использование термина государственное право характерно для правовой системы германской романской

Конституционное право зарубежных стран

использование термина государственное право характерно для правовой системы германской романской

Термины «конституционное право» и «государственное право»

Конституционное (государственное) право в правоведении рассматривается в трех аспектах: как отрасль права конкретных государств, как наука и как учебная дисциплина в системе юридического образования. Выбирая один из этих двух терминов, мы должны применять его ко всем трем аспектам, если хотим избежать терминологической путаницы.

Термины «конституционное право» и «государственное право» зачастую считаются синонимами. Действительно, если, как принято прежде всего в европейской литературе (включая нашу отечественную), считать соответствующую систему правовых норм отраслью права, то круг регулируемых ею общественных отношений в странах, где употребляются тот или другой из указанных терминов, примерно одинаков. Выбор же термина обычно диктуется национальной традицией словоупотребления.

Так, англо-саксонская и романская правовые системы традиционно пользуются термином «конституционное право», тогда как для германской системы характерно употребление термина «государственное право». В Швейцарии в ее преобладающей немецкоязычной части используется термин «государственное право», тогда как в остальных, романоязычных частях этой страны – «конституционное право».

При более тщательном рассмотрении вопроса можно, однако, заметить, что различие терминологии отражает (не всегда, но достаточно часто) сущностную разницу между соответствующими понятиями. Так, в Великобритании, США, Франции к началу или в начале XIX века утвердился конституционный строй, минимальными признаками которого являются судебная защита прав человека и разделение властей. В Германии это произошло позднее. Примечательно, что ныне и в Германии стал употребляться термин «конституционное право», хотя и в более узком значении. Впрочем, для обозначения учебной дисциплины в германских юридических вузах часто используются термины «публичное право» или «государственное право в широком смысле», которые охватывают и административное право, и судебное право, и некоторые другие отрасли права.

Государственное же право в узком смысле – аналог конституционного права – рассматривается как основополагающая часть публичного права. Например, выдержавший десяток изданий учебник д-ра А. Катца (Германия) так и называется: «Государственное право. Основной курс в публичном праве». Другой германский автор – профессор университета в Кельне Клаус Штерн подчеркивает в своем капитальном пятитомном труде, что конституционное право образует центральную сферу государственного права и его можно характеризовать как государственное право в узком смысле.

Что касается так называемых социалистических стран, то по советскому примеру (а у нас в стране полноценного конституционного строя и, следовательно, конституционного права никогда не было) у них первоначально использовался термин «государственное право», за исключением разве что Кубы, где в основном сохранилась традиционная романская правовая терминология, включавшая термин «конституционное право» даже при отсутствии конституционного строя.

Позднее в качестве одного из формальных признаков действительной или иллюзорной демократизации в Венгрии, Польше, Румынии, Югославии соответствующую отрасль права стали называть конституционным правом. Сейчас в восточноевропейских бывших социалистических странах, а также в Монголии, как и у нас, развертывается процесс создания конституционного строя и действительного конституционного права. То же можно констатировать и применительно к ряду стран бывшей «социалистической ориентации» (Алжир, Бенин, Мозамбик, Никарагуа и др.), где от бывших метрополий была воспринята терминология, присущая романской либо англо-саксонской системам права, хотя там это движение находится еще в самой начальной стадии и возможны разные варианты развития.

В литературе, впрочем, можно встретить и иное понимание различия между конституционным и государственным правом, чем изложенное выше. Так, германский конституционалист Конрад Хессе полагает, что поскольку конституция не ограничивается установлением государственного строя, а охватывает также основы устройства негосударственной жизни (брак, собственность и др.), постольку «»конституционное» право более объемлюще, чем право «государственное», которое по смыслу и содержанию означает лишь право государства. С другой стороны, «конституционное» право ограничено по сравнению с «государственным» в том плане, что «государственное» право включает в себя, например, административное и процессуальное право. ».

В нашей отечественной литературе еще в советские времена высказывалось мнение, в частности В.А. Кикотем, И.П. Ильинским, что конституционное право – это система собственно конституционных норм, которые не образуют отрасли права, будучи его ядром, включающим принципы всех отраслей. В этой позиции есть немалый резон, однако идея эта, к сожалению, не получила у нас основательной научной разработки, и поэтому в настоящем учебнике вряд ли целесообразно пользоваться такой неустановившейся научной категорией, как «ядро права». Ограничившись сообщением читателю этой идеи, мы продолжим все же характеризовать изучаемую нами систему правовых норм как отрасль права, которая в каждой стране имеет основополагающее значение для других отраслей.

Сегодня лишь сравнительно небольшая группа стран пользуется термином «государственное право», подавляющее же их большинство обозначает основополагающую отрасль своего права термином «конституционное право» независимо от того, существует там в действительности конституционный строй или нет. Поэтому в целях облегчения текста в учебнике в дальнейшем, как правило, рассматриваемую отрасль права мы называем только конституционным правом.

Источник

Использование термина государственное право характерно для правовой системы германской романской

К романо-германской правовой семье относятся правовые системы Италии, Франции, Испании, Португалии, Германии, Австрии, Швейцарии и др. В качестве самостоятельной группы правовых систем в рамках романо-германской правовой семьи можно выделить славянские правовые системы (Югославии, Болгарии и т.д.). Современная правовая система России при всех ее особенностях более родственна именно романо-германской правовой семье.

Среди признаков романо-германской правовой семьи можно выделить следующие:

единая иерархически построенная система источников писаного права, доминирующее место в которой занимают нормативные акты (законодательство);

главная роль в формировании права отводится законодателю, который создает общие юридические правила поведения; правоприменитель же (судья, административные органы и т.п.) призван лишь точно реализовать эти общие нормы в конкретных правоприменительных актах;

писаные конституции, обладающие высшей юридической силой;

высокий уровень нормативных обобщений достигается при помощи кодифицированных нормативных актов;

весомое положение занимают подзаконные нормативные акты (регламенты, инструкции, циркуляры и др.);

деление системы права на публичное и частное, а также на отрасли;

правовой обычай и юридический прецедент выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников;

на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина;

особое значение имеет юридическая доктрина, разработавшая и разрабатывающая в университетах основные принципы (теорию) построения данной правовой семьи.

Основой возникновения романо-германской правовой семьи послужило римское право. В своем становлении романо-германская правовая семья прошла три главных этапа:

Источник

Романо-германская правовая семья. Общая характерис

Евгений Финешин. 2012 г.

Романо-германская правовая семья. Общая характеристика

1. Введение
2. Основные этапы становления и развития, понятие и структура романо-
германского права
2.1. Основные этапы становления и развития романо-германского права
2.2. Понятие и структура романо-германского права
3. Отличительные черты и особенности романо-германского права
4. Источники романо-германского права
4.1. Закон
4.2. Обычай в системе источников
4.3. Прецедент
4.4. Доктрина
5. Заключение
6. Список источников

Основные этапы становления и развития, понятие и структура романо-германского права

Основные этапы становления и развития романо-германского права.

Впоследствии европейские государства перенесли свою правовую систему в колониальные владения в Америке, Азии и Африке. Некоторые государства добровольно восприняли понятия, конструкции и даже целые отраслевые массивы из романо-германского права. В настоящее время романо-германская правовая семья охватывает право стран континентальной Западной Европы, подавляющего большинства государств Центральной и Южной Америки (бывших колоний Испании, Португалии и Франции), право Японии, Южной Кореи, Индонезии, Таиланда и некоторых других азиатских стран. Правовые системы многих африканских государств, а также стран Ближнего и Среднего Востока тяготеют к романо-германскому праву. В Афро-Азиатском регионе романо-германское право вступает в сложное взаимодействие с мусульманским и обычным правом. Особое положение занимают правовые системы Скандинавских стран. Большинство исследователей, исходя из существующей в этих государствах системы источников права, относят право Скандинавских стран к романо-германской правовой семье. Некоторые юристы считают скандинавское право специфической общностью, обособленной и от романо-германского, и от общего права.

Понятие и структура романо-германского права.

Отличительные черты и особенности романо-германского права

Не претендуя на полный охват всех отличительных черт и особенностей романо-германского права, остановимся на рассмотрении лишь некоторых, наиболее важных из них, по существу своему фактически определяющих его характер и содержание.

Следует указать на такую отличительную черту и особенность романо-германского права, как ярко выраженная по сравнению с другими правовыми семьями доктринальность и концептуальность. В отличие от англосаксонского права, где юридические нормы вырабатываются судами при решении спорных вопросов, применительно к каждому конкретному, специфическому случаю», в системе романо-германского в процессе его формирования и развития исходят не из конкретных спорных дел или случаев, а из определения «общих принципов» и правовых доктрин, на основе которых не только создаются те или иные нормы права, но и решаются конкретные дела.

Источники романо-германского права

2. Лафитский В.И. Сравнительное правоведение в образах права. Том первый. – М.: Статут, 2010. – С. 429.

3. Марченко М. Н. Сравнительное правоведение. Общая часть. Учебник для юридических вузов. — М.: Издательство «Зерцало», 2001. — 560 с.

4. Рене Давид. Основные правовые системы современности. Москва: Прогресс, 1988 г.

Источник

Соотношения романского и германского типов права

использование термина государственное право характерно для правовой системы германской романской использование термина государственное право характерно для правовой системы германской романской использование термина государственное право характерно для правовой системы германской романской использование термина государственное право характерно для правовой системы германской романской

использование термина государственное право характерно для правовой системы германской романской

Система гражданского права романской группы (Кодекса Наполеона) считалась заимствованной из Институций, наиболее простого учебника римского права, составляет часть Кодификации Юстиниана (Corpus Juris Civilis). Эта система, которую называют институциональной, предполагает группировку гражданско-правовых норм по трем разделам: 1) лица (т.е. субъекты права) 2) вещи (объекты права) и соответственно вещные права, 3) иски и соответствующие искам обязательства ‘ Обязательства. В результате модификации из этой системы были изъяты нормы гражданского процесса и появились общие положения и другие разделы.

В результате модернизации и сближения пандектной и институциональной систем в современных условиях нельзя говорить о них как самостоятельные системы. Они составляют лишь две основные подсистемы единого континентального права, логично в условиях развития европейской интеграции.

Итак, под правовой системой можно понимать совокупность внутренне согласованных, связанных друг с другом, однородных социально юридических средств (явлений), которые в итоге позволяют осуществлять публичную власть. Правовая система оказывает регулятивно-организующее, а также стабилизирующее действие на общественные отношения, поведение людей, а также их объединений.

использование термина государственное право характерно для правовой системы германской романской

Из разных источников позитивного права в демократических государствах особенное место занимают конституции стран. В РФ и в Германии устанавливаемые ею нормы (а она является Основным законом) занимают приоритетное положение. Это значит, что принимаемые в стране законодательные акты должны в любом случае соответствовать действующей Конституции, ее положениям. Если этот принцип нарушается, принимаемые законы будут неконституционными, вследствие чего их объявляют недействительными.

В Германии, кроме конституции, есть законы в формальном смысле, т. е. акты, которые принимают органы законодательной власти. Законы в материальном смысле, т. е. разнообразные распоряжения, постановления, уставы занимают в иерархии законом более низкую ступень. Они не должны противоречить остальным законам в формальном смысле.

В РФ и в Германии нет обязательной системы прецедента. В Германии исключением являются решения Федерального конституционного суда. Немецкие юристы при этом полагают, что вполне можно говорить о непрямой силе прецедента. В судебной практике на территории Германии данный механизм непрямой обязательной силы судебных решений действует фактически в отношении судей нижестоящих инстанций. Судьи стремятся избегать того, чтобы принятые ими решения оспаривались в вышестоящих инстанциях, так как зачастую это в итоге сказывается отрицательным образом на их судебной карьере.

Международный договор в системе права Германии приоритетен в иерархии всех существующих в стране источников права; его значимость была получена и в Европейском Союзе. Передача государствами из своих правовых систем в правовую систему ЕС прав и обязанностей (на основе Договора об ЕЭС влечет за собой в итоге ряд ограничений по их суверенным правам, над которыми не способны превалировать никакие последующие односторонние акты, не совместимые с концепцией Сообщества. В законах РФ закрепляется то, что международные договоры приоритетны над существующими в России законами, в случае если международными договорами устанавливаются иные правила, нежели на основе законов РФ.

Принятые федеральные законы впоследствии передаются на рассмотрение Совету Федерации. При отклонении федерального закона на уровне Совета Федерации тот или иной федеральный закон считают принятым в том случае, если за него при проведении повторного голосования голосует не меньше 2/3 от общего количества депутатов Государственной Думы РФ.

Значимую роль в обеспечении законности и правового порядка играет в стране судебная власть. В РФ есть, говоря условно, три “высших” суда, осуществляющие судебный надзор и “направляющие” деятельность всех нижестоящих судов в стране. Они находятся в их ведении. Это Конституционный Суд РФ (в его ведении в том числе находится конституционный контроль), а также Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

Конституционным Судом Российской Федерации принимаются различные решения: итоговые (формулировка судебных выводов по результатам разбирательств дел) и прочие (они имеют отношение к организации работы Суда). ВС Российской Федерации представляет собой высший судебный орган по уголовным, гражданским, а также административным и прочим делам, которые являются подсудными судам общей юрисдикции. Им также реализуется судебный надзор за их деятельностью. Он дает необходимые разъяснения по вопросам судебной практики.

Помимо ФКС, также к судебной власти на уровне Федерации относят и федеральные суды, которые занимаются различными специальными вопросами: Федеральный верховный суд (по уголовным и гражданским делам); Федеральный финансовый суд; административный суд; суд по социальным делам; суд по трудовым делам. Их задачи заключаются в первую очередь в том, чтобы обеспечить единство судебной практики в Германии, помимо этого, они представляют собой высшие судебные инстанции для разных сфер судебного производства. Бесспорно, подобный партикуляризм власти представляет собой исторически сложившуюся особенность Германии.

Исполнительные органы власти могут издавать нормативные акты (это подзаконные акты в РФ; законы в материальном смысле в Германии). Но при этом основной задачей этих органов является обеспечение реализации законов, которые приняты парламентом, а также судебных решений, которые вынесены судами.

Исполнительная власть в стране осуществляется правительством. В Российской Федерации в нем есть Председатель, его заместители и федеральные министры. Правительством Российской Федерации осуществляются полномочия, которые возложены на него Конституцией Российской Федерации, различными федеральными законами, указами Президента РФ [14].

Федеральным канцлером определяются главные направления политики, он руководит деятельностью правительства, возглавляет кабинет министров и является председателем на проводимых им заседаниях. Федеральными министрами организуется работа своих ведомств. При возникновении разногласий между министрами и в случаях, которые предписаны Основным законом, правительство принимает решения коллегиально.

Подводя итог рассмотренному материалу, нужно отметить следующее: Российскую Федерацию принято традиционно относить к романо-германской правовой системе, но у нее в то же самое время есть и своя особенная специфика, которая вызвана рядом особенностей исторического развития. Германия относится к числу стран континентальной системы права. Эта страна входит в романо-германскую правовую семью.

В системе органов рассматриваемых государств проводится достаточно четкое различие между законодательными и правоприменительными органами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитие учения о правовых семьях во многом повлияло на развитие научных знаний в области изучения государств. К тому же появилась реальная возможность познать государства в их соотношении друг с другом. Классификация правовых семей Все правовые семьи были сформированы в XX веке, однако существует большое количество подходов к их классификации, каждый из которых был выдвинут определенным ученым. «Первопроходцем» в сравнительном правоведении был Давид, который в 60-х годах сформировал следующую классификацию: 1) романо-германская, англо-саксонская и социалистическая правовая семья; 2) религиозная, индусская и дальневосточная. На сегодняшний день эта классификация существенно устарела. Ведь Давид брал за основу только исторический фактор. Иную точку зрения на проблематику классификации семей имел ученый по фамилии Кетц. Он выделял следующие семьи: 1) романская; 2) германская; 3) скандинавская; 4) англо-саксонская; 5) дальневосточная и т. п.

Помимо этого, совершенно иные классификации выдвигали ученые Бехруз и Осакве. В современной теории государства и права выделяют следующие основные правовые семьи: 1. Романо-германская. 2. Англосаксонская. 3. Религиозная. 4. Традиционная. 5. Дальневосточные. Помимо исторического фактора, данная классификация основывается на особенностях юридической техники, что является достаточно важным аспектом в современном мире.

Следует помнить, что всегда существует правовая основа семьи любого типа, вне зависимости от территориальных рамок. Она формируется из тех источников, которые повлияли на развитие правовой семьи в целом. Романо-германская правовая семья является системой всей континентальной Европы. Её источник – рецепции римского частного права. Нормативный акт признается основным источником права в государствах романо-германской правовой семьи. Все отрасли права включены в две группы: публичное и приватное право. Это позволяет точнее и эффективнее регулировать общественные правоотношения. Подавляющее количество стран этой системы имеют конституции писанной формы. В романо-германской правовой семье существует ряд «ответвлений», которые формировались с учетом различий исторического процесса в разных частях континентальной Европы. Таким образом, ученые выделяют подсистемы, группы в романо-германской правовой семье. Подгруппы романно-германской семьи Ученые на сегодняшний день выделяют всего три основных подгруппы: 1. Романско-правовая группы, в которую входят правовые системы следующих государств: Бельгии, Франции, Испании и Румынии, бывшие колонии Франции. 2. В группу германского права входят правовые системы Германии, Греции, Монако, Украины, Чехии и Швейцарии. 3. Скандинавско-правовая группа представлена такими странами, как Дания, Норвегия, Швеция и Исландия. Как мы видим, характеристика правовых семей романно-германского типа осуществлялась на основе территориальной расположенности, особенностей исторического и культурного развития, а также различительных аспектов элементов правовых систем.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

4. Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Теория государства и права. Учебник. Москва, 2014.-378с.

9. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. Москва, 2016 г.-346с.

10. Литягин Н.Н. Организационные предпосылки систематизации законодательства // Журнал российского права. 2012. № 4. –С.11-25.

12. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. Москва, 2017 г.-318с.

13. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. Курс лекций. Москва, 2014 г.-278с.

14. 6. Марченко М.Н. Правовые системы современного мира. Москва, 2014.-378с.

15. Мицкевич А.В. Источники (формы выражения) российского права: Историко-теоретический очерк. // Закон: создание и толкование. / Под ред. А.С. Пиголкина. М.: Юрайт. 2016.-298с.

20. Пилипенко А.Н. Классификация и систематизация законодательства Франции // Журнал российского права. 2015. № 9.-С.36-42.

Яценко В.Н. Закон и подзаконный нормативный правовой акт: соотношение понятий // Журнал российского права. 2013. № 2.-С.11-15.

24. Проблемы общей теории права и государства / под общ. ред. В.С. Нерсесянца. М. : Норма, 2014. 700 с.

25. Романчук Я. Запад против «Запада» // Свободная мысль. 2014. №1. С. 521.

26. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности). М. : Юристъ, 2014.- 456 с.

28. Тихомиров Ю.А. Сравнительное правоведение: развитие концепций и общественной практики // Журнал российского права. 2015. №6. С. 3-15.

30. Чухвичев Д.В., Хлопотин Н.К. Необходимость кодификации корпоративного права в России // Гражданин и право. 2014. №5. С. 13-34.

[3] Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Теория государства и права. Учебник. Москва, 2014.С.169.

[7] Марченко М.Н. Правовые системы современного мира. Москва, 2014.С.189.

[8] Мицкевич А.В. Источники (формы выражения) российского права: Историко-теоретический очерк. // Закон: создание и толкование. / Под ред. А.С. Пиголкина. М.: Юрайт. 2016.-с.109.

[10] Пилипенко А.Н. Классификация и систематизация законодательства Франции // Журнал российского права. 2015. № 9.С.38.

[12] Пилипенко А.Н. Классификация и систематизация законодательства Франции // Журнал российского права. 2015. № 9.-С.36.

Источник

Романское право и германское право

Среди наиболее признанных в сравнительном правоведении классификаций правовых систем выделяются классификации, предложенные Р. Давидом, в рамках которой выделяется общая семья романогерманского права, и К.

Несмотря на существующие доводы в пользу каждой из этих классификаций, реалии европейского континента сегодня позволяют говорить о едином романо-германском праве благодаря стремительным интеграционным тенденциям. Необратимые процессы интеграции в рамках Европейского Сообщества способствуют не только гармонизации и унификации в области политики, экономики, социальной сферы, но и в вопросах права.

Вместе с тем, правовые системы, входящие в романо-германскую правовую семью, по ряду специфических признаков подразделяются на две относительно самостоятельные группы: романскую и германскую. К романской группе относят правовые системы Франции, Италии, Испании, Бельгии, Люксембурга и Голландии. К германской группе относят правовые системы ФРГ, Австрии, Швейцарии и ряда других государств.

«Впервые различие между терминами «германский» и «романский» было сделано в «Германии» Тацита. В XVI в. оно еще

более усилилось из-за негативного отношения французской аристократии ко всему, имеющему германское происхождение. Схема их противопоставления была окончательно сформирована в XIX в. (в измененном виде она сохранилась и по сей день), при этом был сделан вывод о превосходстве романской модели над германской как самой новой из романо-латинских, близких на лингвистическом, социальном и культурном уровнях.

Романское право характеризуется тем, что оно соединяет римское частное право и обычное местное право, причем с преобладающим влиянием римского права. Германское право, т.е. вторая ветвь романо-германской правовой семьи, также соединяет римское частное право и обычное местное право, но здесь преобладает влияние обычного германского права, в результате чего сформировалось «пандектное право», т.е. слияние римско- правового базиса с германской обычно-правовой надстройкой.

Различие между романским и германским правом проявляется и в структуре права, например, в правовой системе Франции уголовное право относится к частному праву, тогда когда в правовой системе Германии уголовное право относится к публичному праву.

Основной закон ФРГ не признает за исполнительной властью права на делегирование законодательства. Правительственные и иные подзаконные акты в Германии могут быть изданы только в рамках исполнения законов. Однако, в системе источников права Франции делегированное законодательство, издаваемое исполнительными органами власти, занимает важное место.

Гражданские кодексы в государствах романо-германской правовой семьи существенно различаются по организации и структуре. Одно из наиболее значительных различий определяется наличием или отсутствием Общей части, которая имеется в Германском гражданском Уложении 1896 г. и содержит положения, применяемые ко всем институтам гражданского права[236].

Во Французском гражданском кодексе 1804 г. Общая часть практически отсутствует, вместо нее содержится краткий «Вводный титул об опубликовании, действии и применении законов вообще», который содержит не только гражданско-правовые нормы, но и нормы, относящиеся к конституционному праву.

В рамках Французского гражданского кодекса нормы, регулирующие различные сферы общественных отношений, излагаются не в логической последовательности.

Различие в сроках кодификации, проведенной во Франции и Германии, оказали определенное влияние на данный процесс. В то время, как французские юристы занимались толкованием своих кодексов, немецкие юристы продолжали работу университетов над текстами римского права. В Германии восторжествовала новая школа — школа пандектистов, которая привела к более высокому уровню систематизации римских принципов. Германское гражданское Уложение было составлено в конце XIX в. на основе трудов пандектистов, отсюда и различие методов и стиля французского и немецкого гражданского кодексов.

Нормы права в германском законодательстве, в частности, в Германском гражданском Уложении, более абстрактны, чем нормы французского законодательства. Кроме того, для германского законодательства в целом характерна логическая последовательность перехода от общих к более частным положениям. В отличие от Французского кодекса, язык Германского гражданского Уложения излишне профессионален и сложен для восприятия.

Таким образом, существование различий между правовыми системами государств, входящих в романо-германское право, не исключает возможности их объединения в общую правовую семью.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *