исторически известные и современные формы обучения
Анализ основных форм и видов организации обучения
Педагогика – это гуманитарная наука, которая целенаправленно занимается исследованием систем и процессов образования, воспитания, обучения и развития. Необходимой составляющей образования являются организационные формы обучения. Эта категория обозначает внешнюю сторону организации процесса обучения, определяющую, когда, где, кто и как обучается. Если принципы обучения указывают общие требования к процессу обучения, методы объясняют суть учебного взаимодействия, то формы определяют, как в реальных условиях организовать обучение. Форму обучения определяют как специальную конструкцию процесса обучения, обусловленную его содержанием, методами, средствами и всеми другими составляющими процесса.
В современной педагогике различают общие формы обучения (коллективная, групповая, индивидуальная), формы организации учебно-воспитательного процесса (урок, кружки предметные, технического творчества, ученические научные общества, экскурсии и пр.).
Форма организации обучения – это исторически сложившаяся, устойчивая и логически завершенная организация педагогического процесса, которой свойственны систематичность и целостность, саморазвитие, личностно-деятельностный характер, постоянство состава участников, наличие определенного режима проведения.
Учеными выделены основания для классификации форм обучения:
По этим основаниям формы обучения делятся соответственно на индивидуальные, коллективные, групповые, классные и внеклассные, школьные и внешкольные, основные и вспомогательные.
Эта классификация позволяет в определенной степени упорядочить разнообразие форм обучения.
Совокупность форм обучения, сложившаяся в определенных исторических условиях
В истории образования известно значительное количество таких систем.
Классно-урочная система является наиболее ранней для нового времени и распространенной в мировой практике. Ее создал как развернутую систему Я.А. Коменский в XVII веке. Классу и уроку как дидактическим понятиям уже около 400 лет. Классно-урочная система выдержала испытание жизнью в течение нескольких столетий и, несмотря на постоянную острую критику, сохраняется до настоящего времени почти во всем мире. Она имеет несомненные положительные качества: простая организационная структура, экономичность, простота управления. Но одновременно у нее имеется немало негативных моментов: недостаточный учет индивидуальных различий, строгая организационная структура, создающая зачастую формальный подход к уроку.
Основным учебным занятием, организационной единицей обучения в системе общего образования является урок. Урок обычно посвящен одному учебному предмету, теме, однако с внедрением межпредметной интеграции отдельные уроки могут быть интегрированными, включающими проблематику различных предметны областей.
В отличие от школы, в системах начального, среднего и высшего профессионального образования выделяют несколько видов аудиторных учебных занятий: лекция, семинар, практическое занятие, групповое упражнение, лабораторная работа, зачет, экзамен (рис. 6.1.).
Формы обучения реализуются через способы организации учебного процесса, взаимодействия преподавателя с обучающимися при решении образовательных задач в соответствии с теорией обучения (дидактикой).
Причем одна и та же форма организации обучения может видоизменяться в зависимости от решаемых задач, используемых методов и технологий.
С точки зрения организации обучения на уровне образовательного учреждения, выделяют такие его формы, как очное, заочное, вечернее обучение, экстернат (самостоятельное обучение, предполагающее очные виды промежуточных и итоговой аттестации).
Термин «дидактика» (от греч. didaktikos – поучающий)
впервые ввел в педагогику немецкий ученый Вольфганг Ратке (1571-
1635) для обозначения искусства обучения.
Актуальные задачи современного высшего образования решаются сегодня всесторонне, в первую очередь посредством использования классических организационных форм обучения, но с опорой на использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций – case-studies, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью гармонического, творческого, универсально-целостного становления и развития личности студента.
Лекция – ключевой компонент дидактического цикла обучения (рис. 6.2). Лекция (от лат. lectio – чтение) – систематическое, последовательное, монологическое изложение учителем (преподавателем, лектором) учебного материала, как правило, теоретического характера. Ее цель – формирование знаниевой базы для последующего изучения студентами учебного материала и экономный по времени способ сообщения им значительного объема информации.
В зависимости от дидактических целей и места в учебном процессе выделяют различные виды лекций (рис. 6.2.).
Большое значение имеет и способ представления материала. Если это традиционные формы обучения, например, лекции, то они должны обеспечивать системность восприятия обучающимися. При этом необходимо учитывать все основные каналы восприятия информации:
Причем здесь нужно помочь обучаемому определить его доминирующий тип восприятия и по возможности развить остальные. Ведь уже непосредственно в процессе восприятия осуществляется первичная обработка информации, определяющим здесь является стиль мышления, тип интеллекта, которые рассмотрены во второй главе. Каждый интеллектуальный тип тяготеет к одной из составляющих базиса «языков» мышления:
Все это необходимо учитывать уже на этапе представления информации при подготовке к занятиям. Т.к., как уже говорилось, может сложиться ситуация, когда обучаемые не понимают преподавателя, не воспринимают материал в учебнике, потому что он соответствует, например, теоретическому типу мышления, а образному, предметному – нет.
При формировании учебно-методического комплекса преподаватель, учитывая требования, предъявляемые ФГОС ВО, а также увеличение объема и роли самостоятельной работы студентов, обязан применять активные методы обучения (АМО), например, таких как лекция – визуализация, которая может быть также разных видов (рис. 6.3.).
Краткая история развития форм и систем обучения
Понятие «форма организации учебной работы» начинается от латинского слова forma, означающего «внешний вид».
Под формой обучения в педагогике понимается способ организации учебно-воспитательного процесса. При формулировании понятия формы обучения оно рассматривается как «устойчивая, исторически сложившаяся и завершенная логически организация педагогического процесса, главными свойствами которого являются систематичность, целостность, саморазвития, личностно-деятельностный характер, неизменность состава учащихся, наличие определенного режима поведения».
Четкого обоснования в различии форм обучения от методов в педагогике не существует. Многие учебные пособия дают им определения и путают друг с другом. Урок считается формой организации учебного процесса, но существуют определенные случаи, когда он является методом обучения.
Широкое распространение получили две организационные системы образования в педагогике:
Они отличаются количеством учащихся, соотношением индивидуальных и коллективных форм организации деятельности, степенью их самостоятельности и особенностями управления учебным процессом со стороны преподавателя. Для краткой характеристики способов и систем обучения необходимо рассмотреть понятия в отдельности.
Индивидуальная система образования
Система индивидуального обучения зародилась еще в эпоху первобытного строя в качестве передачи жизненного опыта старших младшим, от одного человека к другому. Когда возникла письменность, жрец или старейшина мог передавать многовековой опыт при помощи знаков, символов своим преемникам индивидуально.
Образование в Древней Греции и Афинах получали у грамматистов, кифаристов, позже в палестре. Школы с повышенными требованиями назывались гимназиями и эфебиями. Индивидуальные формы проведения занятий сочетались с групповыми. В начале урока учитель разворачивал свиток, а воспитанники поочередно зачитывали текст, далее повторяли прочитанное.
Применение метода драматизации заключался в выступлении учащихся в роли букв, которые складывали в слоги и слова. Проведение умственной тренировки было в непринужденных разговорах учителя с детьми и в процессе дискуссий. Физическое и музыкальное воспитание проходимо в форме индивидуальных или коллективных занятий. Образовательный процесс длился от рассвета до заката. Домашние задания не входили в программу.
Классно-урочная система обучения
В Средние века с ростом количества учащихся появляется возможность подбора групп детей одинакового возраста. Организационная система образования нуждается в совершенствовании. Такая система, получившая название классно-урочной, создается Коменским в XVII веке, которая была описана в книге «Великая дидактика». Он разделил учащихся по группам, классам, ввел понятие учебного года, разделил учебный день на одинаковые временные промежутки, называемые уроками, чередующиеся с переменами. С методической стороны все уроки обладали четкой последовательностью, что гарантировало целостность обучения.
Урок проводился согласно структуре:
Авторы концепции развивающего обучения
Дальнейшее развитие классно-урочной системы было произведено в работах русского педагога К.Д. Ушинского. Он подтвердил ее достоинство и сумел разработать строгую концепцию урока, где особое внимание уделил ее типологии и организационной структуре. По Ушинскому урок включал в себя три связанные части:
Классно-урочная система получила широкое распространение по всему миру и остается неизменной на протяжении более 300 лет. В конце XIX века после роста популярности догматизма и схоластики в преподавании, снижения качества обучения она подверглась серьезной критике. Поиски новых форм организации обучения, способных заменить классно-урочную, были связаны с проблемами количества учащихся и управления всем учебным процессом.
Несмотря на критику классно-урочная система сумела выдержать испытание временем и доказала свое право на существование, причем сохранилась практически неизменной до сих пор по всему миру. Простота в организации, управлении и экономичность отмечались главными ее положительными качествами. К отрицательным относили недостаточность учета индивидуальных отличий и строгость организации структуры, придающие уроку формальный характер.
По М.И. Махмутову урок рассматривался в качестве вариативной формы организации целенаправленного взаимодействия, иначе говоря, общения и деятельности, определенного состава учащихся и преподавателей, применяемой систематически, то есть в определенные запланированные отрезки времени с целью индивидуального и коллективного решения конкретных задач обучения, воспитания, развития.
Со временем урок в качестве исторической категории претерпевал некоторые изменения. Современный урок, по сравнению с традиционным уроком прошлого века, прошел через ряд изменений, относящихся к гуманитарным и личностно-ориентированным направлениям.
Другие организационные формы обучения
В истории образования сложились формы обучения, основанные на самостоятельности работы ребенка и применения традиционного урока. Эксперты и практики направляли свои силы на поиск новых организационных форм, которые способствовали бы снятию недочетов урока и наличие ориентированности на среднего ученика с неизменной структурой, однообразием содержания и усредненным темпом учебного продвижения. Недочет традиционного урока – удерживание развития познавательной активности детей и их самостоятельности, что и служило в качестве продвижения развивающего обучения.
Начало ХХ века характеризуется попыткой реализации в США идеи Ушиского Е. Паркхерстом при поддержке Джона и Эвелины Дью о возможности осуществления самостоятельной работы учащимися во время урока, а роль учителя в этом процессе должна быть в качестве направляющего и предоставляющего необходимый материал. В соответствии с дальтонистским лабораторным планом (дальтон-план) традиционные занятия в форме уроков отменялись. После проведения занятия ученики получали письменные задания, над которыми они работали после предварительной консультации с учителем индивидуально.
Опыт работы показал, что большинство из них испытывали трудности в самостоятельном обучении без помощи педагога. Широкого распространения данный метод не получил. Для групповой лабораторной системы организации занятий, претендующей на универсальность, роль преподавателя значительно преуменьшают с целью перевода его функций в периодические консультации с учащимися. Такой способ не увенчался успехом, так как повлек за собой значительное снижение успеваемости, отсутствие системности в познаниях и несформированность главных учебных умений.
Исторически известные и современные формы обучения
Классно-урочная система характеризуется такими особенностями:
· учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс;
· класс сохраняет постоянный состав в период школьного обучения; класс работает по единому годовому учебному плану и программам, согласно постоянному расписанию;
· основной единицей занятий является урок;
· урок обычно посвящен одному предмету и теме; работой учащихся на уроке руководит учитель;
ДОСТОИНСТВА:
· четкая организационная структура;
· возможность взаимодействия детей между собой, воспитание их в учебном процессе;
НЕДОСТАТКИ:
· трудность в учете индивидуальных особенностей учеников и в организации индивидуальной работы с ними,
· строгая организационная структура затрудняет связь обучения с реальной жизнью.
· замыкает его на школе.
Белл-ланкастерская система— система взаимного обучения, возникла в начале IX в. Старшие ученики, получившие знание от учителя, обучали тех, кто знает меньше, это позволяло одному учителю обучать сразу много детей, но давало низкое качество.
Она включала три формы работы:
· лекции с применением технических средств для больших групп В 100-150 учеников, 40 % времени;
· работа в группах 10-15 человек, 20 % времени;
· индивидуальная работа в школьных кабинетах, 40 % времени.
Цель: формировать умения и навыки студентов демонстрировать обычный школьный урок, поощрять новые идеи нетрадиционного проведения урока, развивать педагогическое творчество, учить анализировать урок.
Участники:
Инструкция для «учителя»: вы согласно заранее подготовленному конспекту (согласно данному алгоритму написания конспекта) проводите урок.
Инструкция для «учащихся»: Вы выполняете все указания и рекомендации «учителя».
Инструкция для «экспертов»:
1. Реализованы ли задачи урока.
2. Оцените содержательность этапов урока.
3. Оцените соответствие применяемых методов подачи учебного материала, а также темпов урока особенностям развития обучающихся и их возможностям.
4. Осуществлялся ли поэтапный контроль за ходом усвоения знаний.
5. Оцените психологический климат на уроке.
6. Сформулируйте рекомендации учителю.
В конце подводятся итоги занятия.
Литература
1. Родионов В.А., Ступницкая М.А. Взаимодействие психолога и педагога в учебном процессе. – М., 2003.
2. Щуркова Н.Е. Культура современного урока. – М., 2004.
Тема: Педагогическая интерпретация урока как поиска истины. Новые методики работы с детьми на уроке.
Цель: формировать знания о постулатах, заложенных в основание новых технологий современного урока; умения создавать на уроке ситуацию интеллектуального поиска, использовать приемы, способствующие сделать ученика субъектом учебно-воспитательного процесса.
План
1. Знакомство с научно-исследовательской деятельностью Н.Е. Щурковой.
Три постулата, заложенные в основание новой технологии урока.
2. Методика проведения нетрадиционных уроков.
3. Знакомство с опытом работы педагогов-новаторов.
Вопросы на закрепление изученного материала
1. Какие идеи проведения урока предлагает Н.Е Щуркова?
2. Назовите основные педагогические идеи учителей-новаторов.
3. Какие методические приемы помогают учителю создать ситуацию интеллектуального поиска на уроке?
Задания для самостоятельной работы
1. Составить план-конспект урока как поиска истины.
Литература
Цели обучения в современной школе
Практическое занятие 2 часа
Тема: Цели обучения в современной школе.
Цель:дать представление о целях образования и обучения, формировать умение формулировать цели обучения.
План
1. Цели — один из компонентов процесса обучения.
2. Взгляды на цели обучения в истории дидактических учений.
3. Таксономия целей обучения.
4. Цели обучения ориентирующие педагогов на достижение конечного результата обучения.
Вопросы на закрепление изученного материала
1. От чего зависят цели образования? Обучения?
2. Какие взгляды на цели обучения имеются в истории дидактических учений?
3. В каких задачах конкретизируются задачи образования школьников?
4. Что такое таксономия целей обучения?
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Подготовьте ответ: как вы представляете систему организации учебно-познавательных действий учащихся по овладению изучаемым материалом: восприятие нового материала, его осмысление, запоминание, применение полученных знаний на практике, повторение.
Литература
Не останавливаясь на анализе таксономии Блума, который обстоятельно выполнен в ряде работ советских педагогов (см.: Ильина Т.А. Педагогическая технология// Буржуазная педагогика на современном этапе/ Под ред. З.А. Мальковой, Б.Л. Вульфсона — М., 1984; Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. — М.: Знание. 1989. — Вып. 6.), рассмотрим разновидности целей обучения, принятые в нашей педагогике.
Образовательные цели выражают формирование знаний, навыков и умений.
Знания включают различные компоненты: факты, общие понятия, причинно-следственные связи, принципы и правила, законы, закономерности.
Образовательные цели относятся к различным компонентам знаний. Знания об одном и том же могут иметь качественное различие.
Качества знаний проявляются по-разному. Их разновидности достаточно четко выражены И. Лернером (полнота и глубина, осмысленность, или осознанность; оперативность и гибкость; системность и систематичность; свернутость и развернутость; конкретность и обобщенность; прочность). Повышение качества знаний — длительный процесс, и на отдельных его этапах цели могут относиться не ко всем, а лишь к некоторым показателям качества. Знания могут выражаться на различных уровнях познавательной деятельности, которые выражаются такими терминами:
Управление педагогическим процессом предполагает; чтобы цели выражались в определенных результатах обучения, в определенных действиях.
Развивающие цели формируются как частные (элементарные) задачи, прежде всего умственного развития:
• овладеть умственными действиями: вычленять, соотносить, схватывать сущность (идею) и т.д.;
• выделять признаки (свойства), среди них, что особенно важно, существенные признаки;
• переносить знания в измененные ситуации;
• овладевать мыслительными операциями: анализом, синтезом, обобщением, классификацией, систематизацией;
• овладевать обобщенными приемами решения задач;
• овладевать структурами интеллектуальных процессов (алгоритмическими, полуалгоритмичрскими, полуэвристическими, эвристическими).
В конечном счете обучающий должен установить сдвиги в развитии ученика, отражаемые той или иной деятельностью.
Примерные формулировки воспитательных целей обучения имеют такой вид:
• развитие нравственных и эстетических чувств учащихся (вызвать сопереживание, сочувствие, чувство гордости, восхищения, радости, уважения, презрения, негодования и т.д.);
• формирование оценок (сформировать оценку. подвести к пониманию. подвести к выводу. научить оценивать различные объекты с позиций научного мировоззрения и т.д.);
• формировать взгляды (сформировать. добиться..; усвоить. подвести к пониманию..; подвести к выходу…).
Формы организации обучения: история и современность
«Формы организации обучения: история и современность»
Организационные формы обучения (ОФО) — это виды учебных занятий, отличающихся друг от друга дидактическими целями, составом учащихся, местом проведения, продолжительностью, содержанием деятельности преподавателя и учащихся.
Общие, или структурные, организационные формы обучения (индивидуальная, парная, групповая и коллективная) лежат в основе конкретных организационных форм (урок, домашняя работа, факультативные занятия, семинар, консультация и т. д.).
Исторически первой ОФО была индивидуальная (первобытное общество, античное государство). Например, кузнец брал к себе ученика, который жил с ним в одном доме и обучался ремеслу. На сегодняшний день такая форма обучения используется при работе с отстающими учениками и при репетиторстве.
Мангеймская школьная система дифференцированного обучения была предложена И. А. Зиккингером в начале XX в. Исходя из принципа соответствия учебной нагрузки и методов обучения реальным способностям и возможностям учащихся, он создал 4 ряда классов; основные (нормальные) — для детей, имеющих средние способности; классы развития — для малоспособных; вспомогательные классы — для умственно отсталых; переходные (классы иностр. языков) для способных учащихся, желающих продолжить образование после нар. школы в реальных школах и гимназиях. Учащиеся направлялись в соответствующие классы на основе результатов психометрических обследований и характеристик учителей.
Дальтон-план ( лабораторная система обучения) возник в начале XX. При организации работы по Дальтон-плану учащийся не связывается общей классной работой, ему предоставляется свобода как в выборе занятий, так и в использовании своего учебного времени. Роль учителя по существу сводится к роли консультанта, снижается дисциплина, почти отсутствует работа учителя со всем классом.
Метод проектов : эта система создана У. Х. Килпатриком в начале XX в. В основе системы лежала педагогическая концепция Дж. Дьюи «обучение путем делания». Знания и умения учащиеся должны получить в ходе планирования и выполнения проектов. Темы проектов отражали интересы детей, зачастую учащиеся сами предлагали темы.
Идея свободного воспитания М. Монтессори : взрослый играет роль помощника, сглаживающего для ребёнка путь к самостоятельности в соответствии с принципом «Помоги мне сделать самому». Процесс обучения и познания происходит в ребёнке, ребёнок — сам свой учитель.
Классно-урочная система — преобладающая в современном образовании и повсеместно распространённая организация процесса обучения, при которой для проведения учебных занятий учащиеся одного и того же возраста группируются в небольшие коллективы (классы), сохраняющие свой состав в течение установленного периода времени (обычно — учебного года), причём все учащиеся работают над усвоением одного и того же материала.
Содержание обучения в каждом классе определяется учебными планами и образовательными программами. Уроки проводятся по твёрдому расписанию, составленному на основе учебного плана. Местом проведения уроков служат классные комнаты, учебные кабинеты, мастерские, учебно-опытные участки.
Ведущей формой организации процесса обучения является урок. Одна и та же форма организации обучения может изменять структуру и модификацию, в зависимости от задач и методов учебной работы. Например, урок-игра, урок-конференция, диалог, практикум.
В школе, наряду с уроками, функционируют и другие организационные формы (факультатив, кружок, лабораторный практикум, самостоятельная домашняя работа). Существуют и определенные формы контроля: устные и письменные экзамены, контрольная или самостоятельная работа, зачет, тестирование, собеседование.
Особенности школьного урока :
• урок предусматривает реализацию функций обучения в комплексе (образовательной, развивающей и воспитывающей);
• дидактическая структура урока имеет строгую систему построения:
— определенное организационное начало и постановка задач урока;
— актуализация необходимых знаний и умений, включая проверку домашнего задания;
— объяснение нового материала;
— закрепление или повторение изученного на уроке;
— контроль и оценка учебных достижений учащихся в течение урока;
— подведение итогов урока;
• содержание урока соответствует образовательному государственному стандарту, учебной программе соответствующей школьной дисциплины в рамках школьного учебного плана;
• каждый урок является звеном в системе уроков;
• урок соответствует основным принципам обучения; в нем учитель применяет определенную систему методов и средств обучения для достижения поставленных целей урока;
• основой построения урока является умелое использование методов, средств обучения, а также сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы с учащимися и учет их индивидуально-психологических особенностей.
Особенности урока обусловлены его целью и местом в целостной системе обучения. Каждый урок занимает определенное место в системе учебного предмета, при изучении конкретной школьной дисциплины. Структура урока воплощает закономерности и логику процесса обучения.
Типы уроков определяются особенностями главных задач, разнообразием содержательно-методической инструментовки и вариативностью способов организации обучения.
1. Комбинированный урок
2. Урок открытия нового знания
4. Урок систематизации знаний
5. Урок развивающего контроля
В школьной практике используют и другие типы уроков, такие как урок-соревнование, консультация, взаимообучение, лекция, межпредметный урок, игра.
К современному уроку предъявляется ряд требований :
урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
вывод делают сами учащиеся;
минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
время-сбережение и здоровье-сбережение;
в центре внимания урока – дети;
учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
умение демонстрировать методическое искусство учителя;