ивр формы и методы
Основные формы и методы индивидуально-воспитательной работы (ИВР)
«Воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями».
К. Д. Ушинский.
Практика воспитательной работы в воинских частях и подразделениях свидетельствует о том, что ее эффективность во многом зависит от умения младших командиров изучать и учитывать индивидуальные особенности воинов.
Действенность воспитательной работы командира с каждым конкретным военнослужащим во многом зависит от того, насколько хорошо он знает достоинства и недостатки своего подчиненного, может ли найти наиболее целесообразные формы, методы, средства и приемы воздействия на сознание, чувства и поведение воина.
Прежде всего необходимо уяснить, что индивидуально-воспитательная работа — это систематическое и целенаправленное влияние воспитателей на воспитуемых, осуществляемое с учетом их индивидуальных особенностей и с использованием целесообразных в определенных условиях методов, форм и средств воспитания.
Сущность И BP состоит в том, что она своим содержанием и методами обращена прямо к личности военнослужащего.
В основе ИВР с военнослужащими лежат и другие принципы, например:
— сочетания требовательности к воспитаннику с уважением его личного достоинства и заботой о нем;
— опоры на положительные качества личности воспитанника;
— единства, согласованности и преемственности воспитательных воздействий и т. д.
Все это позволяет младшим командирам прогнозировать действия подчиненных, их поведение в различных условиях, выбирать наиболее эффективные методы, средства и приемы воспитательного воздействия.
К основным из них можно отнести следующие: (см. таблицу).
Непосредственное изучение подчиненных осуществляется в ходе наблюдения, индивидуальных собеседований, эксперимента, индивидуальной помощи и т.п. Оно происходит в процессе анализа результатов деятельности военнослужащего, мнения о нем его сослуживцев, изучения его документов, переписки с родителями, руководителями школ, предприятий, где он учился или работал, обобщения независимых характеристик, применения биографического метода и др.
№ п.п. | Изучаемые вопросы | Содержание изучаемых вопросов |
1. | Общие биографические сведения | — фамилия, имя, отчество, год рождения, социальное и семейное положение, условия, в которых рос, учился и воспитывался, род занятий до военной службы, круг товарищей, друзей, знакомых; |
2. | Морально-нравственные качества | — уровень сознательности, отношение к воинскому долгу, соблюдение норм морали, дисциплинированность, честность, организованность, повиновение и исполнительность, отношение к товарищам, коллективу, службе; |
3. | Психические особенности | — тип личности, характер, темперамент, способности, склонности, привычки, волевые черты, внимание, память, речь, увлечения и др.; |
4. | Состояние здоровья | — физическое и психическое развитие, выносливость, уровень закалки, сопротивляемость организма к простудным и иным заболеваниям и др. |
Для учета и систематизации полученных в ходе изучения подчиненных данных младшему командиру целесообразно иметь педагогический дневник, в котором, как правило, фиксируются: индивидуальные особенности каждого подчиненного и динамика его развития; конкретные факты индивидуальной работы (содержание бесед); характерные особенности, выявленные в ходе наблюдения; достижения воина, его отдельные проступки, мотивы их проявления, характерные суждения и др.; выводы по результатам педагогического воздействия, определение перспектив дальнейшей индивидуальной работы с воином.
Педагогический дневник служит командиру важным подспорьем. Главное, чтобы ведение дневника не носило формальный характер. В этом случае он не нужен. Форму его ведения каждый младший командир должен определить самостоятельно.
Чем больше воспитатель знает о воспитаннике, тем точнее он может предвидеть варианты поведения, реакции в различных ситуациях. Одновременно глубокое и всестороннее знание индивидуальных особенностей подчиненного позволяет командиру определять пути воспитания (перевоспитания) военнослужащего.
Индивидуальное воспитательное воздействие по характеру влияния на личность военнослужащего можно разделить на: непосредственное и опосредованное.
Непосредственное взаимодействие командира с подчиненными проявляется в индивидуальной помощи, требовательности, контроле и т.д. Особенно благоприятные условия для этого создаются в процессе совместной службы в наряде, карауле, при несении боевого дежурства, при выполнении регламентных работ. Ведущая роль здесь принадлежит индивидуальной беседе, проводимой в непринужденной обстановке, один на один.
Таким образом, основное назначение непосредственного воспитательного воздействия заключается в том, чтобы сформировать у подчиненного положительное отношение, психологическую готовность к восприятию того, что ему передает младший командир.
Опосредованное воспитательное воздействие обеспечивается, прежде всего, созданием таких условий, которые стимулируют формирование определенных привычек, развивают профессионально важные качества, помогают преодолевать негативные черты личности воина.
Наряду с этим необходимо изучать и знать уровень развития личности военнослужащего.
Характеристику уровня развития личности военнослужащего составляют следующие показатели:
— степень включенности в систему связей с сослуживцами, командирами (начальниками), другими людьми;
-место среди членов воинского коллектива (лидер, середнячок, аутсайдер, «белая ворона» и др.);
— степень влияния на других военнослужащих (авторитетность);- способность адаптироваться к условиям военной службы и др.
В своей совокупности данные об уровне развития личности военнослужащего должны способствовать пониманию его места и роли в воинском коллективе.
Таким образом, для проведения эффективной ИBP младшему командиру необходимо знать ее сущность, содержание и методику проведения. При организации воспитательной работы очень важно учитывать специфику деятельности подчиненных.
Определяя методику ИВР с подчиненными как совокупность способов и приемов воспитательного воздействия командира на конкретных военнослужащих, можно выделить три ее основных этапа:
1. Изучение личностных качеств и особенностей, сильных и слабых сторон военнослужащего.
2. Выбор оптимальных форм, методов и приемов воспитательного воздействия и их практическое применение.
3. Анализ достигнутых результатов индивидуального воздействия.
При рассмотрении первого вопроса мы подробно уже остановились на этапе изучения личностных качеств военнослужащего. Далее мы проследим механизм реализации двух следующих этапов ИВР.
Приступая к решению воспитательных задач с подчиненными, младший командир часто сталкивается с проблемой выбора наиболее эффективного метода воспитательного воздействия.
Практический опыт свидетельствует, что чаще всего командиры руководствуются элементарной целесообразностью и советами старших начальников. Но такой путь малоэффективен и не всегда приводит к желаемому воспитательному результату.
Одна из основных задач командира при выборе методов ИВР будет состоять в том, чтобы учесть возможность организации деятельности подчиненного, выработки у него практических навыков и умений, а также развитие необходимого взаимодействия с сослуживцами, стиля общения в коллективе.
На выбор методов воспитательного воздействия заметное влияние оказывает состояние взаимоотношений между воинами, организация их жизни в подразделении.
В любой группе подчиненных есть воины с различным уровнем функциональной активности. Поэтому следует избирать такие методы ИВР с военнослужащими, которые направят их активность в нужное русло, будут стимулировать ее проявление сообразно содержанию и условиям решения учебно-боевой и служебной задачи.
На выбор методов ИВР с подчиненными существенное влияние оказывает и тот факт, что в подразделение часто прибывают военнослужащие, которые в своих оценках, суждениях и поступках руководствуются иными, чем принято в данном коллективе, идейными, моральными критериями и ориентирами. В этом случае важны максимальная дифференцированность ИВР и более тщательный подбор методов воспитания в соответствии с выявленными индивидуальными характеристиками подчиненных.
При проведении ИВР, как правило, опытные младшие командиры применяют не только традиционные методы воспитания (поощрение, пример, упражнение, убеждение, принуждение), но и такие, как индивидуальная беседа, включение в ситуацию нравственного выбора, исполнение ролей и др.
Самым распространенным и, пожалуй, самым доступным методом ИВР является беседа. В практике воспитания различают два вида беседы — диагностическую и воспитывающую. Первая из них служит для получения информации о подчиненном с целью диагностики его личностных качеств, психологических особенностей и уровня воспитанности, а вторая — для решения конкретных воспитательных задач.
Известно, что в воинском коллективе каждый солдат призван играть строго определенную роль на различных уровнях взаимодействия с сослуживцами: военно-служебном, общественно-бытовом, межличностном. Однако не каждый военнослужащий бывает готов к оптимальной реализации своей ролевой функции. Одному, например, успешно удается роль военного специалиста-исполнителя, но не получается роль хорошего, надежного товарища, у другого выражены способности к исполнению роли организатора, лидера, но не получается роль исполнительного воина и т.д. В связи с этим в числе первоочередных задач ИВР — подготовка подчиненного к эффективному исполнению ролей, предопределенных ему должностным предназначением, местом в структуре общественных и психологических отношений в коллективе.
Наряду с методами ИВР с личным составом опытными командирами используются воспитательные приемы, которые позволяют им результативно решать задачи формирования и развития личности военнослужащего. Кратко остановимся на их сущности и особенностях использования.
Проявление сочувствия, внимания, доброты. Применение названного приема ИВР целесообразно тогда, когда подчиненный оказался в трудной для него жизненной ситуации по причине совершенной непреднамеренной ошибки, просчета или же обстоятельств, не зависящих отличных качеств. Прием действенен в том случае, когда военнослужащий испытывает душевный дискомфорт, обиду, растерянность или потерял веру в собственные силы.
Просьба выполняет роль нравственного тренинга, делает отношения командира с подчиненным доверительными, усиливает взаимопонимание. При использовании данного приема важным является то, как высказана просьба, какое личное отношение командира (начальника) к подчиненному в ней скрыто. Просьба как прием ИВР предполагает добровольное оказание помощи и этим увеличивает степень свободы выбора подчиненным, уверенность в собственных силах.
Одобрение, похвала — этот прием является частью поощрения как общепедагогический метод воспитания. Он является фактором стимулирования инициативы, поощрения сделанного выбора. Формы этого приема выражаются в коротких репликах типа «молодец», «я в вас верил» или «был уверен» и т.п., а также и в форме оценки с анализом совершенного действия или поступка, сделанного выбора или позиции.
Проявление доверия в воспитании имеет вид поручения, т.е. наделения полномочием военнослужащего, который пока по своим качествам не во всем соответствует требованиям поставленной перед ним задачи. В основе приема лежит принцип воспитания — опора на положительные черты характера воина. Но младший командир должен помнить, что этот прием «срабатывает» только тогда, когда между подчиненным и воспитателем не будет нравственного противостояния, социально-психологической несовместимости.
Авансирование личности (термин введен А. С. Макаренко). Суть авансирования как приема ИВР с личным составом есть педагогическая оценка личности не за совершенный факт, не за содеянное, а в счет его будущих заслуг.
Прощение — отмена наказания за вину, совершенный проступок. Педагогический смысл приема состоит в том, что командир в определенной ситуации, исходя из ее анализа, не прибегает к наказанию, несмотря на совершенный проступок.
Проявление огорчения — прием основан опять же на авторитете воспитателя. Суть приема в том, что младший командир, обнаружив недостаток в личности воина, снижение в критериях его самооценки, выражает отношение к этому через содержание слов, мимикой, интонацией, жестом.
В завершение назовем еще один прием, который способствует реализации в индивидуально-воспитательной работе основных методов воспитания, — это психологическая поддержка. Прием предполагает со стороны воспитателя создание таких условий воспитательного взаимодействия с подчиненным, при которых он чувствует психологический комфорт в коллективе, адекватность оценок его поведения, результатов деятельности, самооценки.
Важным этапом индивидуально-воспитательной работы является анализ достигнутых результатов, который командир должен осуществлять ежедневно. Данный этап предполагает при необходимости внесение корректив в работу с подчиненными. Для этого необходимо обладать объективной информацией о положении дел во вверенном подразделении и поведении военнослужащих.
Таково существо методов и приемов, наиболее часто применяемых младшими командирами при организации индивидуально-воспитательного воздействия на подчиненного.
Таким образом, ИВР — это сложный, противоречивый и творческий процесс формирования у военнослужащих качеств личности и привычек поведения. Суть ее заключается в том, что на основе изучения особенностей каждого военнослужащего, реализации индивидуального и личностного подходов младшие командиры оказывают целенаправленное педагогическое воздействие на сознание, чувства и волю военнослужащих. При этом они комплексно используют различные методы, приемы и средства воспитания.
Ивр формы и методы
4.7.1. Сущность и содержание индивидуально-воспитательной работы с военнослужащими
Главное в индивидуально-воспитательной работе – проецирование личности подчиненного на содержание его повседневной деятельности, воинскую жизнь в целом. Командиру при этом важно определиться в том, насколько и какие качества личности воина совпадают или не совпадают с требованиями воинской специальности, военной службы. Значимо и знание того, что хочет подчиненный в жизни, чего он ждет от службы, насколько отчетливо сформирована установка на добросовестный ратный труд. Решению этой задачи и служит индивидуально-воспитательная работа, которая действенно влияет на сознание военнослужащих и тем самым активизирует человеческий фактор.
Под индивидуально-воспитательной работой понимается вид педагогической деятельности воспитателей (командиров, начальников), когда осуществляется непосредственное воспитательное воздействие на военнослужащего с учетом его индивидуальных особенностей и условий жизнедеятельности в подразделении с использованием целесообразных в данных условиях методов, форм и средств воспитания.
Сущность индивидуально-воспитательной работы состоит в том, что она своим содержанием и прежде всего методами обращена прямо к личности конкретного военнослужащего. Она осуществляется в плоскости межличностного непосредственного взаимодействия и общения воспитателя и воспитанника, а ее эффективность обусловлена степенью познания индивидуальности каждого воина, глубиной изучения его психики и личностных качеств. Поэтому в основе индивидуально-воспитательной работы лежат глубокие знания командира о личности военнослужащего, которые приобретаются в ходе всестороннего изучения своих подчиненных в различных условиях воинской деятельности. Индивидуально-воспитательная работа предусматривает обязательный подбор и применение наиболее целесообразных и наиболее эффективных, с педагогической точки зрения, для каждого военнослужащего и конкретной ситуации форм, методов и средств воспитательного воздействия.
Цель индивидуально-воспитательной работы – активизация человеческого фактора в воинской службе благодаря выявлению, учету и максимальному задействованию личностных качеств и психологических особенностей военнослужащих.
Индивидуально-воспитательная работа с военнослужащими решает ряд задач. Основные из них таковы:
• формирующая, которая предусматривает целенаправленную выработку у воинов личностных качеств, необходимых для успешного выполнения функциональных обязанностей по должностному предназначению;
• мобилизующая, которая способствует созданию в сознании военнослужащего настроя на достижение целей, стоящих перед ним или воинским коллективом;
• профилактическая, которая позволяет формировать у воинов установку на недопустимость и предупреждение отклонений от нормы в их поведении;
• развивающая, которая характеризует индивидуально-воспитательную работу с точки зрения ее возможностей по позитивному изменению интеллектуальных, физических и других личностных качеств военнослужащих;
• перевоспитывающая, которая связана с устранением отдельных негативных качеств личности воинов.
Для достижения цели и решения указанных задач необходимо соблюдение основных принципов индивидуально-воспитательной работы:
• повседневное внимание к каждому военнослужащему, сочетаемое с высокой требовательностью и отеческой заботой о его жизни, быте, досуге;
• связь воспитания подчиненного с жизнью страны, Вооруженных Сил, задачами учебно-боевой подготовки воинской части (подразделения);
• единство индивидуального и коллективного воздействия на личность военнослужащего;
• соблюдение чувства меры в критике недостатков подчиненного и опора на его положительные качества;
• конкретность, направленность на определенного военнослужащего;
• оперативность, возможность проведения воспитательной работы в любой обстановке, быстрое реагирование на поведение военнослужащего в различных ситуациях;
• планомерность, заблаговременная продуманность системы осуществления индивидуального влияния на военнослужащего.
Основные формы и методы индивидуальной воспитательной работы
Наиболее распространенной на практике и действенной формой индивидуальной воспитательной работы является индивидуальная беседа, обладающая значительным воспитательным потенциалом.
Здесь в качестве средства личного общения, воспитательного воздействия выступает живая речь руководителя, умение вести доверительный, откровенный разговор.
Беседа может носить различный характер, преследовать разные цели, затрагивать многообразные вопросы служебной и личной жизни.
Она может иметь информационную, побуждающую или ориентирующую направленность.
Без индивидуальной беседы, откровенного, чистосердечного разговора немыслимо познание внутренних движущих сил поведения сотрудника, источников его активности или причин пассивности в службе, особенностей восприятия мира и оценки окружающего.
Необходимым условием успеха беседы является доброжелательность взаимоотношений начальника и подчиненного, авторитет старшего, его нравственная чистота, благородство и уважение младшего.
Одной из форм индивидуально воспитательной работы является поручение.
Оно позволяет руководителю индивидуально в нужном направлении воздействовать на подчиненных. Эту форму следует применять систематически, соблюдая принцип перехода от простого поручения к сложному.
Выполнение поручений, если они целенаправленны, проникнуты интересами дела, службы, жизни всего подразделения, обусловливает и развитие у подчиненных нравственных и профессиональных качеств.
Давая поручение, начальнику следует четко и ясно его формулировать, разъяснить подчиненному значение поставленной задачи, показать ее практическое значение для оперативно-служебной деятельности, наметить пути ее решения, придать уверенность в возможности успешного выполнения поручения, побудить его к активности, стимулировать творческое и инициативное отношение к выполнению поручения, в случае необходимости оказать помощь и обязательно оценить достигнутый результат.
Следует также использовать и такую форму индивидуально-воспитательной работы, как внеслужебное общение.
Оно предполагает изучение сотрудника не только в процессе выполнения служебных обязанностей, но и во внеслужебное время, знание бытовых условий жизни подчиненных, круг их интересов, формы проведения ими свободного времени, отношения в семье.
На этой основе руководитель может оказывать влияние на формирование потребностей подчиненного, правильных отношений в семье, рациональную организацию досуга и, в целом, на его нравственный облик.
Руководителям следует в воспитательных целях использовать возможности служебной подготовки и систематические отчеты сотрудников о выполнении служебных обязанностей и отдельных поручений на оперативных совещаниях.
Необходимо поддерживать и поощрять стремление сотрудников к самовоспитанию, в основе которого лежит их активная деятельность по формированию нужных профессиональных и нравственных качеств посредством самообразования, саморазвития, самоанализа и самооценки поведения.
В зависимости от особенностей личности и целей воспитательного воздействия следует использовать разнообразные методы индивидуально-воспитательной работы — убеждение, упражнение, поощрение, принуждение, положительный пример.
Убеждениюпринадлежит определяющая роль в формировании важнейших качеств личности: мировоззрения, сознательности и убежденности.
Метод убеждения апеллирует к уму, логике, опыту и чувствам человека, обеспечивая добровольное принятие идей, их самостоятельное осмысливание и превращение в мотивы поведения. Поэтому он наиболее предпочтителен в психолого-педагогическом плане.
Основными условиями, влияющими на эффективность применения метода убеждения являются:
1. Глубокая личная убежденность воспитателя в справедливости того, в чем он убеждает подчиненных.
2. Безупречная логика обоснования доказываемых положений, научность аргументов.
3. Правдивость, честность и искренность воспитателя.
4. Широкий кругозор, образованность и эрудиция воспитателя, его жизненный и служебный опыт.
5. Соблюдение педагогического такта, умения выслушать подчиненного, исключение высокомерия, назидательного тона, грубости, насмешек, упреков.
6. Единство слова и дела, авторитет руководителя среди личного состава.
Под методом упражнения в воспитании понимают такую систему организации повседневной жизни, процесса обучения, служебной деятельности, которая позволяет сотрудникам индивидуально накапливать опыт правильного поведения, самостоятельности в решении задач, развивать их личные, нравственные чувства, волю, установки.
Качества личности сотрудника формируются, и совершенствуются в процессе многократного участия в тех видах деятельности, которые составляют содержание их профессиональных обязанностей.
Успех использования метода упражнения зависит от всестороннего учета возрастных и индивидуальных особенностей подчиненных.
Поощрение представляет собой специфическую упорядоченную совокупность приемов и средств морального и материального стимулирования сотрудников органов внутренних дел.
Поощрение очень тонкое и сильное средство воспитания подчиненных, и его применение требует от руководителя серьезного и вдумчивого отношения. Пользуясь своим правом поощрять, руководитель должен учитывать индивидуальные особенности личности и мнение коллектива, а также выбирать соответствующие условия, чтобы отметить старание подчиненного.
Располагая целым арсеналом поощрений, руководителю всякий раз приходиться решать ряд педагогических проблем:
1) поощрять или воздержаться;
3) каков ритуал поощрения;
4) в каких видах выразить поощрение;
5) какие правила следует соблюдать при поощрении.
Опыт практики показывает, что при вынесении решения о поощрении необходимо учитывать совокупность следующих факторов:
1) мотивы, условия, силы, затраченные сотрудником для достижения успеха;
2) результаты поступка;
3) самооценку сотрудником поступка.
Умелое применение поощрений в работе руководителя органа внутренних дел с подчиненными позволяет:
· вызвать у сотрудников стремление закрепить достигнутый успех;
· утвердить их веру в себя, в свои силы и способности;
· формировать чувства чести и достоинства, повысить ответственность за свое поведение, деятельность, самовоспитание, а также за состояние дел в коллективе;
· создать в коллективе атмосферу приподнятости и энтузиазма, здорового соперничества, жизнерадостного настроения;
· породить положительное отношение сотрудников к руководителю органа (подразделения) внутренних дел, чувства уважения, признательности, доверия.
Эффективность метода поощрения зависит от правильного сочетания его видов. Необходимо умело сочетать моральные и материальные видыпоощрений.
Нельзя недооценивать и такой вид поощрения, как снятие раннее наложенного взыскания.
Одним из условий эффективного применения метода поощрения является его своевременность и гласность. Психологический смысл гласности в том, что она способствует формированию здорового общественного мнения, положительного эмоционального состояния как у поощренного, так и во всем коллективе.
Под принуждениемпонимается система средств и приемов воздействия на сотрудников, нарушающих законы, приказы, нормы морали, с целью исправить их поведение и побудить добросовестно выполнять служебный долг.
Принудить сотрудника — значит заставить его выполнять волю руководителя, волю коллектива в интересах решения задач, стоящих перед органом (подразделением) внутренних дел.
Принуждение требует от руководителя не только твердой принципиальности, бескомпромиссности, но и известного такта, педагогической мудрости. Оно осуществляется применением таких мер, как категорическое требование, запрет, создание осуждающего общественного мнения, предупреждения о привлечении к ответственности, взыскание и другие.
Метод принуждения эффективен при соблюдении следующих условий:
1) применение принуждения лишь после того, как все другие методы и средства воздействия не дали положительного результата;
2) применение мер принуждения на основе убеждения в соответствии с требованиями принципов воспитания;
3) индивидуальный подход в применении мер принуждения к сотрудникам с учетом уровня их подготовки, жизненного опыта, способностей, характера проступка и условий;
4) обстоятельное выяснение причин проступка, справедливость наказания;
5) своевременное применение мер принуждения;
6) исключение со стороны руководителя поспешности в применении мер принуждения, недопустимость проявления элементов предвзятости, грубости.
В ходе применения метода примера в воспитании важно учитывать основные условия его действенности:
1) обеспечение высокой личной примерности начальника в выполнении служебных задач, своих функциональных обязанностей, в соблюдении нравственных норм;
2) знание особенностей воспитуемых (в чем им нужен пример);
3) общественная ценность примера;
4) реалистичность достижения образца;
5) создание обстановки, способствующей достижению образца;
6) широкая пропаганда опыта деятельности органа внутренних дел. [209]
Большое место в воспитании сотрудника органа внутренних дел принадлежит примерам опосредованного воздействия (через устное слово, литературу, кинофильмы, театры и т. д.).
К ним относятся примеры жизни и деятельности исторических личностей, выдающиеся примеры индивидуального и массового героизма, подвиг при несении службы и т. п. Вся система воспитания на положительном примере должна содействовать тому, чтобы в сознании сотрудников сложился четкий образ идеального работника правопорядка, появилось стремление постоянно совершенствовать себя.
Методы индивидуального воспитания широко варьируются руководителем и другими субъектами воспитания в зависимости от их опыта, целей, содержания и условий воспитательной работы. Исходя из конкретных задач, руководитель решает, какие методы оптимальны в конкретных условиях для конкретного сотрудника.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет