история мрот в россии
МРОТ по годам (2009-2022)
Минимальный размер оплаты труда в 2009-2022 годах. Таблица с динамикой Федерального МРОТ в России по годам и зависимость его от прожиточного минимума.
Таблица МРОТ по годам
Весенне-летних повышений минимального размера оплаты труда больше не будет. Теперь все изменения будут происходить с 1 января каждого последующего года.
Дата введения МРОТ | Сумма МРОТ |
---|---|
1 января 2022 года | 13 890 ₽ |
1 января 2021 года | 12 792 ₽ |
1 января 2020 года | 12 130 ₽ |
1 января 2019 года | 11 280 ₽ |
1 мая 2018 года | 11 163 ₽ |
1 января 2018 года | 9 489 ₽ |
1 июля 2017 года | 7 800 ₽ |
1 июля 2016 года | 7 500 ₽ |
1 января 2016 года | 6 204 ₽ |
1 января 2015 года | 5 965 ₽ |
1 января 2014 года | 5 554 ₽ |
1 января 2013 года | 5 205 ₽ |
1 июня 2011 года | 4 611 ₽ |
1 января 2009 года | 4 330 ₽ |
В таблице указаны значения МРОТ федерального уровня. В регионах России могут быть установлены свои минимальные размеры оплаты труда, которые не должны быть ниже федерального (Статья 133.1. ТК РФ).
Предназначение МРОТ в РФ
Минимальный размер оплаты труда в РФ устанавливает нижнюю планку месячной заработной платы работника, отработавшего полностью норму рабочего времени и выполнившего возложенные на него трудовые обязанности. Смотрите также, в каких случаях оклад и заработная плата могут быть ниже МРОТ.
Минимальный размер оплаты труда, а точнее, средний дневной заработок, исчисленный из МРОТ, используется для начисления минимальных пособий по временной нетрудоспособности и материнству.
Раньше, исходя из МРОТ, рассчитывались размеры фиксированных взносов индивидуальных предпринимателей, уплачиваемых в социальные фонды (ПФР и ФОМС). С 2017 года эти взносы уплачиваются в ФНС, а с 2018 года они откреплены от МРОТ и сумма взносов в фиксированном размере стала регулироваться Налоговым кодексом (Статья 430).
МРОТ и прожиточный минимум
До 1 января 2021 года
В соответствии со Статьей 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» с 1 января 2019 года и с 1 января последующих лет МРОТ будет устанавливаться в размере величины прожиточного минимума за второй квартал предшествующего года:
Начиная с 1 января 2019 года и далее ежегодно с 1 января соответствующего года минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года.
В случае, если величина прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал года, предшествующего предыдущему году, минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом в размере, установленном с 1 января предыдущего года.
С 1 января 2021 года
С 1 января 2021 года изменяется методика расчета прожиточного минимума:
Величина прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации на очередной год устанавливается Правительством Российской Федерации и исчисляется исходя из величины медианного среднедушевого дохода в целом по Российской Федерации за предыдущий год.
Соотношение величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации и величины медианного среднедушевого дохода в целом по Российской Федерации за предыдущий год с 2021 года устанавливается в размере 44,2 процента.
Указанное в абзаце втором настоящего пункта соотношение пересматривается не реже одного раза в пять лет исходя из условий социально-экономического развития Российской Федерации. В течение срока действия установленного соотношения величина прожиточного минимума на душу населения на очередной год не может быть установлена ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленной на текущий год.
Минимальный размер оплаты труда (подготовлено экспертами компании «Гарант»)
Минимальный размер оплаты труда
ГАРАНТ:
Минимальный размер оплаты труда (МРОТ, федеральный МРОТ) устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом. Применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования.
В субъектах РФ для работников, работающих на территории соответствующего субъекта РФ, может быть установлен свой региональный МРОТ. Если он не установлен, то применяется федеральный МРОТ.
Сумма (рублей в месяц)
Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ
(в ред. Федерального закона от 29 декабря 2020 г. N 473-ФЗ)
Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ
(в ред. Федерального закона от 27 декабря 2019 г. N 463-ФЗ)
Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ
(в ред. Федерального закона от 25 декабря 2018 г. N 481-ФЗ)
Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ
(в ред. Федерального закона от 7 марта 2018 г. N 41-ФЗ)
Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ
(в ред. Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 421-ФЗ)
Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ
(в ред. Федерального закона от 19 декабря 2016 г. N 460-ФЗ)
Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ
(в ред. Федерального закона от 2 июня 2016 г. N 164-ФЗ)
Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ
(в ред. Федерального закона от 14 декабря 2015 г. N 376-ФЗ)
Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ
(в ред. Федерального закона от 1 декабря 2014 г. N 408-ФЗ)
Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ
(в ред. Федерального закона от 2 декабря 2013 г. N 336-ФЗ)
Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ
(в ред. Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 232-ФЗ)
Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ
(в ред. Федерального закона от 1 июня 2011 г. N 106-ФЗ)
Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ
(в ред. Федерального закона от 24 июня 2008 г. N 91-ФЗ)
Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ
(в ред. Федерального закона от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ)
Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ
(в ред. Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 198-ФЗ)
Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ
(в ред. Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 198-ФЗ)
Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ
(в ред. Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 198-ФЗ)
Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ
(в ред. Федерального закона от 1 октября 2003 г. N 127-ФЗ)
Таблица изменений МРОТ в России по годам 2010–2020
Механизм формирования МРОТ
С помощью точной величины минимальной оплаты труда государство пытается бороться с соцнеравенством в отношении низкоквалифицированных работников. Работодатель не вправе платить зарплату меньше минимально допустимой цены за труд работника.
Показатель МРОТ применяется большинством стран мира (90%), но формируется по-разному, в зависимости от уровня развития экономики государства. В одних странах МРОТ вводится в виде единой национальной величины, которая обязательна для всех работодателей (развивающиеся страны, страны-члены ОЭСР).
Другие, в том числе и Россия, США, предоставляют субъектам право устанавливать МРОТ в зависимости от особенностей регионов. В остальных странах нет единого национального показателя цены за труд, для каждого региона показатель определяется отдельно, например в Японии.
Минимальное значение оплаты труда устанавливается в РФ на федеральном уровне и носит обязательный характер для всех категорий работодателей. Однако регионы вправе формировать собственный размер минимальной оплаты для работающих на территории субъекта РФ, но не ниже общефедерального минимума. Для этого заключается тройственное соглашение. Сторонами соглашения выступают:
После принятия соглашения работодателям предоставляется право сделать выбор: платить «минималку» в соответствии с принятым соглашением, либо по общефедеральному показателю. В течение 30 дней работодатель обязан сообщить о своем выборе.
Противоречия в законодательстве
Согласно ФЗ за №82 от 19 июля 2000 г. минимальная оплата труда привязана к показателю ПМ и не может устанавливаться ниже. Но в тот период невозможно было так резко увеличить «минималку». Этот шаг стал бы причиной ухода в тень только начавшего оправляться от дефолта бизнеса.
Часть 1 ст.133 ТК РФ не работала, и МРОТ не поспевал за растущим ПМ. Так, в период 2001–2006 годов «минималка» составляла 12–23% от ПМ по России. Правительству пришлось дополнить норму оговоркой, что привязка МРОТ к ПМ осуществляется согласно ст. 421 ТК РФ, которая предусматривает порядок и сроки повышения путем принятия федерального закона. Такой закон был принят только 25 декабря 2018 за №481.
Показатель МРОТ с 2010 по 2020 год
Таблица изменений МРОТ за 2010–2020 годы:
Дата установления | Величина МРОТ в рублях | Законодательный акт | Показатель прожиточного минимума в целом на душу населения по РФ |
1 января 2020 | 12 130 | 27.12.2019 N 463-ФЗ | |
1 января 2019 | 11 280 | ФЗ №481 от 25.12.2018 | 1 квартал — 10 213 2 квартал — 10 213 |
май — декабрь 2018 январь — май 2018 | 11 163 9489 | ФЗ №41 от 07.03.2018 ФЗ за №421 от 28.12.2017 | 1 квартал — 10 038 2 квартал — 10 444 3 квартал — 10 451 4 квартал — 10 213 |
июль — декабрь 2017 январь — июль 2017 | 7800 7500 | ФЗ №460 от 19.12.2016 | 1 квартал — 9909 2 квартал — 10 329 3 квартал — 10 328 4 квартал — 9786 |
январь 2016 | 6204 | ФЗ №376 от 14.12.2015 | 1 квартал — 9776 2 квартал — 9956 3 квартал — 9889 4 квартал — 9691 |
МРОТ 2015 с января | 5965 | ФЗ №408 от 01.12.2014 | 1 квартал — 9662 2 квартал — 10 017 3 квартал — 9673 4 квартал — 9452 |
январь 2014 | 5554 | ФЗ №336 от 02.12.2013 | 1 квартал — 7688 2 квартал — 8192 3 квартал — 8086 4 квартал — 8234 |
январь 2013 | 5205 | ФЗ №232 от 03.12.2012 | 1 квартал — 7326 2 квартал — 7372 3 квартал — 7429 4 квартал — 7326 |
июнь 2011–2012 | 4611 | ФЗ №106 от 01.06.2011 | 1 квартал 2012 — 6307 2 квартал 2012 — 6385 3 квартал 2012 — 6643 4 квартал 2012 — 6705 1 квартал 2011 — 6473 2 квартал 2011 — 6505 3 квартал 2011 — 6287 4 квартал 2011 — 6209 |
январь 2009 — июнь 2011 | 4330 | ФЗ №91 от 24.06. 2008 | 1 квартал 2010 — 5518 2 квартал 2010 — 5625 3 квартал 2010 — 5707 4 квартал 2010 — 5902 1 квартал 2009 — 5083 2 квартал 2009 — 5187 3 квартал 2009 — 5198 4 квартал 2009 — 5144 |
Из таблицы видно, что резкое повышение МРОТ приходится на период 2018–2020 годов. До этого часть первая ст. 133 ТК РФ в требовании соответствия «минималки» ПМ не соблюдалась и составляла от 11% до 60% величины общефедерального ПМ.
Получалось, что при низкой минимальной зарплате граждане не могли обеспечить даже минимальные жизненно важные потребности, которые включены в ПМ. В частном бизнесе работники оформлялись на минимальную зарплату, а остальная часть заработка выплачивалась в конвертах. Соответственно, в госбюджет не перечислялся НДФЛ, обязательные страховые платежи.
В мировой практике на рынке труда МОТ (Международная организация труда) установлено соотношение между «минималкой» и средней заработной платой в размере 40–50%. В России установленный МОТ показатель в несколько раз меньше, что говорит о проблеме в выполнении социальной функции минимальной оплаты труда — сглаживать неравенство в доходах граждан и служить гарантом достойной жизни работающих категорий населения.
Изменения в расчетах обязательных платежей для бизнеса
Только в 2019-2020 показатели МРОТ и ПМ приравняли, тем самым частично нивелировав неравенство, когда базовая зарплата стала покрывать расходы по ПМ граждан. Но чем выше показатель «минималки», тем больше налогов и взносов приходится платить бизнесу. Также выросли штрафные санкции, привязанные к МРОТ. В связи с этим потребовалось провести изменения в политике начисления обязательных страховых взносов.
С 2018 года с введением поправок в Налоговый кодекс РФ изменили правило расчета обязательных отчислений ИП. Эти платежи «отвязали» от МРОТ. ФЗ за №335 от 27.11.2017 г. закрепил размер фиксированных платежей по страховым отчислениям (ст. 430 НК РФ):
По обязательному медстрахованию в 2019 году ИП отчисляет 6884 рубля.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Только сегодня очередной раз слышу по ТВ о том, что в нашей стране наконец то уравняли МРОТ и прожиточный минимум. Хотя по логике этих определений МРОТ ну никак не мог быть меньше прожиточного минимума (к размеру которого у нас и там большие вопросы). С одной стороны все понимают, что практически никто не получает зарплату на уровне МРОТ, но с другой стороны это не позволяет платить предпринимателям официально меньше МРОТ (хотя понятно, что есть еще и неофициальные серые выплаты). У нас в Белгородской области вообще за зарплату менее 15 000 руб. затаскают по налоговым и беседам к властям.
А ведь у такого понятия как МРОТ достаточно долгая история и очень спорное к нему отношение экономистов.
МРОТ – это установленный минимальный размер оплаты труда за определенный расчетный период, который работодатель обязан платить своему сотруднику и за который данный сотрудник может законно продавать свой труд. Данный размер устанавливается законодательно, либо неформально, к примеру, путём подписания соглашения между профсоюзом и работодателем. Такое соглашение будет именоваться тарифным соглашением.
Несмотря на то, что МРОТ существует во многих странах, однозначного мнения в отношении вреда и выгод, которые может принести его установление, не существует. В то же время следует отметить, что конвенцию международной организации труда ООН 1970 года «О минимальной заработной плате» применяют не все страны.
Рассмотрим предпосылки и причины появления такого понятия, как МРОТ.
Предпосылки появления МРОТ
В настоящее время МРОТ оказывает существенное влияние в первую очередь на труд низко оплачиваемых работников. Изначально такого рода способ регулирования предлагался в качестве средства для борьбы с «потогонными» производствами, ведь считалось, что их хозяева, которые обладают рыночной властью, могут устанавливать слишком низкую цену за труд своих сотрудников. Налицо убеждение, что рынок не в состоянии самостоятельно устанавливать «справедливую» цену за труд менее способных работников. Из чего следует, что единственный способ решения проблемы — административное изменение структуры заработной платы и, иными словами, перераспределение доходов. Таким образом, МРОТ считается одним из существующих методов борьбы с бедностью.
Несмотря на то, что цели появления МРОТ в целом – правильные, существуют разногласия применительно к способностям МРОТ их достигать. С самого начала появления законов, касающихся МРОТ, они считаются политически спорными и имеют намного меньше поддержки со стороны экономистов, чем населения страны. И все же, несмотря на огромное количество исследований, выгоды и издержки от МРОТ обсуждаются и в настоящее время.
Далее рассмотрим недостатки МРОТ и взгляды ряда экономистов.
Теории установления МРОТ
Классический взгляд на МРОТ как одно из средств борьбы с бедностью предложил Джордж Стиглер. Согласно его теории, принятие МРОТ больше величины, соответствующей точке равновесия приводит к росту безработицы, в связи с тем, что большее число сотрудников желает работать за такую оплату и меньшее число работодателей готовы ее платить. В таком случае МРОТ создает излишнее предложение рабочей силы, которое в последующем приводит к безработице. Причина такой ситуации — искусственное завышение минимальных расценок на труд, которые, в свою очередь, увеличивают затраты организации. Организация же в таких условиях с целью сохранения рентабельности бизнеса вынуждена меньше нанимать работников.
Иными словами, установление МРОТ способно улучшить жизнь людей, у которых ставки возросли, но в то же время задевает интересы того, кто нанят не был.
Ряд экономистов, опираясь на труды Пьеро Сраффа, не признают модель спроса и предложения на рынке труда. Они считают, что двухсекторная модель рынка труда, в которой отражена возможная мобильность между сектором самозанятых, которые не подвержены МРОТ, и сектором с МРОТ, делает анализ более правильным. Еще одним случаем неправильности рассматриваемой теории является монопсония (рынок, на котором лишь один покупатель) работодателя. В таком случае сокращаются ставки по сравнению с конкурентным рынком. То есть грамотно установленный МРОТ увеличивает ставки, не снижая занятость. В то же время при монопсонии не имеется объективных данных для установления равновесного МРОТ, и его влияние на занятость полностью зависит от конкретного политического решения. В данном случае уместнее применять антимонопольное законодательство, чем МРОТ.
Ученые рассматривают три причины, по которым МРОТ не влияет на занятость:
* увеличение МРОТ приводит к проблеме найма работников по ставке выше, чем у существующих работников;
* высокие ставки сократят текучесть кадров и одновременно затраты на подготовку сотрудников;
* затраты на работников, получающих МРОТ, чаще всего составляют незначительную часть в затратах общих, и ими можно пренебречь.
Плюсы и минусы введения МРОТ
Противники существования МРОТ приводят ряд причин, в частности:
* МРОТ снижает конкуренцию, препятствует сокращению затрат организациями во время кризисов, приводит к неэффективной экономике, безработице, росту цен,
* уменьшается спрос рабочей силы методом сокращения рабочих мест, либо сокращением продолжительности рабочего дня,
* скорее наносит ущерб малому предпринимательству,
* приводит к исключению ряда групп с рынка труда,
* приводит к инфляции, так как бизнесу необходимо компенсировать потери, которые чаще всего закладываются в цену,
* МРОТ демотивирует бедные слои населения в получении дополнительного образования, гарантируя им получение работы.
Сторонники существования МРОТ приводят следующие доводы:
* МРОТ мотивирует сотрудников усердней трудиться,
* увеличиваются стандарты уровня жизни для более бедных слоев населения, повышается уровень жизни,
* бизнесу требуется меньше тратиться на обучение работников в связи с сокращением текучести кадров,
* происходит стимулирование потребления в связи с увеличением денежной массы в руках бедных слоев,
* сокращаются социальные расходы государства.
В виду того, что существует большое количество точек зрения относительно пользы введения МРОТ, было проведено ряд исследований данного вопроса. Сравнительный анализ показывает, что средний фонд заработной платы организаций, а также уровень занятости растет быстрее там, где установлен МРОТ. Однако другое исследование показывает, что быстрее цены растут в секторах, регулируемых МРОТ, чем в других секторах.
МРОТ в России по годам
Динамика
Рассмотрим подробнее, как данный показатель изменялся на протяжении последних двадцати с лишним лет. При этом следует отметить, что в 98-ом году прошлого столетия произошла деноминация валюты, которая привела к отрезанию части нулей в денежной валюте нашей страны.
График. Изменения МРОТ по годам:
Таблица. МРОТ по годам в России:
Датировано | Месячное значение МРОТ, в руб. | Регламентируется документом |
---|---|---|
1 янв 2019 | 11280 | |
1 мая 2018 | 11163 | ФЗ-41 (7 мар 2018) |
1 янв 2018 | 9489 | ФЗ-421 (28 дек 2017) |
1 июл 2017 | 7800 | ФЗ-460 (19 дек 2016) |
1 июл 2016 | 7500 | ФЗ-164 (2 июн 2016) |
1 янв 2016 | 6204 | ФЗ-376 (14 дек 2015) |
1 янв 2015 | 5965 | ФЗ-408 (1 дек 2014) |
1 янв 2014 | 5554 | ФЗ-336 (2 дек 2013) |
1 янв 2013 | 5205 | ФЗ-232 (3 дек 2012) |
1 июн 2011 | 4611 | ФЗ-106 (1 июн 2011) |
1 янв 2009 | 4330 | ФЗ-91 (24 июн 2008) |
1 сен 2007 | 2300 | ФЗ-54 (20 апр 2007) |
1 май 2006 | 1100 | ФЗ-198 (29 дек 2004) |
1 сен 2005 | 800 | ФЗ-198 (29 дек 2004) |
1 янв 2005 | 720 | ФЗ-198 (29 дек 2004) |
1 окт 2003 | 600 | ФЗ-127 (1 окт 2003) |
1 май 2002 | 450 | ФЗ-42 (29 апр 2002) |
1 июл 2001 | 300 | ФЗ-82 (19 авг 2000) |
1 янв 2001 | 200 | ФЗ-82 (19 авг 2000) |
1 июл 2000 | 132 | ФЗ-82 (19 авг 2000) |
1 янв 1998 | 83,49* | |
1 янв 1997 | 83490 | ФЗ-6 (9 янв 97) |
1 апр 1996 | 75900 | ФЗ-40 (22 апр 96) |
1 янв 1996 | 63250 | ФЗ-159 (1 дек 95) |
1 дек 1995 | 60500 | ФЗ-159 (1 дек 95) |
1 ноя 1995 | 57750 | ФЗ-159 (1 дек 95) |
1 авг 1995 | 55000 | ФЗ-116 (27 июл 95) |
1 мая 1995 | 43700 | ФЗ-43 (20 апр 95) |
1 апр 1995 | 34400 | ФЗ-43 (20 апр 95) |
1 июл 1994 | 20500 | ФЗ-8 (30 июн 94) |
1 дек 1993 | 14620 | указ 2115 (05 дек 93) |
1 июл 1993 | 7740 | закон РФ 5432-1 (14 июл 93) |
1 апр 1993 | 4275 | закон РФ 4693-1 (30 мар 93) |
1 янв 1993 | 2250 | закон РФ 3891-1 (13 ноя 92) |
1 апр 1992 | 900 | закон РФ 2704-1 (21 апр 92) |
1 янв 1992 | 342 | закон РФ 1991-1 (06 дек 91) |
1 дек 1991 | 200 | постановление РСФСР номер 5 (15 ноя 91) |
1 окт 1991 | 180 | Закон РСФСР 1028-I (19 апр 91) |
*- в этом году произошла деноминация рубля, в соответствии с которой было сокращено количество нулей на денежных знаках.
Кто и как устанавливает?
В соответствии содержанием закона точная дата изменения МРОТ не имеет фиксированного значения и устанавливается на любое число в течение календарного года. А само намерение о его изменении объявляется специальным постановлением правительства РФ.
Что в регионах?
По законодательству РФ региональные законодатели в зависимости от своего экономического развития и внутрирегиональных социальных условий имеют право устанавливать своё значение МРОТ, которое может отличаться от федерального.
Региональная минималка законодательно фиксируется на заседании, на котором значение согласовывается между тремя ответственными участниками в регионе: правительством региона, ассоциацией профсоюзов и ассоциацией работодателей. После его принятия все региональные работодатели обязаны будут платить не ниже этого установленного значения, если в течение 30 дней не пришлют в администрацию региона официальный отказ. Информацию по действующему на данный момент региональному МРОТу можно получить в государственной трудовой инспекции региона.
Приравнивание МРОТ (минималки) к прожиточного минимума (ПМ)
Президент РФ принял ФЗ-421 (28 дек 2017), согласно которому минималка должна быть приравнена к ПМ. Поэтому Минтруд в ускоренном порядке с 1 мая 2018 года приравнял эти два параметра для всех работающих граждан страны.
Для чего используется?
Минималка предназначена для того, чтобы можно было воздействовать на нижний порог зарплаты в России, а также для установки разных соцпособий (по беременности, временной потери трудоспособности и так далее). Минимальный порог дает сигнал всем российским работодателям, что они должны платить свои работникам ЗП не ниже МРОТ.
Какие штрафы?
Согласно кодексу об административных правонарушениях (п.6 ст.5.27) работодатели, в случае если выплачиваемая ими зарплата для работника составляет сумму меньше МРОТ, то им грозят следующие штрафные санкции: