использование учебных пособий в учебном процессе

Использование учебных пособий в учебном процессе

использование учебных пособий в учебном процессе

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

использование учебных пособий в учебном процессе

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

использование учебных пособий в учебном процессеОбзор документа

Письмо Министерства образования и науки РФ от 16 мая 2018 г. № 08-1211 “Об использовании учебников и учебных пособий в образовательной деятельности”

В соответствии с ФГОС норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из расчета:

не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета, на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основной образовательной программы;

не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета, на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основной образовательной программы.

Согласно статье 18 Федерального закона организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ выбирают:

Обращаем внимание, что с 1 января 2015 г. все учебники, включенные в федеральный перечень учебников, представлены как в печатной, так и в электронной форме. При этом общеобразовательная организация самостоятельно выбирает форму приобретаемых учебных изданий.

Кроме того, образовательная организация самостоятельно определяет список учебников и учебных пособий необходимых для реализации основных общеобразовательных программ общего образования и допускает их к использованию (пункт 9 части 3 статьи 28 Федерального закона).

Термины и определения понятий, употребляемых в области книгоиздания, определены Межгосударственным стандартом (ГОСТ 7.60-2003 введен постановлением Госстандарта России от 25 ноября 2003 г. № 331-ст), в соответствии с указанным стандартом под учебным пособием понимается учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания. К учебным изданиям данный ГОСТ относит: учебник, букварь, учебное пособие, учебно-методическое пособие, учебное наглядное пособие, рабочую тетрадь, самоучитель, хрестоматию, практикум, задачник, учебную программу, учебный комплект.

В образовательных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, сложилась многолетняя практика использования рабочих тетрадей. Рабочие тетради в целом с учебником составляют учебно-методический комплект и значительно улучшают усвоение учебного материала, а также повышают успеваемость обучающихся по различным предметам.

Необходимо обратить внимание на недопустимость приобретения за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов учебников, не включенных в федеральный перечень учебников, и учебных пособий, выпущенных организациями, не входящими в перечень организаций.

Прошу довести указанную информацию до сведения руководителей общеобразовательных организаций, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.

Директор ДепартаментаА.Е. Петров

Обзор документа

С 1 января 2015 г. все учебники, включенные в федеральный перечень, представлены как в печатной, так и в электронной форме. При этом общеобразовательная организация самостоятельно выбирает форму приобретаемых учебных изданий.

Образовательная организация самостоятельно определяет список учебников и учебных пособий, необходимых для реализации основных общеобразовательных программ общего образования, и допускает их к использованию.

В российских образовательных организациях сложилась многолетняя практика использования рабочих тетрадей. Они в целом с учебником составляют учебно-методический комплект и значительно улучшают усвоение учебного материала, а также повышают успеваемость обучающихся по различным предметам.

Нельзя приобретать за счет бюджетных ассигнований учебники, не включенные в федеральный перечень, и учебные пособия, выпущенные организациями, не входящими в специальный перечень.

Источник

Электронные учебные пособия в современном образовательном процессе

ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества Тагилстроевского района, Нижний Тагил, Россия

Актуальность данной статьи детерминирована следующими ведущими факторами:

— во-первых, современное российское образование сейчас находиться в критическом положении, что во многом вызвано нехваткой принципиально новых учебных пособий, отвечающим реалиям времени;

— во-вторых, многие кризисные явления современного образования объясняются переходом от одной социокультурной парадигмы к другой, что предполагает принципиально новый подход к учебным пособиям.

В современной России много сил вложено для нового подхода к развитию образовательной системы, в частности, созданы целевые программы по развитию образования. Такая политика является единственно возможной в глобальных условиях, ведь, по словам знаменитого французского писателя Дени Дидро: «Образование придает человеку достоинство, да и раб начинает сознавать, что не рожден для рабства». Несмотря на тот факт, что образование является одной из важнейших факторов в жизни современного человека, у многих представителей современного поколения снизился общий интерес к получению знаний, как в рамках учебного процесса, так и за его пределами. Именно потребность в становлении новой системы образования призвана стимулировать студентов к получению профессионального образовании, что подразумевает использование различных форм и методов организации учебного процесса. Одним из перспективных направлений развития современной образовательной системы является использования электронных учебных пособий.

Объективное исследование влияния электронных учебных пособий на образовательный процесс предполагает анализ особенностей современных электронных учебных пособий.

Электронные учебные пособия (ЭУП) — это программно-методический обучающий комплекс, предназначенный для самостоятельного изучения студентом учебного материала по определенным дисциплинам [3].

Важно подчеркнуть, что электронное пособие — это не электронный вариант книги, где все информация с печатного варианта переведена в электронный или есть возможностью перехода из оглавления по гиперссылке на искомую главу. В зависимости от вида проведения учебного занятия (лекция, семинар, тест, самостоятельная работа) сам ход занятия должен быть соответствующим образом построен для достижения эффекта от использования такого пособия. При грамотном использовании электронного учебного пособия оно может стать мощным инструментом для самостоятельного изучения большинства дисциплин, особенно, связанных с информационными технологиями.

Электронное пособие используется для достижения наибольшего эффекта, поэтому оно должно быть структурировано по-другому, нежели стандартное печатное пособие. Рассмотрим, какие должны быть отличия: так как размер компьютерных экранных страниц меньше, чем книжные, то соответственно главы должны быть более короткие, далее все последующие разделы, которые соответствуют рубрикациям нижнего уровня, должны быть разделены на наименьшие размеры (фрагменты), в которых должен содержаться необходимый материал касающегося данного вопроса. Лучше чтобы данные фрагменты содержали 1—2 текстового абзаца (нужно учесть, что и абзацы должны быть короче книжного), либо это может быть рисунок и подпись, которая его поясняет [1].

Как правило, электронные учебные пособия строятся по модульному принципу и включают в себя всю необходимую информацию и содержат в себе несколько частей [3]:

· теоретическую часть, в основе данной части содержится текст, графика (статические схемы, чертежи, таблицы и рисунки), анимация, натурные видеозаписи, а также интерактивный блок;

· практическая часть, там должно быть представлено пошаговое решение типичных задач и упражнений по данному учебному курсу с содержанием минимальных пояснений;

· контрольная часть — содержит набор тестов, контрольных вопросов по теоретической части, но так же и решение задач и упражнений по практике;

· справочная часть, которая может включать в себя: предметный указатель, таблицы основных констант, размерностей, физико-химических свойств, основные формулы по данному учебному курсу и другую необходимую информацию в графической, табличной или любой другой форме [2].

Рассмотрим наглядно (таблицы №1) дидактические принципы, которые должны быть положены в основу электронного учебника.

В электронное учебное пособие входят иллюстрации и различные графические схемы с предоставленной возможностью выбора цветовой гаммы и различное оформление, также входят мультимедийные материалы: аудио и видеофайлы.

Все материалы, которые входят в ЭУП, вполне доступны студентам при наличии компьютера. Доступность учебных материалов обеспечивается изложением и наглядностью, а также снабжение ЭУП различными справочными материалами.

Принцип систематичности и

Очень точно позволяют электронные формы систематизировать весь материал учебника, а также расположить его в удобной последовательности для дальнейшего изучения.

Принцип связи теории с практикой

Для того чтобы закрепить все знания полученные при изучении теории, нужно плавно связать знания с практикой, а именно перейти в раздел который содержит практические вопросы и задания для закрепления знаний.

ЭУП должно строится на последних достижениях науки в той или иной сфере.

Принцип сознательности и активности

Делая вывод, что ЭУП предназначен для самостоятельной работы, то обучаемый должен подходить к нему сознательно. Тестовые задания для самопроверки способствуют активности усвоения знаний.

Прочность знаний заключается с включением в ЭУП различных тестов и заданий по отдельным темам и по основным разделам, а также итоговых заданий. Преимущество в данном принципе в ЭУП, что легко можно вернуться к ранее изученному материалу.

Возможности электронных учебных пособий максимально раскрываются при работе с детьми. В частности, даже самый полный учебник не в состоянии вместить в себя весь объем информации, тем более что большой объем информации будет сложно усваиваться студентом. Конечно, в этом случаи может помочь Интернет, где много тематических сайтов и порталов различного назначения и можно найти практически любую информацию, сделав пару запросов. Однако и с подобной системой поиска информации возможны определенные сложности. В подобных ситуациях электронное учебное пособие явно демонстрирует свои преимущества, так как вся необходимая информация для освоения дисциплины собрана в одном месте и не приходится тратить время на поиск этого материала в различных источниках [3].

Несмотря на все преимущества, которые вносит в учебный процесс использование электронных учебных пособий, следует учитывать, что электронные пособия являются только вспомогательным инструментом для преподавателя [2]. Однако возникает проблема, связанная с тем, что электронное учебное пособие — это новое видение образовательного процесса, которому необходимо научиться, причем не только в разрезе проектирования, но и правильного использования. Дело в том, что в результате смены ценностных ориентиров в отечественном образовании создалась ситуация, когда преподаватели не только не могут, но и не хотят стремиться к нововведениям. Именно использование информационных технологий позволит преподавателям не только сохранять свой уровень квалификации, но и постоянно повышать его.

Таким образом, подводя итог анализу некоторых сторон такой острой и неоднозначной проблемы, как использование электронных учебных пособий в современном образовательном процессе.

Во-первых, электронное учебное пособие должно полностью соответствовать учебной программе и располагаться на цифровом материальном носителе

Во-вторых, электронное учебное пособие, используемое наряду с традиционным учебником, повышает эффективность образовательного процесса.

В-третьих, для оптимизации учебного процесса немаловажным фактором будет являться открытость учебника, то есть возможность вносить новый материал, что возможно при активном использовании электронного учебного пособия, где потребуется помощь специалиста.

1. Лунгу Б.Д. Исследование различных подходов в методике построения учебных пособий // квалификационная работа — [Электронный ресурс] — http://knowledge.allbest.ru/programming/2c0b65625b2bd68a4c43a88421316d26_0.html

2. Панкратова О.П. Использование электронных учебных пособий в учреждениях профессионального образования — [Электронный ресурс] — http://www.moluch.ru/conf/ ped/archive/72/4050/

3. Пискунова А.И. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: учебное пособие для педагогических учебных заведений. М.: Эфесс, 2007. — 496 с.

Источник

Статья «Роль учебника в образовательном процессе»

Автор: Куревлева И.Н.

Роль учебника в образовательной деятельности

По мнению Е.С. Романичевой, внутри проблем современного школьного образования наиболее актуален вопрос школьного учебника, который является одним из основных составляющих образовательного процесса [53, с. 167].

Каково место учебника среди других составляющих образовательной системы? Какие функции он выполняет в условиях современной школы? Каково его влияние на поступки учителя и ученика, на качество процесса образования?

Центральное место в обсуждаемой проблеме занимает ответ на вопрос: для кого пишется учебник — для педагога или для ученика? Как это ни удивительно, но традиционный учебник написан для учителя. Учебник обращен к учителю с установкой, что он сможет развернуть содержание учебника, которое изложено в научном стиле, в доступное для понимания учащимися содержание урока. Обучает педагог, а учебник – это средство поддержки в процессе преподавания. Учащиеся обращаются к учебнику по указанию учителя как средству информации в процессе учения.

Учебник должен постоянно использоваться на уроке, так и в самостоятельной деятельности школьников в течение всего периода обучения, т.е. с 5-го по 11-й класс, именно как учебник, а не хрестоматия, «вопросник». Обучение должно идти в «логике» учебника, чтобы обеспечить единство классной и домашней работы ученика. Но наблюдается массовый отказ от работы с учебником именно как с учебной книгой, а не с хрестоматией, справочником. Это происходит потому, что написанное в учебнике зачастую не соотносится для ученика с тем, что делается на уроке. Обучающийся воспринимает учебник только как источник информации или задачник. Учебник должен сориентировать юного читателя на понимание художественного текста, а не на усвоение какой – либо современной и доказательной интерпретации его. Учебная книга должна быть ему интересна.

Задачи школьного учебника были рассмотрены многими специалистами в сфере психологии, педагогики, методики, разных предметных дисциплин. Довольно проанализировать некоторые определения школьного учебника, которые представлены в работах разных авторов, с целью убеждения отсутствия ясности и единства мнений в данном вопросе. Например, дидакт Д.Д. Зуев считает, что «учебник — массовая учебная книга, излагающая предметное содержание образования и определяющая виды деятельности, предназначенные школьной программой для обязательного усвоения учащимися с учетом их возрастных или иных особенностей» [22; с.92]. Педагог В.П. Беспалько отмечает, что «учебник — комплексная информационная модель, отображающая четыре элемента педагогической системы — цели обучения, содержание обучения, дидактические процессы, определенные организационные формы обучения, — и позволяющая воспроизвести их на практике» [13, с.102]. М.М. Левина пишет о том, что «учебник — средство усвоения содержания образования» [38, с.23]. По мнению И.В Марутиной, «учебник — проектируемая цель обучения» [42, с.30].

Анализ определений свидетельствует об отсутствии единого понимания того, что есть школьный учебник, а различные определения учебника задают различные его функции и неоднозначно раскрывают роль его в процессе обучения. Тем не менее, выработка некоторого представления о содержании, назначении и структуре учебной книги с научно-методической стороны и учёт психолого-педагогических знаний является актуальной задачей в теории и практике образования. Поэтому М.М. Левина отмечает, что «учебник представляет собой самостоятельный объект дидактического исследования»[39, с.17].

По-видимому, неполная разработанность критериев современного учебника привела к формированию определенных представлений в отношении структуры, формы и содержания школьного учебника, препятствующих разработке и внедрению учебников в практику школьного обучения. Подобные стереотипы воздействуют на авторов, которые пишут учебники, и на экспертов, которые оценивают учебные книги в соответствии с научным представлением об учебной книге, и на учителей, на которых ложится ответственность выбора для своих учеников «самого хорошего учебника», и на родителей, которые подвергаются беспокойству за детей при возникновении в классе «непривычного» учебника. Опишем основные представления.

Преобладание репродуктивно-объяснительного типа изложения учебного материала. В результате получаются критерии оценки результатов обучения [52, с.68]. При этом проблемно-рассуждающий тип изложения отвергается по целому ряду «объективных обстоятельств». Ум ученого ищет более строгие и универсальные формы выражения информации, поэтому обобщение информационных блоков являются важной чертой научного стиля мышления. А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов считают, что отсюда проистекает эстетический аскетизм в виде стремления убрать «строительные леса» и представить ученикам учебное знание в виде завершенного строения. Педагогическое мышление идет обратным ходом. Оно исследует не само «здание», а то, как оно было построено [18].

Требование лаконичности и краткости в изложении учебного материала. Это требование опирается на представление о том, что «чем короче учебник, тем он проще и лучше». Однако очевидна нецелесообразность этого критерия оценки школьного учебника, потому что при сокращении объема учебного текста повышается его сложность, увеличиваются трудности понимания текста. Поэтому следует принять во внимание и альтернативную точку зрения относительно объема учебника: «Лучше толстый и интересный, чем тонкий и сухой» (В. П. Максаковский).

Стиль школьного учебника должен быть выдержан в жанре учебно-научной литературы без каких-либо элементов занимательности. Однозначно, учебник – это книга, в которой представлено научное, последовательное изложение содержания предмета. Граница между учебно-научной и научно-популярной литературой приводит к тому, что школьный учебник превращается в скучную, неинтересную книгу для ученика.

В учебнике отмечается учебное содержание, темп усвоения которого, его количество и уровень сложности координируется учителем. Иначе говоря, только учитель может определить, когда и как будет использован учебник. Учащиеся должны обработать необходимый раздел учебника в соответствии с полученными указаниями (например, прочитать дома произведение и пересказать его на уроке и т. п.). В этой связи И. С. Якиманская отмечает, что «в школе недостаточно используется учебный материал, предоставляющий ученику свободу выбора содержания, способа его проработки» [69, с.61]. При таком положении дел возникает законный вопрос: сможет ли ученик, выполняющий роль пассивного исполнителя, превратиться в активного читателя, который способен извлечь из текста основные содержательные идеи? Сомнительно.

Текст учебника по своей форме выступает в качестве письменной монологической речи автора (авторов). В течение долгого времени действовала установка, согласно которой учебный диалог обеспечивает учитель в ходе ведения урока. Неудивительно, что учебники были написаны в форме монолога умного, знающего, авторитетного автора-специалиста, обращенного к ничего не знающим в данной предметной области ученикам. Действительно, с одной стороны, монолог — это наиболее рациональная и удобная форма последовательного изложения определенного содержания. Нарушить авторский монолог проблемными вопросами, включением альтернативных точек зрения, призывами к ученику-читателю самостоятельно обсудить те или иные аспекты материала — значит нарушить логическую стройность повествования и спровоцировать непредсказуемые, мешающие нормальному ходу обучения формы восприятия учащимися текста учебника. С другой стороны, диалогичность является сущностной чертой человеческого мышления, которое вне диалога, опосредованного определенным предметным содержанием, не может сформироваться в качестве полноценной человеческой способности. Следовательно, элементы диалога должны быть представлены в учебных текстах, однако для этого нужно изменить саму конструкцию учебной книги.

Учебники не предназначены для организации индивидуальной работы, поскольку эта функция делегирована учителю. При этом, как правило, доминирует предположение о том, что учитель может выполнять все функции обучения, в том числе функцию его индивидуализации. Более того, в тех случаях, когда нужен учет индивидуальных различий учащихся, учитель должен заменить учебник. З.С. Смелкова указывает, что в этом случае педагогу приходится самому составлять индивидуальные задания, рабочие инструкции и дидактический материал для индивидуальной работы с учащимися [55, с.51].

В учебнике в минимальной степени представлены средства контроля и самоконтроля, так как предполагается, что внешний контроль будет осуществлять учитель, а самоконтроль — сам ученик. Что же произойдет с учениками, если они по каким-либо причинам не будут охвачены систематическим внешним контролем со стороны учителя, у которого, как известно, обычная недельная нагрузка включает по 3–4 разновозрастных класса, в каждом из которых по 30 человек? Ответ ясен: вряд ли у них сформируются на должном уровне навыки самоконтроля. В этой связи Д. Д. Зуев отмечает, что «…ученик, не прибегая к помощи учителя, а обращаясь только к учебникам, никак не может оценить себя. Его продвижение никак не может быть зафиксировано. » [22, с.36].

Перечисленные выше стереотипы приводят к тому, что в сознании практикующих учителей функциональное назначение учебника резко сужается.

Одним из важных аспектов проблемы учебника является особенность его структуры. Можно ограничиться наиболее простым и четким перечнем основных компонентов школьного учебника, которые в том или ином виде выделяют разные авторы [22, с.34; 42, с.170].

Структура учебника обычно описывается в виде набора следующих компонентов (В. В. Голубков, М. И. Махмутов, Н. А. Станчек, Н. К. Силкин)

Выделяются следующие виды текстов:

Основной текст — частная вербальная структура, содержащая научно обработанный и систематизированный автором (авторским коллективом) учебный материал в строгом соответствии с программой. Служит основным источником учебной информации (знаний), обязательной для изучения и усвоения, носителем ее идейно-нравственной концепции. Выполняет функцию организации знаний, формирует у учащихся логику и методы научного мышления.

Дополнительные тексты — частная вербальная структура, содержащая привлекаемый автором (авторским коллективом) для подкрепления и углубления положений основного текста учебный материал (иногда выходящий за рамки школьной программы). Служит целям усиления научной доказательности и эмоциональной нагрузки учебника, рассчитан на ознакомление школьников с элементами исследовательской работы, способствует дифференциации обучения. Включает обращения; документально-хрестоматийные материалы; материалы для необязательного изучения.

Пояснительные тексты — частная вербальная структура, содержащая необходимый для понимания и наиболее полного усвоения учебный материал (в том числе примечания, разъяснения, словари).

Выделяются макротексты (разнообразные по содержанию информационные и объяснительные основные тексты, дополняющие их подлинные документы, высказывания ученых, экскурсы в историю и т. п.) и микротексты (тексты, излагающие знания в свернутой форме в виде предписаний, правил, формул, резюме в конце отдельных глав и т. д.) [38; с.182].

Учебные задания — любая конструкция, вызывающая тот или иной вид деятельности обучаемого. Среди заданий выделяют:

задачи — если задание предъявляется как система определенных условий и требований, вынуждающих ученика отыскивать способ решения в целях достижения правильного ответа на поставленный в задаче вопрос;

упражнения — если задание предполагает выполнение действия по образцу на основе известного правила с целью закрепления определенного навыка.

Аппарат организации усвоения (АОУ) — частная подструктура учебника, призванная направлять и стимулировать мыслительную деятельность учащихся в процессе усвоения учебного содержания, способствуя тем самым развитию их познавательных сил, формированию самостоятельной работы с учебным материалом. АОУ включает: заголовки, планы параграфов, образцы решений, таблицы, вопросы, ответы, памятки, указания для самообразования, подписи к иллюстрациям, выделения в тексте.

Иллюстративный материал — частная подструктура учебника, служащая наглядной опорой мышления учащихся. Призвана специфическими средствами цветного или черно-белого изображения усилить познавательный, идейный, эстетический и эмоциональный аспект учебного материала, обеспечив тем самым его успешное усвоение. Типы иллюстративного материала по отношению к тексту:

ведущий (самостоятельно раскрывает содержание материала, заменяя основной текст);

равнозначный (выступает наряду с основным текстом в целях наиболее глубокого и эффективного усвоения содержания учебного материала);

обслуживающий (призванный дополнять, конкретизировать, эмоционально усиливать содержание текста, способствуя тем самым более эффективному его восприятию и усвоению);

жанр иллюстрации — исторически сложившаяся, обусловленная спецификой содержания книги художественно-познавательная форма учебной иллюстрации.

По форме иллюстративный материал может быть представлен в виде научно-прикладных, инструктивных и технических рисунков, чертежей, схем, планов, диаграмм, фотоиллюстраций, карт, сюжетных и предметных иллюстраций.

Аппарат ориентировки (АО) — частная подструктура учебника, обеспечивающая организацию внимания учащихся при чтении учебных текстов, в том числе введение, предисловие (инструктивно-методическое), оглавление, рубрикации и выделения (шрифтовые и цветовые); сигналы-символы; указатели (предметно-тематические и именные); библиография, колонтитул.

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в рамках такого описания структуры учебника учебный текст рассматривается в узком значении слова — как один из его компонентов. Согласно представлениям, более продуктивной является широкая трактовка понятия «учебный текст», когда к «тексту» относятся и повествование, и учебные задания, и иллюстративный материал (точнее, визуальный ряд того или иного учебного содержания), и вопросы, и заголовки, и сигналы-символы, и прочие компоненты учебника. Такой более широкий взгляд на учебный текст и соответственно на структуру учебника имеет определенное прагматическое преимущество, поскольку позволяет поставить вопрос о принципах конструирования учебного текста как единой, сложно организованной семиотической системы, имеющей определенную дидактическую и психологическую направленность.

Серьезное продвижение в понимании проблемы школьного учебника обеспечили исследования его функционального назначения. Если до 70-х гг. прошлого века учебники, как правило, выполняли две дидактические функции: закрепление полученных на уроке знаний и их отработка при использовании учебника дома, то в работах последних лет отмечается тенденция расширения спектра функций школьного учебника [63]

Д. Д. Зуев выделяет следующие «дидактические функции» школьного учебника: информационную, систематизирующую, функции закрепления и самоконтроля, функцию самообразования, интегрирующую, координирующую, развивающе-воспитательную [22, с.173]. По утверждению этого автора, «дидактические функции учебника, не являющиеся рядоположенными, а составляющие систему иерархически взаимосвязанных и взаимопроникающих его свойств, должны выступать в каждом учебнике в органическом единстве, в комплексе». Более того, «…перечисленный набор дидактических функций является безусловно открытой системой — он не претендует на законченность, скорее являясь отправным для дальнейшего исследования» [22, с.173].

На основе многочисленных исследований были также определены функции учебника, выделенные В.Г. Бейлинсоном и Д.Д. Зуевым [7, с.21]:

информационная (учебник раскрывает основное содержание образования по предмету);

трансформационная (педагогическая переработка, преобразование, адаптация теоретических знаний в целях наилучшего усвоения в соответствии с принципами научности, доступности);

систематизирующая (систематическое и последовательное изложение материала);

функция закрепления и контроля (представление возможности для закрепления изученного материала);

функция организации внутрипредметных и межпредметных связей (установление разного вида связей между отдельными темами внутри самого предмета);

интегрирующая (создание возможности для «приращивания» к изложенным в учебнике знаниям дополнительной учебной информации из других источников: научно – популярной и справочной литературы);

координирующая (координирует функциональное применение других средств обучения);

развивающее – воспитывающая (реализация духовно – ценностного влияния содержания учебника на учащихся).

Ученый-педагог А.В. Хуторской, отмечает, что традиционный учебник выполняет две основные функции:

Однако в условиях школы один только учебник не может обеспечить учащимся современный уровень образования. Наличие единственного пособия по предмету – учебника – разрушает традицию отечественной школы, в процессе развития которой сформировались различные жанры учебных книг, поэтому была выдвинута задача создания учебно – методического комплекса (УМК) (В.Я. Коровина, В.Г. Маранцман, А.Г. Кутузов, Г.И. Беленький, С.А. Зинин, Е.С. Романичева) как открытой системы учебных и методических пособий, взаимосвязанных между собой. В настоящее время в практике школы используются следующие виды учебных книг по литературе:

учебник, в котором излагаются основы научных знаний по предмету в соответствии с требованиями дидактики и методики;

практикум, в котором содержатся вопросы и задания для изучения художественных произведений;

рабочие тетради, или тетради на печатной основе.

В последнее время УМК стал активно расширяться за счет пособий на электронных носителях: фонохрестоматий, хрестоматий видеоматериалов и т.д.

Пересмотр целеназначения учебника и расширение его функций говорят об изменении представлений о роли школьного учебника в направлении его оценки как активного управляющего компонента образовательного процесса. Заметим, что чаще всего любой перечень содержательно-методических функций учебника затрагивает только один аспект образовательного процесса (дидактический), то есть преподавание, тогда как другой его аспект (психологический), то есть учение, в наборе этих функций практически не представлен.

Недостаточный учет развивающего ресурса учебника и, соответственно, психологических аспектов его конструирования может не только привести к снижению успешности учебной деятельности и интереса к предмету, но и вызвать у учащихся дискомфорт в силу их перегруженности учебной информацией. Хотелось бы, однако, подчеркнуть, что к перегрузкам учащихся приводит не чрезмерное количество информации, а ее низкое качество. Поэтому поставленная в последние годы перед школьным образованием задача сокращения учебной нагрузки как условие повышения эффективности образовательного процесса сформулирована некорректно. Более того, ее практическая реализация с большой долей вероятности обеспечит обратный эффект, поскольку, сокращая объем учебного материала, но не меняя при этом принципы конструирования содержания школьного образования, можно в итоге получить снижение темпа и уровня интеллектуального развития школьников.

В педагогике вопрос о том, каким должен быть школьный учебник, выносился на обсуждение многими авторами.

Наша наука практически не занимается вопросами теории собственного предметного учебника. Многие учебники, созданные по предмету, монологичны. Они не формируют у ученика навыки понимания и истолкования текста, а ориентируют на воспроизведение изложенной в них информации.

Однако, как справедливо отмечает С. В. Иванов, «функции учебников в качестве стратегической и тактической модели свидетельствуют о предназначении учебника и для учителя, и для учащихся. У учителя полноценный учебник формирует педагогическое сознание и раскрывает перед ним логику обучения. Тем самым учебник служит для учителя руководством к организации учебного процесса. Для ученика учебник — источник, содержание и инструмент усвоения учебного материала. Как справедливо отметила Ю.В. Иванова, «учебник при его соответствующем наполнении выступает в роли опережающего инструмента организации обучения» [26, с. 40].

Под новым углом зрения рассматривается такая традиционная функция учебника, как систематизация информации. Так, система изложения учебного материала в учебнике должна определяться не только логической структурой науки или вузовских курсов, но и закономерностями развития познавательной деятельности школьников, содействуя тем самым формированию у школьников логического, научно-доказательного мышления. Кроме того, одно из важнейших назначений школьного учебника, как считает Н.А.Павлова, — продемонстрировать ученику средствами учебного текста способы организации самообразования [50]. Соответственно одной из основных функций учебной книги следует считать руководство познавательной деятельностью учащихся, в ходе которой на разных уровнях в соответствии с целями обучения и программой учащиеся, усваивая учебный материал, развиваются и воспитываются.

На учебник возлагается обеспечение понимания учащимися предлагаемой учебной информации за счет средств учебного текста.

Таким образом, учебная книга, претендующая стать учебной, то есть осуществлять определенные образовательно-воспитательные функции, должна планироваться и конструироваться с учетом психолого-педагогических аспектов учения, «разворачивающих» учебник к ученику и особенностям его учебной деятельности. Неудивительно, что в работах последних лет наблюдается отчетливая смена акцентов: на первый план в проблеме школьного учебника начинают выходить его психологические аспекты.

Нынешний школьный учебник должен быть наделен тремя общими функциями, такими как:

мировоззренческая (учебник вооружает учащихся диалектико-материалистическим методом, то есть убежденностью в познаваемости, объективности и взаимообусловленности явлений природы и общества);

синтезирующая (учебник призван формировать целостное представление о мире и целостную творческую личность ученика);

ценностно-ориентационная (учебник должен усиливать гуманитаризацию образования, развертывать процесс самообразования и саморазвития учащихся).

Кроме того, учебник предусматривает реализацию трех педагогических функций:

общеобразовательной (вооружение школьников знаниями методологических принципов, диалектическими методами познания предмета, а также умением сознательно применять эти знания и методы в учебно-познавательной деятельности);

воспитывающей (формирование мировоззрения, способности к контролю и самоконтролю, самооценке и взаимопомощи и т. д.);

развивающей (В.А. Шерстобитов в статье «Готовность учителя к работе в рамках требований ФГОС нового поколения» справедливо полагает, что развитие познавательной потребности, положительной мотивации, целеполагающей активности и творческих качеств учащихся – неотъемлемая составляющая современного учебника) [67].

Таким образом, в последнее время можно констатировать изменение мнения о назначении школьного учебника. Анализ и обобщение исследований позволяют иметь представление о школьном учебнике нового типа, который является носителем совокупности базовых функций, которые превращают обычную книгу учебную. Важно, что в учебнике все функции выполняются одновременно. Следовательно, учебник рассматривается как многофункциональная система.

В настоящее время меняются стереотипы, стандарты. 21 век – век процветания компьютерной, телекоммуникационной техники и технологии. Мы находимся на пороге перехода общества из индустриальной фазы развития в информационную. Владение информационными технологиями становится в современном мире для каждого человека в один ряд с такими, как умение писать и читать.

В качестве средства обучения активно применяются информационно-коммуникационные технологии (персональный компьютер, мультимедийные средства, интерактивные средства), создаются пакеты обучающих программ, электронные учебники, тестовые задания, презентации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *