исследователи бухгалтерского учета в государственной бюджетной сфере

Как правильно вести бухучет в бюджетном учреждении

Ведение бухгалтерского учета — это процедура, посредством которой осуществляется организация и регулирование бухучета обособленного учреждения любого типа. Рассмотрим, каким образом выстраивается система бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях Российской Федерации.

Ведение бухгалтерского учета в бюджетной сфере

Бюджетное учреждение — это отдельная некоммерческая организация, образованная в РФ на любом уровне с целью оказания государственных, муниципальных услуг и реализации конкретных государственных программ (7-ФЗ от 12.01.1996).

В настоящее время классифицируют 3 типа таких учреждений:

Ведение бухучета на предприятии таких типов регулируется действующим бюджетным законодательством, а также 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011.

Рассмотрим три вида ГБУ в сравнительной таблице:

Перечисление таких доходов в региональный, федеральный бюджеты

Наименование сравнительного параметраБюджетноеАвтономноеКазенное
НПА7-ФЗ «О некоммерческих объединениях и компаниях»174-ФЗ «Об автономных организациях»БК РФ
Основной вид деятельностиОказание услуг населению в области науки, образования, здравоохранения, социальной защитыОказание государственных услуг и выполнение определенных функций
Возможность использования средств от приносящей доход деятельностиВозможно по усмотрению организации (пп. 2, 3 ст. 298 ГК РФ)
Основной источник финансированияСубсидированиеБюджетные средства
Документ, на основании которого осуществляется расходование средствПлан финансово-хозяйственной деятельностиБюджетная смета
Расчетный счетВ органах Федерального казначействаВ ФК и коммерческих банкахВ ФК
Владение имуществомПраво оперативного управления
Распоряжение объектами имуществаПо факту получения согласия собственника имущественного объекта
Ответственность по основным обязательствамОтветственность своими активами, за исключением случаев, когда такие обязательства образованы из-за причинения вреда гражданам, при недостатке активов, которыми можно распоряжаться (ответственность остается за учредителем)Ответственность осуществляется посредством денежных средств. При недостатке таковых наступает ответственность учредителя

Как осуществляется бухгалтерский учет БУ

Особенности ведения бухгалтерского учета бюджетных пользователей предопределяются их организационно-правовой формой. При осуществлении бухучета и составлении отчетности необходимо учитывать не только нормы и правила, закрепленные действующим законодательством, но и отраслевые особенности конкретной организации бюджета: образование, наука, здравоохранение и проч. Финансово-хозяйственная деятельность в БУ, АУ и КУ строится исходя из следующих характеристик:

Отчетность в обязательном порядке должна предоставляться в вышестоящие контролирующие органы в установленные сроки (ежемесячно, ежеквартально, ежегодно). Баланс БУ существенно отличается от коммерческих организаций структурой обязательств и активов предприятия.

Порядок применения классификации по КБК утвержден Приказом Минфина РФ от 08.06.2018 № 132н (применяется с 2020 года). Инструкция по составлению и подаче отчетности об исполнении бюджета, формы такой отчетности и правила их заполнения представлены в Приказах Минфина № 191н от 28.12.2010 и № 33н от 25.03.2011. Первичка и основные учетные регистры закреплены Приказом № 52н от 30.03.2015.

Основные правила ведения бухгалтерского учета в БУ, АУ, КУ заключаются в следующем:

Принципы бухгалтерского учета и отчетности БУ базируются на таких ключевых понятиях, как законность, достоверность, независимость, постоянство, доступность, уместность, правильность, осмотрительность, сопоставимость, своевременность и денежная измеряемость.

Учетная политика учреждения

Правила бухгалтерского учета предусматривают обязательное следование положениям собственной учетной политики предприятия. С 01.01.2019 учетная деятельность организации строится на основании Приказа № 274н от 30.12.2017 об утверждении федерального стандарта бухучета об учетной политике для учреждений государственного сектора. В соответствии с нормами федеральных стандартов, каждому бюджетному учреждению необходимо разработать свою учетную политику (Письмо Минфина РФ № 02-06-05/30974 от 08.05.2018).

Под учетной политикой понимается свод основных способов, методов и правил бухучета в учреждении. Порядок составления УП пользователи также находят в ФЗ № 402 и ПБУ 1/2008.

Учетная политика — это документ, который в первую очередь отражает методологию работы с реальными активами и обязательствами организации. Изменения в этот документ вносятся один раз в год — перед началом нового отчетного периода. Однако предусмотрен ряд ситуаций, когда корректировка УП проводится в течение календарного года.

В УП 2020 года, составленной согласно ФСБУ и действующему законодательству, прописываются следующие аспекты:

Ответственным за формирование и соблюдение правил ​УП назначается главный бухгалтер или иной сотрудник, отвечающий за бухучет на предприятии.

Бюджетный план счетов

Минфин разработал для бюджетной сферы единый план счетов и инструкцию по его применению (Приказ Минфина № 157н от 01.12.2010). Указанный регистр действителен и для государственных органов, и для БУ. В самом же едином плане есть указание, что каждый тип государственных организаций должен использовать частный план счетов:

ПС для БУ, АУ, КУ состоит из балансовых и забалансовых счетов. Балансовые счета поделены на пять разделов:

На забалансовых счетах отражается движение в стоимостной оценке тех активов, которые не принадлежат организации, либо по установленным причинам не могут быть учтены на балансовых счетах. Например, основные средства стоимостью до 10 000 рублей.

Особенности составления бухгалтерских проводок

Принципы ведения бухгалтерского учета подразумевают отражение результатов финансово-хозяйственной деятельности посредством бухгалтерских проводок. Проводка — это инструмент учета, при помощи которого записываются операции учреждения.

Схема составления проводок довольна проста — каждая операция записывается по дебету одного и кредиту другого (корреспондирующего) счета учета. Данный способ получил название двойная запись. Метод двойной записи — это ключевой принцип ведения бухучета.

Все счета учета подразделяются на три вида:

При этом в проводке могут быть учтены следующие комбинации счетов:

Федеральные стандарты БУ

Бухучет учреждения регулируется не только законодательными нормами, но и, согласно ст. 21 402-ФЗ, федеральными, отраслевыми стандартами, стандартами экономического субъекта и различными методическими рекомендациями.

Под федеральными стандартами учета понимается документация, определяющая ключевые требования к организации и осуществлению учета на предприятии. Федеральные стандарты обязательны к использованию всеми организациями, в том числе бюджетными и государственными учреждениями.

ФС разработаны с целью корректного и эффективного ведения учетной деятельности. Каждый стандарт регламентирует какой-либо раздел учета. При этом стандарты могут определять специальные требования к бухучету организаций, относящихся к бюджетной сфере РФ.

В 2020 году начали действовать пять стандартов:

С 2020 года также введены новые стандарты:

Все стандарты будут вводиться постепенно вплоть до 2021 года.

В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.

Источник

Отправить по почте

Бухгалтерский учет государственного сектора

Письмо Минфина России

от 16.11.2021 № 02-07-07/92208

Письмо Минфина от 16.11.2021 № 02-07-07/92208 «О проведении Круглого стола «Новации методологии ведения бухгалтерского учета и отчетности государственных финансов, внутреннего государственного финансового контроля и внутреннего финансо.

Дата публикации: 16.11.2021

Приказ Минфина России

Приказ Минфина России от 08.06.2021 № 74н «О внесении изменений в федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государс.

Зарегистрирован в Минюсте России 22.07.2021 № 64334

Дата публикации: 27.07.2021

Приказ Минфина России

Приказ Минфина России от 15.06.2021 № 84н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов «Государстве.

Зарегистрирован в Минюсте России 14.07.2021 № 64264

Дата публикации: 27.07.2021

Приказ Минфина России

Приказ Минфина России от 15.04.2021 № 61н «Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых.

Зарегистрирован в Минюсте России 28.06.2021 № 63995

Дата публикации: 30.06.2021

Письмо Минфина России

от 29.01.2021 № 02-06-07/5651

Письмо Минфина России от 29.01.2021 № 02-06-07/5651 «Об отражении в бухгалтерском учете операций по возмещению за счет субсидии на иные цели, целевых расходов, произведенных за счет иного финансового источника»

Дата публикации: 01.02.2021

Письмо Минфина России

от 27.01.2021 № 02-06-07/4930

Письмо Минфина России от 27.01.2021 № 02-06-07/4930 «Информация о ходе реализации централизации бухгалтерских полномочий»

Дата публикации: 29.01.2021

Письмо Минфина России

от 24.12.2020 № 02-07-07/113668

Письмо Минфина России от 24.12.2020 № 02-07-07/113668 «О порядке определения особенностей проведения в условиях реализации мер в области защиты здоровья сотрудников в целях создания необходимых условий для предупреждения и минимиза.

Дата публикации: 24.12.2020

Приказ Минфина России

Зарегистрирован в Минюсте России 09.12.2020 № 61340

Дата публикации: 23.12.2020

Приказ Минфина России

Зарегистрирован в Минюсте России 09.12.2020 № 61365

Дата публикации: 11.12.2020

Приказ Минфина России

Зарегистрирован в Минюсте России 10.12.2020 № 61370

Дата публикации: 11.12.2020

Приказ Минфина России

Приказ Минфина России от 29.09.2020 № 219н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30 ноября 2015 г. № 184н «Об.

Зарегистрирован в Минюсте России 06.11.2020 № 60783

Дата публикации: 11.11.2020

Приказ Минфина России

Приказ Минфина России от 15.06.2020 № 103н «О внесении изменений в приложения №1-5 к приказу Министерства финансов Российской Федер.

Зарегистрирован Минюстом России за № 59882 15 сентября 2020 г.

Дата публикации: 18.09.2020

Письмо Минфина России

от 28.04.2020 № 02-07-07/34963

Письмо Минфина России от 28.04.2020 № 02-07-07/34963 «О применении КБК 2020 г. в связи с вступлением в силу Федерального закона от 15 апреля 2019 года № 62-ФЗ «О внесении изменений в бюджетный кодекс Российской Федерации»

Дата публикации: 30.04.2020

Сопоставительная таблица кодов видов (подвидов) доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от денежных взысканий (штрафов), поступающих в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по исполнению задолженности, образова.

Дата публикации: 29.04.2020

Сопоставительная таблица кодов видов (подвидов) доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от денежных взысканий (штрафов), поступающих в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по исполнению задолженности, образова.

Источник

Бюджетный учет

Предприятия, являющиеся государственной собственностью, в том числе муниципальные компании, распределяют финансирование, поступаемой из органов финансового казначейства. В государственных и муниципальных компаниях требуется вести специализированный бюджетный учет, которые отличается собственными нормативными документами и имеет ряд нюансов. Бюджетный учет ведут в организациях, которые полностью или частично финансируются из государственного бюджета. Система ведения бухгалтерских документов, отражения операций по движению средств, начислению амортизации, проведению инвентаризации в государственных учреждениях является бюджетным учетом.

Основные задачи бюджетного учета

Задачи бюджетного учета включают:

Нормативные документы и акты для бюджетного учета

Бухгалтерский учет в муниципальных, государственных, федеральных организация регламентируется законами государственного значения. Федеральный закон «О бухгалтерском учёте от 06.12.2011 №402-ФЗ считается одним из основных регулирующих нормативных актов. Общий регламент является не единственным источником законодательного регулирования, также есть специальные подзаконные акты, предназначенные для бюджетной и коммерческой сфер деятельности:

Обязанности бухгалтерии в государственном учреждении, муниципальном предприятии

Многоструктурная бухгалтерия бюджетного учреждения представляет собой совокупность подразделений из материально-технической группы, планово-финансового отдела, централизованной расчётной группы, отдела расчетов с поставщиками и подрядчиками. Обязанностями бухгалтерии по ведению бюджетного учета в государственных, муниципальных учреждениях:

В обязанности бухгалтерии входит полный контроль за ведением документов, правильное отражение движения средств, оборудования на счетах в соответствии с нормативными актами.

Требования к ведению бюджетного учета для формирования единой и точной системы движения средств

Обязательства сферы бюджетного учета основаны на предоставлении максимально прозрачных сведений, полном информировании казначейства о движении средств. Для поступления средств необходимо предварительно направлять заявки и подтверждать подписями руководства. Бюджетная организация не может провести списание средств самостоятельно без проверки органами казначейства. Одними из главных особенностей бюджетного учета являются:

Бюджетный учет и отчетность в рамках действующего налогового законодательства

Бюджетный учет является важной учётной политикой государственных структур, главной целью деятельности которых считается не получение прибыли. Для выделения средств из бюджета государства организация должна предоставлять полную отчётность по сметам доходов и расходов. Расходование государственных средств постоянно отслеживается. Бюджетный учет является важным инструментом предоставления всех схем расчетов и движений федеральных, муниципальных средств.

Все бюджетные организации должны сдавать в обязательном порядке формы различных учетных периодов. Ежемесячно подают от 1 до 5 отчетных документов. Один раз в квартал требуется предоставлять от 5 до 10 видов отчетов. Годовая отчётность включает расширенный список бланков от 10 до 30.

Список необходимых документов для отчетности внесен в список нормативных актов и включает:

Особенности отражения средств на балансе предприятия в коммерческой и бюджетной сферах формируются по единому принципу. Баланс бюджетного учреждения включает следующие типы особенностей:

Основные отличия и сходства бюджетного учета и налогового контроля в коммерческих компаниях

Общие правила бухгалтерского учета для организаций государственного сектора и частных компаний не имеют весомых отличий. В учёте для частных предприятий и бюджетной бухгалтерии муниципального предприятий необходимо отражать все операции. Главным отличительным параметром в бюджетном учете является использование другого плана счетов, в котором операции отражаются несколько иначе.

Финансирование частных компаний может быть разным, например внесенные личные средства, оформленные кредиты в банках или взносы участников акционерного общества. Бюджетная сфера финансируется исключительно государством, местным или федеральным бюджетом. Также частью финансирования являются пожертвования частных компаний, лиц, фондов. Все поступаемые на общий счет в казначействе средства являются государственной собственностью, при этом форма субсидирования муниципальных организаций может быть разной:

Объем отчётности в бюджетной сфере значительно больше, потому что каждое действие должно быть зафиксировано и схемы движения средств детально отображены. В частной компании поступления или списания с расчетных счетов производятся самостоятельно, не требуется предоставление разрешения органов казначейства. В плане оплаты работ, услуг частная компания более мобильна, но при этом менее защищена от ошибочных списаний.

Бухгалтерский учет для бюджетной организации имеет важные отличия, которые пронизывают все уровни функционирования системы. Положения по бухгалтерскому учету, отражения активов и пассивов, а также состав и порядок предоставления отчетности. Система ведения бюджетного учета постоянно совершенствуется, вносятся изменения и создаются новые регламентирующие документы. Бухгалтер по ведению бюджетного учета в муниципальных, федеральных, государственных учреждениях должен постоянно совершенствовать свои знания и проходить курсы повышения квалификации, обучающие семинары.

1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8 (1С:БГУ)

Специализированное решение для автоматизации бухгалтерского и налогового учета в государственных (муниципальных) учреждениях.

Источник

Дайджест разъяснений Минфина России по вопросам централизации учета: II полугодие 2020 года

исследователи бухгалтерского учета в государственной бюджетной сфере
olegtoka1967 / Depositphotos.com

Передача полномочий по ведению бухгалтерского/бюджетного учета и составлению отчетности иной организации, в частности, централизованной бухгалтерии, рассматривается сегодня как одно из направлений повышения эффективности расходования бюджетных средств. И если на федеральном уровне процесс централизации уже запущен на базе Федерального казначейства, то у многих регионов и муниципальных образований пока только вопросы о том, кто, как и каким образом может и должен централизовать учетные функции. Письма финансового ведомства по этой теме, поступившие во второй половине 2020 года и не освещенные в новостной ленте ранее, стали основой очередного выпуска дайджеста разъяснений специалистов Минфина России:

Нормами ст. 161 Бюджетного кодекса предусмотрено, что передача казенным учреждением полномочий по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности при наличии соответствующего решения и согласования осуществляется иному государственному/ муниципальному учреждению/ централизованной бухгалтерии. При наличии решения Правительства РФ, органа власти субъекта РФ, местной администрации указанные полномочия передаются, соответственно Федеральному казначейству, финоргану субъекта РФ или муниципального образования. Выбор основания для передачи полномочий по ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности должен опираться в том числе на необходимость оптимизации бюджетных расходов и обеспечение непрерывности выполнения функций средствами единой интегрированной информационной среды.

Передача учетных функций бюджетных/автономных учреждений иной коммерческой организации незаконна. Выход – создание на базе финоргана публично-правового образования центра компетенции – учреждения, обладающего необходимыми ресурсами, знаниями, компетенциями в области бюджетного учета и составления бюджетной отчетности, использование государственных/муниципальных информационных систем, интегрированных с иными информационными ресурсами. Это позволяет обеспечить исполнение бюджетных полномочий исходя из принципа эффективности бюджетных расходов без увеличения расходных обязательств публично-правового образования (Письмо Минфина России от 7 августа 2020 г. № 02-06-10/69591, от 7 августа 2020 г. № 02-06-10/69592, от 20 марта 2020 г. № 02-06-10/24073).

Передача полномочий по ведению бухгалтерского учета по решению казенного, бюджетного или автономного учреждения другому учреждению (централизованной бухгалтерии) осуществляется по согласованию с органом-учредителем. Передача указанных полномочий бюджетными и автономными учреждениями по договору иной коммерческой организации – коммерческий аутсорсинг в бюджетной сфере – не соответствует законодательству.

Заключение срочных, ограниченных, как правило, периодом бюджетного цикла, договоров на конкурсной основе, как того требует закон, создает высокие риски по необеспечению непрерывного выполнения полномочий по ведению бухгалтерского учета, недостоверности отчетности об исполнения бюджета. Также такая ситуация влечет дополнительные издержки по передаче сформированных данных об активах и обязательствах, иных объектах бухгалтерского учета от одного исполнителя к иному в условиях рассинхронизации периода исполнения полномочий, поскольку завершение исполнения полномочий одним исполнителем не может быть ранее факта представления им годовой бухгалтерской отчетности (январь-февраль), а другой должен приступить к ним сразу с начала года. Также под угрозой и представление достоверной месячной и иной отчетности в том числе ввиду недобросовестности исполнения контрактных обязательств, безрезультативного проведения конкурсных процедур и т. д. Кроме того, осуществление полномочий по ведению бухгалтерского учета на основе коммерческого аутсорсинга в бюджетной сфере предполагает увеличение затрат на осуществление передаваемых полномочий на сумму заложенной в цене предоставляемых на коммерческой основе услуг прибыли исполнителя и НДС.

Принимая во внимание, что бюджетным законодательством предусмотрено право передать учетные полномочия иному учреждению, а также, что бухгалтерская отчетность бюджетных/ автономных учреждений включается в состав сводной бюджетной отчетности по периметру консолидации, организация осуществления АУ и БУ учетных полномочий может быть аналогична порядку, предусмотренному для казенных учреждений.

По мнению Минфина России. в целях обеспечения реализации единой учетной политики, реализуемой региональным центром учета и отчетности, обеспечения непрерывности выполняемых полномочий, повышения достоверности и оперативности бухгалтерской/финансовой отчетности, снижения расходов бюджета на внутриведомственные и межведомственные выверки данных, а также создания единой информационной технологической среды, обрабатывающей информацию о государственных активах и обязательствах, целесообразно рассмотреть вопрос о предоставлении сервиса централизации бухгалтерского учета и отчетности на базе созданного центра с учетом возможности использования в дальнейшем сервисов, предоставляемых Федеральным казначейством (Письмо Минфина России от 21 октября 2020 г. № 02-06-10/93946).

Организация осуществления бюджетными и автономными учреждениями учетных полномочий может быть аналогична организации модели, предусмотренной для казенных учреждений. В частности, может регулироваться положением, предусматривающим передачу учетных полномочий АУ и БУ только по согласованию с учредителем, в ведении которого они находятся, на основании соглашения иному учреждению.

Выполнение ЦБ централизуемых полномочий подразумевает обязательное ведение бюджетного/бухгалтерского учета обособленно по каждому учреждению, которое передало свои полномочия. При этом передача организации, осуществляющей централизуемые полномочия участников бюджетного процесса, учетных полномочий КУ, БУ и АУ, в том числе при условии осуществления таких полномочий централизованными бухгалтериями, созданными по ведомственной подчиненности, не противоречит положениям бюджетного законодательства и позволяет реализовать единую государственную учетную политику, регламентируемую нормативными правовыми актами по ведению бухгалтерского учета, составлению бухгалтерской/финансовой отчетности (Письмо Минфина России от 20 марта 2020 г. № 02-06-10/23847).

Норма п. 6 ст. 264.1 Бюджетного кодекса о том, что централизованная модель ведения учета может быть организована по решению Правительства РФ, органа власти субъекта РФ, местной администрации, внесена в кодекс в середине 2019 года. До этого следовало руководствоваться другой нормой Бюджетного кодекса, предусматривающей передачу казенными учреждениями полномочий по ведению учета централизованной бухгалтерии. Если решение о передаче указанных полномочий бюджетных учреждений в целях наиболее эффективного использования бюджетных ресурсов было принято в публично-правовом образовании до появления п. 6 ст. 264.1 Бюджетного кодекса, например, в 2013 году, то следует учитывать, что внесенные в Бюджетного кодекса указанные поправки не имеют обратной силы, исполнение полномочий по ведению бухгалтерского учета бюджетных учреждений, переданных по решению 2013 года согласно действовавшему на тот момент бюджетному законодательству, возможно осуществлять в функционально-технологической модели централизации учета, созданной по решению 2013 года. Вместе с тем, решение об изменении указанной модели должно обеспечить эффективность использования бюджетных средств, полноту отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов, реализацию принципа прозрачности, открытости и достоверное представление информации о финансовом положении и результатах деятельности учреждений (Письмо Минфина России от 21 октября 2020 г. № 02-06-10/93360).

Выбор решения по способу передачи полномочий, по ведению бюджетного учета, составлению и представлению бюджетной отчетности, включая выбор учреждения/ централизованной бухгалтерии, созданного в целях осуществления централизуемых полномочий по ведению учета учреждения региона или муниципального образования, должен опираться в том числе на необходимость оптимизации бюджетных расходов, обеспечение непрерывности выполнения функций средствами единой интегрированной информационной среды, с использованием имеющихся ресурсов, обеспечивающих технологическую и/или функциональную централизацию ведения бюджетного учета, начисления и выплаты заработной платы. Поэтому передача полномочий по ведению бюджетного учета, формированию бюджетной отчетности от органа местного самоуправления централизованной бухгалтерии осуществляется на основании соглашения, заключаемого с учетом положений нормативных правовых актов, регулирующих исполнение передаваемых полномочий (Письмо Минфина России от 30 октября 2020 г. № 02-06-10/95352).

Передача автономным учреждением полномочий по ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской отчетности, другому учреждению/ централизованной бухгалтерии осуществляется по согласованию с органом, в ведении которого находится учреждение. Правительство субъекта РФ вправе принять решение о создании специализированного учреждения – централизованной бухгалтерии, предметом и целями деятельности которого является осуществление ведения бухгалтерского учета, формирования отчетности учреждений, созданных субъектом РФ.

Реализация мер по оптимизации бюджетных расходов и повышению эффективности использования бюджетных средств, осуществляемая Правительством региона путем создания централизованных бухгалтерий, в том числе создания единой централизованной информационной системы учета и отчетности в региональных органах власти и государственных учреждениях субъекта РФ не будет противоречить законодательству о бухгалтерском учете, а также бюджетному законодательству (Письмо Минфина России от 25 ноября 2020 г. № 02-06-05/103344).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *