история человечества история отношений в системе человек природа
2. История взаимоотношений человека и природы
М.П. Чубик
Экология человека
Учебное пособие. – Томск: Изд-во ТПУ, 2006. – 147 с.
2. История взаимоотношений человека и природы
2.1. Этапы взаимодействия человека с окружающей природной средой
В настоящее время среда, окружающая человека, состоит из четырех неразрывно связанных между собой компонентов.
Природная среда – включающая факторы естественного происхождения. Эта среда способна к самоподдержанию и саморегуляции. Она прямо или косвенно оказывает воздействие как на отдельного человека, так и на все человечество в целом.
Агротехническая среда – эта модификация природной среды, искусственно преобразованной людьми. Это – пахотные земли, грунтовые дороги, зеленые насаждения; другими словами, это измененная человеком природная среда.
Социальная среда – это общественные отношения, в которые вступает человек, ставя свое поведение в зависимости от поведения других людей, – социальных групп, в которые он включен.
И наконец, искусственный или «второй» мир – созданная человеком среда, которой нет аналогов в естественной природе. Это не измененная природа, а природа, в корне преобразованная человеком.
Всю историю взаимодействия человечества с окружающим миром можно рассматривать как постепенный разрыв с первой природной средой и попадание во все большую зависимость от второй искусственной среды, непрерывно усложняющейся усилиями человека.
Современная наука считает, что вид Homo sapiens существует на Земле около 40 тысяч лет. При этом нет никаких оснований рассматривать первобытных людей как изначальных суперхищников, которые оказались сильнее всех представителей животного мира и занимались их истреблением. Древнейшие слои языка свидетельствуют о тесной связи перволюдей с окружающей их естественной средой. В качестве подтверждающего аргумента приводятся, в частности, современные данные о безопасном длительном проживании натуралистов в контакте с волками и медведями, позволяющие сделать вывод, что эти животные не имеют инстинкта нападать на человека, а напротив, проявляют склонность к сотрудничеству, если человек ведет себя так, как, вероятно, вел себя неандерталец – не проявляя ни страха, ни агрессии. Возможно, именно такая контактность прачеловека позволила одомашнить одну из разновидностей волка – предка собаки. Эффективность дрессировки хищников так же подтверждает этот вывод, а их неодинаковая дрессируемость может свидетельствовать о степени их контакта с первобытным человеком.
Древнейшие люди жили в определенном равновесии с окружающей природной средой предположительно около 20 тысяч лет. Численность групп, проживающих на той или иной территории, подчинялась биологическим законам и зависела от сопротивления природной среды.
Но чем ближе к порогу собственно человеческой истории, тем больше данных о важной роли охоты в жизни первобытного общества. Около 15 тыс. лет назад экономической основой жизни человечества становится охота на крупных животных.
Примерно 10 тыс. лет назад первобытные племена начали одомашнивать диких животных и окультуривать растения. Это стало началом смены культуры сообществ охотников и собирателей культурой земледельцев и скотоводов.
Приблизительно 250 лет назад – в историческом развитии взаимодействия человечества с природой – появились механизмы и машины, использующие энергию ископаемого топлива, что постепенно привело к появлению новой стадии развития цивилизации – индустриального общества, на смену которому постепенно приходит постиндустриальная или информационная стадия развития.
Итак, всего выделяют пять этапов взаимоотношения человека с природой:
1) непосредственное единство;
2) общество охотников и собирателей;
3) общество земледельцев и скотоводов;
4) индустриальное общество;
5) постиндустриальное общество.
Что касается первого этапа – неполнота палеонтологической летописи, никогда не даст возможность узнать точно, какую именно модель отношения к природе осуществлял человек при своем становлении. А вот о последующих стадиях мы поговорим поподробнее.
История природы и история человечества
История человеческого общества в определенном смысле являет собой картину его изменяющегося взаимодействия с природой.
В эпоху Возрождения отношение к природе меняется. Человек открывает для себя красоту и великолепие окружающей природы, начинает видеть в ней источник радости, наслаждения, в противовес мрачному аскетизму средневековья. Природа начинает пониматься как убежище, противостоящее развращенной и порочной человеческой цивилизации. Жан-Жак Руссо прямо утверждал, что переход человека от природного естественного начала к социальному является источником всех наших несчастий.
Зависимость человека от природы, от естественной среды обитания, существовала на всех этапах человеческой истории. Она, однако не оставалась постоянной, а изменялась диалектически противоречивым образом. Во взаимодействии с природой человек постепенно, в процессе труда и общения формировался как социальное существо. Этот процесс имеет своим исходным пунктом выделение человека из животного царства. В силу вступает и социальный отбор: выживали и оказывались перспективными те древнейшие общности людей, которые в своей жизнедеятельности подчинялись определенным социально-значимым требованиям сплоченности, взаимопомощи, заботе о судьбе потомства, что формировало зачатки нравственных норм. Социально значимое закреплялось и естественным отбором и передачей опыта. Образно говоря, человек в своем развитии постепенно становился на рельсы социальных законов, сходя с колеи биологических закономерностей. В преобразовании в человеческое общество большую роль играли социальные закономерности на фоне активного действия биологических. Это осуществлялось в процессе труда, навыки к которому постоянно совершенствовались, передаваясь от поколения к поколению, и образуя, тем самым, вещественно фиксированную “культурную” традицию. Процесс труда начинается с изготовления орудий, а их изготовление и употребление может происходить только в коллективе. Лишь коллектив придает жизненный смысл и могучую силу орудиям. Именно в коллективе предтрудовая деятельность наших предков могла превратиться в труд, являющийся выражением социальной деятельности и формированием зачатков производственных отношений.
Труд есть “… процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой.” (Маркс К., Энгельс Ф., Соч., том 23, стр.188).
В прошлом использование человеком сил природы носило стихийный характер, человек брал от природы столько, сколько позволяли его собственные производственные силы. Но взаимоотношения человека с естественной средой обитания все более опосредовались созданием им “второй природы”, человек повышает свою защищенность от стихийного буйства природы.
Изобретая способы получения и использования железа и его сплавов, человек резко увеличивает свое могущество во взаимоотношениях с природой. Вместе с тем, с течением времени само развитие цивилизации оказывается зависимым от имеющихся на земле запасов железных руд, от их хозяйственного использования. В наши дни эта зависимость нередко обнаруживается крайне динамическим образом, поскольку масштабы применения многих видов ресурсов приводят к исчерпыванию имеющихся на планете запасов этих ресурсов.
Таким образом, не только человек зависит от природы, но и природа зависит от него.
Взаимодействие человека и природы, общества и среды его обитания в результате бурного роста промышленного производства во всем мире достигло предельных критических форм и размеров. Встал вопрос об угрозе самому существованию человечества вследствие исчерпания природных ресурсов и загрязнения среды его обитания.
Список использованной литературы:
История развития взаимоотношений человека с природой
Последствия антропогенной деятельности для природы и человека. Взаимоотношения человека и природной среды в древности и наше время. Современные представления о биосфере как космическом явлении, попытки предотвратить глобальную экологическую катастрофу.
Рубрика | Экология и охрана природы |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 06.12.2012 |
Размер файла | 29,5 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Министерство образования и науки
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижневартовский Государственный гуманитарный университет»
Факультет экономики и управления
Кафедра коммерции и менеджмента
по дисциплине «Экология»
по теме: «История развития отношений человека с природой»
Руководитель: Гут Т.М.
Введение
Осознание того, что же нам может дать природа, зависит от того, как мы воспринимаем природу: как ресурс, как сферу проживания или как ценность.
1. Особенности взаимоотношения человека и природной среды в древности
Наши давние предки умели организовывать свой быт таким образом, чтобы не навредить природе.
Люди древности не отделяли себя от окружающей их природной среды, считая себя ее неразрывной частью.
Ограниченная численность живущих на планете людей позволяла им удовлетворять свои насущные потребности, не прибегая к существенным изменениям в природе. Однако по мере роста числа населяющих планету людей возникала необходимость расширения районов их обитания, возрастала потребность в дополнительных источниках пищи. Все это вело к освоению новых форм хозяйствования, таких как земледелие и скотоводство. В свою очередь, это привело к усилению воздействия человека на окружающую среду. Человек стал вырубать и выжигать леса под пахотные земли. Началась эрозия почв. Стада одомашненных животных вытаптывали луга. Началось постепенное нарушение баланса между человеком и природой. антропогенный биосфера экологический
Но это всё были минусы недавнего прошлого, давайте затронем и положительные стороны отношения человека к природе.
2. Резкие изменения во взаимоотношениях человека с природной средой во второй половине XX века
Одним из примеров подобных последствий научно-технической революции может являться «Эффект Гринхауз» или парниковый эффект.
К этому следует добавить, что в том же году одна треть территории Бангладеш была затоплена в итоге затяжных муссонных дождей, наводнение оставило без крова двадцать пять миллионов людей (почти четверть населения этой страны).
3. Основные составные жизни на Земле
Воздух, пригодный для дыхания человека и животных, сосредоточен в нижней части атмосферы, называемой, как вы помните, тропосферой. Чистый воздух состоит на 78% из азота, 21% кислорода, 1% аргона и др. газов, из которых наиболее важен углекислый газ (0,03%). Благодаря, в значительной мере, кислороду происходит работа мускулов человека, согревается его организм, обеспечивается работа его нервной системы, деятельность мозга и т.д.
Долгое время Жизнь, ее возникновение рассматривались только применительно к нашей планете. В начале ХХ века благодаря К.Э. Циолковскому, В.И. Вернадскому, А.Л. Чижевскому обозначился новый подход к оценке жизни. Она стала восприниматься в качестве фактора космического порядка.
Представления о биосфере как о явлении космическом позволяет рассматривать жизнь как сплошной, непрерывный во времени и пространстве поток, в котором безостановочно преобразуются вещества, энергия, информация, а каждый живой организм принято рассматривать как концентрацию вещества, энергии, информации.
Возникновение человечества на Земле было естественным этапом эволюции биосферы, а человечество стало естественным элементом биосферы.
Во-первых, человек зависит от общих для всех живых организмов условий природы: от удовлетворения потребностей в пище, воде, воздухе и т. д. Данная зависимость является вечной, непреходящей, общей для всех рас, народов и относительно неизменной. Она сочетается с относительной независимостью человека от природы, проявляющейся в его способности защитить себя от неблагоприятных природных влияний. Так, от холода он может спастись у костра, в пещере, юрте, деревенской избе или городской квартире, надев на себя одежду из шкур зверей, натуральных или искусственных волокон.
Во-вторых, человек зависит от местных условий и особенностей флоры и фауны, климата и т. д. Уже в первобытные времена занятия и образ жизни различных племен (охота или рыболовство) определялись особенностями окружающей природы. Позднее эта прямая зависимость все более преломлялась социальными факторами, и, прежде всего развитием техники. Так, сначала моря разъединяли людей. Но с тех пор как люди научились строить суда, моря стали наилучшей дорогой, используемой для общения народов. С другой стороны, природа тоже оказывает влияние на характер этого «преломления». Так, искусство судостроения сформировано именно у приморских народов. Народам лесным, например нашим русским предкам, свойственны такие занятия, как обработка и самое разнообразное использование дерева.
Природные условия оказывают влияние и на темпы экономического развития. При первобытной формации слишком щедрая (тропики) или слишком суровая (Крайний Север) природа тормозила развитие общества. В первом случае она как бы вела человека на помочах, тем самым сдерживая его совершенствование. Во втором случае очень трудные условия жизни заставляли людей почти все время и энергию тратить на обеспечение себя элементарными средствами существования. Наибольших успехов человек добивался там, где естественные условия общественного производства были разнообразны, а климат не слишком мягок и не очень суров.
На начальных стадиях развития общества преимущественно использовалось естественные богатства средств существования, в дальнейшем на первое место выдвинулись естественные источники средств труда. В результате усилилась опосредованная зависимость общества от природных условий. Запасы таких, не находивших в прошлом применения полезных ископаемых, как нефть, урановая руда, руды редких металлов, в настоящее время имеют огромное значение для любой страны. И в наши дни природные условия не могут не влиять на географическое размещение производства, в том числе и сельскохозяйственного.
5. Современные проблемы экологии
Проблема взаимоотношения общества и природы есть глобальная, всечеловеческая экологическая проблема. Она давно вышла на первый план и особенно обострилась во второй половине нынешнего века, когда масштабы и характер воздействия человека на природу приобрели угрожающий характер для самого его существования. Сущность современной экологической проблемы заключается в глобальном изменении природной среды существования человечества, в быстром уменьшении ее ресурсов, в ослаблении восстановительных процессов в природе, что ставит под вопрос будущее человеческого общества.
Глобальная экологическая проблема, сущность которой была определена выше, имеет множество сторон. Каждая из них представляет собой самостоятельную, нередко масштабную экологическую проблему, тесно связанную с другими. В настоящее время чаще всего отмечаются следующие экологические проблемы:
— рациональное использование невозобновимых природных ресурсов (полезных ископаемых, минеральных ресурсов);
— рациональное использование возобновимых природных ресурсов (почв, вод, растительного и животного мира);
— борьба с загрязнениями и другими поражениями природной среды (ядохимикатами, радиоактивными отходами и т.д.);
— защита природы от некомпетентного и безответственного вмешательства в ее процессы.
Надо сказать, что действия человека по отношению к природе носят все более некомпенсируемый характер. Так, например, естественный процесс образования угля, нефти, газа и других полезных ископаемых длится миллионы лет. Однако огромная их часть извлечена из недр земли всего лишь за последние сто пятьдесят-двести лет. Сегодня эти ресурсы на исходе, в то же время их потребление многократно возрастает. Возникла реальная опасность их полного исчерпания в ближайшие несколько десятков лет.
Некомпенсируемый характер носит и все ускоряющаяся вырубка лесов, в том числе в России, Канаде, Бразилии и других странах. Леса этих стран справедливо называют «легкими планеты», поскольку они в огромных количествах снабжают ее кислородом. К тому же эти и все другие леса имеют большое значение для нормального функционирования почв. К сожалению, люди не всегда предвидят сколько-нибудь отдаленные последствия своих действий по отношению к природе. Многие ученые считают, что на месте современной пустыни Сахары некогда была обильная растительность. Со временем она погибла в результате уничтожения лесов и разрушения почв. В последние триста лет в Европе на огромных площадях шло уничтожение лесов. В результате существенно нарушился водный баланс, исчезли многие реки и озера, ухудшилась структура почв.
Особой важности задача состоит в рациональном использовании водных ресурсов, которые необходимы: для питья, поддержания жизни людей, животных и растений; для промышленного производства; для транспортных целей; для поливов и ирригации засушливых земель.
До настоящего времени человечество потребительски относилось к водным ресурсам, которые стремительно уменьшались. Особенно остро стоит проблема пресной воды, которая берется из наземных и подземных рек, озер и других водоемов.
Помимо самоограничения, бережного и экономного использования природных ресурсов, надо улучшить охрану природы, защитить ее от пагубного воздействия промышленных и иных браконьеров. Большая опасность заключается еще и в том, что в результате научных и промышленных экспериментов появились новые физико-химические вещества, которых никогда не существовало в природе и которые могут оказать непредсказуемые воздействия на все живое. Это может подорвать способность природы к саморегулированию и самовоспроизводству. Отсюда задача: добиться, чтобы вносимые человеком изменения в природу, в том числе получаемые искусственным путем физико-химические соединения, вписывались в структуру и естественное функционирование тех или иных природных систем. Другими словами, речь идет о компетентном вмешательстве в природу с учетом возможных последствий предпринимаемых действий.
Сегодня встает вопрос о защите не только водоемов, лесов, почв, флоры и фауны Земли, но также атмосферы и ближайшего космоса, который все больше становится сферой научной и практической деятельности людей.
Российская общественность многократно выступала и продолжает выступать за оптимальное решение экологических проблем. Выражением этого служит, в частности, такой глубокий и содержательный документ, как «Меморандум в защиту природы», подписанный известными российскими писателями, учеными, деятелями искусств, другими представителями культуры.
Люди являются самой значительной ценностью и каждый человек имеет право на необходимый уровень жизни и здоровую среду обитания. В соответствии с этим каждый человек несет ответственность за охрану и улучшение окружающей среды. Природные ресурсы Земли должны обеспечить улучшение качества жизни и возможность развития будущих поколений. Все эти положения сохраняют свою актуальность в наши дни.
Заключение
Наука все глубже проникает в тайны природы, в законы Вселенной, во внутреннее строение Земли, живых организмов и человека. Люди, и, прежде всего ученые, испытывают удивление и восхищение перед такими качествами природы, которые по отношению к человеку называют мудростью, изобретательностью, творческим гением. Но одновременно наука находит все более яркие свидетельства «бессмысленности», «расточительности» природы. Сочетание этих противоположных качеств доказывает стихийный характер бытия и развития природы, получение ее целесообразных «решений» путем проб и ошибок. Однако человеку есть чему поучиться у природы. Показывая свои «решения», природа наталкивает его мысль на сознательное решение проблем.
Русское слово «природа» образовано от слова «род». Это означает понимание человеком того, что порожден природой, что природа родственна ему. В других европейских языках понятие природы выводится от латинского «натура», корень которого также обозначает рождение, порождение, происхождение. Таким образом, в сознании многих народов зафиксирован тот факт, что природа породила человека.
Список литературы
1. Акимова Т.В. Экология. Человек-Экономика-Биота-Среда: Учебник для студентов вузов/ Т.А. Акимова, В.В. Хаскин;
3. Экология: Учебник для студентов высш. и сред. учеб. заведений, обуч. по техн. спец. и направлениям/Л.И. Цветкова, М.И. Алексеев, Ф.В. Карамзинов и др.; под общ. ред. Л.И. Цветковой. М.: АСБВ; СПб.: Химиздат, 2007.- 550 с.
Исследовательская работа «Взаимоотношения человека и природы в историческом процессе»
«От исследования – к научному поиску»
МКОУ «Кегультинская средняя общеобразовательная школа имени М.А. Сельгикова»
Название работы: «Взаимоотношения человека и природы в историческом процессе»
Автор работы: Санджиев Санджи Баатрович
Место выполнения работы: с. Кегульта
МКОУ «Кегультинская средняя
общеобразовательная школа имени М.А. Сельгикова»
Руководитель: Кардашова Анна Геннадьевна, учитель истории и обществознания МКОУ «Кегультинская СОШ имени М.А. Сельгикова»
Цель работы: выяснить связь природы и человека на определенных этапах истории, влияние этой связи на исторический процесс в прошлом и настоящем, определить значение взаимоотношений природы и человека в целом.
Методы и приемы, использованные в работе: Одним из методов изучения поставленных в работе целей и задач, является анализ таких понятий как природа, человек, общество с позиции обществоведческих знаний, с помощью географических знаний найти объяснение определению природных катастроф и глобальных проблем. Основным приемом, связывающим данные определения, становится не только использование и характеристика терминология, но и философские размышления, работа с историческими фактами. Еще один метод — это анализ и характеристика современной социально-экологической ситуации, как фактора влияющего на закономерности формирования современной истории человечества. Метод анализа антропогенного фактора в изменении окружающей среды на определенных этапах формирования истории и в современных условиях, как проявление зависимости общества от состояния окружающей среды. Метод анализа глобальных проблем человечества, как влияющего фактора на развитие современного этапа истории человечества и планеты Земля.
Полученные данные: Влияние природного фактора на уровень богатства общества, демографический рост, скорость исторического развития в течение всей истории было исключительно сильным. Вот почему образ природы всегда был важнейшим в духовной жизни общества, люди обожествляли ее, воспевали, боялись и были благодарны ей за щедрость. Глобальные климатические изменения играли важную роль в формировании человечества и его истории. Природная среда была способна в огромной степени ускорить или затормозить различные процессы. Примером тому являются природные катастрофы. Все это нашло свое отражение в этой исследовательской работе. В ранние периоды истории жизнь отдельного человека и человеческих коллективов зависела от особенностей природы в несравненно большей степени, чем сегодня. Однако даже современное общество, решив много важных проблем и сделав попытки влиять на природу, не только не сумело уйти от влияния этой самой природы, но неожиданно столкнулось с глобальными и очень сложными экологическими проблемами. Жизнь современного человека, несмотря на громадные успехи науки и цивилизации, по-прежнему бесчисленными нитями связана с природой и зависит от нее. В конечном счете все, чем обладает современный человек, кроме знаний и информации, сделано из природного материала, пусть и преобразованного. Исследование взаимовлияния природы и общества в прошлом и настоящем является решением одного из важнейших вопросов как исторической, так и многих других наук.
«Покорение» природы человеком……………………………………………………. 7
Разрушительные силы природы в истории человечества………………………….…9
Глобальные проблемы современности………………………………………………..13
Цель этой работы – выяснить связь природы и человека на определенных этапах истории, влияние этой связи на исторический процесс в прошлом и настоящем, определить значение этой связи в целом.
Объектом исследования в данной работе являются природные катастрофы и глобальные проблемы человечества.
Предметом исследования являются определенные этапы в истории человека, общества, государства, связанные с данной темой.
Задачи – в ходе исследования объекта и предмета в работе найти подтверждение влиянию природы на ход истории независимо от вмешательства человека в этот сложный процесс, а также охарактеризовать ответные действия людей на ход истории существования на планете Земля.
Актуальность темы: в современном мире остро стоит вопрос взаимоотношений человека и природы, в мире постоянных открытий и изменений, которые к сожалению, часто имеют пагубные последствия и для человека, и для самой природы. Этот вопрос всегда был и будет актуальным, на любом промежутке истории. А о том, как протекал этот процесс и какова ситуация на сегодняшний день и будет говориться в моей работе.
В отечественной и мировой историографии существуют три основные точки зрения на проблему особенностей истории. Сторонники первой из них, придерживающиеся концепции однолинейности мировой истории, считают, что все страны и народы, проходят в своей эволюции одни и те же, общие для всех стадии, движутся по одному, общему для всех пути. Историки-профессионалы, исходящие из той методологической посылки, как правило, избегают использовать понятие «отсталость», предпочитая другой термин – «задержка» движения истории; соответственно центр исследований переносится ими на выявление причин, замедливших ход исторической эволюции государств.
Сторонники второго подхода к изучению истории исходят из концепции многолинейности исторического развития. Они полагают, что история человечества состоит из историй целого ряда самобытных цивилизаций, каждая из которых преимущественно развивает (развивала) какую-либо одну (или специфическое сочетание нескольких) сторону человеческой природы, эволюционирует по своему собственному пути.
Третья группа авторов пытается примирить оба указанных подхода. К представителям этого направления принадлежал видный русский историк и общественный деятель Павел Николаевич Милюков. По его мнению, в историческом результате различаются три главные группы производящих его условий: «Первое условие заключается во внутренней тенденции, внутреннем законе развития, присущем всякому обществу и для всякого общества одинаковом. Второе условие заключается в особенностях той материальной среды, обстановки, среди которой данному обществу суждено развиваться. Наконец, третье условие состоит во влиянии отдельной человеческой личности на ход исторического процесса. Первое условие сообщает различным историческим процессам характер сходства в основном ходе развития; второе условие придает им характер разнообразия; третье, наиболее ограниченное в своем действии, вносит в исторические явления характер случайности». Внутренний ход развития государств «видоизменялся под могущественным влиянием второго условия, исторической обстановки. Если бы можно было предположить, что это условие произвело только задерживающее влияние, что оно остановило рост развития стран на одной из ранних ступеней жизни, но нет, историческая жизнь не остановилась; она шла своим ходом, может быть, более медленным, но непрерывным, и, следовательно, пережила известные моменты развития по-своему. Условия исторической жизни задержали развитие численности людей на планете; но дальнейший процесс по необходимости будет заключаться в размножении и увеличении плотности населения. Условия обстановки задержали экономическую эволюцию на низших ступенях, но дальнейший ход пойдет одинаковым порядком, в направлении большей интенсивности, большей дифференциации и большего обобществления труда.
Итак, представители трех подходов по-разному трактуют проблему особенностей истории. Тем не менее, все они признают воздействие на развитие государств неких мощных факторов (причин, условий), которыми обусловливается значительное отличие истории разных стран мира. Что же это за условия? В отечественной и зарубежной историографии обычно выделяются четыре фактора, определивших особенности (отсталость, задержку, самобытность, своеобразие) истории: природно-климатический; геополитический; конфессиональный (религиозный); социальной организации.
В своем исследовании я ставлю следующие вопросы: Как влияет природа на историю человека? Примеры из истории? Современные государства в отношениях с природой? Ответы на эти вопросы помогут сделать вывод о том, что история развития человека, общества и государства, в первую очередь зависит от природного воздействия.
В начале была природа
Понятие «природа» неоднозначно. «Природа» в широком смысле отождествляется с понятием Вселенная, мир вообще. В более узком смысле природа – это область жизни на Земле. Земля образовалась около 4,567 млрд. лет назад путем аккреции из протопланетного диска, дискообразной массы газа, пыли, оставшихся от образования Солнца, которая и дала начало Солнечной системе. Вулканическая дегазация создала первичную атмосферу, но в ней почти не было кислорода и она была бы токсичной для людей и современной жизни в целом. Большая часть Земли была расплавленной из-за активного вулканизма и частых столкновений с другими космическими объектами. Предполагается, что одно из таких крупных столкновений привело к наклону земной оси и формированию Луны. Со временем такие космические бомбардировки прекратились, что позволило планете остыть и образовать твердую кору. Доставленная на планету кометами и астероидами вода сконденсировалась в облака и океаны. Земля стала, наконец, гостеприимной для жизни, а самые ранние ее формы обогатили атмосферу кислородом. По крайней мере, первый миллиард лет жизни на Земле существовала в малых и микроскопических формах. Около 580 миллионов лет назад возникла сложная многоклеточная жизнь, а во время кембрийского периода она пережила процесс быстрой диверсификации в большинство основных типов. Около шести миллионов лет назад от гоминидов отделилась линия гомини, что привело к появлению шимпанзе (наших ближайших родственников), и в дальнейшем к современному человеку.
История жизни на Земле началась намного позже возникновения самой планеты, с момента появления первого живого существа 3,7 миллиарда лет назад – и продолжается по сей день. Человек и природа неразрывно связаны между собой. Мы в огромной степени зависим от окружающего нас мира. Еще не так давно господствовало мнение, что человек является царем природы, ее полноправным хозяином. Однако совершенно ясно, что мы – лишь крошечная частица в этом мире. Жизнедеятельность и развитие общества происходят в органическом единстве с природой, частью которой оно является. Во-первых человек и общество связаны с природой своим происхождением, поскольку «вышли» из природы в результате ее длительной эволюции. Во-вторых, относительно выделившись из природы, они продолжают зависеть от нее, поскольку само их существование обеспечивается обменом веществ и энергией с природной средой. В-третьих, природа дает обществу необходимые для осуществления производственной деятельности силы и материалы. В-четвертых, как средство обитания и материальная основа для производственной деятельности природа влияет на темпы развития производительных сил общества, а в отдельных случаях и на направление этого развития. В-пятых, вся история общества представляет собой, в конечном счете, историю «покорения» природы человеком. Наконец, в-шестых, взаимодействие общества и природы имеет для человека не только производственное, но также нравственное, эстетическое и научное значение.
«Покорение» природы человеком
Человек занимает особое место на земле, являясь частью живой природы, он выделился из нее и со временем обособился в некое активное и противостоящее ей начало, постоянно приспосабливая природу под свои нужды. Этот переходный процесс можно охарактеризовать в несколько этапов.
3. Разрушительные силы природы в истории человечества
В исторических хрониках можно прочитать о множестве сильнейших наводнений, унесших несколько сотен тысяч человеческих жизней. Из-за того, что происходят подобные стихийные бедствия неожиданно, люди оказываются неподготовленными к ним. Некоторые наводнения происходят из-за разлива рек, прорыва дамб, непрекращающихся дождей, океанических землетрясений и цунами. Известно о наводнениях, которые провоцировались людьми намеренно. Одно из наиболее разрушительных наводнений произошло в 1342-ом году. Оно считается крупнейшим в Центральной Европе. Из берегов вышли сразу несколько рек: Рейн, Везер, Майн, Мозель, Верра, Эльба и др. Затопив окрестные земли, вода нанесла вред таким крупным европейским городам, как Кёльн, Пассау, Вена, Регенсбург, Франкфурт-на-Майне. Причиной стали шедшие на протяжении нескольких дней проливные дожди. Точное число утонувших неизвестно, можно сказать, что их было несколько тысяч человек. Это природное бедствие получило название наводнения Святой Марии Магдалины.
Самым большим по мощности за всю записанную историю тайфуном считается — Бхола. Он обрушился ужасной ночью 13 ноября 1970 года в районе прибрежной части Восточного Пакистана (сейчас она имеет название Республика Бангладеш). Ветер набирал скорость 240 км/ч, в результате чего смог поднять 8-метровую волну. Именно эта волна и стала той разрушительной силой, которая ударила в густонаселенные острова той местности. Волна сносила все мосты, дома и дороги вместе с жителями. Количество погибших составило более 500 тысяч человек, еще более 10 миллионов стали пострадавшими. Перечислять всевозможные способы природы, влияющие на ход и события в истории человечества, можно бесконечно. Но все это является лишь естественным процессом, циклом жизни живой природы, а мы уже убедились в том, что человек является лишь частью этой самой природы.
Глобальные проблемы современности
Другой стороной взаимодействия человека и природы является тот факт, что человек пытается бороться с процессами катастрофизма, дабы защитить себя. И это понятно и нормально, для всех живых на планете. Но чаще всего человечество не осознает своих действий и поступков и вместо того чтобы защищаться, приспосабливаясь к жизни на Земле и в целом жить в гармонии с природой, оно стремится взять ее под свой контроль и это приводит к еще более серьезным последствиям. Тем самым, не только природа меняет ход истории, но и сам человек меняет свою судьбу на планете влияя на природу.
В современном мире это уже не обратимый процесс. И ученые дают этому определение глобальных проблем человечества у каждой из которых есть своя классификация.
1. Экологическая проблема. На сегодняшний день именно она считается основной. Люди долго использовали данные им природой ресурсы нерационально, загрязняли среду вокруг себя, отравляли Землю разнообразными отходами – от твердых до радиоактивных. Результат не заставил себя ждать – по мнению большинства компетентных исследователей, экологические проблемы в ближайшие сто лет приведут к необратимым последствиям для планеты, а значит, и для человечества. Уже сейчас есть страны, где этот вопрос достиг очень высокого уровня, порождая понятие кризисного экологического района. Но угроза нависла и над всем миром: озоновый слой, защищающий планету от радиации, разрушается, климат земли меняется – и человек не в силах контролировать эти изменения.
2. Демографическая проблема . В 20 веке, когда население Земли превысило отметку в шесть миллиардов, о ней слышали все. Однако в 21 веке вектор сместился. Если кратко, то сейчас суть проблемы такова: людей становится все меньше. Причинами становятся неграмотное ведение политики и ухудшение условий жизни.
3. Энергетическая и сырьевая проблема. Неконтролируемое использование сырья привело к истощению запасов полезных ископаемых, которые копились сотни миллионов лет. Очень скоро топливо и другие ресурсы могут вообще исчезнуть, поэтому на всех стадиях производства внедряется НТП.
4. Проблема мира и разоружения. Некоторые ученые считают, что в самом скором времени может случиться так, что искать возможные пути решения глобальных проблем человечества не придется: люди производят такое количество наступательного вооружения (в том числе ядерного), что в какой-то момент могут сами себя уничтожить.
5. Проблема здоровья людей. Человечество продолжает страдать от смертельных болезней. Успехи науки велики, но болезни, не поддающиеся лечению, все еще существуют.
6. Проблема использования Мирового океана. Истощение ресурсов суши привело к повышению интереса к Мировому океану – все страны, которые имеют к нему доступ, используют его не только как биологический ресурс. Активно развивается и добывающая сфера, и химическая. Что порождает сразу две проблемы: загрязнение и неравномерность освоения.
7. Проблема освоения Космоса. Жизнь вне планеты Земля мечта всех современных исследователей, государств и человечества в целом. И это с учетом того что сама жизнь на земле приходит в упадок.
Каждая из этих проблем является еще одним подтверждением огромной связи человека и природы. И об этом говорят характеристики каждой из проблем. Решая одну насущную проблему, люди часто совершают новые открытия и вместо решения предыдущего вопроса совершают новые ошибки. Глобальных проблем, как и катастроф в природе очень много и на новых этапах истории появляются новые.
Примером может служить проблема опустынивания, проблема XXI века. Опустынивание – это распространенная проблема деградации земельных ресурсов. Она состоит в том, что плодородные земли превращаются в пустыни, лишенные влаги и растительности. В результате такие территории становятся непригодными для жизни людей, а только некоторые виды флоры и фауны смогут приспособиться к жизни в подобных условиях. Существует огромное количество причин, по которым происходит опустынивание почв. Некоторые имеют природный характер, поскольку возникают из-за природных явлений, однако большинство причин вызвано антропогенной деятельностью. Рассмотрим наиболее актуальные причины, которые приводят к опустыниванию грунта: 1. Нехватка водных ресурсов . Засуха может произойти из-за аномальной недостаточности атмосферных осадков во время повышения температуры воздуха. Дефицит водных ресурсов обусловлен удаленностью водоемов, поэтому земля получает недостаточное количество влаги; 2. Климатические изменения . Если температура воздуха повысилась, увеличилось испарение влаги, а осадки уменьшились, произойдет аридизация климата; 3. Вырубка деревьев . Если уничтожаются лесные массивы, грунт становится незащищенным от водной и ветровой эрозии. Также почва будет получать минимальное количество влаги; 4. Перепас скота . Территория, где выпасают животных, очень быстро теряет растительность, а земля не будет получать достаточно влаги. В результате изменения экосистемы произойдет опустынивание; 5. Биологическая гибель . Когда мгновенно исчезает флора из-за заражения, например, токсическими и ядовитыми веществами, почва поддается сильнейшему истощению; 6. Недостаточное дренирование . Это происходит в результате нарушения системы дренажа, искусственной или естественной; 7. Засоление грунта . Случается подобная проблема из-за действия грунтовых вод, нарушения баланса солей в сельскохозяйственной деятельности или смены технологий обработки земли; 8. Понижение уровня подземных вод . Если грунтовые воды перестали питать землю, то вскоре она утратит плодородие; 9. Прекращение мелиоративных работ . Если не орошать землю, то от недостатка влаги произойдет опустынивание. Существуют и другие причины, из-за которых происходит изменение почвы, влекущее за собой опустынивание.
Таким образом, опустынивание почвы – это актуальная проблема современности. Конечно, нам известны многие пустыни на планете, которые появились множество тысячелетий назад. Если не принимать меры, то мы рискуем, что вскоре все континенты планеты укроются пустынями, и жизнь станет невозможной. Чем интенсивнее происходит сельскохозяйственная и промышленная активность людей, тем быстрее случается опустынивание. Остается только гадать, через сколько лет и где появится новая пустыня на планете.
Во вторую очередь, снижение биологической продуктивности отрицательно скажется и на реализации экономических интересов. В настоящее время эта проблема не является частным интересом одного региона, а носит межрегиональный характер. По экспертным данным В.И. Петрова потери годичной продуктивности пастбищ в Калмыкии составляют около 206 тыс. т к. ед. Резко сократив агроресурсный потенциал земли, опустынивание на неопределенно долгое время ограничило население в средствах существования. Это создало множество социально-экономических и демографических проблем в регионе, усилило экологическую напряженность не только в очагах и ареалах опустынивания, но и на соседних землях.
В результате получается, что человечество в гармонии с природой только в одном он создает такую же мощную разрушительную силу для себя и для природы, вот только разница заключается в том, что это не естественный процесс как в природе, а обдуманный, потому что человек в отличие от природы должен отвечать за свои поступки.
В завершение поисков ответов на свои вопросы и рассуждений в ходе исследования, хочу сказать, что не возьму на себя право искать пути решения проблем в этой работе о том, как избавиться от глобальных проблем или найти способ остановить катастрофы, тем самым повлиять на ход событий в истории человечества. В этом исследовании я попытался найти объяснение изменений в жизни человека, его истории на Земле в процессе складывания отношений человека и природы. И эта связь бесценна и неразрывна до самого конца. А вот какой должен быть конец: на определенном этапе истории или жизни на земле, решать всем жителям этой планеты.
Список литературы
Анучин, В. А. 1982. Географический фактор в развитии общества. М.: Мысль.
Гринин, Л. Е. 1997. Формации и цивилизации. Философия и общество 3: 42–78. 2006.
Производительные силы и исторический процесс. М.: КомКнига. 2011.
Теория стадийного развития общества: История и проблемы. Гл. 1. М.: Вост. лит-ра. Исаев, Б. А. 2006.
Общество и природа: исторические этапы и формы взаимодействия / отв. ред. М. П. Ким. М.: Наука, 1981. Розанов, И. А. 1986.
Великие катастрофы в истории Земли. М.: Наука. Смоленский, Н. И. 2007.
Макроэволюция в живой природе и обществе. М.: ЛКИ/URSS. Гумилев, Л. Н. 1993.
Человек заселяет свою планету. М.: География. Косминский, Е. А. 1963.
Природа и развитие первобытного общества / под ред. И. П. Герасимова. М.: Наука, 1969.
Глобальные проблемы современности. М.: Логос. Тюрго, А. Р. Ж. 1961.
Размышления о создании и распределении богатств. В: Тюрго, А. Р. Ж., Избранные экономические произведения. М.: Соцэкгиз.
Проблема анализа движущих сил исторического развития, общественного прогресса и социальной эволюции: Семенов Ю. И., Гобозов И. А., Гринин Л. Е.
Философия истории: проблемы и перспективы (с. 183–203). М.: КомКнига, 2010.
Теория, методология и философия истории: очерки развития исторической мысли от древности до середины XIX века. Лекции 1–9.
Наше общее будущее. Доклад международной комиссии по окружающей среде и развитию. М.: Прогресс. Леонова, Н. Б., Несмеянов, С. А. (ред.) 1993.
История хозяйства и первобытной культуры в первобытнообщинном и раннеклассовом обществе. М.: Изд-во Московского университета. Подольный, Р. 1977.