ивано франковск отношение к русским
На углу улиц Петлюры и Коновальца — мнение
Писатель Всеволод Непогодин — о культе национализма на западе Украины.
Из всех областных центров Галичины именно Ивано-Франковск считается центром непримиримого национализма. Мне пришлось самому в этом убедиться, посетив этот город в минувшие выходные.
Сам областной центр мало кому нынче интересен. Ивано-Франковск является тихим захолустным городком, где правит бал безвременье. Народ одет во что попало, будто в девяностых, и лишь иногда проезжающие иномарки последних моделей напоминают о том, что на дворе 2016 год.
Первое, с чем сталкиваешься там, — недружелюбие в ответ на русскую речь. Попросишь чай с пирожным в кафе на русском — заказ, конечно, дадут, но с кислой, презрительной физиономией и скепсисом в голосе.
Из-за подобных настроений Ивано-Франковск еще долго не сможет конкурировать со Львовом за звание туристической страницы региона. За два дня я побывал в десятке заведений и нигде не увидел улыбчивый персонал, даже когда обращался на украинском языке.
В 1993 году в Ивано-Франковске был снят с постамента и отправлен на металлолом танк Т-34, а спустя пятнадцать лет на его месте поставили памятник Степану Бандере. Вместо стального победителя нацистов героем был объявлен пособник фашистских захватчиков.
Учащиеся центра рисуют Бандеру в полный рост, вышивают патриотические орнаменты, посвященные Надежде Савченко, и собирают пластиковые крышечки для протезов участникам «АТО». В сотне метров от центра проходит улица Евгения Коновальца и стоит его бюст.
В «Доме книги» можно купить «Материалы для учебно-воспитательных занятий», целиком посвященные Бандере и предназначенные для школьных учителей. В сборнике есть конспекты занятий о Бандере, диктанты и пересказы о его личности, час патриотического осмысления. Нацизм на Украине сегодня официально преподается школьникам, и никого это не смущает.
Прямо напротив ратуши на центральной площади находится штаб «Национального движения Дмитрия Яроша» и развевается красно-черный флаг. Фокус в том, что Ярош отмежевался от «Правого сектора»* и создал свою организацию правого толка.
Вообще в Ивано-Франковске доминируют правые силы, а «Оппозиционный блок» даже не может официально зарегистрировать свою ячейку в регионе.
На Вещевой площади установлены стенды «Украинский националист» в красно-черном стиле. На стендах свои агитационные листовки размещают националистические организации. «Правый сектор» настаивает на референдуме, требуя отставки президента, правительства и Верховной рады, признания факта войны, полной блокады оккупированных территорий и легализации добровольцев.
«Карпатская сечь» высказывается против ЕС и ЛГБТ-сообщества. Организация украинских националистов (ОУН) призывает уничтожать кацапов, недобитых коммунистов и регионалов. «Азов» из всех правых сил наиболее корректен и лишь завлекает молодежь вступать в свои ряды.
Уже есть мемориальные доски погибшим на майдане и в «АТО». Производители сувениров пытаются нажиться на патриотическом тренде — практически на всех товарах есть или трезубцы, или надписи: «Слава Украине!»
Ивано-Франковская область была лидером по количеству добровольцев, отправившихся воевать в Донбасс, да только в отличие от Крещатика здесь не видно мужчин, щегольски прохаживающихся в камуфляже. Ко многим западенцам пришло осознание того, что это не их война и гордиться участием в ней не стоит.
Бывший центр Станиславовского воеводства Польши по архитектуре больше похож на восточноевропейские города, чем на украинские. Но ужасает количество агрессивных нищих и попрошаек. Они бесцеремонно заходят в кафе, подсаживаются на лавочках в скверах и назойливо пристают с просьбами о помощи. Хватает и безобидных пенсионеров, стоящих на паперти с просьбой о подаянии. Экономический кризис и постмайданная разруха заметны невооруженным глазом.
Ивано-Франковская область не смогла явить миру своего знаменитого спортсмена, артиста, ученого или космонавта, потому и восхваляет человеконенавистника Бандеру. В честь писателя Ивана Франко, именем которого назван город, я заметил всего лишь одну мемориальную доску.
Промышленность не функционирует, местное население ездит на сезонные заработки в Польшу, исторический центр обшарпанный и неухоженный, но зато показной патриотизм зашкаливает.
Националистическая идеология затуманила многие головы. Откровенные фашисты расклеивают свои агитки в самом центре города, а в десятке метров люди мило улыбаются за столиками в кафе, делая вид, что ничего не происходит. Сотни гробов с Донбасса и опустевшие карманы пока не могут заставить Галичину образумиться.
* запрещенная в России экстремистская группировка
Хроники: «Как москвичка переехала на Западную Украину».
Улыбчивая блондинка на паспортном контроле интересуется целью моего приезда во Львов.
«Москаляку – на гиляку?»
Ивано-Франковск never sleeps!
Цены на продукты, еда и сами продукты вызывают восторг даже у людей, не склонных к экономии. Что уж говорить о практичных поляках, которым нравится приезжать на Западную Украину на уикенды. Понимаю, почему…
Завтрак на двоих в лучшем отеле туристического городка Косов стоит 1.5 евро.
Сервис оставляет желать лучшего, официанты медлительны и нерасторопны, но
где еще можно за эти деньги найти вареники изящной ручной лепки с черникой (здесь она называется «афины»), свежие молочные продукты: яйца, сыр, молоко – все «свежее и натуральное», как в хорошем рекламном ролике?
Прямо под моими окнами в Ивано-Франковске в самом центре города – модное заведение «Десятка», с отличной кухней и ночным весельем. Цены демократичные, еда качественная, затейливо оформленная, порции немаленькие. Обед на троих с напитками – шесть евро.
Дешевле только даром? Со столиками в «Десятке» обычно напряженка, с трудом находим свободные. Местные жители с удовольствием заглядывают сюда на завтрак, обед и ужин, который плавно перетекает в тусовку. При чем не только в выходные, но каждый день.
Мне напомнило это Белград, где в питейных заведениях всегда полно народу, и глядя на веселых тусовщиков-полуночников остается только удивляться:
— Неужели им не надо завтра на работу? Ведь сегодня только вторник…
Раздражение «пенсионерки» от пьяных криков под окнами и старческое брюзжание по поводу ночных песен на улице типа «Червоны руты» незаметно переходят в воспоминания «Ой, помню, как и мы с Юльчиком когда-то»…
Знакомство с «факерами»
Предстоящее знакомство с семьей будущего мужа, честно говоря, немного пугало.
Рисовались зловещие картины застолья в хате, на котором суровые усатые родственники-«бендеровцы» в вышиванках, нарезая сало и разливая горилку с медовухой по стаканам, завели бы «серьезный» разговор:
— Ну, а теперь поговорим за Путина…
Но как ни странно, ни сала, ни горилки я так ни разу и не увидела в оказавшемся очень гостеприимном доме, а брат жениха, симпатичный парень европейской внешности, в первый же вечер меня попросил:
— Вот давайте только о политике, Лора, не будем?
С большим облегчением я согласилась, и мы сразу же с ним подружились, распив прекрасного белого австрийского вина.
«Для русских мы — бандеровцы» Эти украинцы считают себя русинами. Их проблемы не интересуют ни Москву, ни Киев
«Лента.ру» продолжает серию репортажей из украинских регионов. Накануне президентских выборов журналист и писатель Игорь Ротарь отправился в поездку по стране, чтобы понять, чего боятся и о чем мечтают простые люди. С какими мыслями пойдут они голосовать 31 марта. А настроения у украинцев, надо признать, самые разные — от горячего желания все изменить до полной апатии. В Закарпатье, где на небольшой территории компактно проживают представители десятка этносов, это разнообразие особенно заметно. В предыдущем материале речь шла о венграх, которые рассчитывают на автономию, чувствуя поддержку Будапешта. В этот раз мы расскажем о русинах. В отличие от венгров, украинские власти не признают их отдельным этносом и национальным меньшинством, — и поддержки им ждать неоткуда.
«Из трех вероятных победителей на выборах для русинов однозначно неприемлем действующий президент Петр Порошенко. На сегодняшний день мы хотим хотя бы культурной автономии: учиться на родном языке в школе, иметь свои передачи на телевидении и радио, свои газеты. Нынешний президент однозначно против нашего возрождения. Будем надеяться, что тот, кто придет ему на смену, учтет чаяния русинского народа!» — говорит мне председатель общества подкарпатских русинов Микола Бобинец.
С точки зрения киевских политиков и историков, Микола Бобинец допустил жуткое кощунство: по их мнению, русины — это этническая группа украинцев, живущая в Закарпатье, но никак не отдельный народ. Правда, с такой трактовкой не согласны в ООН, а также — в Чехии, Словакии и Венгрии, где русины признаны самостоятельным этносом и нацменьшинством со всеми полагающимися им правами.
Центр Европы
Можно долго спорить о том, кто в данном случае прав, ведь само понятие «народ» достаточно размыто. Взять, например, тех же украинцев. В знаменитом произведении Николая Гоголя «Тарас Бульба» казаки считают себя русскими и борются за святую Русь. В Российской империи украинцев (тогда — малороссов) считали лишь субэтносом русского народа и, кстати, эта версия снова зазвучала в современной России.
Но очевидно, что все жители Закарпатья признают, — их язык и обычаи «трошки» (немного) отличаются от украинских. Более того, здесь часто слышны такие вроде бы случайные оговорки: «Я поехал в Украину». Когда в 1991 году на Украине проходил референдум о независимости, то в Закарпатье был отдельно поставлен вопрос о самоуправляемой территории в составе страны, и эту идею поддержали 78 процентов избирателей.
— Для галичан (жители Львовской, Тернопольской и Ивано-Франковской областей) мы венгры, для венгров — русские, а для русских — бандеровцы, — с сарказмом говорит мне официантка в ресторане.
— Если я буду говорить на нашем диалекте, то украинцы меня просто не поймут. Для нас украинский довольно сложный язык. Вот, например, галстук они краваткой называют! Да никогда бы не догадался, что это такое! Нет, русский для нас полегче будет! — откровенничает со мной таксист.
Материалы по теме
«Работать буду в Европе, а не в этой глупой стране»
Особенности закарпатцев объясняются их историей. Географически здесь располагается центр Европы: к югу от Рахова поставлена стела с подтверждающей сей факт надписью. На этих землях издавна вперемешку жили самые разные народы. Национальный состав меняется каждые 20 километров: русинские (украинские) села меняются на венгерские, словацкие, румынские. В Закарпатье ощущается влияние даже далекой Италии: главным закарпатским городом Ужгородом и его окрестностями почти четыре столетия владели итальянские графы Другеты из Неаполя, и лично мне приходилось встречать закарпатцев, уверяющих, что в них течет и итальянская кровь.
Но, безусловно, наибольшое влияние в Закарпатье всегда имела Венгрия, рассматривающая этот регион как свою территорию. В этом смысле ситуация здесь принципиально отличалась от Галиции, где украинцами правили поляки и австрийцы. После Первой мировой войны Закарпатье отошло к Чехословакии, а Галиция — к Польше. Если в Польше украинцев притесняли, то в Чехословакии была создана русинская автономия. О правлении чехов в Закарпатье до сих пор вспоминают с теплотой и благодарностью.
— Да они половину Ужгорода отстроили! И не халтурили, дома все качественные, добротные! Да что там дома, я сам мебельщик, в одном «доме культуре» еще с чехословацких времен мебель осталась. Мне, как специалисту, любопытно было посмотреть, — все как новенькое стоит! Нет, золотое время было, — рассказывает мне охранник в гостинице.
Кстати, русины говорят, что их язык ближе к словацкому, чем к украинскому. В Словакии и сегодня довольно много русинских сел. В этой стране издаются русинские газеты, у русинов есть свои программы на радио и телевидении. Поэтому неудивительно, что в Закарпатье многие очень жалеют, что Чехословакия распалась — «так мечтали к ним присоединиться».
Все клоуны
Ужгород производит впечатление типичного европейского городка с богатой историей: узкие улочки, костелы, многочисленные кафе с вкуснейшими пирожными. Ощущение заграницы усиливается тем, что практически все здесь говорят на русинском диалекте украинского, который отличается как от литературного русского, так и от государственной мовы. Я с журналистской настойчивостью спрашивал всех встречных, русины они или украинцы, и, как правило, получал дипломатичный ответ: закарпатцы.
Как мне показалось, обывателя гораздо больше волнует, сколько он сможет «зароблять грошей», а не абстрактные теории национальной идентичности. А вот ситуацией в стране местные жители как раз очень даже недовольны. «Я за Зеленского буду голосовать. Выбора-то нет, там одни клоуны», — недовольно говорит мне молодой паренек рабочего вида. «Так Зеленский же как раз и клоун!» — перебивает его спутник. «Ну, так он хоть патентованный!» — огрызается паренек. «Юлию Тимошенко поддержу, и не потому что она мне нравится. Нет выбора! Пусть уж Юля попробует, а вдруг чудо произойдет, — и у нее получится», — объясняет пожилая смотрительница в музее.
Материалы по теме
Шутки в сторону
В отличие от Галиции, где большинство населения униаты (восточноевропейский извод католичества), в Закарпатье преобладают православные, причем большинство приходов принадлежит Украинской православной церкви (УПЦ) — единственной религиозной структуре на Украине, которая отказалась признавать созданную Порошенко и Вселенским патриархом Варфоломеем из раскольнических движений Православную церковь Украины и которая осталась частью Московского патриархата.
О своих православных взглядах ужгородцы заявляют открыто — над городом возвышается огромный храм Христа Спасителя, не оставляя путешественникам ни одного шанса забыться и подумать, что они в Европе. Высота этого помпезного сооружения, являющегося практически копией московского, составляет 60 метров, — и он виден из любой точки города.
Министр и мэр сводят счеты с Москвой
В 90-х годах в Ивано-Франковске жили 35 тысяч русских, сейчас осталось 13 тысяч. Уменьшение русскоговорящего населения списали на естественную убыль, эмиграцию и переквалификацию. Мол, женились на украинках, выучили мову и замаскировались.
К слежке за русскими привлечены несовершеннолетние и несознательные. Как говорится в программе, «приоритетом детских, женских и молодежных организаций станет мониторинг языковой среды». Циркуляр о чем и куда «стучать» получила единственная на всю Ивано-Франковскую область русскоязычная школа. Теперь она должна доносить сама на себя.
Ивано-франковские учителя рассказывают, как их коллеги из-за русскоязычности лишились работы, как в ближайшем кафе их обливали кипятком, как беременную преподавательницу ударили в живот, «чтоб москали на Украине не рождались».
Газету Фецькива, публикующую русскоязычные полосы, в городе запретили: «Мы стали печататься на границе с Румынией, там здешние власти не могли нас достать. Распространялись подпольно».
Выдавливая русский язык, франковчане ищут в магазинах российские товары (они качественнее) и рассчитывают, что в их «город трех университетов» приедут российские студенты («у них много денег на еду, жилье и одежду»). Ради них тут открывают почти фирменные магазины Армани, Гуччи и Версаче.
Вот только россияне почему-то не едут.
Специально для одарённых объясняю: в этой статье дата не важна, т.к. это не новость, а повод для обсуждения.
А разве что то изменилось за эти годы. Ну разве что хуже стало.
Маленькие украинцы мечтают вырасти и отправить танки на Россию
Сразу две правозащитные организации потребовали от милиции Крыма возобновить работу по заявлениям родителей российских и крымских детей, пострадавших во время совместного отдыха с детьми с Западной Украины в санаториях Евпатории. Об этом сообщил представитель правозащитной организации «Вера» Марк Бен-Наим.
Он утверждает, что «дети на Западной Украине воспитываются в нацистском духе».
Правозащитник рассказал, что этим детям «прививается ненависть к России и к русским». Причем Бен-Наим утверждает, что не исключение в атаках маленьких западноукраинцев и русскоговорящих жителей Крыма, в санатории которого, отправили детей с из пострадавших от сильнейшего наводнения регионов страны.
По словам правозащитника, прибывшие маленькие жители Ивано-Франковской, Львовской и других областей, устроили «недетскую» войну своим сверстникам из Москвы.
Факты морального и физического унижения детей подтвердили и в научной организации студентов и аспирантов – юристов «Юстис». Там привели выдержки из заявлений родителей, по которым работа правоохранительных органов была приостановлена в нарушение закона.
Например, жительница Севастополя Нина Дмитриевна Арендарчук рассказала о том, как она с двумя детьми отдыхала в евпаторийском санатории.
«Я никогда не думала, что такое, может быть, – сказала Арендарчук, – но это факт: моих русскоговорящих детей начали буквально травить украиноязычные дети из Западных областей, их обзывали, толкали, не принимали в общие игры, а если меня не было рядом, то просто били. Но особенно досталось Руслану, который один оставался в своем корпусе. Когда у нас не было процедур, я с младшим ехала к нему и стала замечать, что с каждым днем он становился молчаливее и угрюмее.
Пришлось на него «надавить» после того, как у него появились синяки. И он рассказал, что его здесь постоянно донимают все теми же вопросами, вроде «Чого ви приїхали в Україну?». Дети здесь были постарше, были «политически подкованные» и вовсю вели «войну» против «москаля» Руслана. А когда они узнали к тому же, что Руслан родился в Москве, стали особенно агрессивно задирать, оскорблять и бить», – рассказала правозащитникам мать мальчика.
Но особенно Руслана, по словам его матери, поразило заявление его соседа по палате, приехавшего из Ивано-Франковска, который после очередной драки заявил: «Приеду домой – придумаю игру на компьютере, в которой украинцы будут убивать, убивать и убивать русских. А когда вырасту – стану военным и пущу танки на Россию».
«После одной из драк я вынуждена была обратиться с Русланом в травматологию Евпаторийской городской больницы, где были зафиксированы травмы. С этим заключением я обратилась в милицию. Но последствий это не имело никаких. Когда с младшим я должна была уезжать, Руслан ни за что не захотел оставаться в санатории, хотя у него еще не закончился срок путевки, а меня просил, чтобы я никогда больше путевки в санаторий не брала», – рассказала мама севастопольских детей.
Как выяснили юристы правозащитных организаций санаторий, в котором были дети, является ведомственным. Раньше он был в ведении КГБ, а теперь – СБУ. Лечатся и отдыхают там, в основном дети сотрудников СБУ.
«Нетрудно догадаться, какие разговоры слушают дети в этих семьях, и откуда произрастают в их душах семена ненависти к «москалям», – отметил правозащитник Бен-Наим. – Русским родителям следует дважды подумать о том отправлять ли своих детей на отдых в евпаторийские здравницы».
Впрочем, по его словам, в Крыму не осталось места русскоговорящим. Например, супружеская пара москвичей, работавшая в Крыму, отправила своего ребенка в Артек. Когда он вернулся, они с ужасом увидели, как «бандеровские пропагандисты» перевоспитали «москаля» и тоже были вынуждены обратиться к врачам и в правозащитникам», – сообщил Бен-Наим.
А разве что то изменилось за эти годы. Ну разве что хуже стало.
Маленькие украинцы мечтают вырасти и отправить танки на Россию
Сразу две правозащитные организации потребовали от милиции Крыма возобновить работу по заявлениям родителей российских и крымских детей, пострадавших во время совместного отдыха с детьми с Западной Украины в санаториях Евпатории. Об этом сообщил представитель правозащитной организации «Вера» Марк Бен-Наим.
Он утверждает, что «дети на Западной Украине воспитываются в нацистском духе».
Правозащитник рассказал, что этим детям «прививается ненависть к России и к русским». Причем Бен-Наим утверждает, что не исключение в атаках маленьких западноукраинцев и русскоговорящих жителей Крыма, в санатории которого, отправили детей с из пострадавших от сильнейшего наводнения регионов страны.
По словам правозащитника, прибывшие маленькие жители Ивано-Франковской, Львовской и других областей, устроили «недетскую» войну своим сверстникам из Москвы.
Факты морального и физического унижения детей подтвердили и в научной организации студентов и аспирантов – юристов «Юстис». Там привели выдержки из заявлений родителей, по которым работа правоохранительных органов была приостановлена в нарушение закона.
Например, жительница Севастополя Нина Дмитриевна Арендарчук рассказала о том, как она с двумя детьми отдыхала в евпаторийском санатории.
«Я никогда не думала, что такое, может быть, – сказала Арендарчук, – но это факт: моих русскоговорящих детей начали буквально травить украиноязычные дети из Западных областей, их обзывали, толкали, не принимали в общие игры, а если меня не было рядом, то просто били. Но особенно досталось Руслану, который один оставался в своем корпусе. Когда у нас не было процедур, я с младшим ехала к нему и стала замечать, что с каждым днем он становился молчаливее и угрюмее.
Пришлось на него «надавить» после того, как у него появились синяки. И он рассказал, что его здесь постоянно донимают все теми же вопросами, вроде «Чого ви приїхали в Україну?». Дети здесь были постарше, были «политически подкованные» и вовсю вели «войну» против «москаля» Руслана. А когда они узнали к тому же, что Руслан родился в Москве, стали особенно агрессивно задирать, оскорблять и бить», – рассказала правозащитникам мать мальчика.
Но особенно Руслана, по словам его матери, поразило заявление его соседа по палате, приехавшего из Ивано-Франковска, который после очередной драки заявил: «Приеду домой – придумаю игру на компьютере, в которой украинцы будут убивать, убивать и убивать русских. А когда вырасту – стану военным и пущу танки на Россию».
«После одной из драк я вынуждена была обратиться с Русланом в травматологию Евпаторийской городской больницы, где были зафиксированы травмы. С этим заключением я обратилась в милицию. Но последствий это не имело никаких. Когда с младшим я должна была уезжать, Руслан ни за что не захотел оставаться в санатории, хотя у него еще не закончился срок путевки, а меня просил, чтобы я никогда больше путевки в санаторий не брала», – рассказала мама севастопольских детей.
Как выяснили юристы правозащитных организаций санаторий, в котором были дети, является ведомственным. Раньше он был в ведении КГБ, а теперь – СБУ. Лечатся и отдыхают там, в основном дети сотрудников СБУ.
«Нетрудно догадаться, какие разговоры слушают дети в этих семьях, и откуда произрастают в их душах семена ненависти к «москалям», – отметил правозащитник Бен-Наим. – Русским родителям следует дважды подумать о том отправлять ли своих детей на отдых в евпаторийские здравницы».
Впрочем, по его словам, в Крыму не осталось места русскоговорящим. Например, супружеская пара москвичей, работавшая в Крыму, отправила своего ребенка в Артек. Когда он вернулся, они с ужасом увидели, как «бандеровские пропагандисты» перевоспитали «москаля» и тоже были вынуждены обратиться к врачам и в правозащитникам», – сообщил Бен-Наим.
«Нетрудно догадаться, какие разговоры слушают дети в этих семьях, и откуда произрастают в их душах семена ненависти к «москалям», – отметил правозащитник Бен-Наим.
Как выяснили юристы правозащитных организаций санаторий, в котором были дети, является ведомственным. Раньше он был в ведении КГБ, а теперь – СБУ.
Улавливаете неувязку?
В разнообразные санатории (в том числе и в Крым), действительно было направлено большое количество детей из семей, пострадавших от наводнения в ЗУ и к ним примазавшихся.
Так что тут всё правильно.