история уполномоченный по правам человека в рф

История института Уполномоченного по правам человека

Институт омбудсмена или государственного правозащитника, выступающего в роли своеобразного адвоката общества перед государством, возник как один из важных механизмов общественного контроля над тем, как государство соблюдает свои обязательства в сфере прав и свобод человека.

Родиной института омбудсмена по праву считается Швеция, где еще в XIII веке омбудсменом назывался человек, который избирался для сбора от имени пострадавшей стороны денежной пени (виры) с преступников, совершивших убийство. Со шведского языка слово «омбудсмен» переводится как «поверенный», «доверенное лицо». С середины XX века этот институт стал распространяться и среди других стран мира – как в Европе, так и в других регионах.

Именно после Второй мировой войны стало очевидно, что без гарантий соблюдения прав человека невозможно существование стабильной демократии. С другой стороны, вне демократии нет и не может быть соблюдения и действенной защиты прав человека. Это два взаимосвязанных и взаимозависимых понятия, и именно поэтому демократическому государству необходим такой институт как омбудсмен, являющийся стабилизационным фактором и гарантом эффективного функционирования демократической системы.

Сегодня более чем в ста странах мира существуют уполномоченные по правам человека. Опыт их работы показывает, что данные структуры возлагают на себя роль посредника между государственной властью и обществом в деле защиты прав человека, способствуют созданию демократического правового государства и развитию правосознания граждан и должностных лиц.

Становление института уполномоченного по правам человека в Российской Федерации – одно из важнейших достижений демократических реформ в нашей стране. Правовая основа института уполномоченного по правам человека (омбудсмена) в России была заложена Декларацией прав и свобод человека и гражданина РФ от 22 ноября 1991 г.

Еще до того, как закон об уполномоченном был принят, Государственная Дума в рамках межфракционного соглашения возложила обязанности уполномоченного на известного правозащитника С.А.Ковалева. Он был назначен 17 января 1994 года и освобожден от должности 10 марта 1995 года.​ Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» официально вступил в силу 4 марта 1997 года.

Многие субъекты РФ, в том числе и Ивановская область, пошли по более понятному и привычному пути создания комиссий по правам человека при Губернаторе, копируя соответствующую структуру при Президенте РФ. В Ивановской области такая комиссия была образована в 1998 году под председательством профессора Ивановского государственного университета Э.С. Тенчова. В 2008 году в Уставе Ивановской области появилась 17-я статья «Уполномоченные органы (должности) по правам человека», которая устанавливает, что «в целях обеспечения дополнительных гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина законами Ивановской области учреждаются органы (должности) по правам человека».

Региональный Закон «Об Уполномоченном по правам человека в Ивановской области» был принят в декабре 2010 г., который прошел многомесячное и серьезное общественное и депутатское обсуждение.

27 января 2011 года по представлению Губернатора Ивановской области М.А. Меня в соответствии с Законом Ивановской области от 08.12.2010 г. № 140-ОЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Ивановской области» постановлением Ивановской областной Думы от 27.01.2011 № 2 на должность первого Уполномоченного по правам человека в Ивановской области был назначен Андрей Юрьевич Кабанов, проработавший до декабря 2013 г.

В целом, институт уполномоченного по правам человека служит своеобразным связующим мостом между властью и обществом, поскольку он разрешает конфликты государственных и индивидуальных интересов, выравнивает «баланс сил» государства и общества в области защиты прав и свобод. В то же время, уполномоченный не претендует на то, чтобы заменить собой традиционные органы и механизмы контроля. Основа его работы – критическое сотрудничество с органами власти различных уровней. Уполномоченный противостоит попыткам подорвать или исказить правовой характер государства.

Основные международные обязательства РФ

в области защиты прав человека

Координационным центром сотрудничества государств в области прав человека является Организация Объединенных Наций (ООН). Союз Советских Социалистических Республик был одним из основателей Организации Объединенных Наций с 24 октября 1945 года. В письме от 24 декабря 1991 года Президент Российской Федерации Борис Ельцин проинформировал Генерального секретаря о том, что членство Советского Союза в Совете Безопасности и всех других органах Организации Объединенных Наций будет продолжено Российской Федерацией при поддержке 11 стран — членов Содружества Независимых Государств. В рамках ООН разработаны важнейшие международно-правовые акты по защите прав и свобод человека, фактически установившие международные стандарты в данной области:

— Всеобщая декларация прав человека 1948 года

В Декларации впервые были разработаны в комплексе не национальные, а общечеловеческие, международные стандарты прав и свобод.

Всеобщая декларация включает широкий перечень как гражданских и политических, так и социально-экономических и культурных прав. Признавая естественный характер прав человека, она в первой же статье провозглашает, что «все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и в своих правах».

Это уникальный документ и по способу разработки, воплотивший все ценное, что было веками накоплено в доктрине и национальном законодательстве, и по содержанию, комплексно регламентирующий основные права и свободы, и по роли в международном нормотворчестве, являющийся фундаментом всего обширного договорного массива в области прав человека, и по степени информированности мирового сообщества (текст Декларации переведен на 370 языков).

Несмотря на то, что Декларация была принята в форме резолюции Генеральной Ассамблеи, которые, как известно, носят рекомендательный характер, всеобщее признание Декларации на современном этапе не вызывает сомнений и позволяет квалифицировать ее положения как обычные нормы общего международного права.

— Пакты о правах человека 1966 года: Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах

Вслед за принятием Всеобщей Декларации прав человека была начата разработка международных пактов о правах человека: одного – о гражданских и политических правах и другого об экономических, социальных и культурных правах, чтобы придать обязательную юридическую силу правам, провозглашенным в Декларации.

К Международному пакту о гражданских и политических правах имеются два Факультативных протокола:

Эти документы вместе с самой Декларацией получили широкую известность под названием Международного билля о правах человека.

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод.

Европейский суд по правам человека

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод является одним из основных документов Совета Европы.

Российская Федерация вступила в Совет Европы 28 февраля 1996 года и ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод 5 мая 1998 года.

Важность Конвенции обусловлена не только широтой закрепленных в ней прав, но и особым механизмом защиты, созданным в Страсбурге для расследования предполагаемых нарушений и для обеспечения выполнения обязательств, предусмотренных Конвенцией – Европейским судом по правам человека.

Аппаратом Уполномоченного по правам человека в Ивановской области были подготовлены методические рекомендации «Как обратиться в Европейский суд по правам человека», в которых разъясняются компетенция Европейского суда, кто имеет право обратиться с жалобой, порядок ее подготовки, а также инструкции для лиц, заполняющих формуляр жалобы в соответствии со ст. 34 Конвенции.

Источник

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации

История

Институт омбудсмена или государственного правозащитника, выступающего в роли своеобразного адвоката общества перед государством, возник как один из важных механизмов общественного контроля над тем, как государство соблюдает свои обязательства в сфере прав и свобод человека.

Родиной института омбудсмена по праву считается Швеция, где еще в XIII веке омбудсменом назывался человек, который избирался для сбора от имени пострадавшей стороны денежной пени (виры) с преступников, совершивших убийство. Со шведского языка слово «омбудсмен» переводится как «поверенный», «доверенное лицо». Поначалу, в эпоху абсолютной монархии, омбудсмены были людьми короны, призванными контролировать от имени верховной власти деятельность чиновников и судей. По мере перехода к конституционной монархии, омбудсмен стал осуществлять надзор за администрацией от имени парламента, что и получило закрепление в Конституции Швеции 1809 г.

Второй страной, где была введена должность омбудсмена, стала Финляндия (Конституция 1919 года), а с середины XX века этот институт стал распространяться и среди других стран мира – как в Европе, так и в других регионах.

Именно после Второй мировой войны стало очевидно, что без гарантий соблюдения прав человека невозможно существование стабильной демократии. С другой стороны, вне демократии нет и не может быть соблюдения и действенной защиты прав человека. Это два взаимосвязанных и взаимозависимых понятия, и именно поэтому демократическому государству необходим такой институт как омбудсмен, являющийся стабилизационным фактором и гарантом эффективного функционирования демократической системы.

Особая потребность в этом институте появляется тогда, когда существующие государственные структуры зачастую лишь имитируют реализацию заложенных в Конституции и законах правозащитных положений, и возникает необходимость дополнительной защиты прав граждан против административного произвола.

Сегодня более чем в ста странах мира существуют уполномоченные по правам человека. Опыт их работы в странах Восточной Европы (Польше, Венгрии, Румынии, Словении и др.) показывает, что данные структуры возлагают на себя роль посредника между государственной властью и обществом в деле защиты прав человека, способствуют созданию демократического правового государства и развитию правосознания граждан и должностных лиц.

Становление института уполномоченного по правам человека в Российской Федерации – одно из важнейших достижений демократических реформ в нашей стране. Правовая основа института уполномоченного по правам человека (омбудсмена) в России была заложена Декларацией прав и свобод человека и гражданина РФ от 22 ноября 1991 г. Следующим шагом по введению должности российского уполномоченного (омбудсмена) стали статьи 45 и 103 Конституции РФ (принятой в 1993 г.). Статья 45 Конституции гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в РФ, а статья 103 наделяет парламент правом назначения на должность и освобождения от должности уполномоченного по правам человека. Дополнительным стимулом к правовому оформлению статуса уполномоченного стало Заключение Страсбурга по заявке России на вступление в Совет Европы, сделанное в январе 1996 года. Его п. V, в частности, гласил: «ожидается, что будет принят соответствующий стандартам Совета Европы новый закон о роли, деятельности и организации Бюро уполномоченного по правам человека».

история уполномоченный по правам человека в рф

Еще до того, как закон об уполномоченном был принят, Государственная Дума в рамках межфракционного соглашения возложила обязанности уполномоченного на известного правозащитника С.А.Ковалева. Он был назначен 17 января 1994 года и освобожден от должности 10 марта 1995 года.​

После всех процедур согласования, Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» был принят Государственной Думой 25 декабря 1996 года и подписан Президентом Российской Федерации 26 февраля 1997 года. Закон официально вступил в силу 4 марта 1997 года.

Закон определяет статус уполномоченного, его компетенцию и порядок назначения и освобождения от должности и предусматривает независимость и неподотчетность уполномоченного каким-либо государственным органам и должностным лицам. Законом также предусматривается учреждение региональных уполномоченных в субъектах федерации.

В целом, институт уполномоченного по правам человека в Российской Федерации служит своеобразным связующим мостом между властью и обществом, поскольку он разрешает конфликты государственных и индивидуальных интересов, выравнивает «баланс сил» государства и общества в области защиты прав и свобод. В то же время, уполномоченный не претендует на то, чтобы заменить собой традиционные органы и механизмы контроля. Основа его работы – критическое сотрудничество с органами власти различных уровней. Уполномоченный противостоит попыткам подорвать или исказить правовой характер государства.

история уполномоченный по правам человека в рф

Другая важная задача уполномоченного – правовое просвещение. Зачастую, права человека в России нарушаются потому, что о своих правах люди попросту мало осведомлены. Одна из основных стратегических целей уполномоченного заключается в том, чтобы граждане в отношениях с властями могли более ясно, четко и с достоинством отстаивать свои права, а власти вынуждены были с этим считаться.

В мае 1998 года Государственная Дума РФ назначила уполномоченным по правам человека в России О.О.Миронова. Доктор юридических наук, профессор Миронов стал первым юристом, занимавшим пост уполномоченного по правам человека в России. Миронову в короткие сроки удалось буквально с нуля организовать деятельность аппарата уполномоченного и наладить его активную работу.

история уполномоченный по правам человека в рф

Преемником О.О.Миронова в 2004 году стал В.П.Лукин, доктор исторических наук, бывший Чрезвычайный и Полномочный Посол России в США. По предложению Президента РФ, Лукин был повторно назначен на должность уполномоченного в 2009 году. В связи с истечением срока полномочий покинул пост в начале 2014 года.

18 марта 2014 года на должность уполномоченного по правам человека в Российской Федерации назначена Э.А. Памфилова.

история уполномоченный по правам человека в рф

Памфилова – известный российский политический, государственный и общественный деятель, в прошлом министр социальной защиты населения в правительствах Егора Гайдара и Виктора Черномырдина (1991−1994) и председатель Совета при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека (2004−2010). Освобождена от должности уполномоченного по правам человека в Российской Федерации с 28 марта 2016 года.

22 апреля 2016 года депутаты Государственной думы проголосовали за назначение Т.Н. Москальковой на пост Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Источник

История

В Российской Федерации идея учреждения института Уполномоченного по правам человека впервые получила юридическое выражение в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой 22 ноября 1991 года Верховным Советом РСФСР. Должность Уполномоченного по правам человека была учреждена Конституцией Российской Федерации в 1993 году (п. «д» ч. 1 ст. 103).

Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» вступил в силу в марте 1997 года. Федеральный конституционный закон установил, что Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчётен каким-либо государственным органам и должностным лицам.

В Республике Хакасия региональный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Хакасия» был принят Верховным Советом Республики Хакасия 30 июня 2010 года. 23 марта 2011 года в Республике Хакасия образован институт Уполномоченного по правам человека штатной численностью 3 человека. Первым Уполномоченным по правам человека в Республике Хакасия был избран Александр Ильич Чистотин.

За первые недели своей деятельности после избрания, Уполномоченным были проведены встречи с руководителями профильных республиканских министерств, Общественной палаты, силовых структур, Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, православной церкви.

В ходе переговоров была достигнута договорённость о разработке и подписании Соглашений о взаимодействия и сотрудничества с аппаратом Уполномоченного в целях соблюдения прав и свобод человека, защиты прав и законных интересов ребёнка, проведения профилактической работы и правового просвещения населения.

На сегодняшний день заключены соглашения с МВД РХ, Прокуратурой РХ, Отделением Пенсионного фонда, Адвокатской палатой, Общественной палатой, Управлением министерства юстиции, УФССП, Следственным Управлением Следственного комитета, ХГУ им. Катанова, Избирательной комиссией, УФСИН, УФСКН, Росгвардией, Фондом социального страхования, Нотариальной палатой. (Полный список и тексты соглашений размещены в разделе «Соглашения о сотрудничестве и взаимодействии»).

Представители указанных ведомств и учреждений регулярно принимают участие в выездных приёмах граждан совместно с омбудсменом. Подобная практика позволяет оперативно реагировать на жалобы граждан и разрешать многие вопросы непосредственно в ходе приёма.

В июле 2018 года скоропостижно скончался Александр Ильич Чистотин.

С июля 2018 года по июнь 2019 сотрудники аппарата продолжали работу. Исполняющей обязанности Уполномоченного постановлением Верховного Совета республики была назначена советник Ольга Петровна Крафт.

В 2019 году, на девятой сессии Верховного Совета 7-го созыва официально вступил в должность Уполномоченный по правам человека в Республике Хакасия Андрей Олегович Шулбаев.

Депутаты республиканского парламента проголосовали за назначение нового омбудсмена практически единогласно, при одном воздержавшемся. Ранее кандидатура Андрея Олеговича Шулбаева была согласована с аппаратом Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

С 29 мая новый Уполномоченный по правам человека приступил к исполнению своих обязанностей.

За период 2011 – 2020 годы Уполномоченными и сотрудниками аппарата проведено более 120 выездных приёмов граждан в городах и районах республики. Как правило, выездные приёмы совмещались с посещением социальных учреждений и учреждений системы МВД РХ, с целью контроля за соблюдением прав граждан, находящихся в них.

Еженедельно, каждую пятницу, Уполномоченный проводит личный приём граждан. Также, любой желающий может отправить обращение по электронной почте, сообщить о нарушении своих прав по телефону или прийти в аппарат Уполномоченного и получить устную юридическую консультацию.

По итогам ежегодной деятельности Уполномоченным готовится доклад, электронная версия которого размещается на данном сайте.

© Официльный портал Уполномоченного по правам человека в Республики Хакасия
Адрес: 655017, Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Щетинкина, 18
Тел: +7 (3902) 223-440, +7 (3902) 222-510
E-mail: smi.ombudsman@yandex.ru (пресс-служба)
E-mail: upch@r-19.ru

При использовании материалов ссылка на Портал обязательна.

Источник

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации

Биография

МОСКАЛЬКОВА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации.

Член правления Европейского института омбудсмена.

Доктор юридических и философских наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации.

Родилась в 1955 году в Витебске в семье военнослужащего.

Работала консультантом в Отделе помилования Президиума Верховного Совета РСФСР. Подготовила свыше 3 тыс. проектов решений о помиловании.

Более 20 лет прослужила в органах внутренних дел, занималась разработкой законов и других правовых актов, направленных на защиту прав и свобод человека, борьбу с преступностью, взаимодействовала с Федеральным Собранием Российской Федерации, участвовала в разработке более 70 законопроектов.

Закончила аспирантуру Института государства и права Академии наук СССР и докторантуру Академии управления МВД России.

Темы научных исследований: защита прав и интересов личности в уголовном судопроизводстве; реабилитация незаконно подвергнутых мерам принуждения или невиновно осужденных. В кандидатской диссертации «Уважение чести и достоинства личности как принцип советского уголовного процесса» (защитила в 1988 г.), в докторской диссертации по юриспруденции «Нравственные основы уголовного процесса» (защитила в 1997 г.) и научных работах предложила ввести в закон нормы о свидетельском иммунитете (сегодня закреплена в ст. 51 Конституции); о запрещении использовать в качестве доказательств показания, полученные путем насилия, угроз и иных незаконных мер; о денежной компенсации за моральный ущерб, причиненный незаконным привлечением к уголовной ответственности, о принесении реабилитированному публичного извинения (сегодня закреплены в гл. 18 УПК) и т.д. Практически все предложения внедрены в законодательство.

В 2007 году была избрана депутатом Государственной Думы пятого созыва, была заместителем председателя комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками.

В 2011 году переизбрана депутатом Государственной Думы шестого созыва. Была членом рабочей группы по реализации положений ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации; председателем Комиссии по законодательству и регламенту Парламентского собрания Союзного государства России и Беларуси.

Вместе с депутатами внесла в Госдуму 121 законопроект. Из них приняты 22 федеральных закона.

Представляла интересы России в составе российской делегации в Комиссии по правам человека ООН.

В 2016 году избрана Государственной Думой на пост Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

В 2021 году после внесения кандидатуры Президентом Российской Федерации, повторно избрана Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации.

С момента назначения на должность Уполномоченного и до настоящего времени рассмотрено более 220 тыс. обращений граждан, на личных приёмах Уполномоченным и сотрудниками аппарата принято более 25 тыс. граждан.

Награды:

Кавалер Ордена Александра Невского, Ордена Почёта, имеет благодарность от Президента Российской Федерации В.В. Путина, благодарность от Правительства РФ, отмечена почётными грамотами Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания, Орденом святой Ольги Патриарха Московского и всея Руси, многими ведомственными наградами.

. Состояла во фракции политической партии «Справедливая Россия». Являлась членом президиума Центрального совета партии.

Внесла в Госдуму в качестве субъекта законодательной инициативы лично или совместно с другими депутатами 121 законопроект.

Активно занимается деятельностью, правовым просвещением населения. Автор и соавтор более 140 научных работ, в том числе монографий, учебников, комментариев к законодательству.

22 апреля 2016 года постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации назначена Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации.

Источник

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации

Из Википедии — свободной энциклопедии

история уполномоченный по правам человека в рф
Должность занимает
Татьяна Николаевна Москалькова
с 22 апреля 2016 годаДолжностьКандидатураПрезидентом Российской ФедерацииНазначаетсяГосударственной думойСрок полномочий5 летПоявилась1994 годВосстановлена1998 годПервыйСергей Адамович КовалёвСайтombudsmanrf.org

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации — назначенное Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации должностное лицо, призванное рассматривать жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих.

Данный институт впервые в российской практике введён Конституцией Российской Федерации, которая устанавливает, что Уполномоченный по правам человека назначается Государственной Думой и действует в соответствии с федеральным конституционным законом. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчётен каким-либо государственным органам и должностным лицам.

Институт такого типа, существующий в разных государствах мира, обобщённо называется институтом омбудсмена, хотя официальные названия должности в разных странах различные.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *