исполнительный лист получен после выплаты аванса
Удержания по исполнительному листу
Ежемесячно проводя оплату работникам организации, экономические службы должны учитывать не только все виды начислений, но и своевременно производить все расчеты по вычетам: НДФЛ; полученные ранее авансы; удержания по исполнительным листам. Нормативные документы в полной мере отражают суть операции, а также все основные понятия, которые необходимо знать работнику бухгалтерской службы: В обязательном порядке поступление регистрируется в журнале входящей корреспонденции и является обязательным для исполнения. Удержания проводятся ежемесячно в сроки, соответствующие периоду начисления заработной платы сотруднику. Алгоритм удержаний соответствует правилам ведения бухгалтерского учета: Проводится начисление по всем видам заработка и вариантам доплат и начислений, исключая суммы, с которых не производится удержание по исполнительным листам. Удерживается НДФЛ. Рассчитываются суммы, предназначенные для перечисления третьим лицам, которые в течение трех дней после выплаты заработной платы перечисляются по месту требования. Согласно положениям Семейного Кодекса, удержания по решению суда производятся единожды по итогам месяца. Поэтому при выдаче аванса данная операция не осуществляется.
Общий порядок удержания по исполнительному листу:
Вместе с Постановлением о взыскании алиментов может поступить постановление о взыскании задолженности по ним (при ее наличии) (ч. 2 ст. 102 Закона № 229-ФЗ). То есть суммы, которые не были удержаны до получения исполнительного листа, удерживают из заработной платы сотрудника на основании этого отдельного исполнительного документа. В нем приводят расчет суммы долга.
— Удержание денежных средств из зарплаты и иных доходов работника-должника начинается с даты получения Постановления (ч. 3 ст. 98 Закона № 229-ФЗ).
— Если Постановление получено после очередной выплаты за период, в котором должны производиться удержания, то их делают из выплат следующего периода.
Как удержать алименты с аванса и не нарушить права работника
Работодатель, которому пришел исполнительный лист на взыскание алиментов, должен установить четкий механизм подобных удержаний из аванса.
По закону об исполнительном производстве (от 02.10.2007 № 229-ФЗ) размер удержаний по исполнительным листам (в том числе при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей) определяется исходя из суммы после удержания налогов.
При этом по нормам НК РФ, удержать и перечислить НДФЛ в бюджет с зарплаты налоговый агент должен один раз в месяц при окончательном расчете дохода сотрудника по итогам каждого месяца.
Соответственно получается, что рассчитать и удержать сумму алиментов возможно в конце месяца при окончательном расчете с сотрудником.
Вместе с тем, статья 109 Семейного кодекса РФ требует удерживать алименты ежемесячно из всей заработной платы и (или) иного дохода. То есть порядок уплаты НДФЛ не отменяет обязанности работодателя удерживать с работника алименты со всей суммы зарплаты, включая аванс.
Опасность возникает, если работодатель выплатит работнику аванс в полном объеме, а потом решит удержать всю сумму алиментов уже после НДФЛ со второй части зарплаты.
Так может возникнуть ситуация, когда к выплате работнику по итогам месяца ничего не останется. Это нарушит нормы статьи 136 Трудового кодекса РФ, по которым заработная плата должна выплачиваться не реже двух раз в месяц.
Более того, размер удержания может и не покрыть размер причитающихся алиментов, что также является нарушением.
Например, такая ситуация может возникнуть, если аванс сотруднику выдается в размере 40% от зарплаты, а удержание производится в размере 70% от зарплаты.
Чтобы избежать подобных трудностей, эксперты фирмы «1С» предлагают работодателям рассчитывать алименты исходя из всей суммы заработной платы работника по формуле:
Максимальная сумма удержания = (Заработная плата – стандартный вычет – 13%) Х 70%.
При этом в качестве аванса выплачивать работнику в сумме, равной 40% от заработной платы после удержаний. Оставшиеся 60% необходимо выплачивать в качестве заработной платы по окончанию месяца.
Удержания по исполнительным листам: алименты с аванса, «очистка» дохода от налогов, пилотный проект ФСС
Продолжаем отвечать на сложные вопросы, связанные с удержаниями по исполнительным документам. В предыдущей статье мы рассмотрели правила, касающиеся величины сумм и сроков удержания (см. «Удержания по исполнительным листам: определяем сумму и сроки удержания в сложных ситуациях»). А в сегодняшнем материале мы уделим внимание проблемам, связанным с техникой удержания конкретных сумм.
Как «вычесть» налоги
По правилам Федерального закона от 02.10.07 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» сумма удержаний по исполнительным документам определяется исходя из дохода должника, оставшегося после удержания налогов. Однако эта, казалось бы, простая норма на практике вызывает сложности в ситуациях, когда у работника удерживается НДФЛ не только с дохода в виде зарплаты, а, к примеру, еще с материальной выгоды от экономии на процентах при пользовании займом. Нужно ли этот НДФЛ вычитать из суммы дохода для целей удержаний по исполнительному листу? Давайте разбираться.
Начнем с внимательного прочтения нормы профильного закона (п. 1 ст. 99 Закона № 229-ФЗ). Она гласит: размер удержания из заработной платы должника исчисляются из суммы, оставшейся после удержания налогов. И все. Никакой конкретизации по виду и (или) ставке удерживаемого налога закон не содержит.
Чуть больше информации находим в Перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей (утв. постановлением Правительства РФ от 18.07.96 № 841). В пункте 4 этого Перечня сказано, что взыскание алиментов с сумм заработной платы и иного дохода, причитающихся лицу, уплачивающему алименты, производится после удержания (уплаты) из этой зарплаты и иного дохода налогов в соответствии с налоговым законодательством. Как видим, тут уже есть оговорка, что налоги надо удержать в соответствии с налоговым законодательством.
Это означает, что размер удержания из зарплаты надо исчислять из суммы, оставшейся после того, как налоговый агент удержит из выплаты работнику все суммы НДФЛ в соответствии с положениями Налогового кодекса РФ (см. также письмо Роструда от 28.12.06 № 2261-6-1). То есть приоритет в данном случае имеют положения НК РФ. Обратимся к ним.
Согласно п. 3 ст. 226 НК РФ, исчисление сумм НДФЛ производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии со ст. 223 НК РФ. Исчисленную таким образом сумму налога налоговые агенты обязаны удержать непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате (п. 4 ст. 226 НК РФ).
Для доходов в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах, датой фактического получения дохода признается последний день каждого месяца в течение срока, на который были предоставлены заемные или кредитные средства (пп. 7 п. 1 ст. 223 НК РФ). Соответственно, на эту дату организация-займодавец, выступающая в роли налогового агента, обязана исчислить сумму НДФЛ. А исчисленная сумма должна быть удержана из любых доходов в денежной форме, выплачиваемых в этот день или позднее налоговым агентом налогоплательщику (п. 4 ст. 226 НК РФ). Получается следующее. НДФЛ с экономии на процентах может (и должен) удерживаться в том числе и из заработной платы сотрудника, если таковая выплачивается в последний день месяца, за который определена матвыгода, или позже.
Таким образом, налоговый агент, выплачивающий зарплату работнику, в отношении которого имеется исполнительный документ на удержание части дохода, должен определять сумму удержания по такому исполнительному документу, исходя из суммы, уменьшенной на величину удержанного при выплате данной зарплаты НДФЛ, включая и налог, исчисленный с дохода в виде материальной выгоды, удержанный при осуществлении данной выплаты в порядке п. 4 ст. 226 НК РФ.
Удержания из аванса
Второй спорный момент, связанный с «очисткой» от налогов дохода, из которого определяется размер удержаний, возникает при удержании из зарплаты за первую половину месяца. Ведь, по правилам п. 3 ст. 226 НК РФ, исчисление сумм НДФЛ производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии со статьей 223 НК РФ. Для дохода в виде заработной платы датой фактического получения является последний день месяца, за который она начислена (п. 2 ст. 223 НК РФ).
Получается, что определить сумму, подлежащую удержанию из зарплаты по правилам ст. 99 Закона № 229-ФЗ (т. е. за минусом сумм налогов), работодатель может только по итогам месяца. Соответственно, исчисление и удержание по исполнительным листам необходимо производить только при окончательном расчете с сотрудником (если, конечно, иное прямо не предусмотрено самим исполнительным документом). Но при этом расчет производится исходя из всей суммы заработной платы, включая авансы (письмо Роструда от 28.12.06 № 2261-6-1).
В то же время на практике бывают ситуации, когда размер удержаний таков, что зарплаты, выплачиваемой при окончательном расчете, может оказаться недостаточно для полного удержания по всем исполнительным документам. Полагаем, что в таком случае допустимо удерживать часть сумм и при выплате зарплаты за первую половину месяца. В этом случае удерживаемую из «аванса» сумму надо определять без учета НДФЛ (т.е. от подлежащей выплате суммы) с последующей корректировкой по итогам месяца уже с учетом НДФЛ.
Можно использовать и другой подход, а именно — выплачивать аванс исходя из той суммы, которую сотрудник должен получить «на руки» после всех удержаний. Для этого определяем сумму, которая должна быть выплачена сотруднику после удержаний исходя из величины зарплаты за полный месяц (то есть от полной зарплаты отнимаем НДФЛ и все допустимые удержания в пределах 50 или 70 процентов в зависимости от их вида). И в качестве аванса выплачиваем сотруднику некий процент (к примеру, половину) именно от этой, «очищенной» от НДФЛ и удержаний, суммы. В таком случае суммы, причитающейся к выплате при окончательном расчете, всегда будет достаточно для осуществления всех удержаний. Причем, работник ни в середине месяца, ни по его итогам не будет оставаться вообще без зарплаты, на что, собственно, и направлены требования ст. 138 ТК РФ.
Расходы на перевод при максимальных удержаниях
Следующий проблемный вопрос связан с удержанием у работника сумм, которые расходуются организацией на перевод удержанных средств в пользу взыскателей. Ведь по правилам п. 3 ст. 98 Закона № 229-ФЗ, перевод и перечисление удержанных денежных средств производятся за счет должника. Но как быть, если исполнительные документы предписывают взыскать с сотрудника максимально допустимую сумму зарплаты (50 или 70 процентов)? Можно ли расходы на перевод удержать «сверху»? Для простоты понимания ситуации, рассмотрим ее на конкретном примере.
Предположим, у сотрудника надо сделать удержание из зарплаты по двум исполнительным документам. Первый на удержание алиментов на несовершеннолетних детей в размере 1/3 от заработной платы, а второй — на возмещение материального ущерба в размере 17% от зарплаты. Что в сумме дает половину заработной платы. Но за перевод каждой из этих сумм банк взимает с компании 35 рублей, которые также положено удержать у сотрудника. И в результате из-за этих 70 рублей общая сумма удержаний становится больше половины зарплаты. Как быть?
Статьей 138 Трудового кодекса установлено универсальное правило: при удержании из заработной платы по нескольким исполнительным документам за работником во всяком случае должно быть сохранено 50% зарплаты. Это ограничение не применяется, в частности, при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, когда размер удержания не может превышать 70 процентов дохода. Также законом № 229-ФЗ установлена очередность удовлетворения требований по нескольким исполнительным листам. Согласно положениям пп. 1 п. 1 статьи 111 указанного закона, требования по взысканию алиментов удовлетворяются в первую очередь. А требования по взысканию в счет возмещения материального ущерба, согласно пп. 4 п. 1, удовлетворяются в четвертую очередь.
В свою очередь, порядок распределения взысканных сумм определен ст. 110 Закона № 229-ФЗ, согласно п. 3 которой в первую очередь удерживается сумма долга, затем расходы по совершению исполнительных действий и исполнительский сбор. Как уже упоминалось, перевод и перечисление удержанных денежных средств производятся за счет должника. При этом указанная сумма, согласно пп. 3 п. 2 ст. 116 Закона № 229-ФЗ, относится именно к расходам по совершению исполнительных действий.
Сведя воедино все вышеприведенные правила, получаем для нашего примера следующий алгоритм действий. Сначала из заработка сотрудника должна быть удержана сумма алиментов (ведь это первая очередь взыскания), а также расходы по ее перечислению. Поскольку после удержания данных сумм за работником сохраняется более 50 процентов зарплаты, то можно продолжать удержания по второму исполнительному листу в счет возмещения материального ущерба и расходов на перечисление удержанной суммы. Но лишь в пределах половины заработка! А значит, в рассматриваемом случае по второму исполнительному листу удержание будет произведено не в полном размере с тем, чтобы и удержание, и возмещение расходов на перевод «уложились» в оставшуюся часть в пределах половины заработка (ст. 138 ТК РФ, п. 2 ст. 111 Закона № 229-ФЗ).
Проиллюстрируем на цифрах. Предположим, заработная плата сотрудника составляет 10 000 руб. в месяц и у него имеется два несовершеннолетних ребенка, на содержание которых и взыскиваются алименты. Работником предоставлены заявление и документы на соответствующий стандартный налоговый вычет, а сумма его дохода с начала года еще не превысила 350 000 руб. Рассчитаем сумму удержаний.
Поскольку размер удержания из зарплаты исчисляется из суммы, оставшейся после удержания налогов, то в данном случае все суммы будут определяться исходя из 9 064 руб. (10 000 – (10 000 — 1 400 × 2) × 13%). Соответственно удержать по обоим исполнительным документам можно не более 4532 руб. (9064/2). Из них во исполнение требований по уплате алиментов (первая очередь) будет удержано и перечислено 3021,33 руб. (9064 × 1/3). И при этом организация удержит дополнительно 35 рублей на перевод. Соответственно, по второму исполнительному документу компания сможет удержать только 1 475,67 руб., но т.к. из этой суммы еще нужно «изъять» еще 35 рублей на перевод, то фактически взыскатель по второму исполнительному документу получит 1 440,67 руб.
Удержания в рамках пилотного проекта ФСС
Следующий блок сложностей, возникающих при работе с исполнительными документами, касается регионов, где действует пилотный проект ФСС. В рамках проекта «больничные» оплачиваются напрямую из бюджета фонда.
Но ведь из пособия по временной нетрудоспособности также положено удержать алименты (пп. 9 п. 1 ст. 101 Закона № 229-ФЗ). Возникает вопрос: как это сделать, если в данном случае к выплате организация не имеет никакого отношения?
Как сказано в п. 3 ст. 98 Закона № 229-ФЗ, обязанность по удержанию средств из доходов должника лежит на лицах, выплачивающих такому должнику зарплату или иные периодические платежи. Данная обязанность возникает со дня получения исполнительного документа от взыскателя или судебного пристава-исполнителя. В субъектах РФ, в которых реализуется пилотный проект, пособия по социальному страхованию страхователи выплачивают только за первые три дня болезни. Оставшуюся часть оплачивают непосредственно территориальные органы ФСС (п. 6 и 9 Положения, утв. постановлением Правительства РФ от 21.04.11 № 294).
Напрямую вопрос удержания по исполнительным листам из суммы пособия, выплачиваемого Фондом, законодательно не урегулирован. Как следует из разъяснений ФСС, удержание алиментов с сумм назначенных пособий по временной нетрудоспособности производит отделение Фонда при поступлении исполнительного листа, судебного приказа или соглашения об уплате алиментов или их дубликатов. При этом обратиться в отделение Фонда должен получатель алиментов или служба судебных приставов. Для работодателей такая обязанность не предусмотрена (см. разъяснение отделения ФСС по Тамбовской обл.).
Таким образом, в рассматриваемой ситуации удерживать суммы по исполнительным листам при выплате пособия будет орган ФСС. Причем, уведомить Фонд о такой необходимости обязан сам должник в порядке, предусмотренном п. 5 ст. 98 Закона № 229-ФЗ. Также это может сделать взыскатель, либо непосредственно Служба судебных приставов в рамках соответствующего исполнительного производства.
Как видим, в данном случае у работодателя в данном случае нет ни обязанности по удержанию (т.к. доход им не выплачивается), ни по уведомлению Фонда о необходимости провести подобные удержания из пособия при его выплате. Значит, работодатель удерживает положенные суммы только с тех выплат, которые производит лично и пилотный проект на его обязанности никак не влияет.
В то же время надо учитывать следующее. Если ФСС выплатил пособие без удержания, т.к. не располагал информацией об исполнительном документе, то на данную сумму образуется задолженность. А если о сумме данной задолженности станет известно судебному приставу-исполнителю, он может направить в организацию по месту работы должника отдельное постановление о взыскании этой задолженности. В таком случае работодатель должен будет дополнительно к обычным удержаниям провести также и удержание задолженности, определенной приставом, при условии, конечно, что размера заработка сотрудника хватает для таких дополнительных удержаний (см. разъяснение отделения ФСС по Липецкой обл.).
Новые исполнительные листы: очередность взыскания
В заключение рассмотрим ситуацию, когда в бухгалтерию поступают новые исполнительные документы в отношении тех работников, по которым уже производятся удержания. Как поступать с ними: начинать исполнять сразу или же нужно организовать своеобразную очередь? Как быть, если на сотрудника уже есть четыре постановления об обращении взыскания на заработную плату; все по задолженности по кредитам в пользу коммерческих банков. И на него продолжают поступать новые постановления, тоже по задолженности банкам. Нужно ли новые постановления на взыскание включать в расчет с момента получения, или удержания по ним можно будет проводить только после полной оплаты предыдущих?
Сразу скажем, что Закон № 229-ФЗ в части исполнения нескольких документов о взыскании не оперирует таким термином как «календарная очередность». Напротив, в п. 3 ст. 111 закона сказано: если взысканная с должника денежная сумма недостаточна для удовлетворения требований одной очереди в полном объеме, то они удовлетворяются пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме, указанной в исполнительном документе. Без какой-либо привязки ко времени поступления исполнительного документа.
Значит, с момента получения очередного постановления организация должна начать исполнять содержащиеся в нем требования наравне с уже имеющимися. То есть, в рассматриваемой ситуации организация должна исполнять все поступившие к ней исполнительные документы одновременно (вне зависимости от времени поступления того или иного исполнительного документа). При этом удержанию подлежит не более 50% от зарплаты (дохода) сотрудника вне зависимости от количества исполнительных документов.
Удержанная сумма распределяется между всеми взыскателями (опять же без привязки ко времени поступления исполнительного документа) пропорционально причитающейся каждому из них на основании соответствующего исполнительного листа сумме. Взыскание по любому из исполнительных документов производится таким образом до исполнения в полном объеме содержащихся в нем требований, после чего он из расчета пропорции для распределения взысканной суммы выбывает и распределение производится между оставшимися взыскателями.
Ответ недели: удержания по исполнительным листам при выплате аванса
По документу: УКАЗАНИЕ от 14 октября 2019 г. N 5286-У с 01.06.2020 г. возникли следующие вопросы:
1. нужно ли перечислении аванса сотруднику указывать сумму удержанного исполнительного листа, если перечисление алиментов только при окончательном расчете
2. нужно ли указывать в п/п коды вида доходов при перечислении физическим лицам ( не сотрудникам) по договору аренды имущества
Действие Указа с 01.06.2020, но необходимо произвести правильную настройку системы платежей.
Сообщаю Вам следующее:
В соответствии со ст. 1, Федеральный закон от 21.02.2019 N 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» часть 3 статьи 98 дополнена предложением следующего содержания: «Лица, выплачивающие должнику заработную плату и (или) иные доходы путем их перечисления на счет должника в банке или иной кредитной организации, обязаны указывать в расчетном документе сумму, взысканную по исполнительному документу».
Лица, выплачивающие гражданину заработную плату и (или) иные доходы, в отношении которых статьей 99 настоящего Федерального закона установлены ограничения и (или) на которые в соответствии со статьей 101 настоящего Федерального закона не может быть обращено взыскание, обязаны указывать в расчетных документах соответствующий код вида дохода. (ст. 1, Федеральный закон от 21.02.2019 N 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве»).
В общем случае, удержания по исполнительным листам при выплате аванса не производятся. В то же время запрета на такие удержания в законодательстве нет.
В действительности алименты любого рода подвергаются отчислению раз в месяц. Но если бухгалтерия решит производить отчисление частями или удерживать с аванса, то это не считается незаконным. В таких случаях подается заявление в саму бухгалтерию с просьбой изменить день и отчислять сумму с основной зарплаты. По сути, даже если такие отчисления производят, ничего не изменяется: сумма остается идентичной в любом случае.
С учетом изложенного, при перечисление аванса сотруднику указывается сумма удержанного исполнительного листа, если производилась выплата алиментов.
Указывать в платежном поручении код вида доходов при перечислении физическим лицам ( не сотрудникам) по договору аренды имуществ не нужно, по причине отсутствия такого вида кода дохода в Указаниях от 14.10. 2019 № 5286-У «О порядке указания кода вида дохода в распоряжениях о переводе денежных средств»
Документы КонсультантПлюс для ознакомления:
«Бухгалтер Крыма», 2020, N 3
ПРИ НЕКОТОРЫХ ПЕРЕЧИСЛЕНИЯХ В ПЛАТЕЖКАХ
НАДО УКАЗАТЬ НОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ
В соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ ЦБ РФ устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации, в том числе правила осуществления перевода денежных средств (утверждены Положением Банка России от 19.06.2012 N 383-П, далее — Положение).
Зарегистрировано в Минюсте России 14.01.2020 N 57137.
Чиновники предусмотрели, что при выплате гражданину заработной платы и (или) иных доходов могут применяться ограничения в рамках исполнительного производства.
В связи с этим с 01.06.2020 в распоряжениях о переводе денежных средств надо будет указывать следующие коды вида дохода:
— «1» — при переводе денежных средств, являющихся заработной платой и (или) иными доходами, в отношении которых ст. 99 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлены ограничения размеров удержания;
— «2» — при переводе денежных средств, являющихся доходами, на которые в соответствии со ст. 101 Федерального закона N 229-ФЗ не может быть обращено взыскание, за исключением доходов, к которым в соответствии с ч. 2 этой же статьи ограничения по обращению взыскания не применяются;
— «3» — при переводе денежных средств, являющихся доходами, к которым в соответствии с ч. 2 ст. 101 Федерального закона N 229-ФЗ ограничения по обращению взыскания не применяются.
Если переводятся денежные средства, не являющиеся доходами, в отношении которых установлены указанные ограничения и (или) на которые в соответствии со ст. 101 Федерального закона N 229-ФЗ не может быть обращено взыскание, код вида дохода не указывается. Поясним, о каких ограничениях и взысканиях идет речь.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 Федерального закона N 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель обращает взыскание на заработную плату и иные доходы должника-гражданина в следующих случаях:
1) исполнение исполнительных документов, содержащих требования о взыскании периодических платежей;
2) взыскание суммы, не превышающей 10 000 руб.;
3) отсутствие или недостаточность у должника денежных средств и иного имущества для исполнения требований исполнительного документа в полном объеме.
Изменение внесено Федеральным законом от 21.02.2019 N 12-ФЗ.
При этом, как и в настоящее время, лица, выплачивающие должнику заработную плату или осуществляющие иные периодические платежи ему, со дня получения исполнительного документа от взыскателя или копии исполнительного документа от судебного пристава-исполнителя обязаны удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе.
Лица, выплачивающие должнику заработную плату или осуществляющие иные периодические платежи ему, в трехдневный срок со дня выплаты обязаны выплачивать или переводить удержанные денежные средства взыскателю. Перевод и перечисление денежных средств производятся за счет должника.
Согласно ст. 99 Федерального закона N 229-ФЗ размер удержания из заработной платы и иных доходов должника, в том числе из вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, исчисляется исходя из суммы, оставшейся после удержания налогов.
Обратите внимание! При исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более 50% заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований.
Данное ограничение размера удержания не применяется при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца и возмещении ущерба, причиненного преступлением. В этих случаях размер удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не может превышать 70%.
Именно при наличии того или другого из названных ограничений указывается код дохода «1».
Ограничения размеров удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина, предусмотренные ст. 99 Федерального закона N 229-ФЗ, не применяются при обращении взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах должника, на которые работодатель производит зачисление заработной платы, за исключением суммы последнего периодического платежа.
В части 1 ст. 101 Федерального закона N 299-ФЗ перечислены многочисленные виды доходов физического лица, на которые вообще не может быть обращено взыскание:
— денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного здоровью;
— денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда в связи со смертью кормильца;
— денежные суммы, выплачиваемые лицам, получившим увечья (ранения, травмы, контузии) при исполнении ими служебных обязанностей, и членам их семей в случае гибели (смерти) указанных лиц;
— компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;
— компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов гражданам в связи с уходом за нетрудоспособными гражданами;
— ежемесячные денежные выплаты и (или) ежегодные денежные выплаты, начисляемые в соответствии с законодательством РФ отдельным категориям граждан (компенсация проезда, приобретения лекарств и др.);
— денежные суммы, выплачиваемые в качестве алиментов, а также суммы, выплачиваемые на содержание несовершеннолетних детей в период розыска их родителей;
— компенсационные выплаты, установленные законодательством РФ о труде:
в связи со служебной командировкой, с переводом, приемом или направлением на работу в другую местность;
в связи с изнашиванием инструмента, принадлежащего работнику;
денежные суммы, выплачиваемые организацией в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака;
— страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию, за исключением страховой пенсии по старости, по инвалидности (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), а также накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты и пособия по временной нетрудоспособности;
— пенсии по случаю потери кормильца, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета;
— выплаты к пенсиям по случаю потери кормильца за счет средств бюджетов субъектов РФ;
— пособия гражданам, имеющим детей, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;
— средства материнского (семейного) капитала, предусмотренные Федеральным законом от 29.12.2006 N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»;
— суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, внебюджетных фондов, за счет средств иностранных государств, российских, иностранных и межгосударственных организаций, иных источников:
в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами;
в связи с террористическим актом;
в связи со смертью члена семьи;
в виде гуманитарной помощи;
за оказание содействия в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористических актов, иных преступлений;
— суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок, за исключением туристических, выплачиваемой работодателями своим работникам и (или) членам их семей, инвалидам, не работающим в данной организации, в находящиеся на территории РФ санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей, не достигших возраста 16 лет, в находящиеся на территории РФ санаторно-курортные и оздоровительные учреждения;
— суммы компенсации стоимости проезда к месту лечения и обратно (в том числе сопровождающего лица), если такая компенсация предусмотрена федеральным законом;
— социальное пособие на погребение;
Данный вид дохода включен в названный перечень Федеральным законом от 21.02.2019 N 12-ФЗ, и на него не обращается взыскание с 01.06.2020.
Если организация или индивидуальный предприниматель перечисляют физическому лицу какой-либо из этих видов доходов, то в распоряжении о перечислении денежных средств надо указать код вида дохода «2».
Исключения при перечислении платежей, указанных в ч. 1 ст. 101 Федерального закона N 229-ФЗ, — алиментные обязательства в отношении несовершеннолетних детей, а также обязательства о возмещении вреда в связи со смертью кормильца (ч. 2 той же статьи). По этим платежам ограничения в виде запрета на взыскание не применяются в рамках денежных сумм, выплачиваемых в возмещение вреда, причиненного здоровью, либо компенсационных выплат за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф.
При перечислении таких платежей указывается код вида дохода «3».
Как заполнить платежку?
В соответствии с п. 3 Указания N 5286-У код вида дохода указывается в реквизите 20 «Наз. пл.» платежного поручения, перечень реквизитов и форма которого установлены Положением. Приведем пример заполнения части платежного поручения с указанием кода «1».
Получатель Получатель | |||
Вид оп. | 01 | Срок плат. | 5 |
Наз. пл. | 1 | Очер. плат. | |
Код | 0 | Рез. поле |
Подписано в печать
5) часть 3 статьи 98 дополнить предложением следующего содержания: «Лица, выплачивающие должнику заработную плату и (или) иные доходы путем их перечисления на счет должника в банке или иной кредитной организации, обязаны указывать в расчетном документе сумму, взысканную по исполнительному документу.»;
г) дополнить частями 5.1 и 5.2 следующего содержания:
«5.1. Лица, выплачивающие гражданину заработную плату и (или) иные доходы, в отношении которых статьей 99 настоящего Федерального закона установлены ограничения и (или) на которые в соответствии со статьей 101 настоящего Федерального закона не может быть обращено взыскание, обязаны указывать в расчетных документах соответствующий код вида дохода. Порядок указания кода вида дохода в расчетных документах лицами, выплачивающими гражданину заработную плату и (или) иные доходы, в отношении которых статьей 99 настоящего Федерального закона установлены ограничения и (или) на которые в соответствии со статьей 101 настоящего Федерального закона не может быть обращено взыскание, устанавливает Банк России.
Издательство «Главная книга», 25.05.2020 |
Как удержать алименты
Алименты по исполнительному листу или судебному приказу удерживайте независимо от желания работника (ст. 98 Закона N 229-ФЗ).
Удерживайте алименты из зарплаты, больничных, отпускных, матпомощи, выходного пособия и других доходов работника. Нельзя удерживать алименты с командировочных расходов, компенсации за использование личного имущества, детских пособий и пособий на погребение, а также других сумм из ст. 101 Закона N 229-ФЗ.
Алименты считайте с дохода, уже уменьшенного на НДФЛ. Общий размер удержаний с учетом алиментов не может быть больше 70% дохода работника (ст. 138 ТК РФ, ст. 99 Закона N 229-ФЗ).
Пример. Расчет алиментов
Потапов платит алименты в размере 25% дохода, его оклад 55 500 руб.
Из зарплаты надо удержать:
На руки работник получит 36 213,75 руб. (55 500 руб. — 7 215 руб. — 12 071,25 руб.).
С 1 июня при перечислении зарплаты и других доходов, из которых удержаны алименты по исполнительному листу, укажите в платежке удержанную сумму.
Перечислите алименты получателю не позднее трех дней со дня выплаты дохода работнику. НДФЛ и взносы с алиментов платить не надо (ст. 109 СК РФ).
Проводки по учету алиментов
Д 70 — К 76 | Удержаны алименты |
Д 76 — К 51 | Алименты перечислены взыскателю |
Д 70 — К 76 | Удержана комиссия банка за перечисление алиментов |
Алименты по заявлению работника удерживайте в указанном им размере.
Коченгина Анжелика Владимировна
Ответ актуален на 25.05.2020 г.
Только для Пермского края!
Для того, чтобы повысить доходность вашего бизнеса и предотвратить ошибки в отчетности, не нужно платить налоговому консультанту.
Мы бесплатно покажем вам 3 простых способа, как:
Понятно будет даже тем, кто далек от бухучета и налогообложения!