избирательное право в широком смысле

избирательное право в широком смысле

Избирательное право

Избирательное право в широком смысле — это совокупность юридических норм, которые закрепляют права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, а также право отзыва избирателями избранных лиц, не оправдавших доверия

Избирательное право в узком смысле – конституционное право граждан избирать и быть избранным в выборные органы, государственные и муниципальные органы власти и право участвовать в референдуме.

Оно включает в себя:

Источники избирательного права в РФ:

Основные принципы избирательного права

Принципы избирательного права — это те основы, на которых строится право.

Таким образом, избирательное право в РФ всеобщее, равное, прямое, тайное.

Кроме того, следует отметить следующие важные принципы:

Принципы свободного участия в выборах — избиратель сам решает, принимать ему участие в избирательном процессе

Принцип альтернативности — выдвижение как минимум двух кандидатов на выборную должность или участие в избирательном процессе как минимум двух политических партий

Подводя итоги, хочется отметить, что в РФ созданы все возможности для свободных, честных выборов. Каждый человек, не имеющий ограничений, может принимать участие в выборах, референдумах, сам выдвигать свою кандидатуру, если считает себя достойным избранником народа. Не нужно находиться в стороне от политической жизни в обществе. Ведь именно от нас, граждан России, зависит и наше настоящее, и наше будущее, а значит, и будущее наших детей.

Примечание: на данном сайте можно найти материал об избирательной системе в РФ.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Источник

Избирательное право: понятие, структура, нормативная база

Избирательное право (в субъективном, узком смысле слова) – конституционное право граждан избирать и быть избранными в выборные органы, государственные и муниципальные органы власти и право участвовать в референдуме.

Избирательное право (в объективном, широком смысле слова) – совокупность правовых норм, регулирующих весь комплекс избирательных процессов в РФ, включая избирательные права граждан.

Избирательное право в узком смысле слова включает в себя: 1) пассивное избирательное право граждан РФ (право быть избранными в органы государственной и муниципальной власти); 2) активное избирательное право граждан РФ (право избирать в выборные органы власти).

Активное избирательное право принадлежит каждому гражданину РФ, достигшему 18 лет, но с учетом установленных федеральными законами ограничений. Не могут избирать граждане РФ: 1) признанные вступившим в законную силу решением суда недееспособными (ограниченно дееспособными); 2) в отношении которых вступил в законную силу приговор суда за совершение преступления, наказанием за которое назначено лишение свободы.

Пассивное избирательное право принадлежит гражданам с момента достижения ими возраста, установленного федеральными законами для занятия определенной должности. Это право ограничивается при наличии обстоятельств, при которых не допускается занятие определенной должности. Эти обстоятельства должны быть указаны в федеральных законах.

Не может быть избран в органы государственной и муниципальной власти гражданин РФ: 1) занимающий на момент выборов государственную должность, обязанности по исполнению которой несовместимы с выборной должностью; 2) осужденный к лишению свободы приговором суда, вынесенным в установленном порядке; 3) признанный вступившим в законную силу приговором суда недееспособным или ограниченно дееспособным. Избирательное право как совокупность правовых норм имеет систему: 1) федеральное законодательство о выборах и референдуме; 2) законодательство о выборах и референдуме субъектов РФ.

Элементы системы избирательного права РФ выделяются в зависимости от уровня принятия нормативных актов. Нормативные акты, регулирующие избирательное право: 1) Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.; 2) федеральные законы (ФЗ от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с изменениями от 27 сентября, 24 декабря 2002 г., 23 июня, 4 июля, 23 декабря 2003 г.), ФЗ от 20 декабря 2002 г. № 175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (с изменениями от 20 декабря 2002 г., 23 июня 2003 г.), ФЗ от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (с изменениями от 22 июня 1998 г.), ФЗ от 5 августа 2000 г. № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», ФЗ от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» и др.); 3) конституции (уставы) субъектов РФ; 4) законы субъектов РФ; 5) уставы муниципальных образований.

Источник

Понятие избирательного права.

избирательное право в широком смысле избирательное право в широком смысле избирательное право в широком смысле избирательное право в широком смысле

избирательное право в широком смысле

избирательное право в широком смысле

Введение.

Избирательное право — юридическое понятие, имеющее два основных значения:

Объективное избирательное право — подотрасль конституционного права, состоящая из правовых норм, санкционированных законом правил и сложившихся на практике обычаев, регулирующих порядок предоставления гражданам права участия в выборах и способ формирования выборных органов власти (или избирательное право в широком смысле);

Субъективное избирательное право — право граждан страны избирать и быть избранными (или избирательное право в узком смысле).

Избирательное право имеет свои определенные принципы, а избирательная система подразделяется на виды. Рассмотрим эти понятия более подробно.

Избирательное право.

Понятие избирательного права.

Одним из самых древних институтов человеческого общества является институт выборов. Определенная форма выборности существовала уже в родовом обществе, в рабовладельческих обществах Греции и Рима выборы также представляли собой важнейший принцип государственности. В феодальном обществе определенные элементы выборности имели существенное значение,

особенно сословные выборы в городах. Но особенно большое значение выборы приобрели с развитием капиталистических общественных отношений и появлением республиканской формы правления. Образованный на основе всеобщего избирательного права высший представительный орган — парламент — наиболее адекватно отвечал общественным отношениям нового капиталистического строя. Уже в этот период избирательная кампания активно использовалась как эффективный инструмент политической борьбы, как показатель популярности тех или иных политических групп и их представителей.

В большинстве современных государств выборы являются неотъемлемым элементом общественно-политической жизни. От их

характера во многом зависит степень демократизма политического режима. Ограничение принципа выборности представительных органов, введение необоснованных избирательных цензов, фальсификация результатов голосования, как правило, означают переход к авторитарным методам осуществления власти.

В современных демократических государствах выборы представляют собой основную форму волеизъявления населения, форму реализации народного суверенитета как одного из основных конституционных принципов.Участие в выборах представляет собой важнейшее средство, с помощью которого избирателиимеют право и возможность осуществлять контроль (прямо иликосвенно) за формированием и деятельностью как законодательных, так и исполнительных органов власти (президента, парламента, правительства), органов местного самоуправления, определенной категории должностных лиц, получающих свой пост врезультате выборов.

Избирательное право зарубежных стран — это важнейшее конституционное право, относящееся к политическим правам граждан. На практике проведение выборов является главным средством обеспечения состязательности и реальности политического процесса, дозволенной и узаконенной формой политической борьбы. Избирательное право и избирательные системы, которая в процессе ее реализации не должна выходить за рамки конституционных установлений. В демократических государствах проведение выборов является основной формой и способом мирной борьбы за обладание государственной властью или формой участия в контроле за ее осуществлением.

Избирательное право — один из важнейших институтов конституционного права, а сами выборы в большинстве развитых демократических стран представляют собой арену острой политической борьбы, хотя и ограниченной рамками действующего законодательства и сложившейся политической практикой. Поэтому под избирательным правом следует понимать один из основных институтов конституционного права, состоящий из правовых норм, санкционированных законом правил и сложившихся на практике обычаев, регулирующих порядок предоставления гражданам права участия в выборах и способ формирования представительных органов власти. В понятие избирательной системы входят методы установления результатов голосования, подсчет поданных и признанныхдействительными, а также недействительными, голосов избирателей и выявление победителей на выборах.

избирательное право в широком смысле

Основным и главным источником избирательного права, закрепляющим его основные принципы, является конституция государства. Она определяет круг субъектов избирательного права, основные начала, на которых оно должно строиться, условия предоставления и лишения граждан этого права. Например, статья 4 Конституции Италии 1947 года декларирует, что избирательным правом пользуются все достигшие совершеннолетия граждане: мужчины и женщины, а голосование характеризуется как личное, равное, свободное и тайное. Конституция декларирует то, что голосование в Италии является общественным долгом.

Объем регулируемых конституциями вопросов избирательного права довольно существенно различается. Одни конституции ограничиваются отдельными, формальными статьями декларативного характера, другие включают специальные главы или целые разделы о выборах. Как правило, более детальное регулирование норм избирательного права осуществляется специальными правовыми актами. К числу последних можно отнести специальные законыо выборах и порядке голосования, а также избирательные кодексы.К числу источников избирательного права можно отнести регламенты палат законодательного органа власти, акты главы государства по этим вопросам, постановления исполнительных органов и решения судебных органов, акты органов местного самоуправления.Все эти документы в той или иной степени конкретизируют и дополняют конституционные положения о выборах, условия предоставления гражданам избирательных прав, порядок проведения выборов и т. д. Законодательство о выборах в зарубежных странах в последнее время стало более обширным и детализированным. Предметом его регулирования является не только сам порядок голосования, но и связанные с избирательной кампанией деятельность политических партий, финансирование расходов кандидатов, способы борьбы с коррупцией на выборах, деятельность специальных органов и должностных лиц, ведающих проведением выборов, порядок и пределы рекламно-агитационной деятельности, роль средств массовой информации и т. д. В отдельных странах, особенно англосаксонского права и в некоторых развивающихся странах, ряд вопросов избирательного права продолжает регулироваться обычаями.

Избирательное право ряда стран включает в себя категории активного и пассивного права.Активное избирательное право представляет собой установленное законом право гражданина лично участвовать в выборах представительных органов или должностных лиц в качестве избирателя, быть полноправным участником референдума. Пассивное избирательное право — это установленное законом субъективное право гражданина выступать на выборах в качестве кандидата в представительные органы или на выборную должность, а в случае получения необходимого количества голосов избирателей быть избранным на соответствующий пост.

Предоставление активного и пассивного избирательного права обычно обусловлено рядом требований, установленных конституцией и специальным законодательством, в частности, это принадлежность к гражданству данной страны (некоторые страны предоставляют право голоса иностранцам при выборах органов местного самоуправления), определенный возрастной ценз (в пассивном избирательном праве он значительно выше, нежели в активном) и другие условия. Ряд демократических конституций, а также избирательное законодательство многих стран вводят дополнительные требования пассивного избирательного права о несовместимости постов, согласно которым гражданин, избранный в представительный орган или на определенную должность, не может по закону занимать никакую другую должность в государственном аппарате, административных органах и т. д. При назначении на такую должность мандат депутата должен быть прекращен. Если же гражданин занимает какой-либо административный пост на государственной службе и намеревается выставить свою кандидатуру на выборах, он обязан в установленный законом срок до дня голосования подать в отставку.

2.2. Принципы избирательного права.

Важнейшими принципами избирательного права зарубежных стран являются принципы всеобщности, равенства, прямого и тайного голосования,декларируемые обычно конституциями и другими нормативными актами (законами, кодексами и т. д.).

Избирательное право формально провозглашается всеобщим, но фактически оно ограничено участием в выборах только так называемого «избирательного корпуса», т. е. совокупностью граждан, обладающих по закону правом голоса. «Избирательный корпус» и общее число граждан, достигших избирательного возраста, но в силу тех или иных причин лишенных права участия в

голосовании, в различных странах значительно отличается. Иными словами, гражданская правоспособность автоматически не влечет за собой право на участие в голосовании, поскольку потенциальный избиратель должен отвечать еще целому ряду условий или цензов.

В течение длительного периода времени во всех странах в той или иной степени велась политическая борьба за предоставление всем гражданам права голоса на выборах. В крупнейших европейских странах введение всеобщего избирательного права надолго затянулось. Так, во Франции все конституции вплоть до1848 года лишали абсолютное число граждан избирательных прав.

Например, в 1846 году из 35-миллионного населения Франции избирательным правом пользовались лишь 241 тысяча человек. Аналогичная картина наблюдалась и в Англии, где до 1823 года избирательное право включало в себя такие многочисленные ограничения, что им могло пользоваться не более 3% населения страны. В 1832 году под давлением партии чартистов была проведена первая в истории реформа избирательного права, которая увеличила число избирателей с 400 тысяч до 900 тысяч, что составляло, однако, не более 1/24 населения. Новый избирательный закон абсолютно не учитывал значительно выросшего к тому времени числа работников наемного труда. В дальнейшем и в Англии и в других европейских странах постепенно проводилась демократизация избирательного права. Во Франции впервые в истории революция 1848 года ввела всеобщее избирательное право,

увеличив сразу число избирателей с 241 тысячи до 8,2 миллиона человек. Такого огромного количества избирателей не было в то время ни в одной стране мира. Но после подавления восстания рабочих в июне 1848 года всеобщее избирательное право было отменено. В настоящее время всеобщность избирательного права, провозглашенная во многих зарубежных странах и завоеванная массовой политической борьбой, является важнейшим показателем степени демократизма избирательного права.

Одним из важнейших принципов избирательного права является принцип равенства, закрепляемый текстами конституций. Это означает, что все граждане, удовлетворяющие требованиям избирательных законов и не отстраненные от участия в голосовании по формальным основаниям, имеют равные права и несут равные обязанности как избиратели. Принцип равного избирательного права предусматривает возможность избирателя иметь только один голос, и, соответственно, голос одного избирателя формально равен голосу любого другого избирателя. При этом считается, что ни социально-экономические, ни политические факторы, ни личные качества избирателя, ни другие условия не должны влиять на общее положение гражданина как избирателя. Равное избирательное право включает в себя и требование равенства избирательных округов, в которых проводятся выборы, с тем чтобы каждый депутат избирался примерно равным числом избирателей.

Существовавший когда-то в зарубежных странах так называемый плюральный вотум, т. е. предоставление одному избирателю сразу нескольких голосов в зависимости от его имущественного состояния, в настоящее время является анахронизмом и практически не применяется, поскольку такое голосование имело откровенно имущественный характер и прямо подчеркивало неравный статус избирателей.

В большинстве зарубежных стран выборы подразделяются на прямыеи косвенные (многостепенные). Прямое голосование за кандидатов на самые различные выборные должности является наиболее распространенным и наиболее демократичным. Оно означает, что между избирателем и кандидатом на выборную должность нет никаких промежуточных инстанций, опосредствующих волеизъявление избирателя. В данном случае он голосует непосредственно за кандидата на выборную должность. В данном случае граждане избирают выборщиков или специальный орган, которые, в свою очередь, и избирают кандидата на данную выборную должность. Косвенные выборы применяются при избрании верхних палат (сената) в ряде зарубежных стран (Франции, Индии, Малайзии и т. д.). Система выборщиков применяется на президентских выборах в США. Прямым голосованием избираются нижние палаты большинства зарубежных парламентов, президенты почти во всех странах Латинской Америки.

Источник

Вопрос №28. Избирательное право и избирательная система в России

избирательное право в широком смысле избирательное право в широком смысле избирательное право в широком смысле избирательное право в широком смысле

избирательное право в широком смысле

избирательное право в широком смысле

Эти два понятия во многом совпадают, а в обиходе часто употребляются как идентичные. Тем не менее определенное различие между ними все же имеется.

Понятие избирательной системы складывается из всей совокупности правовых норм, регулирующих порядок предо­ставления избирательных прав, проведения выборов и опре­деления результатов голосования. Термин «избирательная система» имеет и усеченный смысл: когда он употребляется применительно к порядку определения результатов голосова­ния. В этом узком смысле различаются пропорциональная и мажоритарная избирательные системы. Первая означает, что депутатские мандаты при выборах в парламент распределяют­ся пропорционально поданным голосам, а вторая — распреде­ление мандатов по избирательным округам на основе боль­шинства поданных голосов (система абсолютного большин­ства, когда победителем является кандидат, получивший 50% голосов плюс один от проголосовавших избирателей, или си­стема относительного большинства, когда победителем стано­вится тот, кто получил голосов просто больше, чем любой другой кандидат). В рамках этих основных систем в каждой стране существуют весьма существенные особенности, часто устанавливающие по существу совершенно отдельную и не­повторимую избирательную систему.

Понятие избирательного права тоже употребляется в ши­роком и узком смысле.

В широком смысле это опять же вся совокупность норм и правил, регулирующих избирательный процесс от начала и до конца, и в этом смысле оно образует обширный институт конституционного права,

а в узком смыс­ле — нормы, регулирующие порядок предоставления права участия в выборах (активное и пассивное избирательное пра­во). Активное избирательное право — это право избирать, а пассивное — право быть избранным.

Понятия «избирательная система» и «избирательное пра­во» носят собирательный характер.

В РФ они включают в себя, по существу, четыре различные подси­стемы, устанавливающие порядок избрания гражданами соот­ветствующих органов государственной власти:

3) депутатов законодательных органов субъектов РФ;

4) органов местного самоуправления.

Каждая из этих подсистем регулируется отдельными пра­вовыми актами, хотя есть и общие для всех источники пра­ва.

Избирательное право включает следующие правовые источ­ники:

1) Конституция РФ, закрепляющая основные принципы избирательного права и порядок избрания Президента РФ и депутатов ГД;

2) ФКЗ «О референдуме РФ»;

3) ФЗ «Об основных гарантиях избиратель­ных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»;

4) ФЗ «О выборах Президента РФ» «О выборах депутатов ГД»; «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местно­го самоуправления»;

5) другие федеральные избирательные законы;

6) указы Президента РФ, которые издаются по вопросам организации и проведения выборов;

7) нормативные акты Центральной избирательной комис­сии, постановления, инструкции и разъяснения;

8) конституции республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов и принимаемые ими законы, акты глав администра­ций и избирательных комиссий, регламентирующие порядок избрания глав администраций (президентов) и депутатов за­конодательных органов субъектов РФ, а также ОМСУ.

Под принципамиизбирательного права (избирательной системы) понимаются обязательные требования и условия, без соблюдения которых любые выборы не могут быть признаны легитимными.

Эти принципы сформулированы в международ­но-правовых актах, Конституции и законах РФ.

— Всеобщим признается такое избирательное право, при ко­тором все взрослые граждане мужского и женского пола име­ют право принимать участие в выборах. Специальные усло­вия, которые ограничивают это право, называются цензами. Российскому избирательному праву известны два вида цен­зов: возрастной ценз и ценз оседлости (проживание на соот­ветствующей территории в течение определенного срока).

— Равное избирательное право трактуется в федеральном законе как участие граждан в выборах «на равных основани­ях». Эта скупая формула означает, что все граждане, удовлет­воряющие требованиям закона и не отстраненные от участия в голосовании по законным основаниям, имеют равные пра­ва и обязанности как избиратели.

избирательное право в широком смысле

— Прямое избирательное право означает, что избиратели го­лосуют на выборах за или против кандидатов (списка канди­датов) непосредственно. Прямые выборы позволяют гражда­нам без каких-либо посредников вручать свой мандат тем лицам, которых они знают и которым они данный пост дове­ряют.

— Обязательность и периодичность проведения выборов. Выборы органов государственной власти и местного самоуп­равления являются обязательными и проводятся в сроки, обеспечивающие соблюдение сроков полномочий этих органов или депутатов. Если соответствующим органом выборы не на­значаются, то это вправе сделать соответствующая избира­тельная комиссия. Срок полномочий всех выборных органов, а также полномочий депутатов не может быть более пяти лет.

Вопрос №29. Избирательные комиссии: виды, порядок образования, полномочия.

В РФ действуют следующие избирательные комиссии, комиссии референдума:

— Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;

— избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;

— избирательные комиссии муниципальных образований;

— окружные избирательные комиссии;

— территориальные (районные, городские и другие) комиссии;

Важнейший принцип деятельности избирательных комис­сий всех уровней состоит в том, что при подготовке и проведе­нии выборов в пределах своей компетенции они независимы от государственных органов и органов местного самоуправле­ния. Этот принцип призван исключить любое вмешательство властей в деятельность комиссий, а следовательно, повлиять на исход выборов.

Акты избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнительных органов госу­дарственной власти, органов местного самоуправления, обще­ственных объединений, кандидатов, избирательных объедине­ний, организаций, должностных лиц, избирателей, а также нижестоящих (соответственно уровню проводимых выборов) избирательных комиссий.

Государственные органы, органы местного самоуправления, а также их должностные лица обязаны оказывать избиратель­ным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в ча­стности, на безвозмездной основе предоставлять необходимые помещения, транспорт, средства связи, и др.

Компетенция, полномочия и порядок деятельности Центральной избирательной комиссии устанавливаются федеральными законами. Компетенция, полномочия и порядок деятельности иных комиссий при подготовке и проведении выборов в федеральные органы государственной власти и референдума РФ устанавливаются федеральными законами.

ЦИК является федеральным государственным органом, организующим подготовку и проведение выборов, референдумов в РФ, действует на постоянной основе и является юридическим лицом. Срок полномочий ЦИК составляет четыре года. Она состоит из 15 членов. Пять из них назначаются Госу­дарственной Думой из числа кандидатур, предлагаемых депутатами, а также депутатскими объединениями в Государственной Думе. Пять членов назначаются Советом Федерации из числа кан­дидатур, предлагаемых законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ. Остальные пять членов назначаются Президентом РФ. Члены ЦИК должны иметь высшее юридическое образование либо ученую степень в области права. Они избирают из своего состава тайным голосованием Председателя, заместителя Председателя и секретаря.

Полномочия ЦИК:

— осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Рф;

— организует разработку нормативов технологического оборудования (кабины для голосования, ящики для голосования) для участковых комиссий, утверждает указанные нормативы и осуществляет контроль за их соблюдением;

— обеспечивает реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, развитием избирательной системы в РФ, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов, референдумов, изданием необходимой печатной продукции;

— осуществляет меры по организации единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади для проведения предвыборной агитации, порядка опубликования итогов голосования и результатов выборов, референдумов;

— осуществляет меры по организации финансирования подготовки и проведения выборов, референдумов, распределяет выделенные средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, референдума, контролирует целевое использование указанных средств;

— оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь комиссиям;

— осуществляет международное сотрудничество в области избирательных систем;

— заслушивает сообщения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и ОМСУ по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов в федеральные органы государственной власти и референдума РФ;

— устанавливает нормативы, в соответствии с которыми изготавливаются списки избирателей, участников референдума и другие избирательные документы, а также документы, связанные с подготовкой и проведением референдума;

— рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения.

Компетенция, полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий субъектов РФ, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий, территориальных и участковых комиссий при подготовке и проведении выборов в органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также референдумов субъектов РФ, местных референдумов устанавливаются настоящим ФЗ, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Полномочия:

— те же, только на территории субъекта;

— утверждает перечень территориальных комиссий.

Вопрос №30. Избирательные округа: виды, порядок образования.

Все граждане РФ, обладающие активным избирательным правом, подлежат регистрации (учету). Основанием для регистрации (учета) избирателей является факт постоянного или преимущественного проживания гражданина РФ на соответствующей территории.

Для проведения выборов образуются одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа либо определяется единый избирательный округ; для проведения референдума определяется округ референдума.

Одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа образуются на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории. Избирательная комиссия, организующая выборы, не позднее чем за 80 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы, определяет схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, в которой обозначены их границы, определен перечень административно-территориальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ, указаны номер каждого избирательного округа, место нахождения каждой окружной избирательной комиссии или избирательной комиссии, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии, число избирателей в каждом избирательном округе. Соответствующий законодательный (представительный) орган государственной власти, представительный орган муниципального образования утверждает схему избирательных округов не позднее чем за 20 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы, при этом указанный орган до утверждения схемы избирательных округов вправе вносить поправки в представленную схему.

Одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа должны образовываться с соблюдением следующих требований:

— при образовании избирательных округов на определенных законом субъекта РФ территориях компактного проживания коренных малочисленных народов допустимое отклонение от средней нормы представительства избирателей в соответствии с законом субъекта РФ может превышать указанный предел, но не должно составлять более 40 процентов;

— избирательный округ должен составлять единую территорию, не допускается образование избирательного округа из территорий, не граничащих между собой.

При образовании одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов учитываются административно-территориальное устройство (деление) субъекта РФ, территории муниципальных образований.

Опубликование (обнародование) схемы одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, включая ее графическое изображение, осуществляется соответствующим законодательным (представительным) органом государственной власти, представительным органом муниципального образования, организующей выборы избирательной комиссией не позднее чем через 5 дней после ее утверждения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *