издание сборников нормативных актов как называется
Что такое нормативный правовой акт
Что такое нормативный правовой акт
Нормативный правовой акт (НПА) — это официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм.
Важно: пока нормативно-правовой акт не опубликован, он не имеет силы. Могут быть прописаны разные сроки — например, конкретная дата или указание на то, через сколько дней акт вступает в силу. Есть специальные места опубликования НПА. Для федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации это — «Российская газета» и «Собрание законодательства Российской Федерации», а также портал pravo.gov.ru.
В России есть иерархия нормативных правовых актов в зависимости от их юридической силы:
Это Основной закон государства, особый НПА, имеющий высшую юридическую силу. Нормативные акты, стоящие ниже по иерархии, не могут противоречить Конституции. Кроме того, в 2020 году в Конституцию были внесены поправки, по которым не соответствующие российской Конституции международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению.
2. Международные договоры
Являются частью правовой системы России (ст. 15, п. 4). Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
3. Федеральные конституционные законы и федеральные законы (в том числе кодексы)
По предметам федерального ведения принимаются ФКЗ и ФЗ, имеющие прямое действие на всей территории нашей страны. По предметам совместного ведения РФ и субъектов издаются ФЗ и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов.
Федеральный конституционный закон в иерархии выше, чем ФЗ — федеральные законы не должны противоречить федеральным конституционным законам.
ФКЗ принимаются в соответствии с Конституцией по вопросам, в ней предусмотренным. Например, режим военного положения и изменение статуса субъекта РФ определяются федеральным конституционным законом.
Кодекс — это большой федеральный закон, систематизирующий нормы в какой‑то отрасли. Например, в РФ есть Уголовный, Гражданский, Трудовой, Семейный, Земельный, Таможенный, Налоговый, Лесной, Воздушный и другие кодексы.
Кстати, о том, как инициатива становится законом, вы можете почитать здесь.
4. Федеральные подзаконные правовые акты:
5. Конституции (уставы) субъектов Федерации
Наша страна — федеративное государство и состоит из 85 равноправных субъектов. У этих республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных округов и одной автономной области есть свои конституции (уставы). Они должны соответствовать Конституции РФ.
6. Законы субъектов Федерации
Законодательство субъектов также должно соответствовать Основному закону страны, а также не противоречить ФКЗ и ФЗ.
7. Подзаконные правовые акты субъектов Федерации
Это нормативные акты, издаваемые органами власти субъектов Федерации. Как и все остальные НПА, они должны соответствовать Конституции.
На уровне муниципальных образований существуют решения муниципального образования.
Где искать тексты законов в Интернете: практическое руководство
В этой статье я подробно расскажу о том, где ищут законы юристы, и поделюсь полезными ссылками. Расскажу, что такое источники официального опубликования, зачем они нужны и почему искать законы в специальных программах легче.
Я всегда улыбаюсь, когда слышу: «Этот закон в Интернете есть!» Как будто глобальная сеть – это высшая инстанция в одном лице, и она точно не подведет. На деле за каждым сайтом стоят живые люди, и где-то они обновляют информацию, а где-то выкладывают ее однажды и больше не вносят изменений. Так и получаются казусы, когда люди ссылаются на законы, которые в Интернете есть, но уже не действуют.
«Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются». Cтатья 15 Конституции РФ
Выложить текст нового закона на каком-нибудь случайном сайте или развесить плакаты в фойе районной библиотеки не получится. У официального опубликования есть свои строгие источники. Эти источники указаны в Федеральном законе от 14. 06. 1994 № 5-ФЗ и в Указе Президента РФ от 23.05.1996 № 763. Таких официальных публикаторов в России всего 4.
Источники официального опубликования нормативных правовых актов РФ
4. Официальный интернет-портал правовой информации – www.pravo.gov.ru. Этот ресурс только электронный. Портал стал официальным публикатором актов с 2011 года. Здесь публикуют законы, другие акты парламента, акты Президента РФ и акты Правительства РФ, международные договоры, а также другие значимые документы.
На этом источники официального опубликования документов закончились. Возникает логичный вопрос: а как же все остальные – сайты, газеты, сборники – они публикуют законы (и другие акты) незаконно? Законно. Просто над остальными источниками не висит обязанность быть официальным публикатором и обнародовать документ в установленный законодательством срок. Поэтому публиковать тексты законов в других (дополнительных) источниках можно. Все это сказано в статье 5 Федерального закона от 14.06.1994 № 5-ФЗ и в пункте 3 Указа Президента РФ от 23.05.1996 № 763.
Справочные правовые системы в России или г де ищут законы юристы
Система «Законодательство России»
И «Гарант», и «КонсультантПлюс» в своих полных версиях работают офлайн и платно. Именно здесь юристы нашей необъятной Родины черпают свои знания. Зачем это неюристам? – спросите Вы. Объясню. У каждой этой системы есть бесплатная онлайн-версия с самыми популярными документами, то есть не вся база целиком, но очень много всего нужного в открытом доступе есть. Искать документы под силу даже первокласснику. Сейчас покажу, как это работает.
Система «Консультант Плюс»
Используем уже знакомый поисковый запрос и найдем «закон об ООО». Сделаем поиск сразу с главной страницы:
Подозреваю, что полученный результат в комментариях не нуждается:
Документы, которые открыты, отмечены зеленой галочкой. Если документ закрыт в бесплатной версии, Вы увидите «красный кирпич». Здесь есть #лайфхак: больше документов открыто в вечернее время и по выходным дням.
Другая коммерческая система, также доступная в бесплатной версии, называется «Гарант».
Система «Гарант»
Сегодня сайт «Гаранта» больше похож на юридический портал – здесь и новости, и документы, и даже рекламные баннеры. Проверим поиск документов по кючевой фразе «закон об ООО». Слова вводим в строку поиска тоже на главной странице:
Здесь отличается интерфейс выдачи, поэтому выбирайте ту программу, корая Вам покажется удобнее.
Поиск по фразе «закон об ООО» я сделала в качестве примера. Искать в этих системах вы можете не только законы, но и другие документы. Например, бланк заявления о регистрации индивидуального предпринимателя, официальные правила заполнения этого зявления и много чего еще.
Один небольшой #лайфхак по делу: перекрестный поиск в разных системах. Например, если Вы ищете документ на сайте «Консультанта», а там он «закрыт», попробуйте поискать его в «Гаранте». Если и там недоступен, вооружайтесь точными реквизитами (и «Консультант», и «Гарант» их обязательно покажут) и отправляйтесь на www.pravo.gov.ru, чтобы найти документ в системе «Законодательство России».
Есть и другие СПС. Например, Кодекс и ТехЭксперт. В «ТехЭксперте» много разных ГОСТов, СанПинов, СНИПов и так далее (но вцелом документов гораздо меньше, чем в том же «Консультанте»). Перекрестный поиск к этим системам тоже относится.
На этом мой обзор завершён. Удачных Вам поисков и точных правовых документов.
И до встречи на Праводоксе!
Официальное опубликование правовых актов в электронном виде.
Различается неофициальное и официальное опубликование.
При неофициальном опубликовании сообщение об издании правового акта или изложение его содержания осуществляется издательствами, ведомственными органами, научными учреждениями, организациями. Неофициальное опубликование имеет только информационное значение и не порождает правовых последствий. В его процессе могут быть представлены не только вновь принятые акты, но и их проекты, а также акты, утратившие силу.
Официальное опубликование необходимо для создания дубликатов официального текста принятого правового акта и определения вступления его в силу. Оно имеет формально-юридическое значение и заключается в нормативно урегулированном объявлении от имени уполномоченного субъекта правотворческого процесса для всеобщего сведения полного и точного текста принятого акта путем его помещения в предусмотренном законодательством официальном издании, на которое можно ссылаться в сводах и собраниях законодательства, актах применения права, печатных работах, судебных заседаниях и т.д. [2].
Проблема доступа граждан к правовой информации имеет два аспекта. Первый определяется физической возможностью найти и получить текст искомого документа. Второй связан с неизбежной множественностью решений по конкретным вопросам при существующей интенсивности нормотворчества. Потребитель информации вынужден искать все акты, регулирующие конкретный предмет, притом, что содержание их бывает противоречиво. В таких условиях критически важным является наличие отлаженного механизма доведения нормативной информации до ее потребителя. Приходится констатировать, что такой механизм в настоящее время в полной мере не сформирован.
Из всего объема нормативно-правовой информации стабильно доступны лишь акты Президента, Правительства и Федерального Собрания. При этом ввиду обширности территории России передача правовой информации на бумажном носителе «в глубинку» может занять и занимает достаточно длительное время, из-за чего даже доступные акты приходят к потребителям с запозданием [6, 7]. Как отмечал Н.Н. Моисеев, мы далеко не самая большая страна, если говорить об эффективной территории, а страна громадных расстояний, что совсем не одно и то же, ибо эти расстояния заставляют нас тратить огромные средства на транспорт, связь, организацию жизни [8].
Очевидными недостатками существующей системы распространения официальной информации являются ориентация исключительно на государственные органы и учреждения большие финансовые затраты на печать и доставку печатных материалов, недостаточная оперативность и массовость распространения. Последнее особенно остро проявляется в том, что любой сбой в работе почты резко снижает оперативность поступления газет и журналов в регионы. Не случайно все больше печатных изданий стремятся передавать свои макеты в регионы по телекоммуникациям и печатать основную часть тиража на местах [9].
Потребность общества в доступе к полной, актуальной, достоверной и своевременной информации чрезвычайно высока. Традиционные «бумажные» технологии в условиях повышающихся информационных нагрузок не могут справиться с возникшими проблемами. Практика показывает, что на ведущие позиции вышло распространение правовой информации в электронной форме силами как государственных, так и коммерческих структур [12].
Основополагающими принципами государственной политики в области распространения официальных текстов правовых актов должны стать:
Официальное электронное опубликование пока еще только пробивает себе дорогу. В первую очередь здесь следует отметить Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 [13], согласно которому официальным является «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» издательства «Юридическая литература» Администрации Президента Российской Федерации, распространяемый в машиночитаемом виде НТЦ «Система». Важно, что официальность опубликования в электронном журнале не только формально установлена указом Президента, но и подтверждена практикой.
Так, при рассмотрении Верховным Судом Российской Федерации жалобы ОАО «Красноярский алюминиевый завод» о признании незаконным и недействующим абзаца 20 пункта 14 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 11 окт. 1995 г. N 39 [14] размещение на сервере НТЦ «Система» машиночитаемого «Бюллетеня нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», в котором содержался текст Изменений и дополнений N 4 Инструкции N 39 [15], не опубликованных (в традиционном бумажном варианте) в установленные сроки, было признано сторонами официальным опубликованием. С учетом этих обстоятельств заявитель отказался от своего иска и суд принял отказ.
Весьма обнадеживающе выглядит пункт 3 статьи 14 Федерального закона «О техническом регулировании» [19], устанавливающий, что «под опубликованием национального стандарта национальным органом по стандартизации понимается опубликование национального стандарта на русском языке в печатном издании и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме». Более того, всюду, где в этом законе идет речь об опубликовании, бумажная и электронная формы равноправны и стоят рядом.
Утвержденное в соответствии со статьей 43 закона Положение об опубликовании национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации [20] в пункте 4 определяет условия признания официальной публикации в электронной форме: «Копии официально опубликованных национальных стандартов и общероссийских классификаторов, полученные из информационной системы общего пользования в электронно-цифровой форме, могут быть при необходимости признаны официальными публикациями при наличии электронной цифровой подписи должностного лица, уполномоченного на то в установленном порядке Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии».
Если конкретизировать этот аспект, то речь должна идти не о двух формах одного официального издания, а о двух формах доступа к информации, содержащейся в одном издании. При этом для упрощения восприятия нетрадиционной для большинства пользователей формы официальной информации предлагается строго обеспечить совпадение формата текста «бумажного» издания и его графического представления на экране и при распечатке [6]. Очень важно также то, что документ (электронный) с цифровой подписью может быть воспроизведен бесконечное количество раз. Логика цифровой подписи такова, что не существует только одного оригинала, потому что каждое его воспроизведение тоже оригинал, а значит, риск потери оригинала в случае стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций сводится к нулю.
При построении системы электронного опубликования следует учитывать также уже имеющийся зарубежный опыт, в частности Эстонии [22] и, в особенности, Бельгии [11].
Стоит также задуматься и над следующими цифрами. В декабре 2002 г. в Бельгии произведено 1,7 млн подключений к Интернету, и если эту цифру сравнить с количеством бумажных копий (всего 10 тыс.), то становится очевидным, что раньше доступ к законодательной системе в Бельгии был более ограничен, чем сейчас [11].
Успешная реализация электронного опубликования по-бельгийски, к глубокому удовлетворению автора, подтверждает справедливость провозглашенного в России задолго до 2002 г. принципа создания единой системы распространения официальных текстов в машиночитаемом виде наряду с традиционным печатным. Помимо прочего такой подход позволяет одновременно и без существенных дополнительных затрат решить и проблему общедоступного депозитария текстов правовых актов. Очевидно, что институт, осуществляющий официальное опубликование всего массива подлежащих опубликованию правовых актов, становится естественным накопителем их текстов (в двух формах), а функция по созданию и распространению машиночитаемой формы издания позволяет обеспечить доступ ко всему массиву имеющейся правовой информации.
Издание сборников нормативных актов как называется
II. Полномочия на издание нормативных правовых актов
3. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции (пункт 1 Правил).
Полномочия федерального органа исполнительной власти на издание нормативного правового акта определяются в том числе в положении о данном федеральном органе исполнительной власти.
4. Общие полномочия федерального органа исполнительной власти по изданию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности, предусмотренные в том числе в положении о данном федеральном органе исполнительной власти, не являются достаточным основанием для издания нормативного правового акта, если в законодательстве Российской Федерации отсутствуют положения, предусматривающие разработку данным федеральным органом исполнительной власти конкретного нормативного правового акта либо группы актов в конкретной сфере деятельности.
Например, полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в той или иной сфере деятельности.
Например, порядок ведения Единого государственного реестра юридических лиц.
Например, нормативные правовые акты об утверждении санитарных правил, федеральных государственных образовательных стандартов, стандартов медицинской помощи, профессиональных стандартов.
5. Поручения органов (организаций) и должностных лиц не являются основанием для издания федеральным органом исполнительной власти нормативного правового акта в отсутствие положений законодательства Российской Федерации, наделяющих данный орган полномочиями по разработке конкретного нормативного правового акта либо группы нормативных правовых актов в конкретной сфере деятельности.
6. Нормативный правовой акт может быть издан совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти или одним из них по согласованию с другими. При издании нормативного правового акта совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти полномочия на издание акта должны быть у каждого из указанных органов.
Издание сборников нормативных актов как называется
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу
ИЗДАНИЯ. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ
Термины и определения
System of standards on information, librarianship and publishing. Publications. Basic types. Terms and definitions
Дата введения 2020-12-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС)» филиал «Российская книжная палата», Российским книжным союзом, Международной рекламной ассоциацией
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 191 «Научно-техническая информация, библиотечное и издательское дело»
Введение
Установленные в настоящем стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем терминологическую систему понятий, обозначающих виды изданий.
Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.
Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом. Если возможно использование краткой формы термина, она указана после полной формы светлым шрифтом.
В алфавитном указателе даны термины с указанием номеров-индексов статей, показывающих место каждого термина в логической системе настоящего стандарта.
Приведенные определения можно при необходимости изменять, вводя в них производные признаки, раскрывая значение используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в настоящем стандарте.
В настоящем стандарте приведены иноязычные эквиваленты стандартизованных терминов на немецком (de), английском (en), французском (fr) языках.
Термины-синонимы набраны курсивом. Термины-синонимы, не рекомендуемые к применению, приведены в круглых скобках после стандартизованного термина и обозначены пометой «Нрк». Термины-синонимы без пометы «Нрк» приведены в качестве справочных данных и не являются стандартизованными.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает термины и определения понятий, употребляемых в области книжного дела.
Термины, установленные настоящим стандартом, рекомендуются для применения во всех видах документации и литературы в области книжного дела, входящих в сферу работ по стандартизации и/или использующих результаты этих работ.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 7.0 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения
ГОСТ Р 7.0.3 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные элементы. Термины и определения
ГОСТ Р 7.0.8 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения
ГОСТ Р 7.0.83 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения
ГОСТ Р 7.0.94 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Комплектование библиотеки документами. Термины и определения
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 7.0, ГОСТ Р 7.0.3, ГОСТ Р 7.0.8, ГОСТ Р 7.0.83 и ГОСТ Р 7.0.94, а также следующие термины с соответствующими определениями.
3.1 Общие понятия
3.1.1 издание (Нрк. название; публикация; тираж; экземпляр): Документ, предназначенный для распространения содержащейся в нем информации,
прошедший редакционно-издательскую обработку, самостоятельно оформленный, снабженный нормативно предписанными выходными сведениями, позволяющими однозначно идентифицировать его в
[См. ГОСТ Р 7.0.8-2003, статья 7]
publication,
3.1.1.1 печатное издание: Издание, представляющее собой копию издательского оригинал-макета, тиражируемого способом печатания или