история и философия науки учебное пособие
История и философия науки учебное пособие
Учебное пособие для аспирантов юридических специальностей
© Коллектив авторов, 2013
© Российская академия правосудия, 2013
История и философия науки – один из разделов философского знания, который приобретает все большее значение по мере возрастания роли научного знания в обществе. Данная область философии представляет собой последовательный и универсальный компонент рефлексии общества по поводу уровня и эволюции рационального осмысления человеком природы, жизни человека в мире (представления о котором эволюционируют от его первых попыток опоры на собственный разум до современного этапа развития науки) и ее рационального устройства, а также анализа условий, способов и перспектив развития общества.
Философский компонент осмысления науки отражает сущностную сторону процесса возникновения и эволюции научного знания, выявляет и формулирует закономерности, принципы, тенденции, функции, характеризующие науку как социальное явление, а также современный этап ее развития. Исторический компонент – раскрывает, прежде всего, социокультурную корреляцию развития общества и науки.
С 2005 г. для всех аспирантов Российской Федерации введён экзамен по истории и философии науки в качестве компонента кандидатского минимума. В числе задач, решаемых историей и философией науки в качестве учебной дисциплины, – более полное и всестороннее осмысление молодыми учеными целей и смыслов научной деятельности, уточнение мировоззренческих позиций, а также своих собственных исследовательских функций, ответственности и места в системе социально-исторических координат; углубление понимания проблем методологии научного познания, формирование методологической дисциплины мышления и практического действия; расширение горизонта исследований.
Материал, дающий возможность решения этих и других задач в процессе самостоятельного становления исследователя, распределен в трех основных разделах книги.
Раздел I → раскрываются общие вопросы философии науки: сущности науки как сложного, диалектически развивающегося социального образования, необходимого атрибута развития общества и человека, философских оснований и методологии науки. Раздел включает материалы по генезису науки, причинам и источникам развития науки в целом и отдельных наук в частности.
Раздел II → анализируются философские и методологические проблемы социальных и гуманитарных наук, их особенности и роль в жизни и развитии общества.
Раздел III → рассматриваются философские проблемы юридических наук, их социально-гуманитарная природа и структура, вопросы методологии познания в области права.
Существующие в научном сообществе и представленные в книге концепции философии науки, с одной стороны, отличаются друг от друга по тем или иным параметрам. С другой стороны, они взаимно дополняют друг друга, представляя обоснованные объяснения возникновения и развития науки, понимания ее сущности и функций, раскрывая содержание процесса научного познания. Такое сочетание позволяет разносторонне и глубоко осмыслить феномен науки как сложного социального явления, динамичного процесса, важнейшего результата и основания культурной эволюции общества.
Принцип учета различных точек зрения был соблюден и в соотношении взглядов на философию науки авторов книги. Вниманию читателей представлены положения, закрепленные в признанных большей частью научного сообщества концепциях философии науки и интерпретированные с позиций авторов (не всегда и не во всем совпадающих).
Главная цель пособия – способствовать формированию целостного самосознания ученого, его самостоятельности и зрелости в выборе предмета, средств и методов научного анализа важных проблем науки и общественного развития.
Общие проблемы истории и философии науки
Наука – многогранное сложное социальное явление, существование которого уже несколько столетий воспринимается общественным сознанием и значительной, если не подавляющей, частью «индивидуальных» сознаний как нечто вполне естественное, «само собой разумеющееся». Это обусловлено объективностью и исторической необходимостью возникновения и функционирования науки – в качестве специфического научного знания, вида деятельности или мировоззренческой позиции. Наука естественна в той же мере, в какой естественны, например, мифология и религия, философия и искусство, мораль и право, необходимо возникшие и развивающиеся в рамках (внутри) культуры, несмотря на то, что сама культура содержит известную долю «искусственности» по отношению к природе.
Не так много разногласий по поводу факторов и механизмов возникновения науки, основных форм ее проявления и этапов развития. Вместе с тем сущностные характеристики науки, ее различные культурные основания – от социально-исторических до эстетических – формулируются и понимаются различно. В связи с этим возникает необходимость осмысления (при необходимости – выработки или совершенствования) неких устойчивых параметров, оснований, критериев, позволяющих иметь о науке, ее структуре, тенденциях, функциях адекватное и относительно непротиворечивое представление по меньшей степени в рамках научного сообщества, по большей – в обществе.
Разумеется, речь не идет о совершенно однозначном, тождественном понимании всех аспектов бытия науки, а тем более – нюансов, связанных с восприятием науки и наделением смыслами многогранной пространственно-временной области «научной компетенции». Это невозможно в принципе в силу различных обстоятельств; например, в силу объективной противоречивости бытия, в силу «многоликости» и динамичности культуры в целом, в силу сложности и неизбежного постоянного усложнения самой науки.
Вместе с тем стремление к наиболее адекватному и единому понимаю (пусть лишь на каком-то сравнительно непродолжительном, но вполне конкретном отрезке исторической эволюции и, по крайней мере, единому для большинства рефлексирующих субъектов) значений такого важного феномена, как наука, – атрибут человеческого бытия, условие, позволяющее удерживать человечество в тех сравнительно безопасных рамках неизбежной социальной противоречивости, которые позволяют свершаться истории.
Одна из наиболее испытанных и надежных возможностей осознания важнейших особенностей, форм, отношений, способов социальной эволюции, многогранных проявлений активности человека, аспектов его «встроенности» в окружающую действительность – философия. Поиски философских оснований науки – не попытка «узко профилированных» профессионалов в сфере мышления и рефлексии, рассматривающих самые широкие аспекты бытия и прибегающих к самым широким обобщениям – именуемых иногда философами, – утвердить свою позицию и свое участие в научной деятельности, свое влияние в сфере науки. Это вполне объективная необходимость выявить в науке, в ее прошлом, настоящем (а иногда и в будущем) наиболее существенное и важное, позволяющее как можно более точно определить место науки в социальной эволюции, наиболее эффективно и безопасно использовать достижения научного знания во благо человечества.
В философском знании сформировался раздел, сферой непосредственных интересов которого стала наука, – «философия науки». Поэтому осмысление такого сложного явления, как наука, целесообразно начать с уточнения и упорядочения собственных знаний об «инструменте», с помощью которого смысл науки может стать более ясным, определенным и сама наука – более функциональной, эффективной в исследовании природы и общества, и с точки зрения конкретного исследователя.
Итак, прежде всего следует рассмотреть вопрос о предмете философии науки и ее наиболее распространенных современных концепциях.
1.1. Предмет и основные концепции современной философии науки
Выявление сущности и содержания философии науки, ее предмета и предназначения невозможно вне исследования связи философии и науки.
История и философия науки 2-е изд. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры
Скачать книгу
О книге «История и философия науки 2-е изд. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры»
Данное учебное пособие призвано помочь аспирантам и соискателям ученых степеней подготовиться к кандидатскому экзамену по новой дисциплине «История и философия науки». Опираясь на историко-философский фундамент, идеи и концепции выдающихся философов, связанные с развитием науки и научного познания, общественно-исторической практики человечества, в данном пособии анализируются проблемы истории и философии науки. Рассмотрены такие важные проблемы, как возникновение науки, основные стадии ее исторической эволюции; динамика науки как процесса порождения нового знания; структура научного знания; научные традиции и научные революции; типы научной рациональности; позитивистские, неопозитивистские, постпозитивистские и т.п. концепции философии науки и др. Одна из лекций посвящена специфике познания в социально-гуманитарных науках.
Произведение было опубликовано в 2017 году издательством Юрайт. Книга входит в серию «Бакалавр и магистр. Академический курс». На нашем сайте можно скачать книгу «История и философия науки 2-е изд. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры» в формате pdf или читать онлайн. Здесь так же можно перед прочтением обратиться к отзывам читателей, уже знакомых с книгой, и узнать их мнение. В интернет-магазине нашего партнера вы можете купить и прочитать книгу в бумажном варианте.
История и философия науки учебное пособие
Людмила Алексеевна Никитич
В учебнике рассматриваются предмет философии науки и содержание четырех научных революций. Анализируются проблемы научной методологии, история становления науки как социального института, структура научного познания, рациональность и ее виды, динамика научного исследования, становление развитой научной теории. Особое внимание уделяется проблеме иррационального в научном познании и проблеме интуиции, роли языка в развитии науки, проблеме концептуального аппарата. Рассмотрена также специфика закона и истины в гуманитарном знании.
Для аспирантов и студентов вузов.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВОДНАЯ ГЛАВА. НАУКА. ЧЕЛОВЕК. ОБЩЕСТВО 3
ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ НАУКИ 24
1.1. Возникновение философии науки как самостоятельной дисциплины 24
1.2. Концепции предмета философии науки 25
1.3. Специфика научного знания 29
1.4. Наука и философия 31
ГЛАВА 2. ПЕРВАЯ НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ XVII в. 38
2.1. Исторические и научные предпосылки 38
2.2. Общая характеристика первой научной революции 39
2.3. Творцы первой научной революции 42
2.4. Драма и величие Галилея 48
2.5. Великий Ньютон 54
ГЛАВА 4. ВТОРАЯ НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 79
4.1. Общая характеристика второй научной революции 79
4.2. Достижения гуманитарных наук 82
4.3. Осознание исключительного значения наук 84
ГЛАВА 5. ТРЕТЬЯ НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 87
5.1. Общая характеристика третьей научной революции 87
5.2. Развитие лингвистики. От Гумбольдта к Витгенштейну 89
5.3. Теория эволюции 91
5.4. Развитие физики 92
5.5. Формирование нового типа рациональности 94
ГЛАВА 6. ЧЕТВЕРТАЯ НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 96
6.1. Общая характеристика современной научной революции 96
6.2. Синергетика и синергетический подход 98
6.3. Современная научная картина мира 100
ГЛАВА 7. ПРОБЛЕМА НАУЧНОЙ РЕВОЛЮЦИИ В ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ НАУКИ 103
7.1. Структура научных революций. Т. Кун 103
7.2. Теория научно-исследовательских программ И. Лакатоса 109
7.3. Анархистская теория познания П. Фейерабенда 113
7.4. Концепция неявного знания М. Полани 115
ГЛАВА 8. НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ 119
8.1. Институциональный подхода к науке 119
8.2. Историческое развитие научной институциональности 120
8.3. Греческая цивилизация — предпосылки развития науки 122
8.4. Естественные науки Античности 124
8.5. Наука в эпоху эллинизма 127
8.6. Наука Средневековья 133
8.7. Схоластический метод 137
8.8. Формы институционализации науки в Новое время 142
8.9. Становление науки как социального института 144
8.10. Черты и этика ученого 147
ГЛАВА 9. КЛАССИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ 151
9.1. «Опыт о человеческом разумении» Дж. Локка 151
9.2. Учение И. Канта о априорных синтетических суждениях 153
9.3. Принципы науки о «человеческой природе» Д. Юма 156
9.4. Парадигма теории познания Гегеля 158
9.5. Концепции субъектно-объектных отношений в теории познания 159
ГЛАВА 10. СТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ 163
10.1. Виды познания и философское освоение реальности 163
10.2. Классификация наук 167
10.3. Эмпирический уровень научного познания 172
10.4. Теоретический уровень научного познания 181
10.5. Основания науки 197
ГЛАВА 11. ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ В НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ 206
11.1. Магико-герметическая традиция в период Возрождения и первой научной революции 206
11.2. Современные виды иррационального знания 213
11.3. Интуиция 216
ГЛАВА 12. РАЦИОНАЛЬНОСТЬ И ЕЕ ТИПЫ 222
12.1. Цивилизация как универсальная форма рациональности 222
12.2. Понятие рациональности 226
12.3. Классическая научная рациональность — итог первой научной революции 229
12.4. Типы научной рациональности в периоды второй и третьей научной революции 231
12.5. Современный тип рациональности 233
ГЛАВА 13. ДИНАМИКА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 236
13.1. Научная картина мира и опыт 236
13.2. Формирование первичных теоретических научных моделей 243
13.3. Становление развитой научной теории 246
13.4. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру 252
ГЛАВА 14. РОЛЬ ЯЗЫКА В НАУКЕ 256
14.1. Культурно-историческая природа языка 256
14.2. Концепт и концептуализм 258
14.3. Специализированный язык в науке 261
14.4. Язык гуманитарных наук 267
14.5. Концептуальный аппарат философии науки 271
ГЛАВА 15. СПЕЦИФИКА ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ 274
15.1. Предмет гуманитарных наук 274
15.2. Роль ценностей в гуманитарном познании 284
15.3. Проблема истины в гуманитарном знании 286
15.4. Понимающая социология М. Вебера 295
15.5. Гуманитарная проблема интерпретации 301
ГЛАВА 16. НАУКА И НЕНАУЧНОЕ ЗНАНИЕ 304
16.1. Религиозное знание 304
16.2. Паранаучное знание 315
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 327
ПЕРСОНАЛИИ 328
История и философия науки учебное пособие
Торосян Вардан Григорьевич
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение. Предмет истории и философии науки 3
Раздел I ИСТОРИЯ НАУКИ КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА 5
Глава 1. Наука и общество 5
Роль науки и техники в культурной истории человечества 5
Самоценность науки 6
Сила и слабость господства человека над природой 7
Наука и техника: «двуликий Янус» 8
Проблемы этики науки 9
Наука и техника в условиях кризиса цивилизации 11
От знания — к мудрости 13
Глава 3. Природа научного познания. Наука в системе культуры 32
Внутренние и внешние факторы развития науки 32
«Счастливые» и «несчастливые» случайности в истории науки 37
Проблема «вписанности» в культуру 38
Традиции как эстафета 39
Соотношение научной истины и заблуждения 41
Основания науки и их структура 42
Стиль мышления науки 46
Раздел II ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ 48
Глава 4. Наука в Древнем мире 48
Начало науки 48
Наука Древнего Востока 49
Античная натурфилософия 55
Глава 5. Наука Средневековья 63
Социокультурная характеристика Средних веков 63
Отношение к античности 64
Теоцентризм как мировоззренческая и методологическая норма средневекового мышления 65
Отношение к науке 67
Средневековая «книга природы» 67
Схоластика как метод средневекового мышления 68
Проблема теодицеи и ее вклад в развитие научного мышления 70
Концепция «двух истин» как компромисс между религией и наукой 71
Достижения средневековой науки и техники 72
Глава 6. Наука эпохи Возрождения 73
Социокультурная характеристики эпохи 73
Возрастание значения науки 74
Гуманистическая убежденность в познавательных возможностях человека 76
Особое место художника-творца 78
Пантеизм как путь к исследованию природы 78
Противоречивая роль Реформации 79
Создание гелиоцентрической системы как величайшее достижение науки в эпоху Возрождения 80
Мировоззренческие и методологические следствия новой системы мира (Бруно, Кеплер, Галилей) 82
Глава 7. Наука Нового времени и Просвещения 86
«Знание — сила» и «Всем знать все обо всем» 86
Формирование классического естествознания 88
«Республика ученых» 92
Институциализация науки 94
Ньютоновская механика как апогей классического естествознания 96
Оборотная сторона ньютоновской механики 99
Энциклопедизм 100
Развитие социальных наук 102
Глава 8. Завершение классического естествознания и научная революция конца XIX — начала XX в 103
Социокультурная панорама XIX в 103
«Романтическая реакция» против механицизма и философский анализ его ограниченности 107
Великие открытия естествознания XIX в 111
Революция в естествознании конца XIX — начала XX в 112
«Физический идеализм» как «болезнь роста» 117
Раздел III СОВРЕМЕННОЕ НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ 121
Часть I. Философские проблемы современного естествознания 121
Глава 9. Основные результаты неклассического и постнеклассического естествознания 121
Превратности «необычайной эпохи» 121
Создание релятивистской космологии 122
Дальнейшее развитие и осмысление квантовой механики 123
Принцип неопределенности и принцип дополнительности 124
Основные принципы неклассического естествознания 126
Соответствие и несоответствие между классическим и неклассическим естествознанием 127
Разрешение парадоксов классического естествознания 128
От неклассического к постнеклассическому естествознанию 129
Часть II. Философские проблемы социально-гуманитарного познания 207
Понятие социально-гуманитарных наук и социально-гуманитарного знания 207
Глава 12. Формирование и развитие социальных и гуманитарных наук 210
Формирование дисциплинарной структуры социально-гуманитарного знания 210
Классический этап в развитии социально-гуманитарного знания 212
Возникновение концепций культурно-исторических типов 215
Науки о природе и науки о культуре 220
Представления о социально-культурной истории в XX в 223
Игровые концепции культуры 233
Постмодернистский образ человека и культуры 235
Глава 13. Особенности социально-гуманитарного познания 239
Законы природы и закономерности социально-культурной истории 239
Объект и предмет социально-гуманитарного познания 240
Субъект социально-гуманитарного познания 242
Коммуникативные особенности социально-гуманитарного познания 243
Роль ценностей в социально-гуманитарной сфере 246
Глава 15. Проблема истинности социально-гуманитарного знания 268
Истина и рациональность 268
Объяснение, понимание, интерпретация 272
Объяснение и понимание в социально-гуманитарных науках 272
Герменевтика как органон наук о духе 276
Интерпретация как инструмент понимания и объяснения 279
Вера, сомнение, знание 283
Глава 17. Философские проблемы образования 316
Педагогика и философия образования 316
Основные проблемы философии образования 317
Проблема эффективности образования 317
Соотношение общечеловеческого, национального и индивидуального в образовании и воспитании 319
Сущность национального образования 320
Актуальность концептуальных изменений в образовании 322
Эволюция образования и педагогической мысли 325
Место образования в общественной жизни и общественной мысли 325
Образование и воспитание в Древнем мире 326
Античная пайдейя 329
Средневековое образование и воспитание 331
Образование эпохи Возрождения 333
Просвещение 335
Европейское образование в XIX в 338
Зарубежное образование XX в 340
Образование в России 341
Советское образование и воспитание 347
Проблемы и перспективы современного образования 349
Образование на распутье 349
Актуальность гуманизирующего образования и воспитания 351
Образование как формирование личности 353
Заключение. Наука XXI в. и перспективы человечества 358
История и философия науки учебное пособие
Л. А. Зеленов, А. А. Владимиров, В. А. Щуров
История и философия науки
Данное учебное пособие дня аспирантов, соискателей и магистрантов подготовлено в соответствии с приказом Минобразования и науки РФ о введении с 1 июля 2005 г. нового кандидатского экзамена для всех специальностей – «История и философия науки». В стране идет процесс подготовки профессионально-преподавательского состава вузов России к чтению соответствующего курса, руководству аспирантами и соискателями по данному профилю.
В пособии обобщен многолетний опыт работы авторов с аспирантами и соискателями по преподаванию истории и философии науки.
Его структура достаточно проста и отражает рекомендации Минобразования и науки РФ.
1. Наука в системе общества.
4. Философские проблемы социогуманитарных наук.
Авторы понимают, что не все научные дисциплины отражены в пособии (не представлены, например, аксиология, филология, семиотика, эргономика, герменевтика и пр.), но в замысле существует план издания пособий и по этим наукам.
Все критические замечания будут с благодарностью приняты и учтены авторами.
Интегральный курс «История и философия науки» определенно включает в себя междисциплинарный комплекс знаний: теория науки, история науки, общая философия, социальная философия, философия науки, методология науки, культурология, науковедение, этика науки, аксиология науки, социология науки и т. д.
Так или иначе, все проблемы этого курса сосредоточиваются вокруг науки. Именно наука является его предметом. Но в данном предмете по специфике курса выделяются практически два аспекта, которые можно рассматривать как объекты исследования: история науки и философия науки.
Этот подход вполне закономерно приводит к выводу о необходимости выделения трех крупных разделов данного курса.
Весь этот огромный теоретический и исторический материал необходимо четко структурировать и типологизировать, чтобы история науки не превратилась в историю физики, историю математики, историю химии, историю демографии, историю языкознания и пр. То же касается первого и третьего разделов: нельзя теорию науки излагать как теорию механики, теорию ботаники, теорию информатики, теорию сопротивления материалов и пр., а философию науки излагать как философские проблемы физики, философские проблемы космонавтики, философские проблемы биологии и пр.
К сожалению, этот эмпирический подход пока господствует в литературе. Можно понять интерес соискателя-физика к истории физики и философии физики, но молодой ученый должен знать все поле науки. Как писал в свое время К. А. Тимирязев, ученый должен знать «все о кое-чем и кое‑что о всем». Понятие «все» фиксирует профессиональную принадлежность ученого, а понятие «кое‑что» – его включенность в интеллектуальное сообщество.
Способом решения данной проблемы является ориентация не на описательный, эмпирический, хронологический материал (эпохи, авторы, школы, открытия и пр.), а на выявление закономерностей и исторического развития науки (не физики или химии, а именно науки как целостности) и ее совокупных философских проблем.
В данном пособии на основе мировоззренческого и методологического потенциала философии и предпринимается первая попытка систематического изложения нового курса «История и философия науки». Исторический и философский аспекты курса освобождают от необходимости излагать материал смежных дисциплин: «социология науки», «психология науки», «менеджмент в науке», «логика науки» и т. д. Работ по данным проблемам достаточно, и они будут указаны в списке рекомендуемой литературы.
Поскольку наука является предметом изучения и ее Истории, и ее Философии, постольку необходимо определить этот предмет прежде всего. По Гегелю, определение – это ограничение, т. е. нахождение границ бытия данного предмета. Это ограничение развертывается в серии исследовательских аспектов: границы Возникновения, границы внешнего Бытия, границы внутреннего Бытия, границы Перспектив развития. Эти аспекты будут рассмотрены в данном разделе.
Любое историческое образование имеет начало. Наука – это историческое образование человеческого общества. Имеется в виду наука как синкретическое, целостное социальное явление, т. е. не физика или математика, не химия или электроника.
В самом общем виде науку можно рассматривать как вид познавательной деятельности (В. Степин). Является ли наука единственным видом познавательной деятельности? Конечно, нет, ибо исторически существуют и другие виды познания объективного мира: искусство, философия, религия, обыденное сознание, мифология и пр.
Следовательно, если науку отождествлять с познавательной деятельностью вообще, то и истоки ее надо искать в начале человеческой истории. Человек как разумное существо не мог существовать, действовать, развиваться без познания окружающего мира и самого себя (система «Универсум – Человек»),
В этой системе и в прошлом, и в настоящее время совершается два движения: от универсума к человеку и от человека к универсуму. Движение ОТ универсума (все формы потенциального и актуального бытия) к человеку предстает как духовное освоение универсума, т. е. превращение чуждой реальности в свою. В этом процессе совершается две духовно-отражательные операции: познание и оценивание. По В. П. Тугаринову, это ответ на два вопроса: «Что есть?» и «Как отнестись?».
Ответ на первый вопрос развертывается исторически в границах ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ (гносеологии), а ответ на второй вопрос в границах ТЕОРИИ ОЦЕНИВАНИЯ (аксиология). Но это разграничение придет лишь в XIX в. (Кант, Риккерт и др.).
Второй аспект движения представлен преобразовательной деятельностью человека: практическое освоение универсума. Оно предполагает выработку методологии освоения и праксиологической технологии освоения (методология и праксиология).
Таким образом, исторически складывается базовая система отношений Универсума и Человека:
На полюсе духовного освоения универсума человеком при помощи познавательных и оценочных операций исторически складывается КАРТИНА МИРА (Мир), а на полюсе практического освоения универсума человеком формируется СРЕДА (вторая природа).
Практические потребности (Ф. Энгельс) прежде всего детерминировали развитие познавательных способностей человека от описательно-эмпирических до объяснительно-теоретических. На первых этапах человеческого общества именно в этих границах и формировалась научная деятельность, НАУКА. Отсюда и ее типичное определение как генератора (производителя) ЗНАНИЙ. Оценка еще не входила в ее функцию. От познания ждали прежде всего методов к практическому действию. Понятно, что сами практические действия тоже не входили в задачу и функции науки.
Следовательно, с самого начала наука во всех ее видах (а сначала в синкретическом состоянии) выполняла две функции:
а) познавательную и
Это можно увидеть на примере истории развития математики, механики, физики.
Кстати, уже здесь можно фиксировать общеисторическую ЗАКОНОМЕРНОСТЬ развития науки: становление первоначально тех наук, которые связаны с базовыми, элементарными формами материи и движения. Исторически возникают науки, изучающие механические формы и процессы (земная и небесная механика), затем – физические формы и процессы, потом – химические формы и процессы, далее – биологические формы и процессы и наконец – социальные формы и процессы. Подобную закономерность мы обнаружим и в движении технического потенциала общества: от технических систем, компенсирующих телесные недостатки человека, к техническим системам, компенсирующим сенсорные недостатки, и от них – к современным системам, компенсирующим ограниченность интеллектуально-информационной деятельности человека.