использовать различные модельно схематические средства для представления связей и отношений ууд

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА ФОРМИРОВАНИЯ УУД УЧАЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА ФОРМИРОВАНИЯ УУД УЧАЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ

Ф.И. учащегося _________________________________________________________________________ Класс __________

Определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута

Умеет самостоятельно определять и формулировать цели учебной и внеурочной деятельности, ставить перед собой новые задачи развития

В сотрудничестве с учителем или в процессе групповой работы может поставить цель, иногда выполняет работу самостоятельно

Оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали

Умеет самостоятельно прогнозировать результат деятельности, предвидит последствия, своевременно вносит коррективы, выбирая наиболее эффективные способы деятельности

Способен самостоятельно прогнозировать результат деятельности, вносить коррективы, выбирать необходимые способы деятельности, но иногда испытывает затруднения

В сотрудничестве с учителем или в процессе групповой работы может спрогнозировать результат деятельности, не всегда оценивает последствия достижения поставленной цели

Ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях

Видит проблему и умеет самостоятельно ставить и формулировать задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях

Понимает мотив деятельности, может сформулировать самостоятельно проблему и задачи, но не во всех видах деятельности

В сотрудничестве с учителем или в процессе групповой работы может сформулировать проблему, поставить задачи. Иногда выполняет эти действия самостоятельно, но неуверенно

Оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели

Умеет самостоятельно распределять время деятельности, свободно о риентируется в информационном пространстве, эффективно используя все необходимые ресурсы для достижения поставленной цели

Умеет самостоятельно распределять свое время, ориентируется в информационном пространстве, способен использовать необходимые ресурсы для достижения поставленной цели

В сотрудничестве с учителем или в процессе групповой работы может использовать информационные ресурсы для достижения поставленной цели

Выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты.

Умеет самостоятельно планировать пути достижения цели для решения поставленных задач, производит расчет материальных и нематериальных затрат

Умеет самостоятельно планировать пути достижения цели для решения поставленных задач, но испытывает затруднения при расчете материальных и нематериальных затрат

В сотрудничестве с учителем или в процессе групповой работы может спланировать пути достижения цели для решения поставленных задач, произвести расчет материальных и нематериальных затрат

Сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью

Умеет адекватно, самостоятельно соотносить полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. Умеет правильно оценивать и обосновывать результат своей деятельности на основе разработанных критериев

Может самостоятельно соотносить полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. Не всегда правильно оценивает и обосновывает результат своей деятельности на основе разработанных критериев

В сотрудничестве с учителем или в процессе групповой работы может соотносить полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. Не всегда правильно оценивает и обосновывает результат своей деятельности на основе разработанных критериев

ИТОГО: 12–10 баллов – высокий уровень, 9–6 баллов – базовый уровень, 5–0 балла – низкий уровень

Искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи

Самостоятельно осуществляет развёрнутый информационный поиск и на его основе формулирует новые учебные и познавательные задачи, находит обобщённые способы решения задач.

Затрудняется самостоятельно осуществлять расширенный поиск информации. При помощи одноклассников или учителя формулирует новые учебные и познавательные задачи и находит обобщённые способы решения задач.

С амостоятельно критически оценивает и интерпретирует информацию с разных позиций. Может распознать и зафиксировать противоречия в различных информационных источниках.

Не всегда критически оценивает и интерпретирует информацию с разных позиций. Затрудняется в распознавании и фиксации противоречий в различных информационных источниках.

Затрудняется самостоятельно оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций. Может распознать и зафиксировать противоречия в различных информационных источниках с помощью одноклассников или учителя.

Использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках

Самостоятельно использует различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках

Не всегда активно использует различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений. Испытывает небольшие затруднения в использовании противоречий, выявленных в информационных источниках

Затрудняется использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений. Может использовать противоречия, выявленные в информационных источниках, только с помощью учителя или одноклассников

Самостоятельно находит и приводит критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относится к критическим замечаниям, рассматривает их как ресурс собственного развития

Не всегда может привести критические аргументы в отношении действий и суждений другого. Может спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения.

Не может привести критические аргументы в отношении действий и суждений другого. Не всегда спокойно и разумно относится к критическим замечаниям в отношении собственного суждения.

Выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия.

Самостоятельно выходит за рамки учебного предмета и осуществляет целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия

Не всегда выходит за рамки учебного предмета. Испытывает затруднения в осуществлении целенаправленного поиска возможностей для широкого переноса средств и способов действия

Затрудняется выходить за рамки учебного предмета. Может осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия с помощью учителя или одноклассников.

Самостоятельно в ыстраивает индивидуальную образовательную траекторию. Может учитывать ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения

Не всегда критически в ыстраивает индивидуальную образовательную траекторию. Испытывает затруднения при учете ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения

Затрудняется в ыстраивать индивидуальную образовательную траекторию. С помощью учителя или одноклассников может учитывать ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения

Менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности

Самостоятельно м еняет и удерживает разные позиции в познавательной деятельности

Затрудняется м енять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности

С помощью одноклассников или учителя может м енять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности

ИТОГО: 14–11 баллов – высокий уровень, 10–5 баллов – базовый уровень, 4–0 балла – низкий уровень

Осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий

Самостоятельно в процессе деловой коммуникации осуществляет выбор партнёров для результативности в совместной деятельности

Умеет сотрудничать как со сверстниками, так и со взрослыми, испытывает затруднения в выборе партнёров для результативного взаимодействия

Испытывает затруднения в сотрудничестве как со сверстниками, так и со взрослыми, осуществляет выбор партнеров при помощи одноклассников и педагога,

При осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.)

Способен в групповой работе быть как руководителем, так и членом команды

При осуществлении групповой работы является членом команды, не берет на себя инициативу.

Испытывает затруднения при выборе роли в команде, осуществляет работу в группе при помощи одноклассников или учителя.

Координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

Самостоятельно организует, корректирует, аргументирует работу в разных условиях взаимодействия.

Испытывает затруднения в аргументации, координировании своей работы в разных условиях взаимодействия

Выполняет работу в разных условиях взаимодействия под руководством одноклассников или учителя

Развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств

Излагает свою точку зрения, владеет диалогической и монологической формой коммуникаций

Не всегда умеет аргументировать свою точку зрения, задавать вопросы

Слабо использует диалоговые приемы речи, адекватные языковые средства, слабо аргументирует и отстаивает свою точку зрения

Распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений

Самостоятельно выстраивает деловую образовательную коммуникацию, следуя морально-этическим и психологическим принципам общения, избегая конфликтных ситуаций.

Стремится избегать конфликтных ситуаций, выстраивая деловую образовательную коммуникацию.

Не проявляет способность к выстраиванию деловой образовательной коммуникации, проявляет конфликтность.

ИТОГО: 10–9 баллов – высокий уровень, 8–5 балла – базовый уровень, 4–0балла – низкий уровень

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя

Показывает готовность к личностному самоопределению, саморазвитию и самовоспитанию. Учащийся с пособен самостоятельно ставить цели и строить жизненные планы. Открыто выражает и отстаивает свою позицию, ответственно и творчески подходит к своей деятельности. Ведёт здоровый и безопасный образ жизни.

Проявляет интерес к личностному самоопределению, саморазвитию и самовоспитанию. Испытывает затруднения в постановке целей и жизненных планов. Не всегда открыто выражает и отстаивает свою позицию, творчески и ответственно подходит к своей деятельности. Стремится к здоровому и безопасному образу жизни.

Не проявляет готовность к личностному самоопределению, саморазвитию и самовоспитанию, не способен ставить цели и строить жизненные планы. Не проявляет активности к самостоятельной, творческой, ответственной деятельности, не выражает и не отстаивает свою позицию. Не стремится выполнять ценности здорового и безопасного образа жизни.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству)

Осознает российскую идентичность, готов служению Отечеству, его защите. Проявляет уважение к своему народу, людям другой национальности, к русскому языку, к государственным символам.

Осознает российскую идентичность, выражает готовность к служению Отечеству, его защите. Не всегда проявляет уважение к людям другой национальности, к русскому языку, к государственным символам.

Осознает российскую идентичность, не выражает готовности к служению Отечеству, его защите. Не проявляет уважение к людям другой национальности, к русскому языку, к государственным символам.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми

Проявляет толерантность, обладает способностью вести диалог с другими людьми, сотрудничать. Уважительно и доброжелательно относится к другому человеку, его мнению, способен к сопереживанию. Сформировано бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь; имеет сформированную нравственную позицию.

Проявляет уважение к другим людям. Понимает и принимает возможность человека быть самим собой и принимать самостоятельные решения в самых разных ситуациях. Не до конца сформирована нравственная позиция, бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей.

Не проявляет уважение к другим людям. Не принимает возможность человека быть самим собой. Нравственная позиция не сформирована.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре

Обладает мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки, готов к научно-техническому творчеству и непрерывному образованию. Сформирована экологическая культура. Обладает умениями и навыками разумного природопользования, эстетического отношения к миру.

Не в полной мере обладает мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки, стремится научно-техническому творчеству и непрерывному образованию. Не до конца сформирована экологическая культура и эстетическое отношение к миру.

Не обладает мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки, готов к научно-техническому творчеству и непрерывному образованию. Не сформирована экологическая культура. Не обладает умениями и навыками разумного природопользования, эстетического отношения к миру.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни

Проявляет ответственное отношение к созданию семьи на основе принятия ценностей семейной жизни, положительного образа семьи, интериоризации традиционных семейных ценностей. Уважительно о тносится к родителям

Проявляет интересы к созданию семьи, но не все ценности семейной жизни считает актуальными.

Не проявляет интереса к теме «Семья».

Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений

Самостоятельно и осознанно подходит к выбору будущей профессии. Проявляет готовность к любой трудовой деятельности, уважение к труду и людям труда, включая обучение и выполнение домашних обязанностей

Проявляет интерес к выбору будущей профессии. Не все виды трудовой деятельности готов выполнить. Проявляет уважение только к защите своей собственности

Не задумывается о выборе будущей профессии. Отказывается от выполнения трудовой деятельности.

Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся

ИТОГО: 16–12 баллов – высокий уровень, 11–6 балла – базовый уровень, 5–0 балла – низкий уровень

ИТОГИ ФОРМИРОВАНИЯ УУД: 52–39 баллов – высокий уровень, 38– 19 баллов – базовый уровень, 18–0 баллов – низкий уровень

Классный руководитель___________________________________________________________________________ подпись

Источник

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

– использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

I.2.3. Планируемые предметные результаты освоения ООП

На уровне среднего общего образования в соответствии с ФГОС СОО, помимо традиционных двух групп результатов «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться», что ранее делалось в структуре ПООП начального и основного общего образования, появляются еще две группы результатов: результаты базового и углубленного уровней.

Логика представления результатов четырех видов: «Выпускник научится – базовый уровень», «Выпускник получит возможность научиться – базовый уровень», «Выпускник научится – углубленный уровень», «Выпускник получит возможность научиться – углубленный уровень» – определяется следующей методологией.

Как и в основном общем образовании, группа результатов «Выпускник научится» представляет собой результаты, достижение которых обеспечивается учителем в отношении всех обучающихся, выбравших данный уровень обучения. Группа результатов «Выпускник получит возможность научиться» обеспечивается учителем в отношении части наиболее мотивированных и способных обучающихся, выбравших данный уровень обучения. При контроле качества образования группа заданий, ориентированных на оценку достижения планируемых результатов из блока «Выпускник получит возможность научиться», может включаться в материалы блока «Выпускник научится». Это позволит предоставить возможность обучающимся продемонстрировать овладение качественно иным уровнем достижений и выявлять динамику роста численности наиболее подготовленных обучающихся.

Принципиальным отличием результатов базового уровня от результатов углубленного уровня является их целевая направленность. Результаты базового уровня ориентированы на общую функциональную грамотность, получение компетентностей для повседневной жизни и общего развития. Эта группа результатов предполагает:

– понимание предмета, ключевых вопросов и основных составляющих элементов изучаемой предметной области, что обеспечивается не за счет заучивания определений и правил, а посредством моделирования и постановки проблемных вопросов культуры, характерных для данной предметной области;

– умение решать основные практические задачи, характерные для использования методов и инструментария данной предметной области;

– осознание рамок изучаемой предметной области, ограниченности методов и инструментов, типичных связей с некоторыми другими областями знания.

Результаты углубленного уровня ориентированы на получение компетентностей для последующей профессиональной деятельности как в рамках данной предметной области, так и в смежных с ней областях. Эта группа результатов предполагает:

– овладение ключевыми понятиями и закономерностями, на которых строится данная предметная область, распознавание соответствующих им признаков и взаимосвязей, способность демонстрировать различные подходы к изучению явлений, характерных для изучаемой предметной области;

– умение решать как некоторые практические, так и основные теоретические задачи, характерные для использования методов и инструментария данной предметной области;

– наличие представлений о данной предметной области как целостной теории (совокупности теорий), об основных связях с иными смежными областями знаний.

Примерные программы учебных предметов построены таким образом, что предметные результаты базового уровня, относящиеся к разделу «Выпускник получит возможность научиться», соответствуют предметным результатам раздела «Выпускник научится» на углубленном уровне. Предметные результаты раздела «Выпускник получит возможность научиться» не выносятся на итоговую аттестацию, но при этом возможность их достижения должна быть предоставлена каждому обучающемуся.

Русский язык

В результате изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего образования:

Выпускник на базовом уровне научится:

– использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;

– использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;

– создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);

– выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;

– подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;

– правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;

– создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста;

– сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;

– использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);

– анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;

– извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат;

– преобразовывать текст в другие виды передачи информации;

– выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;

– соблюдать культуру публичной речи;

– соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;

– оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;

– использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;

анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);

отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;

использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;

иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;

выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;

дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;

проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;

сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;

владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;

создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;

соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;

соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;

осуществлять речевой самоконтроль;

совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;

использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;

оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).

Выпускник на углубленном уровне научится:

– воспринимать лингвистику как часть общечеловеческого гуманитарного знания;

– рассматривать язык в качестве многофункциональной развивающейся системы;

– распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;

– анализировать языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления при оценке собственной и чужой речи;

– комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);

– отмечать отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;

– использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;

– иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;

– выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;

– дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;

– проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;

– оценивать стилистические ресурсы языка;

– сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;

– владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;

– создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;

– соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;

– соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

– соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;

– осуществлять речевой самоконтроль;

– совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;

– использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;

– оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).

Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:

проводить комплексный анализ языковых единиц в тексте;

выделять и описывать социальные функции русского языка;

проводить лингвистические эксперименты, связанные с социальными функциями языка, и использовать его результаты в практической речевой деятельности;

анализировать языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;

характеризовать роль форм русского языка в становлении и развитии русского языка;

проводить анализ прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в виде доклада, статьи, рецензии, резюме;

проводить комплексный лингвистический анализ текста в соответствии с его функционально-стилевой и жанровой принадлежностью;

критически оценивать устный монологический текст и устный диалогический текст;

выступать перед аудиторией с текстами различной жанровой принадлежности;

осуществлять речевой самоконтроль, самооценку, самокоррекцию;

использовать языковые средства с учетом вариативности современного русского языка;

проводить анализ коммуникативных качеств и эффективности речи;

редактировать устные и письменные тексты различных стилей и жанров на основе знаний о нормах русского литературного языка;

определять пути совершенствования собственных коммуникативных способностей и культуры речи.

Литература

В результате изучения учебного предмета «Литература» на уровне среднего общего образования:

Выпускник на базовом уровне научится:

– демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;

– в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:

• обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);

• использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;

• давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;

• анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;

• определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;

• анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);

• анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);

– осуществлять следующую продуктивную деятельность:

• давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);

• выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.);

анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;

анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);

анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.

Выпускник на базовом уровне получит возможность узнать:

о месте и значении русской литературы в мировой литературе;

о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы;

о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;

об историко-культурном подходе в литературоведении;

об историко-литературном процессе XIX и XX веков;

о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений;

имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре;

о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.

Выпускник на углубленном уровне научится:

– демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы в соответствии с материалом, обеспечивающим углубленное изучение предмета;

– в устной и письменной форме анализировать:

• конкретные произведения с использованием различных научных методов, методик и практик чтения;

• конкретные произведения во взаимосвязи с другими видами искусства (театром, кино и др.) и отраслями знания (историей, философией, педагогикой, психологией и др.);

• несколько различных интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как каждая версия интерпретирует исходный текст;

– ориентироваться в историко-литературном процессе XIX–ХХ веков и современном литературном процессе, опираясь на:

• понятие об основных литературных направлениях, течениях, ведущих литературных группах (уметь определять наиболее яркие или характерные черты направления или течения в конкретном тексте, в том числе прежде неизвестном), знание о составе ведущих литературных групп, о литературной борьбе и взаимодействии между ними (например, о полемике символистов и футуристов, сторонников «гражданской» и «чистой» поэзии и др.);

• знание имен и творческих биографий наиболее известных писателей, критиков, литературных героев, а также названий самых значительных произведений;

• представление о значимости и актуальности произведений в контексте эпохи их появления;

• знания об истории создания изучаемых произведений и об особенностях восприятия произведений читателями в исторической динамике;

– обобщать и анализировать свой читательский опыт (в том числе и опыт самостоятельного чтения):

• давать развернутые ответы на вопросы с использованием научного аппарата литературоведения и литературной критики, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения на разных его уровнях в их единстве и взаимосвязи и понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);

– осуществлять следующую продуктивную деятельность:

• выполнять проектные и исследовательские литературоведческие работы, самостоятельно определяя их тематику, методы и планируемые результаты;

• давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и др.).

Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:

использовать в своей исследовательской и проектной деятельности ресурсы современного литературного процесса и научной жизни филологического сообщества, в том числе в сети Интернет;

опираться в своей деятельности на ведущие направления литературоведения, в том числе современного, на работы крупнейших литературоведов и критиков XIX–XXI вв.;

пополнять и обогащать свои представления об основных закономерностях литературного процесса, в том числе современного, в его динамике;

принимать участие в научных и творческих мероприятиях (конференциях, конкурсах, летних школах и пр.) для молодых ученых в различных ролях (докладчик, содокладчик, дискутант и др.), представляя результаты своих исследований в виде научных докладов и статей в специализированных изданиях.

Иностранный язык

В результате изучения учебного предмета «Иностранный язык» (английский) на уровне среднего общего образования:

Выпускник на базовом уровне научится:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *