источник финансирования федеральный бюджет в договоре
Источник финансирования федеральный бюджет в договоре
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Федеральное бюджетное учреждение осуществляет закупки для своей деятельности в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ и Планом ФХД. Планом ФХД предусмотрено два источника финансирования (КФО 4 и КФО 2). В отношении конкретной закупки расходы на ее оплату предусмотрены по КФО 4. Однако в извещении об осуществлении закупки и в самом контракте указано два источника финансирования (КФО 2 и КФО 4). Фактически оплата по контракту произведена за счет средств КФО 4, как и было предусмотрено Планом ФХД. Материальные ценности приняты к учету по КФО 4.
Будет ли являться нарушением в части ведения бухгалтерского учета неточное указание источников финансирования в государственном контракте?
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Какими бывают источники финансирования в контракте по 44-ФЗ, и являются ли они существенным условием контракта?
Под источниками финансирования капитальных вложений понимаются ресурсы, за счет которых расходуются средства на нужды бюджетных учреждений, а также государственных и муниципальных заказчиков. Закупки по 44-ФЗ могут финансироваться из разных источников.
Источник финансирования по 44-ФЗ: правовые нормы
По закону 44-ФЗ понятие «источника финансирования» не раскрывается. Но сведения о том, что может выступать источником финансирования по данному закону, можно почерпнуть из положений гражданского законодательства. Ведь, согласно ч. 1 ст. 2 ФЗ-44, Гражданский кодекс лежит в основе законодательства о контрактной системе.
Согласно положениям п. 2, 3 764 ГК, источниками финансирования в данном случае выступают бюджетные средства и внебюджетные источники. В ранее действующем законодательстве о государственных закупках 94-ФЗ в ч. 1, 2 ст. 3 и ч. 1 ст. 4 были перечислены те же источники закупок. Но на сегодняшний день определенный перечень источников законодательно не установлен.
Под источниками финансирования понимаются различные фонды, из которых поступают денежные средств из разных потоков, направленные на реализацию целевых задач и хозяйственную деятельность организации.
В числе основных источников финансирования представлены:
Характеристика источников финансирования капвложений определяется с учетом отраслевой принадлежности организации-заказчика. Например, учреждения из сферы здравоохранения представляют собой средства бюджетов региональных и муниципальных уровней и внебюджетных фондов, ОМС и ДМС; целевых фондов, созданных в целях охраны здоровья населения; добровольные взносы и пожертвования физических лиц.
Бюджетное финансирование организаций осуществляется с учетом нормативов исходя из затрат на одну расчетную единицу (например, на обучение 1 ребенка или лечение 1 больного). Оно направлено на достижение целевых результатов деятельности учреждения.
Под внебюджетными источниками понимаются дополнительные поступления денежных средств, которые были получены вне бюджета. В их числе доходы от предпринимательской деятельности и от аренды имущества, пожертвования, аренды помещений и пр.
Все организации, которое получают финансирование из бюджета, обязаны закупать товары, работы и услуги по нормам 44-ФЗ. К таким организациям относят:
В ФЗ-44 нет никаких норм, которые бы обязывали бюджетные учреждения закупать определенные товары из конкретных источников, например, из субсидий или из бюджета. Заказчики вправе использовать смешанную форму финансирования.
Обязательно ли в госконтракте указывать источник финансирования закупки
В госконтракте в обязательном порядке прописываются существенные условия. По ч. 2, 4, 13 ст. 34 44-ФЗ к таким, в частности, относят цену контракта и объем поставок.
Согласно ч. 1 ст. 34 44-ФЗ, контракт заключается на тех условиях, которые предусмотрены в извещении на закупку, заявкой на участие и финальным предложением участника. Тогда как по нормам п. 2 ст. 42 44-ФЗ информация об источниках финансирования должна быть указана в извещении на закупку. Соответственно, условие об источниках финансирования в обязательном порядке прописывается в контракте, хоть оно и не является существенным условием договора и несет, скорее, информационную функцию.
Требования ФЗ-44 и Гражданского кодекса не содержат требований об указании источников софинансирования, хотя на практике такое условие стороны часто включают в контракт.
С учетом принципа свободы договора стороны определяют его условия по своему усмотрению, кроме тех ситуаций, когда это обязательно по закону или иным нормативно-правовым актам, согласно п. 4 ст.421 ГК.
Таким образом, закупки по 44-ФЗ могут производиться из бюджетных средств и внебюджетных поступлений. Источники финансирования в обязательном порядке прописываются в контракте, так как они являются частью закупочной документации. Но они не являются существенными условиями договора. Источники софинансирования, которые используются при заключении госконтракта, прописываются по усмотрению сторон.
После того, как вступил в силу Федеральный закона от 05.04.2013г. №44-ФЗ, вопрос о возможности безболезненного изменения источника финансирования контракта постоянно поднимался как у контрактного управляющего, так и на форумах, в соцсетях и т.д.
Публика разделилась на два лагеря:
Одна половина считает, что на основании статьи 95 Федерального закона №44-ФЗ нельзя изменять существенные условия договора за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей, при этом в соответствии со ст.432 ГК РФ
существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Другая половина считает, опираясь на ту же статью 432 ГК РФ, что источник финансирования не является существенным условием договора, т.к. это прямо не указано в Федеральном законе №44-ФЗ.
Мне понравилась октябрьская статья на эту тему одного из экспертов службы Правового консалтинга ГАРАНТ.
По мнению эксперта:
оплата за счет источника финансирования, не указанного в контракте, не противоречит законодательству и не требует внесения изменений в контракт
т.е. можно фактически изменить источник финансирования контракта без составления дополнительного соглашения.
Но, если вопрос касается заказчиков, осуществляющих закупки за счет бюджетных средств, то финансовый орган не пропустит оплату по контракту из источника, не указанного в контракте, и такой фокус не пройдет.
Из приведенного в статье постановления Третьего арбитражного апелляционного суда следует вывод:
Из анализа указанных положений Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона о контрактной системе следует, что порядок финансирования и оплаты работ являются существенными условиями государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ.
А значит и источник финансирования является существенным условием контракта.
Более того, в рассматриваемом деле суд установил признаки нарушения заказчиком статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», т.к.
после внесения данных изменений в контракт подрядчик был поставлен в условия более выгодные по отношению к условиям, указанным в конкурсной документации
На основании вышеизложенного суд признал дополнительное соглашение
недействительным в силу ничтожности
С другой стороны мнение о несущественности условий контракта об источнике финансирования подкреплено письмом Минфин России
по мнению Департамента, в случае если информация об источнике финансирования не влияет на обоюдные обязательства сторон, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение, то такие условия не являются существенными и могут быть изменены по соглашению сторон.
Интересным будет узнать и мнение Двенадцатого арбитражного апелляционного суда по подобному вопросу.
Так, из материалов дела следует, что УФАС усмотрел в изменении дополнительным соглашением порядка финансирования контракта признаки нарушения части 1 ст.95 Федерального закона №44-ФЗ, при этом изменение срока действия контракта УФАС не признал нарушением 44-ФЗ.
В процессе обжалования заказчиком решения УФАС суд установил, что если такие изменения порядка финансирования произошли по объективным причинам в связи с необходимостью, например, при существенном изменении обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, то это не является нарушением ст.95 Федерального закона №44-ФЗ.
В итоге можно сказать, что практика как была не однозначной так она и осталась в том же состоянии.
Рекомендуем все не плодить, по возможности без особых на то оснований, дополнительных соглашений, т.к. в большинстве случаев должностные лица контрольного органа к рассмотрению вопросов, связанных с нарушением 44-ФЗ подходят формально, строго руководствуясь буквальным толкованием закона.
В любом случае составлять или нет дополнительное соглашение к контракту решать контрактному управляющему, но помните, что прежде чем составить «допник» необходимо 7 раз подумать: «А требуется ли он на столько, что можно рискнуть «административкой»?»
Как провести закупку с оплатой и исполнением в следующем году
Переходящие контракты на другой бюджетный год по 44-ФЗ — договоры, которые заключают в текущем периоде, а исполнение обязательств по взаиморасчетам переносят на следующий.
Ключевые правила финансирования и планирования закупок
Для эффективного ведения закупочной деятельности государственные и муниципальные заказчики в процессе проведения закупок используют положения БК РФ (ч. 1 ст. 2 44-ФЗ). Каждая организация-заказчик ежегодно разрабатывает, утверждает и публикует планы-графики — это основа закупочной деятельности. В ст. 16 44-ФЗ строго закреплено, вправе ли заказчик по 44-ФЗ провести закупку, если она не включена в план-график, — нет, заказчики проводят торги только в соответствии с планом-графиком. За проведение незапланированного заказа должностное лицо оштрафуют на 30 000 рублей (ч. 1.6 ст. 7.30 КоАП РФ).
Плановый документ актуален в течение периода действия закона о бюджете (федеральном, муниципальном и внебюджетных фондов) на следующий отчетный и плановый периоды (ч. 5 ст. 16 44-ФЗ). Это позволяет заказчикам заключить как соглашение на один год, так и двухгодичный контракт по 44-ФЗ или более долгосрочный госконтракт. План-график составляется и публикуется в течение 10 рабочих дней после доведения до заказчика лимитов бюджетных обязательств в соответствии с бюджетным законодательством, принятым на следующий период (ч. 6 ст. 16 44-ФЗ).
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как работать с планом-графиком без штрафов и нарушений. Используйте эти инструкции бесплатно.
Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ .
В 44-ФЗ указано, как в плане-графике закупок разместить контракт на 2022 год, заключенный в 2021 году: включить его в план 2022. Информация о закупке подлежит включению в плановые документы того периода, в котором исполнят этот контракт. По новым правилам, вступившим в силу с 01.10.2019, план-график формируется не на один, а на три финансовых периода. В 2021 формируем план на 2022 и плановые 2023-2024 годы.
Оплата закупок за счет средств бюджета 2021-2022
Бюджетным кодексом (ч. 1 ст. 72) предусмотрено, что приобретение товаров, работ, услуг на обеспечение государственных и муниципальных нужд производится только при соблюдении норм и правил действующего законодательства — Федерального закона № 44 и положений БК РФ.
Учреждения вправе заключать госконтракты на основании актуального плана-графика и оплачивать их в пределах лимитов бюджетных обязательств, установленных на отчетный период (ч. 2 ст. 72 БК РФ).
Заказчики имеют возможность заключить договор концом предыдущего периода, если финансирование перечислят в следующем. По действующему бюджетному и контрактному законодательству, заказчик вправе совершить закупочную процедуру для определения поставщика товаров, работ или услуг в 2021 с целью дальнейшего заключения и исполнения госконтракта в 2022.
Получатель бюджетных средств (ПБС) принимает доведенные обязательства в рамках установленных ЛБО (п. 3 ст. 219 БК РФ). Лимиты определяются не только на текущий период, но и на два последующих. Цифры подтверждаются в плане финансово-хозяйственной деятельности и плане-графике, которые составляются на три года. Если заказчику утвердили текущие и будущие плановые показатели, то он вправе заключить переходящий договор на следующий год (в 2021 — на 2022).
Каждый госконтракт в обязательном порядке включает пункты о сроках поставки и приемки, порядке и способах оплаты приобретенных товаров, работ, услуг (ч. 13 ст. 34 44-ФЗ). Укажите в договоре условие, что услуги прошлого контракта будут оплачены в рамках следующего года, иначе у заказчика возникнут проблемы, если лимиты на оплату доведут не в полном объеме: придется расторгнуть текущий контракт или обновить его условия в дополнительном соглашении.
Если заказчик собирается провести закупку за счет бюджетных средств, запланированных на 2022, но не учтенных в выделенных бюджетных обязательствах на 2021-2023 гг., то процесс определения поставщика товаров, работ, услуг возможен только после доведения до учреждения средств бюджета на 2021-2023 гг. (письмо Минфина РФ № 24-03-07/67425 от 16.10.2017). Такой заказ вносят в план, действующий в 2021, только после непосредственного доведения до заказчика объема прав в денежном выражении на принятие (исполнение) таковых обязательств. В 44-ФЗ определено, после размещения плана-графика когда можно заключать договор в 2021 году (или публиковать извещения), — не раньше чем через 1 день после изменения плана-графика (ч. 9 ст. 16 44-ФЗ).
Таким образом, заказчик имеет возможность включить сведения о закупках с периодом исполнения в 2022 г. в плановую документацию текущего, 2021. Учреждение обязано соблюдать нормы, установленные ст. 72 БК РФ, то есть заключать переходящие договоры по 44-ФЗ при наличии выделенных на них бюджетных средств. Все закупки, запланированные в текущем 2021 на 2022, проводятся только под фактически доведенные обязательства.
Запомните важное правило: переходящие контракты указывайте в плане года их исполнения. Вот как перенести закупку на следующий период исполнения:
Особенности для унитарных предприятий
Федеральные государственные унитарные предприятия (ФГУП) — исключение из положений ч. 3 ст. 2 223-ФЗ в связи с тем, что они имеют значительный вклад в обеспечение прав, безопасности и интересов граждан РФ. Для УП допускается заключение переходящих контрактов на следующий год в текущем. У предприятия утверждены плановые показатели бюджета, поэтому переходящие закупки являются полностью обоснованными.
Унитарные предприятия работают по нормам федеральной контрактной системы при получении субсидии из бюджета в рамках ст. 15 44-ФЗ. Основная закупочная деятельность строится на нормах 223-ФЗ. Информация о плане закупок по 223-ФЗ федерального государственного (муниципального) унитарного предприятия формируется в ЕИС на текущий финансовый год и плановый период.
Отражение переходящего контракта в плане-графике
Заключение переходящих контрактов допускается и в рамках Федеральной контрактной системы, и по нормативам БК РФ. Незарегистрированные соглашения оплате не подлежат. Это касается не только переходящих, но и текущих госконтрактов. Пока договор не зарегистрируют, его не профинансируют и не оплатят (ст. 72 БК РФ).
Заключают переходящие контракты точно так же, как и обычные госконтракты. Сначала заказчик планирует заказ, затем проводит закупку и определяет победителя. С победителем госзаказа заключается договор на условиях, предусмотренных извещением и закупочной документацией. Напоминаем, что с 01.01.2022 закупочная документация становится необязательной, а вся информация о заказе приводится в извещении (360-ФЗ от 02.07.2021).
Информацию о заключенном контракте указываем не только в ЕИС, но и в плане-графике, сформированном в ГИИС «Электронный бюджет». Вот как отразить суммы, переходящие по контрактам с прошлого года, в «Электронном бюджете»:
Если заказчик — казенное учреждение, то заполняем плановые документы на долгосрочные контракты по 44-ФЗ по инструкции.
Шаг 1. Выбираем актуальный ПГ — раздел «Закупки».
Шаг 2. Детализируем заказ по КБК.
Шаг 3. Проводим разбивку по периодам выполнения.
Шаг 4. Структурируем по КВР — коду вида расходов.
Шаг 5. Добавляем сведения о нормативно-правовом акте и объемах финансирования по годам.
Сохраняем введенную информацию.
После этого в ПГ отобразятся сведения о нормативно-правовых актах и связанных с ними ЛБО.
Бухгалтерский учет переходящих контрактов
Для отражения переходящих контрактов, заключенных на средства, выделенные в 2021, но с плановым исполнением в 2022, в бухучете используется счет 1 502 11 000. Образовавшийся остаток на будущие периоды не переносится.
Проведите перерегистрацию обязательств и отражайте фактические операции в новом финансовом периоде (Приказ Минфина № 162н от 06.12.2010). Смотрите в таблице, как отражать принимаемые обязательства прошлого года в казенном учреждении при изменении срока исполнения контракта на следующий год, и по аналогии проводите операции БУ и АУ:
Перенос утвержденных ЛБО заказчика с прошлого на текущий финансовый период
Перенос доведенных ЛБО с очередного финансового периода на текущий
Перенос принятых и неисполненных ЛБО с очередного на текущий финансовый период
В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.
Ликбез: за чей счет закупают ТРУ по 44-ФЗ и по 223-ФЗ
Финансирование закупок — это выделение средств на госзаказ из бюджетов разных уровней. Заказчики также используют и внебюджетные средства, то есть деньги от ведения предпринимательской деятельности и безвозмездные поступления.
Какие средства идут на закупки по ФЗ-44
Государственные закупки в рамках Федеральной контрактной системы — целевые. Это значит, что ведутся закупки на деньги, выделенные на определенные цели: заказчик не вправе потратить целевое финансирование на иные потребности.
Все трансферты бюджета строго контролируются. На стадии планирования проводится финансовый контроль: казначейство проверяет планы-графики, сверяет источник финансирования закупки по 44-ФЗ по смете или ПФХД, лимиты бюджетных обязательств и финансовые объемы, которые организация заложила на заказ.
Исполнение госзаказа и целевое использование денег проверяют другие контролирующие органы — счетная палата, контрольно-ревизионное управление, распорядители бюджета. РБС и ГРБС устанавливают, как правильно распоряжаться деньгами от госконтрактов, на региональном и муниципальном уровне и доводят локальные нормативы до подведомственных учреждений.
Следите за изменениями в закупках с помощью КонсультантПлюс!
Настройте индивидуальный профиль и получайте сообщения о новостях и поправках сразу, как они появляются в системе. А пояснения экспертов и сравнение редакций НПА помогут понять запутанные формулировки и разобраться в новых правилах. Попробуйте бесплатно!
В БК РФ и Федеральной контрактной системе указано, какие источники финансирования используются при государственных закупках по закону №44 (ст. 6 БК РФ, ст. 15 44-ФЗ):
К бюджетным средствам относятся трансферты из федерального, регионального и местного бюджета. Субсидирование госзакупок ведется из доходов бюджета. В нормативах БК РФ разъясняется, получение госзаказа — внутренний или внешний источник финансирования: внешний, т. к. деньги на госзакупки выделяют из федеральных субсидий или местных бюджетов.
Организации проводят субсидированные закупки не за счет налогоплательщиков. Налоговые поступления — это не основной источник бюджетного дохода. Кроме налогов, доходную часть формируют неналоговые доходы (внешнеэкономическая деятельность, использование государственного имущества, продажа активов) и безвозмездные поступления. Все эти деньги перераспределяются в равных долях и формируют расходную часть бюджета РФ. В целом на госзакупки отправляется не больше 7% всех расходов.
На поступления из бюджета госзаказчики проводят закупки. Вот куда обычно отдел закупа переводит деньги — поставщикам, которых определили по результатам конкурентных процедур и с которыми подписали контракт (в том числе и единственным поставщикам).
Кроме денег из бюджета, для заказов по закону №44 используют и внебюджет. В ст. 15 закона №44 закреплено, как по 44-ФЗ работать с внебюджетными средствами:
Кроме того, заказчики используют для госзакупок по ФЗ-44 иные внебюджетные средства — деньги внебюджетных фондов (ФФОМС), субвенции на конкретные цели, гранты (ч. 1 ст. 15 44-ФЗ).
За счет чего проводятся заказы по ФЗ-223
Обычно если источники финансирования в договоре — внебюджетные средства, то соглашение заключили по ФЗ-223 (исключения — в ст. 15 закона №44). Закон о закупках отдельными видами юридических лиц предусматривает осуществление заказов за счет собственных средств организации. Если заказчик разместил положение в ЕИС, он использует внебюджетные деньги только по ФЗ-223.
Основной источник финансирования по 223-ФЗ — это поступления от предпринимательской и приносящей доход деятельности. Во внебюджете учитывается оплата услуг и безвозмездные поступления, пожертвования. Эти средства отражаются в плане финансово-хозяйственной деятельности (ПФХД) и распределяются на госзакупки наравне с трансфертами из бюджета.