источником уплаты налога является ответ
Понятие налога и сбора
Государство на законодательном уровне вменяет предпринимателям в обязанность отчислять часть доходов от их деятельности в бюджет того или иного уровня на обеспечение различных государственных нужд. Налоги и сборы касаются каждого бизнесмена, заставляя корпеть над отчетностью и расставаться с частью прибыли. И тот, и другой фискальный платеж закреплен в законодательстве.
В чем же разница между этими видами отчислений? Где она зафиксирована? В чем проявляется для предпринимателя? Рассматриваем все тонкости, касающиеся налогов и сборов в российском законодательстве.
Регламентирующие правовые акты
Все требования и условия, которые касаются предпринимательских отчислений в бюджеты, зафиксированы в главном правовом акте фискальной службы – Налоговом Кодексе Российской федерации.
В частности, он содержит положение о том, что отдельные вопросы, касающиеся налогообложения, могут быть решены на уровнях региональных или местных властей. Это значит, что на той или иной территории могут быть приняты собственные правила и нормы для особенностей уплаты некоторых отчислений. При этом в самом Налоговом Кодексе выписываются основные нормы, а местные законы их конкретизируют.
Таким образом, любой вид отчислений может быть отнесен к одной из трех категорий:
ВАЖНО! Если законодательство вводит новый вид налога или сбора, он будет отнесен к одному из этих трех типов, отсюда станет ясно, кто сможет вносить изменения в налоговые ставки, отчетные периоды, сроки уплаты и другие конкретные моменты, касающиеся формирования платежа.
Внесем ясность в определения
Налог государство определяет как платеж, который вносится в бюджет в виде определенной денежной суммы как физическими, так и юридическими лицами. Особенности этого вида платежа:
Элементами налога являются:
Сбор – это взнос, который производится в качестве оплаты за произведенные действия государственным органом, то есть оказание той или иной государственной услуги, значимой с юридической точки зрения. Теоретически, сбор является добровольным взносом, но так как оплачиваемые услуги в подавляющем большинстве случаев являются необходимыми для дальнейшей предпринимательской деятельности, причем это закреплено в законодательстве, платить за них так или иначе приходится. Сумма сбора устанавливается фиксированно. Плательщик сбора собирается вступить в правовые отношения с государством, желая получить:
Элементами сбора считаются только плательщики и элементы обложения (в каждом конкретном случае свои).
Виды и примеры налогов и сборов
Налог и сбор: между ними много общего
10 главных отличий налогов и сборов
Рассмотрим, чем отличаются эти виды платежей. Для этого сравним их по различным основаниям, приведенным в таблице.
Налоги: их виды и функции
Налоги — это обязательные платежи в государственный бюджет на безвозмездной основе. В статье определим, что такое налоги, каковы сущность, функции и виды, принципы налогообложения.
Определимся с понятиями
Совокупность всех фискальных обязательств (налогов, сборов, взносов, пошлин и иных налоговых платежей) представляет собой налоговую систему государства. Исчерпывающий перечень фискальных сборов устанавливается на федеральном уровне. Местные и региональные власти не вправе вводить дополнительные виды налогообложения.
Такое имеют «налоги» понятие; виды и функции фискальных обязательств определяются их ключевым назначением: пополнением доходной части бюджета. То есть основной доход государства — это сборы и взносы граждан и предприятий.
Налоги: сущность, функции, виды
Ключевая сущность фискальных платежей заключается в том, что государство взимает часть доходов налогоплательщиков для обеспечения деятельности органов власти.
Все фискальные обязательства имеют сложную классификацию по различным принципам. Далее рассмотрим основные налоги, их виды, сущность и понятие для каждого платежа.
Классификация налоговых платежей
Ключевая группировка подразумевает разделение всех фискальных обязательств на три группы:
Вторая по значимости группировка — классификация по способу изъятия. Выделяют прямые и косвенные обязательства. К прямым относят те сборы, которые налогоплательщики уплачивают напрямую с полученного дохода, прибыли, имущества. К примеру, НДФЛ, имущественный, земельный, транспортный сбор.
Косвенные — это надбавка определенного рода, которая включается в стоимость товара, работы или услуги. Например, НДС или акциз.
Итоги и выводы
Итак, определим, что такое налоги, их виды и функции, кратко.
Налоговые обязательства — это обязательные платежи в пользу государства, которые имеют индивидуальный, безвозмездный характер. Выполняют четыре основные функции: фискальную (пополнение бюджета), распределительную (перераспределение средств), регулирующую (утверждение норм и правил налогообложения), контрольную (надзор за полнотой и своевременностью расчетов).
Источником уплаты налога является ответ
Единственно верный ответ отмечен +
1 К общегосударственным налогам относят:
А) налог из рекламы;
В) коммунальный налог;
Г) гостиничный сбор.
2 Совокупность налогов, что взимаются в государстве, а также форм и методов их построения – это:
А) налоговая политика;
+ Б) налоговая система;
В) фискальная функция;
Г) принцип стабильности
3 Акцизный сбор – это налог:
+ А) косвенный – индивидуальный;
Б) прямой – реальный;
Г) косвенный – универсальный.
4 Налоги возникли в результате:
А) развития торговли;
+ Б) появления государства;
В) становление промышленности;
Г) формирование товарно-денежных отношений.
5 Налоги – это:
А) денежные содержания из каждого работающего человека;
Б) денежные и натуральные платежи, что выплачиваются из госбюджета;
В) денежные изъятия государства из прибыли и зарплаты;
+ Г) обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет в размерах и в сроки, установленные законом.
6 Недопущение каких-либо проявлений налоговой дискриминации – обеспечение одинакового подхода к субъектам ведения хозяйства – это принцип:
Г) равномерности уплаты.
7 К местным налогам и сборам относят:
В) налог из владельцев транспортных средств;
Г) коммунальный налог;
8. Источником уплаты налога является:
А) заработная плата;
+ Г) все ответы верны.
9 Перераспределение доходов юридических и физических лиц осуществляется путем реализации:
А) стимулирующей функции налогов;
Б) регулирующей функции налогов;
+ В) распределительной функции налогов;
Г) контрольной функции налогов.
10 К личностным налогам относятся:
+ А) подоходный налог;
12 Пополнение средств государственной казны осуществляется путем реализации функции налогов:
13 К реальным налогам относятся:
А) подоходный налог;
15 По способу взимания налоги подразделяются:
+ А) прямые и косвенные;
Б) на прибыль (доход), на прибавленную стоимость, ресурсные, на имущество, на действии;
В) общегосударственные и местные;
Г) кадастровые, декларационные и предыдущие.
16. Налоговым периодом по акцизам признается:
+ А) календарный месяц
17. К коммерческим организациям относятся организации:
А) получающие прибыль, накапливающие ее и не распределяющие ее между участниками
+ Б) получающие прибыль и распределяющие ее между участниками
В) не получающие прибыль
18. Финансовой практикой выработаны виды прогрессии:
— Полная и смешанная
— Линейная и каскадная
19. К прямым налогам относятся:
+ Подоходный налог, налог на имущество
— Водный налог, акцизы
— Транспортный налог, подоходный налог
20. К целевым налогам относятся:
+ Земельный налог, налог на восстановление минерально-сырьевой базы
— Налог на транспортные перевозки, налог на недвижимость
— Таможенная пошлина, водный налог
21. К специальным налоговым режимам не относится:
— Система налогообложения, опирающаяся на патенты
— Система налогообложения для товаропроизводителей сельскохозяйственной продукции
+ Единый социальный налог
22. К косвенным налогам относятся:
— Налог на прибыль, налог на наследство
— Налог на имущество, земельный налог
23. Какие организации не являются плательщиками налога на прибыль?
— Коммерческие банки различных видов; страховые компании, получившие лицензию на обслуживание страховой деятельности; профессиональные работники рынка ценных бумаг
— Некоммерческие и благотворительные организации и фонды
+ Платящие единый налог на вмененный доход; применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности; уплачивающие налог на игорный бизнес; платящие единый сельскохозяйственный налог
24. Функции налогов заключаются в:
+ Финансовом обеспечении расходов, которые несет государство; регулировании экономики со стороны государства; поддержании равенства между различными слоями населения; стимулировании экономики
— Концентрации денежных средств в государственном бюджете; осуществлении контроля за расходованием государственных денежных средств; поддержании социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними
— Равномерном распределении финансовых ресурсов государства; государственном регулировании экономики; обеспечении финансирования государственных расходов; осуществлении контроля за процессом использования государственных денежных средств
25. К какой группе налогов относятся акцизы?
26. Классифицировать налоги можно по следующим признакам:
— Способ изъятия; объект налогообложения; целевое назначение налога; субъект налогообложения; уровень бюджета, в который зачисляется налог; срок уплаты
— Отношение к бюджету; иерархические уровни утверждения; отношение к бюджету; субъект налогообложения; объект налогообложения; способ отражения в бухучете
+ Способ взимания; орган, устанавливающий налог; целевая направленность введения; субъект-налогоплательщик; уровень бюджета, в который зачисляется налог; способ отражения в бухучете; срок уплаты
тест 27. К местным налогам относятся:
+ Земельный налог; налог на имущество физических лиц
— Транспортный налог; налог за пользование воздушным пространством
— Налог на богатство; налог на добычу полезных ископаемых
28. Экономическое содержание налога выражается взаимоотношениями между:
— Субъектами хозяйствования в связи с перераспределением излишка доходов
+ Гражданами, субъектами хозяйствования и государством в связи с формированием государственных доходов
— Гражданами и государством через механизмы перераспределения доходов и расходов
29. Какой налог является федеральным?
+ Налог на добычу полезных ископаемых
— Налог на имущество организаций
30. К налогам регионального уровня относятся:
— Налог на недра земли, сбор за пользование объектами растительного мира
+ Налог на игорный бизнес, транспортный налог
— Налог на имущество физических лиц, налог на прибыль организаций
31. Снижение налогов ведет к:
— Падению благосостояния населения
— Росту благосостояния населения
+ Росту деловой активности и объемов выпуска продукции
32. Плательщиками налога на имущество являются …, имеющие по владении имущество, признанное объектом налогообложения.
— Российские компании и частные лица
+ Российские и иностранные компании
33. При росте налогов наблюдается:
— Рост совокупного спроса
+ Сокращение совокупного предложения
— Сокращение совокупного спроса
34. Сущность налога – это:
— Удержание и перераспределение излишка доходов граждан и субъектов хозяйствования на нужды государства
— Поддержание работоспособности государственных служб и ведомств
+ Удержание государством в пользу общества некоторой части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса
35. Прямые налоги характеризуются тем, что они:
— Взимаются лишь в том случае, если обнаружен дефицит госбюджета
— Взимаются только с субъектов хозяйствования
+ Носят обязательный характер
36. Принцип универсализации налогообложения заключается в том, что:
— Уплата налогов должна быть удобной
— Размер налогов для граждан должен быть соразмерен с их доходами
+ Дифференциация налогов по территориальному, национальному и другим признакам не должна существовать
тест_37. Кто является плательщиком налога на доходы физических лиц?
— Только граждане РФ
+ Физические лица-налоговые резиденты РФ, а также физические лица, получающие доходы из источников в РФ
— Граждане РФ, прожившие на ее территории 183 дня и более в отчетном налоговом периоде
38. Сколько частей имеет налоговый кодекс РФ?
39. Налоговая ставка 0% действует при:
+ Реализации товаров на экспорт
— Перевозке граждан всеми видами общественного транспорта
— Реализации детских товаров
40. Что из перечисленного не облагают акцизом?
+ Парфюмерно-косметическую продукцию, которая прошла государственную регистрацию в уполномоченном органе исполнительной власти федерального уровня
41. Транспортный налог по уровню установления относится к … налогам.
42. Чему посвящена первая часть налогового кодекса РФ?
— Описанию и регламентации принципов исчисления и уплаты каждого вида налогов и сборов
— Специальному налоговому режиму
+ Общим принципам налогообложения и уплаты налогов в РФ
Характеристики основных элементов налога согласно НК РФ
Элементы налога — юридическая категория, определяемая на уровне ключевых российских НПА, которые регулируют сферу налогообложения. Рассмотрим специфику соответствующих правовых норм подробнее.
НК РФ как основной источник перечня элементов юридического состава налога
Ключевой источник налогового права в России — Налоговый кодекс РФ. В нормах ст. 17 НК РФ фиксируется перечень элементов, присутствие которых в структуре налога необходимо с точки зрения его законного применения. Налог, если следовать положениям п. 1 ст. 17 НК РФ, может рассматриваться как легальный, только если в отношении него законодательно определены:
Существуют также так называемые факультативные элементы налога. Есть достаточно много подходов к их трактовке (их мы изучим чуть ниже). В соответствии с распространенной интерпретацией под факультативными элементами налогов стоит понимать прежде всего льготы и основания для их применения. Таковые установлены как возможный элемент налогов в нормах п. 2 ст. 17 НК РФ. Российский законодатель не конкретизирует сферу, а также критерии их использования, ограничившись тем, что льготы могут вводиться в необходимых случаях. Основной признак факультативности в данной трактовке — необязательность использования на практике. В свою очередь, отмеченные выше элементы налога задействоваться должны всегда.
Обязательные либо факультативные элементы налога могут фиксироваться на уровне как федерального законодательства, так и региональных или муниципальных НПА. Можно отметить, что российская система налогообложения в достаточной мере централизована, и, если говорить о полномочиях законодателя в субъектах РФ либо на уровне местной власти, они сводятся главным образом к установлению для налога:
При этом все существующие региональные и муниципальные налоги должны утверждаться на уровне НК РФ (пп. 5 и 6 ст. 12 НК РФ).
Исследуем сущность и особенности применения основных элементов налога, а также факультативных подробнее.
Объект налогообложения как обязательный элемент налога: в чем его особенности
Исходя из норм, содержащихся в п. 1 ст. 38 НК РФ, под объектом налогообложения правомерно понимать имеющие денежную, количественную, а также физическую характеристику:
Отмеченные категории могут становиться объектом налога исключительно в тех случаях, когда их наличие у плательщика предполагает появление с его стороны законных обязательств по внесению соответствующих платежей в бюджет.
В НК РФ также указано, что все налоги коррелируют с отдельными объектами, устанавливаемыми в соответствии с нормами ч. 2 и положениями ст. 38 НК РФ.
В составе объекта налога может быть как движимое, так и недвижимое имущество (п. 2 ст. 38 НК РФ, ст. 128, 130 ГК РФ). Что касается товара, им может быть любое имущество, которое продается налогоплательщиком либо подлежит продаже. Работа, исходя из положений п. 4 ст. 38 НК РФ, — это деятельность, сопровождаемая результатами в некотором материальном выражении. Услуги, следуя логике п. 5 ст. 38 НК РФ, — это деятельность, не имеющая результатов в материальном выражении. При этом она может реализовываться с целью удовлетворения чьих-либо потребностей — физлиц или организаций. Услуги, в свою очередь, потребляются в процессе их предоставления.
Под выручкой традиционно понимаются доходы без учета расходов. Самостоятельным объектом налогов они тоже могут быть, к примеру при УСН. Если их учесть, формируется прибыль.
Примером прочих обстоятельств, находящихся в юрисдикции налогового права, может быть работа предприятия на ЕНВД. Размер выручки, расходов, имущества, темпы продаж при вмененном налоге значения не имеют — фирма так или иначе платит государству фиксированный взнос.
Ключевые элементы налога и их характеристика: налоговая база и ставка
В соответствии с нормами п. 1 ст. 53 НК РФ под соответствующей базой правомерно понимать денежную, физическую либо иную существенную характеристику элемента налога, которым является объект. База исчисляется в корреляции с другим обязательным элементом — налоговой ставкой, которая представляет собой расчетный показатель размера налоговых платежей, соотносящийся с единицей измерения соответствующей базы. Ставки российских налогов чаще всего выражаются в процентах.
Налоговая база может быть:
Кроме того, база может устанавливаться исходя из прочих характеристик, таких, в частности, как регион расположения объекта налогообложения, специфика коммерческого сегмента, в котором он используется, уровень производительности, если соответствующий объект является компонентом основных фондов.
Юридические лица обязаны исчислять базу на основе регистров бухучета либо альтернативных источников, которые позволяют документально зафиксировать сведения об объектах налогообложения либо сведений, связанных с ними (п. 1 ст. 54 НК РФ).
Предприниматели, а также нотариусы и адвокаты могут определять налоговую базу без применения регистров бухучета, но используя формы учета доходов и расходов в порядке, определяемом Минфином России (п. 2 ст. 54 НК РФ). На практике это означает ведение указанными субъектами книги учета доходов и расходов.
Физлица, в свою очередь, исчисляют налоговую базу исходя из приобретаемых данных об объектах налогов, а также полагаясь на собственный учет соответствующих объектов, по любым формам (п. 3 ст. 54 НК РФ). На практике работу по определению налогооблагаемой базы для физлиц, как правило, осуществляет ФНС.
Налоговые агенты, например работодатели, должны работать с налоговой базой исходя из тех же норм права, которые регулируют деятельность юрлиц, ИП, нотариусов и адвокатов (п. 4 ст. 54 НК РФ).
Особенности налогового периода как элемента налога
В соответствии с нормами п. 1 ст. 55 НК РФ под налоговым периодом правомерно понимать:
Кроме того, законодатель также предусматривает в составе налогового периода различные отчетные периоды. Они могут совпадать с календарным годом, соответствовать кварталу, полугодию либо иным интервалам.
Налоговый период для фирм, зарегистрированных после начала года, определяется как равный интервалу между моментом госрегистрации соответствующего субъекта и последним днем календарного года. Но если фирма была зарегистрирована с 1 по 31 декабря, то 1-м для соответствующей организации налоговым периодом будет интервал с момента государственной регистрации до последнего дня следующего года. Это следует из п. 2 ст. 55 НК РФ.
Согласно нормам п. 3 ст. 55 НК РФ налоговый период для фирмы, выведенной с рынка либо реорганизованной в пределах календарного года, должен соответствовать интервалу между началом года и моментом завершения процедуры ликвидации либо преобразования статуса соответствующего субъекта. В свою очередь, если фирма была создана и выведена с рынка в 1 году, то налоговый период для нее будет соответствовать интервалу между моментом регистрации и днем, когда компания была ликвидирована либо преобразована в иную структуру. При этом если фирма была создана в период с 1 по 31 декабря и выведена с рынка в следующем году, то налоговым периодом для соответствующего субъекта будет интервал между моментом регистрации и днем, когда компания была ликвидирована либо реорганизована.
Нормы права, содержащиеся в п. 3 ст. 55 НК РФ, не действуют в отношении компаний, в состав которых входят другие фирмы либо, наоборот, которые формируют из своего состава новые организации. Кроме того, нормы пп. 2 и 3 ст. 55 НК РФ не действуют в отношении налогов с периодом, соответствующим месяцу или кварталу. При подобных сценариях корректировка конкретных налоговых периодов при регистрации, ликвидации либо преобразовании фирмы осуществляется учредителями по согласованию с ФНС России (п. 4 ст. 55 НК РФ).
Порядок исчисления налога
Следующий обязательный элемент налога — установленный законом порядок исчисления. Если следовать нормам п. 1 ст. 52 НК РФ, субъект уплаты налога в общем случае должен исчислять налоги своими силами исходя из имеющихся данных по базе, ставкам и льготам. Однако в ряде случаев обязательства по исчислению платежа могут возлагаться на ФНС либо налоговых агентов (п. 2 ст. 52 НК РФ). Если данную работу выполняют налоговики, то у них также возникает обязательство по своевременной отправке уведомления налогоплательщику.
А теперь перейдем к рассмотрению сроков перечисления налога в бюджет и порядка его уплаты государству. Данные элементы налога, как мы отметили в начале статьи, относятся к обязательным.
Сроки уплаты налогов
В п. 3 ст. 57 НК РФ указано, что сроки перечисления в бюджет налогов могут определяться исходя:
В тех случаях, когда налог исчисляет ФНС, обязанность по его перечислению государству возникает у налогоплательщика не ранее чем по факту получения им соответствующего уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ). После того как уведомление получено, налогоплательщик должен внести сумму платежа в бюджет в течение месяца, если в документе не указан более длительный период (п. 6 ст. 58 НК РФ).
Если налогоплательщик не успеет выполнить обязательство по внесению платежа в бюджет в установленный срок, он должен будет уплатить пени на условиях, определенных в соответствующих НПА (п. 2 ст. 55 НК РФ).
Согласно п. 4 ст. 58 НК РФ стандартный срок уплаты налога продлевается, если налогоплательщик не смог выполнить обязательство по перечислению денежных средств в бюджет вследствие обстоятельств непреодолимой силы.
Порядок уплаты налогов
Исходя из норм п. 1 ст. 58 НК РФ, налоги могут уплачиваться как единой суммой, так и несколькими транзакциями в соответствии с порядком, определенным законодательством. При этом предполагается, что налогоплательщик или агент перечислят положенные суммы в бюджет в срок (п. 2 ст. 58 НК РФ).
В случаях, предусмотренных НК РФ, плательщик может иметь обязательство по перечислению в бюджет авансовых платежей. Они тоже должны быть переведены государству вовремя, иначе ФНС вправе начислить на соответствующие суммы пени. Однако пропуск сроков внесения авансовых платежей не может быть основанием для привлечения субъекта уплаты налога к ответственности (п. 3 ст. 58 НК РФ).
Налог может перечисляться в бюджет наличным или безналичным способом. Если у налогоплательщика-физлица нет возможности произвести оплату через кредитно-финансовую организацию, он может внести платеж через кассу администрации муниципалитета либо «Почту России» (п. 4 ст. 58 НК РФ). Данные структуры обязаны:
Администрация муниципалитета либо «Почта России» впоследствии перечисляют принятые от плательщика средства на счета ФНС в Федеральном казначействе.
Итак, сроки, а также порядок уплаты являются обязательными элементами налогов. Однако существует еще один важный аспект — порядок исчисления соответствующих сроков, а также тех, которые связаны с иными юридически значимыми действиями налогоплательщиков.
Порядок исчисления сроков уплаты и отчетности по налогам
Ст. 6.1 НК РФ фиксирует порядок определения сроков, в рамках которых плательщик должен совершать юридически значимые действия, например уплату налогов или сдачу отчетности по ним. Так, законодатель устанавливает, что:
Также надо отметить, что действие, в отношении которого определен срок, может быть осуществлено до 24 часов дня, соответствующего последнему дню данного срока. Например, если документы либо финансовые средства были переданы в учреждение связи в пределах 24 часов дня, в котором истекает срок, то он не считается пропущенным.
Что является факультативным элементом налога согласно НК РФ
Итак, мы рассмотрели специфику зафиксированных в НК РФ элементов налога, которые законодатель определяет как неотъемлемые с точки зрения признания факта законности налога. Вместе с тем, как мы выяснили ранее, НК РФ предусматривает ряд дополнительных элементов налога, а именно льгот и условий их применения.
Льготы как элемент налога, определенный на уровне НК РФ, понимаются законодателем как преимущества, выражающиеся в наличии у отдельных категорий налогоплательщиков возможности уменьшать налог либо не платить его вовсе (п. 1 ст. 56 НК РФ).
В среде российских экспертов льготы часто именуются факультативными элементами налога, то есть необязательными к применению. Налогоплательщик вправе сам решать, пользоваться ему льготами или нет. В НК РФ не применяется термин «факультативный», однако по смыслу он вполне соответствует сущности льготы. Так же считает и Минфин России. В письме от 21.10.2013 № 03-11-11/43791 ведомство указывает, что налоговая льгота — это факультативный, или необязательный, элемент налога.
Термин «факультативность элемента налога» может пониматься также в контексте иных признаков налога, прямо не указанных в положениях НК РФ, но прослеживающихся при их детальном изучении. Это могут быть такие признаки и одновременно факультативные элементы налога, как:
Некоторые эксперты выделяют также такой факультативный элемент, как подведомственность налога. То есть его закрепленность в целом за юрисдикцией администрирующего ведомства (например, ФНС или ФТС), его отдельных элементов — за юрисдикцией иных ведомств, взаимодействующих с администратором в порядке межведомственных коммуникаций (например, Росреестра, взаимодействующего с ФНС при исчислении базы для имущественного налога для физлиц).
Действительно, практически каждый налог, действующий в РФ, имеет соответствующие признаки, и их вполне можно рассматривать как логично дополняющие те, что указаны в п. 1 ст. 17 НК РФ. Но поскольку законодатель прямо не выделяет их в самостоятельные категории, условимся именовать данные признаки факультативными элементами налога.
Ознакомиться с практическими нюансами работы налоговой системы РФ вы можете в статьях: