истинные знания отражают субъективное отношение к миру

Познание и истина (страница 2)

Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Истинное знание адекватно отражает окружающую реальность.
2) Критерием истинного знания является соответствие интересам познающего субъекта.
3) Относительная истина — это знание, которое может измениться по мере развития возможностей познания.
4) Истина связана с условиями места, времени и т.п., которые необходимо учитывать в процессе познания.
5) Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, представляет собой практико-ориентированное знание.

Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Объективность истины проявляется в её соответствии интересам познающего субъекта.
2) Истинное знание всегда соответствует познаваемому объекту.
3) В научном познании абсолютная истина является идеалом, целью.
4) Только относительная истина выявляет закономерности и законы, по которым функционируют изучаемые объекты.
5) Практика, по мнению ряда философов, является основным критерием истины.

Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Истина”.
1) неверно, объективность истины проявляется в том, что она не зависит от познающего субъекта (человека или человечества).
2) верно, это следует из определения понятия “истина” — знание, соответствующее предмету познания.
3) верно
4) неверно это характеристика истины в целом, разница между относительной и абсолютной истиной в полноте знания.
5) верно
Критерии истины — то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения.
Основные критерии истины:
– соответствие законам логики
– соответствие ранее открытым законам науки
– практика

Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Истинное знание, в отличие от ложного, соответствует предмету познания.
2) Единственным критерием истинного знания является принятие его сообществом учёных.
3) Относительная истина — это ограниченно верное знание.
4) Только абсолютной истине свойственна объективность.
5) Истинное знание формируется в единстве чувственного и рационального познания.

Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Истина”.
1) верно, это следует из определения понятия, истина — это знание, соответствующее объекту познания.
2) неверно, это не критерий истины.
Критерии истины — то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения.
Основные критерии истины:
– соответствие законам логики
– соответствие ранее открытым законам науки
– практика
3) верно
4) неверно, объективность свойственна любой истине.Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.
5) верно, выделяют два уровня познания — чувственный и рациональный.

Источник

Истинные знания отражают субъективное отношение к миру

Верны ли следующие суждения об истине?

А. Истина всегда соответствует интересам познающего субъекта.

Б. Соответствие законам логики является одним из критериев истины.

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Истина — знание соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.

1. объективность — независимость от сознания человека

Критерии истины — то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения.

1. соответствие законам логики;

2. соответствие ранее открытым законам науки;

3. соответствие фундаментальным законам;

4. простота, экономичность формулы;

5. парадоксальность идеи;

Исходя из этого 1 — неверно, 2 — верно.

Верны ли следующие суждения об относительной истине?

А. Относительной истиной называют знание, с которым не все согласны.

Б. Относительной истиной называют неполное знание, верное лишь в определенных условиях.

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Относительная истина — всегда отражает текущий уровень нашего знания о природе явлений. Например, утверждение «Земля вертится» — абсолютная истина, а утверждение о том, что вращение Земли происходит с такой-то скоростью, — относительная истина, которая зависит от методов и точности измерения этой скорости.

Правильный ответ указан под номером: 2

Верны ли следующие суждения об истине?

А. Истина — результат познавательной деятельности ученого, художнику и поэту ее достичь невозможно.

Б. Относительная истина представляет собой знание достоверное, но неполное, ограниченное познавательными возможностями человека.

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Истина — верное отражение объективной действительности в сознании человека.

Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества; она существует сама по себе, вне и независимо от человека и его сознания.

Относительная истина — это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.

Правильный ответ указан под номером: 2.

Почему же А неверно? Ведь одним из главных признаков истины является объективность. А результат деятельности художника, поэта всегда субъективен.

К примеру, представьте себе, что человек приходит в магазин и видит на полке магазина хлеб. А теперь представьте, что этот человек — поэт. Думаете, он не сможет постичь эту истину?

Верны ли следующие суждения об истине?

А. Истинные знания отражают субъективное отношение к миру.

Б. Истинные знания всегда соответствуют представлениям большинства людей.

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Суждение А неверно, т. к. истинное знание отражает объективное отношение к миру.

Суждение Б неверно, т. к. истинные не всегда сосуществуют представлениям большинства людей. Например, многие мифологические, житейские представления, широко распространенные истинными не являются.

Правильный ответ указан под номером: 4

Верны ли следующие суждения о истине?

А. Относительная истина, в отличие от абсолютной истины, определяет сущность общественных и природных явлений.

Б. Относительная истина, в отличие от абсолютной истины, может измениться с течением времени.

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А — неверно, абсолютная тоже определяет.

Б — верно, абсолютная истина категория неизменяемая, а относительная изменяемая.

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «истина»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об истине.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы.

— знание, соответствующее действительности.

— в истории философии существовали разные подходы к определению важнейшего критерия истины: так одни главным критерием считали разум, другие опыт, третьи практику.

— философы выделяют относительную (неполное знание о предмете, соответствующее определенному уровню развития общества) и абсолютную (полное, неопровержимое знание о предмете) истины.

Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию об истине.

Устаревший тип задания, не используется в ЕГЭ

Верны ли следующие суждения о критериях истинности знания? В качестве критерия истины может выступить

А.простота, ясность и непротиворечивость знания, соответствие знания здравому смыслу.

Б. возможность проверить знание практическим путём.

3) верны оба суждения

4) оба суждения не верны

Критерий истины — это то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения.

Критериями истинности знания выступают практика, соответствие законам логики, соответствие ранее открытым законам, простота, экономичность, гармоничность, практическая полезность.

Правильный ответ указан под номером:3

О каком характере истины свидетельствует высказывание:

«Всякая истина рождается как ересь, а умирает как предрассудок»?

3) об относительном

Данное высказывание свидетельствует об относительном характере истины.

Относительная истина — неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обуславливает способы получения этого знания.

Абсолютная истина — исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе, такие знания, которые не могут быть НИКОГДА опровергнуты.

Правильный ответ указан под номером 3.

Верны ли следующие суждения об истине и её критериях?

А. Истина – адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе, вне и независимо от человека и его сознания.

Б. Практика, по мнению ряда философов, является основным критерием истины.

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А — верно, это определение истины.

Б — верно. Практика — один из основных критериев истины.

Верны ли следующие суждения об истине?

А. Относительная истина может измениться с течением времени.

Б. Истина содержит достоверную информацию об объекте.

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Относительная истина — это неполное, но в некоторых отношениях верное знание о том же самом объекте. ИСТИНА, соответствие знания действительности; объективное содержание эмпирического опыта и теоретического познания.Соответственно. оба суждения верны.

Относительная истина — это знание

Относительная истина всегда отражает текущий уровень нашего знания о природе явлений. Например, утверждение «Земля вертится» — абсолютная истина, а утверждение о том, что вращение Земли происходит с такой-то скоростью, — относительная истина, которая зависит от методов и точности измерения этой скорости.

Правильный ответ указан под номером 2.

Абсолютная истина, в отличие от относительной

1) добывается только научным путем

2) является исчерпывающим знанием о предмете

3) требует усилий для своего понимания

4) содержит объективное знание о предмете

По определению, абсолютная истина — это исчерпывающее знание, соответствующее объективной реальности.

Она не может добываться только научным путем, ибо существует так же обыденное, художественное, социальное, философское познания.

И относительная и абсолютная истины требуют усилия для своего понимания.

Объективное знание — это сочетание относительной и абсолютной истин.

Правильный ответ указан под номером 2.

Верны ли следующие суждения об истине?

А. Относительной истиной называется знание, обязательно порождающее разные точки зрения.

Б. Относительной истиной называется неполное знание, верное лишь в определённых условиях.

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Относительная истина — это знание, соответствующее объективной реальности в определенный промежуток времени и при определенных условиях.

Правильный ответ указан под номером 2.

Относительная истина отличается от истины абсолютной тем, что

1) она объективна, не зависит от воли и желаний участвующих в познавательной деятельности субъектов

2) в её достижении применяются специальные научные методы и эксперименты

3) она соответствует познаваемым предметам и явлениям природного и социального миров

4) её выводы могут быть дополнены новыми данными, часть положений может устареть

Относительная истина — неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, которой обуславливает способы получения этого знания.

Абсолютная истина — исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе. Знания, которые не могут быть опровергнуты, дополнены.

Следовательно, правильный ответ указан под номером 4

Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено буквой.

(А) Истина — знание достоверное, объективное, соответствующее познаваемым предметам и явлениям. (Б) Очевидно, что человек стремится к постижению истины прежде всего для утилитарных целей, получения практической пользы. (В) Учёные добывают истину при помощи особых методов: эмпирических и теоретических. (Г) На пути к познанию законов развития мироздания учёным следует быть особенно ответственными. (Д) Пути познания и способы познавательной деятельности, вне всякого сомнения, должны иметь моральные ограничители и фильтры.

Определите, какие положения текста носят

1) фактический характер;

2) характер оценочных суждений;

3) характер теоретических положений.

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

Факт — (от лат слова factum сделанное, свершившееся). Синоним понятий истина, событие, результат. Нечто конкретное, единичное в отличие от абстрактного и общего. Фактические предложения либо выражают чувственные данное, либо включают в себя результаты наблюдения, конкретные события и положения. Знание в форме утверждения, достоверность которых неоспорима. События, уже произошедшие.

Теоретическое утверждение — утверждение, выведенное из общей теории, не противоречащее всем остальным положениям теории. Теоретические положения абстрактны, основываются на применении специальной терминологии, декларировании общих научных положений. Может представлять собой определение понятия, описание идеализированного объекта.

Оценочные суждения содержать оценку автора. У человека, познающего социальные факты, складывается определенное к ним отношение, выражающееся в согласии, порицании, отрицании, утверждении, поддержке, сомнении и т. д. Как правило, в тексте оценочное суждение содержит следующие речевые обороты: «на наш взгляд», «по вашему мнению», «с нашей точки зрения», «по-видимому», «считалось», «представлялось», «как утверждал», «как говорил», «как отмечал», «плохо», «хорошо», «очевидно».

Предложения, носящие фактические характеры: В

Предложения носящие оценочный характер: Б, Г, Д

Предложения, носящие характер теоретических утверждений: А

Источник

Истинные знания отражают субъективное отношение к миру

Как авторы определяют субъект познания? Какие три субъекта познания они называют? Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «истина».

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Человек не может существовать в мире, не научившись в нем ориентироваться. Ориентация зависит от способности людей адекватно постигать мир, соотнося знания о мире и знания о себе. Поэтому вопрос познания является одним из самых философских.

Познание в первом приближении можно определить как совокупность процессов, обеспечивающих человеку возможность получать, перерабатывать и использовать информацию о мире и о себе.

Те явления или процессы, на которые направлена познавательная активность людей, принято называть объектом познания. Тот, кто осуществляет познавательную деятельность, обретает статус субъекта познания. Субъектом познания может быть индивид, группа, общество в целом.

Таким образом, познание — это специфическая форма взаимодействия субъекта и объекта познания, конечной целью которого является получение истины, обеспечивающей освоение объекта с учетом потребностей субъекта.

Отсюда необходимость исследовать механизм взаимосвязи, который возникает между получающим знание субъектом и объектом как источником знания, между субъектом и знанием, между знанием и объектом.

При рассмотрении проблемы взаимосвязи между субъектом и знанием возникает комплекс вопросов. Отчасти они возникают в связи с освоением субъектом уже наработанного знания (монографии, схемы, формулы, таблицы и т.п.). Освоение готового знания имеет свою специфику, и последняя задает субъекту познания свои «правила игры».

Кроме того, в отношении между субъектом и знанием возникает проблема оценки знаний со стороны субъекта, определения их адекватности, полноты, достаточности для решения конкретной проблемной ситуации.

И наконец, есть свои проблемы и в отношении между знанием и объектом как источником этого знания. Это вопросы истины знания, ее критерия. Всякое знание всегда есть знание о конкретном объекте. В связи с этим возникает вопрос о достаточности оснований для осуществления перехода от «смутного» восприятия объекта к рациональным выводам относительно объекта, переход от субъективного к объективному.

(И,И, Калькой, Ю.А. Сандулов)

1) Определение: тот, кто осуществляет познавательную деятельность, обретает статус субъекта познания;

2) Названные субъекты познания: индивид, группа, общество в целом.

3) Объяснен смысл понятие, например: истина — знание, объективно соответствующее предмету познания.

Критерии оценивания выполнения заданияБаллы
Дано определение, названы субъекты, объяснен смысл понятия2
Указаны только два любых элемента1
Верно указан только один элемент.

ИЛИ Ответ неверный

0
Максимальный балл2

В тексте говорится о вопросах истины знания, ее критерия как проблемы в отношении между знанием и объектом. С опорой на знания курса, назовите любые известные вам три критерия истины.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Человек не может существовать в мире, не научившись в нем ориентироваться. Ориентация зависит от способности людей адекватно постигать мир, соотнося знания о мире и знания о себе. Поэтому вопрос познания является одним из самых философских.

Познание в первом приближении можно определить как совокупность процессов, обеспечивающих человеку возможность получать, перерабатывать и использовать информацию о мире и о себе.

Те явления или процессы, на которые направлена познавательная активность людей, принято называть объектом познания. Тот, кто осуществляет познавательную деятельность, обретает статус субъекта познания. Субъектом познания может быть индивид, группа, общество в целом.

Таким образом, познание — это специфическая форма взаимодействия субъекта и объекта познания, конечной целью которого является получение истины, обеспечивающей освоение объекта с учетом потребностей субъекта.

Отсюда необходимость исследовать механизм взаимосвязи, который возникает между получающим знание субъектом и объектом как источником знания, между субъектом и знанием, между знанием и объектом.

При рассмотрении проблемы взаимосвязи между субъектом и знанием возникает комплекс вопросов. Отчасти они возникают в связи с освоением субъектом уже наработанного знания (монографии, схемы, формулы, таблицы и т.п.). Освоение готового знания имеет свою специфику, и последняя задает субъекту познания свои «правила игры».

Кроме того, в отношении между субъектом и знанием возникает проблема оценки знаний со стороны субъекта, определения их адекватности, полноты, достаточности для решения конкретной проблемной ситуации.

И наконец, есть свои проблемы и в отношении между знанием и объектом как источником этого знания. Это вопросы истины знания, ее критерия. Всякое знание всегда есть знание о конкретном объекте. В связи с этим возникает вопрос о достаточности оснований для осуществления перехода от «смутного» восприятия объекта к рациональным выводам относительно объекта, переход от субъективного к объективному.

(И,И, Калькой, Ю.А. Сандулов)

1) общественная практика (тот или иной вид познания имеет в качестве критерия истины соответствующую именно ему форму практики: обыденная практика, наблюдение, эксперимент и т. д.);

2) формально-логический критерий (применяется в тех условиях, когда нет возможности опереться на практику; например, выявление логических противоречий в математических рассуждениях);

3) непротиворечивость тем знаниям, чья истинность установлена.

Могут быть приведены критерии истины в других формулировках.

Критерии оценивания выполнения заданияБаллы
Приведено положение текста и два аргумента.3
Приведено положение текста и один аргумент.

ИЛИ Положение текста не дано в явном виде, но приведённые два аргумента свидетельствуют о его понимании.

2
Приведен только один аргумент.1
Приведено только положение текста.

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный.

0
Максимальный балл3

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

1) способность2) источник3) объект
4) субъект5) критерий6) объективное
7) абсолютное8) потребность9) цель

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

Долгое время люди считали, что Земля плоская. Чем это представление является с точки зрения современных научных взглядов: относительной истиной или заблуждением? Поясните свой ответ и приведите по одному примеру заблуждения и относительной истины в познании мира.

1. Это высказывание является заблуждением. Объяснение: сегодня точно известна ошибочность таких представлений.

2. Могут приведены следующие примеры:

— заблуждения: Колумб считал, что западный путь в Индию был короче.

— относительная истина: Человек является высшей ступенью эволюции.

Могут быть приведены и иные примеры, не искажающие смысла.

Критерии оценивания выполнения заданияБаллы
Приведён ответ на вопрос, пояснение к ответу и по одному примеру заблуждения и относительной истины.3
Приведён ответ на вопрос, пояснение к ответу и один пример заблуждения.

Приведён ответ на вопрос, пояснение к ответу и один пример относительной истины.

Приведён ответ на вопрос и по одному примеру заблуждения и относительной истины.

2
Приведён ответ на вопрос и пояснение к ответу.

Приведён ответ на вопрос и пример заблуждения.

Приведён ответ на вопрос и пример относительной истины.

1
Приведён только ответ на вопрос.

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие заданию.

Ответ неправильный.

0
Максимальный балл3

Найдите в приведённом ниже списке черты, присущие научному пониманию истины. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) знание, выраженное в доступной форме

2) знание, полученное в результате адекватного отражения объекта познающим субъектом

3) знание, воспроизводящее познаваемый объект таким, каким он существует независимо от сознания человека

4) знание, соответствующее интересам субъекта

5) знание, имеющее широкие возможности для распространения

6) знание, которое разделяет большинство людей

Выберите верные суждения об истине и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Критерием истины может быть её признание авторитетными лицами.

2) Критерием истины может быть её соответствие ранее открытым законам науки.

3) Истину нельзя установить голосованием, она может быть и на стороне меньшинства.

4) Истинным признается утверждение, проверенное практикой и опытом многих поколений.

5) Истиной не является элемент знаний, который в будущем может быть опровергнут.

2) Критерием истины может быть её соответствие ранее открытым законам науки — да, верно.

3) Истину нельзя установить голосованием, она может быть и на стороне меньшинства — да, верно.

4) Истинным признается утверждение, проверенное практикой и опытом многих поколений — да, верно.

5) Истиной не является элемент знаний, который в будущем может быть опровергнут — нет, неверно.

Автор утверждает, что практика служит критерием истинности. Используя содержание текста и обществоведческие знания, приведите объяснение авторской мысли. Назовите еще любые два критерия истинности научного знания.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Государство и право, их многоплановое и активное функционирование – суть общественно-политическая реальная практика, а не идеи и понятия. Причём это такая реальность, с которой вынуждены считаться все общественные силы независимо от их социально-политической направленности. Экономика, социальная сфера, оборона страны, охрана окружающей среды, обеспечение общественного порядка – вот далеко не полный перечень важнейших объектов практической деятельности государства и правового регулирования.

Государственно-правовая действительность, политико-правовые процессы относятся к числу сложнейших и важнейших общественных сфер, от которых во многом зависит жизнедеятельность общества в целом. Их научное осмысление не только объективная потребность общества, но и многотрудное дело.

И если бы наука не изучала и не обобщала этот гигантский исторический опыт, то государственно-правовая практика либо извечно топталась бы на одном месте, либо отбрасывалась, поскольку люди забывали бы ценный опыт и достижения прошлых поколений. Даже в наши дни игнорирование науки в государственно-правовом строительстве порождает массу негативных последствий. Изучая и обобщая практику, наука о государстве и праве формулирует понятия и определения государственно-

правовых явлений, вырабатывает научные рекомендации и выводы, генерирует новые идеи о содержании и формах государства и права.

В то же время жизненность, социальная значимость теории государства и права во многом определяется её связью с общественной практикой, способностью удовлетворять потребности последней. Юридическая практика, опыт функционирования государств, бесчисленные факты государственно-правовой действительности служат неисчерпаемым источником для развития учения о государстве и праве. Практика же обусловливает и цели исследования государства и права, т. е. познание государственно-правовых явлений осуществляется для того, чтобы сама практика развивалась на научной основе. «Нет ничего практичнее хорошей теории», – гласит весьма популярный в век научно-технического прогресса лозунг.

Наконец, практика служит критерием истинности научного знания. «Вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, – вовсе не вопрос теории, а практический вопрос. В практике должен доказать человек истинность. своего мышления».

1) объяснение мысли автора:

— научные выводы могут считаться истинными, если они подтверждены опытом практической деятельности.

2) критерии истинности научного знания:

— практическая полезность, согласованность с общей системой знаний.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *