избирательное право по конституции рсфср 1918 г стало

Избирательное право по Конституции РСФСР 1918 г.

Коммунистическая партия, готовя штурм самодержавия, выдвинула лозунг демократической республики, конституция которой должна была предусматривать и демократическую избирательную систему.

Программа РСДРП требовала всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании [13].

В июле 1918 года собрался V Всероссийский съезд Советов. Главным итогом его работы стало принятие Конституции, которая законодательно оформила установление диктатуры пролетариата в форме советской власти. Подчеркивалось, что диктатура пролетариата имеет целью подавление буржуазии, уничтожение эксплуатации и построение социализма. В Конституции закреплялось федеративное устройство страны и ее название – Российская Социалистическая Федеративная Республика (РСФСР).

Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам.

Конституция конкретизирует понятие «трудящийся», давая точный перечень граждан, которые обладают избирательными правами. Сюда относятся рабочие и служащие всех видов и категорий, крестьяне, не пользующиеся наемным трудом с целью извлечения прибыли, военнослужащие, трудящиеся, потерявшие трудоспособность. Руководствуясь интересами рабочего класса в целом, Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика лишает отдельных лиц и отдельные группы прав, которые используются ими в ущерб интересам социалистической революции [15].

Особенностью Конституции 1918 года являлось то, что право избирать и быть избранным предоставлялось и лицам, не вступившим в число российских граждан, проживающим на территории Российской Республики для трудовых занятий (рабочим или крестьянам, не пользующимся наемным трудом).

В городские и сельские советы депутатов выбирали прямым голосованием (в городах 1 депутат на каждые 1000 человек, а в селениях – 1 депутат на каждые 100 человек), причем срок полномочий устанавливался в три месяца. Совет депутатов созывается не реже одного раза в неделю в городах и двух раз в неделю – в селениях. Для текущей же работы совет депутатов избирает исполнительный комитет (до 5 человек в селениях и до 15 в городах), который всецело ответственен перед Советом.

В Конституции четко закреплен принцип неравенства избирательных прав для городских и сельских жителей. из представителей городских советов – 1 депутат на 25000 избирателей, а для представителей губернских съездов – 1 депутат на 125000 жителей. В законе деются разные единицы измерения – так в городах счет идет по избирателям, а в селах – по жителям, более широкой категории граждан. Такое неравенство избирательных прав городского и сельского населения в России того времени было необходимо для установления диктатуры пролетариата, так как сельское население количественно во много раз превосходило городское [16].

Закрепляется производственно-территориальный принцип. Первичной ячейкой на выборах является избирательное собрание (собрание рабочих и служащих предприятия, сельский сход). День выборов устанавливается местными Советами (глава 14, ст. 66),то есть, нет единого дня выборов для страны или уезда, нет и избирательной компании. Порядок голосования Конституцией не определяется, то есть по усмотрению местных Советов оно могло быть и открытым и тайным. Для правильности проведения выборов Законом предусмотрено присутствие избирательной комиссии и представителя местного Совета. В Конституции закрепляется документирование – так о ходе и результате выборов составляется протокол за подписью членов избирательной комиссии (статья 69). Глава 15 Конституции 1918 года посвящена проверке и отмене выборов. Для проверки выборов Советом назначается мандатная комиссия, которая докладывает о результатах проверки совету. В случае неутверждения какого-либо депутата назначаются новые выборы. Если же выборы признаются неправильными в целом, то вопрос об отмене выборов решается высшим по порядку органом Советской власти (статьи 71-76). В конституции закрепляется право избирателей отозвать депутата и произвести новые выборы (статья 78). Это право позволяет народу более полно осуществлять свою волю, но отозвать можно депутата из совета, со съезда же Советов отозвать делегата на практике было практически невозможно.

Заключение

Таким образом, в первой четверти XVIII века был создан аппарат чиновничье-дворянской империи. Новые учреждения, как и новая армия и флот, упорядочили работу администрации, но при этом, прежде всего, были обеспечены выгоды и преимущества господствующего класса. Новые государственные учреждения должны были охранять господство дворянства, самодержавная власть способствовала сохранению и упрочению крепостного строя.

Итак, в Конституции 1918года закрепляются довольно широкие избирательные права, но только для трудящихся. Трудящиеся могли избирать и быть избранными независимо от пола, расы, национальности, вероисповедания и пр. Более того, в выборах имели право участвовать даже лица, не являющиеся гражданами России, если они принадлежат к рабочему классу или не пользующимся наемным трудом крестьянству. Устанавливался довольно низкий возрастной ценз. Различное представительство от сельского и городского населения вполне отвечало поставленной задаче – установлению диктатуры пролетариата. То есть, в Конституции закреплялись такие избирательные права граждан, которые позволяли строить демократию большинства трудящегося населения против меньшинства эксплуататоров.

Источник

Избирательное право по Конституции РСФСР 1918 г.

Конституция 1918 года наделяла избирательными правами и мужчин, и женщин, достигших 18 лет; даже иностранных граждан.Избирательными правами надеялись те, кто добывалсредства к жизни производительным иобщественно полезным трудом, а также солдаты советской армии ифлота.

Избирательных прав лишались:

а) лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли;

б) лица, живущие на нетрудовой доход (проценты скапитала);

в) частные торговцы, торговые и коммерческие посредники;

г) монахи и духовные служители церквей и религиозныхкультов;

д) служащие и агенты бывшей полиции, особого корпусажандармов и охранных отделений, а также члены царствовавшего вРоссии дома;

е) душевнобольные и умалишенные, лица, состоящие под опекой;

ж) лица, осужденные за корыстные и порочащие преступления.

Избирательное право не было равным. От городов депутатов представлялось больше, чем от деревень. Всероссийский съезд Советов составляется из представителей городских Советов по расчету 1 депутат на 25000 избирателей и представителей губернских съездов Советов по расчету 1 депутат на 125000 жителей. Съезды Советов составляются следующим образом: областные — из представителей городских Советов и уездных съездов Советов по расчету 1 депутат на 25000 жителей, а от городов — по 1 депутату на 5000 избирателей.

Выборы производятсяв дни, устанавливаемые местными Советами согласно инструкции ВЦИК.

Для проверки выборов могла быть назначена мандатная комиссия.

Последней инстанцией по кассации советских выборов является ВЦИК Советов.

Принцип императивного мандата: избиратели, пославшие в Совет депутата, имеют право во всякое время отозвать его и произвести новые выборы согласно общему положению.

Государственный механизм Советской России в годы гражданской войны (1918 – 1920 гг.).

Коренной ломки государственного аппарата не было. Сохранялась многопартийность, однако партия большевиков усиливалась. Регулярно созывались Съезды Советов, но реже – 1 раз в год.

ВЦИК. Ранее был постоянно действующим, теперь стал работать сессионно (1 раз в 2 месяца).Президиум ВЦИК. В Конституции 1918 не регламентируется. Готовил материалы к заседаниям ВЦИК, вносил проекты декретов, наблюдал за исполнением постановлений ВЦИК. Мог утверждать и приостанавливать постановления СНК между сессиями ВЦИК, отменять их. Президиум ВЦИК превращался в самостоятельный орган.

Возник Совет Рабочей и Крестьянской обороны (ноябрь 1918). Занимался хозяйством, продовольствием, промышленностью, мобилизацией, обладал всей полнотой власти в области обороны. Возглавил СРКО Ленин. В декабре 1920 преобразован в Совет Труда и Обороны (СТО).

В октябре 1919 созданы революционные комитеты для организации обороны и поддержания революционного порядка. Ревкомы создавались в прифронтовой зоне и в районах, освобожденных от врага, полностью выполняли функции органов власти и управления. Ревкомы редко избирались, обычно назначались, в них входило 3-5 чел.

Вооруженные силы. 15 января 1918 года был издан Декрет о создании Рабоче-крестьянской Красной армии. Основы организации: классовый принцип (из трудящихся), комплектование на принципе добровольности. 29 января создали Красный флот. Армия подчинялась СНК, также вводился институт военных комиссаров. Добровольческий принцип формирования РККА и КФ не отвечал требованиям военного времени. Поэтому на местах были созданы военные комиссариаты, для введения всеобщей воинской повинности. Она устанавливалась для всего населения (призывной возраст 18-40 лет), но принцип классового отбора сохранялся. Командных кадров был большой дефицит, поэтому приступили к созданию широкой сети военно-учебных учреждений. В этих условиях решили привлечь командный состав старой армии.

Для руководства всеми вооруженными силами ВЦИК в сентябре 1918 создал Революционный военный совет республики (Реввоенсовет – Троцкий). Вводилась должность главнокомандующего, который назначался СНК. В 1918 был введен институт военных комиссаров. Они занимались политической работой в войсках, следили за дисциплиной в армии и на флоте.

Создавались трудовые армии. Части, входившие в ТА оставались боевыми единицами, но занимались решением разных хозяйственных задач (продовольствие, строительство, с/х).

Рабоче-крестьянская милиция. От системы рабочих отрядов переходят к созданию профессиональной милиции. Комплектование, как и в армии, осуществлялось на основе классового подхода. Милиция охраняла порядок, вела дознание по уголовным делам, приводила в исполнение приговоры. Уголовный розыск был передан милиции. Милиция занималась обеспечением продразверстки, трудовой повинности и борьбой с бандитизмом.

ВЧК (всероссийская чрезвычайная комиссия – декабрь 1917) вела следствие, выносила приговоры и приводила их в исполнение. ВЧК могла применять и непосредственную расправу на месте преступления.

Судебная система. От коллегиального метода предварительно расследования переходят к единоличному – следственные комиссии заменяются институтом следователей (1920). Следователей избирали Советы.

Происходит упрощение судебной системы. 1918 год – вводится народный суд, ему подсудны почти все уголовные и гражданские дела. Народных судей избирали Советы, ими могли стать только трудящиеся. В период ГВ утверждаются основные принципы советской судебной системы: выборность судей, участие народных заседателей, упрощение судебного процесса.

Наряду с народными судами действовали революционные трибуналы, прежде всего контрреволюционные преступления. Ревтрибуналы тоже избирались Советами. Второй инстанцией для ревтрибуналов был Кассационный трибунал при ВЦИК. При ВЦИК был Верховный трибунал, рассматривал дела особой важности по поручению Президиума ВЦИК.

ВСНХ. Его функции сведены к управлению промышленностью. Централизация: новые национализированные предприятия передаются в ведение главков ВСНХ. Политика главкизма: подчинение предприятий главкам + абсолютное лишение предприятий хозяйственной самостоятельности

Продовольственным снабжением занимался Наркомпрод. Он посылал отряды для изъятия продуктов и для уборки урожая. Наркомпрод заботился о снабжении армии и занимался снабжением городского населения.

В апреле 1919(рабоче-крестьянская инспекция). С 1920 действует как особый наркомат. На РКИ возлагались обязанности по надзору за соблюдением революционной законности в управлении, по борьбе с бюрократизмом, злоупотреблениями. В июне 1918 появляются комитеты деревенской бедноты. Формировались Советами. На них возлагалось распределение хлеба, предметов первой необходимости, содействие в изъятии хлеба у кулаков.

Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 4281 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Конституция РСФСР 1918 г. Избирательное право по Конституции РСФСР 1918 г.

Принцип всеобщего для трудящихся избирательного права был закреплен Основным законом. Статья 64 подчеркивает отсутствие для трудящихся таких цензов как вероисповедание, национальность, оседлость и т. п. Устанавливается для них лишь один, естественный ценз — возрастной, притом очень низкий, 18 лет. Больше того, закон разрешает понижать и эту возрастную норму. Очень широко трактуется и отсутствие национального ценза. В развитие ст. 20 специально подчеркивается, что избирательными правами пользуются не только граждане РСФСР, но и трудящиеся иностранцы. Конституция конкретизирует понятие «трудящийся», давая точный перечень граждан, которые обладают избирательными правами. К ним относятся рабочие и служащие всех видов и категорий, крестьяне, не пользующиеся наемным трудом с целью извлечения прибыли, военнослужащие, трудящиеся, потерявшие трудоспособность. Статья 65 специально посвящена перечислению категорий граждан, лишенных избирательных прав. Это нетрудовые элементы: лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли, лица, живущие на нетрудовой доход (проценты с капитала доходы с предприятий, поступления с имущества и т.п. ) частные торговцы, торговые и коммерческие посредники, духовенство. Кроме того лишается избирательных прав категория граждан не по их нынешней социальной принадлежности, а в связи с дореволюционной неблаговидной деятельностью — служащие полиции, жандармерии и охранки, члены царской фамилии. Наконец, упоминаются обычные для всех государств лишенцы — умалишенные и преступники. Принцип неравенства избирательных прав для городского и сельского населения был зафиксирован в Конституции, правда, не в общей форме, а применительно к выборам отдельных звеньев государственного механизма. Закон применяет разные единицы измерения: в городах счет идет по избирателям, на селе — по жителям, более широкому понятию. Поэтому на практике преимущество рабочих перед крестьянами выражалось примерно в соотношении 3:1. До Конституции такое преимущество было даже больше. Принцип многостепенности выборов был зафиксирован в Конституции. Прямые выборы производятся только в органы власти населенных пунктов — городов и селений. Уже в волостных органах непосредственное представительство граждан исключается. Волостные съезды Советов составляются из представителей всех сельских Советов волости из расчета I депутат на каждые 10 членов Совета (ст. 35). Здесь, таким образом, выборы двухстепенные.Уездные и районные съезды Советов формируются также сельскими Советами, т. е. здесь выборы тоже двухстепенные, но норма представительства исчисляется уже не по числу членов Совета, а по количеству жителей на территории сельсовета. В уездных съездах Советов могут участвовать и представители Советов небольших городов. Двухстепенными были выборы и на губернские съезды Советов, но здесь допустима третья ступень: если уездный съезд Советов собирается непосредственно перед губернским, то выборы на последний производятся на уездном съезде. Не менее трех ступеней нужно пройти на выборах областных съездов Советов. Они составляются, как правило, из представителей городских Советов и уездных съездов Советов, но если непосредственно перед областным съездом происходит губернский, то делегаты избираются на нем.Аналогично производятся выборы и на Всероссийский съезд Советов: от городов и губерний, но с допущением представительства непосредственно от уездов или наоборот, от областей (ст. 25), т. е. здесь для сельского населения выборы не менее чем четырехстепенные. Для городских избирателей выборы на все съезды Советов двухстепенные. Система многостепенных выборов имела своим историческим предшественником и образцом систему выборов в партийные органы. В условиях революции она была наиболее простой и доступной для трудящихся даже с технологической стороны, не требуя громоздкого избирательного аппарата, неизбежного при прямых выборах. В послереволюционные годы многостепенные выборы выполняли и одну специфическую задачу — они служили своеобразным фильтром, препятствующим проникновению чуждых элементов в высшие органы государства.

избирательное право по конституции рсфср 1918 г стало

Порядок выбора и голосования.Конституция не фиксирует строго порядок выборов и голосования, оставляя его на усмотрение местных Советов и ВЦИК (ст. 70). Однако некоторые общие положения отражены в тексте Основного закона. Закон исходит из производственно-территориального принципа, сложившегося на практике.Такая система, очень простая по организации и очень дешевая, позволяла вместе с тем избирать депутата, хорошо известного избирателям, часто выдвигаемого из своей среды. Выборы проводились в дни, устанавливаемые местными Советами (ст. 66). Единого для всей страны, даже губернии, а порой — и уезда, дня выборов не устанавливалось, по сути дела, никакой избирательной кампании не проводилось.Голосование могло быть как тайным, так и открытым. На практике и после принятия Конституции применялись оба порядка голосования.Право отзыва.Конституция закрепила и право отзыва депутатов Советов. Ленин называл право отзыва демократическим правом, позволяющим народу наиболее полно осуществить свою волю. Оно также родилось еще до Октября. Уже в «Проекте Наказа при выборах делегатов в Совет рабочих и солдатских депутатов», опубликованном в газете «Правда» 7 мая 1917 г., говорилось о праве отзыва. Оно фактически и использовалось для изгнания из Советов соглашателей и замены их большевиками. Именно так поступили рабочие Сестрорецкого оружейного завода, завода Барановского, фабрики «Скороход».

Дата добавления: 2015-01-19 ; просмотров: 58 ; Нарушение авторских прав

Источник

Конституция (Основной закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (утверждена постановлением XII Всероссийского Съезда Советов от 11 мая 1925 г.) (с изменениями и дополнениями) (прекратила действие)

Глава шестая
О выборах в Советы

А. Об активном и пассивном избирательном праве

68. Правом избирать и быть избранным в советы пользуются, независимо от пола, вероисповедания, расы, национальности, оседлости и т.п., следующие граждане Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, которым ко дню выборов исполнилось восемнадцать лет:

а) все, добывающие средства к жизни производительным и общественно-полезным трудом, а также лица, занятые домашним хозяйством, обеспечивающим для первых возможность производительного труда;

б) красноармейцы и краснофлотцы Рабоче-Крестьянских Красных Армии и Флота;

в) граждане, входящие в категории, перечисленные в п.п. «а» и «б» настоящей статьи, потерявшие в какой-либо мере трудоспособность.

Примечание. Из лиц, не вступивших в число граждан Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, пользуются активным и пассивным избирательным правом лица, указанные в ст.11 настоящей Конституции.

69. Не избирают и не могут быть избранными, хотя бы они и входили в одну из перечисленных категорий:

а) лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли;

б) лица, живущие на нетрудовой доход, как-то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т.п.;

в) частные торговцы, торговые и коммерческие посредники;

г) духовные служители религиозных культов всех вероисповеданий и толков, для которых это занятие является профессией, и монахи;

д) служащие и агенты бывшей полиции, отдельного корпуса жандармов и охранных отделений, члены царствовавшего в России дома, а также лица, руководившие деятельностью полиции, жандармерии и карательных органов;

е) лица, признанные в установленном порядке душевнобольными или умалишенными;

ж) лица, осужденные за преступления с поражением в политических правах на установленный судебным приговором срок.

Б. О производстве выборов

70. Выборы производятся в дни, устанавливаемые местными советами или их исполнительными комитетами.

71. О ходе и результате выборов составляется протокол за подписями членов избирательной комиссии.

72. Порядок производства выборов, а равно и участие в них профессиональных союзов и иных рабочих организаций, определяется Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом или его Президиумом.

В. О проверке и отмене выборов и отзыве депутатов

74. В случае неправильности выборов в целом, вопрос об отмене выборов разрешается высшим по порядку органом Советской власти. Высшим органом по кассации Советских выборов является Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет и его Президиум.

75. Избиратели, пославшие в совет депутата, имеют право во всякое время отозвать его и произвести новые выборы.

Источник

Первая сталинская

Накануне голосования по поправкам к Конституции 1993 г. «Ведомости» вспоминают, как, кем и при каких обстоятельствах принимались Конституции РСФСР и СССР.

Новое государство на территории бывшей Российской империи, созданное в результате захвата власти блоком большевиков и левых эсеров, в ноябре 1917 г. оказалось в ситуации острой правовой неопределенности: прежние законы были отменены, а новые только разрабатывались. Это порождало бессистемное, часто противоречивое нормотворчество территориальных и центральных органов власти и усиливало хаос. Для организации работоспособной системы госуправления требовалось принять Основной закон, способный стать фундаментом последующего правотворчества.

Разработка Конституции РСФСР началась в конце марта – начале апреля 1918 г., вскоре после переезда Совета народных комиссаров и Всероссийского центрального исполнительного комитета из Петрограда в Москву. 30 марта Центральный комитет РКП(б) поручил видному большевику Якову Свердлову начать через ВЦИК работу по разработке Конституции.

В комиссию ВЦИК от большевиков были включены три человека, в том числе Яков Свердлов и Иосиф Сталин, два представителя от левых эсеров, один эсер-максималист и пятеро представителей наркоматов, в том числе Николай Бухарин, зампред ВЧК Мартин Лацис и известный юрист Михаил Рейснер. Комиссия напряженно работала весь апрель 1918 г., предлагая проекты устройства социалистического государства. 10 апреля свой доклад сделал Рейснер, представитель Наркомата юстиции РСФСР. 12 апреля Сталин раскритиковал его проект.

19 апреля пятью против трех голосов был принят проект Сталина. Первоначальный вариант подвергся серьезной постатейной правке, текст Конституции стал результатом коллективного труда комиссии. С 20 апреля до конца июня 1918 г. состоялось еще восемь ее заседаний.

В текст Конституции включили принятую в январе 1918 г. Декларацию прав эксплуатируемого народа. Она объявила о национализации земли и банков и установлении рабочего контроля над производством крупнейших заводов и железными дорогами, об отказе платить по займам царского и Временного правительств и стремлении советского правительства к миру без аннексий и контрибуций. Также объявлялось о равенстве трудящихся граждан по национальному и религиозному признакам. «Не трудящийся да не ест!» – провозглашал один из ее пунктов.

Равенство, впрочем, было ограниченным. Статья 65, посвященная избирательному праву, предполагала лишить его прибегающих к наемному труду с целью получения прибыли, лиц, живущих на проценты с капитала, доходы с предприятий и имущества, частных торговцев и духовенство. Избирательных прав лишили также бывших полицейских, жандармов, членов царской фамилии.

Преимущество рабочих над крестьянами, составлявшими более 85% населения страны, пытались обеспечить за счет неравноценного представительства: один депутат Всероссийского съезда Советов избирался от 25 000 горожан и 125 000 сельских жителей. Другими важнейшими пунктами нового Основного закона было объявление трудовой повинности для всех нетрудящихся слоев, отделение Церкви от государства, что означало отказ от господдержки религии.

Формально провозглашая, что власть в стране принадлежит Советам, Конституция умалчивала о том, что фактически руководящей силой государства стала большевистская партия и ее вооруженные силы – Красная армия и ВЧК, разгонявшие Советы, принявшие «неправильные» решения.

Конституция 1918 г. стала первым Основным законом России, фундаментом будущих законов. Однако она носила откровенно классовый характер. Принятая V Всероссийским съездом Советов, состоявшимся вскоре после подавления левоэсеровского восстания, она была лишь правовым прикрытием начавшейся гражданской войны.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *