использование нестандартных форм работы на уроке способствующих эффективности обучения детей с овз
Доклад на тему: «Использование нестандартных форм работы на уроке, способствующих эффективности обучения детей с ОВЗ»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБШЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗИЛАИРСКАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
«Использование нестандартных форм работы на уроке, способствующих эффективности обучения детей с ОВЗ»
Выполнила: Кутуева А.Р.
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья – одна из актуальных проблем современного российского общества. Очень важным является решение вопросов, связанных с обеспечением тех необходимых условий, которые позволят данной категории детей включиться в полноценный процесс образования. И прежде всего – это создание оптимальных психолого-педагогических условий для усвоения детьми с ОВЗ общеобразовательных программ в соответствии с образовательными стандартами, максимальное сглаживание нарушенных процессов и функций, недостатков эмоционального и личностного развития. А чтобы процесс обучения был успешным необходимо, чтобы дети с ОВЗ хотели учиться, чтобы у них была мотивация к обучению и не пропадала познавательная активность.
Поэтому одно из важнейших условий эффективности учебного процесса — это воспитание познавательного интереса, желания и привычки думать, стремления узнать что-то новое. Основными задачами развития познавательной деятельности учащихся с ОВЗ следующие:
формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов;
развитие памяти и внимания;
формирование приёмов умственных действий (анализ, сравнение, обобщение);
развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;
формирование учебных навыков и умений (умения обдумывать и планировать свои действия, проверять результат своих действий).
Активизация познавательной деятельности обучающегося с ОВЗ зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал. Поэтому в своей работе я использую информационно-коммуникативные технологии. Внедрение ИКТ прежде всего, даёт возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний учащимися с ограниченными возможностями здоровья, т.к. у них помимо системного недоразвития всех компонентов языковой системы имеется дефицит развития познавательной деятельности, мышления, вербальной памяти, внимания, бедный словарный запас, недостаточные представления об окружающем мире.
Использование современных компьютерных технологий на уроках мне позволяет:
сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей;
эффективно решать проблему наглядности обучения, делая его более понятным и доступным для учащихся;
Благодаря использованию ИКТ на уроке можно показывать фрагменты видеофильмов, редкие фотографии, анимацию изучаемых процессов и явлений, послушать музыку.
Уроки с применением информационных технологий вызывают большой интерес у учащихся, являются более наглядными, разнообразными. На них учащиеся получают большой объём знаний, и полученные знания прочнее усваиваются.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Решающую роль в обеспечение условий, в формировании мотивационной готовности к обучению имеет развитие познавательной потребности ребенка, то есть интерес к собственным познавательным задачам, к овладению новыми знаниями и умениями.
Своевременная помощь таким детям обеспечивает успешность их дальнейшей учебной деятельности и всей последующей жизни. Помочь школьнику преодолеть трудности обучения, неуспеваемость, обусловленную индивидуальными причинами, заинтересовать его процессом познания, формировать познавательный интерес на любом уровне готовности к учебе – одна из актуальных проблем современной школы.
Поэтому желание каждого учителя – привить любовь и интерес к своему предмету вполне обосновано. Это все побуждает искать новые методы и средства обучения.
Проявление и развитие познавательной активности школьников во многом зависит и от условий, в которых находится ребенок в школе. Главная роль в создании условий для этого принадлежит учителю.
Не маловажным условием, для проявления активной познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья считаю:
создание атмосферы сотрудничества и доброжелательности в классе;
создание “ситуации успеха” для каждого учащегося;
включение ученика в активную деятельность, коллективные формы работы;
использование элементов занимательности, нестандартности при изучении материала;
использование проблемных ситуаций;
практико-ориентированная направленность изучаемого материала.
Лучшему усвоению учебного предмета, развитию научно-познавательного интереса, активизации учебной деятельности учащихся, повышению уровня практической направленности способствуют следующие активные формы и методы обучения:
Методы проведения урока:
творческая деятельность в процессе обучения: самостоятельное создание продуктов труда, работа над творческими проектами.
Общие принципы и правила коррекционной работы:
1. Индивидуальный подход к каждому ученику.
2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.
4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются:
— игровые ситуации;
— дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;
— игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;
— психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.
У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.
Познавательная активность есть качество деятельности ученика, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время.
Одним из основных принципов обучения в общей и специальной педагогике является принцип сознательности и активности учащихся. Согласно этому принципу «обучение эффективно только тогда, когда ученики проявляют познавательную активность, являются субъектами обучения». Как указывал Ю. К. Бабанский, активность учеников должна быть направлена не просто на запоминание материала, а на процесс самостоятельного добывания знаний, исследования фактов, выявления ошибок, формулирование выводов. Конечно, все это должно осуществляться на доступном ученикам уровне и с помощью учителя.
Активность является одной из важнейших характеристик всех психических процессов, во многом определяющая успешность их протекания. Повышение уровня активности восприятия, памяти, мышления способствует большей эффективности познавательной деятельности в целом.
Классификация методов по организации и осуществлению учебно-познавательной деятельности предложенная Ю.Бабанским представлена тремя группами методов:
• методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные (рассказ, беседа); наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.); практические (упражнения, опыты, трудовые действия и д.р.); методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя;
• методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: методы стимулирования и мотивации интереса к учению (используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности с целью психологической настройки, побуждения к учению), методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении;
• методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: методы устного контроля и самоконтроля, методы письменного контроля и самоконтроля, Наиболее приемлемыми методами в практической работе учителя с учащимися, имеющими ОВЗ, считаем объяснительно-иллюстративный, частично поисковый, коммуникативный, информационно-коммуникационный; методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.
Активные методы обучения, игровые методы – очень гибкие методы, многие из них можно использовать с разными возрастными группами и в разных условиях.
Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит, надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей. Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение школьниками образовательной программы, что важно для школьников с ОВЗ.
Формой организации совместной деятельности учителя и учащихся является урок. В ходе урока учитель может использовать различные методы и приемы обучения, подбирая наиболее соответствующие содержанию обучения и познавательным возможностям учащихся, способствуя тем самым активизации их познавательной деятельности.
Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения:
1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного ). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.
2. Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.
3. Узелки на память(составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить).
Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.
4.Использование презентации и фрагментов презентации по ходу урока.
Внедрение современных компьютерных технологий в школьную практику позволяет сделать работу учителя более продуктивной и эффективной. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы, расширяя возможности организации взаимодействия учителя с другими участниками образовательного процесса.
Использование программы создания презентаций представляется очень удобным. На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы.
5. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе урока, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.
Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся. Разнообразие существующих методов обучения позволяет учителю чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации учения.
Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.
Средства активизации необходимо использовать в системе, которая, объединив должным образом подобранные содержание, методы и формы организации обучения, позволит стимулировать различные компоненты учебной и коррекционно-развивающей деятельности у учащихся с ОВЗ.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ФОРМ РАБОТЫ НА УРОКЕ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ФОРМ РАБОТЫ НА УРОКЕ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
Огурская средняя школа
Использование нестандартных форм работы в коррекционной педагогике на сегодняшний день представляет особую актуальную значимость, так как наблюдается тенденция недостаточной эффективности традиционных приемов и форм. У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности, самостоятельности. Включение в практику нестандартных методов позволяет усовершенствовать, как образовательный, так и коррекционный процесс. Нестандартные формы работы на уроке предотвращают утомление, поддерживают познавательную активность детей, повышает эффективность работы в целом.
По определению Ивана Павловича Подласова, нетрадиционный (нестандартный) урок – это «импровизированное учебное занятие, имеющее нестандартную (неустановленную) структуру».[3]
Задачи: общекультурное развитие; личностное развитие; развитие познавательных мотивов, инициативы и интересов учащихся; формирование умения учиться; развитие коммуникативные компетентности.
Нетрадиционные уроки можно объединить в следующие группы:
1.Уроки в форме соревнований и игр: викторина, КВН, конкурс.
2. Уроки, напоминающие публичные формы общения: интервью, аукцион, конференция, телепередача.
3. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие.
5. Уроки, опирающиеся на фантазию: сказки.
6. Интегрированные уроки.
Рекомендации по проведению нестандартных уроков:
1. Нестандартные уроки следует использовать, как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся;
2. Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения;
3. Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь, разработка системы конкретных целей обучения и воспитания;
4. При выборе форм нетрадиционных уроков учителю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом, и отдельных учащихся;
5. Интегрировать усилия учителей при подготовке совместных уроков;
Приведу несколько примеров, которые позволяют мне справиться с усталостью детей, помочь настроиться им на рабочий лад.
1. «Загадки». Читаю загадки, а учащиеся их отгадывают. Отгадками являются словарные слова, которые дети записывают в тетрадь, подчеркивая не проверяемые буквы, ставя ударение.
2.«Узнать предмет по описанию». Даю описание, дети называют предмет — словарное слово, записывают его в тетрадь.
3. «Картинный диктант». Показываю картинки с изображением предметов — словарных слов. Этот диктант провожу, как самостоятельную работу.
На уроках литературного чтения – применение аудиозаписей.
Например, на уроке «Литературная гостиная» предлагаю детям прослушать записи образцового чтения небольших по объёму произведений. Это обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев.
На уроках биологии, географии применяю следующие методы обучения.
Метод «Пометки на полях», обычно используется при ознакомлении с новым материалом. Он позволяет ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания или текста.
Данный прием требует от ученика не привычного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание.
Одной из форм познавательной деятельности является игра, способствующая развитию и укреплению интереса к предмету.
Русский язык: Где спрятался звук?, Кто больше запомнит слов?, Доскажи словечко и другие.
Математика: Заселяем домики, Называй-не зевай, Эстафета, Сосчитай-ка, Найди пару и другие.
Биология: Чьи семена потеряны?, Распредели животных по группам, Кто в группе лишний?, и другие. Игровые приёмы на уроках не только активизируют учащихся, но и меняют стиль общения учителя и ребёнка.
На занятиях при работе с детьми с ОВЗ часто используется рефлексия настроения и эмоционального состояния.
Широко используется приём с различными цветовыми изображениями.
У учащихся две карточки разного цвета. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. В данном случае можно проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия.
На своих уроках я использую:
-«Море радости» и «Море грусти» – пусти свой кораблик в море по своему настроению.
Рефлексия окончания занятия. Удачным на сегодняшний момент считается обозначение видов заданий или этапов занятия картинками (символами, различными карточками и т. д.), помогающими детям в конце занятия актуализировать пройденный материал и выбрать понравившийся, запомнившийся, наиболее удачный для ребёнка этап занятия, прикрепив к нему свою картинку.
На своих уроках я использую:
-«Смайлики» (весёлый, нейтральный и грустный),
Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, применение различных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся, что в равной мере относится и к детям с ограниченными возможностями здоровья.
Разнообразие существующих методов обучения позволяет учителю чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации учения.
Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.
Средства активизации необходимо использовать в системе, которая, объединив должным образом подобранные содержание, методы и формы организации обучения, позволит стимулировать различные компоненты учебной и коррекционно-развивающей деятельности у учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Подводя итоги сказанному, можно с уверенностью сказать, что активные методы обучения обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах:
-формирование положительной учебной мотивации;
-повышение познавательной активности учащихся;
-развитие познавательных процессов – речи, памяти, мышления;
-активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;
-стимулирование самостоятельной деятельности;
-эффективное усвоение большого объема учебной информации;
-развитие творческих способностей и нестандартности мышления;
-развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности;
-развитие навыков самостоятельного умственного труда;
Презентация на тему : «Использование нестандартных форм работы на уроке, способствующих эффективности обучения детей с ОВЗ
Описание презентации по отдельным слайдам:
«Использование нестандартных форм работы на уроке, способствующих эффективности обучения детей с ОВЗ» Подготовила: учитель начальных классов Фомина Гульнара Рауфовна
По определению Ивана Павловича Подласова, нетрадиционный (нестандартный) урок – это «импровизированное учебное занятие, имеющее нестандартную (неустановленную) структуру». Как заинтересовать ребят изучением предметов, сделать уроки любимыми, увлекательными?
сказка Презентация Игра экскурсия С имитацией деятельности учреждения и организации С групповой и парной формой работы Проект С использованием обучающих структур Сингапурского метода обучения Нестандартные формы уроков С использованием компьютерных технологий соревнование Урок Нестандартные формы уроков
РЕКОМЕНДАЦИИ 1. Нестандартные уроки следует использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся; 2. Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения; 3. Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь разработка системы конкретных целей обучения и воспитания;
4. При выборе форм нетрадиционных уроков преподавателю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных учащихся; 5. Интегрировать усилия учителей при подготовке совместных уроков, целесообразно не только в рамках предметов естественно-математического цикла, но и выходя на предметы гуманитарного цикла; 6. При проведении нестандартных уроков руководствоваться принципом «с детьми и для детей», ставя одной из основных целей воспитание учащихся в атмосфере добра, творчества, радости.
Для развития интереса к урокам русского языка использую творческие задания. Уроки литературного чтения будут неинтересны и скучны, если не включать в их содержание аудио средства.
Одной из форм познавательной деятельности является игра, способствующая развитию и укреплению интереса к математике. Игры на обучении грамоте: Где спрятался звук?, Кто больше запомнит слов?, Доскажи словечко, Угадай слово, Слоговой аукцион, Слово рассыпалось, Слоговое лото и др. Математика: Заселяем домики, Угадай число, Называй-не зевай, Эстафета, Составь фигуру, Составь поезд, Молчанка, Лото, Сосчитай-ка, Найди пару и др. Окружающий мир: Узнай лист, Что за дерево?, Чьи семена потеряны?, Распредели животных по группам, Кто в группе лишний?, Зажигаем фонарики, Собери пословицу и др.
В последнее время компьютер играет большую роль в современном образовании.
Вывод: Таким образом, можно сделать вывод, что от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия зависит во многом эффективность учебного процесса. Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
обобщение опыта в классах коррекции.Целью презентации является :донести до слушателя проблему в обучении детей с ОВЗ и помочь ее решить.
Главной особенностью для детей с ОВЗ является недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники испытывают потребность в познании. У них на всех этапах процесса познания имеют место элементы недоразвития. В результате чего эти дети получают неполные, а порой и искаженные представления об окружающем мире.
Номер материала: ДБ-372048
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
К 2024 году в каждой российской школе должен появиться спортивный клуб
Время чтения: 2 минуты
Создана Ассоциация руководителей школ России и Беларуси
Время чтения: 1 минута
В московских школах придумали новый формат классных часов с участием отцов
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Учителя Кубани смогут получить миллион рублей на взнос по ипотеке
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.