издатель имеет право на

Статья 21. Статус издателя

Издатель осуществляет свои права и несет обязанности на основе данного Закона, Федерального закона «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации», законодательства об издательском деле, предприятиях и предпринимательской деятельности.

Издатель может выступать в качестве учредителя средства массовой информации, редакции, распространителя, собственника имущества редакции.

Комментарий к ст. 21 Закона о СМИ

1. Комментируемая статья регламентирует правовой статус издателя средства массовой информации. Под издателем Закон понимает издательство, иное учреждение, предприятие (предпринимателя), осуществляющие материально-техническое обеспечение производства продукции средства массовой информации. К издателю также приравниваются юридическое лицо или гражданин, для которых эта деятельность не является основной либо не служит главным источником дохода. Относительно объема прав издателя статья содержит отсылочные положения к иным нормам комментируемого Закона, а также иному законодательству. В качестве иного законодательства комментируемый Закон в первую очередь упоминает Федеральный закон от 13 января 1995 г. N 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации». Этот Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с распространением государственными средствами массовой информации материалов или сообщений о деятельности органов государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ.

2. Использование в комментируемой статье отсылки к законодательству «о предприятиях и предпринимательской деятельности» связано с существованием на момент принятия Закона «О средствах массовой информации» Закона РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Однако Федеральным законом от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ указанный Закон признан утратившим силу с 1 января 1995 г., кроме ст. ст. 34 и 35, а Федеральным законом от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ Закон признан полностью утратившим силу с 1 июля 2002 г. В настоящее время предпринимательская деятельность регулируется ГК РФ и специальными нормативными актами, регламентирующими отдельные организационно-правовые формы юридических лиц.

По сути, комментируемая статья практически вообще не регламентирует комплекс правомочий издателя. Более взвешенно этот вопрос предусматривался в проекте Индустриального комитета, в котором предлагалось права и ответственность издателя определить следующим образом: «Издатель. самостоятельно принимает решения о порядке и способах выпуска периодического печатного издания, производства и распространения его продукции, если его договором с владельцем средства массовой информации не предусмотрено иное;

— определяет тираж периодического печатного издания;

— обладает правом собственности и иными правами на продукцию периодического печатного издания;

— имеет иные права и несет обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Издатель несет ответственность за достоверность указания тиража периодического печатного издания в выходных данных в соответствии с действующим законодательством».

3. Согласно ч. 3 ст. 22 комментируемого Закона производственные, имущественные и финансовые отношения между редакцией и издателем, взаимное распределение издательских прав, обязательства издателя по материально-техническому обеспечению производства продукции средства массовой информации и ответственность сторон могут быть также закреплены договором между редакцией и издателем.

Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензирование издательской деятельности не предусмотрено, за исключением деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией.

4. Последняя часть комментируемой статьи содержит универсальное положение Закона, закрепляющее возможность совмещения одним лицом различных функций: издателя, учредителя средства массовой информации, редакции, распространителя, собственника имущества редакции.

Источник

Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 01.07.2021) «О средствах массовой информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2021)

27 декабря 1991 года N 2124-1

О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 13.01.1995 N 6-ФЗ,

от 06.06.1995 N 87-ФЗ, от 19.07.1995 N 114-ФЗ, от 27.12.1995 N 211-ФЗ,

от 02.03.1998 N 30-ФЗ, от 20.06.2000 N 90-ФЗ, от 05.08.2000 N 110-ФЗ,

от 04.08.2001 N 107-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 25.07.2002 N 112-ФЗ,

от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 04.07.2003 N 94-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ,

от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ,

от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 27.07.2006 N 153-ФЗ, от 16.10.2006 N 160-ФЗ,

от 24.07.2007 N 211-ФЗ, от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от 09.02.2009 N 10-ФЗ,

от 14.06.2011 N 142-ФЗ, от 11.07.2011 N 200-ФЗ, от 21.07.2011 N 252-ФЗ,

от 28.07.2012 N 133-ФЗ, от 05.04.2013 N 34-ФЗ, от 05.04.2013 N 50-ФЗ,

от 02.07.2013 N 158-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 14.10.2014 N 305-ФЗ,

от 24.11.2014 N 370-ФЗ, от 08.03.2015 N 23-ФЗ, от 13.07.2015 N 257-ФЗ,

от 30.12.2015 N 464-ФЗ, от 05.04.2016 N 94-ФЗ, от 03.07.2016 N 280-ФЗ,

от 03.07.2016 N 281-ФЗ, от 07.06.2017 N 110-ФЗ, от 29.07.2017 N 239-ФЗ,

от 29.07.2017 N 278-ФЗ, от 25.11.2017 N 327-ФЗ, от 18.04.2018 N 83-ФЗ,

от 30.10.2018 N 380-ФЗ, от 27.12.2018 N 534-ФЗ, от 01.05.2019 N 89-ФЗ,

от 06.06.2019 N 131-ФЗ, от 02.12.2019 N 426-ФЗ, от 27.12.2019 N 478-ФЗ,

от 01.03.2020 N 42-ФЗ, от 30.12.2020 N 481-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ,

от 01.07.2021 N 261-ФЗ, от 01.07.2021 N 263-ФЗ, от 01.07.2021 N 266-ФЗ,

с изм., внесенными Постановлением КС РФ от 17.01.2019 N 4-П)

Источник

Заключение лицензионного договора с издательством

Одним из таких вопросов, интересующих авторов литературных произведений является вопрос заключения лицензионного договора с издательством. В большинстве случаев, издательства предлагают к подписанию объемный и сложный договор, не предполагающий корректировок. Что это за документ, в чем его особенности, существуют ли «подводные камни»?

Давайте попытаемся разобраться.

Согласно Википедии, издательский договор – вид авторского договора о передаче произведения для использования, в соответствии с которым издатель обязуется издать или переиздать произведение, созданное автором. В Российской Федерации издательский договор заключается как на произведения, созданные в оригинале, так и на переводы.

Статья 1287 ГК РФ, регламентирует вопросы по заключению издательского договора как особого вида лицензионного договора. По издательскому лицензионному договору правообладатель предоставляет право использования произведения издателю, а издатель обязуется издать (использовать) произведение не позднее указанного в договоре срока.

Существенными условиями издательского лицензионного договора являются, во-первых, существенные условия лицензионных договоров (ст. 1235 ГК РФ), во-вторых, срок издания (использования) произведения лицензиатом.

Если в издательском лицензионном договоре не указан срок, лицензиат обязан издать (использовать) произведение в срок, обычный для данного вида произведений и способа их использования.

Гражданское законодательство не раскрывает понятие «издание произведений», в этой связи издание произведения может включать в себя воспроизведение и распространение экземпляров произведения или ограничиться только воспроизведением. Следовательно, предоставление прав и их объем по издательскому лицензионному договору обусловлены целью издательского лицензионного договора и объемом прав.

Особенностью издательских лицензионных договоров является то, что при неисполнении лицензиатом обязанности по изданию и использованию произведения лицензиар вправе отказаться от договора без возмещения лицензиату причиненных таким отказом убытков. Более того, лицензиар сохраняет за собой право требовать выплаты вознаграждения.

Необходимо особо отметить, что издательский лицензионный договор может быть расторгнут при:

— наличии в договоре условия о сроке: в случае неисполнения лицензиатом своих обязанностей по выпуску в свет произведения в срок, указанный в договоре;

— при отсутствии в договоре условия о сроке: в случае достижения соглашения сторон о расторжении договора; при существенном нарушении договора одной из сторон, либо в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором по требованию одной из сторон.

При расторжении издательского договора по любым из указанных оснований, автор или иной правообладатель вправе требовать выплаты ему вознаграждения, предусмотренного данным договором в полном размере.

Помимо прочего, при получении от издательства для подписания издательского договора необходимо понимать, что лицензионные издательские договоры бывают двух видов:

• издательству передаются эксклюзивные права на печать и распространение книги (исключительная лицензия);

• автор может продать тот же самый набор прав кому-то еще (неисключительная лицензия).

Неисключительный лицензионный договор подписывается обычно при издании аудио- или электронных книг.

Если в договоре прямо не сказано, что права передаются на исключительной основе, то лицензия на публикацию считается неисключительной.

В некоторых редких случаях издательством предлагаются для подписания договора, которые предусматривают не получение права пользования на произведение для издательства на определенное время и на определенных условиях, а полную передачу прав. Такой договор является договором отчуждения, и автору необходимо четко разграничивать данные виды договоров.

По договору отчуждения автор продает издателю права на книгу навсегда и в полном объеме. После отчуждения он уже не будет иметь возможность распоряжаться своим произведением.

Издательский договор заключается в письменном виде: автор и представитель издательства подписывают каждую страницу договора. В таком же виде подписывается каждое изменение, либо дополнение к договору.

При подписании договора нельзя передавать все права разом, а следует внимательно проанализировать объем передаваемых прав.

Например, для каждого автора ценно название его «детища», в то время как издательство может считать, что данное название не слишком привлекает внимание, и с точки зрения коммерческой привлекательности имеет смысл дать произведению наименование более яркое. Т.е. автор должен решить – разрешать или нет, издательству менять наименование созданного произведения.

Также отдельно обсуждается возможность перевода и экранизации произведения.

В некоторых случаях, издательства обращаются к авторам для создания произведения определенной тематики, т.е «под заказ». Для договоров данного вида следует различать произведения, созданные в формате служебного произведения, когда данное произведение создается штатными сотрудниками в рабочее время. Как правило, в этом случае за автором остается только авторское право и право на имя, а все имущественные права переходят в издательству. Также, произведение может быть написано внештатным сотрудником по заказу издательства, чаще с дальнейшей передачей прав.

Факт передачи рукописи издательству нередко оформляется актом приема-передачи, который подписывается каждой из сторон. Договор составляется в двух экземплярах на языке страны нахождения издательства. Если автор не владеет этим языком, то текст дублируется на языке автора — по одному экземпляру для каждой из сторон на каждом языке.

Формулировка в договоре, запрещающая автору писать произведения в том или ином жанре или отчуждать исключительное право на произведение третьим лицам, незаконна.

В отношении различного рода нарушений по издательским договорам и их рассмотрению в суде – нельзя сказать, что судебная практика очень обширна, однако она имеет место. Чаще всего, возникают проблемы с заявленными сроками или видами разрешенного использования. Однако, бывают и более серьезные проблемы, когда автор вдруг обнаруживает, что часть его произведения, сюжет, узнаваемый персонаж и.т.д. вошли в состав другого сценария или книги, созданного по заказу того же издательства.

Поэтому можно еще раз подчеркнуть, что при подписании договора, предложенного издательством, автору должен быть понятен каждый его пункт. В противном случае, боясь показать свою неосведомленность при обсуждении и подписании документа, содержащего громоздкие и не всегда понятные формулировки, автору грозят непредвиденные и неприятные последствия, вплоть до утраты права на созданное им произведение.

Источник

Издатель имеет право на

МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН

Об издательском деле

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Цели и задачи законодательства об издательском деле

Настоящим Законом регулируются отношения между издателями, изготовителями, распространителями и потребителями печатной продукции. В указанные отношения могут вступать государственные, общественные, кооперативные организации, иные объединения граждан и граждане.

Статья 2. Основные понятия и определения

В соответствии с настоящим Законом:

под издательским делом понимается деятельность по созданию издательств и полиграфических предприятий, подготовке, изготовлению и выпуску печатной продукции;

под печатной продукцией понимаются предназначенные для потребителей издания: книги, брошюры, альбомы, плакаты, буклеты, открытки и иные изделия полиграфического производства независимо от тиража и способа их изготовления, за исключением периодических печатных изданий;

под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год;

под издателем понимается издательство, иное предприятие (предприниматель), осуществляющее подготовку и выпуск печатной продукции, а также приравненное к издателю юридическое лицо или гражданин, для которого деятельность по подготовке и выпуску печатной продукции не является основной либо не служит главным источником доходов;

под редакцией издательства понимается структурное подразделение либо сотрудник (сотрудники) этой организации, осуществляющие редактирование и иную подготовку печатной продукции к выпуску;

под изготовителем печатной продукции понимается полиграфическое предприятие (предприниматель), осуществляющее производство и выпуск тиража печатной продукции;

под распространителем печатной продукции понимаются организации, предприятия, учреждения, граждане и их объединения, осуществляющие продажу и (или) раздачу печатной продукции.

Статья 3. Свобода издательского дела

Не допускаются требования от издательств со стороны должностных лиц государственных органов или общественных объединений предварительного согласования материалов, изъятия или исправления отдельных частей текста.

Статья 4. Недопустимость использования в изданиях материалов,
не подлежащих публикации
Статья 5. Субъекты издательского дела

Субъектами издательского дела являются авторы произведений, издательства, полиграфические предприятия, а также распространители печатной продукции.

Статья 6. Формы собственности в издательском деле

Издательства, полиграфические и книготорговые предприятия создаются на основе различных форм собственности.

Статья 7. Учредители издательств, полиграфических предприятий и книготорговых организаций

Учредителями издательств, полиграфических и книготорговых предприятий выступают отдельные граждане, общественные организации и иные объединения граждан, органы государственной власти и управления.

Взаимоотношения между учредителем и учреждаемым им издательством, полиграфическим или книготорговым предприятием регулируются уставом и учредительным договором. Учредитель является собственником учреждаемого объекта; учредитель создает уставный фонд, утверждает устав.

Не может выступать учредителем:

— гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, либо отбывающий наказание в местах лишения свободы по приговору суда, либо душевнобольной, признанный судом недееспособным;

— объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, деятельность которого запрещена по закону;

— гражданин другого государства или лицо без гражданства, не проживающее постоянно в государстве.

Соучредители выступают в качестве учредителя совместно.

Статья 8. Статус учредителя

Учредитель определяет тематику и (или) специализацию издателя, утверждает его устав, выступает в необходимых случаях соответчиком по претензиям и искам к издателю, имеет право на долю в прибыли, а также осуществляет иные права и несет обязанности, установленные национальным законодательством, а также договором между учредителем и издателем.

Учредитель может быть издателем, изготовителем и распространителем издательской продукции в одном лице.

Статья 9. Статус издателя

Издатель имеет право:

1) самостоятельно формировать и утверждать тематические планы выпуска печатной продукции;

2) устанавливать своим редакциям и иным структурным подразделениям показатели, обеспечивающие выполнение тематического плана и договорных обязательств;

3) приобретать имущественные и неимущественные права автора, в том числе на использование его произведения в других странах;

4) оказывать посреднические услуги при заключении договоров с иностранными юридическими лицами и иностранными гражданами об использовании произведений авторов в других странах и иностранных авторов;

5) принимать от государственных и общественных органов, организаций и граждан заказы на подготовку и выпуск печатной продукции;

6) осуществлять иную производственно-хозяйственную деятельность в соответствии с действующим национальным законодательством;

7) выдвигать в установленном порядке изданные произведения науки, литературы и искусства на получение государственных, общественных, международных премий;

8) принимать участие в работе международных организаций издателей, представлять свою издательскую продукцию на национальных и международных конкурсах, выставках, ярмарках.

1) стремиться к удовлетворению потребительского спроса;

2) оформлять печатную продукцию в соответствии с государственными стандартами;

3) способствовать утверждению общечеловеческих гуманистических ценностей, развитию науки, культуры, удовлетворению духовных потребностей общества;

4) соблюдать нормы авторского права, требования государственных и межгосударственных стандартов, иных нормативно-правовых актов, которые регламентируют издательское дело;

5) предоставлять в установленном порядке государственную отчетность и информацию о выпущенных в свет изданиях.

Издатель осуществляет иные права и несет другие обязанности, предусмотренные настоящим Законом и договорами.

Издатель может также осуществлять права изготовителя и (или) распространителя печатной продукции.

Издатель может выступать в качестве учредителя, распространителя, собственника имущества издательства.

Ответственность за выпуск печатной продукции лежит на издателе, если договором или заказчиком не предусмотрено иное.

Издатель обязан соблюдать положения законов о средствах массовой информации или о печати.

Статья 10. Статус изготовителя печатной продукции

Изготовитель печатной продукции осуществляет свои права и несет обязанности в соответствии с действующим законодательством.

Статья 11. Особые условия

Издатель, автор, изготовитель и распространитель печатной продукции вправе оговаривать особые условия своих взаимоотношений, если это не противоречит законодательству об издательском деле.

Статья 12. Защита интеллектуальной собственности издателя

Право на интеллектуальную собственность, созданную в процессе подготовки и выпуска печатной продукции, принадлежит издателю и обозначается знаком с указанием имени или названия издателя, а также года выпуска.

Статья 13. Ответственность издательств, полиграфических и книготорговых предприятий

Издательство несет имущественную и административную ответственность за:

— бездоговорный выпуск произведений, охраняемых авторским правом;

— продолжение издательской деятельности после принятия решения о ее прекращении;

— осуществление издательской деятельности без свидетельства о регистрации;

— выпуск печатной продукции с нарушением государственных стандартов.

Полное или частичное репродуцирование (воспроизведение) оригинальных произведений без договора с издателем влечет изъятие полученной от этого издания прибыли и возмещение убытков данному издателю. Указанные требования не распространяются на копирование отдельных экземпляров документов средствами оперативной полиграфии.

Изготовление и распространение полиграфическими, книготорговыми предприятиями изданий, принятых от организаций, которые не имеют права на издательскую деятельность, а также оформление без выходных сведений с нарушением государственных стандартов влечет за собой административную ответственность.

Статья 14. Бесплатные контрольные экземпляры

В целях создания государственного архива печати, организации учета и статистики печати, библиографического описания всех выпущенных изданий полиграфическое предприятие, тиражирующее печатную продукцию, по поручению издателя и за его счет немедленно по изготовлении тиража направляет бесплатные контрольные экземпляры каждого издания государственной книжной палате, а также обязательные платные экземпляры заинтересованным учреждениям и организациям.

Правительство или иные органы государства могут устанавливать перечень учреждений, которым рассылаются контрольные экземпляры издательствами и типографиями, расположенными на их территории.

Глава 2. Организация издательского дела

Статья 15. Государственная регистрация

Издатель, а также изготовитель печатной продукции вправе заниматься издательским делом после государственной регистрации, которая осуществляется в установленном законом порядке.

Статья 16. Заявление о регистрации

В заявлении о регистрации должны быть указаны:

— наименование и местонахождение издателя или изготовителя печатной продукции;

— примерная тематика и (или) специализация;

— предполагаемая организационно-правовая форма и источники финансирования;

— сведения о других издателях, в отношении которых заявитель является учредителем, соучредителем, собственником, редакцией, издателем, изготовителем или распространителем.

Предъявление иных требований при регистрации запрещается.

Статья 17. Регистрационный сбор

Регистрация осуществляется только после уплаты регистрационного сбора.

Источник

Права авторов

В первой половине 2020 года в России за нарушение авторских прав осудили 76 человек. Но права автора можно защитить и без уголовных разбирательств.

Автор — это любой человек, который что-то создал. Например, написал книгу, мелодию, программу, картину, снял фильм, сделал фотографию. Закон защищает права на любые произведения науки, литературы и искусства. Главное, чтобы они были созданы творческим трудом.

У каждого автора есть права — личные и имущественные. Если человек создал произведение, он может требовать, чтобы автором считали именно его, а за использование произведения платили деньги. Исключительное право разрешает автору использовать произведение в своих целях, в том числе коммерческих, но запрещает это остальным людям. Исключительное право можно купить по договору или унаследовать.

Все это в целом — авторские права. Чтобы их защитить, нужно знать, какие права есть у авторов и что можно потребовать, если эти права нарушены.

Распространите знания!
Отправьте статью тем, кому она пригодится

Переслать через вотсап

Чтобы всем, кто занимается творческим трудом, было проще разобраться, собрали права авторов в таблицу со ссылками на законы. Добавляйте в закладки, чтобы защищать свои произведения и не нарушать чужие права.

Считаться автором произведения, которое создал сам

Как это работает. Права автора возникают в тот момент, когда человек что-то создал: написал песню, рассказ, стихотворение, программный код, нарисовал картину, сделал фотографию, спроектировал здание. Этого достаточно, чтобы быть автором. Специально регистрировать где-то авторство не нужно. Достаточно просто что-то создать своим творческим трудом.

Автор может требовать, чтобы его указывали в произведении как автора. Нельзя взять чужой контент и опубликовать под своим именем. Публикация без имени, когда автор известен или его можно установить, тоже под запретом. Если автор это обнаружит, он может обратиться в суд и потребовать компенсацию. Даже если не получил никаких убытков.

Право автора быть автором неотчуждаемо: его нельзя продать, подарить или передать по наследству. Оно охраняется и после смерти автора — нельзя издать стихотворение А. С. Пушкина под своим именем, хоть он и умер давным-давно. И подписывать чужие иллюстрации своим псевдонимом тоже нельзя.

Регистрировать авторство не нужно, но его можно зафиксировать. Это поможет доказать, кто действительно создал произведение. Если оно опубликовано, проблем быть не должно: имя автора и дата публикации подтверждают приоритет автора.

Есть и другие варианты фиксации:

Как победить выгорание

Считаться автором произведения, которое создал на работе

Как это работает. Иногда люди создают произведения, потому что это их работа. Например, журналисты пишут статьи, программисты — код, архитекторы разрабатывают проекты зданий. Они делают это в рамках своего трудового договора. Такие произведения называют служебными. Право признаваться автором служебного произведения принадлежит тому, кто его создал, а не компании, в которой этот человек работает.

Компании обычно принадлежат имущественные права на это произведение. То есть она может его использовать и получать прибыль, продавать, разрешать использовать другим. В договоре может быть написано, что эти права тоже принадлежат автору — полностью или частично. А еще в договоре прописывают, какое вознаграждение получит автор за то, что его произведение используют.

Есть интересное правило, о котором не все знают: имущественные права на служебное произведение могут вернуться к автору. Это происходит через три года после передачи произведения работодателю, если тот:

Если создаете служебные произведения по работе, внимательно читайте договор. И помните, что право авторства компания забрать себе не может. Ей переходит только право использовать произведение. А автором компания быть не может, это всегда человек.

Работодатель и автор могут договориться, как будет реализовано право авторства при использовании служебных произведений. Например, автора могут внести в список разработчиков приложения или игры, указать на сайте в качестве автора статей. Есть и другой вариант — когда имя автора не будет указано. Так можно, если это устраивает и работодателя, и работника. Но автор все равно останется автором, и работодатель не сможет подписать его произведения какой-то другой фамилией по своему выбору.

Публиковать произведение под своим именем, псевдонимом или анонимно

Как это работает. Автор имеет право выбрать, как указывать свое имя в произведении. Он может указать свое настоящее имя, выбрать псевдоним или остаться анонимом.

Если автор выбирает псевдоним или публикует произведение анонимно, его интересы обычно представляет издатель. Даже в этом случае права у автора все равно есть. Нельзя брать текст, иллюстрации, музыку и свободно использовать, если автор отказался указывать настоящее имя. У любого текста есть автор или правообладатель, даже если что-то опубликовано анонимно.

При выборе псевдонима не стоит указывать имя, которое уже использует какой-то другой человек в этой же сфере деятельности. Это нарушит его право авторства. Люди могут вас перепутать.

Например, один писатель обнаружил, что кто-то публикует книги под его именем. И это портит его репутацию. Через суд он смог заставить второго автора выбрать другой псевдоним, а все, что было опубликовано раньше, убрать из магазинов.

Обнародовать произведение

Как это работает. Публиковать или не публиковать произведение — решает автор. Это его право на обнародование произведения. Нельзя опубликовать или выставить чье-то произведение без согласия автора, даже если это что-то гениальное.

Если автор уже умер, обнародовать его произведение могут наследники или другие лица, которым перешли имущественные права. Но они должны учитывать волю автора. Если автор посчитал, что книга не удалась, после смерти без разрешения обнародовать ее никто не вправе. Даже если поклонники ждут десятый том популярной серии, а издательство обещает за него баснословные гонорары. Запрет может быть выражен в завещании, дневнике, письмах или как-то иначе, но обязательно в письменной форме. Если явного запрета нет, публиковать можно. Например, если автор умер внезапно и не оставил никаких распоряжений.

Когда автор передает право на использование произведения другому лицу, считается, что он согласен его обнародовать. Но он может передумать и отказаться — тогда произведение не обнародуют. Правда, автору придется компенсировать убытки человеку или организации, с которыми он заключил договор.

Запрещать вносить изменения в произведение

Как это работает. Одно из личных прав автора на произведение — право на его неприкосновенность. Произведение должно публиковаться таким, как его задумал автор. Нельзя издать книгу, удалив из нее часть глав. Или взять стихотворение в сборник и поменять там слова для благозвучности. Автор может запретить изменять свое произведение, это его право.

Вносить изменения в произведение можно лишь тогда, когда автор дал на это свое согласие. Например, это может быть условием договора. Допустим, автор пишет статьи для новостного портала. Со статьей работает редактор, фактчекер, корректор. В результате текст изменяется, но автор не возражает: он знает, что это хорошо для читателей. Если автор с чем-то принципиально не согласен, он может отозвать текст. Денег он не получит, но защитит свое право обнародовать произведение и сохранять его неизменным. Ключевой принцип здесь — согласие между автором и порталом. Автор дает его, когда подписывает договор.

Рерайт текста или перерисовку картин нельзя считать внесением изменений в произведение, если их потом публикуют под другим именем. Но это вариант использования оригинального произведения, поэтому нужно получать согласие автора и указывать его имя как автора оригинала.

Если кто-то использует произведение и вносит в него изменения без спроса, автор может потребовать возместить ему ущерб или выплатить компенсацию. Например, если с фотографии удаляют водяные знаки и имя автора. Так делать нельзя.

Вообще-то блогер просил миллион за все, но фотографии использовались для новостных целей, а это подходит под правила о свободном цитировании. Но изменять фотографии без разрешения и удалять с них водяные знаки все равно нельзя. Даже ради общего блага.

Соглашаться на перевод или размещение в сборнике

Как это работает. Перевод оригинального произведения — это самостоятельное, новое произведение. У переводчика возникают на него собственные авторские права. Но нельзя просто так перевести чей-то текст или песню и начать на этом зарабатывать. Это нарушит права автора оригинального произведения. Тем более нельзя публиковать перевод, не указывая автора оригинала.

Перевод — это вариант использования произведения, поэтому автор должен давать на него согласие. Если автор передал права на произведение другому лицу, например работодателю или издателю, согласие будет давать правообладатель. Такие же правила действуют для любой другой обработки и переработки оригинального произведения: его экранизации, аранжировки, инсценировки. На все нужно получать согласие автора или правообладателя.

Автор может разрешить включить его произведение в сборник — или не разрешать. Это касается, например, иллюстраций, текстов книг, стихотворений, песен. С одной стороны, сборник — это самостоятельное произведение. С другой — все, что входит в сборник, продолжает охраняться авторским правом. У авторов произведений, включенных в сборник, остается право использовать их и дальше, независимо от сборника. Но это может быть изменено условиями договора — читайте внимательно.

У составителя появляется право на новый объект авторских прав — сборник произведений. Его авторский труд — это подбор и систематизация материалов. Аналогичные правила применяются к интернет-сайтам, антологиям, энциклопедиям, атласам и базам данных. Закон охраняет и иллюстрации, и тексты на сайте, и сам сайт целиком.

Передавать права на использование

Как это работает. Автор может использовать свое произведение любым способом, а также разрешать или запрещать другим людям его использовать. В законе это называется исключительным правом на произведение. Исключительное право означает, что использовать произведение может только тот субъект, которому это право принадлежит. Это сам автор или тот, кому он такое право передал. Исключительное право на произведение — имущественное. Оно передается по договору и наследуется.

Автор может передать исключительное право кому-то целиком, например издателю при публикации книги. Но есть и другие варианты: разрешать использование произведения по лицензии с учетом ограничений. Например, автор книги может разрешить только изготовление и продажу печатных экземпляров с его произведением, а права на распространение текста в электронном виде оставить себе.

На практике есть три вида лицензий:

Авторы музыкального контента могут заключать договоры об использовании их произведений не напрямую с каждым пользователем, а с обществами по коллективному управлению правами. А дальше пользователи заключают договоры с этими организациями. В России действуют три организации:

Если в баре играет музыка или в городе проходит концерт, владелец бара и организатор концерта должны заключить договоры с ВОИС и РАО. Эти организации потом рассчитаются с авторами, которые передали им свои права. Авторам достаточно заключить всего один договор.

У РСП другая специфика: он собирает деньги за все технические средства, которые можно использовать для копирования и воспроизведения музыки и кино. Это диски, флешки, смартфоны, ноутбуки, телевизоры. Авторы, заключившие договор с РСП, получат свою долю от этих сборов.

Авторы могут отказаться от передачи своих прав организациям по управлению коллективными правами. Тогда пользователям нужно будет договариваться с ними лично, чтобы включить в баре музыку или организовать концерт. А авторам нужно будет самим следить, как соблюдаются их права. Авторы сами выбирают, какая схема для них удобнее.

Есть исключения, когда использовать произведение можно без согласия автора или правообладателя. Например, разрешено цитировать в небольшом объеме или использовать в просветительских целях. Когда на уроках показывают картины известных художников, это не нарушает ничьих прав. При публикации обзорной статьи о видах архитектурных стилей с фотографиями — тоже.

При свободном использовании обязательно должно упоминаться имя автора, а в произведении не должно быть никаких искажений. В спорных случаях лучше консультироваться с юристами, потому что грань между правомерным цитированием и незаконным использованием довольно тонкая.

Использовать знак охраны авторского права

Как это работает. Чтобы подтвердить свое право на произведение, автор может поставить знак охраны авторского права — копирайт. Он выглядит вот так: ©.

Такой знак можно найти в выходных данных книги или в нижней части сайта. Обычно копирайт ставят рядом с годом публикации и именем автора или правообладателя. Вариант копирайта: © Богатырева Н. В., 2021. Если права принадлежат компании, вместо имени автора будет указано название организации.

Копирайт ставить необязательно, это дополнительное право автора, которое поможет ему сообщить о своих правах на текст, сайт, изображение или какой-то другой материал. Если возникнут споры об авторстве, знак охраны авторского права поможет защитить свое право.

Рядом с копирайтом можно указать правила использования произведения — дать ссылку на условия лицензии. Можно воспользоваться типовой формой Creative Commons, CC. Она предлагает разные варианты использования, которые обозначаются латинскими буквами. Например, лицензия СС BY-NC разрешает копирование и распространение с упоминанием автора и только в некоммерческих целях.

Работать по договору авторского заказа

Как это работает. Автор может создать произведение, а потом искать способы, как на этом заработать. Но есть и другой вариант: сначала найти того, кому произведение интересно, договориться об оплате, а потом уже писать текст, музыку, рисовать иллюстрации и создавать любые другие произведения. Если автор делает это не по месту основной работы на постоянной основе, такие отношения оформляются договором авторского заказа.

Это гражданско-правовой договор, по которому автор обязуется создать произведение, а заказчик — оплатить его работу. В договоре прописывается, в каком объеме передаются права на произведение. Можно передать исключительное право на произведение или право использовать его в определенных целях и пределах. Здесь все зависит от того, как договорятся заказчик и исполнитель. Как и в случае со служебным произведением, право авторства передать нельзя. Автором произведения будет считаться тот, кто его создал, даже если он работал по договору заказа.

Продлить срок сдачи произведения по уважительным причинам

Как это работает. В договоре заказа обязательно указывают его срок. Если срок не указан и непонятно, как его определять, считается, что договор не заключили. Автор вправе ничего по такому договору не сдавать.

Автор может продлить срок для подготовки произведения, если не укладывается в него по уважительным причинам. Дополнительный льготный срок — это одна четверть от основного. То есть если статью нужно было написать за 40 дней, но у автора заболел ребенок, то срок сдачи должны продлить еще на 10 дней.

По общему правилу заказчик не может отказать автору в таком продлении. Право на льготный дополнительный срок даже не нужно прописывать в договоре. Но там можно указать, что именно стороны считают уважительной причиной и как ее подтверждать.

Закон предусмотрел два исключения, когда льготный срок не применяется. В этих случаях заказчик может отказаться от произведения и не платить автору, если тот не сдал работу вовремя. Вот эти исключения:

Возмещать заказчику только реальный ущерб

Как это работает. Автор должен возместить ущерб, если пообещает передать права на произведение, но не передаст. Или если согласится создать произведение по договору, но не сдаст его вовремя. Закон защищает автора от чрезмерно высоких требований — его ответственность ограничена суммой реального ущерба, причиненного другой стороне. То есть с автора можно взыскать убытки, которые второй стороне договора пришлось понести из-за нарушения условий договора. Например, заказчик потратил деньги на рекламу или заключил договор с другим автором по невыгодной для себя ставке из-за высокой срочности задачи.

По договору авторского заказа придется еще вернуть выплаченный аванс и заплатить неустойку, если она прописана в договоре. Но все это в целом ограничивается суммой реального ущерба.

На практике заказчики по договору авторского заказа зачастую удовлетворяются возвратом аванса, так как считать и доказывать реальный ущерб может быть затруднительно, а выплату аванса легко подтвердить.

Нельзя взыскать с автора упущенную выгоду, то есть те доходы, что могли быть получены при своевременной передаче прав на произведение. Заказчик по договору авторского заказа или правоприобретатель по лицензионному договору мог на них рассчитывать и даже заложить в свой бюджет, но получить их с автора невозможно.

Добиваться выплаты гонорара через суд

Как это работает. Если автор вовремя передал права на произведение, но не получил обещанных денег, он вправе требовать их у заказчика или лицензиата. Такие ситуации нередко возникают при работе по договору авторского заказа. Автор сдает работу, а заказчик отказывается ее принимать — или принимает, но не оплачивает. В этом случае получить деньги поможет суд. Взыскать можно не только долг, но и неустойку, если она предусмотрена в договоре.

Автором чего бы то ни было в России может быть только человек. Поэтому обращаться нужно в районный суд — с требованием взыскать задолженность по договору авторского заказа. Внимательно прочитайте договор: в нем может быть указано, что обязателен досудебный претензионный порядок. Тогда сначала нужно будет составить письменную претензию, вручить ее заказчику лично или отправить заказным письмом. В суд можно идти, если заказчик не ответит на претензию или пришлет отказ.

Чтобы не доводить до суда, постарайтесь как можно подробнее прописать важные для вас условия в договоре. И перечитайте его перед тем, как подписывать. Можно указать, когда произведение считается принятым, какой статус у переписки в «Телеграме», когда происходит оплата. Например, написать, что если заказчик ничего не отвечает в течение двух недель, то произведение считается принятым. Или указать, что отказ от произведения должен быть мотивированным и допускается при уникальности текста ниже 50%. Чем более прозрачными и понятными будут условия договора, тем проще будет защитить свои права.

Требовать возмещения ущерба, если внесены порочащие изменения

Например, нельзя при упоминании статьи искажать слова ее автора — будто бы он призывает к государственному перевороту, хотя он ничего подобного не делает. Или публиковать авторскую иллюстрацию, дорисовывая к ней неприличные изображения.

В этом случае автор может через суд потребовать:

Требовать возмещения убытков, если нарушены права на произведение

Как это работает. Если автор сохранил за собой исключительное право на произведение, он может защищать его через суд. Один из способов — потребовать от нарушителя возмещения убытков, которые автор понес из-за незаконного использования своего произведения.

Убытки — это вознаграждение, которое автор мог получить, но не получил из-за нарушения своих прав. Например, если его книгу, фильм, песню, программу или другое произведение продавали без разрешения и не платили вознаграждение.

При оценке убытков можно ориентироваться на цену одного экземпляра и количество контрафакта. Если сложно подсчитать убытки, обращаются к оценщикам. Точные расчеты — их задача. Затраты на оценку можно потом взыскать через суд.

Требовать компенсацию вместо возмещения убытков

Как это работает. Закон позволяет вместо убытков взыскивать компенсацию. В этом случае не нужно доказывать размер убытков. Какой способ защиты права выбрать, решает сам автор.

Компенсацию можно определять по-разному :

Вместе с компенсацией за нарушение исключительного права на произведение можно требовать возмещения морального вреда, если нарушаются личные права автора. Например, его имя не указано или кто-то присвоил авторство себе.

Запретить незаконное распространение произведения

Как это работает. Требование о возмещении убытков или выплате компенсации можно совместить с требованием запретить незаконное использование или распространение объекта авторских прав. Это обеспечит защиту права автора на будущее.

В исковом заявлении можно заявить требования:

Можно заявить эти требования в суде, а можно сначала попробовать договориться с нарушителем. Например, написать ему письмо с предложением убрать из продажи контрафактные товары или пиратский контент. Возможно, нарушитель действует не со зла, а по незнанию — предложите ему убрать ваш контент, выплатить компенсацию или просто указать вас как автора, если это подходит. Лучше отправить заказное письмо, а до этого зафиксировать факт нарушения — на видео или у нотариуса. Это будет страховкой на случай, если дело все-таки дойдет до суда.

Если контент, который нарушает ваши права, размещен на сайте, сайт можно заблокировать — если владелец не идет навстречу и не удаляет пиратский контент. Для этого нужно:

Роспотребнадзор уведомит провайдера о нарушении и обеспечит блокировку сайта, если материалы, которые нарушают авторские права, не будут удалены. Подробные разъяснения — на сайте Роспотребнадзора.

Выбрать владельца прав после смерти автора

Как это работает. Авторские права действуют и после смерти автора — в течение 70 лет. Автор может заранее выбрать, кому перейдут имущественные права после его смерти и кто будет защищать его неимущественные права на авторство и неприкосновенность произведения.

Имущественные права переходят по наследству. Автор может указать в завещании, кому достанутся права на созданные им произведения, когда он умрет. При условии, что он не передал эти права при жизни. Наследником можно выбрать любого человека, необязательно родственника.

После того как пройдет 70 лет со дня смерти автора, произведение станет общественным достоянием. Его можно будет использовать без чьего-либо разрешения, но с обязательным указанием авторства. Например, со дня смерти А. С. Пушкина прошло 70 лет, а со дня смерти К. И. Чуковского — еще нет. То есть, если хотите опубликовать на своем сайте «Айболита», нужно разрешение наследников Чуковского.

Требовать от заказчика уплаты НДФЛ и страховых взносов

Как это работает. Выплаты по договору авторского заказа облагаются НДФЛ, а заказчики платят за авторов страховые взносы. Все как с обычной зарплатой. Если заказчик отказывается платить, говоря, что это не трудовой договор, — он нарушает закон.

НДФЛ уменьшает гонорар на 13%. Его должен удержать и выплатить заказчик, если это ИП или организация. Но если заказчик — обычный гражданин, автор платит налог сам и подает декларацию 3-НДФЛ до 30 апреля года, следующего за годом получения гонорара.

Страховые взносы в любом случае платит заказчик. По договору авторского заказа нужно заплатить за автора взносы:

Взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за авторов не платят. В этом отличие от работы по трудовому договору. Договор авторского заказа — гражданско-правовой, декретные и больничные авторам не платят. Поэтому и взносы тоже не предусмотрены.

Взносы на пенсионное страхование помогают набрать к пенсии необходимый страховой стаж и пенсионные баллы. Даже если сейчас вы на нее не рассчитываете, в будущем может пригодиться. Проверить, платит заказчик страховые взносы или нет, можно в ПФР. Выписку о состоянии индивидуального лицевого счета можно заказать на портале ПФР или на госуслугах.

Применять профессиональный вычет для уменьшения НДФЛ

Как это работает. Авторы могут уменьшить НДФЛ и тем самым повысить свой гонорар. Для этого достаточно подать заказчику заявление, что автор хочет применить профессиональный вычет. Вычет позволяет уменьшить сумму, которая облагается налогом. Заявить его вправе любой автор, но размер может быть разным.

Профессиональный вычет предоставляется всем авторам, которые получают вознаграждения:

Если посчитать реальные расходы сложно, можно заявить профессиональный вычет в процентах от суммы гонорара. В зависимости от вида произведения процент будет разным: от 20% при написании текста до 40% при создании скульптур и декораций.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *