история пенсии в мире
Электронная библиотека
История пенсий, или более точно, пожизненного содержания, уходит корнями в глубину веков. Впервые на государственном уровне военные пенсии были введены в Римской империи Гаем Юлием Цезарем. Историки утверждают, что эти первые в мире пенсии он платил своим постаревшим легионерам из собственных средств. Вообще-то в разных странах изначально пенсии получали исключительно военные, да и то не все. К примеру, в петровской России пенсии по старости полагались лишь морским офицерам. Первоначально назначение пенсий имело характер награды или привилегии, подразумевалось, что человек, получающий пенсию, был отмечен особым расположением за заслуги. С развитием и совершенствованием системы государственной власти изменялось и назначение пенсии, пенсия вместо оттенка избранности и отличия, постепенно приобретала ярко выраженный социальный аспект.
Первые в мире государственные пенсии появились более 100 лет назад, в 1889 году, в Германии при канцлере Бисмарке. Это была первая организованная государством система пенсий по возрасту работников, занятых в частном секторе. Характерная черта немецкого подхода состояла в том, что социальное страхование было обязательным и основанным на взносах. И работодатели, и работники должны были вносить средства на её финансирование. Введенная в Германии система базировалась на предшествующей практике существования добровольных фондов взаимопомощи, организуемых гильдиями и рабочими объединениями. Права на пенсию в новой системе основывались на ранее выплаченных взносах.
Дания (1891 г.) и Новая Зеландия (1898 г.) ввели системы пенсионирования, ориентированные на целевую помощь бедным. Они финансировались за счет общих налоговых доходов, предполагали проверку нуждаемости и гарантировали одинаковый для всех уровень выплат.
Эти пенсионные системы в большей степени вытекали из традиционного законодательства о бедных.
В Великобритании и Австралии первые государственные пенсии начали выплачивать в 1908 году. В Северной Америке государственная система пенсионирования по старости получила распространение сравнительно поздно. Канада ввела систему, основанную на проверке нуждаемости, не предполагающую страховых
взносов, в 1927 году. В Соединенных Штатах правительства штатов начали вводить основанные на критерии нуждаемости пенсионные системы в 1920-х годах. К 1934 году они существовали в 28 штатах. В 1935 году в США вводится федеральная система пенсионного страхования. Первый закон об обязательном пенсионном страховании был принят в США только в 1935 году. Пенсии начали выплачивать с 1940 года.
Большинство западноевропейских стран сформировало системы пенсионного страхования, ориентированные на германскую модель; англосаксонские страны (за исключением США) и страны Северной Европы в большей степени шли по пути, проложенному Данией и Новой Зеландией. Эти системы решали разные задачи. Германская была ориентирована на сохранение социального статуса работающего после выхода на пенсию, а датская, введенная в Англии, – на ограничение бедности.
В XX веке происходит постепенное сближение пенсионных систем развитых стран. Там, где они были основаны на страховых взносах (Германия), вводятся гарантии минимальной пенсии, не зависящие от предшествующих взносов. В странах, ориентировавших пенсионную систему на равные пенсии, финансируемые за счет общих доходов из бюджетов, отменяется контроль нуждаемости. В дополнение к минимальным пенсиям вводится система обязательного социального страхования (Великобритания).
Историю возникновения пенсионного обеспечения в России мы рассмотрим далее в подразделе 3.1.
Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00
Первой в мире пенсии – 130 лет. Кто же придумал пенсионную систему
Первую государственную пенсионную систему создали в Германии в конце XIX века.
Различные фонды для отдельных категорий граждан существовали в мире и до этого, но массовое и универсальное пенсионное обеспечение впервые появилось в Германии в 1889 году. Оно было создано по инициативе «железного канцлера» Отто фон Бисмарка для тех, «кто не может работать в силу возраста» – на заслуженный отдых тогда люди уходили после 70 лет.
Основной принцип той системы сохранился до сих пор. Это своего рода «пакт поколений», по которому работающие содержат вышедших на пенсию, отчисляя определенный процент от своей ежемесячной зарплаты в специальный государственный фонд. Эта организация не аккумулирует и никуда не вкладывает средства, а сразу перечисляет их пенсионерам. То есть действует модель прямого и непосредственного перераспределения доходов.
В 1916 году, несмотря на войну, пенсионный возраст в Германии был снижен до 65 лет и оставался таким почти столетие. Только недавно правительство страны приняло решение о его постепенном повышении до 67 лет до 2029 года.
На протяжении первых нескольких десятилетий солидарность поколений в Германии была довольно прочной и при этом не сильно обременительной. В 1891 году размер отчислений работающих в германский пенсионный фонд составлял всего 1,7% от ежемесячного заработка. В 1924-м – 3,5%, 1928-м – 5,5%, 1949-м – 10%. При высоком уровне занятости и скромной продолжительности жизни этого хватало на обеспечение немецким старикам приемлемого уровня жизни.
Вслед за Германией в 1891 году пенсионную систему ввела Дания, в 1898-м – Новая Зеландия, в 1908-м – Великобритания, в 1910-м – Франция. В этих странах пенсия зависела от размеров страховых взносов и зарплат застрахованных работников, вводилось обязательное пенсионное страхование наемных работников по старости, инвалидности и утрате кормильца.
В 1930 году в СССР было принято «Положение о пенсиях и пособиях по социальному страхованию», а в 1932-м – законодательно установлен возраст выхода на пенсию по старости: 55 лет для женщин и 60 – для мужчин. Окончательно система пенсионного обеспечения в Советском Союзе установилась только в 1956 году совместно с принятием закона «О государственных пенсиях».
Сейчас в Беларуси действует солидарная (государственная распределительная) пенсионная система. Все работающие и наниматели отчисляют в Фонд социальной защиты населения определенные взносы (для работников это 1% от зарплаты). Из доходов ФСЗН распределяются государственные пенсии, пособия и другие выплаты гражданам.
История пенсий, или Туда и обратно
В последние месяцы о пенсиях говорит вся страна, начиная с самих пенсионеров и заканчивая теми, кому еще даже не исполнилось двадцати лет. И это не удивительно, поскольку изменения, произошедшие в российском пенсионном законодательстве, касаются абсолютно всех.
Главной особенностью этой скандальной реформы стало повышение пенсионного возраста. Отныне мужчины будут выходить на пенсию не с 60, а с 65 лет, а у женщин пенсионный возраст повысился с 55 до 60 лет. Из-за низкой продолжительности жизни в стране и хронического неблагополучия в других областях российского бытия, многие восприняли подобные изменения как издевательство.
Сегодня мы предлагаем вам совершить небольшой экскурс в историю и вспомнить, как вообще появились пенсии и как менялось пенсионное законодательство в разные эпохи. А заодно попробуем выяснить, с чем связаны те изменения, которые в последние годы происходят почти во всем мире.
Как все начиналось
До начала индустриальной революции забота о стариках главным образом лежала на их семьях или на местных общинах. Такой подход существовал еще в первобытные времена, а во многих традиционных обществах он сохраняется и поныне.
Однако нечто похожее на пенсии можно было встретить уже в древнем мире. Иногда власть имущие, движимые моральными или политическими мотивами, начинали выплачивать денежное пособие своим престарелым подданным. Речь, естественно, шла лишь о тех, кто для них был важен: воинах, чиновниках или особо приближенных слугах.
К примеру, римский император и полководец Юлий Цезарь в свое время учредил пособие для престарелых легионеров, которое выплачивал из своего кармана. И это во многом прибавило ему популярности среди солдат римской армии.
Гай Юлий Цезарь (100 г. до н.э — 44 г. до н.э.)
Но все подобные акты щедрости зависели лишь от доброй воли самого властителя. Да и назначались они обычно не всем подряд, а лишь индивидуально и за какие-нибудь особые заслуги. О всеобщих пенсиях в те времена не могло быть и речи.
С наступлением капитализма традиционное общество начало разрушаться. Люди массово переселялись в города, “отрывались от своих корней” и нередко оставались в старости без всякой поддержки. Со временем эта проблема становилась все острее и требовала от государства хоть какого-нибудь решения.
И вскоре в Европе появились первые государственные пенсии. Однако касались они лишь тех, на ком это государство держалось, то есть военных и чиновников. Например, в 1825 году в Пруссии был основан первый пенсионный фонд, из которого выплачивались пособия для государственных служащих.
Что же касается рабочих, то о них государство долгое время не думало вообще. И если вспомнить тогдашние условия труда на заводах, то это не покажется нам удивительным: с интересами рабочих в те годы фактически можно было не считаться.
Адольф фон Менцель “Железопрокатный завод”, 1879 г
Но во второй половине XIX века появилось то, что сегодня называют “левым движением”, т.е. борьбой трудящихся за свои права. Набирали силу профсоюзы: английские тред-юнионы, американские “Рыцари труда”, гирш-дункеровские и социал-демократические союзы в Германии и другие подобные организации. Все вместе они оказывали серьезное давление на правительство и предпринимателей, вынуждая их идти на некоторые уступки. Ко всему прочему, по Европе стал бродить тот самый призрак, который и сегодня приводит в ужас многих властителей.
И в 1889 году немецкий канцлер Отто фон Бисмарк ввел первые в истории массовые государственные пенсии для рабочих и служащих. Двигали канцлером сугубо прагматичные мотивы. Во-первых, таким нехитрым способом он пытался сплотить нацию вокруг государства. А во-вторых, пенсионная реформа, по его замыслу, должна была снизить социальное напряжение в обществе и оторвать часть сторонников у социалистов, которые в те годы стали очень уж популярны.
Отто фон Бисмарк (1815 — 1898 г)
Впрочем, особого энтузиазма реформа у немцев не вызвала. Бисмарковская пенсия выплачивалась рабочим с 70-летнего возраста, а с учетом того, что средняя продолжительность жизни в Германии в те годы составляла 45-50 лет, доживали до нее лишь немногие. В народе это пособие метко окрестили “пенсией для покойников”.
Немецкая пенсия начислялась не за счет государства, а создавалась из обязательных взносов, которые вместе выплачивали работники и работодатели. Именно эта модель в дальнейшем стала использоваться в большинстве стран мира.
Через двадцать лет своя “пенсия для покойников” появилась и Великобритании. Ее инициатором стал министр финансов Ллойд Джордж, призывавший всех бороться с “постыдной нищетой среди рабочих”.
Дэвид Ллойд Джордж (1863 — 1945)
Однако дело было отнюдь не в гуманных соображениях: как и Бисмарк, министр опасался, что иначе рабочие могут перейти на сторону социалистов. Британская пенсия тоже выплачивались с 70 лет.
Во Франции закон “О рабочих и крестьянских пенсиях” был принят в 1910 году. Пенсионный возраст у французов составлял 65 лет, что по сравнению с Германией и Англией стало огромным шагом вперед.
Немецкая пенсионная модель была не единственной мире. К примеру, Дания и Новая Зеландия в конце XIX века учредили у себя пенсии за счет общих налогов. Однако эти пособия фактически представляли собой помощь нуждающимся старикам и выплачивались лишь после тщательной проверки степени этой “нуждаемости”. По аналогичному пути пошла в 1927 году и Канада.
Что же касается США, то здесь массовые пенсии были введены лишь в 1935 году, в рамках “Нового курса” президента Рузвельта. По его инициативе в стране была создана федеральная система пенсионного страхования, которая обеспечивала пособиями по старости тех граждан, чей годовой доход до этого не превышал 3 тысяч долларов. Пенсионный возраст в США составил 65 лет.
Пенсии в Российской Империи
История пенсий в царской России развивалась примерно по такому же сценарию, что и на Западе, то есть от военных и чиновников — к рабочим. Однако у нас все это происходило с поправкой на отстающую от Европы промышленность и несколько затянувшийся феодализм.
Первые пособия в России начали выплачивать еще при царе Алексее Романове. Предназначались они для отставных воинов, а размер выплат зависел от серьезности увечий.
Царь Алексей Михайлович Романов (1629 — 1676)
Первое же официальное пенсионное законодательство было принято в 1720 году, уже при его сыне — Петре Первом. Назывался сей документ “Устав Морского Русского Военного Флота”. Он регулировал основания и порядок денежных выплат и, опять же, касался исключительно военного сословия.
При Екатерине II законы были дополнены понятием минимальной выслуги (стажа), которая в то время составляла 20 лет. Ее сын, Павел I, увеличил пенсионное довольствие и ввел надбавки к жалованию военных при их переходе на гражданскую службу (чтобы оно было не меньше пенсий).
В 1820-х годах появился “Устав о пенсиях и единовременных пособиях государственным служащим”. Этот устав касался и военных, и гражданских служащих, а для всех выплат при министерстве финансов был учрежден своеобразный “пенсионной фонд”.
Во второй половине XIX века правительство стало вводить пенсии не только для военных и чиновников, но и работников стратегически важных направлений промышленности (например, железных дорог). Однако эти пенсии выплачивались не из казны, а из эмеритальных касс, которые обязаны были создавать сами владельцы предприятий.
Укладка пути на Средне-Сибирской железной дороге в 1898 году
Эмеритальные кассы представляли собой денежные фонды для выплат пенсий и пособий. Пополнялись они за счет самих работников, у которых вычитали от 3% до 6% из жалования. Собранные таким образом средства распорядители фондов пускали в рост, приобретая, к примеру, на них какие-нибудь ценные бумаги.
Система прижилась, и концу XIX столетия в России насчитывалось около двухсот эмеритальных ведомственных касс. В 1912 году кассы всех ведомств были объединены в единую организационную структуру.
Своего расцвета царская пенсионная система достигла непосредственно перед Первой мировой войной. К этому времени она распространялась на военных, чиновников, различных государственных служащих (учителей, преподавателей и.т.д.), рабочих казенных заводов и казенных врачей. Однако сложившаяся система охватывала в самом лучшем случае только треть работающего населения.
Если же говорить о рабочих, то здесь ситуация была совсем уж плачевной. Во-первых, пенсию получали только 15% пролетариата. Во-вторых, вся страховая нагрузка ложилась на самих рабочих, уменьшая и без того небольшую зарплату. В-третьих, сами пособия были очень уж далеки от прожиточного минимума.
К этому стоит добавить, что пенсионными фондами управляли тогдашние “эффективные менеджеры”, которые в первую очередь заботились о своем кармане.
Пенсии в СССР: первые шаги
Большевикам в наследство досталась отнюдь не богатая и процветающая империя. Это было государство, измотанное затяжной войной и задыхающееся от множества неразрешенных экономических, политических и социальных проблем.
Александра Коллонтай (1872 — 1952)
Почти сразу после революции Ленин подписал указ о создании Народного комиссариата государственного призрения, который вскоре возглавила Александра Коллонтай. Работы у наркомата было море: после мировой войны (а потом еще и после гражданской) требовалось обеспечить уход за бесчисленным множеством раненых, инвалидов, беспризорников, людей, оставшихся без жилья и средств к существованию.
Царская система социального обеспечения (точнее то, что от нее к этому времени оставалось) с такой нагрузкой справиться не могла. И уже 14 ноября 1917 года правительство обнародовало проект новой системы социального страхования. Основные направления развития были следующими:
В том же ноябре был вдвое увеличен размер пенсий по несчастным случаям, а для контроля за своевременной и честной выплатой пособий в страховые общества были направлены комиссары. Преодолевая сопротивление “эффективных менеджеров”, они постепенно взяли дела в свои руки.
И тут надо кое-что пояснить. До революции в Российской Империи работало 19 крупных страховых обществ, включая иностранные. Ориентировались они, естественно, на прибыль, а их средства чудесным образом распределялись в пользу различных “уважаемых людей”. Например, страховые тарифы для крестьян были откровенно грабительскими, тогда как помещиков компании страховали фактически себе в убыток.
Именно поэтому декретом от 23 марта был установлен государственный контроль над всеми видами страхования. А с 28 ноября 1918 года страхование стало полностью монополией государства.
Первоначально планировалось наполнять страховые фонды в основном за счет прогрессивного налога. Однако позднее было решено ограничиться лишь специальными взносами с нанимателей (примерно как сейчас), включая и национализированные к этому времени предприятия. И да: были отменены огромные пенсии для привилегированных лиц, учрежденные еще при царе и Временном правительстве.
В августе 1918 года были введены пенсии для инвалидов Красной армии. Также увеличились пособия для инвалидов войны и труда, и, что не менее важно, появилась программа их дальнейшего трудоустройства.
Уже в то время стала возникать советская система льгот, которая позднее охватила многие сферы. Например, с пенсионеров и безработных квартплата взималась по самой низкой ставке.
В 20-х годах стала формироваться система государственного соцобеспечения рабочих и служащих. К сожалению, в связи с гражданской войной и всеобщей разрухой, советское государство пока могло обеспечить пенсиями лишь некоторые категории граждан:
Также пенсии выплачивались за честную и непрерывную трудовую деятельности и за особые заслуги перед Родиной. В остальном же государству приходилось по-прежнему опираться на систему страхования.
Главную проблему при страховании представляли те, кто работали не по найму: крестьяне (тогда еще “единоличники”), кустари, ремесленники и прочие фрилансеры того времени. Чтобы обеспечить их хоть какой-то поддержкой, были сформированы комитеты общественной взаимопомощи, действующие при сельских и волостных советах.
Пенсии в СССР: дальнейшее развитие
В начале 30-х годов произошло одно знаменательное для советских граждан событие: специальная государственная комиссия провела обследование рабочих и работниц, выходивших на пенсию по инвалидности. Выводы комиссии были следующими: к 55 годам большая часть женщин и к 60 годам большая часть мужчин теряют возможность продолжать работу.
По результатам этих исследований, в СССР был установлен соответствующий возраст выхода на пенсию. До недавних событий он ни разу не менялся и оставался одним из самых низких в мире. При этом некоторые категории граждан могли выходить на пенсию еще раньше: работающие на вредных производствах, в экстремальных климатических условиях и.т.д.
В 1937 году были введены первые всеобщие государственные пенсии для городских рабочих и служащих. В этом месте некоторые наши современники обычно зловещим голосом добавляют:
— А вот колхозникам предстояло ждать пенсий еще 30 лет…
Но это не так. Еще в феврале 1932 года приказом ЦИК СССР в колхозах в обязательном порядке начали создаваться кассы взаимопомощи. Они предназначались для поддержки колхозников при инвалидности, уходе за ребенком, старости или болезни.
Иными словами, пенсии своим сотрудникам выплачивали сами колхозы, а не государство. Проблема была лишь в том, что такие выплаты полностью зависели от колхозных фондов, а потому очень сильно различалась в пределах страны.
В 1956 году вышел закон “О государственных пенсиях”, который с некоторыми поправками действовал в СССР до конца 80-х годов. Он предусматривал пенсии по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца. Вводились единые требования к возрасту и стажу, единый порядок исчисления пенсий и основания для их назначения. Размер пенсии, в основном, рассчитывался исходя из средней зарплаты за последние годы работы.
Пенсионный возраст не изменился. Мужчины имели право выходить на пенсию с 60 лет (после 25 лет стажа), а женщины с 55 (20 лет стажа). Также предусматривалась возможность раннего выхода на пенсию или сокращения стажа. Такая льгота предоставлялась, например, за социальную значимость труда (врачам, учителям и.т.д. ) или за работу на вредном производстве.
А в 1964 году была принят закон “О пенсиях и пособиях членам колхозов”. Отныне в Советском Союзе действовала единая пенсионная система для всех граждан, которая коренным образом отличалась от того, что было в дореволюционной России и капиталистических странах. Вот главные ее особенности:
Советская система оказала заметное влияние и на другие страны, в том числе и капиталистические. Например, с 1950 по 1990 год возраст выхода на пенсию в наиболее развитых государствах снизился в среднем с 66 до 62 лет.
Пенсии в Российской Федерации
После возвращения капитализма, в России, как и в других странах, начался постепенный демонтаж социального государства. Эти изменения коснулись и пенсионной системы. Уже 22 декабря 1990 года указом Верховного Совета РСФСР был создан Пенсионный фонд, существующий отдельно от основного бюджета.
А затем началась усиленная борьба с различными “советскими пережитками”. Например, с системой распределения пенсий, которая (о, ужас!) не учитывала разницу в доходах. Для исправления этого вопиющего недостатка, в 1997 году были созданы системы “персонифицированного учета пенсионных прав граждан” и индивидуальные лицевые счета. Также были пересмотрены правила льготного выхода на пенсию.
В результате всех этих изменений в России сложилась запутанная трехуровневая система пенсий, которая предусматривала страховое, государственное и негосударственное пенсионное обеспечение. Пенсионные взносы за работника по-прежнему вносил работодатель, однако в условиях свободного рынка это быстро породило такой феномен, как “серые” и “черные” зарплаты (об этом чуть позже).
С 2015 года в России предусмотрено три вида пенсии:
У каждого из этих видов пенсий есть свои особенности и нюансы, о которых можно рассказывать очень и очень долго. Однако разговор у нас сегодня все же не об этом.
Последним же гвоздем в гроб советской пенсионной системы стало недавнее повышение пенсионного возраста.
Самым известным лоббистом этих изменений был Алексей Кудрин — бывший российский министр финансов, а ныне — глава совета Центра стратегических разработок. Однако Кудрин просто озвучивал то, что у правительства давно было на уме. Тем более, что подобные изменения уже произошли в некоторых других странах, например, во Франции.
Регресс и его причины
Подобные изменения произошли не только в России: в последние годы пенсионный кризис накрыл большинство стран. Почти во всех пенсионных фондах возникла нехватка средств, из-за которой уже невозможно было выплачивать пособия в прежнем объеме. Впрочем, особым сюрпризом это не стало.
Не секрет, что многие пенсионные системы по сути представляют собой своеобразные финансовые пирамиды. Напомню: финансовая пирамида — это коммерческая организация, в которой выплаты участникам производятся за счет непрерывного привлечения новых участников. По такому принципу работали “МММ”, “Властелина”, “Русский дом Селенга”, “Хопёр-Инвест” и прочие аферисты из 90-х.
Точно так же работают и нынешние пенсионные фонды. Пенсии старикам выплачиваются, в основном, не за счет их накоплений (это, в общем-то, и нереально), а из отчислений тех, кто трудится в настоящее время. И тут возникает несколько проблем:
1. Быстрое старение населения. Продолжительность жизни в Европе растет, а значит стариков в ней становится с каждым годом все больше. Тем более, что с 2005 по 2030 год на пенсию здесь начали выходить представители послевоенного поколения, на которое пришелся бум рождаемости.
Сегодня в Европе проживает 16% людей, чей возраст превышает 65 лет (основной пенсионный возраст на Западе). По прогнозам ООН к 2030 году таковых будет уже 25%, а к 2050 году — 28%.
России это тоже касается. По оценкам агентства Bloomberg, сегодня Россия входит в десятку стран с наибольшими рисками: на одного пенсионера у нас приходится 2,4 трудящихся. Для сравнения: в 20-х годах в России соотношение пенсионеров к трудоспособному населению было 1 к 8.
2. Снижение рождаемости. Оно наблюдается сегодня во всех развитых странах и вызвано скорее биологическими, чем социальными причинами. Дело в том, что с увеличением уровня жизни и со снижением смертности исчезает необходимость в большом количестве потомства. Что же касается России, то у нас (как справедливо отметил Путин), есть еще и “демографическая дыра”, возникшая в 90-е годы.
Оба этих фактора приводят к тому, что пенсионная пирамида постепенно начинает разваливаться. Отчислений трудящихся уже хронически не хватает для полноценного обеспечения пенсионеров, и чтобы сохранить пирамиду, правительства вынуждены принимать различные непопулярные меры:
Можно ли наполнить пенсионный фонд как-нибудь по-другому? Можно, и таких способов существует много. Например, Норвегия направляет в пенсионный фонд сверхдоходы от продажи нефти и других энергоресурсов и сегодня занимает одно из ведущих мест по уровню жизни пенсионеров. Также можно решить проблему за счет перераспределения доходов в обществе, скажем, с помощью различных прогрессивных налогов и налогов на роскошь.
Однако от всех подобных мер за версту несет социализмом, и для многих рыночных стран они просто неприемлемы.
Есть и еще одна серьезная проблема, порождающая пенсионный кризис. Особенно остро она стоит в нашей стране, хотя правительство почему-то не любит лишний раз об этом вспоминать. А именно:
3. “Серые” и “черные” зарплаты. Сегодня в России от 15 до 30 миллионов трудящихся заняты в теневом секторе экономики и не платят взносы в пенсионный фонд. В целом, с “черными” зарплатами у нас наблюдается следующая картина:
Автор этих строк когда-то отработал несколько лет в одной конторе, где после увольнения ему вручили трудовую книжку без всяких отметок. Сколько подобных организаций существовало в 90-е и в начале 2000-х сложно даже представить. Этих контор уже и след простыл, а потому вряд ли их сотрудники сегодня смогут добиться справедливости.
Что же касается “серых” зарплат (это когда официальная зарплата в разы меньше реальной), то согласно исследованию портала Rabota.ru, ее получают до 59% опрошенных.
Подозреваю, что решение одной только проблемы с теневыми зарплатами помогло бы отодвинуть нынешнюю пенсионную реформу в России на годы, если не на десятилетия. Однако правительство, по всей видимости, решило лишний раз не “кошмарить бизнес”, а разрулить сложившийся кризис за счет трудящихся.
И напоследок
На самом деле, у пенсионного кризиса есть и более глубокая причина, которая никак не связана с демографической ситуацией.
Как мы помним, многие социальные преобразования, вроде тех же пенсий, вводились в капиталистических странах вынужденно. Некоторые реформы принимались под давлением профсоюзного движения, другие — из-за конкуренции с СССР и прочими соцстранами.
Сегодня социалистического лагеря больше нет, а это значит, что и нет больше особой нужды во многих социальных гарантиях. Ведь современному трудящемуся уже не с чем сравнить свое положение. Его окружают исключительно страны с рыночной экономикой, которые отличаются друг от друга лишь национальным колоритом и доступом к ресурсам. У граждан этих стран больше нет перед глазами альтернативы, и многие из них даже не догадываются, что можно жить как-то по-другому.
Митинг против пенсионной реформы во Франции. Надпись на плакате: “Пенсии в 60 лет — для всех, и немедленно — для них”
Эта проблема усугубляется и кризисом левого движения. Чем он вызван — тема для отдельного разговора. Но факт остается фактом: современные трудящиеся практически разучились бороться за свои права. Во Франции, Греции, Дании и в других странах, несмотря на все протесты и митинги, повышение пенсионного возраста все-таки произошло. Вполне возможно, что такая же участь ожидает и нас.