история 5 класс вигасин методическое пособие

Раздел I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ

ТЕМА I. ПЕРВОБЫТНЫЕ СОБИРАТЕЛИ И ОХОТНИКИ

УРОКИ 2-3. РОДОВЫЕ ОБЩИНЫ ОХОТНИКОВ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСКУССТВА И РЕЛИГИОЗНЫХ ВЕРОВАНИЙ

ТЕМА II. ПЕРВОБЫТНЫЕ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ И СКОТОВОДЫ

Раздел II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК

ТЕМА III. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ

ТЕМА IV. ПЕРЕДНЯЯ АЗИЯ В ДРЕВНОСТИ

ТЕМА V. ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ

ТЕМА VI. ДРЕВНИЙ КИТАЙ

Раздел III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

ТЕМА VII. ГРЕЦИЯ В ДРЕВНЕЙШЕЕ ВРЕМЯ

УРОКИ 2-4. МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ. ПОЭМЫ ГОМЕРА «ИЛИАДА» И «ОДИССЕЯ»

ТЕМА VIII. УСТАНОВЛЕНИЕ РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОГО СТРОЯ И ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДОВ-ГОСУДАРСТВ В ГРЕЦИИ В VIII-VI ВЕКАХ ДО Н. Э.

УРОКИ 1-2. ОБРАЗОВАНИЕ АФИНСКОГО РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА

ТЕМА IX. РАЗВИТИЕ РАБСТВА В ГРЕЦИИ И ВОЗВЫШЕНИЕ АФИН В V В. ДО Н. Э.

УРОКИ 2-3. МОГУЩЕСТВО И БОГАТСТВО АФИН В СЕРЕДИНЕ V ВЕКА ДО Н. Э. АФИНСКАЯ РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ

ТЕМА X. РАСЦВЕТ КУЛЬТУРЫ ГРЕЦИИ В V-IV ВЕКАХ ДО Н. Э.

ТЕМА XI. ОБРАЗОВАНИЕ ГРЕКО-МАКЕДОНСКИХ ГОСУДАРСТВ В ВОСТОЧНОМ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ

Раздел IV. ДРЕВНИЙ РИМ

ТЕМА XII. ОБРАЗОВАНИЕ РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И ЗАВОЕВАНИЕ ЕЮ ИТАЛИИ

ТЕМА XIII. ПРЕВРАЩЕНИЕ РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В СИЛЬНЕЙШУЮ РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКУЮ ДЕРЖАВУ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ

ТЕМА XIV. ПАДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ В РИМЕ, РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ В ПЕРИОД ЕЕ МОГУЩЕСТВА

ТЕМА XVI. УПАДОК И ГИБЕЛЬ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2021 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.

Источник

Поурочные разработки к учебникам а. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой и ф. А. Михайловского подробные поурочные планы содержат весь необходимый материал для проведения полноценных уроков по истории Древнего мира в 5 класс

Главная > Учебник

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ К УЧЕБНИКАМ А.А. ВИГАСИНА, Г.И. ГОДЕРА, И.С. СВЕНЦИЦКОЙ И Ф.А. МИХАЙЛОВСКОГО

история 5 класс вигасин методическое пособие

Подробные поурочные планы содержат весь необходимый материал для проведения полноценных уроков по истории Древнего мира в 5 классе общеобразовательных школ, рассчитаны на преподавателей, работающих по учебникам А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой (М.: Просвещение), Ф.А. Михайловского (М.: Русское слово). Пособие полностью автономно, содержит различные дополнительные материалы для учителя, большое количество игровых заданий. Издание дополнено новыми вариантами проведения уроков, выдержками из исторических документов. Книга будет полезна как начинающим преподавателям, так и педагогам со стажем.

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ К УЧЕБНИКАМ А.А. ВИГАСИНА, Г.И. ГОДЕРА, И.С. СВЕНЦИЦКОЙ И Ф.А. МИХАЙЛОВСКОГО

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Раздел I. Жизнь первобытных людей (8 ч)

Введение в историю Древнего мира.

Родовые общины охотников и собирателей.

Возникновение искусства и ре­лигиозных верований.

Возникновение земледелия и скотоводства.

Появление неравенства и знати.

Счет лет в истории.

Раздел И. Древний Восток (20 ч)

Государство на берегах Нила.

Как жили земледельцы и ремес­ленники в Египте.

Жизнь египетского вельможи.

Военные походы фараонов.

Религия древних египтян.

Культура Древнего Египта.

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

Царство Давида и Соломона.

Персидская держава «Царя ца­рей».

Природа и люди Древней Индии.

Китайский мудрец Конфуций.

Первый властелин единого Китая.

Раздел III. Древняя Греция (21 ч)

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».

Религия древних греков.

Земледельцы Аттики теря­ют землю и свободу.

Зарождение демократии в Афинах.

Основание греческих колоний.

Олимпийские игры в древ­ности.

Победа греков над персами в Марафонской битве.

Нашествие персидских войск на Элладу.

В гаванях афинского порта Пирей.

В городе богини Афины.

Культура Древней Греции.

Афинская де­мократия при Перикле.

Города Эллады подчиняются Македонии.

Поход Александра Македонского на Восток.

В древней Александ­рии Египетской.

Путешествие по Древней Греции.

Раздел IV. Древний Рим (18 ч)

Завоевание Римом Италии.

Вторая война Рима с Карфагеном (218-201 гг. до н. э.).

Установление господства Рима во всем Средиземноморье во II в. до н. э.

Рабство в Древнем Риме.

Земельный закон братьев Гракхов.

Установление империи в Риме.

Соседи Римской империи в первые века нашей эры.

В Риме при императоре Нероне.

Первые христиане и их учение.

Жизнь в Римской империи.

Римская империя при Диоклетиане и Константине.

Взятие Рима готами.

РАЗДЕЛ I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ

Урок 1. Введение в историю Древнего мира

Оборудование: карта мира, учебник Вигасина А.А., Годера Г.И., Свенцицкой И.С. «История Древнего мира» или Михайловско­го Ф.А. «История Древнего мира».

Информация для учителя

Памятка при работе с исторической картой

При работе с исторической картой вы можете опереться на знания по картографии, приобретенные на уроках природо­ведения и географии; карта как изображение земной поверх­ности Земли; чтение карты с помощью легенды, составление по карте характеристики страны и т. д.

От класса к классу карты становятся более сложными, насы­щенными условными обозначениями, и работа с ними услож­няется.

Показывать географические и исторические объекты по на­стенной карте нужно стоя с правой стороны.

Для лучшего понимания и запоминания расположения гео­графических и исторических объектов на карте работу надо организовать так, чтобы показ велся и по современной поли­тической карте мира, и по исторической карте.

I. Организационный момент И. Изучение новой темы

Что изучает история Древнего мира?

Как ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом?

На доске: тема урока, новые слова: археология, исторический

источник, история, Всеобщая история.

Самостоятельная работа учащихся с учебником.

Задание : выяснить фамилии авторов учебника, название учеб­ника, название его глав.

Подробную информацию обо всем этом мы получим, изучив п от учебник. А как же настоящие ученые узнают о жизни людей и далеком прошлом?

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника (с. 6 учебника Вигасина, с. 6-7 учебника Михайловского).

Что еще дает информацию ученым о жизни людей в про­шлом? (Надписи на камне и глине, старинные книги, знаме­нитые постройки, которые позволяют судить о мастерстве их создателей.)

Как называется наука, изучающая вещественные памятники

истории? (Это наука археология.)

Как работает археологическая экспедиция?

Много интересных памятников археологи открыли с помощью аэро­фотосъемки. Это этрусский город Спина, древние дороги и места рим­ских военных лагерей в Сирийской пустыне. Иногда аэрофотосъемка обнаруживает археологические памятники, находящиеся под водой на глубине до 7 м. Так были открыты потовые сооружения финикийского города Тара, оказавшегося затопленным водами Средиземного моря.

По окончании разведки начинаются раскопки. Слой за слоем сни­мают археологи почву. Каждый такой слой, он называется штоком, равняется примерно 18—20 см. Это чуть меньше лезвия лопаты. Чтобы работа шла успешно, археологи разбивают памятник на участки (раско­пы). Собранный во время раскопок материал отправляется в институт, где его очищают, реставрируют и изучают.

Елманова Н.С., Савичева Е.М. Энциклопедический словарь юного историка. М., 1994. С. 34-35.

Работа с новыми терминами (письменно в тетрадях ).

Закрепление изученного материала

Что нового вы сегодня узнали на уроке?

Что изучает история Древнего мира? (Как появились древние люди на Земле, как они жили, какие изобретения придумали, какие государства были первыми на Земле, какие народы их соз­дали, каковы были достижения людей в далекой древности.)

Что изучает археология? (Вещественные памятники истории.)

Что называется историческим источником? (Это то, что дает нам информацию о жизни людей.)

Подведение итогов урока

Домашнее задание: прочитать Введение на с. 6 учебника Вигасина или на с. 5-7 учебника Михайловского; подготовить развер­нутый ответ на вопрос: «Как ученые узнают о жизни людей в прошлом?»; Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира (вып. 1), задание № 1.

Как находят археологические памятники

Да, сомнений нет, это могильник. Судя по материалу, чегандинско- мазунинского времени.

Голдина Р.Д. Силуэты растаявших веков. Ижевск,

Урок 2. Древнейшие люди

Цели: подвести учащихся к пониманию того, что способность грудиться поставила древнейших людей в более выгодное сравни­тельно с остальными животным миром положение, помогла выжить; продолжить формирование умений пересказывать содержание тек­ста учебника, работать с ним, исторической картой и иллюстрация­ми; правильно употреблять и объяснять исторические термины.

Оборудование: карта мира, атласы по истории Древнего мира, таблица, иллюстрирующая теорию происхождения человека от обезьяны, гипсовая копия головы древнего человека (взять из ка­бинета биологии). *

I. Организационный момент

Информация для учителя

Поскольку в курсе истории Древнего мира учитель продолжает работу над формированием у учащихся умений грамотно и красиво говорить, то на каждом уроке целесообразно просить учащихся давать развернутые, подробные ответы по одному или двум глав­ным вопросам домашнего задания перед своими одноклассниками. Для более качественной подготовки этого задания учитель может готовить специальную карточку, в которой будет сформулирован сам вопрос и дан подробный план ответа на него. Вопрос задается всему классу, а готовиться к нему и отвечать будет кто-то один из учащихся. Озвучив задание, необходимо дать время ученику для подготовки его. Пока готовится ученик, учитель с классом органи­зует другие формы проверки домашнего задания.

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Что изучает история Древнего мира?»

Подготовка устного ответа по карточке № 1.

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Как ученые узнают

о жизни людей в далеком прошлом?»

Кого называют археологами?

Как работают археологи?

Как находят археологические памятники?

Что называют историческим источником?

Примерный ответ учащегося

Дайте определение понятию «Всемирная или Всеобщая ис­тория». (Прошлое народов всего мира с древнейших времен и до наших дней называется Всеобщей историей.)

Как называется первая часть Всемирной истории? (История Древнего мира.)

Что изучает история Древнего мира? (История Древнего мира изучает жизнь первобытных людей, цивилизации Египта, Индии, Китая Греции и Рима.)

Развернутый ответ учащегося по карточке № 1, проверка вы­полнения задания № 1 в рабочих тетрадях.

Переход к новой теме

Итак, мы выяснили, что с помощью археологии и других истори­ческих источников ученые получают научную информацию о жизни людей в далеком прошлом. Со знакомства с жизнью первобытных людей мы и начнем изучение истории Древнего мира.

Источник

Методическое пособие по истории древнего мира 5 класс годер

история 5 класс вигасин методическое пособие

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

история 5 класс вигасин методическое пособие

Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

история 5 класс вигасин методическое пособие

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

история 5 класс вигасин методическое пособие

Номер материала: ДВ-315649

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

история 5 класс вигасин методическое пособие

история 5 класс вигасин методическое пособие

Учителя Кубани смогут получить миллион рублей на взнос по ипотеке

Время чтения: 1 минута

история 5 класс вигасин методическое пособие

Создана Ассоциация руководителей школ России и Беларуси

Время чтения: 1 минута

история 5 класс вигасин методическое пособие

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

история 5 класс вигасин методическое пособие

Детский омбудсмен предложила обучать педагогов мотивированию учащихся

Время чтения: 1 минута

история 5 класс вигасин методическое пособие

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

история 5 класс вигасин методическое пособие

Новые аккредитационные показатели для вузов вступят в силу с 1 марта

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Всеобщая история. 5 класс. Поурочные планы к учебнику Вигасина А.А. и др.

К учебнику: история 5 класс вигасин методическое пособие

Пособие содержит подробные поурочные планы к учебнику А.А. Вигасина и др. К каждому уроку дается необходимый педагогу для проведения полноценных занятий материал: методические советы и рекомендации, интересная дополнительная информация, разнообразные документы, вопросы и задания для устных и письменных ответов учащихся, темы для дискуссий и работы в группах, тесты, схемы, таблицы, презентации. Пособие также содержит тематическое планирование к учебникам В.И. Уколовой и др. (М.: Просвещение) и Ф.А. Михайловского (М.: Русское слово). Соответствует требованиям ФГОС.

Смотреть, скачать: Купить в M y S hop или B ook24

СОДЕРЖАНИЕ
От автора 3
Тематическое планирование учебного материала 6
Введение
Урок 1. Откуда мы знаем, как жили наши предки 9
Жизнь первобытных людей
Урок 2. Древнейшие люди 17
Урок 3. Родовые общины охотников и собирателей 24
Урок 4. Возникновение искусства и религиозных верований 31
Урок 5. Возникновение земледелия и скотоводства 37
Урок 6. Появление неравенства и знати 42
Урок 7. Жизнь первобытных людей 50
Урок 8. Счет лет в истории 52
Древний Восток
Урок 9. Государство на берегах Нила 57
Урок 10. Как жили земледельцы и ремесленники в Египте 63
Урок 11. Жизнь египетского вельможи 72
Урок 12. Военные походы фараонов 79
Урок 13. Религия древних египтян 85
Урок 14. Искусство Древнего Египта 90
Урок 15. Письменность и знания древних египтян 98
Урок 16. Древний Египет 104
Урок 17. Древнее Двуречье 110
Урок 18. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы 116
Урок 19. Финикийские мореплаватели 124
Урок 20. Библейские сказания 129
Урок 21. Древнееврейское царство 136
Урок 22. Ассирийская держава 142
Урок 23. Персидская держава «царя царей» 150
Урок 24. Природа и люди Древней Индии 158
Урок 25. Индийские касты 163
Урок 26. Чему учил китайский мудрец Конфуций 168
Урок 27. Первый властелин единого Китая 176
Урок 28. Древний Восток 183
Древняя Греция
Урок 29. Греки и критяне 190
Урок 30. Микены и Троя 198
Урок 31. Поэма Гомера «Илиада» 204
Урок 3 2. Поэма Гомера «Одиссея» 209
Урок 33. Религия древних греков 214
Урок 34. Земледельцы Аттики теряют землю и свободу 223
Урок 35. Зарождение демократии в Афинах 229
Урок 36. Древняя Спарта 236
Урок 37. Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей 243
Урок 38. Олимпийские игры 250
Урок 39. Победа греков над персами в Марафонской битве 257
Урок 40. Нашествие персидских войск 262
Урок 41. В гаванях афинского порта Пирей 271
Урок 42. В городе богини Афины 277
Урок 43. В афинских школах и гимнасиях 283
Урок 44. В афинском театре 288
Урок 45. Афинская демократия при Перикле 293
Урок 46. Города Эллады подчиняются Македонии 303
Урок 47. Поход Александра Македонского на Восток 309
Урок 4 8. В Александрии Египетской 313
Урок 49. Древняя Греция 317
Древний Рим
Урок 50. Древнейший Рим 321
Урок 51. Завоевание Римом Италии 326
Урок 52. Устройство Римской республики 329
Урок 53. Вторая война Рима с Карфагеном 333
Урок 54. Установление господства Рима во всем
Средиземноморье 338
Урок 55. Рабство в Древнем Риме 344
Урок 56. Земельный закон братьев Гракхов 351
Урок 57. Восстание Спартака 354
Урок 58. Единовластие Цезаря 358
Урок 59. Установление империи 361
Урок 60. Соседи Римской империи 366
Урок 61. В Риме при императоре Нероне 370
Урок 62. Первые христиане и их учение 373
Урок 63. Расцвет империи во II в. н. э 377
Урок 64. Вечный город и его жители 380
Урок 65. Римская империя при Константине 386
Урок 66. Взятие Рима варварами 389
Урок 67. Расцвет и закат Римской империи 393
Повторение материала
Урок 68. Историческое и культурное наследие Древнего мира 400
ПРИЛОЖЕНИЕ
Тематическое планирование к учебнику В.И. Уколовой и др 407
Тематическое планирование к учебнику Ф.А. Михайловского 410
Список литературы 413

Источник

Содержание

1. Общая характеристика процесса обучения истории Древнего мира в современной школе

1.1. Задачи исторического образования на современном этапе

В историческом образовании происходит кардинальная перестройка системы обучения школьников. Раньше преобладала так называемая «знаниевая» модель обучения истории, когда усвоение исторических фактов и теоретических сведений было самоцелью образования.

В современном динамично меняющемся мире, в условиях стремительно расширяющегося информационного пространства необходима такая организация учебного процесса, которая позволила бы ученику успешно ориентироваться в сложной окружающей действительности. Ведущей становится цель формирования компетентной личности – личности, которая способна принимать жизненно важные для нее решения на основе самостоятельно приобретаемых и осмысляемых сведений о мире. Приоритетными становятся задачи развивающего обучения истории, освоения школьниками способов познавательной деятельности.

Вместе с тем история – наука по своей сущности описательная, «знаниевая». Познание конкретных фактов в истории самоценно. В курсах по деятельностным предметам предусмотрены уроки для практической работы (для отработки правил письма, для решения задач и т. д.). Особенность преподавания истории состоит в том, что на каждом уроке даются новые знания, на освоение которых требуется значительное время, и отказаться от этого невозможно. Прежде чем ученик получит возможность самостоятельно действовать в процессе изучения истории, ему необходимо первоначально дать совокупность исторических знаний, которыми он сможет оперировать в процессе своей работы.

Как же построить обучение истории таким образом, чтобы, с одной стороны, сохранить специфику познания предмета, а с другой – обеспечить возможность организации учебного процесса на основе осознанной деятельности самих учеников?

Учителя, пытающиеся решать эту проблему в условиях традиционного обучения, сталкиваются с тем, что организация самостоятельной работы школьников более трудозатратный процесс, требует большего количества времени, чем при преподавании прошлого привычным способом изложения материала учителем. Необходимо подготовить специальные задания и отобрать или даже создать дополнительные средства обучения (раздаточный материал, тексты, иллюстрации и т. д.), а также выделить время на разъяснение школьникам способов выполнения заданий, на освоение ими материала на основе разных источников знаний, а затем проверить и откорректировать работы и т. д.

Наши исследования по использованию в преподавании истории специальных компьютерных программ показывают, что организация обучения на основе сочетания традиционной и электронной образовательной среды открывает новые возможности для активизации познавательной деятельности школьников на уроках.

Важной задачей современного образования является создание условий для раскрытия индивидуальных способностей учеников в учебном процессе. Вместе с тем известно, сколь сложно выстроить в условиях массовой школы индивидуальную траекторию эффективного обучения каждого ученика. Высоким образовательным потенциалом для решения данной задачи обладают электронные средства обучения, ведь недаром полное название современной электронно-вычислительной машины – «персональный компьютер». Специальные образовательные программы способны вести обучение школьника в диалоговом режиме, гибко реагируя на то, как именно данный ученик справляется с предлагаемыми ему заданиями.

Использование интерактивных технологий обязательно должно строиться с учетом особенностей познавательного потенциала учащихся 5-х классов.

1.2. Особенности познавательного потенциала учащихся 5-х классов в обучении истории

Познавательный интерес к истории

Современные программы начальной школы ориентируют на создание у учащихся общей, интегративной картины окружающей действительности. Исследования показывают, что ученики, приходящие в 5-й класс и чей уровень соответствует требованиям стандартов начального образования, очень часто еще не умеют выделять область предметных знаний по истории. Они зачастую путают историю с литературой, с географией, природоведением. На начальном этапе обучения интерес к истории у пятиклассников еще не носит четко выраженной осознанной направленности на познание именно данного предмета, он связан с общей возрастной потребностью познавать мир в его многообразии.

Вместе с тем известно, что ученики 5-х классов проявляют интерес, желание и готовность к изучению прошлого. К концу учебного года история, как правило, начинает занимать одно из первых мест среди предметов, которые любят пятиклассники. Она привлекает учеников этого возраста в первую очередь:

В целом ученики 5-х классов готовы изучать материал о прошлом любой тематики, но все же предпочтительны для них нравственная проблематика, история повседневности, соотносящаяся с их личным опытом познания мира.

Как показывают исследования, в последние годы под влиянием издаваемых компьютерных программ возрос интерес пятиклассников к вопросам военной истории. Одновременно наметилась тревожащая тенденция к снижению интереса к истории духовной культуры, к изобразительному искусству. Отчасти это можно объяснить тенденцией к прагматической направленности ценностных ориентаций у школьников, так как история быта все же продолжает интересовать учеников.

Естественно, в этом возрасте ученикам интереснее фактический материал, а не теоретическое содержание исторических курсов, ценятся способности удерживать в памяти большое количество сведений о прошлом, а не интеллектуальные возможности к осмыслению событий и явлений.

Следует помнить, что ведущим фактором, влияющим на становление познавательного интереса к предмету, было и остается осознание учеником своей успешности в обучении, способности к самоутверждению при изучении прошлого. Вместе с тем данные исследований показывают, что прослеживается тенденция к снижению уровня усвоения общеучебных умений в начальной школе – умений беглого чтения, развернутой речи, грамотного письма. В этих условиях достижение высоких результатов в обучении требует не только решения предусмотренных программой задач развивающего обучения, но и использования методик компенсации пробелов в развитии школьников.

Вторым важным фактором, развивающим мотивацию к учению, также остается характер взаимоотношений ученика с учителем истории. В этом возрасте у учеников очень часто любовь или нелюбовь к предмету определяется их отношением к учителю. Сами ученики указывают, что им важно, чтобы «учитель верил в них», «понимал трудности», «не бранил сгоряча».

Особенности познавательной деятельности при изучении истории

В силу возрастных особенностей психики (это время физической активности), пятиклассники еще только учатся удерживать внимание на протяжении целого урока. В современных условиях этот факт требуется учитывать особо: возросло количество подростков с подвижной психикой «непосед» (гиперактивных школьников). Важно направить потребность в активных действиях, присущую этому возрасту, в русло учебного труда.

Поэтому наиболее эффективным становится путь организации обучения, который предполагает восхождение ученика от зрительного восприятия прошлого при работе с наглядными источниками (с наиболее привычными средствами информации) к изучению учебных исторических текстов. Эта логика подачи учебного материала соответствует закономерностям исторического познания учениками: от создания конкретных, образных представлений о прошлом к формированию обобщенных знаний (понятий, выводов). Именно при такой последовательности обеспечивается не только запоминание исторических образов, но и осознанное присвоение пятиклассником знаний о прошлом.

При отсутствии образного восприятия исторических фактов у учеников проявляется эффект модернизации картин прошлого. При проведении исследований мы практически в каждой школе сталкивались с этим явлением: «на римских воинах был одет бронежилет», «актеры греческих театров ходили в туфлях на платформе» и т.д. Случаи модернизации исторических объектов участились в силу того, что телевидение демонстрирует порой псевдоисторические фильмы, а в игровых компьютерных программах зрительный ряд зачастую не соответствует историческим реалиям, иногда даже сознательно нарушается. Модернизация учениками прошлого связана не только с отсутствием четких исторических представлений, но и с недоразвитием мышления и речи (отсутствие словарного запаса, незнание историзмов).

Другая проблема в восприятии истории заключается в том, что ученики еще только оторвались от мира волшебных сказок, и они еще не отличают мифологического героя от реально существовавшего исторического лица, так же как не делают различий между художественным образом и его историческим прототипом. Поэтому в обучении истории, с одной стороны, важно опираться на интерес учеников к вымышленному миру (это зона из ближайших интересов), а с другой – неуклонно учить их различать исторические реалии и ошибки в их отражении, подлинные факты прошлого и мифы.

Восприятие прошлого в исторических образах, естественно, предполагает, что память ученика развивается с опорой не на абстракции, а на зримо воспринимаемые исторические факты и явления. Проведенными исследованиями установлено, что пятиклассники в состоянии непроизвольно удерживать после урока (или после чтения параграфа учебника) около 4–6 смысловых единиц знаний (дат, фактов, имен собственных, понятий и т.д.). У пятиклассников еще отсутствует способность самостоятельно отличать главный учебный материал от второстепенного, подростки могут запомнить второстепенные, но яркие детали и упустить важные для понимания курса сведения, особенно те, которые выражены в понятиях и обобщениях. Вместе с тем нам нельзя ограничиваться только созданием «живописного полотна» истории Древнего мира. Необходимо сделать первые шаги на пути приобщения школьников к языку нашей науки, а он выражен в исторических понятиях. Накопленный методический опыт свидетельствует о том, что эта задача уже разрешима в данном возрасте, естественно, на уровне, соответствующем познавательным возможностям учеников.

При воспроизведении учебного материала ученики этого возраста могут изложить несложное по своей структуре содержание, касающееся одного вопроса темы (подзаголовка параграфа). Пятиклассники, особенно в начале обучения, как правило, используют в ответе один источник информации (текст учебника, документа или изображение на картине). Это происходит потому, что при воспроизведении содержания ученики чаще всего придерживаются не своей логики, а последовательности изложения материала в избранном за основу источнике информации и не могут «встроить» в свой ответ сведения из нового источника.

В 5-м классе у учеников уже имеются представления об астрономическом времени и непосредственно окружающей их пространственной среде. Но у них еще не сформирована способность мыслить в историческом времени и историческом пространстве. Опыт упорядочивать информацию, сообразуясь с хронологией, у этих учеников весьма невелик, и уж тем более они не могут пока осознавать причинно-следственные связи исторических событий. Поэтому сведения о прошлом, которыми располагает будущий пятиклассник, предстают в его сознании как отдельные, разрозненные эпизоды того, что было до него и «очень давно».

У школьников этого возраста еще только идет процесс развития абстрактного мышления, что требует особого внимания к формированию обобщенных исторических понятий, умений исторического анализа и обобщений. В силу возрастных особенностей пятиклассники не осознают ценности теоретических знаний, личной значимости задач овладения эффективными способами учебных действий, сведениями о рациональных приемах работы, важности самоанализа не только при оценке правильности изучения исторических фактов, но и при осуществлении учебных действий по овладению содержанием.

1.3. Место курса истории Древнего мира в современном историческом образовании и особенности построения его содержания

Школьный курс истории Древнего мира занимает особое место в структуре школьного исторического образования. В начальной школе ученики, как правило, приобретают элементарные сведения по истории в рамках интегративного курса «Окружающий мир». Бόльшая часть учебных программ для этого курса предполагает знакомство учеников со страницами истории нашей страны.

При изучении истории Древнего мира закладываются основы для систематического изучения исторического опыта человечества в его хронологической последовательности, начинается приобщение учащихся к культуре исторического познания в рамках среднего образования, создаются условия для становления ценностного отношения учеников к изучению прошлого.

На данном этапе начинается процесс систематического освоения учениками специальных, предметных умений, рациональных способов познавательной деятельности, необходимых для изучения прошлого, закладывается основа для самостоятельной работы ученика на всем протяжении его школьного исторического образования.

Особенности построения курса истории Древнего мира и отбора учебного содержания

Традиционно в рамках этого курса ученики прослеживают путь развития человечества от первобытного общества к древнейшим цивилизациям, изучают историю возникновения и развития первых государств Востока и античного мира. Курс истории Древнего мира строится по страноведческому принципу. Вместе с тем при изучении государств соблюдается и хронологическая последовательность: от более древних цивилизаций Востока – к тем, которые возникли позже.

В соответствии с требованиями большинства современных программ и учебников пятиклассники начинают изучать историю многомерно: они знакомятся с природными условиями и хозяйственной деятельностью, с политическим и социальным развитием древнего общества, с повседневной жизнью и духовной культурой.

Современная школа ориентирована на обобщенный характер познания мира. Важно к концу изучения курса подвести учеников к пониманию общих черт и значения отдельных этапов первобытного общества и древних цивилизаций для развития человечества, сформировать элементарные представления о характерных чертах древних восточных и античных государств.

В силу возрастных особенностей из научно-исторических знаний об этом периоде отбираются элементарные сведения, доступные восприятию учеников в данном возрасте. Опыт изучения данного курса показывает, что первые разделы курса (история первобытного общества и Древнего Востока) целесообразно строить по принципу «было – стало», не выделяя детально этапов в развитии первых людей Земли и первых цивилизаций в Египте, Междуречье и т.д. При этом в большинстве случаев дается описание не конкретных событий, а воссоздаются типологические факты (например, не описываются конкретные войны Древнего Египта, Ассирии в их неповторимом своеобразии, а создается типологический образ войны, характерный для истории данной страны).

Только при обращении к истории Древней Греции и Древнего Рима ученики уже будут подготовлены к тому, чтобы на элементарном уровне освоить этапы в развитии стран: возникновение государства – его расцвет – упадок. Возрастает степень конкретизации исторических объектов (Греко-персидские войны и их главные сражения, Пунические войны и т.д.).

Для изучения прошлого каждой страны отбираются сведения, позволяющие подвести учеников к главным обобщениям курса. Это факты, которые:

Отбор собственно исторического содержания и форма его предъявления должны быть такими, чтобы ученики могли самостоятельно осваивать учебные материалы в соответствии с существующими у них в данный момент умениями учебной деятельности.

Обязательным содержанием исторического образования, помимо собственно исторических знаний, теперь становятся умения самостоятельной деятельности ученика и основанный на их освоении личный опыт исторического познания школьника. Для этого в структуре учебного содержания должны присутствовать, помимо исторических фактов и понятий, сведения о способах учебной деятельности, которые создают условия для осознанной самостоятельной работы учеников по освоению учебного материала.

2. Особенности освоения курса истории Древнего мира на основе УМК

2.1. Структура УМК и общая характеристика входящих в него средств обучения

Предлагаемый нами учебно-методический комплекс (УМК) для изучения истории Древнего мира учитывает требования государственных стандартов по освоению данного учебного курса. При построении содержания обучения авторы также ориентировались на те единицы учебных знаний по истории Древнего мира (факты, понятия и пр.), которые, как правило, входят в федеральные учебные программы по данному курсу и отражены в школьных учебниках федерального комплекта. В этом смысле данный учебный комплекс универсален.

УМК ориентирован на использование различных вариативных учебников по истории. В некоторых случаях невозможно было обеспечить единое планирование уроков, адекватное содержанию параграфов любого учебника. При использовании УМК предполагается внесение некоторых коррективов в тематическое планирование учителя.

УМК призван дать полное методическое сопровождение работы учителя и познавательной деятельности учащихся в процессе освоения курса истории Древнего мира на деятельностной развивающей основе.

УМК предполагает организацию процесса обучения в двух средах:

В комплект УМК входят следующие электронные средства обучения:

Основными компьютерными средствами обучения на уроке являются программы-презентации и компьютерные обучающие программы. Они выстроены таким образом, чтобы обеспечить раскрытие нормативного содержания всех уроков курса истории и систематическое, поэтапное освоение учениками умений познавательной деятельности (см. Тематическое планирование уроков).

Электронные средства обучения, в зависимости от их предназначения, содержат различные виды цифровых образовательных ресурсов.

Помимо блока электронных средств обучения, УМК содержит печатную рабочую книгу для школьников «Я и история» и настоящее методическое пособие учителю.

Рассмотрим компоненты УМК подробнее.

2.1.1. Программа-презентация

Это средство обучения создано для информационной (образной, текстовой) поддержки интерактивных технологий, реализуемых в традиционном режиме обучения. Они могут быть использованы в любом помещении, где есть условия для их демонстрации.

Представляемые в презентациях материалы в зависимости от учебных целей могут быть использованы на фронтальных занятиях, для работы по группам, а также для использования их учениками в индивидуальных сообщениях. Ряд презентаций содержит варианты проведения одного и того же урока на повышенном или базовом уровне (по выбору учителя).

Презентации предоставляют возможность изучать темы урока на основе управления познавательной деятельностью учеников с использованием различных развивающих технологий. В зависимости от характера активизации познавательной деятельности учеников используются два вида презентаций.

Первый вид – это презентации, раскрывающие основное содержание урока в соответствии с логикой построения курса истории и этапами формирования учебных умений школьников. В них, благодаря системе последовательно предъявляемых школьникам задач, осуществляется управление познавательной деятельностью учащихся, направленной на активное освоение исторических знаний в процессе работы с разными видами источников исторической информации. При этом вводятся знания о способах учебной деятельности и на этой основе осуществляется развитие речи, мыслительных умений и умений работы с источниками. Такой, например, является презентация «Древнейшие на Земле люди». Задания, предлагаемые в презентациях, выполняются пятиклассниками устно или письменно в рабочей книге «Я и история».

В таких презентациях задается основа для освоения нового содержания урока. Опрос и домашнее задание учитель организует сам с учетом поурочных рекомендаций, содержания данной темы в учебнике истории, заданий для учеников в рабочей книге.

В соответствии с предлагаемой логикой урока учитель организует деятельность учеников по освоению нового содержания на основе предъявляемых в презентации источников учебных знаний. Деятельность учителя в основном связана:

Второй вид презентаций преследует цели информационной (текстовой, изобразительной) поддержки игровых интерактивных технологий. В этих презентациях предъявление исторического содержания строится в логике, позволяющей создавать и реализовывать игровую ситуацию урока.

Например, на уроке «Древнегреческий театр» одна часть школьников будет «представлять» в древнегреческом театре сцену из трагедии Эсхила, а другие ученики будут «зрителями» в театре. Презентация используется в начале урока, в ней содержатся вопросы о греческом театре, ответив на которые, «зрители» получают «билеты» на представление. Другим примером является урок «Образование в Древней Греции», где пятиклассники «учатся» в греческой школе: в презентации закладывается текстовая и иллюстративная информация для проведения «уроков».

При работе с такими презентациями учитель управляет игровой деятельностью школьников, он может включаться в игру, выполняя, к примеру, роль «учителя» в греческой школе, осуществляет после проведения игры анализ и коррекцию результатов деятельности учеников, проводит опрос (если он предусмотрен), задает домашнее задание.

В ряде случаев предусматривается комплексное использование презентаций и словарей-справочников, тестов или тренингов.

Вместе с тем учитель вправе создавать свои презентации к урокам, сообразуясь с особенностями познавательных возможностей школьников данного класса, используя по своему усмотрению банк иллюстративного материла УМК для учителя (см. Создание учителем своей презентации к урокам на основе ресурсов УМК).

2.1.2. Компьютерная обучающая программа (КОП)

Это средство обучения предназначено для проведения целого урока курса истории или его фрагмента в электронной среде. Ряд КОП могут использоваться также во внеклассной работе.

В УМК содержатся КОП следующих видов:

КОП предполагает организацию самостоятельной познавательной деятельности учеников по освоению содержания уроков на основе программированного (управляемого компьютерными средствами) обучения. В этих программах действуют виртуальные герои (Хранитель древностей, Клио, Глобус и т.д.), ведущие диалог с учениками. Это, как правило, игровые программы, в которых создается условная ситуация, требующая от учеников принятия решений (например, предлагается отправиться вместе с жителями Милета основывать новую греческую колонию) или предполагающая выполнение всевозможных заданий виртуальных героев (пройти испытания в Хранилище древностей, восстановить по просьбе Аполлона Парфенон и т.д.). Выполняемые задания сразу автоматически фиксируются, и в случае ошибок в их выполнении, в зависимости от ситуации, либо вводится дополнительная информация, и ученики вновь выполняют задание, либо выводится правильный ответ. Сведения о результатах деятельности учеников поступают в электронный банк данных (см. Журнал учителя).

В конце программы ученики, успешно выполнившие задания, поощряются различным образом. Остальным пятиклассникам предъявляются итоговые результаты деятельности с их анализом, даются рекомендации по устранению возникших проблем при обучении.

КОП взаимодействует в компьютерной среде со словарями-справочниками, тестами и тренингами.

Работа учителя на этих уроках связана с консультацией учеников по техническим вопросам их взаимодействия с программами; с адресным предоставлением пятиклассникам новых КОП или тренингов в зависимости от полученных результатов освоения базовой программы; с проведением, при необходимости, дополнительного опроса и закрепления. После урока учитель на основе полученных диагностических данных намечает планы коррекции индивидуального развития школьников.

2.1.3. Словари-справочники по истории Древнего мира

Это систематизированный по учебным проблемам блок информации различного вида (в подавляющем большинстве случаев собственно исторического содержания), представляемых в виде различных текстов и иллюстративного материала (в том числе анимированного). Блок словарей-справочников предназначен для приобретения учениками опыта работы с данным видом источника, для осуществления самостоятельной (чаще всего индивидуальной) познавательной и исследовательской деятельности на уроке и вне урока, для углубления и расширения программных знаний по истории.

В блок входят словари-справочники:

В электронной среде словари взаимодействуют с КОП, презентациями и тренингами.

В рамках УМК работа учеников со словарями предопределяется предлагаемой в КОП и презентациях системой заданий. В рабочей книге учащегося содержится система индивидуальных и групповых заданий для организации различных видов учебной творческой, исследовательской внеурочной деятельности учащихся на основе содержащейся в словарях информации.

Словари-справочники могут использоваться самим учителем в целях получения адаптированной исторической информации при подготовке к занятию, для демонстрации на уроках изобразительного и текстового материала, когда педагог проводит занятие по своему плану. Например, для закрепления опорных дат урока прелагается использовать «Хронологический словарь», для работы с картами – «Историческую географию», для работы с документами – «Исторические личности» и т.д. Также учитель может разрабатывать на основе сведений словарей познавательные задания (в том числе индивидуальные), темы сообщений для учеников, привлекать материалы этого пособия для внеклассной работы.

2.1.4. Тренинги

Тренинги представляют собой систему дополнительных познавательных заданий разных видов, систематизированных по проблемам изучения школьного курса. Этот вид средств обучения предназначен для использования на уроках и во внеучебной работе в целях коррекции индивидуальной траектории процесса обучения школьника, для отработки умений и закрепления знаний, которые по разным причинам не были своевременно освоены в процессе изучения соответствующей темы школьного курса на уроке. Результаты выполнения заданий, так же как в КОП, анализируются компьютерными средствами, при затруднении в их выполнении ученикам вводится дополнительная информация (в том числе из словарей), обеспечивающая осознанную работу над решаемой проблемой. Некоторые тренинговые задания могут повторяться до получения положительного результата. Тренинги также выполняют функции дополнительного контроля за результатами обучения, так как данные о результатах их выполнения заносятся в Журнал учителя.

Тренинговые программы могут использоваться учениками в домашних условиях, в том числе выполняться под руководством родителей.

Ряд тренингов может быть использован во внеклассной работе для проведения соревновательных игр между учениками.

2.1.5 Тесты

Эти компьютерные средства предназначены для контроля и диагностики процесса и результатов обучения. Они могут использоваться на уроках и для самопроверки учеников.

В УМК предложены тестовые задания различных видов и предназначения:

Результаты выполнения учащимися тестовых заданий подлежат компьютерной обработке. Сведения, полученные о достижениях ученика, заносятся в Журнал учителя. Все тестовые задания разрабатываются на основе единых параметров, позволяющих отслеживать динамику освоения учениками курса истории Древнего мира.

2.1.6. Журнал учителя

Журнал учителя (ЖУ) – это основная компьютерная программа учителя, призванная обеспечивать его текущей и итоговой информацией о процессе и результатах освоения учениками школьного курса истории.

ЖУ является банком данных, в который поступают результаты КОП, тестов и тренингов.

Эти сведения предоставляются учителю на экране в форме таблиц, которые позволяют получить общую картину о результатах выполнения КОП, тренингов, тестов, сведения о работе каждого ученика, а также данные о проблемных группах класса, например, данные, у каких учеников существуют проблемы с усвоением дат.

Подробно о работе с ЖУ см. в приложении.

2.1.7. Рабочая книга для учащихся «Я и история»

Это бумажное пособие для индивидуальной работы пятиклассников на уроке и в домашних условиях. Оно содержит:

2.2. Цели и особенности отбора содержания для освоения курса истории Древнего мира на основе УМК

УМК призван обеспечить:

2.3. Общие особенности планирования и организации процесса обучения истории в 5-м классе


2.3.1. Особенности перспективного планирования учебного процесса.

Авторами УМК предложено свое тематическое планирование для 57 уроков из 68 по программе. Остальные часы – резерв, их учитель может использовать по своему усмотрению.

Планирование соотносится с требованиями ГОС по истории к изучению данного курса истории. В связи с этим в него включен раздел «Введение в историю», который преследует цель познакомить учеников с основами исторического познания (в учебных программах на эту тему отводится до 10 часов). В остальном разделы тематического планирования («Древний Восток», «Древняя Греция», «Древний Рим») адекватны общепринятой логике предъявления материала по этому курсу. Так как в ряде учебников отсутствует данный раздел, учебное содержание вводных уроков (как и в других случаях, когда вводимого в урок материала может не быть в учебнике) подкрепляется соответствующими сведениями словаря «Учусь познавать историю» и материалами в рабочей книге для школьников.

При планировании тематики уроков внутри разделов, естественно, не может быть полного их совпадения с тем, как обособляется материал в параграфы в разных учебниках. Например, в учебнике может отводиться на изучение темы Древний Китай два параграфа, а в планировании УМК дается одна презентация. В таких случаях учитель может взять резервные часы и использовать презентацию на двух занятиях.

В предлагаемом планировании отводится время на проведение повторительно-обобщающих уроков по основным разделам курса с целью обобщения, систематизации и закрепления основного содержания больших тем, а также предусмотрены после них уроки проверки знаний (компьютерное тестирование), которые позволяют систематически диагностировать уровень достижений школьников, а также использовать данные тестов для промежуточной и итоговой аттестации.

Помимо определения структуры изучения собственно исторического содержания, перспективно планируются этапы формирования умений, а также виды и тематика индивидуальной и групповой самостоятельной исследовательской и творческой деятельности учеников (см. Тематическое планирование).

2.3.2. Особенности методики обучения истории при работе с УМК

Эта технология предполагает, что постепенно (по мере освоения учениками способов учебной деятельности) учитель перестает быть главным носителем новой учебной информации и организует работу учеников таким образом, чтобы они сами извлекали новые сведения из различных учебных источников исторических знаний.

Вместо вопросов и заданий на освоение собственно исторического содержания (например, как называется источник, из которого мы узнаем о битве? Кто руководил сражением? Почему одержали победу в битве? и т.д.) учитель будет ставить вопросы, связанные с управлением действиями учеников:

В итоге нужно стремиться к тому, чтобы к концу обучения логика освоения нового материала сводилась к следующему: – постановка учителем заданий на определение учениками целей, планов (а иногда и темы) своей учебной работы и их выполнение – постановка заданий на выбор источников для выполнения работы, их отбор и предъявление – постановка заданий на уяснение школьниками способов изучения материала на основе избранных источников и осуществление ими соответствующих приемов работы – постановка заданий на анализ школьниками результатов своей деятельности, их оценка – анализ и коррекция учителем результатов работы.

Типовые виды заданий на управление познавательной деятельностью учеников:

В УМК также рекомендуется использование технологий, связанных с поэтапным освоением учащимися новых умений. Шаг за шагом ученики осваивают правила (или памятки) выполнения тех или иных учебных действий, учитель показывает им образцы правильного осуществления действий (например, как делать сравнение исторических объектов), далее ученики выполняют учебные действия с опорой на правило, а затем учатся использовать осваиваемые умения в нестандартных ситуациях.

При освоении сложных умений, состоящих из нескольких операций (например, умения работать с источником), используется прием пошагового освоения способов учебной деятельности (см. этот прием в презентации «Походы египетских фараонов», а также примеры в словаре «Учусь познавать историю»).

При освоении несложных умений используется прием подведения учащихся к самостоятельному определению правил выполнения учебных действий, когда сначала школьники под руководством учителя интуитивно выполняют действия, затем анализируют свои операции и формулируют правило их рационального выполнения (например, правила счета лет в истории в соответствующей КОП).

Для развития мыслительных умений предлагается широкий круг проблемно-познавательных заданий: на самостоятельное определение понятий по изученным признакам, на анализ, сравнение, обобщение, на критический анализ источников информации, версий событий, на умение различать мифологические и исторические факты, на выявление оценочных суждений и т. д.

Особое место в обучении истории на основе данного УМК отводится развитию познавательного интереса учащихся к истории. Помимо традиционных приемов и форм обучения (введение в урок специального модуля для мотивации учения) для этого задействованы возможности компьютерных программ. Перечислим аудиовизуальные приемы, используемые при разработке уроков на электронных носителях:

Большинство виртуальных героев программ несут дидактическую нагрузку, с ними связано решение задач развивающего обучения. Хранитель древности – герой, который появляется в программах, когда речь идет об общих проблемах работы с источниками. Сова Соня вводится в программы, когда ученикам предстоит осваивать новые умения. Археолог ведает сюжетами, связанными с археологическими открытиями, Библиотекарь пропагандирует художественную историческую литературу, Глобус появляется там, где нужна работа с картой и т. д.

Помимо этого, в программах появляются исторические и мифические герои: Геродот, Тит Ливий, Клио, Аполлон и т.д. Они ведут отдельные уроки и раздают вместе с Хранителем призы.

В УМК содержатся рекомендации и необходимые средства обучения для широкого использования игровых технологий. Предполагается на их основе проведение уроков или их фрагментов как в компьютерной, так и в традиционной среде. Практически сразу с начала года можно использовать соревновательные приемы (кто лучше, кто быстрее и т.д.), задания на разгадывание и составление учениками кроссвордов, придумывание загадок, ребусов.

Для развития умений работать с источниками предлагаются, к примеру, такие дидактические игры: «Реставратор» предполагает реконструкцию исторических объектов на основе вещественных или изобразительных источников (примеры в КОП «Исторические источники» и «Искусство Древней Греции»); «Вотум доверия к источнику» преследует цель развития умений критики источника (пример в презентации «Основание Рима»).

«Пишем историю сами» проводится с целью создания учениками своей интерпретации исторического события, явления на основе учебных источников знаний (например, написание страницы для учебника, статьи об археологической находке и т. д.)

Наиболее сложными видами игр являются ролевые, развивающие способность учеников к диалогу прошлое – настоящее, прошлое – прошлое. Среди них самая сложная – «Погружение в историю»: согласно правилам этой игры, ученики должны пребывать в исторической ситуации и принимать решения от лица исторического героя. Чтобы провести эту игру в конце года, школьники от урока к уроку будут накапливать опыт диалога с прошлым. Использование исторических инсценировок, приемов «оживления» картин, игр «Говорят исторические герои», «Пресс-конференция с людьми из прошлого» будет развивать у пятиклассников умение вживаться в образы исторических героев, говорить от их лица. Игры «Ставим трагедию Эсхила», «Один день в греческой школе» (проводятся в традиционном режиме и поддерживаются презентациями) преследуют цель научить школьников «пребыванию в прошлом». Работа школьников с КОП, созданных по типу игр «Цивилизация», «Стратегия», позволит пятиклассникам приобрести опыт принятия решений в виртуальных исторических ситуациях (см. КОП «Города-государства. Греческая колонизация», «Установление республики в Риме»).

При условии проведения вышеназванных игр школьники смогут подготовиться к игре «Погружение в прошлое» с помощью игры «В древнем Риме», где им предстоит провести один день в Вечном городе эпохи империи (игра проводится в традиционном режиме с компьютерной поддержкой).

Игры обладают самым высоким потенциалом для развития у пятиклассников мотивации к изучению истории.

Для организации исследований предлагается использование групповых проектных технологий и индивидуальных сообщений. Для работы над проектами, которые выполняются на протяжении учебного года, ученикам предлагается по группам, в зависимости от индивидуальных интересов, приступить к работе по расширенному изучению одной из тем: «Мифы народов мира», «Семь чудес света», «Книга битв и воинских подвигов» «Музей искусства Древнего мира», «Великие люди», «Наследие Древнего мира в памятниках истории и культуры нашего края» (подробное описание возможных проектов дается в рабочей книге для учеников).

Совсем не обязательно создавать группы для работы с каждым из указанных проектов, кроме того, учитель может придумать другую тематику проектной деятельности, желательно поддерживаемую информационными ресурсами УМК (например, «История Древнего мира в произведениях искусства и литературы»). В рамках каждого проекта ученик выбирает узкую тему для собственного исследования, которую он будет изучать на основе компьютерных источников и, если есть возможность, детских исторических книг, например «Александрийский маяк – одно из семи чудес света» (проект «Семь чудес света»). В каждой проектной группе выбирается руководитель, который отвечает за работу своего коллектива.

Группы определяют, где и как (в какой форме) они будут публично представлять свою работу. В первую очередь, школьники могут по результатам своей работы систематически готовить сообщения, которые органично войдут в соответствующий их теме урок. Возможная тематика сообщений заложена в Тематическое планирование, кроме того, ученики могут придумать свою тему.

Во-вторых, после изучения раздела курса можно выделять специальный урок «Наши достижения» (за счет резервного времени), где ученики будут знакомить всех со своими достижениями в работе над проектами: делать сообщения, проводить заочные экскурсии по памятникам искусства; устраивать «пресс конференции с людьми из пошлого», делать инсценировки мифов, демонстрировать модели-реконструкции одежды, памятников искусства, вооружения, проводить виртуальные экскурсии по Хранилищу древностей на основе презентации, подготовленной учениками и т. д.

В-третьих, результаты работы над проектом могут быть представлены во внеурочной деятельности, в форме устного (или письменного) журнала (например, «Военные подвиги древних», «выставки» репродукций произведений искусства Древнего мира), экскурсии по городу к объектам, имеющим отношение к истории Древнего мира (например, «Античные темы в памятниках архитектуры и искусства нашего города») и т. д.

От учителя в этом случае требуется помочь в организации групп по интересам, ознакомить учеников с возможными темами их индивидуальной работы, провести консультации по вопросам работы в рамках проекта, а также обязательно спланировать и обеспечить публичное представление результатов исследовательской деятельности.

Помимо групповых форм работы можно предложить ученикам (в первую очередь, не нашедших себя в проектной деятельности) подготовку индивидуальных сообщений по тематике, не входящей в указанный перечень проектов, например «Библейский миф о всемирном потопе в живописи», «Изображение прошлого в компьютерной игре» и др.

На грани исследовательских работ и художественного творчества находится моделирование учениками памятников истории и культуры – воссоздание достоверных моделей вооружения (их дерева, жести и т.д.), предметов быта (например, лепка керамики), костюмов (пошив одежды и изготовление украшений для куклы) и т.д. Творчество может проявляться также в создании стилизаций на историческую тему (например, в рисунках, стилизующих петроглифы первобытных людей, в написании от имени египтянина «поучения»). В этом случае в первую очередь в работах оценивается точность реконструкции объектов прошлого.

В УМК предусмотрены темы для художественного творчества учеников, для их работы в «историческом жанре». Примером таких заданий является написание персонифицированного (от лица исторического героя) рассказа (« В гостях у Нефертити», «В армии Цезаря»), зарисовки (иллюстрации к мифологическим сюжетам) и т.д. При оценке результатов этого творчества внимание уделяется художественным достоинствам выполненных работ, проявлению индивидуальности авторов, их суждений о прошлом.

В течение года целесообразна также организация работы ассистентов учителя. К примеру, есть смысл ввести ответственного за информацию о фондах школьной библиотеки и перед изучением каждого нового раздела заслушивать, какие книги могут прочитать школьники по данной тематике истории Древнего мира.

Раздел II. Методические рекомендации к урокам по истории древнего мира.

Тема 1. Введение в историю.

На этом этапе обучения ведущими являются задачи:

Тема 2. Жизнь первобытных людей

На этом этапе обучения ведущими являются задачи:

Коррекция планирования: в ИУМК предложено на изучение темы 2 четыре 4 урока, в учебниках на нее отводится до 5 параграфов. В этом случае учитель вносит коррективы в планирование, как правило, отдельно выделяется урок «Появление неравенства и знати». В этом случае можно использовать презентацию к уроку 8 на двух уроках (см. об этом урок 8). Урок о возникновении искусства и религиозных верований проводится иногда до темы о возникновении скотоводства и земледелия, но в таком случае он не охватывает всех культурных достижений людей первобытного общества. В ИУМК вопрос о возникновении религии и искусства изучается последним.

Тема 3. Древний Восток

На этом этапе обучения ведущими являются задачи:

Коррекция планирования: в ИУМК выделяется специальный урок для изучения географического положения и природы Египта в силу сложности для пятиклассников (не имеющих уроков географии) освоения данных вопросов. В связи с этим в некоторых случаях нарушается соответствие между тематикой презентаций и содержанием уроков в учебниках. От учителя требуется точное, постраничное указание школьникам, где в учебниках им следует изучать материал урока. В ряде случаев целесообразно организовывать работу с текстами учебников, если логика изложения в них материала существенно отличается от того, как эти вопросы раскрываются в ИУМК. В ряде учебников выделяется два урока на изучение темы «Культура Древнего Египта». Содержание презентации учитывает возможность такого планирования. Изучение истории Финикии не поддерживается средствами ИУМК. На проведении этого урока целесообразно провести контрольную работу по самостоятельному освоению учениками материала учебника.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *