и письменные источники
Но если бы всё было так просто! На испанское кораблестроение наложили отпечаток и мавры, и португальцы, и итальянцы, и французы, и даже фламандцы. Говорить о каком-то едином подходе не приходится. Исследователь Пауло Монтеро в статье «Португальское кораблестроение в сравнении с испанским» попытался проанализировать археологические и документальные данные, чтобы определить различия в школах кораблестроения. Материалом для изучения послужили затонувшие корабли двух государств.
Испанские корабли, попавшие в кораблекрушения, обнаружены у Эммануэль Пойнт (Флорида, 1559 год, судно не поднято до сих пор), у Каттеруотер (Плимут, 1530 год), у Молласес Риф (побережье Греции, 1519 год), Хайборн Кей (Багамские острова, датировка неизвестна) и у Вестерн Ледж Риф (Бермудские острова, неизвестное испанское судно XVI века). Итого пять кораблей, из которых в состоянии, близком к «Васе» или «Мэри Роуз», не сохранилось ни одного.
Останки португальских кораблей обнаружены у Будёз Кей (Сейшелы), Сан-Антонио (побережье Техаса), Сантьяго (Чили) и ещё в нескольких точках — всего в девяти местах. Из них более или менее сохранился корабль «Санту-Антониу-де-Танна», построенный в 1697 году и разбившийся недалеко от Момбасы (Кения). Правда, он уже относится к периоду упадка португальского кораблестроения. Не так давно у побережья Португалии были найдены ещё четыре судна. На Риа де Авейру у Лиссабонской отмели была обнаружена целая корма корабля, построенного предположительно в 1610 году. В Корпо Санто в Лиссабоне во время углубления канала был найден киль середины XVI века. Примерно в таком же состоянии, то есть киль с обломками набора, было обнаружено судно при строительстве новой ветки метро в Кайш Собро в Лиссабоне. Наконец, в устье реки Тежу были найдены обломки корабля, которые удалось идентифицировать как «Носса Сеньора дос Мартирес» — корабль, шедший из Индии и потерпевший крушение 15 сентября 1606 года.
Таким образом, исследователи имеют кое-какие данные по португальским кораблям XVI и XVII веков, а вот испанских находок не хватает. Пролить свет на особенности иберийского (испанского и португальского) кораблестроения учёным помогают документы.
Среди пособий по судостроению мы имеем латинский трактат «Навигационное искусство» (Ars Nautica, 1570) авторства доминиканского монаха Фернана де Оливейры. Как понятно из названия, именно вопросов кораблестроения этот труд касается слабо. В 1580 году тот же автор написал «Книгу об устройстве судов» (Livro da Fabrica das Naus). Вот и все источники, касающиеся чисто португальского кораблестроения. «Трактат о том, что хороший солдат должен знать, чтобы быть хорошим командиром и штурманом» (Tratado do que deve de saber um bom soldado para ser bom capitao de mar e guerra) неизвестного автора и «Главная книга по морской архитектуре» (Livro Primeiro da Architectura Naval), написанная Жуаном Батистой Лаванхой, датируются уже 1614 годом, то есть созданы после объединения Испании и Португалии, поэтому в них тяжело найти различия в кораблестроении обеих стран. То же касается и «Книги по обработке дерева» (Livro de Tracas de Carpintaria, 1616), «Морской книги» (Livro Nautico, 1590) и «Замечаний» (Coriosidades, 1632).
Найти десять отличий
Таким образом, пока приходится констатировать очевидные вещи, полученные на основании археологических данных. Португальцы строили суда с почти плоским днищем. Это позволяло увеличить их тоннаж и грузоподъёмность, но плохо влияло на скорость и манёвренность. Грубо говоря, португальские корабли были большими неповоротливыми паромами. Эти выводы стыкуются и с воспоминаниями испанских капитанов, которые не любили португальские суда, предпочитая пусть и слабее вооружённые и меньшие по размеру, но ходкие и манёвренные кастильские или баскские галеоны. С другой стороны, понятно, почему португальские нао были вооружены лучше своих испанских визави: при днище паромного типа судно может брать на борт больший вес.
Испанские корабелы с 1590 года использовали следующие меры длины:
Португальцы использовали менее разнообразную систему мер:
В румо измерялся киль судна, причём его длина была кратна трём: 12, 15, 18 румо и т.д. Другие меры длины использовались для набора, шпангоутов и прочего.
Португальские корабли строились по большей части из пробкового дуба (Quercus suber), хотя учёные не исключают, что могли использоваться и другие виды древесины, но скорее всего в микроскопических количествах. Из всего множества найденных останков португальских кораблей ни в одном не использовался, к примеру, английский бук или дуб из Польши.
Организация армии Испании в 1808 году
Пиренейская война мало известна на просторах СНГ, и даже среди людей, интересующихся Наполеоновскими войнами, «какие-то там мелкие пострелушки испанцев с французами» (почти цитата одного знакомого) известны лишь в общих чертах. Не способствует расширению кругозора и русскоязычная литература: информация о Пиренейской войне, именуемой в Испании также Войной за независимость, в лучшем случае неполная, а чаще всего отрывочна или вообще ошибочна, причем это касается и некоторых переводов с иностранных языков. Еще меньше информации об испанской армии того времени: несмотря на то, что она была достаточно многочисленной и сыграла значительную роль в решительном разгроме Наполеона, о ней имеются лишь отдельные эпизодические упоминания на различных сайтах или в справочниках по униформе того времени. Текущая статья является попыткой восполнить этот недостаток информации. В ней будут рассмотрены прежде всего организационные вопросы, и краткая предыстория тех или иных родов войск к началу конфликта, т.е. по состоянию на 1808 год. Так как сама статья появилась в качестве побочного продукта другого моего проекта, то в ней возможны некоторые неточности, допущения или недосказанные моменты.
Испанская пехота легендарна. Любой, кто интересуется историей, знает про испанские терции, их могущество и закат после битвы у Рокруа. Однако после этого, и до конца XIX столетия у большинства таких людей зияет провал, вплоть до отпущенных некоторыми комментариев вроде «А у испанцев что, была регулярная пехота?». А между тем, Испания во все времена содержала достаточно многочисленное и подготовленное войско, и хоть оно уже и не хватало с неба звезд, но и не было худшим в Европе. Комплектовалась армия, как и многие другие, путем вербовки или набора волонтеров. Приоритет отдавался собственно испанцам, количество иностранцев в армии было незначительным, и то – в основном они выводились в отдельные национальные формирования. Вместе с этим на территории собственно Испании существовала также система милиционного набора дополнительных полков, однако об этом будет рассказано ниже.
Как пехота стала основой испанской армии, так и линейная пехота (infanteria de linea) стала основой испанской «царицы полей». На 1808 год в армии Испании числились 35 полков инфантерии де линеа (один из них с непонятным статусом, иногда попросту не учитывается при подсчетах), каждый из которых состоял из 3 батальонов. Согласно устоявшимся традициям испанской армии, пехотные полки имели два штата. В мирное время, ради экономии средств, численность пехоты сокращалась, а перед войной осуществлялся дополнительный набор рекрутов для приведения частей в полную боевую готовность. Так, по штату мирного времени полк линейной пехоты должен был насчитывать 1008 солдат и офицеров, а по штату военного – 2256 человек. Несомненно, такая система позволяла сильно экономить средства в мирное время, однако в то же время имелся и минус – все это делало испанскую армию неповоротливой в начальный период любого конфликта, так как новых рекрутов необходимо было не только набрать, но и обучить, одеть и вооружить, что требовало больших затрат времени.
Как и во многих других армиях мира, в Испании существовали гренадеры. Но если в России гренадеров сводили в отдельные полки, то в Испании, как и прочей Западной Европе, гренадеры собирались в достаточно небольшие подразделения качественного усиления пехоты. Впервые гренадеры на официальном уровне появились в Испании в 1702 году, когда было установлено, что из 13 штатных рот [1] батальона одна должна быть гренадерской. В 1704 году состав батальонов был изменен – теперь вместо 13 рот там остались 12, одна из них гренадерская. Вскоре последовали новые перемены в организации – в 1715 году были сформированы полки постоянного штата, каждый из двух батальонов по 6 рот. При этом гренадерские роты полагались каждому батальону, т.е. в два раза увеличился удельный вес этих частей в составе испанской армии. С 1735 года гренадеры полагались и провинциальной милиции – однако не в виде отдельных рот, а как непосредственное дополнение в строю с обычными солдатами, в количестве 15 человек в каждой роте. В дальнейшем удельный вес гренадер среди милиции только увеличивался – к 1780 году в составе батальонов провинциальной милиции уже должны были находиться штатно по одной роте гренадеров. Более крупных формирований с участием гренадеров в Испании практически не было, хотя попытки учредить подобное встречались. Так, по штату 1802 года в каждой пехотной бригаде требовалось сформировать отдельный батальон гренадеров, собрав вместе роты из всех штатных полков линейной пехоты. Также 8 отдельных батальонов гренадер были созданы по указу 1810 года, однако до штатной численности они так и не дотянули, как и гренадерские роты до этого. Причиной тому можно назвать достаточно жесткий отбор кандидатов в гренадеры в Испании – помимо выдающихся физических характеристик, от гренадеров требовалось также иметь высокие нравственные качества, что вкупе с недостатками системы вербовки привели к постоянному недобору людей в гренадерские роты.
Имелась в Испании и достаточно многочисленная легкая пехота. На 1808 год в ней числились 12 батальонов по 6 рот. Каждый батальон по штату состоял из 780 человек в мирное время и 1200 в военное. Для обозначения легкой пехоты в Испании существовали три термина: cazadores (касадоры), hostigadores (остигадоры) и tiradores (тирадоры) [2], причем все три могли применяться одновременно, и потому стоит «разжевать» их отдельно. Термин «остигадоры» применялся касательно всей легкой пехоты, вне зависимости от ее функций и времени появления – так, по-испански остигадорами будут и русские егеря времен Крымской войны, и греческие пельтасты, и английские лонгбоумены. Собственно, этот термин можно было бы и вовсе не вспоминать, если бы не какая-то странная любовь к нему в некоторых источниках. Может, я чего-то не знаю, и этот термин таки широко применялся во времена Наполеоники в испанском языке, но в собственно испанских источниках я его почти не встречал. Куда чаще можно встретить термин «касадоры» — так по-испански именуются соединения легкой пехоты, аналогом которых у нас были егерские полки. Первыми касадорскими частями (как и отдельными частями легкой пехоты в Испании вообще) были два полка волонтеров, набранных в Арагоне и Каталонии в 1762 году по образу и подобию других европейских частей легкой пехоты. Уже в 1776 в батальонах регулярной армии и провинциальной милиции появились отдельные роты касадоров, а в 1793 году для несения службы в районе Пиренейских гор был сформирован первый специальный касадорский полк «Барбастро», набранный на основе вербовки, а не набора волонтеров. Термин «тирадоры» в указанное время также встречается, однако его применение вызывает некоторые вопросы. Так, доводилось читать тексты, в которых тирадорами называют роты легкой пехоты или отдельные команды, приписанной к батальонам линейной пехоты, дабы отличить их от самостоятельных формирований касадоров, однако в ходе Пиренейских войн и формирования новых соединений легкой пехоты на основе ополчения появились также и отдельные тирадорские полки, что заставляет усомниться в приведенной выше информации. Впрочем, есть основания полагать, что создание отдельных тирадорских полков было скорее отклонением от нормы, чем правилом.
Были также среди испанской пехоты начала XIX века подразделения, имевшие отличимые от прочих принципы набора и организацию. Именовались они infanteria de linea extranjera, или иностранной линейной пехотой. Как можно было догадаться, комплектовались они из числа иностранцев, причем существовало разделение по национальному признаку. По постоянному штату каждый полк иностранной пехоты имел чуть больше тысячи человек в составе двух батальонов. Всего таких полков числилось 10 штук. Шесть из них были швейцарскими, три – ирландскими, и один полк набирался из числа итальянцев.
Говоря о пехоте Испании, стоит также вспомнить и о regimentos provincials de milicias, или полках провинциальной милиции. Всего таких полков в Испании было 42, и фактически они представляли собой полурегулярные формирования. Это были достаточно удобные для использования территориальные части, имевшие несколько меньшую боеспособность, чем регулярная армия. Организационно каждый такой полк состоял всего из одного батальона численностью от 600 до 1200 человек. В этот список также можно добавить 13 regimentos milicias de urbanas, т.е. городской милиции, которая, пожалуй, по боевым качествам была даже хуже провинциальной. Самым большим полком городской милиции был Кадисский, состоявший из целых 20 рот, в то время как самым маленьким был полк из Алкончела, имевший в своем составе всего одну роту. В общей сложности в составе городской и провинциальной милиции числились около 30-35 тысяч человек.
Всего же в армии Испании к 1808 году числились 57 полков пехоты, численность которых в случае войны должна была достигать по штату 103.400 человек без учета милиции; фактически же численность пехоты на начало боевых действий достигала примерно 75-90 тысяч человек. Однако грянувшая вскоре война оказалась совершенно не такой, как ожидалось – вместо привычных маневров и осад крепостей развернулась жестокая партизанская война, которая, в свою очередь, ожесточила действующие армии и привела Испанию и Францию к противостоянию, в ходе которого армия Наполеона понесла потери, больше которых были только потери французов в 1812 году в России [3]. Для Испании эта война стала поистине народной, что привело также к формированию многих новых полков ополченцев и волонтеров. Без учета регулярной армии Испания в 1808-1812 годах выставила на поле боя 100 полков легкой и 199 полков линейной пехоты, в сумме около 417 батальонов. Есть и другие цифры – к концу 1808 года, в самом начале войны, испанская армия выставила на поле боя 205 тысяч солдат и офицеров, а в 1814 году, т.е. спустя пять лет войны и жестоких потерь, численность испанской армии достигала 300 тысяч человек без учета самостоятельных неорганизованных партизанских сил. Для того времени и населения испанской метрополии (около 10,8 миллионов) это была огромная армия, и эти цифры ярко характеризуют масштаб той войны, которую у нас бы без раздумий прозвали бы Великой Отечественной.
Испания славилась своей легкой кавалерией еще со времен Реконкисты, и ее достаточно высокие боевые качества сохранились и до начала XIX столетия. В то же время тяжелая кавалерия серьезного развития не получила. По ряду причин численность конницы в Испании постоянно сокращалась, и к 1808 году уже оценивалась как весьма умеренная. Кавалерийские полки всех типов в Испании имели постоянный штат – в 5 эскадронах насчитывалось по 670 солдат и офицеров, из них 540 конных.
Основную массу кавалерии составляли полки линейной кавалерии (caballeria de linea). От прочей конницы они отличались более крепкими лошадьми и несколько большим содержанием. Традиционно эти полки выступали в качестве «доноров» — многие полки кавалерии иных типов изначально были сформированы как полки линейной кавалерии, после чего переформировывались в гусарские, касадорские или драгунские. Фактически, тяжелая испанская кавалерия этим и ограничивалась – никаких более привычных нам тяжелых драгун или кирасиров в составе армии к 1808 году не осталось. Всего полков линейной кавалерии к указанному времени имелось 12 штук.
Драгуны (dragones) в испанской армии считались легкой кавалерией, и появились в 1803 году [4]. Они отличались от линейной кавалерии худшим подбором лошадей и стандартной способностью драгун действовать как в конном строю, так и в пешем. Строго говоря, подобной способностью обладали и полки линейной кавалерии, однако их содержание обходилось дороже, да и затачивались она более под ударные функции, в результате чего испанские генералы часто «жадничали» использовать ее в качестве простой ездящей пехоты. Всего к 1808 году в Испании числились 8 драгунских полков. Просуществовали они недолго – уже в 1815 году они были переформированы.
Конные касадоры появились в Испании после переформирования в 1803 году части полков линейной кавалерии. Таких полков оказалось два, и оба они были сформированы задолго до появления конных касадоров в испанской армии как таковых. По тактике использования это была классическая легкая кавалерия, однако уже в ходе войны с Францией касадоры стали получать на вооружение пики, приблизившись по своим способностям к уланам. Более того – многие полки линейной кавалерии и драгун в ходе войны были переформированы в части конных касадоров.
Гусары в Испании были достаточно непопулярным видом легкой кавалерии. Впервые они появились уже в конце XVIII столетия, и к 1808 году были представлены всего двумя полками. Отличия от другой легкой кавалерии – драгун и касадоров – заключались, в основном, в дорогостоящей, но эффектной униформе. В ходе войны популярность этого вида конницы начала резко расти, в результате чего даже в условиях тотальной войны было сформировано достаточно большое количество гусарских полков.
Любопытно, что в некоторых источниках (в основном русскоязычных) указывается, что в армии Испании были и уланы (именно уланы, а не просто копейщики), и кирасиры – это при том, что официально не существовало ни одного уланского или кирасирского полка. Скорее всего, речь идет о некоторых формированиях, набранных в Испании сторонниками Жозефа Бонапарта, или вовсе о воевавших в Испании французских кавалерийских частях. Увы, детали выяснить мне так и не удалось, не считая того, что в испанской армии кирасиры как таковые исчезли после прихода к власти Бурбонов, и после этого так и не появились вновь.
Морская пехота Испании – старейшая в мире. Датой ее создания является 27 февраля 1537 года, когда король Карлос I (он же император Священной Римской империи Карл V) подписал указ о закреплении Неаполитанских морских рот к Средиземноморскому галерному флоту. Непосредственно сам корпус морской пехоты как отдельное формирование появился в 1717 году, и к концу столетия уже имел в своем составе собственную артиллерию и инженерные части (с 1770 года). По статусу испанская морская пехота занимала положение между гвардейскими частями и обычной пехотой, причем ближе именно к гвардии. Несмотря на постепенный упадок Испании, корпус оставался весьма боеспособным, имея хорошо подготовленный и вооруженный личный состав.
1) На испанском compañia, дословно – компания. Часто применяется по отношению к артиллерийским батареям, эскадронам и прочим малым подразделениям.
2) Cazadores – охотники; hostigadores – застрельщики; tiradores – стрелки.
3) В 1812 году Наполеон потерял около 200 тысяч убитыми, 150-190 тысяч пленными, 130 тысяч дезертирами, плюс еще около 60 тысяч укрыли крестьяне. В Испании же потери Франции и ее союзников (в основном польских национальных частей) достигли 190-240 тысяч убитыми и 237 тысяч раненными, при относительно небольшом количестве пленных – ненависть, с которой испанцы относились к французским оккупантам, вылилась в крайне низкий процент пленных, которых оставляли в живых. Всего же в результате битв, репрессий, партизанской войны, от тяжелых ран и болезней в ходе Пиренейской войны погибло более миллиона человек с обеих сторон, включая гражданское население.
4) До этого драгуны также существовали в 1635-1704 годы.
5) Зависит от оценки численности испанской армии; минимальная взята по штату регулярной армии на начало 1808 года, максимальная – по оценке общей численности испанцев, выступивших против Жозефа Бонапарта к концу 1808 года.
Использованные источники:
Uniformes Españoles de la Guerra de la Independencia, Jose Maria Bueno Carrera.
Uniformes Militares Españoles: el Ejercito y la Armada 1808; Jose Maria Bueno Carrera.
Материалы, находящиеся в свободном доступе в Интернете.
Корабли Армады конца XVIII века (Gran España V)
Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Продолжаю публиковать свой цикл про Великую Испанию, и сегодня речь пойдет о типах кораблей в конце XVIII столетия. Вкратце я рассказывал уже об этом в III главе основного повествования, но сейчас я хочу детально рассказать о том, какие корабли и по сколько штук будут построены в течение 1784–1808 годов.
Фрегаты типа «Santa Casilda» и «Flora»
В 1784-1785 годах, еще до начала реформ габриэлиносов, по настоянию коллегии адмиралов и под протекцией юного инфанта Франсиско Хавьера, в судостроение Испании были внесены некоторые перемены, коснувшиеся полной унификации всех типов строящихся кораблей. Отныне все они должны были принадлежать одной системе, одному типу кораблей в каждом ранге, и изменяться лишь по мере совершенствования конструкции. Это позволяло сэкономить средства на производстве одинаковых комплектующих, а также заметно упростить строительство кораблей для будущего флота. Первой «жертвой» новых реформ стали фрегаты, единый проект которых составил главный инженер Армады, дон Хосе Ромеро де Ланда, который пришел на смену французу Готье. Его главным помощником и автором многих нововведений стал другой выдающийся судостроитель своего времени – Хулиан Мартин де Ретамоса. Вместе они разработали проект 36-пушечной «Санта-Касильды», заложенной в 1784 году [1]. Корабль оказался весьма удачным, сочетая достаточную огневую мощь, высокую скорость и маневренность и хорошую мореходность. В проект постоянно вносились малые изменения, но в 1792 году Ретамоса провел капитальную модернизацию, сделав фрегаты 40-пушечными и кардинально улучшив рангоут, сохранив при этом исходный корпус практически без изменений. Первым кораблем этой подсерии стала «Флора», вступившая в строй в начале 1793 года. Всего с 1784 по 1808 год были построены 45 фрегатов этих двух типов. Благодаря высокому качеству постройки и бережливому отношению со стороны команд те из них, которые не были потеряны во время последующих войн, прослужили в составе Армады долгое время. Последний из фрегатов этого типа, «Астролабио», был сдан на слом в 1867 году.
Водоизмещение: 1100–1240 тонн
Экипаж: 280–320 человек
Вооружение («Санта-Касильда»): 26 18-фунтовых, 10 8-фунтовых орудий
Вооружение («Флора»): 28 18-фунтовых, 12 8-фунтовых орудий
К 1804 году на всех кораблях 8-фунтовые пушки заменены на 24-фунтовые карронады; на части фрегатов 18-фунтовые пушки заменены на 32-фунтовые карронады.
Линейные корабли типа «San Ildefonso» (74 орудия)
Проект нового 74-пушечного линейного корабля был призван заменить все предыдущие типы 64-84-пушечных кораблей, и был разработан в 1785 году Ромеро де Ландой практически без участия Ретамосы, который в это время занимался вопросами повышения эффективности производства. Это был один из лучших образцов своего времени – крепкий, ходкий, быстрый и маневренный, хорошо вооруженный и относительно дешевый. Одновременно с его закладкой была официально принята новая система судостроения – отныне каждый год требовалось закладывать по 2 средних и 1 большому линейному кораблю. Первенцем этой системы стал 112-пушечный «Санта-Ана», а первый корабль серии более легких кораблей назвали «Сан-Ильдефонсо», что послужило основой для прозвища всей серии кораблей – «Ильдефонсиносы». Всего с 1785 по 1791 годы включительно было построено 14 таких кораблей, которые постепенно заменяли более старые единицы в строю. В 1792 году на смену им пришли корабли типа «Монтаньес».
Водоизмещение: 1600–1800 тонн
Экипаж: 505–780 человек
Вооружение: 30 36-фунтовых, 32 18-фунтовых, 12 8-фунтовых орудий
К 1804 году на всех кораблях 8-фунтовые пушки заменены на 24-фунтовые карронады.
Линейные корабли типа «Montañes» (84 орудия)
Линейные корабли типа «Монтаньес» стали логическим развитием всего предыдущего судостроения Испании, и настоящим шедевром времен дерева и паруса. Хулиан Ретамоса разрабатывал этот проект практически в одиночку, используя, в частности, наработки Хорхе Хуана и предыдущие проекты 64- и 74-пушечных линейных кораблей. Результат превзошел все ожидания – новый тип линейного корабля, вооруженный 84 орудиями, оказался если не идеальным, то очень близким к тому. Несмотря на крепкий корпус с толстыми бортами, он был чрезвычайно маневренным и быстрым, в чем был способен составить конкуренцию даже фрегатам, и превосходя любой другой линейный корабль в мире. Кроме того, он был весьма мореходным, медная обшивка способствовала медленному обрастанию днища, а могучее вооружение позволяло уверенно сражаться с любым противником, которого только можно было встретить на морях. С 1792 года «Монтаньесы» целиком заменили «Ильдефонсиносов» на стапелях, и в Армаде их приняли с превеликим удовольствием. Особенно высоко о новом типе линейных кораблей отзывался адмирал Масарреда. Всего с 1792 по 1808 годы Испания построила 28 линейных кораблей этого типа. После Войны за независимость и последующих потрясений именно эти корабли, качественно построенные и бережно хранимые портовыми службами, составили ядро Армады в 1-й половине XIX столетия, пока экономика государства не оправилась, и Испания вновь не приступила к масштабному возрождению флота, и даже тогда проект «Монтаньеса» послужил основой для разработки следующей серии линейных кораблей.
Водоизмещение: 2500–2700 тонн
Вооружение: 30 36-фунтовых, 32 18-фунтовых, 20 8-фунтовых орудий, 2 30-фунтовые гаубицы
Экипаж: 700–780 человек
К 1804 году 8-фунтовые пушки на всех кораблях заменены на 24-фунтовые карронады.
Линейные корабли типа «Santa Ana» (120 орудий)
Испанский флот длительное время практически не строил корабли высшего ранга, с числом орудий более 100 штук. Причины на то были объективны – уделяя очень много внимания живучести кораблей, толщине борта, маневренности и скорости, оставалось очень мало места для чего-то еще. Попытки построить гигантов («Реал Фелипе», «Сантисима Тринидад») оказались малоуспешными – получавшиеся корабли были мощными, но медленными и неманевренными из-за недостаточной эффективности парусного вооружения. Однако благодаря выработанной Хорхе Хуаном системе в 1780-х годах наконец-то удалось создать достаточно маневренные и крупные образцы линейных кораблей. За разработку базового проекта отвечал Ромеро де Ланда, активным участником работ стал также Хулиан Ретамоса, указавший на возможные проблемы с валкостью корпуса корабля, в результате чего были внесены своевременные правки в чертеж, и проблем удалось избежать. Первые три корабля строились 112-пушечными, но начиная с четвертого удалось увеличить число орудий до 120 [2], а первая тройка позднее была модернизирована под новые стандарты и новое количество пушек. Головной корабль получил название «Санта-Ана», всего таких было построено 18 единиц с 1784 по 1801 годы включительно. Это были хорошие, мореходные и маневренные корабли, оснащенные мощнейшей артиллерией, едва ли не первые, на которых с самого начала стояли 36-фунтовые пушки. Они с честью вынесли все испытания, которые встретились за время их долгой карьеры, и, пережив Войну за независимость, дослужили до конца 1860-х, послужив заодно основой для послевоенной серии линейных кораблей высшего ранга.
Водоизмещение: около 4800–4900 тонн
Экипаж: до 1100 человек
Вооружение: 34 36-фунтовых, 32 24-фунтовых, 32 12-фунтовых, 18 8-фунтовых орудий, 4 24-фунтовых гаубицы [3]
К 1804 году 12-фунтовые пушки заменены на 18-фунтовые «короткие», а 8-фунтовые – на 24-фунтовые карронады.