история казачьей формы кубанских казаков
От бурки до черкески: азбука обмундирования казака
В октябре Краснодарский край отмечает сразу две памятных даты — День кубанского казачества и годовщину образования Кубанского казачьего войска. К этим праздникам интернет-портал «Кубань24» предлагает вниманию читателей материал о традиционном гардеробе и обмундировании кубанского казака.
Гардероб – честь и гордость казака
В 1816 году вышел первый императорский указ, который регламентировал внешний вид казака, элементы гардероба и предметы вооружения.
Для каждого казачьего войска определялся свой набор элементов, но для казаков Черноморского (далее Кубанского) и Донского войск наборы оказались максимально похожи. Разница была только в цветах формы и второстепенных составляющих гардероба.
Изначально на Кубань запорожцы пришли очень ярко и живописно одетыми — широкие, чаще всего синие шаровары, жупаны червонного цвета, цветистые кафтаны, шелковые кушаки и сапоги (особо ценились тогда модные, желтой кожи). Постепенно их гардероб трансформировался в сторону более сдержанных цветовых гамм и форм. На одежду оказали влияние и кавказские народы — некоторые оказавшиеся удобными элементы одежды взяты у горцев.
Так из чего же состоял гардероб и вооружение кубанского казака? Начнем с ног — там мы видим сапоги из мягкой кожи, чаще всего бычьей. Обувь была с маленьким каблуком или без него. В дождь сверху надевали калоши, сшитые из более толстой кожи. В зимнее время носили шерстяные валенки.
Чуть выше мы видим шаровары синего цвета. У кубанских казаков шаровары были без лампасов, а у донских — с лампасами. В качестве верхней одежды носили черкеску, реже бешмет. Черкеску казаку было запрещено надевать, если он выполнял работу по найму, в этом случае использовался более простой зипун. А в целом черкеску носили и в повседневной жизни, гордясь казачьим статусом.
От черкески до кителя
В 1915 году под влиянием мировой тенденции в военной форме, черкески в армии попытались заменить кителями, хотя это вид военной одежды встречался у казаков и раньше. Кстати, носить укороченную черкеску считалось постыдным. И вот почему — это означало, что мужчина мало ездит верхом. А все казаки были прекрасными наездниками, и только наезднику можно было с комфортом носить длинную черкеску.
Это не значит, что казачьи модники того времени не пробовали разнообразить свою одежду. Также характерно для казачества было ношение чекменя — крестьянского кафтана похожего на плотный халат и архалука — кавказской поддевки со стоячим воротником из кашемира, атласа или сатина с кушаком или поясом.
Поверх черкески в дождь одевали балахон, а в холод или при полном параде — знаменитую бурку. Она чаще всего была черного или бурого цвета, редко встречались одеяния белого цвета. На голове носилась папаха, а позже их в теплое время года заменили на фуражки. Но они в среде кубанского казачества не прижились.
Потом папахи стали шить укороченными — так появились знаменитая кубанка. Иногороднему ее носить запрещалось. Если казака в походе настигала непогода, то на голову надевали башлык — остроконечный капюшон с лопастями для обматывания вокруг шеи в виде шарфа. Хорошие и качественные черкеска, бурка и папаха стоили очень дорого и были предметами гордости казака и зависти окружающих. Часто они передавались по наследству.
Голову казаки брили, часто оставляя одну длинную прядь — чуприну, которую зачесывали за ухо. Наиболее приверженные традициям казаки бороды не носили.
Только шашка казаку во степи подмога
Отдельным важным элементом обмундирования казака была нагайка. Нагайка — это вид плети, представляющая собой сплетение кожаных ремешков с утолщением на конце (шлепок), куда иногда вставлялся утяжелитель. Считалось, что нагайка меньше травмирует шкуру лошади. Утяжелитель также был и в рукояти.
Одежда Кубанских казаков
Описание одежды Кубанских казаков и казачек
Одежда кубанского казака – способ выражения самобытности и независимости. Сначала их одеяния были трофейными, но по ходу развития края приобрели собственные отличительные черты.
Мальчишки обходились холщовой рубахой и брюками, а когда поступали учиться ремеслу, в наследство от отца или брата получали их традиционные предметы одежды.
Самым колоритным элементом наряда казака были шаровары. Ткань и расцветка для их пошива выбирались в соответствии с воинским званием мужчины и временем года. В праздник и на церковные службы положено было надевать штаны ярко-красного цвета, а будничные шаровары были синими. Зависела расцветка старинных брюк и от возраста хозяина.
Ширина штанов позволяла с удобством разместиться в седле и не мешала в боевых действиях. Подпоясывали шаровары тонким ремешком, который называли гашником. Он служил фиксатором для кошелька, который носили на талии.
Традиционный женский костюм Кубанской казачки сформировался во второй половине XIX в. Он состоял из юбки и кофты, так называемая «парочка». Шился костюм из фабричных тканей – шелка, шерсти, бархата, ситца. Кофты или «кохточки», были разнообразных фасонов: приталенные, по бедрам, с оборкой – «басочкой», рукав длинный, у плеча гладкий или сильно присборенный с «пухлями», на высоких или узких манжетах, воротник «стойка» или вырезан по объему шеи. Нарядные блузки украшались тесьмой, кружевом, строчками, гарусом, бисером.
История одежды Кубанских казаков и казачек
В начале XX века в России существовало более десятка казачьих войск, расположенных на ближних и дальних границах империи. Национальный состав войск был разнообразен, но все воины носили звание казака. Их внешний облик складывался годами, и в элементах одежды нередко чувствовалось влияние представителей различных народностей. Кубанское казачье войско в этом смысле не исключение: сначала черноморские, а затем кубанские казаки во многом позаимствовали форму одежды и отдельные детали обмундирования у живущих рядом кавказских горцев.
Подробнее по теме публикации смотрим на видео…
Интересное видео по теме Одежда Кубанских казаков
Благодарим автора за интересное видео и подписываемся на канал.
Смотрите также:
Описание одежды Донских казаков и казачек Казаки донских станиц одевались весьма непритязательно, практически одинаково с жителями южно-русских губерний. Рубаха подвязывалась поясом, плетеным из шерстяных нитей,…
Гладко выбритая голова и ниспадающий чуб были характерной чертой донского казака. Как назывался такой чуб? Зачем он был нужен и какова его история? Вот некоторые…
История создания Кубанского казачьего костюма
История создания Кубанского казачьего костюма
История кубанского казачьего войска
Кубанское казачество родословную ведет от двух корней – запорожских казаков, переселившихся на Кубань, и казаков линейных, в основном, уроженцев верхнего Дона. Запорожская Сечь пала в 1775 г. Одни казаки ушли за Дунай, в турецкие владения, другие остались, но и их судьба сложилась по- разному. Земли, принадлежавшие запорожцам, были заняты Россией, казаки же обратились в народ гонимый. Часть казаков приняли присягу на верность России, началось формирование Запорожского войска, через год оно получило наименование Черноморского войска. В 1792 году императрица Екатерина II пожаловала Черноморскому казачьему войску земли по правой стороне Кубани, чтобы обеспечить защиту границ России.
Из истории кубанского казачьего костюма
В начале XX века в России существовало более десятка казачьих войск, расположенных на ближних и дальних границах империи. Национальный состав войск был разнообразен, но все воины носили звание казака. Их внешний облик складывался годами, и в элементах одежды нередко чувствовалось влияние представителей различных народностей. Кубанское казачье войско в этом смысле не исключение: сначала черноморские, а затем кубанские казаки во многом позаимствовали форму одежды и отдельные детали обмундирования у живущих рядом кавказских горцев. Тем более, что они оказались более удобны для несения пограничной службы, нежели костюм запорожских казаков. С 1860 года специальным указом военного ведомства была утверждена единая форма одежды Кубанского казачьего войска.
Комплект мужской казачьей одежды состоял из черкески черного цвета, шаровар темных тонов, бешмета, башлыка, а зимой ещё бурки, папахи, сапог или наговиц.
Сам перечень наименований одежды говорил о её «происхождении». Например, черкеска.
Покрой её целиком взят у горских народов Кавказа. Она похожа на длинный кафтан в талию, сверху облегающий, от пояса с расширяющимися полами. Впереди застегивался на крючки от груди до середины длины, так что полы внизу свободно расходились, не препятствуя широкому шагу воина. Такая черкеска была очень удобна для верховой езды, а застежка на крючках более надежна при выполнении джигитовки на полном скаку. Шилась черкеска из тонкого фабричного сукна с широким длинным рукавом и глубоким вырезом на груди. Рукав черкески имел яркую подкладку, так как отворот его был своеобразным украшением костюма, из глубокого выреза виднелся бешмет — нижняя рубашка самых разных расцветок. На груди черкески нашивали подкладку для газырей или газырницу. «Газырь» в переводе означает «готов». Наличие его на одежде воина говорило о готовности вступить в схватку с врагом. (Газыри по своему первоначальному
значению — это место хранения патронов, которые в любой момент были, как говорится, под рукой). Со временем газыри утратили свое истинное назначение и стали характерным украшением костюма, как и тонкий, кожаный с серебряными накладками наборный пояс. Традиционно красота и богатство казачьего костюма зависели от «количества» серебра. Поэтому верхушки газырей тоже украшали серебряной накладкой. Под черкеску одевался бешмет — рубашка с высоким воротником-стойкой и длинным узким рукавом. Он также застегивался на крючки. В зимнее время бешмет носили теплый, стеганый на вате, а поверх черкески набрасывали бурку — мохнатый войлочный плащ без рукавов черный или «как праздничный» белый.
В известной казачьей песне бурке посвящены такие слова: «…Только бурка казаку во степи станица, только бурка казаку во степи постель…». Действительно, теплая, широкая бурка в непогоду для казака была и одеждой, и одеялом и чем-то вроде небольшой палатки, не продуваемой никаким ветром. Главное, она надежно маскировала казака в зарослях камыша, ведь казаки были, прежде всего, пограничниками.
Головным убором казаку служила папаха — барашковая шапка с суконным верхом. Она могла иметь разные фасоны: низкая с плоским верхом или конусообразная. Казаки ещё в Запорожской Сечи носили папахи с суконным тумаком, падавшим набок в виде Клина. В него можно было вложить металлический каркас или другой твердый предмет для защиты головы от шашечных ударов.
Неотъемлемой частью казачьего костюма был башлык. Это слово произошло от тюркского «баш» — голова, и на самом деле башлык был головным убором казаков, который носился поверх папахи. Башлык представлял собой квадратный островерхий капюшон с длинными лопастями, которыми укутывали в непогоду шею. Как правило, башлык располагался на плечах казака, закрепляясь тонким шнурком за его шею. На полном скаку коня он развевался за плечами казака, как крылья. Праздничный башлык шился из красного сукна, а повседневный был черный или темных оттенков.
Офицер Терского казачьего войска и казаки Терского и Кубанского казачьих войск, в мундирах (черкесках) темно-серого сукна. 1900 г.
Униформа Кубанских казачьих войск. Обер-офицер, фельдфебель и рядовой. 1884 г.
Линейный казак, 1862 г.
Кубанские казаки на фото 19 – 20 в.в.
Описание женского казачьего костюма
Традиционный женский костюм сформировался во второй половине XIX в. Он состоял из юбки и кофты, так называемая «парочка». Шился костюм из фабричных тканей – шелка, шерсти, бархата, ситца. Кофты или «кохточки», были разнообразных фасонов: приталенные, по бедрам, с оборкой – «басочкой», рукав длинный, у плеча гладкий или сильно присборенный с «пухлями», на высоких или узких манжетах, воротник «стойка» или вырезан по объему шеи. Нарядные блузки украшались тесьмой, кружевом, строчками, гарусом, бисером.
Особо стоит поговорить о женской рубахе. В ней сохранились основы русского женского костюма: длинная рубаха туникообразного покроя с длинными пышными рукавами на манжете. Рубаха считалась верхней домашней одеждой. Рукава, ворот, иногда подол украшались вышивкой.
На голове красивые – красивые шелковые платки, на ногах – полусапожки. У девушек вместо платков – ленты в волосах.
Казачка в венке из цветов и колосьев. 1874-1880 гг.
Есаул Екатеринодарского полка Кубанского Казачьего Войска с дочерью. Казачка в городском костюме.
Отдел библиографии, справок и информации
Библиографический указатель литературы
Выпуск библиографического указателя приурочен к 200-летию со времени утверждения первой форменной одежды, предметов вооружения и снаряжения для казаков и офицеров Черноморского казачьего войска (1816). Он будет интересен краеведам, учащимся образовательных заведений, всем, кто интересуется историей и культурой Кубани.
В феврале 2016 года исполнилось 200 лет со времени утверждения первой форменной одежды, предметов вооружения и снаряжения для казаков и офицеров Черноморского казачьего войска (1816).
Форменная одежда кубанских казаков
Черноморские казаки пришли на Кубань в экипировке запорожских казаков и долго оставались в этом одеянии. Костюм запорожского казака был необыкновенно живописен и ярок. Представьте себе широчайшие синие шаровары, червоного цвета жупан с цветным полукафтаньем, яркий шелковый кушак. На ногах казака красовались желтые сафьяновые сапоги с высокими каблуками (сафьянцы), а голову увенчивала маленькая шапка с кисточкой.
Не менее тщательно заботились запорожцы о своей прическе. На голове брили волосы, оставляя лишь длинную прядь – чуприну, которую лихо закручивали с левой стороны за ухо. Истинные казаки бороду брили.
В 1814 году казакам Черноморского войска была установлена новая форма, более простая и единообразная: куртка синего сукна с откидными рукавами, узкие шаровары, носимые навыпуск, обыкновенные сапоги, высокие барашковые кивера.
Вооружение тоже упростилось. Вместо легкой рушницы появился тяжелый карабин, для конных казаков – длинная пика (ратище).
Позже форменной одеждой казаков стала черкеска.
Бурка представляет собой верхнюю одежду в виде длинной и широкой накидки, валянную из грубой овечьей шерсти (часто с вплетением конского волоса) с застежкой или завязкой у горла.
Бурки на Кавказе, в том числе и для казачьих частей изготавливались бурого и черного цветов, однако существовали и белые бурки, производимые в Аварии – как парадный элемент воинской формы казаков.
На бешмет надевалась черкеска, являвшаяся также форменной одеждой, покрой которой был целиком заимствован у кавказских горцев. Шили её длиной ниже колен, с низким вырезом на груди, открывавшим бешмет; рукава шились широкими книзу, с широкими же цветными отворотами. На грудь на такую же цветную подкладку, обычно алую, нашивали газыри, служившие вместе с кавказским поясом с серебряным набором украшением черкески. Цвет черкески был обычно тёмно-синий, серый и черный.
У казаков-кавалеристов бытовали ещё чувяки. Их шили точно по ноге и надевали на носок из мягкой кожи или тонкого войлока и кожаные ноговицы, в которые заправлялись шаровары почти до колен.
Оружие кубанских казаков
Это также знак есаула и пристава на кругу. В повседневной жизни — знак власти у полноправного строевого женатого казака.
ф.9; 10; 11; 14; 15; 16; 17; бгф
кр; чз; ф.1; 4; 11; 16; 18
кр; ф.1; 3; 4; 7; 9-11; 16-18
12. Одежда казачества на Кубани: Электронная презентация. – Новороссийск: ЦГБ им. Горького, 2008.
Исследовательская работа «Изучение истории казачьего костюма Кубанского казачьего войска»
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа №3 села Шедок муниципального образования Мостовский район
«Изучение истории казачьего костюма Кубанского казачьего войска»
· История возникновения казаков………….……………………………………5
· Разделение казаков на войско Донское и войско Кубанское……………7
· Значение военной формы в целом…………………………..………………8
· Появление формы у казаков: повседневной и для ведения военных действий ………………………………………………………………………. 8
· Различие в военной форме Донского и Кубанского казачьего войска………………………………………………………………………. 9
Тема казачества всегда интересовала меня, поскольку Кубань – наша малая Родина. Она славится своими людьми, которые осваивали и защищали эту прекрасную землю. Особая роль в этом принадлежала казакам. Но однажды, увидев казаков в форме, мне стало по – настоящему интересно, что это за люди? Как они жили? Почему они подвергались репрессиям? Может, их боялись? А может что-то другое? И мне захотелось узнать как можно больше о жизни казаков.
История костюма — это история культуры в самом широком смысле этого слова. Все, что смогло достичь человечество в различных сферах деятельности, нашло свое отражение в одежде. Успехи инженерной мысли сказались в крое и совершенствовании ткачества; развитие химии — в красителях и новых материалах; успехи сельского хозяйства — в освоении всех волокнистых растений, произрастающих на земле. В костюме соединяется все, что известно об искусстве вышивки, плетении кружев, ювелирном деле. Костюм дает представление о культурных и экономических контактах народа, его эстетических идеалах и обычаях. Не случайно мы говорим «язык костюма», ведь одежда обладает многими свойствами языка, сообщая о человеке, который ее носит, самую разнообразную информацию, дающую представление не только о свойствах его характера и привычках,
Объектом исследования являются документы, статьи, интернет ресурсы, рассказы пожилых людей, фотографии.
Научная новизна работы определяется обобщением материала.
Цель данной работы: Изучить историю создания казачьего костюма, внести свою лепту в сохранение традиций и самобытности казачьей культуры.
· Ознакомиться с историей кубанского казачьего костюма.
· Расширить знания сверстников о народном костюме (казачьей формы).
· Сохранение традиций и самобытности казачьей культуры.
Если каждый житель района с детских лет будет интересоваться и знать историю своей местности, то он будет передавать эту информацию из поколения в поколение, что привьёт интерес к истории своего родного края и любви к нему.
2010 – 2011 учебные годы.
· I этап. Изучение истории возникновения казачества.
· II этап. Опрос, беседы, работа с документами.
· III этап. Отчёт о проделанной работе.
· знакомство с газетными статьями прошлых лет;
· встречи с пожилыми односельчанами;
· обращение в сельскую библиотеку;
В результате выполнения работы были рассмотрены следующие разделы
История возникновения казаков
Вольные казачьи сообщества XVI—XVII веков, служилые казачьи полки и войска Российской империи, казачьи хутора и станицы во Франции, в Китае, Австралии в 1920-е — 1930-е гг., реестровые и общественные казачьи организации постсоветской России — все это грани одного из ярких явлений российской истории — казачества.
История казачества изобилует белыми пятнами, не утихают споры вокруг проблем происхождения и сущности казачества как исторического феномена, о том, что собой представляют современные российские казаки и т. п. История происхождения казаков, входивших в состав Российской Империи, до настоящего времени составляет один из неразрешенных вопросов.
Казаки в составе Российской Империи занимали особое положение. Среди различных частей населения, входивших в состав Российской Империи, существовали казачьи области, внутренний быт которых отличался от бытовых условий населения других частей страны. В условиях строго централизованной системы государственного управления казачьи области составляли исключение, пользовались известной автономией и управлялись на основе «Особого Уложения об Управлении Войска Донского», распространявшегося и на другие казачьи области.
В составе Российской Империи было двенадцать казачьих областей, восемь из которых были созданы в целях государственной обороны искусственными средствами правительства. Население их составила часть казаков, выведенных из бывших областей, пополненных служилым людом и охотниками. Только четыре области сложились исторически, без вмешательства государственной власти. Это «области донских гребенских или терских, Яицких, или, пере именованных после Пугачевского бунта, в уральских и днепровских казаков. Последнее — днепровское войско прекратило существование при Петре I, и части его в последствии, были использованы для организации кубанского войска, но это было время, когда все войска входили в состав Империи, в царствовании Екатерины II. Время и условия зарождения казаков уходят в глубокую древность, и до настоящего времени для истории составляют нерешенный вопрос.
Официальная русская история считает, что население казачьих областей было образовано выходцами из русских княжеств, не мирившихся с тяжелым бытом русской действительности и искавших более выгодные условия на окраинах русских владений, в пределах «Дикого Поля». Беглецы эти, по мнению историков, объединялись в «ватаги» и затем, образуя более крупные группы, устраивали жизнь на основе свободы и равноправия. Таким образом, по мнению большинства русских историков, «беглым людом» из русских княжеств был создан народ с уникальным бытом, внутренней общественной организацией. Формирование своеобразной материальной культуры нашло отражение и в создании однотипного казачьего костюма.
Особенностью казачьего быта было то, что с древности в основе их общественной жизни была военная организация, свойственная кочевым народам. Казаки не принадлежали к кочевым народам, но их внутренний быт слагался под большим влиянием кочевников. Живущие на далеких окраинах русских княжеств, окруженные со всех сторон воинственными ордами кочевников, они ставились в необходимость постоянной готовности к войне, защите своей земли и отражений нападений своих, алчных к легкой наживе, соседей. В составе Российской Империи казачьи войска высоко ценились, их быт, и внутренняя организация всячески поддерживалась правительством.
Роль казаков в истории России была настолько значительной, что после того как на южных границах московских владений кочевники были или покорены, или исчезли, и опасность нападений прекратилась, казаки и казачий внутренний быт уважительно поддерживались российским правительством, а казачьи войска, как военная сила, высоко ценились.
При наличии общего языка, религии, образования и столетий совместной жизни под властью общероссийской власти, каждая из этих частей имела свои психологические особенности. Особенностью казаков, отличавшихся от русского народа, были привязанность их к своим землям и своим, исторически сложившимся порядкам. Казаки отстояли себя от подневольного положения татарского ига, а потом крепостной зависимости. В прошлом у них были навыки к гражданским свободам и, несмотря на происходившие постепенные ущемления в этом отношении со стороны Верховной власти, навыки эти продолжали храниться.
Разделение казаков на войско Донское и войско Кубанское
В зависимости от места поселения казаки разделялись на Кубанских и Донских.
Появление формы у казаков
Когда появилась точно форма у казаков сказать трудно. Форменный костюм кубанских казаков прошел сложный путь своего развития, и на нем больше всего сказалось влияние культуры кавказских народов.
За верхней казачьей одеждой — «мундиром» было закреплено название черкеска. Черкеска – у кавказских горцев и казаков: узкий длинный кафтан, затянутый в талии, без ворота и с клинообразным вырезом на груди.
Черкеска шилась обычно из черного (с 1900 г. — темно-серого) сукна местного производства длиной не короче 7 вершков (около 31 см) от земли. На черкеске на груди по обеим сторонам бортов нашивались напатронники (газы) из 10 (позднее 14) гнезд с каждой стороны длиною 5 вершков (около 22 см) из того же сукна с подкладкой из плотной непромокаемой парусины. В напатронниках носились в военное время патроны, а мирное — гильзы белого или желтого цвета. Черкеска застегивалась крючками от нижней части напатронников до пояса. Края рукавов у офицеров и урядников обшивались серебряными галунами кавалерийского или пехотного образца в зависимости от рода службы.
Офицеры носили чешуйчатые серебряные эполеты на красном подбое с золотой начальной буквой названия полка и серебряные погоны с красным подбоем и красными полосками в зависимости от чина, с литой серебряной матовой начальной буквой полка и гладкой пуговицей. У урядников и нижних чинов были погоны красного сукна с черным, позднее — серым подбоем, желтой буквой печатного шрифта и с гладкой пуговицей. Для различия званий использовалась белая тесьма.
Бешмет – у некоторых народов Кавказа: верхняя распашная, обычно стеганая, одежда.
Бешмет шился из шерстяной ткани красного цвета (в пеших полках — черного) длиной до колен с закругленным воротником и застегивался на крючках.
У урядников и офицеров воротники обшивались серебряным галуном, пришитым по нижнему шву воротника углом вверх.
Башлык — кавказский и казачий покров на голову; шьется из тонкого сукна в виде квадратного мешка с двумя открытыми сторонами и с длинными лопастями в открытом углу; название тюркское, означает «головной», «на голове»; первоначальный фасон башлыка без лопастей встречается на изображениях скифских ваз; более поздние остатки его найдены в раннесредневековых погребениях Приазовья; начальник бухарского торгового каравана.
Башлык допускался произвольного цвета из сукна местного производства, обшитый черной тесьмой, но многие кубанцы использовали башлык белого азиатского сукна.
Шаровары – широкие казачьи штаны. Их также разрешалось носить произвольного цвета, заправлялись в сапоги или ноговицы.
Казачью форму надевали по праздникам и в строю, хотя молодые казаки старались носить ее и в обычные дни, когда все остальные ограничивались шароварами и рубахой.
Рубаха с прямым разрезом ворота, которая шилась почти до колен, с прямыми рукавами и шаровары были основой повседневного мужского костюма. Кубанцы носили рубахи по-украински, заправленными в штаны, или по-русски навыпуск и обязательно подпоясывались узким кавказским ремешком с серебряным набором. У мальчиков до 5 —7 лет рубаха с поясом была единственной одеждой.
Значение формы в целом.
Вообще под словом форма мы понимаем – внешний вид, одежду, установленную для лиц, служащих в армии, в гражданских учреждениях, и т. п. В Русской армии Казаки всегда служили со своим собственным обмундированием, которое вначале не отличалось от национального костюма, принятого в их частном быту. Но указом от 01.01.01 г. для Донских полков установлена специальная форма, распространенная после и на все другие казачьи строевые и нестроевые формации. С этого времени Казаки должны были приобретать на свои средства общеармейские головные уборы, мундиры, шинели и синие шаровары с лампасами. Исключение составили Кубанские и Терские Казаки, для которых одежда кавказских горцев – бешмет, черкеска, папаха и башлык – были сохранены в качестве строевой формы.
Различие в военной форме Донского и Кубанского казачьего войска
Форма Донского казачьего войска состояла из зеленого кителя и синих брюк. Она предназначалась как для ведения боя, так и повседневной носки.
Форма Кубанского казачьего войска состояла из черкески, бешмета, брюк. Она также как и форма Донского казачьего войска предназначалась как для ведения боя, так и повседневной носки.
Разработка этого материала производилась на основе глубокого изучения истории возникновения, исторических условий жизни, культуры и быта казачества и были сделаны следующие выводы:
История костюма — это история культуры в самом широком смысле этого слова. Все, что смогло достичь человечество в различных сферах деятельности, нашло свое отражение в одежде. Не случайно мы говорим «язык костюма», ведь одежда обладает многими свойствами языка, сообщая о человеке, который ее носит, самую разнообразную информацию, дающую представление не только о свойствах его характера и привычках, но и где и как он живёт.
История костюма необычайно интересна и полна напряженных, драматических событий. В России период весьма решительных преобразований начался с воцарением Петра I, который хорошо понимал, как реагируют люди на костюм, и стремился использовать это, чтобы обуздать бояр и привлечь на свою сторону представителей других сословий.
Костюм может служить ключом ко многим загадкам ушедших эпох.
Я намерена и дальше развивать тему «История кубанского казачьего костюма», расширить свои знания о казачьей одежде и детально изучить особенности женского костюма, так, как о женском кубанском костюме ещё много не досказано.
Энциклопедия казачества / сост. – М.: Вече, 2007 г.
Кубанские исторические хроники. Малоизвестное об известном: Очерки. – Р 25 Краснодар: «Перспективы образования» 2005 г.