использование налогов как экономических и социальных регуляторов

Налоги: их виды и функции

Налоги — это обязательные платежи в государственный бюджет на безвозмездной основе. В статье определим, что такое налоги, каковы сущность, функции и виды, принципы налогообложения.

Определимся с понятиями

Совокупность всех фискальных обязательств (налогов, сборов, взносов, пошлин и иных налоговых платежей) представляет собой налоговую систему государства. Исчерпывающий перечень фискальных сборов устанавливается на федеральном уровне. Местные и региональные власти не вправе вводить дополнительные виды налогообложения.

Такое имеют «налоги» понятие; виды и функции фискальных обязательств определяются их ключевым назначением: пополнением доходной части бюджета. То есть основной доход государства — это сборы и взносы граждан и предприятий.

Налоги: сущность, функции, виды

Ключевая сущность фискальных платежей заключается в том, что государство взимает часть доходов налогоплательщиков для обеспечения деятельности органов власти.

Все фискальные обязательства имеют сложную классификацию по различным принципам. Далее рассмотрим основные налоги, их виды, сущность и понятие для каждого платежа.

Классификация налоговых платежей

Ключевая группировка подразумевает разделение всех фискальных обязательств на три группы:

Вторая по значимости группировка — классификация по способу изъятия. Выделяют прямые и косвенные обязательства. К прямым относят те сборы, которые налогоплательщики уплачивают напрямую с полученного дохода, прибыли, имущества. К примеру, НДФЛ, имущественный, земельный, транспортный сбор.

Косвенные — это надбавка определенного рода, которая включается в стоимость товара, работы или услуги. Например, НДС или акциз.

Итоги и выводы

Итак, определим, что такое налоги, их виды и функции, кратко.

Налоговые обязательства — это обязательные платежи в пользу государства, которые имеют индивидуальный, безвозмездный характер. Выполняют четыре основные функции: фискальную (пополнение бюджета), распределительную (перераспределение средств), регулирующую (утверждение норм и правил налогообложения), контрольную (надзор за полнотой и своевременностью расчетов).

Источник

Налоги как инструмент государственного регулиpования экономики

Содержание:

Введение

Современная система государственного регулирования социально-экономических процессов представляет собой сложный механизм, в котором каждый компонент имеет конкретное действие, направленное на достижение поставленных государством целей, и в то же время функционирует как целостная система, служащая инструментом реализации государственной экономической и социальной политики.

Одной из самых острых проблем нашей экономики является недостаток финансовых ресурсов. Наиболее приемлемым способом решения этой проблемы в настоящее время, вероятно, является фискальное регулирование. Это система специальных мер в области налогообложения, направленных на вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с принятой правительством концепцией экономического роста. Налоговое регулирование охватывает всю экономику. Одним из аспектов налогового регулирования является сбор налогов с населения. В мировой практике взимания налогов эти налоги играют если не определяющую, то одну из главных ролей в регулировании экономики. Через систему косвенного налогообложения и подоходного налогообложения государство воздействует на личное потребление и спрос на платежные средства населения путем установления необлагаемых минимумов, освобождения (полного или частичного) определенных доходов и категорий товаров от соответствующих налогов. Регулируя платежеспособный спрос населения, государство влияет на производство и предложение товаров и услуг, личные сбережения и инвестиции. В своей курсовой работе я рассмотрела только основные моменты взимания налогов с населения, так как эта тема неисчерпаема, а наши экономисты не до конца сформировали свое мнение о месте налогов с населения при переходе России к рынку.

Этот вопрос актуален, поскольку в современных условиях государственное регулирование экономики является неотъемлемой частью воспроизводственного процесса. Она решает различные задачи, такие как стимулирование экономического роста, регулирование занятости, содействие прогрессивным сдвигам в отраслевой и региональной структуре и поддержка экспорта. Конкретные направления, формы и масштабы ЛРР определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране за определенный период времени.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

Инструменты государственного регулирования экономики

Административные инструменты.

Административные средства не предполагают создания дополнительных материальных стимулов или риска финансовых потерь. Они основаны на полномочиях государственных органов и включают меры запрета, разрешения и принуждения. Например, французские власти запретили строительство новых промышленных предприятий в районе Парижа, и для этого они не стали повышать налоги на новые фирмы или вводить драконовские штрафы (это были бы экономические меры), а просто перестали выдавать разрешения на строительство новых промышленных предприятий. Одно правительство разрешило использовать бывшую военно-морскую базу в качестве пассажирского и торгового порта, создав новую область для капиталовложений. В результате экономическая активность в районе порта возросла.

Принудительные меры могут также включать в себя обязательство государственных органов обязать промышленные предприятия организовать производственное обучение молодежи, обеспечить определенные удобства для работников и установить очистные сооружения.

В странах с развитой рыночной экономикой административные средства регулирования используются в ограниченной степени. Сфера их деятельности в основном ограничена охраной окружающей среды и созданием минимальных условий жизни для социально относительно слабо защищенных слоев населения. Однако в критических ситуациях их роль значительно возрастает. Наиболее масштабными административными мерами, принятыми правительством для регулирования экономики в послевоенный период в Западной Германии и Японии, были валютная реформа и разукрупнение ведущих компаний.

Экономические инструменты: денежные и кредитные инструменты

Экономические инструменты государственного регулирования делятся на инструменты монетарной и фискальной политики.

Основными инструментами денежно-кредитной политики являются:

С помощью этих инструментов правительство пытается изменить соотношение между спросом и предложением на финансовом рынке в желаемом направлении. С относительным снижением роли свободных рынков капитала в финансировании инвестиций, и особенно с уменьшением роли фондового рынка и ростом самодостаточности крупных фирм в финансировании, эффективность этих инструментов в большинстве развитых стран несколько снизилась.

Существование сектора в рыночных условиях, руководствующегося в своей деятельности несколько иными принципами, чем частные компании, позволяет использовать ГС для решения общих общественно-экономических задач, повышая доходность частного сектора.

Монопольная прибыль, а зачастую и прибыль вообще, не является основной целью деятельности ГС в инфраструктуре, энергетике, добывающих отраслях, НИОКР, подготовке и переподготовке кадров, охране окружающей среды, поскольку высоких прибылей от этих сфер никто не требует, а убытки покрываются из бюджета. Поэтому ГС стал поставщиком дешевых услуг (транспорт, почта и телеграф), электроэнергии и сырья, снижая затраты в частном секторе.

ГС активно используется как средство ГРЭ. Таким образом, когда частные инвестиции снижаются во время ухудшения экономических условий, депрессий или кризисов, инвестиции в ГС имеют тенденцию к увеличению.

Так правительства пытаются противостоять падению производства и росту безработицы. ОО играет заметную роль в государственной структурной политике в области НИОКР, подготовки и переподготовки кадров. ГС участвуют во внешней торговле и вывозят капитал за границу.

В целом, государственный сектор дополняет частный сектор там и в той степени, где и насколько недостаточно мотивации для частного капитала. Таким образом, ГС служит для повышения эффективности всей экономики и является одним из инструментов перераспределения валового внутреннего продукта.

Налоги являются основным инструментом, используемым для сбора средств на покрытие государственных расходов. Они также часто используются для влияния на деятельность экономических агентов и для социальной стабилизации. Во-первых, роль налогов не фискальная, а регулирующая. Государственное регулирование с помощью налогов зависит от выбора налоговой системы, уровня налоговых ставок, а также характера и уровня налоговых льгот.

Особую роль среди инструментов ГРЭ играет ускоренная амортизация основного капитала и связанное с ней формирование и реализация скрытых резервов.

Ускоренная амортизация основного капитала в современных условиях является основным средством стимулирования накопления, структурных изменений в экономике и важным инструментом воздействия на экономическую активность, занятость и НИОКР. Его суть заключается в отделении физического процесса износа машин, оборудования, зданий и сооружений от переноса стоимости физических носителей основного капитала на производимые товары и услуги, которые рассчитываются в себестоимости продукции. Изменяя нормы амортизации и процесс амортизации, государственные регуляторы определяют часть чистого дохода, которая может быть освобождена от налогов путем включения ее в себестоимость продукции и последующего перевода в амортизационный фонд для финансирования новых капиталовложений в будущем.

Нормы амортизации по видам основных средств (машины, оборудование, транспортные средства, здания) с подробной разбивкой по видам регулярно публикуются министерствами финансов.

Ускоренное обесценивание основного капитала имеет ряд других последствий, помимо возможности временного стимулирования инвестиций независимо от состояния экономики:

Технически сложные фирмы имеют возможность продать частично амортизированные основные средства и избавиться от скрытых резервов, а вырученные средства использовать для новых инвестиций.

Изменение норм ускоренной амортизации основного капитала широко используется во всех развитых странах как инструмент государственной экономической и структурной политики, а также для стимулирования научных исследований и внедрения их результатов, для финансирования природоохранных мероприятий. Эффект от различных норм амортизации заметен в годы благоприятной экономической активности, в то время как эффективность амортизационной политики снижается во времена кризиса.

Государственные инвестиции в основном осуществляются в государственный сектор экономики, который играет важную роль для ГЭР. Она является одновременно и объектом, и инструментом воздействия на частный сектор.

Помимо упомянутых выше инструментов государственного регулирования, имеющих внутриэкономическую направленность, существует арсенал средств внешнеэкономического регулирования.

Практически все рычаги внутреннего воспроизводства оказывают существенное влияние на внешнеэкономические связи: Изменение учетной ставки, налогообложение, новые льготы и субсидии на инвестиции в основной капитал и т.д.

Но есть и специфические инструменты, которые непосредственно влияют на экономические отношения с зарубежными странами:

Отдельные инструменты государственной экономической политики могут использоваться для разных целей, в разных комбинациях и с разной интенсивностью. В зависимости от характера целей меняется место того или иного инструмента в арсенале средств государственного регулирования экономики в тот или иной период. Политика и стабилизационные меры должны соответствовать интересам страны и укреплять экономическую независимость. Комаров И. Федеральные целевые программы: опыт, разработка и реализация.

Налоги как инструмент государственного регулирования экономики

Сущность налогов.

В широком смысле под налогом понимается обязательный безвозмездный платеж, который взимается на основе принуждения со стороны государства и не имеет характера штрафа или компенсации.

Налоги также не включают платежи обязательного характера, взимаемые в качестве возможных наказаний, например, штрафы, а также различные виды компенсационных платежей (например, платежи по возмещению ущерба).

Натуральная форма уплаты налогов наиболее характерна для добывающих отраслей. Россия начала использовать соглашения о разделе продукции в конце 1990-х годов, в которых ряд федеральных, региональных и местных налогов и сборов заменяется разделом продукции между государством и инвестором.

Налоги являются одним из важнейших источников государственных доходов. Как правило, налоги взимаются для обеспечения платежеспособности различных уровней власти. Однако налоговые платежи могут не только поступать в государственные (федеральные и региональные) бюджеты или бюджеты местных органов власти, но и служить средством создания различных фондов. Налог не перестает быть налогом только потому, что законодательный орган считает необходимым зачислять суммы, уплаченные помимо бюджетных счетов, на счета каких-либо организаций.

Налоговые доходы государства формируются за счет новой стоимости, созданной в процессе производства (труд, капитал, природные ресурсы). Налоги выражают реальные денежные отношения, проявляющиеся в процессе изъятия части стоимости национального дохода в пользу государственных нужд Экономическое содержание налогов выражается в отношениях между государством и хозяйствующими субъектами (физическими и юридическими лицами) по поводу формирования государственных финансов. Налоговые отношения как часть финансовых отношений находятся в постоянном изменении.

Принципы налогообложения

Экономические принципы были впервые сформулированы А. Смитом. Эти принципы присущи налогообложению как объективной экономической категории независимо от государства и времени, поэтому их иногда называют фундаментальными принципами. В наше время экономические принципы несколько изменились. Они называются по-разному и могут быть кратко охарактеризованы следующим образом.

Основы налогообложения:

Экономический:

Юридический:

Организационный:

Принцип справедливости (налоговой справедливости). Согласно этому принципу, каждый человек должен вносить свой вклад в финансирование государственных расходов пропорционально своему доходу и платежеспособности. Две центральные идеи:

Принцип пропорциональности. В нем соблюдается баланс интересов налогоплательщика и государственного бюджета.

Принцип пропорциональности характеризуется кривой Лаффера, которая показывает зависимость налоговой базы от изменения налоговых ставок и зависимость доходов бюджета от налогового бремени. Эффектом кривой является рост доходов бюджета с ростом налогов при ставке до 50% и снижение доходов при ставке более 50%. Эта концепция стала популярной в 1970-х и 1980-х годах.

Принцип учета интересов налогоплательщиков. Рассматривается через призму двух принципов А. Смита, а именно: принципа определенности (сумма, способ и время уплаты должны быть известны налогоплательщику) и принципа удобства (налог взимается в такое время и таким способом, которые представляют наибольшее удобство для плательщика). Простота исчисления и уплаты налога также является проявлением этого принципа.

Принцип экономии. Он основан на другом принципе А. Смита, согласно которому «каждый налог должен быть составлен таким образом, чтобы извлекать из кармана плательщика как можно меньше сверх того, что поступает в казну государства». По сути, принцип парсимонии (эффективности) означает, что сумма доходов, получаемых от одного налога, должна многократно превышать затраты на его обслуживание.

Функции налогообложения

Налоги используются всеми рыночными государствами как метод прямого воздействия на условия жизни домохозяйств и косвенного (через систему льгот и штрафов) воздействия на производителей товаров, работ и услуг. С помощью налогов достигается относительный баланс между общественными потребностями и ресурсами, необходимыми для их удовлетворения; с помощью налогов обеспечивается рациональное использование природных ресурсов, особенно путем наложения штрафов и других ограничений на распространение вредных производств. С помощью налогов правительство решает экономические, социальные и другие общественные проблемы.

С этой точки зрения, налоги выполняют четыре основные функции, каждая из которых реализует ту или иную практическую цель налогов:

Суть регулирующей функции общественного воспроизводства заключается в том, что налоги взимаются с ресурсов, предназначенных для потребления, а ресурсы, предназначенные для накопления средств производства, освобождаются от налогообложения.

Поэтому выделяют три компонента регуляторной функции:

Фискальное регулирование также несет на себе бремя контроля над природой. Регулирующая функция налогов проявляется на практике не только в виде льгот, но и в виде штрафов. Налоговые санкции являются проявлением контрольной функции налогов, поскольку перераспределение финансовых ресурсов неразрывно связано с контролем над качественными и количественными параметрами налогообложения.

функция контроля позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступления налоговых платежей в бюджет, сопоставлять их размер с потребностью в финансовых ресурсах. Эта функция определяет необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики.

Классификация и структура налогов

Классификация налогов позволяет выявить сходства и различия между налогами в большом количестве и разнообразии различных видов налогов. Особенности отдельных групп налогов требуют особых условий налогообложения и взимания, специфических административных и финансовых мер.

Этим объясняется как теоретическое, так и практическое значение налоговой классификации, то есть разделения на группы и подгруппы по тем или иным признакам (основаниям) классификации.

Прежде всего, различают прямые и косвенные налоги, и это различие может основываться на различных подходах и принципах (налогооблагаемость, метод налогообложения и сбора, платежеспособность). В настоящее время деление налогов на прямые и косвенные связано, прежде всего, с принципом «доход-расход», который был введен финансистами в начале XX века.

Различие проводится в зависимости от метода сбора:

В зависимости от субъекта, который устанавливает налоги и имеет право их изменять и уточнять, они делятся на:

Различают налоги, взимаемые для конкретных целей:

В зависимости от субъекта-налогоплательщика различают следующие типы:

В зависимости от уровня бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, различают:

В зависимости от сроков уплаты налоговые платежи подразделяются на:

Налоги различаются по способу их учета в бухгалтерском учете:

Для хозяйствующих субъектов последний признак классификации является, пожалуй, самым важным. Согласно правилам, стоимость одной группы налогов полностью или частично включается в себестоимость продукции (работ, услуг), стоимость второй группы относится на финансовый результат, стоимость третьей группы может финансироваться только за счет чистой прибыли предприятия. Определение порядка отнесения налоговых платежей на те или иные статьи расходов формирует финансовый результат предприятия.

Элементы, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определенными, называются существенными элементами налогового права. Налоговое законодательство на разных этапах своего развития предусматривало различные элементы налога, при наличии которых последний считался установленным законом.

Согласно российскому законодательству, налог считается установленным только при наличии следующих элементов налогообложения (статья 7 Кодекса):

Таким образом, первая группа состоит из обязательных элементов налога, которые всегда должны быть указаны в законодательном акте при установлении налогового обязательства.

Вторая группа состоит из факультативных элементов, которые не являются обязательными, но могут быть указаны в законодательном акте о налогах. К ним относятся: порядок удержания и возврата ошибочно удержанных сумм налога, ответственность за налоговые правонарушения, налоговые льготы и т.д.

Представительные органы власти субъектов Российской Федерации (органы местного самоуправления), устанавливающие региональные (местные) налоги и сборы, определяют в нормативных правовых актах как обязательные, так и факультативные элементы налогообложения.

Согласно статье 2 Кодекса, к таким элементам относятся:

Форма отчетности по таким налогам:

Третья группа включает дополнительные элементы налогообложения, не предусмотренные обязательным порядком начисления налогов, но которые должны быть каким-либо образом учтены при определении налогового обязательства

Каждый из элементов, рассматриваемых в трех группах, связан с определенным правовым бременем и играет конкретную роль в возникновении налогового обязательства. Отсутствие даже одного элемента может значительно усложнить или затруднить налоговый процесс, сделав уплату налога просто невозможной. Поэтому в идеале Налоговый кодекс должен содержать все элементы, а не только те, которые перечислены в статье 17 Кодекса.

Налоговое регулирование экономики

В мировой практике известны следующие распространенные методы государственного налогового регулирования.

В сфере государственного налогового регулирования экономики особое значение имеет оптимизация состава и структуры налоговой системы, уровня и структуры налогового бремени и налоговых ставок. Суть этого процесса заключается в достижении налогового баланса между ценовой, налоговой и регулирующей функциями. Построение рациональной налоговой системы зависит от ее экономически обоснованной внутренней структуры и, прежде всего, от параметров налоговых баз и налоговых ставок.

В зависимости от возможностей влияния государственное налоговое регулирование делится на две сферы:

По оценкам экспертов, бюджетная система России ежегодно теряет 100-160 млрд рублей из-за предоставления льгот, но никто не подсчитывал выгоду в связи с выполнением стимулирующей роли налогов. Важно, чтобы текущие фискальные интересы государства не превалировали над стратегией экономического роста. Налоговые льготы, применяемые в России, должны быть не отменены, а глубоко реформированы, систематизированы, упорядочены, просчитан их экономический эффект, отслежен выборочный характер и целевое использование льготных средств. Мировая практика показывает, что, как правило, государство применяет льготы в тех отраслях, ускоренное развитие которых ему необходимо на соответствующем этапе развития, в зависимости от экономической, научной, социальной политики и т.д. Анализ налогового законодательства показывает, что из всей массы налоговых льгот только около 10 направлены на стимулирование инвестиций, что вряд ли соответствует ориентации государственной политики на экономический рост. Налоговое стимулирование инвестиционных процессов и внешнеэкономической деятельности может положительно повлиять на всю структуру экономического комплекса страны. Нынешний налоговый режим при всей его подвижности может быть успешным только при соблюдении основных принципов всей налоговой системы, которые закреплены в законе на долгосрочную перспективу.

Основанием для предоставления льгот могут быть:

В зависимости от того, какой элемент налогообложения должен быть изменен с помощью налоговых льгот, они делятся на 3 типа: Налоговые льготы, налоговые скидки и налоговые кредиты.

К ним относятся, например:

Вознаграждения подразделяются на:

Налоговые кредиты как особая группа налоговых льгот и преференций могут быть разделены на следующие виды:

Заключение

Нынешняя система СБУ сложилась не сразу. Она прошла несколько этапов развития.

Создание общих благоприятных условий для воспроизводства частного капитала; концентрация усилий государства на развитии трудового, налогового, торгового, социального законодательства, таможенной политики, на обеспечении стабильности денежного обращения. Строительство и приобретение объектов в добывающей и инфраструктурной отраслях.

Несогласованные действия антикризисной и структурной направленности, попытки повлиять на занятость и цены.

Эксперименты по использованию монетарных и бюджетных средств для регулирования экономики. Волна приватизации государственной собственности.

Попытки повысить эффективность GEM путем изучения совместимости и взаимозаменяемости инструментов регулирования и определения их эффективности.

Национальное среднесрочное программирование в сочетании с долгосрочными перспективами, осуществляемое во все большем числе развитых стран. Все более целенаправленное, взвешенное и комплексное использование инструментов регулирования.

Меры по гармонизации общенациональных среднесрочных программ на межправительственном уровне в рамках интеграционных объединений; шаги в направлении наднационального программирования в ЕС.

Государственное регулирование экономики не должно останавливаться на методах единой базовой модели регулирования. Если один метод не достигает желаемых целей, необходимо применять другие рычаги воздействия на экономику. В настоящее время роль государства в российской экономике возрастает.

Государственное вмешательство в экономику объективно необходимо для любого государства, независимо от того, рыночная это экономика или командно-распределительная. Минимально необходимые пределы регулирования реального рынка определяются организацией обращения денег, производством общественных благ и устранением внешних эффектов. Предельно допустимые границы государственного вмешательства в экономику определяются перераспределением доходов, обеспечением определенного уровня занятости, борьбой с монополизмом и инфляцией, развитием фундаментальных исследований, проведением региональной политики, реализацией национальных интересов в мировой экономике.

Список литературы

использование налогов как экономических и социальных регуляторов

Если вы хотите научиться сами правильно выполнять и писать курсовые работы, то на странице «что такое курсовая работа и как её сделать» я подробно написала.

использование налогов как экономических и социальных регуляторов

Посмотрите похожие темы курсовых работ возможно они вам могут быть полезны:

Оформление курсовых работ для любых институтов и университетов:

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔ использование налогов как экономических и социальных регуляторовиспользование налогов как экономических и социальных регуляторов

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *