история государственного управления в россии учебное пособие

История государственного управления в России. Под ред. Марковой А.Н., Федулова Ю.К.

история государственного управления в россии учебное пособие

Рассматривается государственное управление в России от IX в. до настоящего времени (начала XXI в.). Выделены основные этапы в эволюции аппарата управления Российского государства, рассмотрены становление и формирование центральных и местных органов государственного управления, судебной системы, важнейшие реформы по их переустройству и усовершенствованию в различные периоды русской истории.

Для студентов вузов, работников государственных и муниципальных служб, а также всех интересующихся проблемами государственного управления и историей Отечества.

Оглавление
От авторов 3
Вводная глава 5
Раздел I. IX — начало XX вв. 27
Глава 1. Образование и развитие Древнерусского государства. IX—XII вв. 28
1.1. Начало государственности у восточных славян 28
1.2. Формирование государственной системы Киевской Руси (IX—X вв.) 33
1.3. Государственный строй в Древнерусском государстве (XI—XII вв.) 38
Глава 2. Государственное управление в период феодальной раздробленности Руси. XII—XV вв. 49
2.1. Феодальная раздробленность и складывание трех политических центров 49
2.2. Татаро-монгольское иго и государственность Руси 58
2.3. Политический строй и управление в русских княжествах XIV—XV вв. Начало объединения Русских земель 60
Глава 3. Русь на пути к централизованному государству. XV—XVII вв. 70
3.1. От Руси к России. Завершение единения Русских земель (XV в.) 70
3.2. Сословно-представительная монархия. Утверждение титула царя (XVI в.) 78
3.3. От сословно-представительной монархии к самодержавию (XVII в.) 90
Глава 4. Реформирование государственного строя России в первой половине XVIII в. 109
4.1. Утверждение абсолютизма ПО
4.2. Реформы Петра I 112
4.3. Государственное управление в эпоху дворцовых переворотов 125
Глава 5. Российская государственность во второй половине XVIII в. 133
5.1. Реформирование государственного управления при Екатерине II 133
5.2. Государственное управление при Павле I 144
5.3. Государственная политика в отношении церкви 146
Глава 6. Государственный аппарат России в первой половине XIX в. 159
6.1. Центральные органы власти 160
6.2. Местные органы власти и укрепление управленческой вертикали 174
Глава 7. Российское государство во второй половине XIX — начале XX вв. 183
7.1. Буржуазные реформы 60—70-х гг. и контрреформы 80—90-х гг. 184
7.2. Капиталистическое развитие России и государственное управление в начале XX в. 194
7.3. Государственное управление в годы Первой мировой войны 200
Государственная символика 213
Раздел II. Февраль 1917 — 2006 г. 215
Глава 8. Государственная система России в период Временного правительства (февраль—октябрь 1917) 216
8.1. Образование Временного правительства. Двоевластие. Проблема легальности и легитимности. 216
8.2. Государственное строительство 222
8.3. Общественные организации в переходный период 228
Глава 9. Становление и развитие советской системы управления (1917—1977) 235
9.1. Становление советской системы государственного управления 236 (1917—1922)
9.2. Система государственного управления СССР в довоенный 251 период (1922—1941)
9.3. Государственный аппарат в годы Великой Отечественной 258 войны (1941—1945)
9.4. Преобразования государственного аппарата в послевоенный 261 период (1945—1977)
Глава 10. Система государственного управления в Российской Федерации (середина 80-х гг. XX в. — 2006 г.) 272
10.1. Особенности государственного управления в СССР во второй половине 80-х гг. 273
10.2. Государственное управление после августа 1991 г. 287
10.3. Государственное устройство постсоциалистической России 294
Государственная символика 309
Заключение 312
Библиографический список

Источник

История государственного управления в России

В учебнике исследуются основные закономерности возникновения и развития российской государственности на разных ее этапах. Показываются история государственной службы в России, процесс совершенствования (реформирования) высшего, центрального и местного аппаратов власти в целях более эффективного управления обширными территориями России, преодоления возникающих кризисов. Рассматривается роль правящих политических партий, церкви, армии, полиции в развитии российской государственности.

Для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений, а также всех интересующихся историей возникновения и развития российской государственности.

Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 061000 «Государственное и муниципальное управление»

The manual examines basic conformities of the origin and development of the Russian statehood at its different stages; shows history of government service in Russia, the process of improving (reforming) higher, central and local apparatus of power for the purpose of more effective administration of vast territories of Russia, overcoming the arising crises; deals with the role of the ruling political parties, church, army, and police in the development of the Russian statehood.

The book is addressed to students, post-graduates and professors of higher educational institutions as well as to everybody who is interested in history of the origin and development of the Russian statehood.

The book is admitted by the Ministry of Education of the Russian Federation as a manual for students of higher educational institutions who are trained in speciality 061000 «State and Municipal Administration»

Справочный материал 101

Василий Иванович Щепетев
История государственного управления в России
Учебник
2-е издание

© Изд-во «Юридический центр Пресс», 2004

©V. I. Shchepetev, 2004

© Yuridichesky Center Press, 2004

Предисловие

Выяснению сущности, этапов и основных элементов эволюции государственного строя России посвящено немалое количество литературы, отразившей различные концепции российского исторического процесса.

Данный учебник рассказывает о развитии государственного управления в России, исследует механизм власти и управления государством, органы государственной власти и управления, раскрывает духовную, светскую, дипломатическую, военную, полицейскую иерархии на различных исторических этапах.

Целью учебника является формирование теоретических знаний, практических навыков и умений по анализу государственного развития России на основе исторического опыта.

В учебнике раскрываются основные понятия: власть и государство, типы власти, политических режимов, государственное строительство, рассматриваются влияние различных факторов (природных, экономических, геополитических, этнических и др.) на государственное развитие, особенности становления государства в России, основные закономерности в создании аппарата государственного управления и его реформах, методы управления обществом на различных этапах развития Российского государства.

Учебник состоит из 12 глав, в которых читатели найдут много интересных фактов и сведений о развитии государственного управления в России с IX в. по настоящее время. В этом им также помогут справочные материалы, помещенные в конце книги.

В. И. Щепетев доктор юридических наук, академик Международной академии наук педагогического образования, г. Москва

Глава I
Общие положения

1. О государстве

Государство возникло на определенной ступени развития общества. В своем становлении оно прошло долгий и сложный путь. На первых стадиях развития общества государство формировалось как неразвитое политическое образование. Власть в этот период опиралась, прежде всего, на принуждение.

Особенностью власти и норм жизни в догосударственный период являлось то, что они, по сути, были частью жизнедеятельности людей, выражая и обеспечивая социально-экономическое единство рода, племени. Это было связано с несовершенством орудий труда, его низкой производительностью. Отсюда вытекала необходимость совместного проживания всех членов коллектива, существования общественной собственности на средства производства и распределения продуктов на основе равенства.

Подобные обстоятельства оказывали существенное влияние на природу власти и норм первобытного общества.

Признаки власти, существовавшей в догосударственный период:

– распространялась только в рамках рода, выражала волю рода и базировалась на кровных связях;

– была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии, самоуправления (т. е. субъект и объект власти совпадали);

– органами власти выступали родовые собрания, старейшины, военачальники и т. п., которые решали все важнейшие вопросы жизнедеятельности первобытного коллектива.

Признаки норм жизни, существовавших в догосударственный период:

– регулировались главным образом обычаями (т. е. исторически сложившимися правилами поведения, вошедшими в привычку в течение длительного времени);

– существовали в поведении и сознании людей, не имея, как правило, письменной формы выражения;

– обеспечивались в основном силой привычки, а также соответствующими мерами убеждения (внушения) и принуждения (например, изгнание из рода);

– регулировались запретами (система табу), при отсутствии собственно прав и обязанностей;

– выражали интересы всех членов рода и племени.

Формирование государства – длительный процесс, который у народов мира протекал по-разному.

На Востоке наибольшее распространение получил так называемый «азиатский способ производства» (Египет, Месопотамия, Китай, Индия и т. п.), при котором устойчивыми оставались социально-экономические структуры родового строя: земельная община, коллективная собственность и др. Первые государства, возникшие на Востоке, были доклассовыми, они одновременно и эксплуатировали сельские общины, и управляли ими, т. е. выступали организаторами производства.

Иным был исторический процесс в Афинах и Риме, где рабовладельческие государства возникли в результате появления частной собственности и раскола общества на классы. В Афинах государство возникло непосредственно из классовых противоположностей, развивающихся внутри родового строя. В Риме образование государства было ускорено борьбой бесправного населения, жившего вне римских родов (плебеев), против римской родовой аристократии (патрициев).

Возникновение Древнегерманского государства в значительной степени связано с завоеванием обширных чужих территорий, для господства над которыми родовая организация не была приспособлена.

Ряд ученых придерживается точки зрения, что Германия, Россия и некоторые другие государства возникли не как феодальные (с классическими признаками подобной государственности – закреплением крестьянства и крупной частной собственностью на землю), а как прафеодальные, когда знать еще не имела крупной частной собственности на землю, а крестьяне сохраняли и свободу, и собственность на землю.

Государство – это политико-территориальная организация публичной власти, обладающая суверенитетом, располагающая специальным аппаратом управления и защиты прав и свобод граждан и способная создавать нормы права.

– центральный институт политической системы;

– система органов и формально-правовых принципов, определяющих функционирование организованной верховной власти на определенной территории;

– целостность внутриобщественных связей и их форм, структура и государственный аппарат, ориентированный на выполнение определенных задач.

Источник

История государственного управления в россии учебное пособие

История государственного управления в России

© Изд-во «Юридический центр Пресс», 2004

©V. I. Shchepetev, 2004

© Yuridichesky Center Press, 2004

Выяснению сущности, этапов и основных элементов эволюции государственного строя России посвящено немалое количество литературы, отразившей различные концепции российского исторического процесса.

Данный учебник рассказывает о развитии государственного управления в России, исследует механизм власти и управления государством, органы государственной власти и управления, раскрывает духовную, светскую, дипломатическую, военную, полицейскую иерархии на различных исторических этапах.

Целью учебника является формирование теоретических знаний, практических навыков и умений по анализу государственного развития России на основе исторического опыта.

В учебнике раскрываются основные понятия: власть и государство, типы власти, политических режимов, государственное строительство, рассматриваются влияние различных факторов (природных, экономических, геополитических, этнических и др.) на государственное развитие, особенности становления государства в России, основные закономерности в создании аппарата государственного управления и его реформах, методы управления обществом на различных этапах развития Российского государства.

Учебник состоит из 12 глав, в которых читатели найдут много интересных фактов и сведений о развитии государственного управления в России с IX в. по настоящее время. В этом им также помогут справочные материалы, помещенные в конце книги.

В. И. Щепетев доктор юридических наук, академик Международной академии наук педагогического образования, г. Москва

Государство возникло на определенной ступени развития общества. В своем становлении оно прошло долгий и сложный путь. На первых стадиях развития общества государство формировалось как неразвитое политическое образование. Власть в этот период опиралась, прежде всего, на принуждение.

Особенностью власти и норм жизни в догосударственный период являлось то, что они, по сути, были частью жизнедеятельности людей, выражая и обеспечивая социально-экономическое единство рода, племени. Это было связано с несовершенством орудий труда, его низкой производительностью. Отсюда вытекала необходимость совместного проживания всех членов коллектива, существования общественной собственности на средства производства и распределения продуктов на основе равенства.

Подобные обстоятельства оказывали существенное влияние на природу власти и норм первобытного общества.

Признаки власти, существовавшей в догосударственный период:

– распространялась только в рамках рода, выражала волю рода и базировалась на кровных связях;

– была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии, самоуправления (т. е. субъект и объект власти совпадали);

– органами власти выступали родовые собрания, старейшины, военачальники и т. п., которые решали все важнейшие вопросы жизнедеятельности первобытного коллектива.

Признаки норм жизни, существовавших в догосударственный период:

– регулировались главным образом обычаями (т. е. исторически сложившимися правилами поведения, вошедшими в привычку в течение длительного времени);

– существовали в поведении и сознании людей, не имея, как правило, письменной формы выражения;

– обеспечивались в основном силой привычки, а также соответствующими мерами убеждения (внушения) и принуждения (например, изгнание из рода);

– регулировались запретами (система табу), при отсутствии собственно прав и обязанностей;

– выражали интересы всех членов рода и племени.

Формирование государства – длительный процесс, который у народов мира протекал по-разному.

На Востоке наибольшее распространение получил так называемый «азиатский способ производства» (Египет, Месопотамия, Китай, Индия и т. п.), при котором устойчивыми оставались социально-экономические структуры родового строя: земельная община, коллективная собственность и др. Первые государства, возникшие на Востоке, были доклассовыми, они одновременно и эксплуатировали сельские общины, и управляли ими, т. е. выступали организаторами производства.

Иным был исторический процесс в Афинах и Риме, где рабовладельческие государства возникли в результате появления частной собственности и раскола общества на классы. В Афинах государство возникло непосредственно из классовых противоположностей, развивающихся внутри родового строя. В Риме образование государства было ускорено борьбой бесправного населения, жившего вне римских родов (плебеев), против римской родовой аристократии (патрициев).

Возникновение Древнегерманского государства в значительной степени связано с завоеванием обширных чужих территорий, для господства над которыми родовая организация не была приспособлена.

Ряд ученых придерживается точки зрения, что Германия, Россия и некоторые другие государства возникли не как феодальные (с классическими признаками подобной государственности – закреплением крестьянства и крупной частной собственностью на землю), а как прафеодальные, когда знать еще не имела крупной частной собственности на землю, а крестьяне сохраняли и свободу, и собственность на землю.

Государство – это политико-территориальная организация публичной власти, обладающая суверенитетом, располагающая специальным аппаратом управления и защиты прав и свобод граждан и способная создавать нормы права.

– центральный институт политической системы;

– система органов и формально-правовых принципов, определяющих функционирование организованной верховной власти на определенной территории;

– целостность внутриобщественных связей и их форм, структура и государственный аппарат, ориентированный на выполнение определенных задач.

Государство – это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению определенных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т. п.) в пределах определенной территории.

При рассмотрении сущности государства важно учитывать два аспекта:

– любое государство есть организация политической власти (формальная сторона);

– данная организация служит интересам определенных социальных групп (содержательная сторона).

Можно выделить следующие подходы к определению сущности государства:

классовый, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти экономически господствующего класса. В этом случае первоочередное удовлетворение интересов каких-либо классов не может не вызывать сопротивления у других классов. Отсюда возникает проблема постоянного «снятия» данного сопротивления с помощью насилия, диктатуры. Общечеловеческие интересы в действиях государства при этом отходят на второй план;

общесоциальный, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп.

Наряду с указанными выделяются религиозный, национальный, расовый и иные подходы к понятию сущности государства, в рамках которых соответственно религиозные, национальные, расовые и иные интересы должны доминировать в политике конкретного государства.

Другими словами, сущность государства многоаспектна. Она не сводится только к классовым или общесоциальным началам. В сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеназванных начал.

Источник

История государственного управления в россии учебное пособие

история государственного управления в россии учебное пособие

история государственного управления в россии учебное пособие

КНИГИ ПО ИСТОРИИ РОССИИ
Название: Организация государственных учреждений в России, 1917-2013 гг
Автор: Архипова Т.Г., Малышева Е.П.
Жанр: учебное пособие
Описание: В центре внимания авторов организация и функционирование государственного аппарата России с 1917 г. по настоящее время в целом, а также отдельные его институты как фондообразователи и основные источники официальной информации.

Анализируются их внутреннее организационное устройство, способы и формы осуществления полномочий, а также механизмы оформления решений, непосредственно связанный с процессом документирования и формирования архивного фонда страны.

Учебник допущен для студентов вузов, обучающихся по направлению «Документоведение и архивоведение».

Оглавление
От авторов
Введение
Государственный аппарата РСФСР и СССР
Становление новой системы организации государственной власти в России (1990-1993)
Система органов государственной власти в Российской Федерации
Заключение
Список источников и литературы
Приложения

Источник

История государственного управления в россии

Издание 3-е, переработанное и дополненное

Под общей редакцией доктора исторических наук, профессора Р.Г.Пихои

Научно-редакционный совет серии

«Учебники Российской академии государственной службы при

Президенте Российской Федерации»

первый заместитель Руководителя Администрации Президента РФ

заведующий кафедрой РАГС

зам. министра по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций РФ

ректор Северо-Кавказской академии государственной службы

первый зам. министра промышленности, науки и технологий РФ,

заведующий кафедрой РАГС

ректор Орловской региональной академии государственной службы

вице-президент Российской академии наук, председатель ВАК

заведующий кафедрой РАГС

президент Российской академии образования

президент Российского книжного союза, председатель Счетной палаты РФ

министр образования РФ

директор Издательского центра РАГС

Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление», а также для слушателей, обучающихся в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих

Рецензенты:

Данилов А.А., д.и.н., проф.;

КомиссаренкоА.И., д.и.н., проф.;

Соколов А.К., д.и.н., проф.

Редакционная коллегия:

Пихоя Р.Г. — д.и.н., проф., Тимофеев П.Т. — д.и.н., проф., Малышева О.Г. — д.и.н.

Авторский коллектив:

Болотина Н.Ю. к.и.н. (глава 5); Герасименко Г.А. — д.и.н.,

проф. (главы 7, 10); Гусев К.Е. — д.и.н., проф. (глава 8);

Игнатов В.Г. —д.э.н., проф. (введение); Малышева О.Г. — д.и.н. (главы 4, 9); Пихоя Р.Г. — д.и.н., проф. (введение, главы 14, 15, 16, 17, вместо заключения); Попов В.П. —д.и.н., проф. (глава 13); Рогожин Н.М. — д.и.н., проф. (главы 1, 2, 3); Семьянинов В.П. — д.и.н., проф. (глава 7); Сукиасян М.А. — д.и.н., проф. (глава 16); Тимофеев П.Т. — д.и.н., проф. (глава 6); Чернев АД. — к.и.н., доц. (главы 11, 12)

Введение

Многие поколения россиян на просторах Евразии создали гигантскую страну с большим производственным, научным, культурным потенциалом, значительными природными и людскими ресурсами, что вызывает чувство законной гордости всех народов России. История российской государственности — это непрерывный процесс возникновения и развития идей государственности, становления институтов государства, совершенствования (реформирования) высшего, центрального и местного аппаратов власти (учреждений) в целях более эффективного управления громадными территориями России.

В своем развитии российское государство существовало в различных политических формах — как великое княжение, царство, империя, республика: буржуазно-демократическая, советская, парламентско-президентская.

Российская государственность имела ряд характерных особенностей в управлении, прежде всего, этатизм, то есть активное вмешательство государства в жизнь страны, в систему управления на всех его уровнях, а также патернализм, то есть официально провозглашенный курс государства на поддержку наиболее незащищенных слоев населения.

История России, ее государства — это исторический опыт народа, его социальная память, которая циркулирует в обществе в виде народных преданий и представлений, социальных ожиданий и оценок, памятниках литературы и искусства, а также в виде научных монографий, брошюр и статей. В кризисные периоды своей истории народы обращаются и к своему прошлому, где ищут ответ на поставленные вопросы.

Современная Россия вновь на перепутье. Как ее «обустроить»? Кризис ее государственности приобрел затяжной характер. Вопрос об укреплении российской государственности и налаживании государственного управления и местного самоуправления стал важнейшим среди всех острых вопросов общественной жизни. По словам выдающегося государственного деятеля России В.Н. Татищева, сподвижника Петра Великого, талантливого администратора и основателя исторической науки в России, «история учит о добре прилежать, а зла остерегаться».

Опыт государственного управления в России самобытен, ибо государство российское обладает значительным своеобразием. Это и территория, охватывающая два континента, это более 100 национальностей с множеством разных конфессий, разным образом жизни, уровнем экономики и культуры, это более чем тысячелетняя история и яркая, богатая культура, ставшая частью мирового культурного наследия. Что удерживало народы России вместе несколько столетий? Что обеспечило выживание государства в тяжких испытаниях — набегах, войнах? Что порождало смуты, бунты, революции, разрывавшие страну?

Изучение специфики управленческого опыта, его удач и поражений представляет особый интерес и несомненную актуальность.

В государственном управлении в России проявились и особые черты характера ее народа, создавшего единую русскую культуру — культуру универсальную и терпимую к культуре других народов. Она отразила такие черты национального характера, как широта и щедрость, доброта, любовь к свободе, терпение, дружелюбие, коллективизм. Однако проявлялась и такая черта, как стремление во всем доходить до крайности, до пределов возможного, до замены понятия свобода — другим, не тождественным свободе понятием воли. В последнем отсутствует представление об ответственности за совершенное. В безответственной воле — истоки «русского бунта, бессмысленного и беспощадного».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *