история россии конспект лекций с иллюстрациями учебное пособие сафразьян

История России. Конспект лекций с иллюстрациями. Учебное пособие

Возрастное ограничение:0+
Жанр:История
Издательство:Проспект
Дата размещения:06.12.2018
ISBN:9785392290017
Язык: история россии конспект лекций с иллюстрациями учебное пособие сафразьян
Объем текста:197 стр.

Формат:
epub

Оглавление

Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу

1. Расселение, хозяйственная жизнь и верования восточных славян

Славяне выделились из индоевропейской общности во II тысячелетии до н. э. Восточные славяне жили на территории Восточно-Европейской равнины. В VI–IX вв. у славян появляются союзы племен. В Среднем Поднепровье жили поляне. К северо-востоку от них — древляне. В верховье Днестра обитали хорваты. В бассейне реки Сож жили радимичи, а на Верхней Оке — вятичи. Между Припятью и Двиной жили дреговичи, а в верховьях Двины, Днепра и Волги — кривичи. На севере у озера Ильмень жили ильменские словене.

Религиозные представления славян о мире были достаточно сложны. Язычество как система взглядов проникало в различные сферы жизни, становясь неотъемлемой частью существования славянина конца первого тысячелетия. Славяне считали, что природными стихиями управляют духи и боги, причем как добрые, так и злые, как сильные, так и слабые. Пантеон славянских богов был во многом заимствован у других народов. Причем в разных союзах племен славян была своя иерархия богов. Самыми почитаемыми богами были Сварог — бог Вселенной, бог огня; Перун — бог грома, молнии и войны; Велес — покровитель скотоводства; Стрибог повелевал ветрами; Даждьбог, Хорс, Ярило связывались славянами с солнцем; Симаргл — бог подземного мира. Божество славянского происхождения Мокошь — покровительница женской части хозяйства. Помимо богов важную роль в язычестве славян играли духи, населявшие лес — лешие, воду — русалки, дом — домовые, кикиморы. Жертвоприношения осуществлялись в специальных местах — капищах, а языческих жрецов именовали волхвами.

История России. Конспект лекций с иллюстрациями. Учебное пособие

Учебное пособие охватывает ВСЕ основные темы курса «История России».
Для удобства восприятия и запоминания учебный материал организован в виде кратких вопросов и ответов и снабжен иллюстрациями.
Пособие адресовано школьникам, абитуриентам, студентам, аспирантам и преподавателям. Книга будет полезна при подготовке к любым видам экзаменов, ГИА, ЕГЭ.

история россии конспект лекций с иллюстрациями учебное пособие сафразьян

Сафразьян А.Л. История России. Конспект лекций с иллюстрациями. Учебное пособие

Сафразьян А.Л. История России. Конспект лекций с иллюстрациями. Учебное пособие

Учебное пособие охватывает ВСЕ основные темы курса «История России».
Для удобства восприятия и запоминания учебный материал организован в виде кратких вопросов и ответов и снабжен иллюстрациями.
Пособие адресовано школьникам, абитуриентам, студентам, аспирантам и преподавателям. Книга будет полезна при подготовке к любым видам экзаменов, ГИА, ЕГЭ.

Внимание! Авторские права на книгу «История России. Конспект лекций с иллюстрациями. Учебное пособие» ( Сафразьян А.Л. ) охраняются законодательством!

Источник

история россии конспект лекций с иллюстрациями учебное пособие сафразьян

Описание книги «История России. Конспект лекций»

Описание и краткое содержание «История России. Конспект лекций» читать бесплатно онлайн.

Учебное пособие, подготовленное в виде кратких вопросов и ответов и охватывает все основные темы учебного курса «История России», включаемые в билеты для экзаменов, зачетов, семинаров. Для студентов, аспирантов и преподавателей.

Сафразьян Александр Леонович

1. Расселение, хозяйственная жизнь и верования восточных славян

Славяне выделились из индоевропейской общности во II тысячелетии до н. э. Восточные славяне жили на территории Восточно-европейской равнины. В VI–IX вв. у славян появляются союзы племен. В Среднем Поднепровье жили поляне. К северо-востоку от них – древляне. В верховье Днестра обитали хорваты. В бассейне реки Сож жили радимичи, а на Верхней Оке – вятичи. Между Припятью и Двиной жили дреговичи, а в верховьях Двины, Днепра и Волги – кривичи. На севере у озера Ильмень жили ильменские словене.

Религиозные представления славян о мире были достаточно сложны. Язычество как система взглядов проникало в различные сферы жизни, становясь неотъемлемой частью существования славянина конца первого тысячелетия. Славяне считали, что природными стихиями управляют духи и боги, причем как добрые, так и злые, как сильные, так и слабые. Пантеон славянских богов был во многом заимствован у других народов. Причем в разных союзах племен славян была своя иерархия богов. Самыми почитаемыми богами были Сварог – бог Вселенной, бог огня; Перун – бог грома, молнии и войны; Велес – покровитель скотоводства; Стрибог повелевал ветрами; Даждьбог, Хорс, Ярило связывались славянами с солнцем; Симаргл – бог подземного мира. Божество славянского происхождения Мокошь – покровительница женской части хозяйства. Помимо богов важную роль в язычестве славян играли духи, населявшие лес – лешие, воду – русалки, дом – домовые, кикиморы. Жертвоприношения осуществлялись в специальных местах – капищах, а языческих жрецов именовали волхвами.

В конце IX в. возник знаменитый путь «из варяг в греки», основной участок которого проходил по территории славян. Этот торговый путь связывал Балтийское (Варяжское) море со столицей Византии Константинополем. Новгород и Киев контролировали северный и южный участки пути, что способствовало развитию этих городов как центров торговли.

Хозяйственная жизнь славянских племен в значительной степени определялась климатом, особенностями рельефа. Так, в северных землях, например в Новгороде, преобладала торговля, активно развивались ремесло, охота, бортничество. Более интенсивно развивалось земледелие в южных землях с более мягким климатом. Из злаковых культур славяне возделывали рожь, ячмень, пшеницу, просо. На огородах росли свекла, репа, капуста, морковь, чеснок. На севере ведущий системой земледелия была подсечно-огневая (сжигали часть леса, зола была хорошим удобрением, и первые два-три года земля давала высокий урожай), а на юге – переложная (в течение нескольких лет засеивали один участок земли, пока он не истощится, потом переходили на другой).

В племенах славяне организовывались в общины (миры, верви). В первую очередь это было продиктовано экономической целесообразностью в условиях холодного климата. Во многом именно поэтому община в России просуществовала вплоть до XX в. К IX в. на смену родовой общине пришла территориальная (соседская).

Во главе славянских союзов племен стояли князья, опирались они в вопросах управления и военных походов на дружину. К IX в. с экономическим развитием усложняется структура общества, обособляется племенная знать, однако важные вопросы по-прежнему решаются на общем собрании племени – вече. Формируются категории зависимых людей (холопы, рядовичи, закупы).

2. Первые славянские князья

Согласно «Повести временных лет», одной из ключевых для восстановления истории летописей, в 862 г. ильменские словене пригласили править в Новгород варяжского князя Рюрика (862–879). В XVIII в. работавшие в России немецкие ученые Г. З. Байер, Г. Ф. Миллер, А. Л. Шлецер сформулировали норманнскую теорию. Ее суть состоит в том, что именно приглашенные варяги (норманны, скандинавы) создали у славян государство – Киевскую Русь. Однако уже в XVIII в. в активную полемику с этой теорией вступил М. В. Ломоносов. Сегодня в научном сообществе существуют две равноправные концепции образования государства у восточных славян: неонорманнская и антинорманнская. Сторонники обеих концепций, однако, отвергают тезис о создании государства у восточных славян извне, в результате усилий отдельных личностей.

В 879 г., после смерти Рюрика, в Новгороде начал княжить его малолетний сын Игорь, регентом при котором был Олег (879–912), родственник или дружинник Рюрика. Важнейшим событием во время его правления было объединение Новгорода и Киева в 882 г. Олег организовал военный поход, который сложился успешно, были убиты киевские князья Аскольд и Дир. Сложилось единое государство Киевская Русь. В 907 и 911 г. были организованы военные походы на Византию, закончившиеся подписанием выгодного для славян договора. В этот же период Олег расширил влияние и территорию государства: он заставил платить дань древлян, северян и радимичей.

После смерти Олега в 912 г. начал править сын Рюрика – Игорь (912–945), женатый на варяжке Ольге. В 941 г. Игорь предпринял поход на Византию, который закончился неудачно. Собрав новое войско, киевский князь в 944 г. повторно напал на Константинополь. Был подписан новый договор, его условия были несколько хуже, чем условия договора начала X в., однако по-прежнему сохранялись некоторые привилегии русских купцов. Подчиненные киевскому князю племена обязаны были платить ему дань, размер которой не был строго определен. Князь вместе со своей дружиной с середины осени, после завершения страды, начинал обход подконтрольных земель с целью сбора дани – «полюдье». К середине весны князь возвращался назад. В одном из таких походов в 945 г. и погиб Игорь от рук древлян, так как дружинники князя за один год дважды попытались собрать дань.

После смерти мужа к власти пришла его жена Ольга (945–964), считавшаяся регентшей при малолетнем Игоре. Два посольства древлян были безжалостно убиты, а чуть позже княгиня приказала сжечь и столицу древлян – город Искоростень. Вместе с тем стало ясно, что сбор дани должен быть упорядочен, и Ольга ввела определенный размер дани – «урок» и установила «погосты» – места сбора дани. За период с 912 по 964 гг. к Киевской Руси были присоединены племена уличей, тиверцев и древлян.

Сын Игоря Святослав (964–972) становится киевским князем в 964 г., его правление характеризуется активной внешнеполитической деятельностью. Были совершены военные походы против Волжской Болгарии, Хазарского каганата (965 г.), Болгарии (967 г.). В планы Святослава входило перенести столицу из Киева в Переяславец на Дунае, так как именно там, по мнению князя, было пересечение центральных торговых путей. Осуществлению этого плана мешала Византия, не заинтересованная в приближении резиденции сильного и грозного князя. В 970–971 гг. Святослав воевал против Византии, однако безуспешно, и в 972 г. по дороге в Киев был убит печенегами.

Владимир (980–1015) окончательно объединил под властью Киевской Руси все земли восточных славян. Древнерусское государство становилось все более сложным образованием, язычество как государственная религия уже не устраивало князя. Выбор Владимиром православной веры по византийскому обряду объяснялся тесными торговыми, политическими и религиозными связями двух стран. В 988 г. Владимир вместе со своей дружиной крестился в византийском городе Корсуне, который ему пришлось взять силой, так как император Византии Василий II, нарушив свое обещание, отказался выдать свою дочь Анну за киевского князя. В том же году, согласно свидетельству летописца, были крещены жители Киева.

Крещение Руси имело большое культурное, политическое значение, предопределившее развитие страны на века вперед. Вместе с тем распространение христианства было медленным процессом, многие окраины страны на протяжении веков придерживались языческих верований. Возглавлял православную церковь на Руси митрополит, которого назначал византийский патриарх.

Старшим сыном Владимира Святого был Святополк (1015–1019), он и возглавил Киевскую Русь на несколько лет. Между сыновьями обострились противоречия, начались междоусобные войны. Первыми жертвами стали сводные братья Святополка Борис и Глеб, убитые по его приказу. Именно с этими убийствами связано полученное Святополком прозвище Окаянный.

Против Святополка Окаянного выступил его брат Ярослав, княживший в Новгороде Великом. Ярослав (1019–1054), прозванный за свою политику Мудрым, одержал победу и возглавил Древнерусское государство. Период его правления считается расцветом Киевской Руси, при нем получило широкое распространение обучение грамоте, каменное строительство. В 1037 г. был возведен Софийский собор, сооружены Золотые ворота в Киеве. Все это символизировало мощь и силу молодого христианского государства.

Источник

Читать онлайн «История России. Конспект лекций»

Автор Александр Сафразьян

Сафразьян Александр Леонович

1. Расселение, хозяйственная жизнь и верования восточных славян

Славяне выделились из индоевропейской общности во II тысячелетии до н. э. Восточные славяне жили на территории Восточно-европейской равнины. В VI–IX вв. у славян появляются союзы племен. В Среднем Поднепровье жили поляне. К северо-востоку от них – древляне. В верховье Днестра обитали хорваты. В бассейне реки Сож жили радимичи, а на Верхней Оке – вятичи. Между Припятью и Двиной жили дреговичи, а в верховьях Двины, Днепра и Волги – кривичи. На севере у озера Ильмень жили ильменские словене.

Религиозные представления славян о мире были достаточно сложны. Язычество как система взглядов проникало в различные сферы жизни, становясь неотъемлемой частью существования славянина конца первого тысячелетия. Славяне считали, что природными стихиями управляют духи и боги, причем как добрые, так и злые, как сильные, так и слабые. Пантеон славянских богов был во многом заимствован у других народов. Причем в разных союзах племен славян была своя иерархия богов. Самыми почитаемыми богами были Сварог – бог Вселенной, бог огня; Перун – бог грома, молнии и войны; Велес – покровитель скотоводства; Стрибог повелевал ветрами; Даждьбог, Хорс, Ярило связывались славянами с солнцем; Симаргл – бог подземного мира. Божество славянского происхождения Мокошь – покровительница женской части хозяйства.

В конце IX в. возник знаменитый путь «из варяг в греки», основной участок которого проходил по территории славян. Этот торговый путь связывал Балтийское (Варяжское) море со столицей Византии Константинополем. Новгород и Киев контролировали северный и южный участки пути, что способствовало развитию этих городов как центров торговли.

Хозяйственная жизнь славянских племен в значительной степени определялась климатом, особенностями рельефа. Так, в северных землях, например в Новгороде, преобладала торговля, активно развивались ремесло, охота, бортничество. Более интенсивно развивалось земледелие в южных землях с более мягким климатом. Из злаковых культур славяне возделывали рожь, ячмень, пшеницу, просо. На огородах росли свекла, репа, капуста, морковь, чеснок. На севере ведущий системой земледелия была подсечно-огневая (сжигали часть леса, зола была хорошим удобрением, и первые два-три года земля давала высокий урожай), а на юге – переложная (в течение нескольких лет засеивали один участок земли, пока он не истощится, потом переходили на другой).

В племенах славяне организовывались в общины (миры, верви). В первую очередь это было продиктовано экономической целесообразностью в условиях холодного климата. Во многом именно поэтому община в России просуществовала вплоть до XX в. К IX в. на смену родовой общине пришла территориальная (соседская).

Источник

Александр Сафразьян: История России. Конспект лекций

Здесь есть возможность читать онлайн «Александр Сафразьян: История России. Конспект лекций» — ознакомительный отрывок электронной книги, а после прочтения отрывка купить полную версию. В некоторых случаях присутствует краткое содержание. год выпуска: 2013, ISBN: 9785392073870, издательство: Литагент Проспект (без drm), категория: История / на русском языке. Описание произведения, (предисловие) а так же отзывы посетителей доступны на портале. Библиотека «Либ Кат» — LibCat.ru создана для любителей полистать хорошую книжку и предлагает широкий выбор жанров:

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

история россии конспект лекций с иллюстрациями учебное пособие сафразьян

История России. Конспект лекций: краткое содержание, описание и аннотация

Предлагаем к чтению аннотацию, описание, краткое содержание или предисловие (зависит от того, что написал сам автор книги «История России. Конспект лекций»). Если вы не нашли необходимую информацию о книге — напишите в комментариях, мы постараемся отыскать её.

Александр Сафразьян: другие книги автора

Кто написал История России. Конспект лекций? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

история россии конспект лекций с иллюстрациями учебное пособие сафразьян

история россии конспект лекций с иллюстрациями учебное пособие сафразьян

история россии конспект лекций с иллюстрациями учебное пособие сафразьян

история россии конспект лекций с иллюстрациями учебное пособие сафразьян

Эта книга опубликована на нашем сайте на правах партнёрской программы ЛитРес (litres.ru) и содержит только ознакомительный отрывок. Если Вы против её размещения, пожалуйста, направьте Вашу жалобу на info@libcat.ru или заполните форму обратной связи.

история россии конспект лекций с иллюстрациями учебное пособие сафразьян

история россии конспект лекций с иллюстрациями учебное пособие сафразьян

история россии конспект лекций с иллюстрациями учебное пособие сафразьян

история россии конспект лекций с иллюстрациями учебное пособие сафразьян

история россии конспект лекций с иллюстрациями учебное пособие сафразьян

история россии конспект лекций с иллюстрациями учебное пособие сафразьян

история россии конспект лекций с иллюстрациями учебное пособие сафразьян

история россии конспект лекций с иллюстрациями учебное пособие сафразьян

история россии конспект лекций с иллюстрациями учебное пособие сафразьян

история россии конспект лекций с иллюстрациями учебное пособие сафразьян

история россии конспект лекций с иллюстрациями учебное пособие сафразьян

история россии конспект лекций с иллюстрациями учебное пособие сафразьян

История России. Конспект лекций — читать онлайн ознакомительный отрывок

Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «История России. Конспект лекций», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Поставьте закладку, и сможете в любой момент перейти на страницу, на которой закончили чтение.

3. Феодальная раздробленность Руси

В 1097 г. в Любече состоялся съезд князей, на котором был провозглашен принцип «каждый да держит отчину свою». Окончательный раскол единого Древнерусского государства историки относят к 30-м гг. XII в.

Феодальная раздробленность – это закономерный этап развития киевской державы. Причины этого явления следует искать, в первую очередь, в экономической самостоятельности многих земель и притязаниях князей на киевский великий стол. Обострялись династические противоречия в силу введенной лествичной системы Ярослава Мудрого, по которой великим князем становился старший в роду. Возвышалось богатеющее боярство, поддерживающее князей в их стремлении отделиться от Киева. Однако нередко случались конфликты и между боярством и местными князьями за власть и влияние.

К середине XII в. выделилось 15 княжеств, лишь формально зависимых от Киева; к началу XIII в. их количество возросло до 50. Рассмотрим наиболее влиятельные и сильные княжества до нашествия монголо-татар.

Киевское княжество постепенно теряло свой авторитет главного центра Руси. Падению престижа Киева способствовало и его экономическое ослабление, связанное с утратой прежнего значения пути «из варяг в греки», оттоком населения из княжества в связи с угрозами, исходящими от кочевников, и запустением земель ввиду постоянных военных походов князей к Киеву. Ожесточенная борьба претендентов на титул великого князя середины XII в. привела к частой смене князей в Киеве. С 80-х гг. XII в. резиденцией великого князя становится Владимир-на-Клязьме.

Владимиро-Суздальское княжество, в отличие от Киевского, испытывало экономический подъем. Этому способствовала удаленность территории княжества от кочевников и наличие естественных преград – рек и лесов. Через Владимиро-Суздальскую землю пролегал важнейший торговый путь – Волжский, соединявший Северо-Восточную Русь со странами Востока. Все эти факторы способствовали постоянному притоку населения, росту старых и возникновению новых городов.

Процессу смещения политического центра Древнерусского государства из Киева во Владимир способствовала умелая политика амбициозных князей Владимиро-Суздальской земли. Сын Владимира Мономаха Юрий (1125–1157) приложил много сил, чтобы сделать свое княжество сильным и независимым. Однако Юрий не отказывался и от попыток захватить киевский престол, за что и получил прозвище Долгорукий. 4 апреля 1147 г. Юрий пригласил своего союзника Святослава Ольговича в Москву на пир. Москва впервые была упомянута в летописи, и эта дата считается временем основания города.

В 1157 г., после смерти Юрия, княжить начал его сын Андрей (1157–1174). Своей социальной опорой Андрей сделал города и дворянство, перенес столицу во Владимир, а впоследствии основал резиденцию в Боголюбове, за что и получил свое прозвище – Боголюбский. Эти действия князя объясняются его стремлением к самостоятельной политике – в Ростове и Суздале существовала сильная оппозиция княжеской власти в лице боярства. В 1169 г. Андрей Боголюбский захватил Киев. Но, отдав его на разграбление, Андрей не пожелал там остаться и вернулся во Владимир, что еще раз подчеркивало снижение значения и авторитета Киева. В 1174 г. князь был убит в своей резиденции боярами-заговорщиками во главе с Кучковичами. Андрей Боголюбский хотя и не сцдел в Киеве, носил титул великого князя. После нескольких лет борьбы за владимиро-суздальский престол победу одержал Всеволод Большое Гнездо (1176–1212), прозванный так за большое количество сыновей. Активная политика Всеволода способствовала расширению территории княжества, расцвету городов.

Галицко-Волынское княжество располагалось на юго-западе Руси. Удаленность от кочевников и активная торговля с соседними странами (Чехией, Венгрией, Польшей) привели к значительному экономическому подъему. В 1199 г. волынский князь Роман Мстиславович (1170–1205) объединил Галицкое и Волынское княжества. Подавив влияние бояр, Роман установил сильную княжескую власть. Его сыну Даниилу Романовичу (1221–1264) в 1240 г. удалось, заняв Киев, объединить Киевскую землю и юго-западную Русь, однако все изменило нашествие монголо-татар, разоривших земли Даниила.

Источник

История России. Конспект лекций

история россии конспект лекций с иллюстрациями учебное пособие сафразьян

Эта и ещё 2 книги за 299 ₽

Учебное пособие, подготовленное в виде кратких вопросов и ответов и охватывает все основные темы учебного курса «История России», включаемые в билеты для экзаменов, зачетов, семинаров. Для студентов, аспирантов и преподавателей.

Отзывы 2

Классная книга сжатый курс для егэ подойдет поможет в заданиях с иллюстрированным материалом и студентам которые готовяться к сессии можно быстро повторить курс истории.

Классная книга сжатый курс для егэ подойдет поможет в заданиях с иллюстрированным материалом и студентам которые готовяться к сессии можно быстро повторить курс истории.

история россии конспект лекций с иллюстрациями учебное пособие сафразьян

Книга эта живет долго в разных модификациях. Рекомендую ее студентам как «краткий курс», да и сам освежаю в памяти основные «вехи» перед лекциями для первокурсников-неисториков.

Не стоит ждать от книги завораживающего рассказа, заставляющего не ложиться спать, пока не дочитаешь. Это просто изложение информации, иногда несколько устаревшее, но зато сдержанное и систематическое.

история россии конспект лекций с иллюстрациями учебное пособие сафразьян

Книга эта живет долго в разных модификациях. Рекомендую ее студентам как «краткий курс», да и сам освежаю в памяти основные «вехи» перед лекциями для первокурсников-неисториков.

Не стоит ждать от книги завораживающего рассказа, заставляющего не ложиться спать, пока не дочитаешь. Это просто изложение информации, иногда несколько устаревшее, но зато сдержанное и систематическое.

Оставьте отзыв

Напишите отзыв и получите 25 бонусных рублей на ваш счёт ЛитРес

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *