источники уголовное право 2020

Уголовное право. Общая часть

Борисов А.В., Шиян В.И. Уголовное право. Общая часть. 2020.

В учебнике представлены основные положения отечественного уголовного права, даны ответы на важные вопросы теории и правоприменительной деятельности. В нем систематизированы доктринальные положения уголовного права с учетом влияния иных отраслей права, выявлен и проанализирован позитивный и негативный опыт правоприменения.

Соответствует требованиям ФГОС ВО по специальности «Правовое обеспечение национальной безопасности». Рекомендован учебно-методической комиссией Юридического института Российского университета транспорта в качестве учебника для студентов, обучающихся по специальности «Правовое обеспечение национальной безопасности» (протокол от 23 сентября 2020 г. № 2).

Предлагаемый учебник ориентирован, в первую очередь, на студентов высших учебных заведений юридического профиля. Вместе с тем он может быть полезен и для других учащихся, получающих юридическую подготовку, а также для судей и работников суда, слушателей курсов и институтов повышения квалификации и практических работников правоприменительных органов.

Уголовное право относится к числу ведущих дисциплин, изучаемых в учебных заведениях юридического профиля. Это объясняется той важной позицией, которую уголовное право занимает в системе правовых наук и значимостью уголовного права для жизнедеятельности общества и государства.

Дело в том, что уголовный закон является наиболее острым орудием в руках государства по защите наиболее значимых общественных ценностей.

Государство, действующее в публичных интересах защиты нарушенных преступлением прав граждан, интересов общества и государства, восстановления социальной справедливости, общего и специального предупреждения правонарушений, выступает в качестве стороны возникающих в результате совершения преступления уголовноправовых отношений, наделенной правом подвергнуть лицо, совершившее преступление, публично-правовым по своему характеру мерам уголовно-правового воздействия.

Уголовный закон защищает наиболее важные для личности, социума и государства общественные отношения, посягательства на которые или реальное причинение вреда которым влечет за собой наиболее острую реакцию со стороны государства. Уголовный закон предусматривает возможность применения самых суровых мер принуждения к лицам, посягающим на интересы личности, общества и государства. В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

К таким федеральным законам, в первую очередь, следует отнести Уголовный кодекс Российской Федерации.

При этом характер и содержание устанавливаемых уголовным законом и связанными с ним иными законодательными актами мер должны определяться исходя не только из их обусловленности целями защиты конституционно значимых ценностей, но и из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого эти меры применяются) тому вреду, который был причинен в результате преступных деяний, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.

Значимость уголовного права состоит и в том, что уголовное право лежит в основе деятельности правоохранительных органов и суда. Учитывая вышеизложенное, можно сказать, что знание уголовного права необходимо во многих сферах деятельности. В своей профессиональной деятельности ни один работник юридической службы не может обойтись без знания уголовного права.

Действующий Уголовный кодекс Российской Федерации принят Государственной Думой РФ 24 мая 1996 г. и введен в действие с 1 января 1997 г. В нем получили развитие и закрепление передовые теоретические разработки в области уголовного права, учтены позиции, выработанные международным сообществом, а также накопленный опыт по противодействию преступности.

Следует отметить, что важную роль в развитии уголовного права и практики применения норм уголовного законодательства играют постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации. Толкование уголовного закона, приводящееся в этих постановлениях весьма ценно и для теории уголовного права и формирования единообразной практики применения уголовно-правовых норм.

В результате изучения курса уголовного права обучающийся должен:

Источник

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ОНЛАЙН

Список литературы по уголовному праву

Нормативные правовые акты

Подобрать список литературы по уголовному праву ОНЛАЙН ЗДЕСЬ

Научные, учебные, справочные издания

Учебная литература

Материалы периодической печати

Подобрать список литературы по уголовному праву ОНЛАЙН ЗДЕСЬ

Уголовное право, список литературы

Подобрать список литературы по уголовному праву ОНЛАЙН ЗДЕСЬ

Библиографический список по уголовному праву

Подобрать список литературы по уголовному праву ОНЛАЙН ЗДЕСЬ

Подобрать список литературы по уголовному праву ОНЛАЙН ЗДЕСЬ

28. Решение Астраханского областного суда от 27.07.2018 по делу № 12-281/2018 // http://sudact.ru/ (дата доступа: 01.02.2019).
29. Решение Самарского областного суда от 26.07.2018 по делу № 12-381/2018 // http://sudact.ru/ (дата доступа: 01.02.2019).
30. Приговор Самарского областного суда от 23.07.2018 по делу № 02-15/2018 // http://sudact.ru/ (дата обращения: 01.02.2019).
31. Приговор Рязанского областного суда от 19.07.2018 по делу № 2-4/2018 // http://sudact.ru/ (дата обращения: 01.02.2019).
32. Приговор Псковского областного суда от 18.07.2018 по делу № 2-9/2018 // http://sudact.ru/ (дата обращения: 01.02.2019).
33. Приговор Кировского районного суда г. Томска от 29.06.2018 по делу № 1-210/2018 // http://sudact.ru/ (дата обращения: 01.02.2019).
34. Приговор Тамбовского районного суда от 28.06.2018 по делу № 1-106/2018 // http://sudact.ru/ (дата обращения: 01.02.2019).
35. Приговор Ленинградского районного суда г. Калининграда от 26.06.2018 по делу № 1-139/2018 // http://sudact.ru/ (дата обращения: 01.02.2019).
36. Приговор Тарского городского суда Омской области от 25.06.2018 по делу № 1-58/2018 // http://sudact.ru/ (дата обращения: 01.02.2019).
37. Приговор Ленинского районного суда г. Мурманска от 14.06.2018 по делу № 1-56/2018 // http://sudact.ru/ (дата обращения: 01.02.2019).
38. Приговор Ленинского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 09.06.2018 по делу № 1-333/2018 // http://sudact.ru/ (дата обращения: 01.02.2019).
39. Приговор Иглинского районного суда Республики Башкортостан от 08.06.2018 по делу № 1-94/2018 // http://sudact.ru/ (дата доступа: 01.02.2019).
40. Приговор Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 08.06.2018 по делу № 1-83/2018 // http://sudact.ru/ (дата обращения: 01.02.2019).
41. Приговор Пряжинского районного суда Республики Карелия от 05.06.2018 по делу № 1-17/2018 http://sudact.ru/ (дата доступа: 01.02.2019).
42. Приговор Павловского районного суда Краснодарского края от 15.05.2018 по делу № 1-51/2018 // http://sudact.ru/ (дата доступа: 01.02.2019).
43. Приговор Прикубанского районного суда г. Краснодара от 29.11.2017 по делу № 1-1049/2017 // http://sudact.ru/ (дата обращения: 01.02.2019).
44. Приговор Карпинского городского суда Свердловской области от 28.09.2017 по делу № 1-136/2017 // http://sudact.ru/ (дата обращения: 01.02.2019).
45. Приговор Норильского городского суда Красноярского края от 07.09.2017 по делу № 1-149/2017 // http://sudact.ru/ (дата обращения: 01.02.2019).
46. Определение Челябинского областного суда от 29.06.2017 по делу № 10-2987/2017 // http://sudact.ru/ (дата доступа: 01.02.2019).
47. Приговор Татищевского районного суда Саратовской области от 27.06.2017 по делу № 1-43/2017 // http://sudact.ru/ (дата доступа: 01.02.2019).
48. Приговор Советского районного суда от 06.06.2017 по делу № 1-51/2017 // http://sudact.ru/ (дата обращения: 01.02.2019).
49. Приговор Гвардейского районного суда Калининградской области от 07.02.2017 по делу № 1-12/2017 // http://sudact.ru/ (дата обращения: 01.02.2019).
50. Приговор гарнизонного военного суда Челябинской области от 23.03.2017 по делу № 1-8/2017 // http://sudact.ru/ (дата обращения: 01.02.2019).
51. Приговор Старооскольского городского суда Белгородской области от 15.12.2016 по делу № 1-439/2016 // http://sudact.ru/ (дата доступа: 01.02.2019).

Подобрать список литературы по уголовному праву ОНЛАЙН ЗДЕСЬ

Источник

Источники уголовное право 2020

источники уголовное право 2020

источники уголовное право 2020

ЮстиАл | Юридический паблик запись закреплена

9 книг по уголовному праву

1. Чучаев А.И. «Уголовное право Российской Федерации. Общая и Особенная части»

В работе впервые выделена самостоятельная глава, посвящённая проблемам уголовно-правовой квалификации, более конкретно представлены уголовно-правовые школы и дана характеристика зарубежного уголовного права. Каждая глава снабжена информационно-справочным материалом.

2. Сундуров Ф.Р., Тарханов И.А. «Уголовное право России. Общая часть»

В представленной работе содержится доктринальное исследование Уголовного кодекса России 1996 г. и практики применения его норм. Проведены сравнительный анализ институтов и норм российского и зарубежного уголовного права, а также сравнительное исследование действующего уголовного законодательства России и предшествующих отечественных уголовно-правовых актов.

3. Сундуров Ф.Р., Талан М.В. «Уголовное право России. Особенная часть»

В работе содержится доктринальное исследование Уголовного кодекса России 1996 г. и практики применения его норм. Работа подготовлена на основе анализа не только законов, теоретических работ, но и постановлений Пленума Верховного Суда РФ, ряда постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР, судебной практики по конкретным уголовным делам.

4. Филимонов В.Д. «Принципы уголовного права»

В книге рассматриваются понятие, виды и система принципов уголовного права, их социальная обусловленность. Её основное содержание посвящено анализу конституционных и иных принципов уголовной ответственности.

5. Буркина О.А. «Уголовное право Российской Федерации (Общая часть) в таблицах и схемах»

Работа подготовлена на основе статей Уголовного кодекса Российской Федерации. Последовательность расположения схем и таблиц соответствует структуре Общей части Уголовного кодекса Российской Федерации.

6. Есаков Г.А. и др. «Уголовное право зарубежных стран»

Работа подготовлена на основе уголовного законодательства, судебной практики и доктрины ряда стран мира (Англия, Франция, Германия, арабские государства) и раскрывает основные институты Общей части уголовного права зарубежных государств (источники права, учение о преступлении, неоконченном преступлении, соучастии, учение о наказании). В работе также освещаются основные проблемы сравнительного правоведения в области уголовного права.

7. Жалинский А.Э. «Уголовное право в ожидании перемен. Теоретико-инструментальный анализ»

В книге рассматриваются проблемы Общей части уголовного права и уголовного закона, действующего в условиях социальной трансформации. С новых позиций анализируется понятие уголовного права, его содержание и значение в современном обществе, а также роль науки уголовного права и другие методологические вопросы. Особо характеризуются связи уголовного права и экономики, уголовного права и власти, легитимность уголовного закона, задача охраны национального уголовно-правового суверенитета страны, влияние различных идеологических учений на формирование уголовного права.

8. Кенни К. «Основы уголовного права»

Кортни Стэнхоуп Кенни (Courtney Stanhope Kenny) (1847-1930) – британский юрист, член Палаты общин с 1885 до 1888. Кенни — автор ряда работ по различным вопросам права. Наибольшим распространением в Англии пользуются его «Основы уголовного права».
«Основы уголовного права» Кенни по содержанию значительно шире своего названия. В книге наряду с тем, что мы назвали бы общей и особенной частью уголовного права (часть I — «Общие положения», и часть II — «Определения отдельных преступлений»), содержатся также основы доказательственного права (часть III — «Способы доказывания»), включающие материал не только по уголовному, но и по гражданскому процессу (гл. XXV), и, наконец, основы английского судоустройства (в плане уголовного процесса) и самого уголовного процесса (гл. XXVIII и гл. XXVII, XXIX—XXXII).

9. Чезаре Беккариа «О преступлениях и наказаниях»

Книга «О преступлениях и наказаниях» входит в сокровищницу европейской культуры и представляет несомненный интерес для современного российского читателя. В книге, в частности, поднимаются проблемы ответственности власти перед обществом и перед каждой отдельной личностью.

Источник

Международное уголовное право

В результате изучения данной главы обучающийся должен:

Понятие, принципы и источники международного уголовного права

Международное уголовное право — это новая отрасль международного права, которая появилась и развивалась вместе с развитием международного публичного права в XIX в. Международное уголовное право до XX в. было в основном процессуальным правом.

Процесс становления международного уголовного права проходил в несколько этапов.

Первый этап — периоды рабовладельческого и феодального строя. Для этого времени характерно появления отдельных межгосударственных соглашений в отношении конкретных преступлений.

Например, Договор между царем хеттов Хаттушичем III и египетским фараоном Рамсесом II 1296 г. до н. э. содержит нормы о пресечении восстаний и выдаче преступников. Подобные соглашения заключались и другими рабовладельческими государствами (Месопотамия, Рим, Греция). В этот же период появились нормы об обращении с военнопленными и их обмене.

В ряде договоров предусматривались вопросы выдачи преступников за деяния, совершенные в соседнем государстве. Вопросы экстрадиции предусматривались договорами многих европейских государств средневековья. Примером служит Договор между королями Англии и Франции 1303 г.

В этот период складывались основы международного обычая предоставления дипломатических привилегий и неприкосновенности послов, в том числе иммунитет дипломатов от преследования за преступление, совершенное ими на территории принимающего государства.

Второй этап — буржуазно-демократические революции и развитие капитализма. Начиная с конца XVIII — начала XIX в., мировое сообщество стало задумываться над вопросами пиратства и работорговли; впервые получила осуждение торговля африканцами на Венском конгрессе 1815 г. А в 1842 г. Лондонский договор между Великобританией, Пруссией, Россией и Францией приравнял работорговлю к пиратству. Именно тогда развивалось и международно-правовое регулирование вопросов выдачи преступников.

В этот период стало развиваться национальное уголовное право государств под влиянием международных связей. В сферу международного сотрудничества государств в области борьбы с преступностью стали входить не только вопросы об экстрадиции, действия закона в пространстве, но и о противодействии ряду преступлений международного характера: пиратству, работорговле, подделке денежных знаков, столкновению морских судов и неоказанию помощи на море.

В уголовных законах ряда европейских стран появляются нормы о преступлениях против мира, против добрососедства государств, именуемых сегодня международными преступлениями.

В результате международного сотрудничества государств в области борьбы с преступностью стала формироваться концепция международного уголовного права на рубеже XIX?XX вв. Основными вопросами концепции были разграничение уголовной юрисдикции государств и правовая помощь. По мнению профессора Ф. Ф. Мартенса, международное уголовное право «заключает в себе совокупность юридических норм, определяющих условия международной судебной помощи государств друг другу при осуществлении ими своей карательной власти в области международного общения»1.

На развитие международного уголовного права повлияла Первая мировая война. Подтвердилась необходимость наказания виновников войны. В Версальском мирным договоре 1919 г. впервые появилась норма об уголовной ответственности физического лица за совершение преступных деяний, выходящих за рамки национального законодательства — речь здесь шла о привлечении Кайзера Вильгельма II и его соратников за военные преступления.

Началом кодификации международного уголовного права считают принятие Устава Международного военного трибунала 1945 г.

Были закреплены общие принципы международного уголовного права. Уставом все преступления были квалифицированы на три группы.

Наиболее весомый вклад в развитие института международных преступлений внесла Комиссия международного права, которая с 1947 г. начала разработку проекта кодекса преступлений против мира и безопасности человечества. Во втором чтении этот проект был принят в 1996 г. В этом проекте названо пять преступлений, которые признаны международными преступлениями: агрессия; геноцид; преступления против человечества; преступления против персонала ООН и связанного с ней персонала; военные преступления.

Государства сотрудничают в области борьбы с международной преступностью и на региональном, двустороннем уровне. Совет Европы принял Конвенцию о легализации доходов от преступной деятельности 1990 г., Конвенцию об уголовной ответственности за коррупцию 1999 г. и др.

Итак, международное уголовное право — это система правовых принципов и норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с совершением международных преступлений и преступлений международного характера и обеспечивающих взаимодействие государств и международных организаций в борьбе с этими преступлениями.

Вопрос о понятии международного уголовного права на сегодняшний день является дискуссионным. Существует несколько мнений по этому вопросу, согласно которым:

Предмет регулирования международного уголовного права носит смешанный характер, т.е. он регулирует уголовно-правовые вопросы, уголовно-процессуальные и уголовно-исполнительные, которые решаются не только и не столько в рамках национального права, сколько в рамках международно-правовых норм по борьбе с преступностью.

Суть и цель международного уголовного права состоит в выработке механизма действенных мер по привлечению к ответственности лиц, совершивших международные преступления и преступления международного характера.

Международное уголовное право содержит в себя нормы уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного права.

Принципы международного уголовного права делятся на основополагающие и специальные принципы.

Основополагающие принципы закреплены во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте о гражданских и политических правах и в Уставе Нюрнбергского трибунала. Общепринято, что данная группа принципов носит императивный характер. К основополагающим принципам относятся следующие: каждый имеет право на жизнь; все лица равны перед судами и трибуналами; никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному или унижающему достоинство обращениям и наказаниям; каждый имеет право на публичное разбирательство; каждый обвиняемый считается невиновным пока виновность не будет доказана судом; никто не должен быть лишен свободы, иначе как на основании и в соответствии с процедурой, установленной законом; каждому арестованному при аресте должны быть сообщены причины ареста; каждому, кто лишен свободы, в случае ареста принадлежит право на разбирательство его дела судьей для решения вопроса о законности содержания под стражей; никто не может быть лишен свободы только на том основании, что не может выполнить договорное обязательство; каждый, кто был жертвой незаконного ареста, имеет право на компенсацию; каждый при рассмотрении дел имеет право на следующие гарантии: а) гарантия языка; б) имеет достаточное время на подготовку своей защиты; в) имеет право допрашивать выступающих против него свидетелей или на допрос в присутствии этих свидетелей.

Специальные принципы международного уголовного права закреплены в части III Статута Международного уголовного суда. К ним относятся: принцип ответственности только за деяние, признанное преступлением нормой международного уголовного права; принцип «нет преступления без указания на то в законе»; принцип индивидуальной ответственности; принцип неотвратимости уголовной ответственности; принцип «лицо, признанное виновным по международному уголовному праву, может быть подвергнуто наказанию, определенному нормой международного уголовного права»; принцип никто не должен быть судим вторично или наказан за преступление, за которое он уже был окончательно осужден или оправдан в соответствии с законом и уголовно-процессуальным правом каждой страны и др.

К основным источникам международного уголовного права относятся: Римский Статут Международного уголовного суда, международные договоры, принципы и нормы международного права, включая общепризнанные принципы международного права вооруженных конфликтов; общие принципы права, взятые им из национальных законов правовых систем мира.

К источникам международного уголовного права можно также отнести международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы; уставы и правила международных уголовных трибуналов; судебные решения.

Международные преступления и преступления международного характера

Международные преступления — это «запрещенные международным правом деяния лиц, выступающих от имени государства или лица участвующих в осуществлении государственной политики»1.

Международные преступления могут совершаться не только лицами, состоящими у власти, но и другими частными лицами.

Преступления международного характера представляют собой деяния, предусмотренные международными договорами, посягающие на нормальные отношения между государствами, наносящие ущерб мирному сотрудничеству в различных областях, а также организациям и гражданам, наказуемые либо согласно международным нормам, либо согласно нормам национального уголовного права.

Составы международных преступлений установлены либо в международных обычаях, либо в международных договорах. К этим международным договорам относятся: уставы международных трибуналов и международных уголовных судов; Женевские соглашения 1949 г. и Дополнительные протоколы к ним 1977 г.; Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г.; проекты Кодексов преступлений против мира и безопасности человечества, подготовленные Комиссией международного права в 1954 и в 1996 г.

К преступлениям международного характера относятся: терроризм; захват воздушного судна; акты, направленные против безопасности гражданской авиации; хищение ядерного материала; незаконное радиовещание; легализация преступных доходов; фальшивомонетничество; киберпреступления; коррупция; посягательство на культурные ценности; рабство и работорговля; распространение порнографии; пытки; незаконный оборот наркотических и психотропных веществ; пиратство; столкновение морских судов; загрязнение морской среды и т.д.

Отличие международных преступлений от преступлений международного характера заключается в следующем:

Международный организационно-правовой механизм сотрудничества в борьбе с преступностью

Необходимость такого сотрудничества обусловлена целым рядом факторов.

Во-первых, возросла международная активность преступности, которая усугубляется размыванием государственных границ и межгосударственной экономической интеграцией. В связи с техническим прогрессом, развитием информационных технологий, а также вследствие изменений в банковской сфере и структуре торговли преступность уже более не связана национальными границами, т.е. она часто стала носить транснациональный (трансграничный) характер.

Во-вторых, усилился рост организованных форм преступности.

В-третьих, нередко доходы от преступной деятельности укрываются за границей.

В-четвертых, появились совершенно новые формы преступности (налоговые, экологические, компьютерные преступления и др.), а также наметилось «совершенствование» преступности, связанной с легализацией доходов от преступной деятельности.

Рост и качественное совершенствование преступности требует от государств координации усилий по противодействию ей. Международное сотрудничество в сфере борьбы с преступностью — это регулируемая международными и национальными нормами деятельность государств и международных организаций по защите интересов личности, государства и мирового сообщества от международных и транснациональных преступлений.

Существуют разнообразные формы осуществления международного сотрудничества:

К числу международных органов, способствующих осуществлению уголовного преследования другими органами, могут быть отнесены многие международные организации. Но особенно заметную роль среди них играют ООН, Интерпол, Европол, Евроюст, Специальная финансовая комиссия по проблемам отмывания денег.

Вопросы борьбы с преступностью занимают существенное место в деятельности ООН, в том числе на сессиях Генеральной Ассамблеи, неоднократно принимавшей резолюции о борьбе с международным терроризмом и с другими преступными деяниями. Ряд конвенций о преступлениях международного характера был подготовлен в рамках ООН (в их числе Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.).

В рамках Экономического и Социального Совета ООН был учрежден Комитет по предупреждению и контролю над преступностью в составе представителей 27 государств. Одна из его функций — проведение раз в пять лет конгрессов ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. В 1992 г. приступила к работе Комиссия ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию.

В 1923 г. была создана Международная комиссия уголовной полиции и на 25-й сессии Международной комиссии уголовной полиции в 1956 г. был принят новый устав, в котором было закреплено новое название организации — Интерпол.

Целями организации являются взаимное сотрудничество органов уголовной полиции в пределах законодательства соответствующих стран и создание учреждений, способствующих предупреждению и борьбе с общей уголовной преступностью. Важное значение имеет взаимодействие этих органов в розыске подозреваемых в совершении деяний, характеризуемых международной общественной опасностью и (или) совершаемых лицами, занесенными в картотеку «международных преступников». Статья 3 Устава запрещает вмешательство организации в дела политического, военного, религиозного или расового характера.

Входящее в состав Интерпола государство делегирует «в качестве члена организации» любой официальный полицейский орган, функции которого соответствуют характеру деятельности организации.

Высшим органом Интерпола является Генеральная ассамблея.

Вторым органом является Исполнительный комитет, который избирается Генеральной ассамблеей в составе 13 человек. Основные функции Комитета — контроль за работой Генерального секретаря и исполнением решений Генеральной ассамблеи, а также подготовка программ работы организации и вынесение их на рассмотрение Генеральной ассамблеи. В каждой из стран, входящих в Интерпол, в структуре государственных правоохранительных органов созданы

Государственные центральные бюро (ГЦБ), являющиеся органами по взаимодействию государственных правоохранительных органов с ГЦБ Интерпола других стран и Генеральным секретариатом Интерпола.

К основным направлениям деятельности Интерпола относятся:

Штаб-квартира Интерпола расположен во Франции (г. Лион).

Европейское полицейское ведомство (Европол) было создано в 1992 г. на основе Конвенции о Европейском полицейском ведомстве.

Цель Европола состоит в том, чтобы повысить эффективность сотрудничества полиции внутри Европейского Союза, особенно в борьбе с незаконным оборотом наркотиков и терроризмом. Европол призван бороться только с «серьезными формами международной преступности».

В компетенцию Европола входят: терроризм; отмывание денег; изготовление фальшивых денег, чеков и других ценных бумаг; разбой, вымогательства, убийства, причинение тяжкого вреда здоровью, изнасилование; похищение человека и захват заложников; сексуальная эксплуатация детей и детская порнография; торговля людьми и др.

В 2002 г. в соответствии с решением Европейского Совета был создан Евроюст в целях усиления борьбы с тяжкими преступлениями. Основными задачами Евроюста являются:

К компетенции Евроюста относятся те же преступления, с которыми призван бороться Европол. Внутренняя организационная деятельность Евроюста регулируется его правилами процедуры.

Полномочия Евроюста включают:

Непосредственных полномочий по возбуждению и расследованию уголовных дел у Евроюста нет.

Другим органом является Антитеррористический центр СНГ. Он был создан 21 июня 2000 г. Решением Совета глав государств СНГ. В 2002 г. создано региональное подразделение Антитеррористического центра по Центрально-Азиатскому региону в г. Бишкеке.

В 2001 г. в рамках Шанхайской организации сотрудничества была создана региональная антитеррористическая структура, являющаяся постоянно действующим органом Организации. Она была учреждена Соглашением о Региональной антитеррористической структуре (РАТС).

Основными задачами и функциями РАТС являются:

Для борьбы с явлениями легализации доходов от преступной деятельности в 1989 г. была учреждена Специальная финансовая комиссия по проблемам отмывания денег (ФАТФ). В ФАТФ входит 35 государств. Кроме того, в состав ФАТФ входят Комиссия ЕС и Совет по сотрудничеству стран Персидского залива. Длительное время прием новых членов в эту организацию не осуществлялся.

К основным направлениям деятельности ФАТФ относятся:

В рамках ФАТФ были разработаны Сорок рекомендаций ФАТФ, или Специальная программа ФАТФ по противодействию отмыванию денег. Этот документ несколько раз пересматривался и дополнялся.

Рекомендации посвящены нескольким блокам вопросов:

Для защиты общих интересов всего международного сообщества появилось огромное число разных международных организаций и органов, в том числе и в уголовной сфере. Их относят к «международной уголовной юстиции» и называют «органами международной уголовной юстиции».

Орган международной уголовной юстиции — это любая организационная структура, функционирующая постоянно или временно, действующая на основании международного права и в соответствии с ним, созданная государствами или международной организацией в целях осуществления уголовного преследования и правосудия по уголовным делам.

К ним можно отнести:

Институт выдачи лиц, совершивших преступления (экстрадиция)

Институт выдачи преступников (экстрадиция) является одной из наиболее важных форм взаимной правовой помощи по уголовным делам, поскольку он касается передача лиц государством, на территории которого такие лица находятся, другому государству для привлечения их к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение.

Вопросы выдачи регулируются международными соглашениями, в частности, нормами двухсторонних, региональных (Европейская конвенция о выдаче 1957 г.) и универсальных соглашений о выдаче, принципом взаимности и национальным законодательством (гл. 54 УПК РФ). Вопрос о выдаче также предусмотрен в Женевских конвенциях 1949 г. и в Дополнительном протоколе I к ним. Например, ст. 88 Дополнительного протокола требует от государств-участников оказывать друг другу взаимную помощь в вопросах уголовного преследования и сотрудничать в том, что касается выдачи. К двусторонним соглашениям, например, относятся: Соглашение между Объединенными Арабскими Эмиратами и Республикой Индией о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1990 г.; Договор между Российской Федерацией и Республикой Ангола о выдаче 2006 г.; Договор между Российской Федерацией и Аргентинской Республикой о выдаче 2014 г.; Соглашение между Российской Федерацией и Королевством Бахрейн о выдаче 2016 г. и др.

Обязанность государств сотрудничать в вопросах выдачи основана на принципе «либо выдай, либо суди».

Международные соглашения, будь то двусторонние или многосторонние, четко не определили понятие выдачи (экстрадиция).

В судебном порядке Верховный суд США определил экстрадицию как «судебную процедуру, основанную на международном договоре или принципе взаимности или национальном законодательстве, когда запрашиваемое государство передает запрашивающему государству подозреваемого или обвиняемого в совершении уголовного деяния против запрашивающего государства или в нарушении международного уголовного права, где наказывается в запрашивающем государстве».

Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности является одним из важнейших международных механизмов международного сотрудничества в борьбе с преступностью. С одной стороны, она содержат правила укрепления международного сотрудничества в борьбе с организованной преступностью, правила взаимной правовой помощи между государствами в проведении уголовных расследований, сбор, обмен и анализ информации об организованной преступности, отмывании денег, коррупции и тяжких преступлениях. С другой стороны, содержит нормы о выдаче преступников. Согласно п. 1 ст. 16 Конвенции «Настоящая статья применяется к преступлениям, охватываемым настоящей Конвенцией, или в случаях, если к совершению преступления, упомянутого в пункте 1 а или b статьи 3, причастна организованная преступная группа и лицо, в отношении которого запрашивается выдача, находится на территории запрашиваемого Государства-участника, при условии, что деяние, в связи с которым запрашивается выдача, является уголовно наказуемым согласно внутреннему законодательству как запрашивающего Государства-участника, так и запрашиваемого Государстваучастника».

Во многих международных соглашениях, предусматривающих экстрадицию, закреплены случаи, в которых не будет разрешена экстрадиция. Например, в ст. 6 Арабской конвенции о борьбе с терроризмом 1998 г. перечислены случаи, в которых экстрадиция не осуществляется:

Случаи отказа в выдаче, содержащиеся в международных соглашениях, не всегда совпадают.

Процедура выдачи является обязательной для распространения юрисдикции государства в отношении преступника, находящегося на территории иностранного государства.

Запрос об экстрадиции обычно направляется заращиваемому государству в письменной форме дипломатическим путем и передается генеральному прокурору. Затем прокуратура разъясняет причину ареста и выдачи разыскиваемого лица, информирует его о содержании запроса о выдаче, об имеющихся доказательствах и документах, связанных с запросом, допрашивает его и подтверждает его показания и запросы его адвоката. В течение 15 дней прокурор передает запрос о выдаче в компетентный суд.

Передача лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются, предусмотрена некоторыми международными соглашениями о правовой помощи, а также гл. 55 УПК РФ. Например, Конвенция о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются, 1978 г. предусматривает в ст. 1, что «граждане каждого из Договаривающихся Государств, осужденные к лишению свободы в другом Договаривающемся Государстве, будут по взаимному согласию этих Государств передаваться для отбывания наказания в то Государство, гражданами которого они являются». Статья 2 устанавливает, что передача осужденного для отбывания наказания в государство, гражданином которого он является, может иметь место после вступления приговора в законную силу.

Назначенное осужденному наказание отбывается на основании приговора суда того государства, в котором он был осужден, а помилование осуществляется тем государством, которому осужденный передан.

Правовая помощь по уголовным делам

Правовая помощь по уголовным делам осуществляется на основе многосторонних и двусторонних договоров, она также осуществляется на основе принципа взаимности.

К многосторонним соглашениям, регулирующим правовую помощь по уголовным делам, относятся: Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г.; Типовой договор о взаимной помощи в области уголовного правосудия и его Факультативный протокол, касающийся доходов от преступлений, 1990 г.; Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г.; Кишиневская конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 2002 г.; Минская конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. и др. К двусторонним соглашениям относятся: Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Алжирской Народной Демократической Республикой о взаимном оказании правовой помощи 1982 г.; Договор между Российской Федерацией и Аргентинской Республикой о взаимной правовой помощи по уголовным делам 2014 г.; Договор между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о взаимной правовой помощи по уголовным делам 2015 г. и др.

В соответствии с этими соглашениями государства оказывают друг другу правовую помощь путем выполнения поручений об осуществлении определенных юридических действий, в частности проведения обысков, составления и пересылки документов, изъятий, передачи вещественных доказательств, допроса обвиняемых, свидетелей и других лиц, проведения экспертизы и др.

Формами правовой помощи являются:

Процедура оказания правовой помощи государств осуществляется через их центральные органы. В Российской Федерации это Министерство юстиции РФ и Генеральная прокуратура РФ. Центральные органы либо сами непосредственно исполняют запрос о правовой помощи, либо направляют его для выполнения другому компетентному органу.

Исполнение запроса о правовой помощи осуществляется в соответствии с законодательством запрашиваемого государства, однако по просьбе запрашивающего государства могут быть применены его процессуальные нормы.

В правовой помощи может быть отказано в случаях:

Вопросы и задания для самоконтроля

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *