истратова о н диагностика и коррекция детско родительских отношений практикум

Истратова о н диагностика и коррекция детско родительских отношений практикум

истратова о н диагностика и коррекция детско родительских отношений практикум
Учёные рекомендуют
тренажёр для мозга

В 1996 году закончила Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова по специальности «Психология». В 1998 году была присуждена степень кандидата психологических наук.

Область научных интересов находится в рамках современной проблематики психологии развития и консультативной психологии: особенности психического развития детей, находящихся в трудных условиях (ситуация социального сиротства, безнадзорности); специфика психологических проблем «нормального детства». Также исследуются феномены материнства, отцовства, детско-родительских отношений.

Игры, упражнения, техники.

В книге уделяется внимание вопросам организации коррекционной работы, представлены разнообразные тренинговые упражнения и игры, подобранные в соответствии с задачами и проблемами развития в каждом возрасте.

Они направлены на решение проблем познавательного, психомоторного, социального, личностного развития детей. Предлагаемые рекомендации и игры помогут родителям и педагогам оптимизировать свое общение с детьми, а психологу — организовать полезные и увлекательные занятия с ребятами, нуждающимися в психологической поддержке.

Соавтор: Эксакусто Т.В

В сборнике тестов рассматриваются различные возможности психодиагностики личности, ее интеллекта, особенностей познавательных процессов.

Показано, что в процессе психодиагностики личности могут использоваться личностные опросники, а также проективные методы, направленные на изучение эмоциональной сферы, сферы межличностных отношений, функциональных состояний. Рассматриваются возможности диагностики профессиональной направленности и профессиональной компетентности.

Сборник содержит как развернутые аннотации известных психологических тестов, так и полные варианты методик, хорошо зарекомендовавших себя в практической психодиагностике. Представлены рекомендации к выполнению этих методик.

Соавтор: Эксакусто Т.В.

В книге «Справочник по групповой психокоррекции» затрагиваются вопросы групповой психокоррекционной работы, которая на сегодняшний день является одним из актуальных направлений деятельности практического психолога.

Дается описание основных видов психокоррекционной работы, ее специфики, видов и методов групповой психокоррекции. Уделяется внимание различным видам психокоррекционных групп: психотерапевтическим и тренинговым. Особое внимание уделяется специфике групповой психокоррекционной работы с детьми, подростками и взрослыми.

Соавтор: Эксакусто Т.В.

В книге представлен материал по диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной работе психолога в средней школе. Излагаются основные проблемы и задачи развития подростков и старшеклассников, направления психологического сопровождения в средней школе.

Книга предназначена школьным психологам, педагогам, студентам и аспирантам психологических и педагогических специальностей, а также специалистам в области практической психологии.

50 великих книг по психологии

Бесплатные почтовые рассылки по саморазвитию от авторов библиотеки.

Источник

Тренинг для родителей и детей с ОВЗ «Счастливы вместе»

истратова о н диагностика и коррекция детско родительских отношений практикум Надежда Сородник
Тренинг для родителей и детей с ОВЗ «Счастливы вместе»

«Счастливы вместе».

Цель: Гармонизация отношений родителей и детей с ОВЗ, повышение педагогической компетентности родителей, помочь родителям и детям ощутить удовольствие от совместной деятельности, помощь семьям по адаптации и включении детей с ОВЗ в общество.

Задачи : Повысить жизненный тонус родителей и детей. Научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком. Сформировать адекватную самооценку у родителей и детей. Развить у детей навыки социального общения. Научить родителей и детей действовать согласован. Развить у детей координацию движений.

Участники: родители, дети, воспитатели.

Организационный момент: все участники тренинга сидят в импровизированном круге из стульев.Материалы: листы бумаги формата А4, художественные принадлежности (краски, фломастеры, карандаши и т. д., листы бумаги для записей, ручки и чистые кисти, игрушка, маски сказочных персонажей.

Воспитатель: здравствуйте уважаемые родители и дети. Мы пригласили Вас поучавствовать в тренинге «Счастливы вместе». Родители и дети на наших занятиях научатся лучше понимать друг друга, радоваться совместной деятельности и успехам. Дети и родители будут упражнения выполнять вместе.

истратова о н диагностика и коррекция детско родительских отношений практикум истратова о н диагностика и коррекция детско родительских отношений практикум

Предлагаю выполнить 1. упражнение, которое называется «Моё имя».Цель упражнения: создание доброжелательного микроклимата в группе. Первый участник берет в руки медвежонка и называет себя так, как бы ему хотелось, чтобы его называли участники на протяжении всего занятия. И так все по очереди, начинает воспитатель.

истратова о н диагностика и коррекция детско родительских отношений практикум

2. Упражнение называется «Надежное плечо».Цель упражнения: формирование чувства доверия в группе, снятие нервного напряжения. Участникам тренинга предлагается встать в круг. Положить руки друг другу на плечи. Затем закрыть глаза и медленно раскачиваться, сначала влево, затем вправо, делать упражнение нужно аккуратно, чтобы не толкнуть своих соседей, стоящих по левую и правую стороны. В каждую сторону сделать по два-три раскачивания. Воспитатель выполняет задание вместе с участниками. Затем открываем глаза и улыбаемся друг другу.

истратова о н диагностика и коррекция детско родительских отношений практикум

3. Упражнение называется «Мой прекрасный ребенок».Цель упражнения: формирование у родителей положительного настроя на занятия по детско-родительским отношениям, повышение самооценки родителей, умение проявлять чувство принятия и любви к ребенку. Каждый родитель получает чистый бланк, на котором ему необходимо записать несколько положительных характеристик своего ребенка, а затем по очереди каждый представляет своего ребенка.Начиная каждую характеристику со слов: «Мой ребенок прекрасен потому что…».

После того, как каждый родитель презентует своего ребенка. Начинается рефлексия упражнения. Было ли сложно отыскать положительные характеристики в своём ребенке? Как Вы можете объяснить трудности, которые возникли во время выполнения этого упражнения? Искренние ли Ваши характеристики, или же вы включили в список характеристики, которые Вы скорее хотели бы видеть в своём ребенке? Спасибо за ответы.

4. Упражнение, называется «Портрет».Цель упражнения: активизация эмоционально-телесных связей, релаксация. Под приятную и спокойную музыку родитель и ребенок садятся друг напротив друга. Начинают по очереди «рисовать» лицо. Начинает взрослый, осторожно обводит черты лица ребенка сначала пальцем. Затем чистой кисточкой. Затем ребенок также «рисует» мамин (папин) портрет.

истратова о н диагностика и коррекция детско родительских отношений практикум

5. Упражнение «Свет мой зеркальце».Цель упражнения: снять эмоциональное напряжение. Поочереди участник тренинга выходит в центр группы и начинает показывать окружающим разного рода движения (два-три движения, остальные участники должны за ним повторять. Затем выходит следующий участник и так по очереди. Молодцы! Спасибо.

6. Упражнение называется «Маска».Цель упражнения: развитие интереса друг к другу у родителей и детей. Участникам предлогается выбрать для своей пары» маску и рассказать почему он сделал такой выбор.

истратова о н диагностика и коррекция детско родительских отношений практикум истратова о н диагностика и коррекция детско родительских отношений практикум

7. Упражнение называется «Диковинные цветы».Цель упражнения: активизация механизма самопознание. Звучит музыка «Звуки природы» (например, звуки леса, звуки цветочной поляны и т. д.). Воспитательпредлагает участникам сесть поудобнее, расслабиться и закрыть глаза. Себя необходимо представить на волшебной полянке, на которой растут самые разнообразные цветы – от самых экзотических (волшебных из сказок и не только) и до самых обычных комнатных и полевых растений, которые просто радуют глаз. Необходимо присмотреться и выбрать тот цветок, который больше всего вам понравится.Этот цветок нужно повнимательнее рассмотреть: какие у него лепестки, какого они цвета, какой у него стебель, один ли у него цветок или же это соцветие. Нужно почувствовать аромат этого цветка. Внимательно оглядеться и посмотреть, что произрастает вокруг этого цветка. Затем после выполнения задания необходимо рассказать участникам группы о том, что удалось увидеть на цветочной поляне.

8. Упражнение называется «Ручки-художницы». Мы с вами побывали в месте, где растут диковинные цветы. А теперь давайте еще немного пофантазируем и порисуем. Для выполнения следующего упражнения, необходимо всем объединиться в пары – «мама-ребенок» или «папа-ребенок».Цель упражнения: сплочение родителей и ребенка, раскрытие творческого потенциала, эмоциональное самораскрытие через приемы арт-терапии. Каждой семейной паре предлагается сесть за один стол, родитель и ребенок получают по листу бумаги формата А4, краски, принадлежности для работы с красками. Даётся тема рисунка: «Волшебная полянка». Каждая пара с помощью красок, кистей рук и пальцев (без использования кисточек) рисует волшебную полянку. После того, как все в группе закончат работу, каждая пара должна рассказать о том, что изображено на их картине. После презентации работ, идет обсуждение упражнения. Какие ощущения пара испытала от совместной работы? Были ли какие-то сложности во время работы? Всем спасибо.

истратова о н диагностика и коррекция детско родительских отношений практикум

истратова о н диагностика и коррекция детско родительских отношений практикум

10. Упражнение называется «Море волнуется».Цель упражнения: научить детей волевым усилием контролировать свои действия, развить координацию движений у детей, развитие согласованности действий родителей и детей. Упражнение выполняется в парах.Воспитатель:

Море волнуется – раз!

Море волнуется – два!

Море волнуется – три!

Морская фигура, на месте замри!

Участники, держась за руки (родитель-ребенок) двигаются, изображают руками «волны». При слове «замри!» участники должны остановиться и застыть в том положении, в каком их застало это слово. Пара в которой хотя бы один участник улыбнулся или пошевелился, выходит из игры.

11. Упражнение, называется «Цветок единения».Цель упражнения: закрепление групповой работы, сплочение коллектива. Предлогается родителям и детям сделать лепестки цветка из бумаги. Дети и родители, приложив свои ладони на лист бумаги, обводят кисти своих рук, раскрашивают обведенную форму руки, в центре формы нужно каждому красиво написать своё имя. Когда каждый подпишет свое имя, эти рисунки аккуратно вырезаются. Затем, совместными усилиями рисунки-ладони крепятся на лист ватмана, который заранее был закреплен на доске. На листке нарисована сердцевина цветка, к этой сердцевине крепятся ладошки, они будут импровизированными лепестками. Получился замечательный цветок.

истратова о н диагностика и коррекция детско родительских отношений практикум истратова о н диагностика и коррекция детско родительских отношений практикум истратова о н диагностика и коррекция детско родительских отношений практикум истратова о н диагностика и коррекция детско родительских отношений практикум

Истратова О. Н. Диагностика и коррекция детско-родительских отношений: практикум. – Ростов н/Д. : Феникс, 2017. – 316 с. : ил. – (Психология);

Светланова И. А. Психологические игры для детей. – Р н/Д. : Феникс, 2014. – Изд. 2-е. – 188 с. – (Мир вашего ребенка);

Фопель К. Энергия пузы.Психологические игры и упражнения: Практическое пособие /Пер. с нем. – Изд. 3-е. – М. : Генезис, 2011. – 240 с. : илл.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

истратова о н диагностика и коррекция детско родительских отношений практикумФотоотчёт «Готовимся к Пасхе вместе! Совместная подготовка родителей и детей» «Готовимся к Пасхе вместе!» Совместная подготовка родителей и детей (фотоотчёт). Нестерчук Э. В. Фотоотчёт «Готовимся к Пасхе вместе» Совместная.

истратова о н диагностика и коррекция детско родительских отношений практикумДуховно-нравственное воспитание. Стенгазета «Счастливы вместе» (младшая группа) Творческая работа воспитателя, детей и родителей. Одной из форм работы с семьей является выпуск стенгазет. Информация, содержащая в газете,.

истратова о н диагностика и коррекция детско родительских отношений практикумКонсультация для родителей «Как научить детей играть вместе» Игра является универсальным помощником родителей. Наблюдая за играющим ребенком, можно многое узнать о его характере и при необходимости.

истратова о н диагностика и коррекция детско родительских отношений практикум«Мы вместе!» Модель взаимодействия детей, родителей и педагога в соответствии с ФГОС Предлагаю вашему вниманию презентацию к конкурсу «Взаимодействие детей, родителей и педагога в соответствии с ФГОС ДО», который недавно.

Собрание-тренинг для родителей воспитанников логопедической группы «Развиваемся играя» Собрание – тренинг для родителей воспитанников логопедической группы. Подготовил учитель-логопед I квалификационной.

Тренинг для родителей «Профилактика и способы разрешения конфликтных ситуаций» Цель: Создание условий для раскрытия личности участников тренинга. Уважаемые родители! Сегодня у нас с вами есть уникальная возможность.

Источник

Истратова О.Н.. Книги онлайн

истратова о н диагностика и коррекция детско родительских отношений практикум

В 1996 году закончила Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова по специальности «Психология». В 1998 году была присуждена степень кандидата психологических наук.

Область научных интересов находится в рамках современной проблематики психологии развития и консультативной психологии: особенности психического развития детей, находящихся в трудных условиях (ситуация социального сиротства, безнадзорности); специфика психологических проблем «нормального детства». Также исследуются феномены материнства, отцовства, детско-родительских отношений.

Книги (5)

Игры, упражнения, техники.

В книге уделяется внимание вопросам организации коррекционной работы, представлены разнообразные тренинговые упражнения и игры, подобранные в соответствии с задачами и проблемами развития в каждом возрасте.

Они направлены на решение проблем познавательного, психомоторного, социального, личностного развития детей. Предлагаемые рекомендации и игры помогут родителям и педагогам оптимизировать свое общение с детьми, а психологу — организовать полезные и увлекательные занятия с ребятами, нуждающимися в психологической поддержке.

Соавтор: Эксакусто Т.В

В сборнике тестов рассматриваются различные возможности психодиагностики личности, ее интеллекта, особенностей познавательных процессов.

Показано, что в процессе психодиагностики личности могут использоваться личностные опросники, а также проективные методы, направленные на изучение эмоциональной сферы, сферы межличностных отношений, функциональных состояний. Рассматриваются возможности диагностики профессиональной направленности и профессиональной компетентности.

Сборник содержит как развернутые аннотации известных психологических тестов, так и полные варианты методик, хорошо зарекомендовавших себя в практической психодиагностике. Представлены рекомендации к выполнению этих методик.

Соавтор: Эксакусто Т.В.

В книге «Справочник по групповой психокоррекции» затрагиваются вопросы групповой психокоррекционной работы, которая на сегодняшний день является одним из актуальных направлений деятельности практического психолога.

Дается описание основных видов психокоррекционной работы, ее специфики, видов и методов групповой психокоррекции. Уделяется внимание различным видам психокоррекционных групп: психотерапевтическим и тренинговым. Особое внимание уделяется специфике групповой психокоррекционной работы с детьми, подростками и взрослыми.

Соавтор: Эксакусто Т.В.

В книге представлен материал по диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной работе психолога в средней школе. Излагаются основные проблемы и задачи развития подростков и старшеклассников, направления психологического сопровождения в средней школе.

Книга предназначена школьным психологам, педагогам, студентам и аспирантам психологических и педагогических специальностей, а также специалистам в области практической психологии.

Соавторы: Эксакусто Т.В.

В книге поднимаются вопросы практической деятельно­сти психолога в организациях, включая как промышлен­ные и торговые предприятия разного уровня, так и различ­ные учреждения. В книге собраны нормативные документы деятельности психолога в организации, описаны основные задачи и направления профессиональной психологической помощи. Представлен теоретический материал и практичес­кий инструментарий по проведению психодиагностической, коррекционно-развивающей и консультативной работы.

Книга предназначена практическим психологам, работа­ющим в рамках различных организаций и учреждений, сту­дентам и аспирантам психологических и экономических специальностей, а также специалистам в области организа­ционного менеджмента и управления персоналом.

Источник

Истратова о н диагностика и коррекция детско родительских отношений практикум

Диагностика типов детско-родительских отношений

Детский возраст является предметом внимания исследователей в самых разных областях науки как значимый и ответственный период в жизни человека. Важную роль в развитии ребенка, формировании его личности играет семья, существующая в ней система внутрисемейных и детско-родительских отношений.

Таким образом, актуальная на протяжении всего развития психологической науки и практики проблема детско-родительских отношений остается острой и на современном этапе.

Так, А.Я. Варга под родительским отношением подразумевает целостную систему чувств родителя к ребенку, т.е. особенности его восприятия и понимания характера и поступков ребенка, а также поведенческих стереотипов, практикуемых родителем в общении с ребенком.

Исследуя структуру родительского отношения, А.Я. Варга основывается на динамической двухфакторной модели родительского отношения, предложенной Э. Шефером и Р. Беллом, в которой основными факторами являются эмоциональный (любовь — ненависть или принятие — отвержение) и поведенческий (автономия — контроль).

61 вопрос методики составляет пять следующих шкал, выражающих собой те или иные аспекты родительского отношения:

2. «Кооперация». Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах.

3. «Симбиоз». Вопросы этой шкалы ориентированы на то, чтобы выяснить, стремится ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это – своеобразная контактность ребенка и взрослого человека.

4. «Авторитарная гиперсоциализация ». Данная шкала характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним.

5. « Инфантилизация ». Эта шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам.

По каждой из 5 шкал можно набрать высокие, средние, низкие баллы. Высокие баллы свидетельствуют о значительной развитости указанных выше аспектов родительских отношений, а низкие баллы – о том, что они сравнительно слабо развиты [4].

С этой точки зрения более полной является типология детско-родительских отношений А.В. Петровского [6], [5], который выделяет четыре тактики воспитания в семье и отвечающие им четыре типа детско-родительских отношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, невмешательство и сотрудничество.

«Диктат» в семье проявляется в систематическом подавлении одними членами семьи (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.

Родители могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций. Однако воздействие в форме приказа и насилия сталкивается с сопротивлением ребенка. В этом случае дети могут реагировать вспышками грубости, обманом, лицемерием. Если сопротивление ребенка оказывается сломленным, то «вместе с ним оказываются сломленными многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности» [6, 105].

«Диктат» и «опека» родителей, различаясь по сути, совпадают по своему результату: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они оказываются отстранены от решения вопросов, касающихся как их лично, так и семьи.

«Сотрудничество» как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредствованностъ межличностных отношений общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями.

Для такой семьи характерны справедливость при распределении повседневных обязанностей между родителями и детьми, адекватное возложение ответственности за успехи или неудачи при осуществлении совместной деятельности членов семьи. Наиболее важной характеристикой семьи с сотрудничающим типом взаимоотношений является сплоченность как проявление ценностно-ориентационного единства.

А. Предлагаемые ребенку:

1) методика рисунка семьи и ее модификации;

2) адаптированный вариант методики Рене Ж иля;

3) различные варианты методики «Незаконченные предложения»;

4) модификация оценочно-самооценочной методики;

5) детский апперцептивный тест КАТ;

6) методика «Модель личностной сферы»;

Б. Предлагаемые родителям:

8) опросник стиля родительского поведения ( Эйдемиллер );

9) анамнестический опросник ;

10) родительское сочинение «История жизни моего ребенка»;

В. Предлагаемые поочередно детям и родителям:

12) самооценочная методика в варианте, когда, например, родители выполняют оценку ребенка и оценку за ребенка, а затем идет обсужден ие ее о тличия от самооценки, полученной от самого ребенка, и наоборот;

13) опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми И. Марковской.

Г. Предлагаемые диаде «ребенок — родитель»:

14) варианты пробы на совместную деятельность, известной под общим названием «Архитектор-строитель», где ребенок и родитель стараются, например, вербально в диалоге описать невидимый партнеру достаточно сложный рисунок так, чтобы партнер смог его верно воспроизвести.

Д. Одинаково пригодные для детей и взрослых:

15) цветовой тест отношений Эткинда.

Известны и другие методики диагностики межличностных отношений в семье. Несмотря на существенное число методических средств, имеющихся в распоряжении психологов, и на сегодняшний день сохраняется определенная потребность в методах диагностики детско-родительских отношений.

Тип детско-родительских отношений

Балл по шкалам опросника родительского отношения к детям

Как видно из таблицы, определяющим при диагностике типа детско-родительских отношений «Диктат» является высокий балл по шкале « Авторитарная гиперсоциализация », говорящий о том, что взрослый человек ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Он навязывает ребенку почти во всем свою волю. Родитель-«диктатор» не может получать высокие баллы по шкалам «Кооперация» и «Симбиоз», и низкие по шкале «Отвержение», так как этот тип детско-родительских взаимоотношений исключает отношения равноправия и подразумевает определенную психологическую дистанцию между взрослым и ребенком. При диагностике типа взаимоотношений «Диктат» баллы по шкале « Инфантилизация » могут быть как высокими (ре бенок воспринимается как несмышленое существо), так средними или низкими (личность ребенка и его способности воспринимаются адекватно).

При диагностике типа отношений «Опека» определяющим является высокий балл по шкале «Симбиоз»: взрослый человек старается всегда быть ближе к ребенку, удовлетворять его потребности, оградить от неприятностей и усилий. Родитель, использующий тип «Опека», по шкале «Отвержение» получает низкие или средние баллы, так как его отношение к ребенку является положительным или нейтральным, предполагает ласковую заботу и участие. Неадекватная родительская забота выражается в явном ее несоответствии возрастным особенностям ребенка и исключает проявление ребенком ответственности и инициативы при решении вопросов, касающихся его лично, и, тем более, семьи в целом. Поэтому такой родитель получает высокие и средние баллы по шкале « Инфантилизация » и низкие или средние баллы по шкале «Кооперация». Баллы по шкале «Авторитарная гиперсоциализация » могут быть как высокими (беспрекословное подавление стремлений ребенка проявить свою независимость), так средними или низкими (воспитание по типу «маленького божка»).

«Невмешательство» характеризуется, прежде всего, отсутствием контроля со стороны родителей даже в таких вопросах, как успехи в учебе, участие в посильной трудовой деятельности, соблюдение норм морали. Поэтому такой родитель получает низкие баллы по шкале « Авторитарная гиперсоциализация ». Кроме того, данный тип детско-родительских отношений характеризуется значительной психологической дистанцией между родителем и ребенком, обособленностью миров детей и взрослых. Эта характеристика детско-родительских отношений отражается в том, что родители набирают низкие баллы по шкале «Симбиоз». Жизнь родных, их заботы остаются закрытыми для ребенка, точно также, как и трудности и радости, испытываемые ребенком остаются за пределами внимания родителей. Они могут оказаться неспособными к совместному решению проблем, сотрудничеству даже в критические моменты. Поэтому родитель получает низкие или средние баллы по шкале «Кооперация». Желание родителя, чтобы его ребенок рос самостоятельным, независимым, раскованным отражается в том, что по шкале « Инфантилизация » родитель получает низкие и средние баллы. При диагностике типа взаимоотношений «Невмешательство» баллы по шкале «Отвержение» могут быть как высокими (положительное отношение к ребенку, уважение и признание его индивидуальности), так средними или низкими (отрицательные чувства к ребенку: раздражение, злость, досада).

Определяющим при диагностике типа детско-родительских отношений «Сотрудничество» является высокий балл по шкале «Кооперация» (в этом случае названия типа детско-родительских отношений и шкалы опросника являются синонимами). Родитель, использующий этот тип детско-родительских отношений, не набирает высоких баллов по шкалам «Отвержение», «Симбиоз», « Авторитарная гиперсоциализация », « Инфантилизация ». Это связано со следующими характеристиками данного типа детско-родительских отношений: эмоционально положительное отношение к ребенку, поощрение его независимости и самостоятельности, сведение контроля над его действиями до разумного минимума, адекватное восприятие его возрастных и личностных особенностей.

Отметим, что в ряде случаев не удается однозначно выявить тот или иной тип детско-родительских отношений. Если родитель набирает высокие тестовые баллы по нескольким шкалам, являющимся диагностическими для разных типов детско-родительских отношений, то тип отношений является «смешанным». Если баллы по всем шкалам опросника являются средними, это говорит о «неустойчивом» типе детско-родительских отношений, который может быть связан с несформированностью родительской позиции и воспитательской неуверенностью у молодых родителей.

В качестве испытуемых выступили родители 102 детей 7-8 лет, учащихся 2-х классов школы г. Таганрога.

истратова о н диагностика и коррекция детско родительских отношений практикум

Рисунок 1 – Баллы, полученные родителями по шкалам теста ОРО

В целом, родители чаще набирают средние баллы по таким шкалам, как «Отвержение», «Кооперация», «Симбиоз», « Гиперсоциализация », что свидетельствует о средней выраженности этих аспектов родительского отношения к детям. По шкале « Инфантилизация » родители чаще набирают низкие баллы, что говорит об отношении к детям в соответствии с их возрастом, уважении к мыслям и чувствам ребенка.

Анализ результатов заполнения опросника родителями в соответствии с критериями, указанными в таблице 1, показал, что тип детско-родительских отношений в 30 случаях является либо смешанным (высокий тестовый балл по нескольким шкалам свидетельствует о наличии одновременно нескольких типов взаимоотношений), либо неустойчивым (баллы по всем шкалам опросника являются средними), либо не совпадающим у отца и матери ребенка, т.е. противоречивым; в 72 случаях удается определить тот или иной тип детско-родительских отношений, из них:

а) диктат диагностируется в 16 случаях;

б) опека диагностируется в 23 случаях;

в) невмешательство диагностируется в 4 случаях;

г) сотрудничество диагностируется в 29 случаях.

Данные представим в виде диаграммы:

истратова о н диагностика и коррекция детско родительских отношений практикум

Рисунок 2 – Соотношение типов детско-родительских отношений

Результаты исследования показали, что наиболее часто в семьях наблюдаются сотрудничество и опека как типы детско-родительских отношений.

Таким образом, проведенное нами исследование представляет опыт сведения большого числа аспектов детско-родительских отношений (высокий, средний или низкий уровень отвержения ребенка в семье и т.д. по четырем другим характеристикам) к одному из типов детско-родительских отношений по классификации А.В. Петровского: «Диктат», «Опека», «Невмешательство» и «Сотрудничество».

Психолог-практик, получив информацию о типе детско-родительских отношений в семье ребенка, может прогнозировать его наиболее вероятное дальнейшее личностное развитие, так как влияние того или иного типа детско-родительских отношений на развитие личности и характера ребенка достаточно полно описаны А.В. Петровским (включая и наиболее оптимальный из них – «Сотрудничество»). Психолог-исследователь, соотнеся результаты заполнения родителем Теста ОРО с одним из типов детско-родительских отношений, получает возможность оперировать краткими и емкими характеристиками в исследовательских целях (например, объединять испытуемых в группы по типам детско-родительских отношений).

1. Бурменская Г.В. Психологическое обследование детей дошкольного-младшего школьного возраста – М.: УМК «Психология», 2003.

4. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: «Просвещение», «Учебная литература», 1996.

5. Петровский А., Петровский В. Всегда ли правы родители. Психология воспитания – М.: Изд-во «АСТ», 2003.

6. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология – М.: «Академия», 2002.

7. Петровский В.А., Полевая М.В. Отчуждение как феномен детско-родительских отношений // Вопросы психологии. – 2001. – №1.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *