исторически сложившейся формой землепользования в россии следует считать

Земельное право. Тест 1

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.

Закажите решение теста для вашего вуза за 470 рублей прямо сейчас. Решим в течение дня.

1. Земельное законодательство состоит из
Земельного кодекса РФ, других федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации
Законов Российской Федерации, Указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации
Законов Российской Федерации, Указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и нормативных актов муниципальных образований

2. Объктами земельных отношений являются
Планета Земля
Земельный фонд
Земельные участки

3. К формам земельной собственности относятся
Государственная, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальная
Государственная, частная и муниципальная
Частная, государственная, муниципальная и иные

4. Землеустройство-это
Устройство земельных дамб
Мероприятия по повышению плодородия почв
Мероприятия по установлению границ на местности и организации рационального использования земли гражданами и юридическими лицами

5. Государственный земельный кадастр-это
Реестр лиц, имеющих земельные участки на конкретной территории
Количественный и качественный учёт земельных участков и субъектов права землепользования
Показатель стоимости земли

6. Безвозмездное срочное пользование земельными участками из земель, находящихся в собственности юридических лиц, может предоставляться
На срок договора о землепользовании
На срок не более 49 лет
На период действия трудовых отношений

7. Земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, предоставляются в собственность физических и юридических лиц
Только за плату
Бесплатно
За плату и бесплатно

8. Земельные участки могут быть приобретены в собственность иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц
На всей территории Российской Федерации
В границах Российской Федерации за исключением приграничных территорий и иных особо установленных территорий
В специально отведённых территориях

9. Виды платы за землю, установленные законодательством
Земельный налог и арендная плата
Земельный налог, арендная плата и нормативная цена земли
Земельный налог, арендная плата, кадастровая стоимость, рыночная стоимость

10. Земли сельскохозяйственного назначения находятся
За чертой поселений
Внутри поселения
И внутри поселения, и за его чертой

11. Предметом земельного права являются
правоотношения по предоставлению, использованию и прекращению прав на земельные участки и охране земель
способы воздействия норм земельного права на поведение участников земельных отношений
система, которая содержит правовые нормы и положения, относящиеся ко всей отрасли права в целом

12. Какое из приведенных определений можно отнести к диспозитивному методу регулирования земельных отношений
это такой способ правового воздействия, при котором участникам земельных отношений предоставляется свобода в реализации ими своих целей и задач
установление ограничений и запретов для участников земельных отношений
определенное сочетание ограничений и свободы в выборе поведения для участников земельных отношений

13. Определите, какие понятия входят в общую часть земельного права как учебной дисциплины
понятие права собственности
земли сельскохозяйственного назначения
понятие землеустройства
понятие земельного кадастра
земли лесного фонда

14. В соответствии с Конституцией РФ и Земельным кодексом земля может находиться
в государственной, частной, муниципальной и иных формах собственности
только в государственной собственности
исключительно в частной собственности

15. Какой из перечисленных ниже элементов не характеризует административно-правовой метод регулирования земельного права
экономические расчеты и прогнозы
равноправие сторон
верных вариантов нет

Источник

Энциклопедия судебной практики. Требования к образуемым и измененным земельным участкам (Ст. 11.9 ЗК)

Энциклопедия судебной практики
Требования к образуемым и измененным земельным участкам
(Ст. 11.9 ЗК)

1. Применение положений ст. 11.9 ЗК РФ

1.1. При установлении требований к образуемым и измененным земельным участкам за основу берутся исторически сложившиеся границы землепользований

Согласно ст. 11.9 ЗК РФ за основу берутся исторически сложившиеся границы землепользований, при условии выполнения основных требований к образуемым земельным участкам, прямолинейности границ, обеспечение доступа к объектам недвижимости и др.

1.2. Действия по образованию земельных участков не должны осуществляться в ущерб реализации общих требований законодательства, предъявляемых к правовому режиму земельных участков

В силу ч. 3 ст. 11.9 Земельного Кодекса РФ границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов, действия по образованию земельных участков не должны осуществляться в ущерб реализации общих требований законодательства, предъявляемых к правовому режиму земельных участков.

1.3. Статья 11.9 ЗК РФ предусматривает три вида образуемых и изменяемых земельных участков

Статьей 11.9 ЗК РФ предусмотрены три вида земельных участков: в отношении которых устанавливаются градостроительные регламенты, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется и в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются.

1.4. Положения ст. 11.9 ЗК РФ неприменимы к правоотношениям, связанным с определением порядка пользования земельным участком и выделением сособственникам частей земельного участка

Статья 11.9 ЗК РФ не распространяет свое действие на правоотношения, связанные с определением порядка пользования земельными участками и выделением в связи с этим сособственникам частей земельного участка, приоритетное значение при определении порядка пользования участком имеет возможность функционального использования, что и было учтено судом при разрешении данного спора.

1.5. Применение положений ст. 11.9 ЗК РФ не является основанием для признания права собственности на земельный участок

Доводы жалобы на то, что приобретенный земельный участок имеет вклинивание муниципальной земли, не имеет правового значения, так как применение положений ст. 11.9 ЗК РФ возможно в случае формирования земельного участка и не является основанием для признания права собственности на земельный участок.

1.6. Чересполосицей признается расположение земельных участков одного собственника полосами, частями, вперемешку с участками, принадлежащими другим лицам

1.7. Для выявления нарушений требований ст. 11.9 ЗК РФ суд не должен обладать специальными познаниями в области топографии, картографии и землеустройства

Учитывая, что установленные статьей 11.9 ЗК РФ требования к образуемым земельным участкам являются критериями оценки правомерности образования земельных участков, нарушения, выявленные судом, свидетельствуют о том, что образованные земельные участки не соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

При этом довод кассационной жалобы о том, что для выявления указанных наложений суд должен обладать специальными познаниями в области топографии, картографии и землеустройства, признается судебной коллегией несостоятельным, так как в данном случае такое наложение следует из представленных документов.

2. Требования, предъявляемые к образуемым и измененным земельным участкам

2.1. Земельный участок признается неделимым, если площадь образуемых из него участков будет меньше установленного нормативным актом минимального размера

Разрешая заявленные требования в части раздела земельного участка, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что земельный участок, находящийся в фактическом пользовании сторон, является неделимым, так как образование самостоятельных земельных участков при его разделе невозможно, поскольку площадь образуемых участков будет менее установленной нормативным актом минимальной площади.

2.2. Недопустимо изменение границ земельных участков, приводящее к снижению их стоимости

Как правильно указал суд первой инстанции, [истица] не представила доказательств, что в результате выдела земельного участка по предложенному ею варианту не будет нарушен порядок использования спорных участков с учетом разрешенного землепользования в качестве пашни. Суд также обоснованно сослался на то, что истцом не опровергнуты доводы арендатора о нарушении в результате такого выдела агрономических правил обработки и высева неоднородных культур в границах одного поля. Такой вариант выдела может неоправданно привести к снижению стоимости земельного участка, остающегося в собственности ответчиков, при этом может быть затруднено его использование по целевому назначению.

2.3. Законом не допускается возможность образования нескольких новых земельных участков с наложением их границ друг на друга или уже существующие земельные участки

Действующее земельное законодательство не допускает возможности образования нескольких новых земельных участков с наложением их границ друг на друга.

Действующее земельное законодательство не допускает возможности образования нескольких новых земельных участков с наложением их границ друг на друга.

Действующее земельное законодательство не допускает возможности образования нескольких новых земельных участков с наложением их границ друг на друга.

Действующее земельное законодательство не допускает возможности образования нескольких новых земельных участков с наложением их границ друг на друга.

2.4. Недопустимо нахождение одного неделимого объекта недвижимости одновременно на двух земельных участках, образованных путем разделения одного участка

Из имеющихся в деле схем земельного участка следует, что в результате раздела земельного участка его граница пройдет по крыльцу принадлежащего ИП здания. При этом часть крыльца окажется в пределах [одного] участка площадью, а другая часть в пределах [другого] участка

Нахождение одного неделимого объекта недвижимости одновременно на двух земельных участках, образованных путем разделения одного земельного участка, противоречит смыслу действующего земельного законодательства.

2.5. Нахождение земельного участка на границах двух территориальных зон не может служить основанием для отказа в разделе данного земельного участка

Факт нахождения земельного участка в границах двух территориальных зон в качестве основания для отказа в разделе земельного участка действующим законодательством не предусмотрено.

2.6. Отсутствие возможности подъезда машин к зданию на земельном участке само по себе не устанавливает ограничений в пользовании данным зданием и земельным участком

Само по себе отсутствие возможности подъезда большегрузных машин к зданию ответчика на всем его протяжении, нарушений его прав как собственника земельного участка и нежилого здания не влечет, поскольку не устанавливает ограничений в пользовании ими и не запрещает обратиться с требованиями об установлении сервитута.

2.7. Переход садовых насаждений в собственность другого лица при образовании земельных участков не является основанием для отмены решения суда о разделе земельного участка

Ссылка в апелляционной жалобе на пункт 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ, не допускающий при образовании земельных участков вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы, невозможности размещения объектов недвижимости и других препятствующих рациональному использованию и охране земель недостатков, не может быть принята во внимание, поскольку данные обстоятельства из схемы раздела земельного участка, предложенной заключением судебной строительно-технической экспертизы и принятой судом, не усматриваются.

То обстоятельство, что произрастающие на земельном участке и принадлежащие ответчикам садовые насаждения остались на земельном участке, переданном в собственность истцам, не может повлечь отмену решения суда в части раздела земельного участка. Ответчики не лишены права поставить вопрос о возмещении им истцами стоимости указанных насаждений.

2.8. Заключение кадастрового инженера само по себе не является достаточным доказательством соблюдения требований, установленных ст. 11.9 ЗК РФ

Представленные в материалы дела копии кадастровых дел земельных участков, содержащие межевые планы и схемы расположения земельных участков, а также карта кадастрового квартала, содержащая сведения о расположении иных земельных участков, позволяют наглядно установить факт того, что формирование и образование спорного земельного участка привело к чересполосице и вкрапливанию иных земельных участков.

Приложенное [истицей] к апелляционной жалобе заключение кадастрового инженера носит оценочный характер и само по себе не является достаточным доказательством, опровергающим письменные доказательства.

2.9. Формирование вновь образуемых участков должно осуществляться с учетом требований градостроительного регулирования в пределах существующих норм отвода, а их дальнейшее использование не может противоречить целевому назначению исходного участка и разрешенному использованию расположенных на них объектов недвижимости

По смыслу приведенных выше положений действующего законодательства [ст. 11.9 ЗК РФ] образование земельного участка из земель государственной или муниципальной собственности, путем его раздела на несколько участков допускается в соответствии с решением уполномоченного органа или в судебном (обязательном) порядке при отсутствии для этого установленных законом препятствий (ограничений). При этом формирование вновь образуемых участков, в том числе определение их границ и площади, должно осуществляться с учетом требований градостроительного регулирования в пределах существующих норм отвода. Дальнейшее использование таких образуемых участков не может противоречить целевому назначению исходного участка и разрешенному использованию расположенных на них объектов недвижимости.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В «Энциклопедии судебной практики. Земельный кодекс РФ» собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Земельного кодекса РФ.

Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.

Материал приводится по состоянию на август 2021 г.

См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики

При подготовке «Энциклопедии судебной практики. Земельный кодекс РФ» использованы авторские материалы, предоставленные Н. Абакумовой, Ю. Безверховой, М. Беликовой, А. Вавиловым, А. Горбуновым, Ю. Гусаковой, Р. Давлетовым, Н. Даниловой, Е. Ефимовой, Н. Иночкиной, А. Исаковой, О. Коротиной, Е. Костиковой, С. Кошелевым, Ю. Красновой, М. Крымкиной, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, Е. Кустовой, О. Лаушкиной, А. Мигелем, А. Назаровой, М. Орловой, А. Пелишенко, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Филипповой, Е. Хохловой, А. Чернышевой, Т. Эльгиной.

Источник

Читать реферат по теории государства и права: «Тест по Земельному праву» Страница 3

Источниками Российского земельного права являются:

Нормативный акт, правовой обычай, судебный прецедент, общие принципы права;договор,идеи и доктрины,религиозные тексты,

19 Обведите кружком номер правильного ответа.Исторически сложившейся формой землепользования в России следует считать:

Фермерское хозяйство.Общинное (коллективное) хозяйство.Государственное предприятие.Вотчину

20 Обведите кружком номер правильного ответа.В основе реформ Петра I в области земельных правоотношений лежит:

генеральное межевание земель.отмена крепостного права.

издание Указа о единонаследии.ликвидация преимущественно общинной формы и образование множества форм землепользования.

21 Обведите кружком номер правильного ответа.В период правления Екатерины II произошло

генеральное межевание земель.отмена крепостного праваиздание Указа о единонаследии.ликвидация преимущественно общинной формы и образование множества форм землепользования.

22 Обведите кружком номер правильного ответа.Земельная реформа Александра II связана с

генеральным межеванием земель.отменой крепостного праваизданием Указа о единонаследии.ликвидацией преимущественно общинной формы и образованием множества форм землепользования.

23 Обведите кружком номер правильного ответа.Суть Столыпинской реформы заключается в

генеральном межевании земель.отмене крепостного праваиздании Указа о единонаследии.ликвидации преимущественно общинной формы и образовании множества форм землепользования.

24 Обведите кружком номер правильного ответа.Основным признаком земельного права в период после 1917 года и до перестроечного периода является

ликвидация общинного порядка землепользования и образование множества форм собственности.исключительно государственная форма собственности на землю.свободный оборот земель сельскозяйственного назначения.ликвидация крепостного права.

25 Обведите кружком номер правильного ответа.Особенностью земельного права в настоящее время является

ликвидация общинного порядка землепользования и образование множества форм собственности.исключительно государственная форма собственности на землю.свободный оборот земель сельскозяйственного назначения.ликвидация крепостного права.

26 Обведите кружком номер правильного ответа.Содержание земельных правоотношений составляют

права и обязанности участников, совершающих свои действия в точном соответствии с нормами земельного права.деятельность органов управления по регулированию земельных отношений.земельное законодательство Российской Федерации.институты земельного права.

27 Обведите кружком номер правильного ответа.Объектом права частной земельной собственности является

Документ, удостоверяющий наличие права частной собственности на земельный участок.Определенный земельный участок.Отдельно стоящее жилое помещение.Гражданин, юридическое лицо

28 Обведите кружком номер правильного ответа.Основными правами собственника земельного участка являются

Источник

Читать реферат по теории государства и права: «Тест по Земельному праву» Страница 3

Источниками Российского земельного права являются:

Нормативный акт, правовой обычай, судебный прецедент, общие принципы права;договор,идеи и доктрины,религиозные тексты,

19 Обведите кружком номер правильного ответа.Исторически сложившейся формой землепользования в России следует считать:

Фермерское хозяйство.Общинное (коллективное) хозяйство.Государственное предприятие.Вотчину

20 Обведите кружком номер правильного ответа.В основе реформ Петра I в области земельных правоотношений лежит:

генеральное межевание земель.отмена крепостного права.

издание Указа о единонаследии.ликвидация преимущественно общинной формы и образование множества форм землепользования.

21 Обведите кружком номер правильного ответа.В период правления Екатерины II произошло

генеральное межевание земель.отмена крепостного праваиздание Указа о единонаследии.ликвидация преимущественно общинной формы и образование множества форм землепользования.

22 Обведите кружком номер правильного ответа.Земельная реформа Александра II связана с

генеральным межеванием земель.отменой крепостного праваизданием Указа о единонаследии.ликвидацией преимущественно общинной формы и образованием множества форм землепользования.

23 Обведите кружком номер правильного ответа.Суть Столыпинской реформы заключается в

генеральном межевании земель.отмене крепостного праваиздании Указа о единонаследии.ликвидации преимущественно общинной формы и образовании множества форм землепользования.

24 Обведите кружком номер правильного ответа.Основным признаком земельного права в период после 1917 года и до перестроечного периода является

ликвидация общинного порядка землепользования и образование множества форм собственности.исключительно государственная форма собственности на землю.свободный оборот земель сельскозяйственного назначения.ликвидация крепостного права.

25 Обведите кружком номер правильного ответа.Особенностью земельного права в настоящее время является

ликвидация общинного порядка землепользования и образование множества форм собственности.исключительно государственная форма собственности на землю.свободный оборот земель сельскозяйственного назначения.ликвидация крепостного права.

26 Обведите кружком номер правильного ответа.Содержание земельных правоотношений составляют

права и обязанности участников, совершающих свои действия в точном соответствии с нормами земельного права.деятельность органов управления по регулированию земельных отношений.земельное законодательство Российской Федерации.институты земельного права.

27 Обведите кружком номер правильного ответа.Объектом права частной земельной собственности является

Документ, удостоверяющий наличие права частной собственности на земельный участок.Определенный земельный участок.Отдельно стоящее жилое помещение.Гражданин, юридическое лицо

28 Обведите кружком номер правильного ответа.Основными правами собственника земельного участка являются

Источник

История развития земельного права в России

Феодальное поземельное право в период IX—XVIII вв.

Киевская Русь (IX— XII вв.). Бoльшую часть территории Восточной Европы в VI—VII вв. занимали славянские племена. Восточные славяне жили родовыми общинами. Начиная с VI в. происходит процесс разложения первобытно-общинного строя. Появляется частная собственность на орудия земледелия, предметы обихода, продукты труда и владение участком пахотной земли, которое было связано с переделом земли в общине. Родовая община заменяется соседской общиной.

Идет процесс формирования господствующего класса, состоящего из родоплеменных вождей, военачальников и их приближенных — дружинников, которые захватывали общинные земли, насильственно взимали с населения подати (дань), обращали крестьян в рабство за долги.

Захват главного богатства — общинных земель и земель покоренных народов теснейшим образом был связан с формированием феодальных отношений. Родоплеменная знать, захватывая земли, не сгоняла крестьян с земли, а заставляла их платить подати («полюдье»), превращала их в зависимое население. Крестьяне-общинники должны были платить собственнику земли оброк или барщину.

В IX в. на территории восточных славян образуется единое Древнерусское государство — Киевская Русь. Племенные земли объединяются под властью киевских князей. К этому времени устанавливается феодальная собственность на землю и формируется класс феодалов-землевладельцев и феодально-зависимых крестьян. В результате захвата большей части земель князьями и боярами подавляющее число ранее свободных крестьян-общинников стала феодально-зависимым населением.

Формирование правящего класса происходило на основе отношений «сюзеренитета — вассалитета», т.е. феодальной зависимости. Дружинники князя становятся землевладельцами, его вассалами, вотчинниками. В XI—XII вв. выделяется боярство как особое сословие и оформляется его правовое положение. Формируется институт вассалитета, представлявший собой особую систему отношений с князем-сюзереном, обусловленных землевладением, на основе договора о службе.

С ростом феодального землевладения усиливалась политическая власть феодалов. Они получали от своих сюзеренов-князей иммунитеты, освобождались от платежа дани, получали право иметь свою дружину, судить зависимое от них население, проживавшее на их землях. Крупная феодальная собственность становится неразрывно связанной с политической властью, управлением государством. Государственного аппарата как такового в то время не было и управление государством осуществлялось одновременно с управлением двором, хозяйством князя.

В это время возникают различные виды феодальной собственности на землю в зависимости от того, каким феодалам она принадлежала, на какой ступени феодальной лестницы они находились. Самым крупным землевладельцем был князь, который раздавал свои земли за службу боярам-вассалам. Они, в свою очередь, раздавали землю своим боярам. Владение полученными в качестве вознаграждения за службу князю землями приобрело наследственный характер и называлось вотчинным.

Земли, владение которыми носило условный характер, т.е. было обусловлено службой, стали называться поместьями.

После принятия в Х в. христианства как государственной религии значительная часть земель сосредоточилась в руках церкви, монастырей, духовенства. На Руси складываются церковные организации и церковная юрисдикция. Церковь получила право на приобретение земель, населенных деревень, осуществление суда. Над некоторыми группами населения церковный суд устанавливался по определенным категориям дел, а суд над населением церковных земель — по всем делам.

Одновременно существовало общинное владение землей. Частной поземельной собственности в этот период не существовало. Крестьяне-общинники сообща владели землей, принадлежащей общине. Все совершеннолетние мужчины, входившие в состав общины, имели равное право на участок пахотной земли. Периодически происходил передел этой земли. В общем пользовании находились сенокосы, выгоны и леса. Все вопросы о способах, сроках передела земли и пользовании общинной землей решались общим собранием — миром.

Русская Правда — первый русский писаный памятник обычного права. В ней закреплялось «кулачное право», т.е. право сильного, право господина. Это право было связанно с феодальной собственностью на землю, оно определяло политические права феодала, его права в отношении феодально-зависимого населения. Специальных статей о праве собственности на землю в Русской Правде не было. Однако охране права собственности уделялось много внимания. Так, за перепахивание межы устанавливался очень крупный штраф — 12 гривен. Суровые наказания вводились за незаконное пользование чужим имуществом, порчу межевых знаков. В Пространной редакции Русской Правды, связанной с именем Владимира Мономаха, предусматривался особый порядок наследования недвижимости (земли). Такие привилегии имели лица, именовавшиеся в Русской Правде как князья, бояре, князьи мужи, княжеские тиуны, огнищане.

Период феодальной раздробленности (XII—XIV вв.). В XII в. Древнерусское государство распалось на самостоятельные княжества. Образовались три основных политических центра: Новгородско-Псковская, Владимирская и Галицко-Волынская земли.

В Новгородской и Псковской феодальных аристократических республиках самыми крупными землевладельцами были высшее духовенство, монастыри и церкви. Церкви и монастыри владели деревнями, пригородными землями, рыбными угодьями. Монастыри владели землями на основании жалованных грамот, которые выдавались им Великим Новгородом. К числу землевладельцев относились также средние феодалы, они назывались «житьи люди». Существовали и мелкие землевладельцы — своеземцы, имевшие небольшие участки земли и обрабатывавшие их своим трудом.

Новгородское вече приглашало или избирало князей. Права князя определялись договором с городом. Князь не имел права приобретать земли в Новгороде, не имел права отнимать по своему усмотрению земли у их владельцев и не мог раздавать земли новгородских волостей. Для того чтобы содержать двор, князю выделялись земельные угодья обычно в Новом Торжке и на Волоке.

Одним из источников права в этом регионе была Псковская судная грамота. В этом документе предусматривалось подразделение имущества на недвижимое («отчину») и движимое («живот»). Право собственности на земли, лес, двор, рыбное угодье отличалось от права собственности на движимое имущество. Различались два вида землевладения: наследственное — «вотчина» и условное — «кормля».

Было разработано залоговое право. При залоге недвижимости имущество не переходило во владение залогодержателя, собственник передавал ему только документы на это имущество. Требовалось письменное оформление купли-продажи недвижимости. Если такая сделка была совершена лицом в пьяном виде, то она могла быть признана недействительной.

В Псковской судной грамоте есть статьи, которые определяли отношения между землевладельцами и феодально-зависимыми людьми. Например, землевладелец давал изорнику земельный участок, оказывал ему помощь («покруту») серебром или натурой. Взамен изорник отдавал половину урожая землевладельцу, т.е. работал «исполу». Регулировались также отношения между огородниками и кочетниками (рыболовами).

Русь и Золотая Орда (XIII—XV вв.). Общественно-политический строй Руси был изменен в результате монгольского завоевания. Монгольское право признавало все завоеванные земли собственностью хана. Князья были обращены в наместников хана и считались лишь владельцами земли. Русские князья получили ханские ярлыки на свои собственные вотчины. Земли тех людей, которые были обязаны платить дань*, признавались собственностью хана, эти земли нельзя было купить и продать, заложить, подарить и т.п.

* К категории этих людей относились: «черные люди», «гости», «суконники», «городские люди».

Общинное землевладение сохранилось. В общине существовала круговая порука по уплате податей и отбыванию повинностей. Размер земельного участка крестьянина-общинника* определялся его имущественным состоянием. Владелец участка имел право передать его по наследству, сдать внаем и продать с соблюдением условия, что тот, кто приобретал землю, брал на себя и «тягло», лежавшее на этом участке земли.

* Такой земельный участок назывался «выть» или «жеребий».

Русское централизованное государство (начало XIV — первая половина XVI в.). После победы на Куликовом поле Московское княжество стало центром объединения русских земель. В процессе присоединения к Московскому княжеству удельных земель в царствование Ивана III изменялся их правовой статус. Удельные князья становились слугами и боярами московского князя, а удельные земли приобретали статус вотчин; Князья оставались их собственниками, однако московский великий князь считался «государем» этих земель.

В это время идет процесс развития поземельной собственности, захвата общинных земель феодалами. Московский великий князь был самым крупным феодалом, обладавшим княжеским доменом. Он владел дворцовыми и черносошными землями. Дворцовые земли принадлежали самому князю и его семье, из состава этих земель раздавались земли за службу. Черносошные земли принадлежали князю как «государю», т.е. как главе государства. Московский князь раздавал дворянам в «служилое» владение, т.е. на время службы или за службу земли — поместья. Владельцы поместных земель не имели права их отчуждать и передавать по наследству.

Власть князя переходит по наследству, от отца к старшему сыну. Утверждается принцип первородства и единонаследия, в результате чего земля не делилась на уделы между всеми сыновьями князя.

Бояре и «вольные слуги», получившие земли от великого князя, имели право их продажи, залога, дарения, мены. Однако землевладельцы были обязаны нести военную службу. Такая форма феодального землевладения называлась «вотчина».

Сословно-представительная монархия (вторая половина XVI — XVII в.). К середине XVI в. Московское государство стало одним из крупнейших в Европе. В этот период оформляется исключительное право феодалов на землю и феодально-зависимых крестьян, проживавших на ней, имевшее ярко выраженный сословный характер. Судебник 1497 г. — первый русский законодательный акт содержал ряд положений о защите границ феодальной земельной собственности и предусматривал за это преступление наказания. В Судебнике 1550 г. эти наказания были усилены.

В 1565 г. Иван IV в целях подавления оппозиционного боярства разделил всю территорию государства на опричнину и земщину. В состав опричных земель были включены княжеско-боярские земли. Конфискованные земли были розданы служилым людям. В результате поместье стало основной формой феодального землевладения вместо боярской вотчины.

В Уложении о службе 1556 г. как для вотчинников, так и для помещиков были установлены равные обязанности выставлять определенное число вооруженных людей. Земли были повсеместно описаны. В результате этих мер вотчинное землевладение, как и поместное, стало носить условный характер. Были предприняты меры по ограничению церковного землевладения, запрещена покупка вотчин монастырями и высшим духовенством без ведома царя. За нарушение предусматривалась конфискация приобретенных земель. Иван Грозный конфисковал некоторые церковно-монастырские земли. Позднее в Соборном Уложении 1649 г. патриарху, митрополиту и монастырям было запрещено покупать у служилых людей вотчины, принимать их в заклад и на «помин» души.

Создается система приказов — органов центрального управления, которые были подчинены царю и Боярской думе. Например, Поместный приказ наделял служилых людей поместьями, давал разрешения на все сделки с землей и регистрировал их.

Феодальное поземельное право было одной из важнейших отраслей права. Феодальное право собственности на землю имело сословный характер и закрепляло на нее монопольное право феодалов. Оно являлось основой всего феодального строя. Именно на феодальном праве собственности на землю основывалось право феодала взимать поземельную ренту и налагать на крестьян повинности. Право собственности на землю, на которой проживало феодально-зависимое население, давало возможность феодалу выполнять свои обязанности по несению военной и государственной службы.

Главным источником права в тот период было Соборное Уложение 1649 г. Главы 16 и 17 Уложения были специально посвящены поместному и вотчинному землевладению. Статья 1 гл. 16 Уложения предусматривала, что владельцами поместий могли быть как бояре, так и дворяне, думные дьяки, стольники, стряпчие, стрельцы и др. Определялись площади поместий. Довольно подробно был установлен порядок наследования поместий сыновьями. Некоторую часть земли после смерти владельца могли получить при определенных условиях жена и дочери. Допускалась передача поместья в качестве приданого дочери.

Помещики не могли свободно распоряжаться своей землей, продавать ее или закладывать. Продажа земли допускалась только на основании царского указа. Однако Уложение предоставляло право обмена поместий, в том числе и на вотчины. Допускался обмен разных по площади поместий (ст. 3), что давало возможность за счет разницы площадей совершать фактически сделки купли-продажи поместий. Статья 14 Уложения не допускала передачу поместий иностранцам.

Правовой режим вотчин определялся в гл. 17 Уложения. Владелец вотчины имел значительно более широкие права по распоряжению своими землями. Вотчина могла быть продана, заложена, передана по наследству. Сделка купли-продажи вотчины должна была регистрироваться в Поместной палате. Право родового выкупа было одним из элементов режима вотчинного землевладения. Оно заключалось в преимущественном праве наследников вотчинника выкупить ранее отчужденные вотчинные земли. Право родового выкупа ограничивало право собственности покупателя, поскольку наследники могли в течение 40 лет выкупить вотчину. Однако на неродовые вотчины право выкупа не распространялось.

Соборное Уложение регулировало вопросы залога земли, устанавливало нормы сервитутного права. Например, допускалось право покоса, рыбной ловли, охоты на чужих землях, закреплялось право проезда и прогона скота (гл. 7). Владелец мельницы мог залить нижележащий луг водой (гл. 10).

Феодальное поземельное право регулировало вопросы права собственности феодала на землю, являлось основой отношений, построенных по принципу «сюзеренитет — вассалитет», и закрепляло право феодала на крестьян, живших на его землях.

Абсолютная монархия (вторая половина XVII—XVIII в.). В этот период завершается длительный процесс установления единого правового режима поместий и вотчин. Указ Петра I от 23 марта 1714 г. о единонаследии расширил права дворян на земли, установил единый правовой режим вотчинного и поместного землевладения. Поместья и вотчины стали именоваться недвижимостью. Были предусмотрены ограничения распоряжения недвижимым имуществом, его нельзя было закладывать, а продать можно было только в виде исключения «по нужде» с уплатой высокой пошлины. Передать недвижимость по наследству можно было только одному из сыновей, а в случае их отсутствия — одной из дочерей, чтобы избежать дробления земельных владений.

Право собственности на землю продолжало оставаться одной из важнейших привилегий дворянства, однако оно было связано с обязанностью несения службы. Вместе с тем право собственности на землю было ограничено. Указ от 10 декабря 1719г. разрешал дворянам, купцам и «всяких чинов» людям искать минералы на любой земле, в том числе и частновладельческой и строить заводы и рудники по добыче и переработке полезных ископаемых. Собственник земель имел преимущественное право на устройство заводов либо получал 1/32 часть прибыли от добычи полезных ископаемых на его земле.

В 1731 г. в самом начале правления Анны Иоанновны дворяне добились отмены ограничений на продажу имений, их залог и передачу по наследству. В 1782 г. Екатерина II издает указ о праве собственника земли не только на землю, но и на недра. Указом 1762 г. о вольностях дворянских и Жалованной грамотой дворянству 1785г. были отменены обязательная служба дворян и право государства отбирать землю в случае отказа от службы.

Земельный строй Российской империи

Земельный строй в первой половине XIX в. В этот период завершается многолетний процесс кодификации законодательства России, который осуществлялся под руководством М.М. Сперанского. В 1835 г. был опубликован и введен в действие Свод законов Российской империи. Регулированию отношений собственности, в том числе на землю, в Своде законов уделялось большое внимание. Имущество делилось на недвижимое и движимое. Недвижимое имущество делилось на «благоприобретенное» и родовое. Было закреплено право собственности на землю как «право на все произведения на поверхности ее, на все, что заключается в недрах ее, на воды, в пределах ее находящиеся, и, словом, на все ее принадлежности».

Существовали значительные ограничения права собственности на землю. Земельные наделы казенных и удельных крестьян не могли отчуждаться. В отношении дворянских имений действовало правило о преимущественной покупке членом данного рода. Дворянские имения могли переходить по наследству только старшему сыну, т.е. закреплялась система майората. Крестьянам было запрещено выходить из общины и закреплять за собой в частную собственность земельный надел.

Сервитутом признавалось установленное законом в пользу всех без изъятия право проезда по дорогам, на речных судах. Действовало право владельца земли и покосов, лежащих в верхнем течении реки, требовать, чтобы сосед не поднимал уровень речной воды запрудами, не затапливал его пашен и лугов и т.д.

Земельный строй второй половины XIX в. — 1917 г. Самое значительное событие второй половины XIX в. — крестьянская реформа 1861 г., осуществленная на основе ряда законодательных актов: Манифеста от 19 февраля 1861 г. об освобождении крестьян от крепостной зависимости; Общего положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости; Положения об устройстве дворовых людей; Положения о выкупе; Положения о губернских и уездных по крестьянским делам учреждениях; четырех местных положений о поземельном устройстве крестьян в разных губерниях России; Правил о порядке приведения в действие положений о крестьянах. Действовали также и другие акты.

Вопрос о предоставлении земли бывшим крепостным крестьянам был решен путем обязательного наделения крестьян землей (усадебной и полевой) за выкуп. Крестьяне наделялись землей не в собственность, а в постоянное пользование, за что были обязаны отбывать в пользу помещиков повинности работой или деньгами. Размер повинности соответствовал не доходности земли, а величине оброка, существовавшего до отмены крепостного права. Надельные земли становились собственностью крестьян только после выкупа их по установленной цене. Для выкупа полевой земли требовалось согласие помещика. В течение 9 лет надельные земли не могли отчуждаться. По истечении этого срока, пока не была погашена выкупная ссуда, для отчуждения надельных земель требовалось специальное разрешение губернского присутствия. Запрещалось также закладывать надельные земли для получения ссуды.

Реформа 1861 г. сохранила две исторически сложившиеся основные формы землевладения: общинное землевладение, существовавшее на большей части территории России, и подворное землевладение — главным образом на западе страны. При обеих формах землевладения хозяйствующей единицей и субъектом права землевладения на отдельных «полосах» являлся крестьянский двор. Крестьянский двор как институт не был затронут реформой 1861 г. Он представлял собой семейно-трудовое объединение, которое возглавлялось домохозяином, представлявшим двор на сельском и волостном сходах. Различия между указанными формами землевладения заключались в том, что при подворном землевладении расположение и размеры «полос» отдельных дворов и полевых наделов оставались неизменными. Община была формой «поземельного поравнения» таких полос путем периодических «общих переделов», а в периоды между ними — путем «частных переделов». Поравнение производилось в зависимости от изменения семейного состава дворов.

Община имела особое правовое значение. Административное устройство в России было связано с общинной формой владения землей. Общинное владение землей подразумевало предоставление каждому из своих членов равного участия в мирских делах и использования земли. Крестьянин лишался права владения общинными землями и угодьями без какой-либо компенсации в том случае, если переселялся в другое место жительства. Свой участок земли крестьянин в этом случае оставлял безвозмездно общине. Правила общинного землевладения предусматривали, что крестьянин имел право пользования своей частью земли, но был не вправе уступить ее, иначе говоря, продать другому лицу.

Радикальные изменения земельного строя России, прежде всего, в направлении разрушения общины, связывавшей свободное развитие крестьянских хозяйств, были осуществлены после революции 1905 г. Столыпинская аграрная реформа началась с Указа от 9 ноября 1906 г. «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающегося крестьянского землевладения и землеустройства». Каждый домохозяин — член общины получал право требовать от общины выделения ему единого земельного надела в собственность.

В последующем этот Указ был утвержден Государственной Думой в качестве Закона от 14 июня 1910г., который дополнительно признал всех крестьян частными собственниками земли в тех общинах, где земельные переделы не проводились в течение последних 24 лет. Принципиально важные моменты этих указа и закона состояли в следующем.

В обществах, в которых длительное время не проводилось общих переделов, общинный порядок землевладения считался упраздненным. Общества признавались перешедшими к подворному порядку землевладения, а отдельные домохозяева — частными собственниками находившихся в их владении земельных участков. Каждому домохозяину во всех обществах с общинным порядком землевладения предоставлялось право во всякое время, а не только при общих переделах требовать закрепления его участка надельной земли в частную собственность. Домохозяин получал также право требовать выделения из общинных земель в частную собственность участок надельного землевладения, находящегося в пользовании двора, даже если его размеры превышали норму, причитающуюся на долю двора в данном сельском обществе на момент выдела. Домохозяин имел право вместо закрепленных за ним чересполосных участков требовать выделения ему «отруба» или «хутора», т.е. объединения всех разрозненных участков в одном месте и перенесения туда усадьбы. Эта мера должна была содействовать процессу создания крепких крестьянских хозяйств, независимых от общинных порядков.

Был ограничен принцип семейной собственности в крестьянском дворе. Предусматривалось, что собственником участка земли, закрепленного за двором, равно как и имущества двора, признается не двор в целом, а единолично домохозяин, т.е. глава семьи.

Основной целью регулирования отношений частной собственности на землю в первую очередь на селе являлось стимулирование экономического развития сельского хозяйства в России.

Земельное право после революции 1917 г.

Земельное право в период 1917—1930 гг. Земельный строй в нашей стране был радикально изменен после революции 1917 г. II Всероссийским съездом Советов 26 октября (8 ноября) 1917г. был принят Декрет «О земле», который явился основой развития советского земельного законодательства. Декретом «О земле» помещичья собственность на землю отменялась немедленно и без всякого выкупа. Помещичьи имения, равно как и все земли, удельные, монастырские, церковные со всем живым и мертвым инвентарем, усадебными постройками и всеми принадлежностями, переходили в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов. Земли рядовых крестьян и казаков не подлежали конфискации. Они оставались за ними в трудовом пользовании.

Развернутая формулировка отмены частной собственности на землю содержалась в ст. 1 Крестьянского наказа, являвшегося составной частью Декрета «О земле»: «право частной собственности на землю отменяется навсегда; земля не может быть ни продаваема, ни покупаема, ни сдаваема в аренду либо в залог, ни каким-либо другим способом отчуждаема. Вся земля: государственная, удельная, кабинетская, монастырская, церковная, посессионная, майоратная, частновладельческая, общественная и крестьянская и т.д., отчуждается безвозмездно, обращается во всенародное достояние и переходит в пользование всех трудящихся на ней. ».

Декрет «О земле» стал юридическим основанием земельных преобразований в России, суть которых заключалась в том, что был ликвидирован земельный строй, базировавшийся на частной собственности, и утверждался новый земельный правопорядок, при котором земля объявлялась всенародным достоянием.

Положения Декрета «О земле» были развиты и конкретизированы в Декрете ВЦИК от 19 (6) февраля 1918 г. «О социализации земли»*, в котором предусматривалась необходимость перехода к коллективным формам хозяйствования в земледелии и создания для них преимуществ по сравнению с единоличными хозяйствами.

Правовой режим некоторых земель определялся лишь в общих чертах. Декрет от 20 августа 1918 г. «Об отмене права частной собственности на недвижимости в городах» установил, что земли в пределах городской черты находились в управлении местных органов власти., Эти органы имели право устанавливать нормы предоставления земельных участков для индивидуального и общественного пользования, устанавливать размер арендной платы за их использование, изымать участки, превышающие такие нормы.

Высшее законодательное закрепление национализация земли, ее недр, вод и лесов получила в Конституции РСФСР 1918 г.*: «частная собственность на землю отменяется и весь земельный фонд объявляется общенародным достоянием и передается трудящимся без всякого выкупа, на началах уравнительного землепользования» (ст. 3).

Право государственной собственности на землю стало краеугольным камнем советского земельного законодательства. Поэтому в последующие годы законодательство развивалось на основе последовательной реализации принципа права государственной собственности на землю и иные природные ресурсы и производного от этого права — права землепользования и права природопользования. Использование земли допускалось, как правило, только на титуле права пользования землей.

В принятом ВЦИК 14 февраля 1919 г. Положении «О социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию» вся земля в пределах РСФСР, в чьем бы пользовании она ни находилась, была провозглашена единым государственным земельным фондом. Начинает закрепляться классификация земель. Выделяются земли сельскохозяйственного назначения, находящиеся в трудовом пользовании (единоличном или коллективном) или в пользовании государственных предприятий (совхозов) и учреждений (сельскохозяйственные школы и др.). Основные черты правового режима этих земель в то время выражались в обеспечении права крестьян на землю, всемерного поощрения создания социалистических форм сельскохозяйственного землепользования (совхозов и иных форм коллективных хозяйств) и на этой основе увеличения объема производства сельскохозяйственной продукции. Выделялись также земли несельскохозяйственного или специального назначения (городские, курортные, занятые промышленными предприятиями, путями сообщения и др.).

Декрет СНК РСФСР от 30 апреля 1920 г. «О недрах земли» заложил основы правового режима использования земель для горного дела. Участки земли, содержавшие заслуживающие разработки полезные ископаемые, передавались Горному Совету ВСНХ.

В период нэпа 22 мая 1922 г. ВЦИК принял Закон о трудовом землепользовании, а 30 октября 1922 г. — Земельный кодекс РСФСР. Кодекс закрепил право всех граждан РСФСР обрабатывать землю своим трудом. В нем регулировались трудовое землепользование, которое имело бессрочный характер, трудовая аренда земли и правовое положение обществ крестьян-землепользователей. Кодекс регулировал также правовой режим городских земель и «государственных земельных имуществ», т.е. земель совхозов и государственного запаса. Определялся порядок землеустройства, государственной регистрации землепользований, рассмотрения земельных споров и сельскохозяйственного переселения.

Продолжается процесс более четкого определения правового режима земель городов. 13 апреля 1925 г. ВЦИК и СНК РСФСР было утверждено Положение о земельных распорядках в городах. Городские земли делились на три вида: селитебные (занятые постройками, обслуживающие их или предназначенные под застройку); общего пользования (улицы, дороги, площади, набережные и т.д.); городские угодья (леса, торфяники, каменоломни, сельскохозяйственные земли в городах). 28 августа 1925 г. Президиум ЦИК и СНК СССР утверждают Положение о землях, предоставленных транспорту, а 9 ноября 1927 г. — Горное положение СССР.

Конституцией СССР 1924 г. установление общих начал землеустройства и землепользования было отнесено, к ведению Союза. 15 декабря 1928 г. ВЦИК СССР принял Общие начала землепользования и землеустройства, в которых было закреплено понятие единого государственного земельного фонда и были определены правовой режим его отдельных категорий, компетенция государственных органов по управлению им. Земли подразделялись на земли сельскохозяйственного назначения, лесного фонда, земли городские и иного несельскохозяйственного (специального) назначения и земли государственного запаса. В Общих началах были закреплены также: право трудящихся на землю, меры поощрения коллективных форм землепользования, нормы по аренде земли трудового пользования и найму труда в сельском хозяйстве.

Земельное право в период 1930—1941 гг. В период сплошной коллективизации и осуществления линии партии на ликвидацию кулачества как класса положения, касающиеся аренды земли и найма труда, были отменены постановлением ЦИК и СНК СССР от 1 февраля 1930 г. «О мероприятиях по укреплению социалистического переустройства сельского хозяйства в районах сплошной коллективизации и по борьбе с кулачеством». В это время землепользование колхозов регулировалось Примерным уставом сельскохозяйственной артели, утвержденным СНК СССР и Президиумом ЦИК СССР 1 марта 1930 г., который предусматривал, что земли, закрепленные за колхозом, составляют единый земельный массив, который не должен уменьшаться.

Развитие транспорта в стране потребовало принятия специальных нормативных актов. Устав внутреннего водного транспорта (1930) урегулировал порядок выделения и использования для судоходства и сплава «бечевника» — полосы земли шириной до 20 м вдоль водных объектов. 3 января 1930 г. СНК РСФСР утверждает Положение о курортных трестах местного значения, в котором получает развитие регулирование использования земель курортов.

Главное внимание уделялось регулированию использования сельскохозяйственных земель. 3 сентября 1932 г. было принято постановление ЦИК и СНК СССР «О создании устойчивого землепользования колхозов», в соответствии с которым при сохранении незыблемости государственной собственности на землю за каждым колхозом закреплялась земля, находящаяся в его трудовом пользовании, и запрещались всякие переделы.

Примерный устав сельскохозяйственной артели, принятый Вторым Всесоюзным съездом колхозников-ударников, был утвержден СНК СССР и ЦК ВКП (б) 17 февраля 1935 г. Устав предусматривал, что земля закреплялась за артелью в бессрочное пользование (навечно), устанавливалось право на приусадебное землепользование колхозных дворов и определялись размеры приусадебного землепользования.

Конституция СССР 1936 г. признала землю, ее недра, воды и леса в СССР государственной собственностью, т.е. всенародным достоянием. Земля, используемая колхозами, закреплялась за ними в бесплатное и бессрочное пользование, т.е. навечно. Каждый колхозный двор мог иметь в пользовании небольшой приусадебный участок земли и в личной собственности подсобное хозяйство на этом участке.

Действовавшее в данный период законодательство предусматривало, что приусадебное землепользование колхозного двора могло быть прекращено в случаях переселения двора или смерти всех его членов. Постановление ЦК ВКП (б) и СНК СССР от 27 мая 1939 г. установило, что в случае невыработки колхозником обязательного минимума трудодней без уважительной причины указанное право могло быть прекращено. Площадь приусадебного земельного участка рабочих, служащих и других граждан, проживавших в колхозе, согласно постановлению ЦК ВКП (б) и СНК СССР от 28 июля 1939 г. была ограничена размером не более 0,15 га.

Земельное право в период 1941—1945 гг. В годы Великой Отечественной войны особое внимание уделялось расширению использования сельскохозяйственных земель для столь необходимого в то время увеличения производства продовольствия и сырья. Так, 1 марта 1942 г. было принято постановление СНК СССР «О разрешении колхозам производить посевы на неиспользуемых пахотных землях смежных колхозов». Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 7 апреля 1942 г. «О выделении земель для подсобных хозяйств под огороды рабочих и служащих» предпринимаются меры по развитию индивидуального огородничества рабочих и служащих.

Одновременно проводится политика укрепления трудовой дисциплины колхозников. 13 апреля 1942 г. СНК СССР и ЦК ВКП (б) принимают постановление «О повышении для колхозников обязательного минимума трудодней», которым было установлено, что трудоспособные колхозники и колхозницы, не выработавшие в течение года обязательного минимума трудодней, должны считаться выбывшими из колхоза, потерявшими права колхозника и лишаться приусадебного участка.

Земельное право в период 1946—1990 гг. В 1945 г. после окончания войны в состав СССР вошли территории Западной Украины, Калининградской области, южная часть острова Сахалина и Курильские острова. Особого законодательного акта о национализации земли Западной Украины и Калининградской области принято не было. Считалось, что национализация земли вытекала из факта включения этих территорий в состав СССР. Однако национализация земли на территориях Южного Сахалина и Курильских островов была проведена на основе Указа Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1946 г. «О национализации земли, банков, промышленных и коммунальных предприятий, железнодорожного и водного транспорта и средств связи южной части острова Сахалин и Курильских островов».

6 марта 1956 г. ЦК КПСС и Советом Министров СССР было принято постановление «Об Уставе сельскохозяйственной артели и дальнейшем развитии инициативы колхозников в организации колхозного производства и управления делами артели», которым на колхозы возлагались обязанности по рациональному использованию закрепленных за ними земель и упорядочению приусадебного землепользования.

Важное значение для решения проблем повышения плодородия земель сельскохозяйственного назначения и их охраны имели постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 16 июня 1966 г. «О широком развитии мелиорации земель для получения высоких и устойчивых урожаев зерновых и других сельскохозяйственных культур» и от 20 марта 1967 г. «О неотложных мерах по защите почв от ветровой и водной эрозии».

13 декабря 1968 г. были приняты Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, игравшие важную роль в регулировании земельных отношений. Значение Основ заключается в том, что этот законодательный акт содержал много принципиально новых норм и явился основой формирования новых в земельном праве институтов. Так, впервые были выделены категории земель водного фонда и земель населенных пунктов. Был предусмотрен особый раздел, посвященный государственному земельному кадастру. Основы закрепили принцип приоритета использования земель сельскохозяйственного назначения.

Принятие Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик явилось базой для кодификации всего законодательства о природных ресурсах: в 1970 г. были приняты Основы водного законодательства Союза ССР и союзных республик, в 1975 г. — Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах, в 1977 г. — Основы лесного законодательства Союза ССР и союзных республик.

28 февраля 1990 г. были приняты Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о земле. Рассматривая этот законодательный акт с современных позиций, его значение можно оценить как первую попытку восстановить право частной собственности на землю. Основы (ст. 5) предусмотрели титул «право пожизненного наследуемого владения земельным участком» как завуалированную форму частной собственности. Впоследствии этот титул был закреплен и российским законодательством.

Вопросы земельно-аграрной реформы начала 90-х гг. в историческом плане специально не рассматриваются. Многие основные законодательные и нормативные правовые акты о земельно-аграрной реформе, исключая Закон РСФСР от 23 ноября 1990 г. «О земельной реформе», продолжают действовать. Их анализ приводится в связи с изложением соответствующего материала.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *