исторический процесс как становление личностных отношений
32_Istorichesky_protsess
ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС КАК СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
История носит также единый и всеобщий характер, что проистекает того простого и фундаментального факта, что это история людей; именно поэтому в их судьбах не может не быть глубоко имманентного единства. Несмотря на существование различий между народами во все времена все народы трудом своим добывали средства к жизни, стремились полнее овладеть богатствами природы, развивать свои потребности и удовлетворять их и т.д. и т.п., поэтому их жизнедеятельность складывается в объективный, естественноисторический процесс. Всемирность исторического процесса связана не только с родовой общностью человеческой жизнедеятельности с универсальным действием объективных законов истории, она проявляется ив многообразных контактах стран, народов, культур.
Другой аспект исторического процесса связан с постановкой и решением вопросов: что движет историю? как конкретно могут быть представлены субъекты исторического процесса? Противоречивые субъект-объектные отношения характеризуют людей как участников исторического процесса. Но не каждый человек способен выступить в качестве субъекта социального развития, и вместе с тем в большинстве общественных сфер индивид реализует свои функции, как правило, не в одиночку, а будучи включенным определенные социальные общности (народ, нация, класс и т.п.). Именно эти общности и выступают в первую очередь как совокупные субъекты истории.
При характеристике свободы следует возразить достаточно распространенному положению о прирожденном человеку характере свободы. Свобода есть не индивидуальное свойство человека, а характеристика его социального состояния. При этом свобода не абсолютна, не безгранична и неабстрактна, а всегда относительна, ограничена и конкретна. Вместе с тем, развитие, осуществление свободы человека некоторыми философами рассматривается как выражение смысла всего исторического процесса.
Человек и исторический процесс
Человек в рамках исторического процесса
В социальной философии принято рассматривать общество в историческом плане: в динамическом процессе ее развития и изменения. Историческим процессом называют жизнь общества, которая разворачивается в социальном пространстве и времени.
Из человеческих действий складывается сложный, неповторимый и разнообразный исторический процесс. Причины этих действий можно толковать по-разному, однако, все объяснения не отрицают того обстоятельства, что история всегда творилась и будет создаваться дальше людьми в процессе их жизни. Сама общественная жизнь и есть деятельность людей. Все, что происходит в обществе, включая работу его компонентов, исторические события, различные общественные состояния и т.д., будет прямым или косвенным образом взаимосвязано с деятельностью человека. Таким образом, можно сказать, что человеческая деятельность будет выступать своеобразным центром, вокруг которого создается, работает и развивается общество.
Личность и массы
Один из ключевых вопросов в истории – что ей движет? Среди самых общих ответов на него – народные массы, которые играют определяющую роль в истории. Однако признание этого факта вовсе не умаляет роль личности в историческом процессе. Находясь во главе разнообразных социальных общностей, конкретные личности всегда несут ответственность за принятие тех или иных управленческих решений. В случае, ели личность проявить себя в решении социальных проблем наилучшим образом, то ее могут признать выдающейся или великой.
Общественная природа личности и ее неразрывная связь с социальными общностями и отношениями лежит в основе ее роли в историческом процессе. Выдающиеся личности появляются в определенных исторических условиях и при наличии конкретных исторических потребностей. К примеру, стремление к коренным и масштабным социальным переменам – это благодатная почва для того, чтобы родилась выдающаяся личность. Полем деятельности великих людей являются, соответственно, великие дела.
Необходимость признания того, что выдающиеся личности общественно обусловлены, вовсе не отрицает наличие собственно личностного компонента. С одной стороны историческая личность и ее роль созданы из общественных потребностей и социальных условий, а с другой – из ее собственных индивидуальных, неповторимых качеств. Если мы попытаемся объяснить, почему называем того или иного человека великим, то разговор будет идти именно об индивидуальных особенностях того или иного человека. Более того, благодаря своеобразию собственной индивидуальности, историческая личность будет не просто выражать определенные интересы общества, но и сама накладывать отпечаток на ход истории. Совокупность общественно необходимого и индивидуально-неповторимого и случайного делает человеческую деятельность важным и относительно самостоятельным компонентом истории.
Социальная необходимость и свобода человека
Под социальной необходимостью понимают характеристику вполне конкретного, упорядоченного состояния и развития общества, которая зависит от совокупности социальных и природных условий. Иными словами, социальная необходимость характеризуется как проявление действия объективных социальных тенденций в общественной жизни.
В самом общем контексте свободой человека принято называть свободу от природного, животного состояния и, одновременно с этим, свободу в социальном, человеческом измерении. Границы социальной свободы постоянно меняются, а то, как развивалась трудовая деятельность общества обусловило меру его свободы по отношению к природе и, таким образом, и меру свободы человека внутри самого социума.
Свобода – это социальное качество человека, которое зародилось исторически и постоянно развивается, а также характеризует относительную самостоятельность человека от внутренних и внешних условий своего существования.
Свобода возникла не в самом отдельном индивиде, хотя и реализуется именно в его действиях, а в конкретных межличностных связях. В этом понимании свобода не является индивидуальным свойством человека, а обозначает характеристику его социального состояния. Вместе с тем она не является абсолютной, безграничной и абстрактной. Свобода всегда относительна, конкретна и ограничена.
История – это результат деятельности людей, которые руководствуются своими личными целями и интересами.
Категории «субъективные факторы» и «объективные условия», «свобода» и «необходимость» характеризуются соотношением между обстоятельствами, в которых действуют люди и их сознательной деятельностью.
Под субъективным фактором понимают более-менее осознаваемую деятельность социума (субъекта), которая направлена на достижение конкретных целей. Люди осуществляют сознательную деятельность в разных формах, которые не всегда основаны на отчетливом понимании основных тенденций общественного развития.
Объективные условия – это совокупность обстоятельств, которые не зависят от воли и сознания субъекта и определяют реальные цели, средства, возможности и результаты человеческой деятельности. Данное понятие отвечает на вопрос, чем же определяется человеческая деятельность. Эти условия нельзя свести к материальным факторам, т.к. некоторые их элементы выступают в качестве материальных факторов, другие – идеальных, а третьи – как идеологические отношения.
И объективный, и субъективный факторы являются необходимыми сторонами исторического процесса, которые находятся в постоянном тесном взаимодействии. Субъективные факторы позволяют реализовать созревшие потребности объективного развития общества, в то время как объективные могут помочь определить направление и результаты деятельности субъективного фактора.
Понятия «необходимость» и «свобода» выражают более высокую форму соотношения между человеческой деятельностью и объективными законами общества. Необходимость – это объективная обусловленность деятельности человека. Эта деятельность детерминирована объективными условиями и носит всеобщий и закономерный характер, т.к. социальные тенденции функционируют во всех сферах общественной жизни – необходимость развития науки, экономики, культуры и т.д.
Ввиду того, что жизнедеятельность человека определена необходимостью, появляется вопрос о том, можно ли совместить свободу и необходимость? Приверженцы фатализма дают на этот вопрос отрицательный ответ, говоря о том, что в мире есть только необходимость, неизбежно определяющая поведение людей. При этом необходимость может выступать в качестве сверхъестественной и божественной воли или же изначального социального порядка, естественного устройства мира при господстве природной необходимости.
Конечно, люди не могут выбирать объективные условия своей деятельности, однако у них есть известная свобода выбора и ответственность за исход этого выбора. Также они вольны выбирать средства достижения своих целей. Таким образом, люди прокладывают путь к свободе, реализуя на практике требования объективных условий. Мера свободы, который они располагают в каждую из конкретных исторических эпох, будет зависеть в конечном счете от уровня развития производства, отношений в обществе, его политического строя, традиций, культурного менталитета, национальных особенностей и многих других факторов.
Статья «ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ»
Марина Николаевна Рябцева
учитель истории и обществознания
МКОУ «Теткинская СОШ №1»
Глушковского района Курской области
Аннотация: в данной статье анализируется, то как одна историческая личность способна влиять на ход истории; мнения известных мыслителе, ученых философов, историков о неоднозначности к подходами и самой сути исторического процесса.
Ключевые слова: личность, исторические персоналии.
ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
На развитие исторического процесса влияет множество факторов. Среди этих факторов большую роль играет человек, который ведет общественную деятельность. Роль человека в истории особенно возрастает, если он имеет непосредственное отношение к власти.
Плеханов Г.В. отмечал, что история делается людьми. Деятельность каждой отдельной личности, занимающей активную жизненную позицию, вносящую своим трудом, теоретическими поисками и т.д. К тому же, определенный вклад в развитие той или иной сферы общественной жизни – это уже вклад в исторический процесс в целом.
Вопрос о личности в исторической процессе волновал ученых во все времена, и в настоящее время остается актуальным. Жизнь не стоит на месте, история двигается вперед, происходит постоянное развитие человеческого общества и на историческую арену выходят значимые личности, сменяя тех, кто остается в прошлом.
Проблемой роли личности в истории занимались многие мыслители, ученые философии. Среди них Г. Гегель, Г.В. Плеханов, Л.Н. Толстой, К. Маркс и многие другие. Стало быть, неоднозначность решения этой проблемы связана с неоднозначными подходами к самой сути исторического процесса.
К сожалению, после Второй мировой войны интерес к проблеме роли личности снизился. Недостаточным остается он и сегодня, несмотря на особую важность в условиях глобализации действий отдельных личностей и сил. Судьбы (подъемы и трагедии) многих стран были тесно связаны с теми или иными личностями. Однако поскольку социальная наука традиционно отстает от реальности, вполне вероятно, что в ближайшие десятилетия, по мере нарастания глобализации и потребности в выработке общих решений, а вместе с этим влияния, которое могут оказать те или иные деятели на судьбы мира, проблема роли личности вновь станет актуальной.
Вопрос о роли отдельных деятелей в процессе образования государств и их эволюции является исключительно интересным и важным, он превосходно иллюстрирует важность разработки теории роли личностей. При этом стоит заметить, что у истоков образования почти любого раннего государства или крупного политического образования типа аналога раннего государства всегда стоит та или иная выдающаяся личность.
Дело в том, что образование государства или иной сложной политики всегда есть процесс качественного перехода от одного состояния общества к другому, поэтому здесь требуются выдающаяся энергия и особые качества лидеров. Без них процесс не может совершиться.
В 50–60-е гг. ХХ в. окончательно сформировался системный подход, который потенциально открывал возможность по-новому взглянуть на роль личности. Но более важными оказались синергетические исследования. Хотя синергетики уделили проблеме роли личности немного внимания тем не менее благодаря тому, что синергетика в ряде отношений существенно развила и углубила понимание по ведения систем, это также потенциально открыло некоторые возможности для углубления понимания роли личности.
Анализ состояния проблемы роли личности в истории показывает, что она далека от своего окончательного решения, что данный уровень ее исследования абсолютно недостаточен и нуждается в углублении и систематизации, а также в новых идеях.
Вопрос о роли личности длительное время принадлежал к группе таких проблем философии, которые были построены, так сказать, в абсолютном плане и потому требовали абсолютного и однозначного ответа. Научное же решение проблемы нуждалось в переходе от абстрактного уровня к более конкретным выводам и методикам (то есть от решения вопроса по принципу «или – или» к решению по принципу «если …то», «при таких-то условиях – так- то» и т. п.). Эта работа была начата в конце XIX в. и продолжена в первой половине ХХ в. (Г. В. Плехановым, У. Джеймсом, А. Лабриолой, Х. Раппопортом, Н. И. Кареевым, С. Хуком и др.). Но она обычно останавливалась на первом-втором этапах таких методик. А главное, задача разработки данных методик четко практически не ставилась.
Вопрос о роли личности в конкретных исторических условиях тесно переплетается с вопросом о роли случая в истории. Поэтому нельзя обойти стороной данный вопрос. В научной литературе выделяют три фактора, влияющих на становление личности: наследственность, среда и воспитание. Т. е. в целом становление личности является причинно обусловленным и закономерным. Однако люди рождаются в различных социально – экономических условиях. Например, при монархическом строе наследственность и воспитание будущих монархов зачастую играет значительную роль
Качества личности могут оказывать значительное влияние на ход исторического процесса. При этом не стоит проецировать личность человека, пусть даже и значительную, и выдающуюся, одинаково на все события так или иначе связанные с ним, потому как исторические закономерности, причинно-следственные связи, классовое мировоззрение не перестают действовать
Говоря о влиянии «великих» личностей на историю, необходимо отметить, что их действия обусловлены стоящими перед обществом проблемами. Так, никто и не помышлял об отмене крепостного права в России, пока оно не стало тормозом развития страны. Но «великие» личности не просто выполняют исторические миссии. Личность может пойти на какие-либо действия, либо нет. И каждая личность по-своему будет осуществлять действия, хотя и в соответствие с теми условиями, в которых эта личность находится.
Таким образом, видно, насколько сильно личность может влиять на ход истории, и как личностные характеристики могут коренным образом перевернуть ход исторического процесса. Нельзя умолять роль личности в истории, ведь прогрессивная личность ускоряет ход исторического процесса, направляет его в нужное русло. При этом, примеров воздействия личности на историю множество, как положительных, так и отрицательных, именно благодаря которым и сложилось наше современное государство.
1. Малышев И.В. Роль личности и народных масс в истории, − М., 2009. − 289 с.
2. Плеханов Г.В. Избранные философские произведения, − М.: ИНФРА-М, 2006. – 301 с.
3. Плеханов Г. В., К вопросу о роли личности в истории // История России. – 2009. − № 12. – С. 25- 36.
4. Федосеев П.Н. Роль народных масс и личности в истории, − М., 2007. – 275 с.
5. Шалеева В.М. Личность, и ее роль в обществе // Государство и право. — 2011. — № 4. — С. 10-16.
Всемирная история. 10 класс (проба)
§ 2 ПЕРВОБЫТНАЯ ИСТОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Периодизация истории первобытного общества
Древнейший период человеческой истории (предыстории) – от появления первых людей до возникновения первых цивилизаций – получил название история первобытного общества.
Это самый длительный период истории человечества, который охватывает несколько миллионов лет.
Мы знаем про историю этого периода не по письменным источникам, а только по данным археологии. Поэтому надо понять, о чем думали древнейшие люди, как представляли себе мир. Это первая и главная трудность в изучении первобытности. Еще одной сложностью является вопрос расселения совсем небольших родовых коллективов на огромной территории. Они редко жили оседлой жизнью, часто передвигались, поэтому археологам очень трудно найти материальные свидетельства их жизни. Чаще всего археологи находят костные останки человеческих скелетов, но за миллионы или сотни тысяч лет эти кости сохранились плохо и не полностью. Поэтому сложно составить целостную картину развития от обезьяны к человеку на основе этих фрагментарных находок. Однако ученые собрали уже значительный материал, который дает возможность построить схему развития человека и периодизацию первобытного общества.
Существует ряд систем периодизации первобытной истории – геологическая, археологическая, антропологическая и др. Геологическая периодизация базируется на последовательной смене эпох развития самой Земли. Эта периодизация не может дать нам ответы на вопросы о развитии человека. Антропологическая периодизация отмечает этапы изменений физического облика человека по находкам костных останков. Наиболее разработанной является археологическая периодизация, в основе которой лежит сопоставление изготовленных человеком орудий труда и использованных материалов.
Схема «Археологическая периодизация истории первобытности»
Исторический процесс как становление личностных отношений
История носит также единый и всеобщий характер, что проистекает того простого и фундаментального факта, что это история людей; именно поэтому в их судьбах не может не быть глубоко имманентного единства. Несмотря на существование различий между народами во все времена все народы трудом своим добывали средства к жизни, стремились полнее овладеть богатствами природы, развивать свои потребности и удовлетворять их и т.д. и т.п., поэтому их жизнедеятельность складывается в объективный, естественноисторический процесс. Всемирность исторического процесса связана не только с родовой общностью человеческой жизнедеятельности с универсальным действием объективных законов истории, она проявляется ив многообразных контактах стран, народов, культур.
Другой аспект исторического процесса связан с постановкой и решением вопросов: что движет историю? как конкретно могут быть представлены субъекты исторического процесса? Противоречивые субъект-объектные отношения характеризуют людей как участников исторического процесса. Но не каждый человек способен выступить в качестве субъекта социального развития, и вместе с тем в большинстве общественных сфер индивид реализует свои функции, как правило, не в одиночку, а будучи включенным определенные социальные общности (народ, нация, класс и т.п.). Именно эти общности и выступают в первую очередь как совокупные субъекты истории.
При характеристике свободы следует возразить достаточно распространенному положению о прирожденном человеку характере свободы. Свобода есть не индивидуальное свойство человека, а характеристика его социального состояния. При этом свобода не абсолютна, не безгранична и неабстрактна, а всегда относительна, ограничена и конкретна. Вместе с тем, развитие, осуществление свободы человека некоторыми философами рассматривается как выражение смысла всего исторического процесса.