издательская деятельность в библиотеке малые формы
Информационно-библиографические пособия: виды и формы
ПОСОБИЯ: ВИДЫ И ФОРМЫ
В последнее время большое значение приобрела издательская деятельность библиотек, как одно из направлений информирования пользователей, продвижения книги и чтения.
Библиотеки выпускают широкий круг информационно-библиографической продукции для разных категорий пользователей, ориентируясь на их читательские запросы и потребности, учитывая возрастные особенности.
Данный материал адресован библиотекарям, ведущим библиографическое обслуживание пользователей в муниципальных и школьных библиотеках и осуществляющим выпуск информационно-библиографической продукции.
Основополагающим документом информационно-библиографической деятельности является ГОСТ 7.0-99 «Информационно-библиотечная деятельность, библиография: Термины и определения». Он выделяет три основных типа библиографических пособий – библиографический указатель, библиографический список и библиографический обзор, хотя известны и другие типы пособий, которые можно рассматривать уже как варианты названных.
Согласно ГОСТу библиографическое пособие – это упорядоченное множество библиографических записей. То есть наличие библиографического списка или библиографической записи отличает библиографическое пособие от информационного.
Библиографические пособия можно разделить на две группы: пособия крупных и пособия малых форм.
Крупными формами признано считать библиографические указатели, путеводители, очерки и обзоры, библиографические антологии и энциклопедии.
Малые формы библиографии – списки литературы, памятки, закладки, листовки, планы чтения и т. д.
В библиотеках в последнее время приобрели популярность именно малые формы рекомендательной библиографии. Они оперативны, помогают своевременно донести до читателя информацию о новой литературе, писателях, учебных заведениях, обо всем, что интересно молодому пользователю. Такие пособия отличаются мобильностью, актуальностью, умением реагировать на различные ситуации, возникающие по ходу профессиональной деятельности как библиографа, так и пользователя библиотеки.
Существуют и другие виды классификации библиографических пособий.
Чаще всего муниципальные библиотеки, в т. ч. работающие с детьми и подростками, выпускают следующие виды библиографических пособий: закладки, буклеты, памятки, рекомендательные списки, планы чтения; реже издаются библиографические указатели. Большое распространение приобрели также такие информационно-библиографические пособия как дайджесты.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ЗАКЛАДКА – одна из малых форм рекомендательной библиографии, цель которой – пробудить читательский интерес к определенной книге, автору или теме. Библиографическая закладка представляет собой полосу бумаги разного размера (чаще узкую). На одной стороне закладки помещается название и изображение обложки книги, к которой она составлена (заглавная книга), а на обратной стороне содержится информация о других изданиях, близких к ней по тематике или жанру, которые имеются в фонде или список других произведений этого же автора.
Наряду с художественной литературой закладка может включать и научно-популярную литературу по этой же теме.
ИНФОРМАЦИОННАЯ ЗАКЛАДКА отличается от библиографической отсутствием рекомендательного списка. Если информационная закладка посвящена молодому писателю, то она, как правило, содержит информацию об этом писателе, его фотографию, фото обложки его книги, небольшой отрывок из произведения. Желательно, чтобы в информационной закладке указывалось наличие данной книги в фонде библиотеки и/или ссылка на интернет-ресурс,с которого взята информация. Закладка близка к плану чтения, но, в отличие от него, отталкивается не от темы, а от конкретной книги. Вот примеры закладок:
БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ПАМЯТКА – малая форма библиографического пособия, предназначенная для помощи читателям в первоначальном знакомстве с книгами о деятельности какого-либо лица или об общественно значимом событии. Памятка рекомендует читателю минимум литературы, связанной с памятной датой, узким вопросом.
Цель памятки, посвященной определенной личности, – познакомить читателя с основными произведениями определенного лица (писателя, деятеля искусства и др.) и помочь в изучении его жизни и творчества. Для памятки отбираются наиболее ценные издания его произведений, имеющиеся в библиотеке, а также литература, посвященная его жизни и творчеству: воспоминания, издания документального и биографического характера, художественные произведения разных жанров. Наряду с моноизданиями рекомендуются также главы из книг, вступительные статьи, очерки, материалы из журналов и сборников, посвященные данному лицу.
Разделы памятки следуют друг за другом в определенном порядке:
˜предисловие (или введение) с краткой биографической справкой (необходимые фактические сведения и информация об истории создания произведений);
˜обзор основных произведений;
˜список основных изданий и публикаций (если в библиотеке одно и то же произведение представлено в разных изданиях, то выбирают одно, более новое издание или издание, оснащенное научно-справочным аппаратом);
˜краткий список литературы о жизни и творчестве (сначала приводят библиографические описания книг, характеризующих жизнь и творчество в целом, а затем литературу об отдельных периодах и конкретных произведениях).
Тот же самый принцип используется при составлении библиографической памятки о каком-либо значимом событии: описание события, по возможности фотография или иллюстрация и рекомендательный список литературы.
Библиографическую памятку можно использовать для первоначального ознакомления с темой, творчеством автора, но не для углубленного изучения. Часто библиотекари оформляют памятки в виде буклета, т. е. издания в виде одного листа печатного материала, сфальцованного любым способом в два или более сгибов.
ПЛАН ЧТЕНИЯ составляется в том случае, когда читателю в целях самообразования, расширения общекультурного или профессионального кругозора необходимо изучить определенный вопрос. Библиотека предлагает ему помощь в организации рационального чтения: в ходе беседы с читателем выясняется, что и в каком объеме его интересует, какие книги или статьи он уже прочитал. Выявляется литература, отбирается нужное количество книг и статей (обычно не более пяти-семи наименований), которые и составляют «обязательный минимум». Читателю разъясняется, почему нужно изучать литературу именно в предложенном порядке, а не иначе, с какими произведениями важно познакомиться в самом начале, с какими позже, на что следует обратить особое внимание.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК – это библиографическое пособие, состоящее из совокупности библиографических записей небольшого объема, с простой структурой, понятной пользователю, не имеет справочного аппарата. Библиографический список включает сведения о произведениях, как правило, по узкой, конкретной теме или вопросу.
В качестве синонима используется термин «список литературы». Может быть как самостоятельным пособием, так и частью другого издания (внутрикнижный, внутригазетный, внутрижурнальный, пристатейный, прикнижный). Также библиографический список часто сопровождает неопубликованные документы: диссертации, научные отчеты и т. п.
Библиографический список, как и любое другое пособие, должен содержать название, указание на форму пособия (рекомендательный список литературы), выходные данные, хронологические рамки предлагаемых документов, год издания.
Наиболее распространенными и простыми библиографическими списками являются списки-закладки «С чего начать» и «Что читать дальше».
1) Список-закладка «С чего начать».
Он составляется в тех случаях, когда читателю нужна помощь в самостоятельном изучении интересующего его вопроса. В отличие от обычного списка литературы, список «С чего начать» рекомендует первые книги для чтения, близкие по содержанию и степени доступности (3 – 5 названий), которые дают лишь самые основные сведения по теме. Этот вид пособия рассчитан на читателей-неспециалистов, главным образом, молодежь. Литературу из такого списка можно читать по выбору. Также пишут небольшой вступительный текст и аннотации. Текст содержит краткую характеристику темы, раскрывает ее значение. В аннотации желательно показать специфику каждой книги – по содержанию, форме изложения, подчеркнуть ее значение в ряду других книг. Таким образом, списки «С чего начать» не ставят перед читателем задачи обязательного чтения всех произведений подряд. Они сочетают оперативность и краткость информации о литературе с элементами рекомендации, популяризации книг по наиболее интересным темам краеведения.
2) Список-закладка «Что читать дальше…». Он позволяет читателю расширить, углубить знания об интересующих его вещах. Известно, что книга, которая произвела сильное впечатление, вызывает желание знать как можно более подробно обо всем, что связано с ее героями, желание прочитать другие интересные произведения по этой же теме. Здесь может оказать помощь небольшой список, который оформляется как закладка в определенную книгу (роман, повесть, мемуары) на ту или иную тему.
Произведение, к которому составлена закладка, называется заглавным. Составляя такой список, библиотекарь должен хорошо знать содержание произведения, представлять, какие чувства оно вызовет у читателя, суметь «переключить» внимание читателей на другие книги (может быть, с книги невысокой художественной ценности, на более глубокие произведения, или на произведения, незаслуженно забытые читателями).
Списки «Что читать дальше» не предусматривают соблюдения определенной последовательности в чтении произведений. Они предоставляют читателю возможность выбора (взять те книги, которые его больше интересуют). При оформлении закладки на лицевой стороне (или на обложке) приводят библиографическое описание заглавного произведения, могут дать здесь же краткую аннотацию. Но чаще всего для связи с другими произведениями служит текст, который помещается в основной части пособия.
Готовая закладка тиражируется и вкладывается в ту книгу, к которой она составлена. Выдается вместе с книгой. После чтения литературы по закладке, можно предложить читателю рекомендательный указатель по нужной ему теме.
РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ СПИСОК литературы имеет более сложную структуру, чем библиографический. Составляется рекомендательный список, как правило, по наиболее важным или актуальным темам, например, «Деловая этика и этикет», «Совет да любовь» (о свадебных обрядах и обычаях), «Природа и человек», роман «Евгений Онегин» в литературоведении, изобразительном и музыкальном искусстве и т. п.
Структура рекомендательного списка внутри раздела может предусматривать следующее деление: книги, материалы периодической печати, информация сети Интернет, мультимедийные издания в алфавите авторов и произведений.
К рекомендательному списку дается краткое предисловие, а к каждому разделу – небольшие вводные тексты или цитаты, объясняющие суть раздела.
Рекомендательные пособия «малой формы» для молодых читателей – лишь первая ступень к формированию читательских интересов, серьезной самообразовательной работе. Следующая ступень – это самостоятельное использование печатных рекомендательных пособий. При составлении пособий «малой формы» нужно учитывать, что они оформляются красочно, снабжены обширными рекомендательными аннотациями, которые написаны живо и занимательно.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
2. Брежнева В. В. Информационное обслуживание: продукты и услуги, предоставляемые библиотеками и службами информации предприятий : учеб.-практ. пособие. – СПб. : Профессия, 2004. – 304 с.
3. Диомидова : учебник для ср. проф. учеб. заведений. – СПБ. : Профессия, 2003. – 288 с.
5. Коготков деятельность библиотеки: органи-зация, технология, управление : учебник. — СПб. : Профессия, 2004. — 304 с.
МКУ «Калининская МБ»
ПОСОБИЯ: ВИДЫ И ФОРМЫ
ст. Калининская, 2013 г.
В последнее время большое значение приобрела издательская деятельность библиотек, как одно из направлений информирования пользователей, продвижения книги и чтения.
Библиотеки выпускают широкий круг информационно-библиографической продукции для разных категорий пользователей, ориентируясь на их читательские запросы и потребности, учитывая возрастные особенности.
Методические рекомендации «Информационно-библиографические пособия: виды и формы» адресованы библиотекарям, ведущим библиографическое обслуживание пользователей в муниципальных и школьных библиотеках и осуществляющим выпуск информационно-библиографической продукции.
Виды издательской продукции в библиотеке
Начало издательскому проекту положили рекомендательные списки литературы. Они составляются по наиболее важным и актуальным темам и проблемам в соответствии с читательским и целевым назначением. Как показывает опыт, больше всего такие списки необходимы учащейся молодежи и преподавательскому составу, соответственно и темы их чаще всего связаны с учебным процессом.
Выпуск Бюллетеней — также традиционная и весьма востребованная форма работы.
Библиотеки выпускают также информационные листы, памятки (правила, рекомендации), буклеты, брошюры, дайджесты, сборники, пригласительные билеты, визитные карточки, календари, ярлыки, закладки с собственным логотипом и вручают их читателям на различных мероприятиях.
Информационные листы, закладки
Привлекательная черта данных малых форм — возможность информировать пользователей по конкретному вопросу, теме, каталогу, фонду, отделу. Обычно это четко выражается в самом названии продукта: «Как пользоваться межбиблиотечным абонементом», «Заповеди читателя», «Разделы систематического каталога», «Алгоритм поиска в систематическом каталоге», «Поиск книги в алфавитном каталоге». Оправдывает себя и выпуск целых серий малоформатных информационных листов, каждая из которых затрагивает актуальную тему или проблему для определенной группы населения, например: «Летопись Великой Отечественной», «Советы выпускникам», и т. д.
Такая продукция малозатратна и удобна для заинтересованных пользователей (листы можно держать в книге, блокноте, тетради и т. п.). Любой посетитель может взять такую продукцию с выставки, кафедры, стола в библиотеке.
Памятки (правила, рекомендации)
По сути, это более облегченная или сокращенная форма справочников, путеводителей, методических пособий и — очень распространенная. Они выпускаются большим тиражом, чем другие издания библиотеки. В работе с ними тщательно отбираются факты. Памятка должна быть лаконична, и в то же время информативна. И что не менее важно — доступна для всех пользователей.
Рекомендации — пособия включают самую лаконичную характеристику технических сторон работы библиотеки, содержат сжатую информацию практического характера. Например: «Как правильно написать конспект», «Как составить резюме», «Сочинение: секреты успеха», «Культура чтения», «Увлекательный мир фэнтези».
Персональные памятки. Их цель — познакомить читателей с основными произведениями определенного автора и помочь в изучении его жизни и деятельности.
Отбираются самые ценные издания произведений писателя, имеющиеся в библиотеке, а также литература о его жизни и деятельности. Часто такие памятки выпускаются к персональным книжным выставкам и другим мероприятиям.
Буклеты
Буклетом называют согнутое (сфальцованное) в один или несколько раз «гармошкой», треугольником, «домиком» и т. п. многокрасочное, хорошо иллюстрированное издание.
Применительно к библиотечной специфике выделяют различные жанры буклета: посвященные самой библиотеке, какому-либо значимому направлению деятельности или крупному мероприятию, культурному центру, региону, где находится библиотека. Вместе с рекламным текстом в буклетах помещаются красочные фотографии, иллюстрации. Буклеты издаются на самой лучшей бумаге, они очень престижны. Их обязательно вручают на презентациях, выставках, при заключении договоров и контрактов
Дайджесты
Дайджесты (от лат. digest — краткое изложение) — это фрагменты текстов многих документов (цитаты, выдержки, конспекты, реже рефераты), подобранные по определенной теме, не обеспеченной обобщающими публикациями, и находящиеся в сфере интересов реальных или потенциальных читателей.
Их преимущество в том, что собирается исчерпывающая информация на интересующую пользователей тему: наиболее интересные и важные материалы из периодических изданий и сборников. Прежде всего, это касается краеведческих изданий библиотеки. Переработка разрозненных сведений позволяет предоставлять читателям информацию краеведческого характера, облегчающую пользователям доступ к различным документам.
Отличие дайджестов от проблемно-тематических указателей состоит в том, что единицей группировки при составлении указателей являются документы, а при составлении дайджеста — фрагменты текстов (иногда очень небольшие по объему).
Дайджесты используются как в индивидуальной работе с читателями, так и при организации книжных выставок, проведении массовых мероприятий.
Структура дайджеста имеет следующий вид:
— предисловие (от составителя);
— основной текст, обычно разделенный на параграфы;
— список использованной литературы;
— приложения (иллюстративный материал — таблицы, графики, диаграммы, раскрывающие основной текст);
— словарь основных терминов (в случае необходимости).
Сборники
Особое место в деятельности библиотек занимает подготовка тематических сборников. Они, как правило, посвящены наиболее актуальным темам и юбилейным датам. Выпуск подобных сборников предполагает серьезную подготовку, обращение к различным документам, справочному аппарату библиотеки, каталогам и картотекам.
Они составляются при одновременном действии двух условий: устойчивом читательском интересе к какой-либо проблеме и отсутствии обобщающих книжных публикаций по ней, рассредоточении информации по широкому кругу источников. Основными этапами составления тематической подборки являются:
— ознакомление с темой, составление рубрикатора;
— выявление литературы по теме, составление библиографического списка;
— копирование текстов микродокументов, отраженных в списке;
— группировка текстов документов;
— оформление оглавления тематической подборки и списка просмотренных источников, написание предисловия.
Структура тематических подборок имеет, как правило, следующий вид:
— титульный лист, на котором помимо темы указываются хронологические границы отбора документов или год начала выявления информации, если тематическая подборка пополняется новыми материалами;
— краткое предисловие (от составителя);
— определенным образом сгруппированные копии текстов документов, а часто и иллюстративный материал;
— библиографический список, отражающий всю выявленную литературу (а не только включенную в подборку в виде копий);
— список просмотренных источников.
Пригласительный билет
Выполненный в форме буклета пригласительный билет обычно фокусирует внимание на конкретном событии: презентации библиотеки в связи с ее юбилеем, переездом, встрече с интересным гостем и т. п. Тем не менее, цель приглашения, как и других рекламных изданий, — акцентировать внимание на достоинствах библиотеки, продемонстрировать ее возможности.
Тематические подборки
В практике библиотечно-библиографического обслуживания зачастую используются тематические подборки. Они составляются при одновременном действии двух условий: устойчивом читательском интересе к какой-либо проблеме и отсутствии обобщающих книжных публикаций по ней, рассредоточении информации по широкому кругу источников.
Основными этапами составления тематической подборки являются:
— ознакомление с темой, составление рубрикатора;
— выявление литературы по теме, составление библиографического списка;
— копирование текстов микродокументов, отраженных в списке;
— группировка текстов документов;
— оформление оглавления тематической подборки и списка просмотренных источников, написание предисловия.
Структура тематических подборок имеет, как правило, следующий вид:
— титульный лист, на котором помимо темы указываются хронологические границы отбора документов или год начала выявления информации, если тематическая подборка пополняется новыми материалами;
— краткое предисловие (от составителя);
— определенным образом сгруппированные копии текстов документов, а часто и иллюстративный материал;
— библиографический список, отражающий всю выявленную литературу (а не только включенную в подборку в виде копий);
Автоматизация библиотечно-библиографических процессов и формирование на их основе электронных библиографических и фактографических ресурсов привели к развитию издательской деятельности библиотек города.
Издательская продукция библиотек создается ее же сотрудниками. Она формируется, в основном, на основе собственных фондов.
Неуклонно увеличивающийся информационный поток делает отбор, оценку, представление и продвижение нужной информации жизненно необходимыми. Библиотеки выпускают списки литературы и тематические библиографические указатели. Большее внимание уделяется созданию библиографических пособий малых форм: списков, закладок, буклетов. Тематику библиографических пособий определяют информационные запросы пользователей. Востребованы тематические дайджесты. Если тема востребована, а издание библиографического материала по каким-либо причинам невозможно, библиотеки создают тематические папки (информационно-библиографические досье). Они составляются на основе типовых запросов читателей и представляют собой подборку печатных материалов (вырезки статей и их копии, библиографические списки, перепечатанный материал).
Печатная продукция оказывает эффективную помощь в информационно-библиографическом обслуживании, помогает созданию положительного имиджа библиотеки, направлениях деятельности, программах и проектах, осуществляемых ею, в освещении памятных событий и дат.
За 2007 год работниками библиотек города Новочебоксарск подготовлено и выпущено 96 изданий с большим диапазоном тематического охвата и читательского назначения ( Приложение №1).
1. В помощь потребителям правовой информации сотрудниками информационно-библиографического отдела выпущены дайджесты «Имущественный налоговый вычет – это просто!», «Расчет отпускных по новому», «О пособиях по уходу за ребенком до 1,5 лет и детских пособиях», «Безопасность вашего жилища», «Материнский капитал», «Новый порядок расчета пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам», информационные листки: «Что должен знать призывник», «Новый порядок расчета среднего заработка», «Новые ПДД: штрафы на дорогах», «Пенсия по наследству», «Социальное жилье для работников бюджетной сферы», «Что такое «детский» вычет и кто имеет на него право», «Расчет досрочных пенсий работникам вредных производств».
2. В помощь воспитательному процессу:
· закладка «Для вас, родители!» (детско-юношеская библиотека),
· папка-досье «Дорога в никуда» (библиотека им. Н.Носова).
указатель, посвященный к 100-летию со дня рождения шведской писательницы Астрид Анны Эмили Линдгрен «В гостях у Астрид Линдгрен»;
· рекомендательный список «Мы читаем – не скучаем!» (библиотека семейного чтения им. С.Маршака);
· буклеты «Лето, книга, я – друзья» (детско-юношеская библиотека), «Книга года 2005: Тарнаккай Р. Сарби» (детско-юношеская библиотека), «Тропой судьбы»: Г. Белгалис (детско-юношеская библиотека), «Год ребёнка проведём вместе с книгой» (детско-юношеская библиотека), «Слово Айги, всё в нём кажется вечным» (детско-юношеская библиотека), «Поэзия – как Молчание» (детско-юношеская библиотека), «Мы хотим, чтоб ваше лето было книгами согрето» (детско-юношеская библиотека), «Каждому читателю – его книгу» (организационно-методический отдел);
· закладки «Страна остановленного времени» Д. Суслина (детско-юношеская библиотека), «Читают все!»: о приключениях Камо Д. Пеннака (детско-юношеская библиотека), «Какое дерево важнее»: по книге Г. Белгалис (детско-юношеская библиотека), к Неделе памяти Г. Айги: «Отмеченная зима», «Без меня перечти» (детско-юношеская библиотека), к летним чтениям: «Здоровье из леса», «В лес по загадки», «Мир лесных растений», «Самые-самые», «Советы дядюшки Градусника», «Ребятам о зверятах», «Наперегонки с летом», «Загадки Бабы Яги», «Участнику летних чтений», «О тех, кто плавает, жужжит, мяукает и лает» (детско-юношеская библиотека);
· информационные листки «Эрудит-шоу» в рамках летних чтений (детско-юношеская библиотека), «Горячая десятка»: 10 лучших книг для детей (организационно-методический отдел);
4. Создание положительного имиджа библиотеки:
· буклеты «Городская детско-юношеская библиотека» (детско-юношеская библиотека), «ГДЮБ: экскурсия по библиотеке» (детско-юношеская библиотека), «Библиотека семейного чтения им. С.Маршака»;
· визитки (все библиотеки).
5. Помощь учебному процессу:
· буклеты «ГДЮБ предлагает воспитателям, педагогам, родителям», «Заповедники» (библиотека семейного чтения им. С.Маршака), «Здоровье, унесенное дымом» (библиотека семейного чтения им. С.Маршака), «Откуда берется вода» (библиотека семейного чтения им. С.Маршака), «Где меня научат?» (библиотека им. Н.Носова);
· закладки «Удивительный мир путешествий»: весёлая география для малышей (детско-юношеская библиотека), «Английский язык с Винни-Пухом»: об обучающем курсе для детей младшего школьного возраста (детско-юношеская библиотека);
· информационный листок «Советы абитуриенту» (детско-юношеская библиотека).
6. Методические рекомендации:
· «Книжная выставка – свежим взглядом» (организационно-методический отдел), «Пришла пора – уроки начинаются» (организационно-методический отдел), «Довольные читатели – лучшие друзья библиотеки!» (организационно-методический отдел).
7. Формирование информационной культуры:
· рекомендательные списки: «С D и смотри»: список С D (библиотека семейного чтения им. С.Маршака), «Новые информационные ресурсы библиотеки» (библиотека им. Полоруссова-Шелеби);
· буклеты: «Золотой ключик: выбор книг в библиотеке» (детско-юношеская библиотека), «Новые информационные ресурсы библиотеки» (детско-юношеская библиотека), «Правила пользования библиотекой» (библиотека им. Полоруссова-Шелеби), «Библиотека: инструкция по применению» (библиотека им. Н.Носова), «Первые шаги в библиотеке» (библиотека семейного чтения им. А.Николаева), «Периодика для вас» (библиотека семейного чтения им. А.Николаева);
· информационный листок «Ресурсы библиотеки» (детско-юношеская библиотека);
· рекомендательная папка «Что приносит почтальон» (библиотека им. Н.Носова).
· рекомендательный список «Будущему педагогу» (библиотека им. Н.Носова);
· буклеты: «Ориентир»: информационный центр (детско-юношеская библиотека), «У меня растут года» (детско-юношеская библиотека).
Ежегодно информационно-библиографическим отделом выпускаются «Календари знаменательных дат» (в том числе КЗД Чувашии и г. Новочебоксарск).
Несмотря на все наши усилия, внешний вид издательской продукции, выпускаемой библиотекой, зачастую оставляет желать лучшего. Это связано с отсутствием в некоторых библиотеках цветного принтера. Также возможен недостаток навыков в работе с п рограммами, необходимыми для создания издания.
Начало издательскому проекту положили рекомендательные списки литературы (Приложение № 2). Они составляются по наиболее важным и актуальным темам и проблемам в соответствии с читательским и целевым назначением. Как показывает опыт, больше всего такие списки необходимы учащейся молодежи и преподавательскому составу, соответственно и темы их чаще всего связаны с учебным процессом.
Выпуск Бюллетеней — также традиционная и весьма востребованная форма работы.
Библиотеки выпускают также информационные листы, памятки (правила, рекомендации), буклеты, брошюры, дайджесты, сборники, пригласительные билеты, визитные карточки, календари, аппликации, ярлыки, закладки с собственным логотипом и вручают их читателям абонемента, читальных залов или посетителям при проведении рекламных акций.
Информационные листы, закладки (Приложение № 3)
Привлекательная черта данных малых форм — возможность информировать пользователей по конкретному вопросу, теме, каталогу, фонду, отделу. Обычно это четко выражается в самом названии продукта: «Как пользоваться межбиблиотечным абонементом», «Заповеди читателя», «Разделы систематического каталога», «Правила пользования читальным залом», «Перечень разделов систематического каталога», «Алгоритм поиска в систематическом каталоге», «Поиск книги в алфавитном каталоге». Оправдал себя и выпуск целых серий малоформатных информационных листов, каждая из которых затрагивает актуальную тему или проблему для определенной группы населения, например: «Летопись Великой Отечественной», «Советы выпускникам», «Льготы студентам» и т. д.
Такая продукция малозатратна и удобна для заинтересованных пользователей (листы можно держать в книге, блокноте, тетради и т. п.). Любой посетитель может взять такую продукцию с выставки, кафедры, стола в библиотеке.
Памятки (правила, рекомендации) (Приложение №4)
По сути, это более облегченная или сокращенная форма справочников, путеводителей, методических пособий и — очень распространенная. Они выпускаются большим тиражом, чем другие издания библиотеки. В работе с ними тщательно отбираются факты. Памятка должна быть лаконична, и в то же время информативна. И что не менее важно — доступна для всех пользователей. Такие продукты мы выпускаем в двух видах:
Рекомендации по широкому спектру деятельности библиотеки: обслуживание читателей, жизнь библиотеки, услуги и т. п. Эти пособия включают самую лаконичную характеристику технических сторон работы библиотеки, содержат сжатую информацию практического характера. Большим спросом у читателей пользуются разработанные нашим библиографом памятки-пособия: «Как правильно написать конспект», «Как составить резюме», «Сочинение: секреты успеха» (серия памяток из 4-х выпусков), «Культура чтения», «Увлекательный мир фэнтези».
Персональные памятки. Их цель — познакомить читателей с основными произведениями определенного автора и помочь в изучении его жизни и деятельности.
Отбираются самые ценные издания произведений писателя, имеющиеся в библиотеке, а также литература о его жизни и деятельности. Поистине незаменимыми стали персональные памятки краеведческого характера. Обычно эти публикации содержат краткую информацию о жизни людей, их достижениях, творчестве; перечень произведений; публикации о них в прессе. Помимо этого, в них печатаются тексты самых значительных произведений (если это поэт), обычно 3—5 наименований. Часто такие памятки выпускаются к персональным книжным выставкам и другим мероприятиям. Широко используются они для работы в читальных залах библиотек района.
Буклеты (Приложение №5)
Буклетом называют согнутое (сфальцованное) в один или несколько раз «гармошкой», треугольником, «домиком» и т. п. многокрасочное, хорошо иллюстрированное издание.
Применительно к библиотечной специфике выделяют различные жанры буклета: посвященные самой библиотеке, какому-либо значимому направлению деятельности или крупному мероприятию, культурному центру, региону, где находится библиотека. Вместе с рекламным текстом в буклетах помещаются красочные фотографии, иллюстрации. Буклеты издаются на самой лучшей бумаге, они очень престижны. Их обязательно вручают на презентациях, пресс-конференциях, выставках, при заключении договоров и контрактов
Дайджесты (от лат. digest — краткое изложение) — это фрагменты текстов многих документов (цитаты, выдержки, конспекты, реже рефераты), подобранные по определенной теме, не обеспеченной обобщающими публикациями, и находящиеся в сфере интересов реальных или потенциальных читателей.
Их преимущество в том, что собирается исчерпывающая информация на интересующую пользователей тему: наиболее интересные и важные материалы из периодических изданий и сборников. Прежде всего, это касается краеведческих изданий библиотеки. Переработка разрозненных сведений позволяет предоставлять читателям информацию краеведческого характера, облегчающую пользователям доступ к различным документам.
Отличие дайджестов от проблемно-тематических указателей состоит в том, что единицей группировки при составлении указателей являются документы, а при составлении дайджеста — фрагменты текстов (иногда очень небольшие по объему).
Для дайджестов характерны:
♦ различие аспектов рассмотрения проблемы;
♦ различие в терминологии, используемой специалистами разных отраслей;
♦ возможная противоречивость сведений, несовпадение точек зрения разных авторов.
Подобные дайджесты становятся особенно востребованными в условиях быстро растущего числа периодических изданий, за которыми средний пользователь просто физически не в состоянии уследить.
Дайджесты используются нами как в индивидуальной работе с читателями, так и при организации книжных выставок, проведении массовых мероприятий. Например, библиотекой г. Борск подготовлены такие дайджесты: «Гордость и боль» (борчане — афганцы), «В истории — навечно» (борчане — Герои Советского Союза») и т. п.
Структура дайджеста имеет следующий вид:
ü предисловие (от составителя);
ü основной текст, обычно разделенный на параграфы;
ü список использованной литературы;
ü приложения (иллюстративный материал — таблицы, графики, диаграммы, раскрывающие основной текст);
ü словарь основных терминов (в случае необходимости).
Особое место в деятельности библиотеки последних лет занимает подготовка тематических сборников. Они, как правило, посвящены наиболее актуальным темам и юбилейным датам. Выпуск подобных сборников предполагает серьезную подготовку, обращение к различным документам, справочному аппарату библиотеки, каталогам и картотекам.
Они составляются при одновременном действии двух условий: устойчивом читательском интересе к какой-либо проблеме и отсутствии обобщающих книжных публикаций по ней, рассредоточении информации по широкому кругу источников. Основными этапами составления тематической подборки являются:
Структура тематических подборок имеет, как правило, следующий вид:
Например, библиотекой г. Борск подготовлены такие сборники: «Польза, честь и слава: почетные граждане Борского района» (биографический сборник); «Мы о войне стихами говорим» (стихи борчан, посвященные Великой Отечественной войне); «Острова моей души» (сборник борской поэтессы В. Савельевой, составленный по страницам местных газет); «Выбор профессии: путь к успеху» (сборник популярных профессий); «Российские меценаты», «Такая им судьба была дана: женщины в истории России »(сборники биографических очерков) и т. д.
Выполненный в форме буклета пригласительный билет обычно фокусирует внимание на конкретном событии: презентации библиотеки в связи с ее юбилеем, переездом, открытием после ремонта и т. п.; вернисаже картин местного художника; встрече с интересным гостем и т. п. Тем не менее, как уже неоднократно подчеркивалось, сверхзадача приглашения, как и других рекламных изданий, — акцентировать внимание на достоинствах библиотеки, продемонстрировать ее высокие возможности.
В практике библиотечно-библиографического обслуживания зачастую используются тематические подборки. Они составляются при одновременном действии двух условий: устойчивом читательском интересе к какой-либо проблеме и отсутствии обобщающих книжных публикаций по ней, рассредоточении информации по широкому кругу источников. Основными этапами составления тематической подборки являются:
♦ ознакомление с темой, составление рубрикатора;
♦ выявление литературы по теме, составление библиографического списка;
♦ копирование текстов микродокументов, отраженных в списке и имеющихся в распоряжении библиографа;
♦ группировка текстов документов;
♦ оформление оглавления тематической подборки и списка просмотренных источников, написание предисловия.
Структура тематических подборок имеет, как правило, следующий вид:
♦ титульный лист, на котором помимо темы указываются хронологические границы отбора документов или год начала выявления информации, если тематическая подборка пополняется новыми материалами;
♦ краткое предисловие (от составителя);
♦ определенным образом сгруппированные копии текстов документов, а часто и иллюстративный материал;
♦ библиографический список, отражающий всю выявленную литературу (а не только включенную в подборку в виде копий);
♦ список просмотренных источников.
Полезно запомнить несколько несложных правил оформления этих изданий.
2. Объявления в 1/4 полосы, вытянутые в столбец, привлекают больше внимания, чем квадратные и вытянутые вдоль.
3. Косое расположение текста — скорее недостаток, чем достоинство.
4. Высококачественная иллюстрация побуждает прочитать текст в полтора раза больше людей, чем рядовая.
5. Одна большая иллюстрация лучше множества маленьких.
6. Для привлечения рекламы к «скучному» объекту можно использовать иллюстративный материал, не имеющий отношения к самой услуге, однако между ними должна обязательно иметься ясно просматриваемая связь, понятная и объяснимая в короткой фразе.
7. Фотографии известных людей в качестве иллюстрации привлекают значительное внимание, но затмевают рекламируемый объект.
8. Параметры страницы. При установке величины полей, прежде всего, необходимо определить, односторонняя или двухсторонняя печать будет использоваться. При односторонней печати содержимое печатного издания располагается только на одной стороне печатного листа (такая печать часто используется при оформлении докладов, рефератов, диссертаций и т. п.). В этом случае различают верхнее, нижнее, левое и правое поля. При подготовке журнальных и книжных изданий используется двухсторонняя печать. Здесь различают так называемые зеркальные поля, а также вместо левого и правого полей используют понятия внутренних и внешних полей.
Многовековым опытом издательства книг было установлено, что достаточно большие поля снижают нагрузку на зрение и облегчают восприятие информации, в то время как маленькие поля такую нагрузку существенно увеличивают. Кроме того, были выработаны некоторые соотношения между величинами полей. Самым маленьким должно быть поле около переплета (иногда его называют корешковым), т. е. левое поле — при односторонней печати и внутреннее — при двухсторонней. Несколько более широким должно быть верхнее поле. Следующее — правое, или внешнее, поле, и самое большое — нижнее. Такая величина полей объясняется особенностями человеческого зрения. Глаз человека видит середину каждой вертикальной линии несколько выше, чем она расположена на самом деле, поэтому середина полосы набора должна быть несколько выше середины страницы. При просмотре разворота издания внутренние поля сливаются в одно большое, из чего следует, что для улучшения зрительного восприятия полосы должны быть несколько сдвинуты внутрь.
Под программным уровнем понимается совокупность программ, необходимых для создания издания. Условно его можно разделить на несколько конкретных компьютерных технологий:
■ технология обработки изображений;
■ технология полиграфического дизайна;
■ технология собственно настольной издательской системы.
Компьютерные технологии издательского дела
Основные операции с объектами
Технология обработки изображений (растровая графика)
Создание и обработка иллюстративных материалов:
♦ преобразование готовых изображений, созданных на каком-либо материальном носителе в цифровую форму;
♦ создание иллюстративных материалов сразу в цифровом виде
Adobe Photoshop, Corel Photo-Paint, Fractal Design Painter, Micrografx Picture Publisher
Технология полиграфического дизайна (векторная графика)
Разработка самостоятельных графических продуктов: фирменные знаки, логотипы, визитки, бланки, объявления, афиши, пригласительные билеты, открытки и т. п.
Adobe Illustrator, Corel DRAW, Macromedia FreeHand, Micrografx Designer
Технология собственно настольной издательской системы
Разработка издания (газеты, книги, журнала, брошюры, многостраничного документа) с помощью персонального компьютера. Может включать в себя результаты технологий графики и полиграфического дизайна
Adobe PageMaker, QuarkXPress, Corel Ventura, Microsoft Publisher, Microsoft Word
1. Доморацкий В.П., Белоколенко М.В. Наглядность в работе библиотеки: системный подход: Методическое пособие. – М.: «Издательство Либерея», 1999. – 56 с.: ил.
3. Матлина С. Г. Привлекательная библиотека, или Что может реклама: Практ. пособие. — М.: Либерея, 1997. — 96 с.
4. Суслова И. М. Практический маркетинг в библиотеках: Учебно-методическое пособие. — М.: Издательство «ЛИБЕРЕЯ», 2004. —с. 125-126
6. Отчет МУ «Библиотека» за 2007.
Приложение № 1. Печатная продукция библиотек г. Новочебоксарск.