избирательное право франции в 19 веке

Избирательные процедуры во второй половине XIX века

Избиратели

Выше говорилось о том, что борьба за отмену избирательных цензов, и в первую очередь имущественного, велась на протяже­нии всего XIX столетия.

В результате принятия ряда законов и конституционных ак­тов полностью отменили этот вид ценза Франция, Швеция, Гер­мания (при выборах в рейхстаг). В Австро-Венгрии имущест­венный ценз был упразднен лишь в 1896 г.

Большинство европейских государств продолжало придержи­ваться традиции предоставления гражданам права голоса при наличии у потенциального избирателя собственности определен­ного размера. Имущественный ценз сохранялся в Италии, Испа­нии, Португалии, Швеции,

Норвегии, Пруссии, Люк- Демократический клуб в Берлине.

сембурге. В Великобрита­нии избиратель, распола­гавший собственностью в различных избирательных округах, мог голосовать в каждом из них (право множественного вотума).

В Бельгии в марте 1848 г. ценз снижается до 42,32 франка годовых налогов. Собственникам крупного состояния (свыше 2000 франков) в этой стране предоставлялось право второго, дополнительного голоса. В Нидерландах по

избирательное право франции в 19 веке

закону 1887 г. депутатов нижней палаты парламента избира­ли лица, уплатившие минимальный поземельный налог в 10 фло­ринов (в сельской местности) или квартиронаниматели и домо­владельцы в городах. В 1896 г. размер ценза сводится к чисто символической сумме в 1 флорин поземельного налога в сель­ской местности. Избирателями могли быть также владельцы квар­тир, судов водоизмещением от 24 тонн, минимальных банковских вкладов от 50 флоринов или жалования от 570 флоринов в год.

Законодательство некоторых европейских государств допус­кало к избирательным процедурам лишь тех, кто соответствовал требованиям образовательного ценза, то есть умел читать и пи­сать. Такие законы существовали в Великобритании (1867 г.) и в Италии (1882 г.). В Великобритании часть парламентариев избиралась университетами. В этих избирательных округах могли голосовать лишь те, кто имел ученую степень.

Уникальная правовая норма действовала в Бельгии. Здесь граждане, имеющие законченное высшее образование, имели право на два дополнительных голоса.

Прямые и косвенные выборы

В XIX веке принцип всеобщего избирательного права, несмо­тря на сопротивление сил реакции, неуклонно распространялся в Европе. В Англии парламентские выборы всегда были только прямыми. Так же выбирались депутаты во многих кантонах Швейцарии. Во Франции институт выборщиков упраздняется Хартией 1814 г. в связи с высоким имущественным цензом, а затем принцип прямых выборов был закреплен в Конституциях 1848, 1852 и 1875 гг. В Германии эта проблема была решена иначе. До образования единого государства в 1871 г. отдельные немецкие королевства и княжества при выборах депутатов сво­их представительных органов власти использовали выборщи­ков. Этот порядок сохранялся в Пруссии и Баварии на всем протяжении XIX века, в то время как выборы депутатов обще­германского законодательного органа были прямыми. В Нидер­ландах с 1848 г. выборы нижней палаты производились непо­средственно избирателями. В Бельгии всеобщая подача голосов установлена законом 1893 г. В Италии также не использовался институт выборщиков.

ские общины и беднейшее городское население.

Выборщики не имели права самостоятельно подавать свой голос; они лишь выполняли волю делегировавшей их курии. По замечанию немецкого исследователя Г. Мейера, «выборщик све­ден к роли какого-то почтальона, который должен просто пере­дать на выборах избирательную записку, врученную ему глава­рями соответствующих партий» (Мейер Г. Избирательное пра­во. М., 1905. С. 97).

Избирательные округа

Во второй половине XIX века европейские страны с наиболее передовым избирательным законодательством (Франция, Вели­кобритания, Германия) ввели систему избирательных округов, основанную на численности населения. В 1885 году в Велико­британии была отменена многовековая практика избрания двух депутатов парламента от графств и двух от населенного пункта или университета. В качестве исключения такое право сохраня­лось лишь за Оксфордским и Кембриджским университетами, а также несколькими городами. Все остальные города и графства страны были поделены на избирательные округа с численностью населения в пределах 54 000 человек. Каждый округ избирал одного депутата палаты общин.

Во Франции одномандатные округа появились в результате принятия Органического закона о выборах депутатов Нацио­нального собрания 30 ноября 1875 г. (часть Конституции 1875 г.). В каждом округе насчитывалось до 70 000 жителей.

Выше говорилось о том, что в германском законодательстве 1849 г. существовала норма образования одномандатных окру­гов на 100 000 человек населения. Реально эти округа (Wahlkreise) стали формироваться после 1871 г. одновременно с переходом к прямым выборам.

Границы избирательных округов в европейских странах пе­риодически корректировались в зависимости от изменения чис­ленности населения.

Списки избирателей

Вначале списки избирателей составляются к каждым выборам, но постепенно они заменяются на постоянные (хотя в ряде стран вплоть до конца века законы требуют формирования отдельных

Возникавшие при этом спорные вопросы (необоснованное включение или изъятие из числа имеющих право голоса), как правило, разрешались в суде.

Выборные системы

В XIX веке помимо демократизации избирательного права и освоения новых избирательных процедур сформировались две основные выборные системы, которые до сих пор применяются во многих государствах.

На практике законодательства европейских государств исполь­зовали элементы как мажоритарной, так и пропорциональной систем. К началу XX века ни один из указанных способов орга­низации выборов не существовал в классическом варианте.

Кандидаты

С повсеместной отменой имущественного ценза для кандида­тов в депутаты сохранились некоторые другие виды ограничения пассивного избирательного права. В отдельных германских го­сударствах и Великом герцогстве Люксембург родственникам запрещалось быть депутатами одного представительного органа власти. Практически во всех государствах гражданам запреща­лось избираться или быть выбранными в два или несколько пред­ставительных собраний одновременно.

Остро стояла проблема выдвижения и избрания государст­венных служащих и военных в представительные органы влас­ти. Противники допуска чиновников в парламенты ссылались на теорию разделения властей Ш. Монтескье, обосновавшую важ­ность баланса между исполнительной, законодательной и судеб­ной властями. Сторонники равного для всех права избрания го­ворили о том, что присутствие представителей администрации среди законодателей позволит парламентариям более компетентно участвовать в управлении государством. Решение этого вопроса было тесно связано с объемом полномочий чиновников, борьбой парламентов тех или иных стран с правительствами. В XIX веке эта часть законодательства часто изменялась, то разрешая, то запрещая должностным лицам участвовать в борьбе за депутат­ские мандаты.

В Англии, согласно политической традиции, министры всегда являлись депутатами парламента, но судьям и остальным чинов­никам запрещалось баллотироваться в палату общин. В Швей­царии муниципальные чиновники могли избираться в предста­вительный орган конфедерации, но этого права лишались слу­жащие общегосударственных ведомств. Во Франции по Консти­туции 1852 г. чиновники могли стать депутатами, но с 1875 г. они не могли избираться в тех департаментах, где служили, и это существенно ограничивало их пассивное избирательное право. В Германии не существовало ограничений для чиновников, бал-

лотирующихся в депутаты рейхстага. В Италии в высшем пред­ставительном органе не должно было присутствовать более 40 чиновников, в том числе не более 10 судей и не более 10 профес­соров. В Бельгии с 1848 г. государственные служащие лиша­лись права быть избранными в палату депутатов, а в 1893 г. некоторые представители администрации получили право допол­нительного голоса. В парламент Нидерландов не могли изби­раться священники, чиновники и военные.

Процедура выборов

Во Франции Конституция 1795 г. окончательно вводит в этой стране порядок письменной и тайной подачи голосов. В госу­дарствах Германского Союза до 1848 г. используются как уст­ное голосование (при избрании выборщиков), так и тайное (при избрании депутатов). В немецких землях Вюртемберг и Баден избиратели должны были ставить подпись в подаваемых запис­ках, что делало тайное голосование в определенной степени ог­раниченным. Не следует забывать, что способ голосования нахо­дился в руках чиновников, которые по своему усмотрению мог­ли применять ту или иную форму. После 1848 г. практика тай­ного голосования в Германии еще больше распространяется. Начинается печатание избирательных бюллетеней в соответст­вии со строгими требованиями», от белого цвета и отсутствия наружных отличий до изготовления их вне избирательных уча­стков. Из-за разноформатности белой бумаги ввели конверты для избирательных бюллетеней, которые, как правило, скреплялись печатями и были непросвечиваемыми.

Современная система тайного голосования, когда избиратель­ная комиссия печатает избирательный бюллетень типографским способом, выдает его голосующим и предлагает сделать каранда­шом пометку против приемлемой кандидатуры, была впервые

избирательное право франции в 19 веке

разработана и применена во второй половине XIX века в Австралии (штат Виктория).

В Великобритании требова­ния о введении тайного голо­сования на парламентских вы­борах появились еще в 1833 году. Но почти сорок лет вла­сти страны противились это­му нововведению. Лорд Паль-мерстон в свое время откло­нил это предложение, так как, по его мнению, «идти, краду­чись в кабину для голосова­ния» было бы «недостойно для характера прямых и че­стных англичан» (Цит. по: История буржуазного кон­ституционализма XIX в. М., 1983. С. 44).

Лишь в феврале 1872 года по инициативе либерального правительства Гладстона пар­ламент принял «Акт о балло­тировке», распространивший в Великобритании указанную выше австралийскую систему тайного голосования. Реформа прохо­дила в условиях нарастания внутреннего общественного кон­фликта. Ведущие политические силы вынуждены были пойти на нее. В редакционной статье от 10 июля 1872 года лондонская газета «Тайме» писала: «Ни одна из палат не хотела провести этот билль, и в то же время ни у одной из них не хватило сил помешать ему пройти» (Цит. по: Мейер Г. Избирательное пра­во. М., 1905. С. 40).

По этому закону, в случае превышения числа кандидатов над количеством депутатских мест назначалось тайное голосование избирательными записками. Каждая из записок содержала име­на всех кандидатов и имела печать. Получив бюллетень, голосу­ющий в особой комнате отмечал выбранную кандидатуру. Не­грамотные с разрешения председателя избирательной комиссии могли поручить другому лицу сделать за себя выбор. Затем из­биратель складывал этот листок и в присутствии организаторов выборов опускал его в избирательную урну. После подачи всех записок урны опечатывались и сдавались на хранение должно­стному лицу, заведующему выборами.

рядок расположения имен кандидатов. Используются специ­альные ширмы, в которых избиратель может незаметно от дру­гих сделать отметку (Германия 1899 г.).

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что большин­ство современных избирательных процедур во многом было сформировано в XIX столетии. Революционные потрясения, че­рез которые прошли ведущие мировые державы, завершились демократизацией их внутриполитической жизни. Существенно обновленное в период нового времени избирательное законода­тельство стало одним из основных гарантов реализации граж­данских прав и свобод человека.

ПРИЛОЖЕНИЕ

В качестве материала, содержащего дополнительные сведе­ния о выборах, проводившихся в XIX веке, предлагаются от-пывки из книги «Республика 1848 г.» французского историка и общественного деятеля XIX XX вв. Жоржа Ренара. В своей книге автор ярко изображает особенности выборов в Учреди­тельное Собрание Франции (1848 г.), сохраняя много интерес­ных подробностей этого события.

ДОКУМЕНТ № 1. ЖОРЖ РЕНАР

РЕСПУБЛИКА 1848 ГОДА

Пока что подготовили, как могли лучше, первый опыт систе­мы, которая должна была поставить на ноги в один день мил­лионы избирателей. Было сделано много различных предло­жений; некоторые требовали двухстепенной подачи голосов, при которой депутат проходит более строгую сортировку и увели­чивалось расстояние между ним и его избирателями. В одной брошюре предлагалась система подачи голосов по квартирам так, что переносная урна переходила из дома в дом с барабан-

ным боем, собирая голоса.

Настаивали на том, что полномочия депутата несовместимы с исполнением функций префекта, магистрата, священника; была смутная идея своего рода представительства интересов, при ко­торой солдаты выбирали бы солдат, рабочие рабочих и т. д.

Но авторы официального проекта. были особенно заняты двумя обстоятельствами. Прежде всего они хотели устроить так, чтобы де­путаты не были рабами интересов своей колокольни, и они предпо­чли голосованию поименному голосование по спискам, при котором депутаты избавлялись до некоторой степени от влияний и домога­тельств местного характера, которое давало кроме того до известной степени возможность заменить обсуждение лиц обсуждением про­грамм, но которое было весьма несправедливо в том отношении, что не будучи дополнено пропорциональным представительством, оно подавляло меньшинство иногда деревенское, всего же чаще город­ское, в целом департаменте, вынуждало кандидатов на компромиссы, которые нарушали ясность выбора, и приводило иногда избирателей к необходимости голосовать ощупью. приходилось избирать сразу по 30 человек, из которых многие были им неизвестны.

. День выборов пришелся в день Пасхи. Священники стали, было, жаловаться на это, но более ловкие, каких было большин­ство, предпочли этим воспользоваться; литургии были отслуже­ны и часто прямо из деревенской церкви с хоругвями и священ­ником во главе, отправлялся кортеж избирателей в центральное место кантона, чтобы подавать там голоса в другой церкви.

Система подачи голосов в центральном месте кантона была другим пунктом, который вызвал оживленные обсуждения. Пра­вительство держалось за нее трудно сказать почему. Это зна­чило, главным образом, затянуть подачу голосов, которая должна была продолжаться в течение двух дней. Это значило вынуж­дать к тяжелому путешествию крестьян и бедных ремесленни­ков, которые должны были во многих местах сделать пешком пять-шесть миль под проливным дождем, чтобы выполнить свой гражданский долг. Это значило подвергнуть деревни, покину­тые на много часов всем мужским населением, опасности со сто­роны воров или, по крайней мере, страху. Деревенские жители, претерпевавшие все эти неприятности, были недовольны, что не послужило на пользу Республике.

. Между тем многоцветные программы испещряли стены. Кандидаты исчислялись тысячами. В одном департаменте (Эндр) был выставлен 41 кандидат на 7 мест.

когда оставалось только проверить голоса военных, урны были захвачены, бюллетени изорваны и истоптаны ногами.

Ренар Ж. Республика 1848 года / Пер. с франц. М.; Пг., 1923. С. 49, 52-55, 61-62.

Источник

Государство и право Франции в новое время конец XVIII начало ХХ вв.

К концу 18 века феодальный строй во Франции достиг высшей точки кризиса. Он стал тормозом экономического развития страны. Во Франции зрело понимание необходимости глубоких перемен. Самой влиятельной политической силой антифеодального движения была буржуазия: банкиры, собственники мануфактур, купцы и предприниматели.

Благодаря поддержке буржуазии в стране получили широкую известность труды идеологов просвещения, в которых подвергалось критике феодальное мировоззрение, клерикально-абсолютийский произвол, сословные привилегии, средневековое суеверие и мракобесие. Реакционной идеологии просветители противопоставляли новое политическое мировоззрение. Они доказывали необходимость серьезных государственных правовых преобразований на демократической основе.

В 1788 году Францию поразил глубокий экономический кризис. Вследствие очередного неурожая крестьяне большей части страны оказались под угрозой голода. В городах свертывалось производство и тысячи горожан остались без работы. Начались народные волнения.

1. Формирование буржуазного государства Франции в XVIII-XIX вв.

Основные этапы Великой Французской революции :

Началом французской буржуазной революции принято считать 14 июля 1789 г. В этот день парижане штурмом взяли королевскую крепость-тюрьму Бастилию. Политическая власть перешла в руки крупной буржуазии и либерального дворянства. Законодательная инициатива была отдана Учредительному собранию.

11.08.1789 г. был принят первый декрет революции » Об уничтожении феодальных прав и привилегий «. Он упразднил крепостное состояние (серваж) и «личные повинности» крестьян (пешая и конная барщина, налог с убоя скота, налог на охрану замка, дорожные пошлины, сбор с ярмарок и т. п.). Важнейшие же феодальные повинности (шамнар, барщина, ценз и др.) должны были выкупаться крестьянством за огромную сумму. Дворянство сохранило за собой землю и поземельные подати. Был предусмотрен выкуп земли крестьянами на условиях единовременной уплаты 30-кратного ежегодного взноса, что было доступно лишь небольшому числу деревенских богачей.

Эта декларация в четкой обобщенной форме выразила политико-правовые взгляды просветителей, энциклопедистов: Вольтера, Дидро, Руссо, Гольбаха и др. Но особенно большое влияние на ее содержание оказали политические взгляды Ш. Монтескье, его произведение «О духе законов».

Декларация провозглашала принципы демократического государственно-правового строя. Устанавливалась взаимосвязь этих принципов: основополагающими объявлялись права человека, их обеспечение возлагалось на демократически организованное государство («государственный союз»), основанное на принципах народного суверенитета и разделения властей. Такое построение следовало идее школы естественного права, которая главную цель государства видела в защите «неотъемлемых» прав человека.

Влияние естественно-правовых теорий чувствуется и в проведении Декларацией различий между правами человека, которые ему присущи от природы как «естественные и неотъемлемые» и правами, полученными гражданином от государства.

а) никто не может быть привлечен к ответственности иначе, как в случаях, прямо предусмотренных законом;

б) никто не может быть наказан иначе, чем это прямо и непосредственно предусмотрено законом.

Конституция 1791 г. также была разработана Учредительным Собранием.

o составление и утверждение бюджета;

o решение вопросов войны и мира;

o определение численности и содержания армии;

o ратификация договоров с иностранными государствами;

o учреждение и упразднение государственных должностей;

o привлечение к уголовной ответственности перед Верховным судом министров и др. должностных лиц; законодательная деятельность.

Исполнительная власть вручалась королю. Ему вверялось назначение и увольнение министров. Король возглавлял вооруженные силы, назначал часть командного состава, утверждал назначение высших чиновников, осуществлял общее руководство внутренним управлением и внешними отношениями.

Избирательная система. Депутаты Национального собрания должны были избираться на основе двухстепенных выборов, в которых могли участвовать только активные граждане. Ими признавались граждане от 25 лет, размеры дохода которых в зависимости от места проживания колебались от 100 до 200 рабочих дней. Или ценность нанимаемого или арендуемого имущества была не ниже стоимости 400 рабочих дней. Конституция закрепила новое административное деление страны на департаменты, дистрикты и коммуны. Управление на местах возлагалось на выборные органы, которые действовали под руководством и контролем соответствующих министров.

Судебная власть вручалась выбранным на срок судьям. Для рассмотрения уголовных дел учреждался суд присяжных. Создавался также кассационный суд. Предусматривалось образование Верховного суда, призванного разбирать правонарушения министров и преступления, угрожающие безопасности государства.

В 1792 году на политическую борьбу во Франции начинает оказывать ощутимое влияние внешнеполитическая обстановка. Оформилась антифранцузская военная коалиция крупнейших европейских монархий. Королевский двор оказался в центре монархического заговора и подталкивал страну к войне.

Законом от 17.06.1793 г. были безвозмездно ликвидированы все феодальные земельные права и платежи. Освобождение крестьян от феодальных повинностей, распродажа национальных земельных фондов, раздел общинных земель привели к появлению в деревне многочисленного класса мелких земельных собственников, составивших оплот нового буржуазного строя во Франции.

Декларация начинается с заявления о том, что «целью общества является общее счастье». Правительство должно обеспечить человеку пользование его естественными и неотъемлемыми правами, к числу которых были отнесены: равенство, свобода, безопасность и собственность. Якобинцы признавали юридическое равенство в полном объеме, деление граждан на активных и пассивных отвергалось.

Провозглашен более широкий круг демократических свобод :

Обязанностью общества объявлялось обеспечение средств существования лицам, неспособным к труду. Запрещалось рабство и все виды феодальной зависимости.

Избирательными правами были наделены все граждане от 21 года, имущественный ценз отменен.

Обсуждение и утверждение законов объявлено делом народа: принятый Собранием законопроект рассылается всем первичным собраниям, которые образуются на местах (в коммунах) в составе 200-600 граждан. Если спустя 40 дней после рассылки проект получает одобрение большинства собраний, он становится законом.

Комитет общественной безопасности руководил борьбой с внутренней контрреволюцией. Ему было предоставлено право ареста всех лиц, подозреваемых во враждебных отношениях к якобинской республике. Он направлял деятельность местных органов безопасности и, в частности, наблюдательных комитетов.

В марте 1793 года учрежден Революционный трибунал для борьбы с контрреволюционерами. В июне 1794 года он получил право выносить обвинительные приговоры без заслушивания свидетелей и исследования доказательств на основе нравственного убеждения судей; защита устранялась.

С работой судебных учреждений была тесно связана деятельность национальных агентов. Им вменялось в обязанность требовать исполнения законов и доносить о небрежности должностных лиц, проявленной при применении закона.

Крайности якобинской диктатуры не отвечали интересам буржуазии. 27 июля (9 термидора) 1794 года якобинская диктатура пала в результате переворота. К власти вновь пришла крупная буржуазия. Робеспьер, Сен-Жюст, Кутон и многие другие были казнены.

Изменения в государственном строе Франции в период 1794-1871 гг.

Конституция 1795 г. Основным принципом государственного строя по новой конституции было представительное правление и разделение властей.

Исполнительная власть вручалась Директории в составе 5 членов, назначаемых Советом старейшин из кандидатов, выдвинутых Советом пятисот.

Нестабильная внутриполитическая обстановка в стране заставила термодорианцев искать опору в режиме военной диктатуры. 9-10 ноября 1799 года генерал Наполеон Бонапарт с помощью войск разогнал Законодательный корпус и упразднил Директорию.

Конституция 1799 г. юридически закрепила новый режим. Основными чертами нового государственного строя стали: верховенство правительства и представительство по плебисциту, т. е. всенародному голосованию.

Правительство состояло из трех консулов, избираемых на 10 лет. Первый консул наделялся особыми полномочиями: он осуществлял исполнительную власть, назначал и смещал министров, членов Государственного совета, послов, генералов, высших чиновников местного управления, судей. Ему принадлежало право законодательной инициативы. Второй и третий консулы имели совещательные полномочия.

Конституция назначала первым консулом Наполеона Бонапарта. Как органы законодательной власти учреждались Государственный совет, Трибунал, Законодательный корпус и Охранительный сенат.

В 1802 году Бонапарт был объявлен императором пожизненно с правом назначения себе преемника. Армия, полиция, бюрократия, католическая церковь стали рычагами императорской власти.

После поражения империи во Францию хлынули дворяне-эмигранты. Была восстановлена монархия Бурбонов. Однако полная реставрация прежнего режима была уже невозможна. Король Людовик XVIII вынужден был согласиться на введение конституционного правления. Оно было оформлено Хартией в 1814 году.

Королю вручалась вся полнота исполнительной власти. Он назначал на все должности в государственном аппарате, армии, полиции и суде, обладал правом издания указов и законодательной инициативы, право вето.

Парламент состоял из палаты пэров и палаты депутатов. Королю принадлежало право пожалования титула пэра. Пэрами по праву рождения были члены королевской семьи и принцы крови.

В выборах в палату депутатов могли участвовать лица, достигшие 30-летнего возраста и уплатившие не менее 300 франков прямого налога. Избранными могли быть лица от 40 лет, уплатившие не менее 1000 франков прямых налогов.

— законодательная инициатива вручена обеим палатам и королю;

Социальная база монархии была очень узкой. Недовольство большинства населения стало причиной новой революции. Зимой 1848 года в Париже вспыхнуло восстание. Луи-Филипп отрекся от престола. Было сформировано Временное правительство из представителей либерально-демократической оппозиции. Весной 1848 года состоялись выборы в Учредительное собрание, которое должно было принять новую конституцию.

Конституция 1848 года установила следующие принципы государственного строя:

Вводилось всеобщее и прямое избирательное право при тайном голосовании. Избирать могли все французы от 21 года, пользующиеся гражданскими и политическими правами. Избранными могли быть лица от 25 лет.

Специальная глава конституции была посвящена демократическим правам и свободам.

Органы центрального и местного управления не изменились.

Президентский переворот и Вторая империя

В конституции 1848 года не было необходимых противовесов на случай возможного конфликта конституционных властей. Ст. 68 предусматривала возможность в случае нарушения президентом Конституции лишения его полномочий и передачи исполнительной власти Национальному собранию. Но Собрание не было наделено реальной силой для этого. Президент же, наоборот, не имел конституционных полномочий для роспуска Собрания, но зато мог сделать это силой. Так и случилось. В декабре 1851 года Луи-Наполеон при помощи войск разгоняет Национальное собрание. Конституция 1848 года упраздняется.

Президент назначает членов Государственного совета, Сената и утверждает кандидатов в депутаты Законодательного корпуса. Право законодательной инициативы также принадлежало только президенту.

Президента отличало от монарха только то, что его власть не была наследственной, он избирался на 10 лет. Однако в ноябре 1852 года империя была восстановлена де-юре, а Луи-Наполеон стал императором под именем Наполеона Ш. В стране устанавливается военно-полицейская диктатура.

Лавируя между интересами буржуазии и пролетариата, император пытается выступить посредником между ними, играя роль надклассового арбитра.

Крах наполеоновской империи предопределило поражение Франции в войне с Пруссией. В сентябре 1870 г. французские войска были разгромлены в решающем сражении под Седаном. Как только весть о поражении дошла до Парижа, там вспыхнуло народное восстание. В результате сентябрьской революции власть перешла к представителям прежней оппозиции в наполеоновском Законодательном корпусе. Франция была снова провозглашена Республикой.

Государственный строй Парижской коммуны и Третьей Республики

Поражение Франции в войне с Германией вызвало подъем патриотического движения в стране. Стали создаваться партизанские отряды в областях, занятых немцами. В тылу усилился приток добровольцев в Национальную гвардию (территориальное ополчение). В состав этих подразделений вступило большое число рабочих. Особенно это было заметно в Париже, где подавляющая часть городской Национальной гвардии (около 200 батальонов) составляли рабочие или группы, примыкающие к ним. Правительство было обеспокоено подъемом народного движения.

Органы власти управления Коммуны

Комиссия юстиции проводила в жизнь провозглашенные Коммуной демократические принципы организации суда и процесса : выборность, демократизация суда присяжных, равенство всех перед судом, гласность суда, удешевление процесса, свобода защиты и т. д. Судебный аппарат Коммуны не был создан каким-то одним актом. Он конструировался по мере появления необходимости в новом судебном органе. Судебная система Коммуны сложилась в следующем виде:

1. Общегражданские суды:

а) обвинительное жюри по делам версальцев;

б) палаты гражданского суда;

а) дисциплинарные суды в батальонах;

в) общеармейский военно-полевой суд.

Государство Парижской Коммуны просуществовало чуть больше двух месяцев. Во второй половине мая версальцы, используя значительное превосходство в военной силе, ворвался в Париж. 28 мая 1871 года пала последняя баррикада коммунаров.

В целом, эти три конституционных закона устанавливали республиканский строй с президентом во главе, парламентом, как высшим органом законодательной власти и парламентским правительством. Однако нужно отметить, что статья о «президенте республики» была принята большинством всего в 1 голос.

Конституция зафиксировала солидарную ответственность министров перед палатами за общую политику правительства.

Многопартийный (многофракциональный) состав парламента, отсутствие там стабильного большинства приводило к частой смене кабинетов. Срок существования правительства в период с 1875 по 1918 года не превышал в среднем одного года. Однако это не затрагивало основную часть государственного аппарата, осуществляющего текущее управление страной. В условиях, когда министры большую часть времени тратили на межфракционную борьбу, нити непосредственного управления сосредотачивались в руках узкого круга высших чиновников, занимавших свои посты не один десяток лет.

Каждая коммуна выбирала по одному «выборщику». Эти «выборщики» избирали сенаторов. Избирательными округами для них были департаменты.

Выборы проводились в главном городе каждого департамента. Для избрания в сенаторы требовалось абсолютное большинство голосов в первых двух турах, в третьем туре достаточно было относительного большинства.

Вывод : Парижская коммуна, также как и Якобинская диктатура, была крайней формой государственной власти, несовместимой с принципами буржуазно-демократического строя. В этом причина ее краха. К концу ХIХ века внутриполитическая обстановка в стране стабилизируется и окончательно утверждается республиканская форма правления.

Субъектами права признавались только физические лица. Это объяснялось неразвитостью капиталистических отношений, когда главную роль играла индивидуальная предпринимательская деятельность и боязнью возникновения в форме юридических лиц феодальных учреждений, прежде всего церковных.

Помимо права собственности, ФГК отмечает и другие вещные права : право на чужие вещи (узуфрукт), проживание в чужом доме, сервитуты, право залога, владения, держания.

Далее кодекс называет случаи возможного искажения воли: если согласие было дано вследствие заблуждения, получено путем насилия или обмана. В этих случаях договор признается недействительным. В то же время явная убыточность для одной из сторон как правило не опорочивает договор. Лишь в отдельных случаях это может служить основанием для признания договора недействительным. Так, согласно статье 1674 ФГК, если продавец недвижимости продал имущество по цене, составляющей не более 7/12 действительной цены, договор может быть признан недействительным.

Статья 1134 ФГК подчеркивает принцип незыблемости договора : «Соглашение, законозаключение, занимают место закона для тех, кто их заключил. Они могут быть отменены лишь по взаимному согласию сторон или по причинам, в силу которых закон разрешает отмену. Они должны быть выполнены добросовестно.»

Таким образом, договор устанавливает безусловную связанность контрагентов : одностороннее нарушение договора вызывает ответственность нарушившего, который должен заплатить все убытки. Вместе с тем, кодекс допускает возможность изменения и дополнения условий договора по суду (ст. 1160 ФГК).

Одновременно переходит переход права собственности на покупателя, даже если вещь еще не была передана, а цена уплачена. ФГК содержит статьи и об эвикции вещи (изъятия вещи на законном основании, лишение владения). Явные недостатки вещи, в наличии которых покупатель мог убедиться сам, не влекут ответственности продавца, а от скрытых недостатков проданной вещи продавец обязан дать гарантию (статьи 1641, 1642 ФГК).

Что касается договора личного найма, то здесь особенно ярко проявляется принцип свободы. Установление условий договора полностью предоставляется на усмотрение сторон. Две статьи кодекса, посвященные этому договору (1780, 1781) не устанавливали никаких границ возможного произвола одной из сторон.

Причинение вреда также является основанием для возникновения обязательств и влечет за собой возмещение ущерба (статья 1384 ФГК).

Допуская развод, кодекс называл следующие причины :

Отец обладал полной властью над детьми вплоть до права заключать их в тюрьму на срок до 6 месяцев.

Брачный возраст устанавливался в 18 лет для мужчин и 15 лет для женщин. Однако при заключении брака детьми, не достигшими 25 лет (для сына) и 21 года (для дочери) требовалось согласие родителей.

В конце ХIХ- начале ХХ веков в семейном праве произошли некоторые изменения. В 1816 году был отменен развод. В 1884 году развод восстанавливается, но уже в новом виде. Он рассматривается как санкция за виновное поведение супруга, поэтому не был восстановлен развод по взаимному согласию.

В 1893 году женщины, которым было разрешено раздельное жительство, стали дееспособными. В 1907 году при брачном имущественном режиме женщина получила право распоряжаться продуктами своего личного труда и происходящими отсюда сбережениями. Постепенно происходит ослабление родительской власти и расширение прав детей; расширение прав матери; в ФГК появляется ряд статей, регулирующих положение внебрачных детей.

В 1917 году круг законных наследников был ограничен 6-й степенью родства.

Торговый кодекс 1807 года являлся дополнением к гражданскому. Он состоял из 4 книг: первая содержала нормы о торговле вообще (о лицах, занимающихся торговлей, о биржах, о посредниках, о векселях); во второй говорилось о морской торговле; третья книга содержала положения о несостоятельности и банкротствах; четвертая посвящена торговой юрисдикции.

В основу кодекса были положены ордонансы времен Людовика XIV: 1673 г. о сухопутной торговле и 1681 г. о морской торговле. Поскольку содержание этих ордонансов практически не изменялось, Торговый кодекс с самого начала нес на себе печать архаизма.

Первый уголовный кодекс был принят в 1791 году. Его основное содержание составляют статьи, защищающие буржуазную собственность в государство. Из 125 статей, определяющих отдельные виды преступлений, 48 посвящено преступлениям против частной собственности и 33- преступлениям против конституции. Боязнь углубления революции побудила составителей кодекса придать наказаниям устрашающий характер.

В 1810 году был утвержден новый Уголовный кодекс Франции. Он состоит из: Общей части, которая включает предварительные положения, и 2 книги, посвященные общим вопросам наказаний, их видам, уголовной ответственности; 3-я и 4-я книги представляют собой особенную часть кодекса. В них содержится перечень преступных деяний. УК устанавливает традиционную классификацию преступных деяний :

Кодекс 1810 года так же как и предыдущий ввел жестокие устрашающие наказания за малейшее посягательство на частную собственность и за преступления против существующего государственного строя. При этом пренебрегали провозглашенным революцией принципом пропорциональности тяжести наказания совершенному преступлению.

Мучительными и позорящими наказаниями были:

В некоторых случаях одновременно с применением одного из указанных наказаний допускалось клеймение.

К позорящим наказаниям относились:

Среди исправительных наказаний кодекс называет:

Книга вторая УК устанавливает основания ответственности и освобождения от ответственности (безумие и принуждение к совершению преступления силой). Подробно описываются различные формы соучастия: подстрекательство, пособничество.

Вывод : Таким образом, в начале 19 века во Франции были приняты 5 буржуазных кодексов, которые отменили старое феодальное право. Однако архаические пережитки в гражданском и уголовном праве сохраняются до начала 20 века.

Стало возможным говорить о двух мировых системах буржуазного права: континентальной и англосаксонской. Основные различия между ними состоят в следующем:

а) континентальная система права базируется на кодексах, англосаксонская ставит судебный прецедент на один уровень с законом и придает огромное значение судебной практике;

б) в области имущественных отношений континентальная система права, в отличие от англосаксонской, развивалась в сильной зависимости от римского права (отсюда различие в терминологии и некоторые особые правовые институты);

в) англосаксонское право не знает деления на «публичное» и «частное», но эти понятия есть в континентальном праве (отсюда административная юстиция).

1. Омельченко О.А. Основы римского права. М. 1994.

2. История Европы. М. 1988 г., т. I. М. 1992 г., т.II. М. 1993 г., т. III.

3. Крашенинникова Н.А. Индусское право, история и современность. М. 1988.

4. Новицкий И.Б. Основы римского гражданского права. М. 1942 г. и др. изд..

5. Аннерс Э. История европейского права. М. 1970 г..

6. Беленький М.Р. Что такое талмуд? Очерк истории. М. 1970

7. Законы Ману. М. 1960 г..

8. Учение Пятикнижия Моисеева. М. 1991 г.

9. Моммзен Т. История Рима. Спб. 1993 г..

10. Берман Г.Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М. МГУ. 1994.

11. Дигесты Юстиниана. М. 1984 г.

12. Скрипилев Е.А. История государства и права Древнего Мира. Учебное пособие М. 1993 г.

13. Артхашастра подо. Текста В.И. Кольянова. М.1950 г.

14. Крашенинникова Н.А. История права Востока. М. 1994 г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *