избиратели голосуют по партийным спискам граждане наделяются правом самовыдвижения в кандидаты

Избиратели голосуют по партийным спискам граждане наделяются правом самовыдвижения в кандидаты

Статья 32. Право выдвижения кандидатов

1. Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом.

2. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.

3. Выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено избирательным объединением.

3 1 . Если конституцией, уставом, законом субъекта Российской Федерации предусмотрено, что в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, представительном органе муниципального образования все депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов, законом субъекта Российской Федерации должны быть предусмотрены гарантии реализации права граждан Российской Федерации, не являющихся членами избирательных объединений, быть избранными депутатами соответственно этого законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования.

4. Гражданин Российской Федерации, замещавший должность Президента Российской Федерации и досрочно прекративший исполнение полномочий Президента Российской Федерации в случае отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности, не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с указанными обстоятельствами.

5. Утратил силу.

6. Гражданин Российской Федерации, замещавший должность главы муниципального образования и ушедший с указанной должности в отставку по собственному желанию, в том числе в связи с избранием его депутатом либо на иную выборную должность, замещение которой несовместимо со статусом главы муниципального образования, либо отрешенный от должности главы муниципального образования высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с указанными обстоятельствами.

7. При проведении повторных и дополнительных выборов для замещения вакантного депутатского мандата в действующем законодательном (представительном) органе государственной власти, представительном органе муниципального образования не может быть выдвинуто кандидатом лицо, являющееся депутатом (членом) этого органа.

8. Не может быть выдвинут кандидатом гражданин Российской Федерации, не обладающий пассивным избирательным правом на соответствующих выборах.

9. Кандидат не может быть выдвинут на одних и тех же выборах по нескольким избирательным округам. Данное правило не применяется при выдвижении кандидата одним и тем же избирательным объединением одновременно на одних и тех же выборах по одномандатному (или многомандатному) избирательному округу и в составе списка кандидатов.

10. Кандидат не может дать согласие на выдвижение на одних и тех же выборах более чем одному инициатору выдвижения.

1–3. Комментируемый Федеральный закон устанавливает, что кандидатами могут быть выдвинуты граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, т.е. имеющие право быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Пассивное избирательное право не может быть ограничено в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также по другим обстоятельствам. Не обладают пассивным избирательным правом в силу пункта 3 статьи 4 комментируемого Федерального закона граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, а также лица, указанные в п. 3 1 и 3 2 этой же статьи 4.

Ограничения пассивного избирательного права, связанные с нахождением места жительства гражданина Российской Федерации на определенной территории Российской Федерации, включая требования к продолжительности и сроку проживания гражданина Российской Федерации на данной территории, могут быть установлены только Конституцией Российской Федерации. В настоящее время данное ограничение содержится в Конституции Российской Федерации лишь к кандидатам на должность Президента Российской Федерации, поскольку согласно части 2 статьи 81 Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации, проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Законы субъектов Российской Федерации не вправе устанавливать так называемый ценз оседлости для кандидатов на региональных и муниципальных выборах. Основным законодательно допускаемым ограничением пассивного избирательного права на уровне субъекта Российской Федерации является: установление возраста, по достижении которого гражданин становится обладателем пассивного избирательного права на конкретных выборах в соответствии с пунктом 8 статьи 4 комментируемого Федерального закона. Ограничения на занятие одной и той же должности более установленного количества сроков подряд установлены Конституцией Российской Федерации в отношении Президента Российской Федерации (часть 3 статьи 81) и могут быть установлены федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований для иных выборных должностей в соответствии с пунктом 6 статьи 4 комментируемого Федерального закона.

Выдвижение кандидатов разделяется на непосредственное и выдвижение избирательным объединением в составе списка кандидатов (комментируемый пункт 1). Комментируемый пункт 2 устанавливает два способа непосредственного выдвижения кандидатов – в порядке самовыдвижения и в порядке выдвижения избирательным объединением. В качестве непосредственного выдвижения кандидата комментируемый Федеральный закон определяет выдвижение по территориальному избирательному округу (одномандатному, многомандатному или единому избирательному округу) вне зависимости от того, сам ли кандидат выдвинул свою кандидатуру или его кандидатуру выдвинуло избирательное объединение. Непосредственность выдвижения выражается в том, что конкретное лицо (кандидат) баллотируется в конкретной территории (избирательном округе), где сам под свою ответственность ведет свою избирательную кампанию, самостоятельно создает и использует избирательный фонд, определяет виды и способы агитации, назначает доверенных лиц, наблюдателей, членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса и т.д.

Что касается избирательного объединения, то оно в отношении кандидатов, выдвинутых им по избирательным округам, обладает хотя и ограниченными, но достаточно весомыми полномочиями. Кроме права выдвинуть кандидатов непосредственно, избирательное объединение в период до 15 дней до дня голосования вправе их отозвать по основаниям и в порядке, предусмотренном уставом политической партии (уставом данного общественного объединения). Кроме этого, в силу статьи 32 Федерального закона «О политических партиях» государственные органы вправе устанавливать дополнительные гарантии деятельности политической партии. Так, Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации» предусмотрено, что политические партии, выдвинувшие кандидата в Президенты Российской Федерации, вправе назначать доверенных лиц (помимо тех, которых назначает сам кандидат), а также вправе использовать бесплатные эфирное время, печатную площадь в государственных организациях, осуществляющих выпуск СМИ (статьи 43, 52, 53) для агитации за своего кандидата. Субъекты Российской Федерации вправе предусматривать аналогичные и иные формы поддержки (пункт 7 статьи 52, пункт 3 статьи 53 комментируемого Федерального закона).

Процедуру заверения списка кандидатов, выдвинутых по одномандатным (многомандатным) избирательным округам целесообразно предусмотреть аналогично той, что применялась на выборах депутатов Государственной Думы до введения полностью пропорциональной системы.

В составе списка кандидатов кандидат может быть выдвинут только избирательным объединением. Данное положение относится в первую очередь к списку кандидатов, выдвинутому избирательным объединением по единому избирательному округу, при избрании депутатов (всех или части состава) по пропорциональной избирательной системе, в то же время это в равной степени относится к списку кандидатов, выдвинутых по территориальным избирательным округам, если таковой предусмотрен соответствующим законом о выборах.

____________
1 Такое регулирование предусмотрено, например, в Законе Республики Алтай от 24 июня 2003 года № 12-15 «О выборах депутатов Республики Алтай»; в Законе Костромской области от 30 декабря 1998 года № 39 «Избирательный кодекс Костромской области»; в Законе Новосибирской области от 14 июля 2003 года № 124-ОЗ «О выборах депутатов Новосибирского областного Совета депутатов»; в Избирательном кодексе (Законе) Тюменской области от 3 июня 2003 года № 139.
2 В соответствии с пунктом 2 статьи 34 комментируемого Федерального закона, статьей 34 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» группа избирателей должна поддержать самовыдвижение кандидата на должность Президента Российской Федерации.

При проведении выборов в органы местного самоуправления избирательным объединением помимо политической партии и ее региональных отделений являются общественное объединение, созданное в организационно-правовой форме общественной организации либо общественного движения и зарегистрированное в соответствии с законом на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне. При этом устав общественного объединения должен содержать положения, предусматривающие право на участие в выборах. Указанное общественное объединение либо внесенные в его устав изменения и дополнения, предусматривающие участие в выборах, должны быть зарегистрированы не позднее, чем за один год до дня голосования, а в случае назначения выборов в орган местного самоуправления в связи с досрочным прекращением его полномочий – не позднее чем за шесть месяцев до дня голосования.

__________________
1 По мере объединения субъектов Российской Федерации в новые субъекты Российской Федерации это число будет уменьшаться.

Выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов по единому избирательному округу возможно лишь на выборах по пропорциональной (смешанной) избирательной системе, т.е. на выборах депутатов Государственной Думы в соответствии с Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации на основании пункта 16 статьи 35 комментируемого Федерального закона, а в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований, – и на выборах в представительные органы местного самоуправления. Порядок выдвижения списков кандидатов регулируется федеральными законами, соответствующими им законами субъектов Российской Федерации, а также в силу статьи 21 Федерального закона «О политических партиях» уставами политических партий.

4–7. Комментируемые пункты устанавливают ограничения пассивного избирательного права для граждан, замещающих некоторые государственные и муниципальные должности, при проведении выборов на эти должности и создают заслон злоупотреблению так называемым административным ресурсом, избирательными правами. Подобного рода действия можно расценивать как избирательные технологии с использованием административного ресурса, поскольку действующее должностное лицо по сути само определяет дату своего участия в досрочных выборах и может определить выгодный для себя период (в частности, когда его популярность наиболее высока, когда социально-экономическая ситуация благоприятна (нет задолженности по заработной плате, пенсиям, пособиям и т.д.), при этом иные возможные кандидаты попадают в ситуацию, когда они еще не готовы к избирательной кампании.

Помимо добровольной досрочной отставки должностного лица (Президента Российской Федерации, главы муниципального образования) основанием для ограничения пассивного избирательного права является применение в отношении должностного лица таких мер ответственности, как отрешение от должности. Отрешение от должности Президента Российской Федерации возможно по решению Совета Федерации в соответствии со статьей 93 Конституции Российской Федерации. Отрешение от должности главы муниципального образования предусмотрено Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Гражданин Российской Федерации, замещавший должность Президента Российской Федерации, либо главы муниципального образования, досрочно прекративший исполнение полномочий по соответствующей должности, по собственному желанию либо вследствие отрешения от должности, не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с указанными обстоятельствами. Данное ограничение распространяется только на ближайшие выборы соответствующего должностного лица. Подобных ограничений для депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также депутатов представительных органов местного самоуправления в случае досрочного прекращения полномочий (роспуска) этих органов законодательством не предусмотрено.

При проведении повторных и дополнительных выборов для замещения вакантного депутатского мандата в действующем законодательном (представительном) органе государственной власти, представительном органе местного самоуправления не обладают пассивным избирательным правом лица, являющиеся депутатами этих органов.

8. Не может быть выдвинут кандидатом гражданин Российской Федерации, не обладающий пассивным избирательным правом на соответствующих выборах. Однако, поскольку выдвижение кандидата имеет уведомительный характер, то не исключены случаи выдвижения лиц, не имеющих права быть избранными. Список кандидатов заверяется соответствующей избирательной комиссией, за исключением тех кандидатов в списке, которые не обладают пассивным избирательным правом. Представление для заверения списка кандидатов с включением в его состав лиц, не обладающих пассивным избирательным правом, не заверение соответствующей избирательной комиссией в этом списке лиц, которые не обладают пассивным избирательным правом, не являются основаниями как для отказа в заверении списка кандидатов, так и для отказа в его последующей регистрации в связи с якобы нарушением порядка выдвижения списка кандидатов. При представлении документов лица, не обладающего пассивным избирательным правом, на регистрацию в качестве кандидата избирательная комиссия в соответствии с подпунктом «а» пункта 24 статьи 38 комментируемого Федерального закона отказывает в регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному либо многомандатному избирательному округу.

9–10. Кандидат не может быть выдвинут на одних и тех же выборах по нескольким избирательным округам. Он не может использовать свое право на самовыдвижение и одновременно находиться в составе списка кандидатов либо быть в двух и более списках кандидатов различных избирательных объединений. В случаях обнаружения нарушения запрета, установленного пунктом 9 либо 10 комментируемой статьи, и в зависимости от этапа избирательной кампании, избирательная комиссия не вправе осуществлять избирательные действия, предписанные ей в связи с выдвижением кандидата, по всем инициативам, кроме первой, либо в соответствии с подпунктом «м» пункта 24, подпунктом «д» пункта 26 статьи 38, пункта 1 статьи 76 комментируемого Федерального закона отказывает в регистрации кандидату, уже зарегистрированному по иным основаниям, в том числе путем исключения кандидата из списка кандидатов, аннулирует решение о регистрации кандидата. Данное ограничение не применяется при выдвижении кандидата одним и тем же избирательным объединением одновременно на одних и тех же выборах по одномандатному или многомандатному избирательному округу и в составе списка кандидатов. Избирательным комиссиям целесообразно доводить до сведения избирателей подобные факты нарушений со стороны кандидата через средства массовой информации.

Источник

Статья 34. Самовыдвижение кандидата

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ в статью 34 настоящего Федерального закона внесены изменения

Статья 34. Самовыдвижение кандидата

1. Каждый гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом, после официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации вправе выдвинуть свою кандидатуру на должность Президента Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. N 64-ФЗ в пункт 2 статьи 34 настоящего Федерального закона внесены изменения

3. Кандидат, выдвинувший свою кандидатуру, не позднее чем через 20 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации обращается в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации с ходатайством в письменной форме о регистрации группы избирателей. При проведении досрочных выборов Президента Российской Федерации указанный в настоящем пункте срок не применяется.

4. В ходатайстве о регистрации группы избирателей указываются:

5. К ходатайству о регистрации группы избирателей должны быть приложены нотариально удостоверенный протокол регистрации членов группы избирателей при проведении собрания в поддержку самовыдвижения кандидата и протокол собрания данной группы избирателей. В случае отсутствия в населенном пункте нотариуса удостоверение протокола регистрации членов группы избирателей может быть совершено должностным лицом исполнительного органа государственной власти, должностным лицом органа местного самоуправления, которые уполномочены совершать нотариальные действия. Протокол собрания группы избирателей должен содержать решения:

1) об образовании группы избирателей;

2) о поддержке самовыдвижения кандидата с указанием сведений о кандидате, перечисленных в пункте 4 настоящей статьи;

3) о назначении уполномоченных представителей группы избирателей с указанием сведений, перечисленных в пункте 3 статьи 32 настоящего Федерального закона.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. N 64-ФЗ в пункт 6 статьи 34 настоящего Федерального закона внесены изменения

6. К ходатайству о регистрации группы избирателей должны быть приложены:

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 июня 2017 г. N 103-ФЗ подпункт 3 пункта 6 статьи 34 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 июня 2017 г. N 103-ФЗ пункт 6 статьи 34 настоящего Федерального закона дополнен подпунктом 3.1

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 19 июля 2009 г. N 196-ФЗ в пункт 7 статьи 34 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования результатов ближайших, назначенных после дня вступления в силу названного Федерального закона, выборов Президента РФ

7. К ходатайству о регистрации группы избирателей должны быть также приложены сведения о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга за шесть лет, предшествующих году назначения выборов Президента Российской Федерации, об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах, об обязательствах имущественного характера кандидата и его супруга. Указанные сведения представляются на бумажном носителе и в машиночитаемом виде по форме согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 102-ФЗ статья 34 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 7.1

7.1. К ходатайству о регистрации группы избирателей должны быть также приложены по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации:

1) сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, а также сведения об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, его супруга и несовершеннолетних детей;

2) сведения о расходах кандидата, а также о расходах его супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 июня 2017 г. N 103-ФЗ в пункт 8 статьи 34 настоящего Федерального закона внесены изменения

8. Кандидат вправе указать в заявлении, предусмотренном подпунктом 3 пункта 6 настоящей статьи, свою принадлежность к политической партии, зарегистрированной в установленном федеральным законом порядке, либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в данной политической партии либо ином общественном объединении при условии представления документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом соответствующей политической партии, иного общественного объединения. При этом кандидат согласует с уполномоченным органом и Центральной избирательной комиссией Российской Федерации состоящее не более чем из семи слов наименование данной политической партии, иного общественного объединения, которое используется в избирательных документах.

9. Кандидат, выдвинутый политической партией, не может выдвинуть свою кандидатуру в порядке самовыдвижения.

10. Ходатайство, указанное в пункте 3 настоящей статьи, и иные предусмотренные настоящей статьей документы кандидат обязан представить в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации лично, за исключением случаев, когда он болен, находится в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых (при этом подлинность подписи кандидата на заявлении должна быть нотариально удостоверена либо письменно заверена администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения, в котором кандидат находится на излечении, администрацией учреждения, в котором он содержится под стражей в качестве подозреваемого или обвиняемого). Если кандидат вправе не представлять лично указанные документы в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, то эти документы представляются уполномоченным представителем группы избирателей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. N 64-ФЗ пункт 11 статьи 34 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции

12. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации обязана в день поступления документов, представленных в соответствии с настоящей статьей, выдать кандидату (уполномоченному представителю группы избирателей) подтверждение их получения в письменной форме.

13. Группа избирателей вправе поддержать самовыдвижение только одного кандидата.

14. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в течение пяти дней со дня поступления документов, представленных в соответствии с настоящей статьей, принимает решение о регистрации группы избирателей и ее уполномоченных представителей и выдает уполномоченным представителям регистрационные свидетельства либо мотивированное решение об отказе в их регистрации.

15. В сведениях о кандидате, выдвинутом в порядке самовыдвижения, а также в избирательных документах делается запись: «Самовыдвижение».

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. N 64-ФЗ в пункт 16 статьи 34 настоящего Федерального закона внесены изменения

17. В случае отказа в регистрации мотивированное решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации об отказе выдается уполномоченным представителям группы избирателей не позднее дня, следующего за днем принятия данного решения. Данное решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации, который обязан рассмотреть жалобу не позднее чем в пятидневный срок.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. N 505-ФЗ в пункт 18 статьи 34 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

18. Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, обязан к моменту представления документов, необходимых для регистрации кандидата, закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов. Понятие «иностранные финансовые инструменты» используется в настоящем Федеральном законе в значении, определенном Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 34 настоящего Федерального закона

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *