использование музыки в фильме авторское право
Как использовать музыку в видеороликах и не нарушить авторские права
Неважно, делаете ли вы ролик для федерального телевидения с большими затратами на продакшн или монтируете в собственном телефоне сторис с музыкальной подложкой для Instagram, — предварительно нужно изучить правовые тонкости использования аудиотреков, чтобы избежать недоразумений и штрафов. Юрист Everypixel Studio Дарья Кузнецова рассказала, как проверить музыку на авторские права, что нужно знать, выбирая треки для коммерческих проектов, какие есть форматы взаимодействия с дистрибьюторами и артистами, как юридически оформить такое сотрудничество и как в дальнейшем использовать музыкальные композиции. Отвечаем на главные вопросы.
Дарья Кузнецова
юрист Everypixel Studio
Проверка музыки на авторские права
У любого произведения есть автор, а значит, и авторские права. Ошибочно считать, что даже бесплатно скачанный трек можно использовать в любых целях. Проверка лицензии не доказывает наличие или отсутствие правообладателя, она может показать, кто автор и какие разрешения и ограничения он установил на свое произведение. Исходя из этой информации, вы поймете, к кому обратиться за покупкой лицензии или выкупить эксклюзивные права на сам трек.
К сожалению, универсального способа проверки музыки на авторские права нет, но есть вспомогательные приемы:
Лицензия — это главное
Музыка в коммерческом ролике на YouTube, в Instagram, TikTok или на ТВ — в любом из этих случаев вы будете сталкиваться с авторским правом. Подбираете ли вы бесплатный трек через музыкальный банк площадки (например, в YouTube) или договариваетесь с правообладателем напрямую, вы всегда будете иметь дело с лицензией. Такое соглашение включает в себя перечень прав на использование музыкальной композиции, а также территорию и период времени. Знание условий партнерства позволяет избежать негативных последствий.
Можно использовать в своей рекламе музыку, купленную в iTunes и прочих онлайн-магазинах?
Вы можете свободно слушать аудиотреки, купленные в iTunes и на любых других площадках. Но когда речь идет об использовании этой музыки в коммерческих проектах (то есть в любом формате, предполагающем дальнейшее извлечение выгоды), ситуация меняется. Загружая свой трек в iTunes, музыкант разрешает только лишь прослушивать его и делать это можно только в домашних условиях. Другие манипуляции над композицией (изменение, обрезка и т.д.) являются нарушением. Внедрение трека в коммерческие проекты запрещено, и дает правообладателю основание для подачи в суд. Даже для того, чтобы включить купленную музыку в качестве фона в ресторане, нужна отдельная лицензия и договор.
Музыка без авторских прав — бесплатная?
Аудио этой категории можно встретить в специализированных музыкальных банках, популярных видеоредакторах и в библиотеках самих площадок (YouTube, TikTok). Наличие той или иной композиции в списке (например, в фонотеке TikTok) подразумевает, что между площадкой и правообладателем (музыкантом или его дистрибьютором) заключен лицензионный договор, в котором указан порядок использования трека.
5 онлайн-сервисов для монтажа видео
Когда вы выбираете это аудио, вам не нужно платить, но использовать композицию можно на условиях, которые указаны в соглашении с площадкой. Например, YouTube разрешает применять музыку из своей бесплатной фонотеки и даже монетизировать такие видео на своей площадке. А вот использовать этот контент и музыку на других ресурсах нельзя.
Те же принципы распространяются на специализированные музыкальные банки. Чаще всего, покупая по сравнительно небольшой цене Royalty Free трек или определенный музыкальный элемент (например, бит), вы имеете дело со стандартной лицензией на неэксклюзивной основе, которая включает ряд существенных ограничений. Стоимость расширенной лицензии значительно выше и дает больше прав, а в некоторых случаях покрывает все доступные варианты использования. Поэтому, работая с музыкальными банками и площадками, внимательно изучите, что включает в себя лицензия и подходит ли она вам. Например, может оказаться, что трек будет не доступен к прослушиванию на нужной вам территории.
А вот что говорят сами музыканты об использовании треков в YouTube: прежде чем использовать трек, они также советуют убедиться, что трек действительно распространяется по лицензии Royalty Free, а также просят корректно указывать авторство в титрах и описаниях.
Где скачать музыку без авторских прав?
Есть разные площадки с Royalty Free треками, часть из них работает по платной подписке, часть — совершенно бесплатные. Но всегда внимательно читайте условия лицензии.
Как купить лицензию на музыку у знакомого исполнителя?
Для того, чтобы включить в свой проект музыку исполнителя, с которым вы лично знакомы, вам нужно будет также юридически оформить ваши отношения. При этом доступны два варианта передачи прав интеллектуальной собственности.
Лицензионный договор, который заключается на конкретный период времени, действует на определенной территории и предоставляет перечень прав (например, позволяет в течение года использовать трек только на телевидении). По истечении срока договора вам нужно будет его перезаключить или прекратить сотрудничество. Последний вариант вполне актуален, ведь музыка имеет свойство устаревать. Однако все созданные произведения на основе купленного трека в период действия лицензии обладают легитимностью. То есть, если через пять лет окончания договора вы захотите использовать рекламный ролик с музыкой, на которую у вас была лицензия, вы вправе это делать.
Договор отчуждения интеллектуальных прав — это более простой вариант сотрудничества, подразумевающий передачу всех прав на использование трека покупателю.
Оба договора являются простыми: в них должны быть указаны имена сторон, название музыкального произведения, имя автора трека и стоимость.
Что делать, если нет возможности разбираться с договорами, а музыка нужна?
Если вопросы, связанные с лицензиями и правами, кажутся вам сложными и запутанными, вы можете обратиться в продакшн-студию или креативное агентство, которые возьмут на себя решение этого вопроса, создавая для вас контент. Эти подрядчики работают с лицензионной музыкой на специальных аудиобанках, либо могут создать уникальный трек для вашего проекта, передав на него права.
Важно отметить, что права на песни популярных исполнителей принадлежат либо самому автору, либо лейблу, с которым он сотрудничает. Чтобы купить лицензию на известную песню, нужно обращаться напрямую к правообладателю.
При сотрудничестве с Everypixel Studio заказчику вместе с конечным продуктом передаются все права на использование результатов интеллектуального труда. Вы можете выбрать лицензионный трек из нашей базы, либо мы создадим уникальную композицию для вашего проекта.
Как правильно использовать музыку в кино
Вячеслав Рябков — управляющий партнёр юридической компании SHATTERS, советник Российской Федерации 2-го класса, член Ассоциации юристов России, официальный юридический партнёр Молодёжного центра Союза кинематографистов России. Занимается юридическим сопровождением полнометражного и короткометражного кино, телевизионных сериалов и документальных фильмов.
Вячеслав преподаёт курс «Правовые основы кинематографии» в Академии кинематографического и театрального искусства Н. С. Михалкова (в 2016, 2017, 2018), курс «Юридические основы кинопроизводства» в Высшей школе кино «Арка» (2018) и регулярные однодневные мастер-классы на тему «Право и кино».
Руководил юридическим отделом Министерства печати и телерадиовещания, работал с российскими кинокомпаниями, телеканалами и радиостанциями, рекламными, event и PR-агентствами. Проводил тренинги сотрудникам Газпром-Медиа. Выступал на XVI Форуме по интеллектуальной собственности.
Использование музыки в кино — поистине животрепещущая тема для многих кинематографистов. «На этой песне построен весь мой фильм!», «Благодаря этой музыке я и придумал сценарий» — что-то подобное в своей практике мы слышим достаточно часто. Ещё чаще сталкиваемся с ситуациями, когда проект завершён, но в нём присутствует «неочищенная» музыка. Как результат — фильм, возможно, появляется на фестивалях, но после никак использоваться в своём изначальном виде не может. Равно как не может приносить деньги своим создателям.
В этой колонке рассмотрим популярные мифы и разберёмся, как же всё-таки правильно использовать музыку в кинокартине.
Классика — наше всё! Авторское право охраняется в течение всей жизни автора и в течение 70 лет после его смерти. Таким образом, вы можете свободно использовать классические музыкальные произведения. Рекомендуем внимательно изучать классику, найдёте множество музыкальных оттенков под любую ситуацию и настроение героев.
Важное примечание. Помимо авторского права существует ещё и смежное право на фонограмму (действует 50 лет с момента записи), а потому формально нельзя брать фонограмму, записанную каким-нибудь Берлинским симфоническим оркестром лет 30 назад. Но! Маленькая хитрость состоит в том, что записи классики, исполняемые симфоническими оркестрами, в целом довольно схожи между собой, а потому никакой оркестр не станет выяснять его фонограмма была использована в вашем фильме или нет. Другое дело, если вы возьмёте фонограмму, где записана классика в исполнении, например, Ванессы Мэй — это будет нарушение, которое очень легко определить (слишком характерное и своеобразное исполнение).
Если музыка используется для короткометражного кино, то зачастую достаточно связаться с правообладателем и получить простое письменное разрешение. При этом в большинстве случаев его вам будут готовы предоставить бесплатно. Наша практика связана в основном с российскими правообладателями, и она весьма положительна. Но не бойтесь обращаться и к западным лейблам.
Главное правило: чётко описывайте, что за фильм вы создаёте (скорее всего у вас попросят сценарий) и в каких моментах хотите использовать музыкальную композицию, на которую запрашиваете разрешение.
На мой взгляд, это наилучшее решение. Ваш фильм будет только раскрашен музыкой, специально созданной для него. Начинающему автору найти начинающего композитора, полагаю, не составит труда.
В нашей практике такой вариант часто встречает протест молодых режиссёров. Они хотят лучшую камеру, лучшую оптику и известный мировой хит в качестве музыкального оформления. Поймите, мировой хит не вытянет фильм, если он плохо сделан. Никакая камера, никакая оптика, никакая музыка не сделают этого сами по себе. Поэтому, повторюсь, вариант, когда музыка специально создаётся для вашей картины — один из лучших.
В игровом кино не существует свободного (без получения разрешения) использования музыки, за исключением музыки, на которую истёк срок охраны авторского права.
Если вы хотите не просто создать, но монетизировать фильм, вам лучше сразу побеспокоиться о его полной юридической чистоте.
Если вы делаете постановочное интервью — правила те же самые. Не нужно делать запись там, где звучат чужие произведения. Постановочное интервью на то и постановочное, что можно предусмотреть всё заранее.
Если вы снимаете фильм про человека, который связан с музыкой (например, он популярный исполнитель) и у вас есть документальные кадры его выступлений, репетиций, то разрешение всё равно нужно.
Пример
Я решил снять документальный фильм про Майкл Джексона. Беру максимум его самых популярных клипов и засовываю себе в картину. За кадром произношу текст о нём из Википедии. Накладываю его музыку. Сколько времени займёт такая документалистика? Максимум часа три, как мне сказали монтажёры. Что там будет моего? Ничего. Интерес к моему «произведению» вряд ли будет высок. Мои надежды — что Имя и Музыка всё вытянут. При этому я никому не платил и платить не хочу. Что там платить, я даже договариваться не хочу!
Конечно, если мы говорим о серьёзном фильме-исследовании, то сначала вы договоритесь с героем, с родственниками (если его самого уже нет в живых), попросите документальные кадры. Ценность такого фильма во много раз выше. А что вы будете делать с фильмом дальше? Вероятно, отправите на фестивали и постараетесь продать на телеканал.
Об авторских правах на музыку в кино
Добрый день, коллеги!
18 июля Суд по интеллектуальным правам рассмотрел достаточно интересное дело по иску Российского авторского общества (РАО) к кинотеатру «Бульвар» (дело № А41-4299/2016), касающееся взыскания вознаграждения в пользу авторов саундтреков к кинофильмам. Несмотря на то что предприниматель законным образом приобрел право на прокат фильмов у правообладателей, РАО требовало взыскать вознаграждение за публичное исполнение музыкальных произведений, входящих в состав кинофильма, в пользу авторов таких произведений. Суд оставил без изменения решения нижестоящих инстанций, в соответствии с которыми с предпринимателя – владельца кинотеатра было взыскано вознаграждение в пользу РАО для последующего распределения авторам саундтреков (чуть больше 1 миллиона рублей).
Суть дела
Данное дело Суд по интеллектуальным правам рассматривал во второй раз. В прошлый раз суд отменил решение нижестоящих инстанций – поскольку РАО не установило авторов, в пользу которых взыскивается вознаграждение. Кроме того, Суд указал, что, поскольку часть показанных фильмов являются иностранными, необходимо установить применимое право в отношении таких фильмов.
При новом рассмотрении дела РАО представило список авторов саундтреков к кинофильмам. Суды первой и апелляционной инстанции, установив, что к правоотношениям, связанным с показом иностранных кинофильмов, применимо российское право, удовлетворили требования РАО в полном объеме. Как я уже сказал выше, Суд по интеллектуальным правам согласился с данной позицией и оставил решения нижестоящих судов без изменения.
При этом РАО, являясь аккредитованной организацией по управлению авторскими правами на коллективной основе, в соответствии с пунктом 3 статьи 1244 вправе осуществлять управление правами и сбор вознаграждения как в интересах тех правообладателей, с которыми у него заключен договор об управлении авторскими правам, так и в интересах правообладателей, с которыми договоры заключены не были.
Более того, Верховный суд, рассматривая похожее дело, касающееся взыскания вознаграждения за исполнение музыкального произведения в 2010 году, дополнительно указал, что
Оспаривание
Таким образом, несмотря на спорность нормы, предусмотренной пунктом 3 статьи 1263 ГК РФ, она является частью действующего законодательства и широко применяется в судебной практике.
Какой страны право применять?
Хотелось бы также затронуть еще один интересный вопрос, касающийся применения данной нормы, который был рассмотрен Судом по интеллектуальным правам в рамках данного дела. Как я указывал выше, часть демонстрируемых кинотеатром фильмов была создана за рубежом (в большинстве случаев – в США) и принадлежала иностранным правообладателям.
То есть авторам произведений, созданных в США, в России должны быть предоставлены права, которыми пользуются авторы произведений – граждане РФ и при этом определение автора произведения осуществляется в соответствии с российским законодательством.
Статья 1257 ГК РФ определяет в качестве автора произведения гражданина (физическое лицо), творческим трудом которого оно создана. При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 1256 ГК РФ
«при предоставлении на территории Российской Федерации охраны произведению в соответствии с международными договорами Российской Федерации автор произведения или иной первоначальный правообладатель определяется по закону государства, на территории которого имел место юридический факт, послуживший основанием для приобретения авторских прав».
Если применить данную позицию, то получается, что автором и правообладателем кинофильма будет являться лицо, которое заключило договоры непосредственно с лицами, создавшими кинофильм, включая автора музыкального произведения к кинофильму. Как правило, таким лицом является киностудия, которая организовала производство фильма. Следовательно, поскольку киностудия, являющаяся автором и правообладателем кинофильма в целом и включенного в него музыкального произведения, уже предоставила право публичного показа кинофильма и получила за это вознаграждение, права на получения вознаграждения в соответствии с пунктом 3 статьи 1263 ГК РФ у такой компании не возникает.
С другой стороны, если следовать данной позиции, то перестает выполняться правило о предоставлении иностранным авторам национального режима защиты права, предусмотренное статьей 5(1) Конвенции, поскольку композиторам, создавшим произведение, вознаграждение не предоставляется.
Получается достаточно спорная ситуация.
Два подхода к разрешению
Согласно первому подходу автор произведения для целей пункта 3 статьи 1263 ГК РФ должен определяться по правилам статьи 1257 ГК РФ (общая норма об авторе произведений), а не по правилам пункта 3 статьи 1256 ГК РФ (коллизионная норма, касающаяся иностранных авторов), поскольку Бернская конвенция прямо указывает на необходимость определения автора по законодательству страны, в которой истребуется охрана, и установление иного правила будет противоречить Конвенции. В этом случае также будет соблюдено требование статьи 5(1) Конвенции о предоставлении иностранным авторам того же объема защиты, что и российским. Такого подхода придерживается, в частности, Российское авторское общество.
Следует отметить, что Суд по интеллектуальным правам несколько раз обращал внимание на данную проблему. В другом деле по иску РАО к кинотеатру «АЗСК», рассмотренному Судом по интеллектуальным правам в 2015 году (А53-21403/2013), Суд отменил акты нижестоящих судов и отправил дело на новое рассмотрение, указав, что нижестоящим судам необходимо установить применимое к определению авторства право с учетом положений Бернской конвенции. В настоящем деле указанный факт также был одним из оснований для отмены решений нижестоящих судов при прошлом рассмотрении дела.
Сейчас при повторном рассмотрении данного дела Суд по интеллектуальным правам все-таки склонился к первому подходу, указав, что статья 5(1) Бернской конвенции должна толковаться как исключающая применение законодательства другого государства, помимо того государства, в котором истребуется охрана, при предоставлении объема охраны и средств защиты права автора произведений. Следует отметить, что Суд по интеллектуальным правам, прежде чем прийти к такому выводу, запросил правовые заключения по данному вопросу у различных научных учреждений, включая Исследовательский центр частного права им. С. С. Алексеева, Институт государства и права РАН, Высшую школу экономики и другие учреждения (стр. 15 Постановления). Интересно было бы ознакомиться с заключениями данных учреждений.
Таким образом, актуальная судебная практика исходит из того, что композиторы, создавшие саундтреки к кинофильмам, в России имеют право на получение вознаграждения при публичном показе кинофильма, даже если по законодательству своей страны они таким правом не обладают и вообще не признаются авторами. При этом РАО имеет право обращаться с исками о взыскании такого вознаграждения, даже если сами композиторы не подозревают, что они обладают таким правом. Рекомендуется учитывать это в своей деятельности.
[1] Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 5, Пленума ВАС РФ № 29 от 26.03.2009 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации».
[2] Определение Верховного Суда РФ от 11.05.2010 № 9-В10-5.
[3] Право интеллектуальной собственности: Учебник / Е. С. Гринь, В. О. Калятин, С. В. Михайлов и др.; под общ. ред. Л. А. Новоселовой. М.: Статут, 2017. Т. 2: Авторское право. 367 с. // СПС «Консультант+».
[4] Определение Конституционного Суда РФ от 27.05.2010 № 690-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Любимова Павла Григорьевича на нарушение его конституционных прав пунктом 3 статьи 1263 Гражданского кодекса Российской Федерации».
[5] Определение Конституционного Суда РФ от 30.09.2010 № 1354-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Кинотеатр «Синема» на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 3 статьи 1263 Гражданского кодекса Российской Федерации»
[6] «Бернская Конвенция по охране литературных и художественных произведений» от 09.09.1886
[9] Дедков Е. Право композитора на вознаграждение за публичное исполнение фильма и необходимость его отмены // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2010. № 7.
4 способа, как использовать музыку в фильме без нарушения авторских прав: бесплатно и без регистрации
Авторские права на музыку в кино стоят немало. Сложно и представить, сколько стоит покупка песен в американских блокбастерах, если даже некоторые продюсерские компании в России тратят на саундтрек около 6 000 000 рублей. Хотя ничего удивительного в этом нет. Хочешь использовать в фильме музыку Адель, Ланы Дель Рей и The Offspring? Заплати 25 000 евро за каждый трек, а то и больше.
Но что делать начинающим кинематографистам, которые снимают деньги с минимальным бюджетом, а то и вовсе без него? Как легально использовать музыку в кино и где её искать? Есть несколько способов.
Пробуем получить разрешение от правообладателя
На первый взгляд это может показаться невыполнимой задачей. Дадут ли разрешение никому неизвестным ребятам артисты, вроде группы «ХЛЕБ» или Little Big, например? Всё зависит от вашей настойчивости и желания. Ну, и от везения тоже!
У всех музыкальных коллективов и сольных исполнителей есть агенты, через которых вы можете решить все вопросы. Наверняка перед одобрением вас попросят прислать сценарий вашего проекта и узнают, в каком фрагменте вы хотите использовать музыку. Если переговоры прошли удачно, то подписывайте письменное соглашение, после которого вы имеете юридическое право использовать музыку в вашем фильме.
Кстати, с иностранными продюсерами и музыкантами тоже можно договориться. Чтобы понять, кому принадлежат права на ту или иную песню, воспользуйтесь сайтами ascap.com и bmi.com.
Берём музыку по лицензии Creative Commons
Существует 6 видов лицензий Creative Commons:
1. Attribution (С указанием авторства) – CC BY: при условии указания автора оригинального произведения музыку можно распространять, редактировать, брать за основу для других произведений и использовать в коммерческих целях.
2. Attribution Share Alike (Распространение на тех же условиях – Копилефт) – CC BY-SA: при условии указания автора оригинального произведения музыку можно распространять, редактировать, брать за основу для других произведений и использовать в коммерческих целях. Важно: при использовании этой лицензии вам придётся поставить знак Copyleft, что означает, что и ваше собственное произведение не должно быть закрыто правами, если вы используете «копилефтные» материалы.
3. Attribution No Derivatives (С указанием авторства – Без производных) – CC BY-ND: при условии указания автора оригинального произведения музыку можно распространять и использовать в коммерческих целях, но нельзя редактировать и брать за основу для других музыкальных произведений.
4. Attribution Non-Commercial (С указанием авторства – Некоммерческая) – CC BY-NC: при условии указания автора оригинального произведения музыку можно распространять, редактировать, брать за основу для других произведений, но нельзя использовать в коммерческих целях.
5. Attribution Non-Commercial Share Alike (С указанием авторства – Некоммерческая – Копилефт) – CC BY-NC-SA: при условии указания автора оригинального произведения музыку можно распространять, редактировать, брать за основу для других произведений, но нельзя использовать в коммерческих целях и закрывать права на использование вашего произведения.
6. Attribution Non-Commercial No Derivatives (С указанием авторства – Некоммерческая – Без производных) – CC BY-NC-ND: по этой лицензии вы не сможете использовать чужое произведение в своём проекте.
Используем музыку, ставшую общественным достоянием
На данный момент авторское право закрепляется за человеком в течение всей его жизни и последующие 70 лет после смерти. После этого музыка автора становится общественным достоянием. Таковой является неизменная классика Бетховена, Моцарта, Баха, Вивальди и многих других.
Стоит отдельно отметить, что искать лучше оригинальные композиции, а не фонограмму, которую мог записывать оркестр 5 или 10 лет назад. Существует смежное право на использование фонограммы, поэтому здесь нужно быть осторожным: с одной стороны, существует десятки похожих друг на друга оркестров, поэтому отследить нарушение прав довольно сложно. С другой стороны, классика в исполнении некоторых артистов, вроде Ванессы Мэй, настолько специфична и узнаваема, что могут возникнуть проблемы.
Кстати, общественным достоянием может стать не только классическое произведение. Некоторые авторы намеренно отказываются от своих прав и передают свою музыку в «Public Domain».
Самая большая библиотека треков, находящихся в общественном достоянии, размещена на сайте MuseOpen.
Создаём или заказываем собственную музыку
Это самый надёжный, пускай и самый энергозатратный, способ, чтобы не нарушить чьи-то авторские права на музыку. Здесь 2 дороги: либо найти начинающего композитора, которому интересно за небольшие деньги, а то и за бесплатно (ради портфолио) написать музыку для вашего фильма, либо разбираться и записывать музыку самостоятельно. Найти композиторов можно пока что только на стоках, вроде Audiojungle, Deezer, SoundCloud. Чтобы создать свои треки, лучше воспользоваться доступными аудиоредакторами: например, SunVox, NanoStudio или MadTracker.