избирательное право понятие и характеристика
Основы избирательного права
Основы избирательного права и избирательного процесса
1. Что такое избирательное право?
С проблемой выбора человек сталкивается каждый день, каждый час, каждую минуту. Часто бывает, что даже простые житейские вопросы ставят нас в тупик, и мы не знаем, что выбрать. А что уж говорить о политике!
Политический выбор – это всегда раздумья, поиск новых доводов и аргументов. Политический выбор – это степень нашей готовности мыслить по-государственному, это умение отличить истинного государственного деятеля от резвого политика, ринувшегося «во власть» только ради собственной наживы. Задумайтесь: чем отличается политик от государственного деятеля? По мнению Уинстона Черчилля, видного британского политического деятеля, «политик ориентируется на следующие выборы, а государственный деятель – на следующее поколение».
С момента совершеннолетия право выбирать станет и вашим конституционным правом, а вместе с тем и гражданским долгом. Помните о том, что «плохие государственные деятели избираются хорошими гражданами… не участвующими в голосовании» (Д. Натан).
Часто люди жалуются на то, что тот или иной депутат не справляется с возложенной на него ответственностью, не помогает людям справиться с проблемами! А если люди не ходили на выборы, то они его не выбирали! Тогда предъявлять к нему какие-либо претензии безосновательно.
Быть избирателем – сложная и ответственная задача. Ведь только участвуя в политической жизни, мы можем действительно изменить свою жизнь или жизнь своих близких в лучшую сторону.
Избирательные права граждан закреплены в Конституции Российской Федерации :
1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.
Основным законом, регулирующим избирательный процесс в Российской Федерации, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Помимо этого закона проведение выборов каждого уровня (например, выборов Президента Российский Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов Саратовской областной Думы, депутатов органов местного самоуправления) регулируется специальными законами, как федеральными, так и областными.
Избирательное право содержит немало юридических терминов, отражающих многообразие норм права, регулирующих выборный процесс.
Наряду с мажоритарной системой существует и действует пропорциональная избирательная система. Эта система предназначена для распределения мандатов между кандидатами, выдвинутыми избирательными объединениями, при проведении выборов в представительные органы. Избиратели голосуют за список кандидатов одной из партий. Причем, количество мандатов здесь определяется пропорционально количеству полученных голосов, поданных за кандидатов от каждой партии или иного избирательного объединения (если они прошли определенный процентный барьер, установленный соответствующим законом.
При мажоритарной системе выборов в представительный орган проходит тот кандидат, который набрал в одномандатном округе большинство голосов. Избиратели в данном случае голосуют не за список кандидатов, а за конкретного человека, которого они, как правило, знают.
Вместе с тем принято считать, что пропорциональная система является более прогрессивной, поскольку здесь доступ в парламент определяется избирательными объединениями в установленном законом порядке, без жесткости предвыборной конкуренции, неизбежной при мажоритарной системе.
Президент Российской Федерации избирается по мажоритарной системе сроком на 6 лет, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации избираются по пропорциональной системе сроком на 5 лет.
2. Принципы избирательного права
Выборы в России проводятся в соответствие со следующими принципами: свободные, всеобщие, прямые, равные, альтернативные при тайном голосовании.
3. Система избирательных комиссий
Выборы не проходят сами собой – их организуют. Для этого формируются избирательные комиссии, которые обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляя подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации. Комиссии обеспечивают защиту избирательных прав граждан; обеспечивают информирование избирателей о ходе избирательной кампании, о сроках и порядке избирательных действий (о месторасположении избирательного участка, дате и времени проведения голосования), о кандидатах; рассматривают поступившие к ним обращения на нарушение закона, проводят проверки по данным обращениям. Деятельность комиссий осуществляется коллегиально, открыто и гласно.
В законодательстве предусмотрены следующие избирательные комиссии:
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации находится в Москве, состоит из 15 членов комиссии с правом решающего голоса, которые избирают Председателя. Председателем Центральной избирательной комиссии Российской Федерации является Владимир Евгеньевич Чуров.
Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации состоят из 10-14 членов с правом решающего голоса. Так, Избирательная комиссия Саратовской области состоит из 14 членов с правом решающего голоса. Срок полномочий Избирательной комиссии Саратовской области составляет 5 лет. Располагается комиссия по адресу: г. Саратов, ул. Челюскинцев, 116.
Избирательные комиссии муниципальных образований являются муниципальными органами и не входят в структуру органов местного самоуправления. Эти комиссии могут формироваться представительными органами муниципальных образований. Полномочия избирательных комиссий муниципальных образований могут возлагаться на территориальные избирательные комиссии.
Окружные избирательные комиссии могут формироваться на период проведения избирательных кампаний, причем при проведении выборов по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам.
Территориальные избирательные комиссии действуют на постоянной основе, срок их полномочий составляет 5 лет. Так, в Саратовской области действуют 47 территориальных избирательных комиссий муниципальных районов и районов г. Саратова, которые организуют и проводят выборы на соответствующей территории.
Территориальная избирательная комиссия Екатериновского муниципального района находится по адресу: р.п.Екатериновка, ул. 50 лет Октября, 90, комната №8, телефон 2-23-65.
Участковые избирательные комиссии формируются на 5 лет на основе поступивших предложений от политических партий, иных общественных объединений, представительного органа муниципального образования, групп избирателей. Они информируют население об адресе своего местонахождения, номере телефона, времени работы, а также о дне, времени и месте голосования, уточняют список избирателей, обеспечивают подготовку помещений для голосования, выдают открепительные удостоверения, организуют голосование на избирательном участке, проводят подсчет голосов, передают протокол об итогах голосования в соответствующую территориальную избирательную комиссию.
Избирательные комиссии являются независимыми от государственных органов и органов местного самоуправления. Они не относятся ни к одной из трех ветвей власти.
Основные стадии избирательного процесса:
1. Назначение выборов:
В этот период назначается дата выборов. Выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначаются Президентом Российской Федерации.
Выборы Президента Российский Федерации назначает Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. День голосования – второе воскресенье месяца, в который проводилось голосование на предыдущих выборах Президента страны.
Выборы депутатов Саратовской областной Думы назначает действующий депутатский корпус регионального парламента.
В соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» едиными днями голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления являются второе воскресенье сентября года, в который истекают полномочия указанных органов, депутатов указанных органов.
Решение о назначении выборов публикуется в средствах массовой информации.
Избирательные округа образуются на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории.
Основанием для включения гражданина в список избирателей является достижение им 18-летия и факт его проживания на территории избирательного участка в пределах избирательного округа. Если человек находится за пределами избирательного участка, в списки которого он вносится по месту его жительства, он может получить открепительное удостоверение в территориальной или участковой избирательной комиссии и проголосовать на том участке, на котором он будет находится в день выборов, если такой участок находится в пределах избирательного округа. Так, на выборах Президента Российской Федерации, избиратели могут голосовать по открепительному удостоверению не только по месту своего жительства, но и в любой другой части страны, а вот на выборах органов местного самоуправления городского поселения (например, города Энгельса) только в пределах города.
2. Выдвижение и регистрация кандидатов
Кандидат может выдвинуться непосредственного, либо в составе соответствующего списка кандидатов.
Непосредственное выдвижение осуществляется кандидатом путем самовыдвижения, либо выдвижения избирательным объединением. Выдвижение кандидатов в составе соответствующего списка кандидатов может быть осуществлено только избирательным объединением.
К избирательным объединениям, в зависимости от уровня выборов, могут относится политические партии, а также иные общественные объединения, устав которых предусматривает участие в выборах.
Основаниями для регистрации кандидатов являются:
3. Предвыборная агитация и финансирование выборов
Предвыборная агитация начинается со дня выдвижения кандидатов и прекращается в ноль часов за сутки до дня голосования. Предвыборная агитация в день голосования и предшествующий ему день запрещается. Это так называемый «день тишины».
Партии и кандидаты сами определяют формы и методы своей агитации. Это могут быть как различные печатные агитационные материалы, сюжеты на телевидении и радио, агитационные материалы в печатных средствах массовой информации, так и различные публичные акции, собрания, митинги, шествия и т.п.
Вы должны знать, что законом запрещается привлекать к предвыборной агитации лиц, не достигших на день голосования 18 лет, использовать их изображения и высказывания в агитационных материалах.
Расходы на проведение предвыборной агитации осуществляются исключительно за счет средств соответствующих избирательных фондов избирательных объединений, кандидатов.
Из чего складываются избирательные фонды?
Эти фонды формируются из собственных средств кандидатов, добровольных пожертвований физических и юридических лиц, средств избирательных объединений. Причем сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов в обязательном порядке направляются в СМИ для опубликования.
4. Голосование и подведение итогов
Голосование на выборах проходит в выходной день. Время начала и окончания голосования устанавливается законом, как правило, с 08.00 до 20.00 часов.
Как же могут реализовать свое активное избирательное право граждане, которые работают в день голосования и не имеют возможности прийти на избирательный участок в определенный законом промежуток времени?
Законами о соответствующих выборах может быть предусмотрена возможность увеличения времени голосования, а также проведение досрочного голосования для избирателей, находящихся в отдаленных и труднодоступных местностях.
Избиратель при предоставлении паспорта или документа, его заменяющего, получает бюллетень – документ с именами кандидатов (наименованиями избирательных объединений), заходит в кабинку один (чтобы не допустить чьего-либо наблюдения или влияния), проставляет любой знак в пустом квадрате справа от фамилии кандидата, наименования избирательного объединения и, выйдя из кабинки, опускает бюллетень в ящик для голосования. Избиратель должен сам определить, программа какой партии, какого кандидата, больше всего соответствует его взглядам. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей не допускается. Исключение составляют граждане с ограниченными физическими возможностями. Сопровождающему лицу разрешается помогать им заполнять бюллетень.
Любой гражданин имеет право получить новый бюллетень взамен испорченного, если сочтет, что при заполнении допустил ошибку.
По окончании времени голосования члены участковой избирательной комиссии подводят итоги голосования и заносят их протокол. Затем предоставляют протоколы вышестоящим избирательным комиссиям, которые суммируют данные по всем избирательным участкам. После этого вышестоящая по уровню выборов комиссия (на выборах депутатов областной Думы – это избирательная комиссия Саратовской области) определяет результаты выборов, которые публикуются в официальных средствах массовой информации для ознакомления с ними всех граждан.
Понятие избирательного права.
Введение.
Избирательное право — юридическое понятие, имеющее два основных значения:
Объективное избирательное право — подотрасль конституционного права, состоящая из правовых норм, санкционированных законом правил и сложившихся на практике обычаев, регулирующих порядок предоставления гражданам права участия в выборах и способ формирования выборных органов власти (или избирательное право в широком смысле);
Субъективное избирательное право — право граждан страны избирать и быть избранными (или избирательное право в узком смысле).
Избирательное право имеет свои определенные принципы, а избирательная система подразделяется на виды. Рассмотрим эти понятия более подробно.
Избирательное право.
Понятие избирательного права.
Одним из самых древних институтов человеческого общества является институт выборов. Определенная форма выборности существовала уже в родовом обществе, в рабовладельческих обществах Греции и Рима выборы также представляли собой важнейший принцип государственности. В феодальном обществе определенные элементы выборности имели существенное значение,
особенно сословные выборы в городах. Но особенно большое значение выборы приобрели с развитием капиталистических общественных отношений и появлением республиканской формы правления. Образованный на основе всеобщего избирательного права высший представительный орган — парламент — наиболее адекватно отвечал общественным отношениям нового капиталистического строя. Уже в этот период избирательная кампания активно использовалась как эффективный инструмент политической борьбы, как показатель популярности тех или иных политических групп и их представителей.
В большинстве современных государств выборы являются неотъемлемым элементом общественно-политической жизни. От их
характера во многом зависит степень демократизма политического режима. Ограничение принципа выборности представительных органов, введение необоснованных избирательных цензов, фальсификация результатов голосования, как правило, означают переход к авторитарным методам осуществления власти.
В современных демократических государствах выборы представляют собой основную форму волеизъявления населения, форму реализации народного суверенитета как одного из основных конституционных принципов.Участие в выборах представляет собой важнейшее средство, с помощью которого избирателиимеют право и возможность осуществлять контроль (прямо иликосвенно) за формированием и деятельностью как законодательных, так и исполнительных органов власти (президента, парламента, правительства), органов местного самоуправления, определенной категории должностных лиц, получающих свой пост врезультате выборов.
Избирательное право зарубежных стран — это важнейшее конституционное право, относящееся к политическим правам граждан. На практике проведение выборов является главным средством обеспечения состязательности и реальности политического процесса, дозволенной и узаконенной формой политической борьбы. Избирательное право и избирательные системы, которая в процессе ее реализации не должна выходить за рамки конституционных установлений. В демократических государствах проведение выборов является основной формой и способом мирной борьбы за обладание государственной властью или формой участия в контроле за ее осуществлением.
Избирательное право — один из важнейших институтов конституционного права, а сами выборы в большинстве развитых демократических стран представляют собой арену острой политической борьбы, хотя и ограниченной рамками действующего законодательства и сложившейся политической практикой. Поэтому под избирательным правом следует понимать один из основных институтов конституционного права, состоящий из правовых норм, санкционированных законом правил и сложившихся на практике обычаев, регулирующих порядок предоставления гражданам права участия в выборах и способ формирования представительных органов власти. В понятие избирательной системы входят методы установления результатов голосования, подсчет поданных и признанныхдействительными, а также недействительными, голосов избирателей и выявление победителей на выборах.
Основным и главным источником избирательного права, закрепляющим его основные принципы, является конституция государства. Она определяет круг субъектов избирательного права, основные начала, на которых оно должно строиться, условия предоставления и лишения граждан этого права. Например, статья 4 Конституции Италии 1947 года декларирует, что избирательным правом пользуются все достигшие совершеннолетия граждане: мужчины и женщины, а голосование характеризуется как личное, равное, свободное и тайное. Конституция декларирует то, что голосование в Италии является общественным долгом.
Объем регулируемых конституциями вопросов избирательного права довольно существенно различается. Одни конституции ограничиваются отдельными, формальными статьями декларативного характера, другие включают специальные главы или целые разделы о выборах. Как правило, более детальное регулирование норм избирательного права осуществляется специальными правовыми актами. К числу последних можно отнести специальные законыо выборах и порядке голосования, а также избирательные кодексы.К числу источников избирательного права можно отнести регламенты палат законодательного органа власти, акты главы государства по этим вопросам, постановления исполнительных органов и решения судебных органов, акты органов местного самоуправления.Все эти документы в той или иной степени конкретизируют и дополняют конституционные положения о выборах, условия предоставления гражданам избирательных прав, порядок проведения выборов и т. д. Законодательство о выборах в зарубежных странах в последнее время стало более обширным и детализированным. Предметом его регулирования является не только сам порядок голосования, но и связанные с избирательной кампанией деятельность политических партий, финансирование расходов кандидатов, способы борьбы с коррупцией на выборах, деятельность специальных органов и должностных лиц, ведающих проведением выборов, порядок и пределы рекламно-агитационной деятельности, роль средств массовой информации и т. д. В отдельных странах, особенно англосаксонского права и в некоторых развивающихся странах, ряд вопросов избирательного права продолжает регулироваться обычаями.
Избирательное право ряда стран включает в себя категории активного и пассивного права.Активное избирательное право представляет собой установленное законом право гражданина лично участвовать в выборах представительных органов или должностных лиц в качестве избирателя, быть полноправным участником референдума. Пассивное избирательное право — это установленное законом субъективное право гражданина выступать на выборах в качестве кандидата в представительные органы или на выборную должность, а в случае получения необходимого количества голосов избирателей быть избранным на соответствующий пост.
Предоставление активного и пассивного избирательного права обычно обусловлено рядом требований, установленных конституцией и специальным законодательством, в частности, это принадлежность к гражданству данной страны (некоторые страны предоставляют право голоса иностранцам при выборах органов местного самоуправления), определенный возрастной ценз (в пассивном избирательном праве он значительно выше, нежели в активном) и другие условия. Ряд демократических конституций, а также избирательное законодательство многих стран вводят дополнительные требования пассивного избирательного права о несовместимости постов, согласно которым гражданин, избранный в представительный орган или на определенную должность, не может по закону занимать никакую другую должность в государственном аппарате, административных органах и т. д. При назначении на такую должность мандат депутата должен быть прекращен. Если же гражданин занимает какой-либо административный пост на государственной службе и намеревается выставить свою кандидатуру на выборах, он обязан в установленный законом срок до дня голосования подать в отставку.
2.2. Принципы избирательного права.
Важнейшими принципами избирательного права зарубежных стран являются принципы всеобщности, равенства, прямого и тайного голосования,декларируемые обычно конституциями и другими нормативными актами (законами, кодексами и т. д.).
Избирательное право формально провозглашается всеобщим, но фактически оно ограничено участием в выборах только так называемого «избирательного корпуса», т. е. совокупностью граждан, обладающих по закону правом голоса. «Избирательный корпус» и общее число граждан, достигших избирательного возраста, но в силу тех или иных причин лишенных права участия в
голосовании, в различных странах значительно отличается. Иными словами, гражданская правоспособность автоматически не влечет за собой право на участие в голосовании, поскольку потенциальный избиратель должен отвечать еще целому ряду условий или цензов.
В течение длительного периода времени во всех странах в той или иной степени велась политическая борьба за предоставление всем гражданам права голоса на выборах. В крупнейших европейских странах введение всеобщего избирательного права надолго затянулось. Так, во Франции все конституции вплоть до1848 года лишали абсолютное число граждан избирательных прав.
Например, в 1846 году из 35-миллионного населения Франции избирательным правом пользовались лишь 241 тысяча человек. Аналогичная картина наблюдалась и в Англии, где до 1823 года избирательное право включало в себя такие многочисленные ограничения, что им могло пользоваться не более 3% населения страны. В 1832 году под давлением партии чартистов была проведена первая в истории реформа избирательного права, которая увеличила число избирателей с 400 тысяч до 900 тысяч, что составляло, однако, не более 1/24 населения. Новый избирательный закон абсолютно не учитывал значительно выросшего к тому времени числа работников наемного труда. В дальнейшем и в Англии и в других европейских странах постепенно проводилась демократизация избирательного права. Во Франции впервые в истории революция 1848 года ввела всеобщее избирательное право,
увеличив сразу число избирателей с 241 тысячи до 8,2 миллиона человек. Такого огромного количества избирателей не было в то время ни в одной стране мира. Но после подавления восстания рабочих в июне 1848 года всеобщее избирательное право было отменено. В настоящее время всеобщность избирательного права, провозглашенная во многих зарубежных странах и завоеванная массовой политической борьбой, является важнейшим показателем степени демократизма избирательного права.
Одним из важнейших принципов избирательного права является принцип равенства, закрепляемый текстами конституций. Это означает, что все граждане, удовлетворяющие требованиям избирательных законов и не отстраненные от участия в голосовании по формальным основаниям, имеют равные права и несут равные обязанности как избиратели. Принцип равного избирательного права предусматривает возможность избирателя иметь только один голос, и, соответственно, голос одного избирателя формально равен голосу любого другого избирателя. При этом считается, что ни социально-экономические, ни политические факторы, ни личные качества избирателя, ни другие условия не должны влиять на общее положение гражданина как избирателя. Равное избирательное право включает в себя и требование равенства избирательных округов, в которых проводятся выборы, с тем чтобы каждый депутат избирался примерно равным числом избирателей.
Существовавший когда-то в зарубежных странах так называемый плюральный вотум, т. е. предоставление одному избирателю сразу нескольких голосов в зависимости от его имущественного состояния, в настоящее время является анахронизмом и практически не применяется, поскольку такое голосование имело откровенно имущественный характер и прямо подчеркивало неравный статус избирателей.
В большинстве зарубежных стран выборы подразделяются на прямыеи косвенные (многостепенные). Прямое голосование за кандидатов на самые различные выборные должности является наиболее распространенным и наиболее демократичным. Оно означает, что между избирателем и кандидатом на выборную должность нет никаких промежуточных инстанций, опосредствующих волеизъявление избирателя. В данном случае он голосует непосредственно за кандидата на выборную должность. В данном случае граждане избирают выборщиков или специальный орган, которые, в свою очередь, и избирают кандидата на данную выборную должность. Косвенные выборы применяются при избрании верхних палат (сената) в ряде зарубежных стран (Франции, Индии, Малайзии и т. д.). Система выборщиков применяется на президентских выборах в США. Прямым голосованием избираются нижние палаты большинства зарубежных парламентов, президенты почти во всех странах Латинской Америки.