издательство бухгалтерский учет официальный сайт
Издательство бухгалтерский учет официальный сайт
Официальное письмо заместителя министра РФ
| ||||
В каждом номере мы будем выбирать одну статью и размещать на нашем сайте в рубрике «Статьи в ОТКРЫТОМ доступе». Статья в открытом доступе из 11 номера журнала: | ||||
Журнал раскрывает специфику финансово-хозяйственной деятельности издательств, СМИ, рекламных агентств и полиграфических предприятий; особенности учета и налогообложения различных хозяйственных операций, корреспонденцию счетов, официальные документы и комментарии. Авторы — специалисты Минфина России, ФНС России, преподаватели вузов, аудиторы, юристы и бухгалтеры издательств и полиграфических предприятий. Журнал предназначен для руководителей, бухгалтеров, экономистов издательств, СМИ, рекламных агентств и полиграфических предприятий. Тематическая направленность журналаЗам. главного редактора: ООО «Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» ООО «Финанспресс» Бухгалтерский учет в издательской деятельности«Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании», 2008, N 6 Под издательской деятельностью понимается подготовка, а также выпуск печатных изданий любого вида. Печатным изданием признается газета, книга, журнал, брошюра, альбом, плакат, буклет, открытка, иное изделие полиграфического производства независимо от тиража и способа изготовления, предназначенное для передачи содержащейся в нем информации. Под издательствами понимаются организации, а также структурные подразделения организаций, учреждений (отделы, группы, центры и др.), осуществляющие издательскую деятельность. Издательства, не имеющие собственной полиграфической базы, заключают договоры на изготовление тиража с полиграфическими и другими организациями. Распространение печатных изданий осуществляется издательствами самостоятельно либо по договору с торговыми и другими организациями, а также с гражданами. При организации бухгалтерского учета в издательской деятельности на протяжении всего жизненного цикла издательства могут вызвать обоснованные затруднения некоторые особенности этой деятельности. Рассмотрим более подробно бухгалтерский учет в издательствах в разрезе аспектов, показанных на рисунке 1. Бухгалтерский учет в издательской деятельностиБухгалтерский учет расходов и затрат на производство и реализацию издательской продукции должен быть организован в соответствии с ПБУ 10/99. Порядок определения состава затрат для организаций, осуществляющих издательскую деятельность, установлен Методическими рекомендациями по вопросам планирования и учета затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) на предприятиях издательской деятельности (согласовано заместителем министра Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций К.Б. Филипповым 25 ноября 2002 г.). Классификация расходов издательского предприятияУчет фактических затрат на выпуск и реализацию издательской продукции организуется согласно позаказному методу. Объектом учета затрат и калькулирования является отдельный производственный заказ на каждое издание. Все прямые расходы включают непосредственно в себестоимость заказа, к которому они относятся. Затраты на производство издания учитываются по дебету счета 20 «Основное производство» в разрезе отдельных заказов. Пример 1. Издательство ООО «Каллиграф» в ноябре 2008 г. имеет следующие статьи расходов: Необходимо отразить перечисленные расходы в составе затрат издательства: дебет 20 «Основное производство» кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», Учет редакционных затрат ведется издательством с использованием счета 25 «Общепроизводственные расходы», на котором собираются затраты, связанные с получением рукописи от автора, обработкой и оформлением оригиналов, подготовкой оригинал-макетов и передачей их в типографию. Часть редакционных затрат относится напрямую на себестоимость того или иного издания. Другая часть является косвенными и распределяется между всеми выпускаемыми изданиями согласно критерию, избранному издательством и нашедшему свое отражение в учетной политике для целей бухгалтерского учета (как правило, пропорционально количеству учетно-издательских листов). Для раздельного учета прямых и косвенных затрат к счету 25 могут открываться субсчета следующего содержания: «Затраты по редактированию и верстке», «Общередакционные затраты». К прямым затратам относятся: заработная плата редакторов, верстальщиков и прочих категорий работников, непосредственно занятых на выпуске того или иного издания, стоимость материалов. К косвенным относятся расходы на редактирование материалов, принятых к опубликованию, стоимость материалов и хозяйственных принадлежностей. Редакционные затраты списываются в дебет счета 20 «Основное производство» с кредита счета 25 «Общепроизводственные затраты», субсчет «Редакционные затраты». Учетной политикой издательства предусмотрено, что распределение общепроизводственных затрат производится пропорционально количеству учетно-издательских листов. дебет 25 «Общепроизводственные затраты» Общеиздательские затраты учитываются на счете 26 «Общехозяйственные расходы», списываются аналогично общередакционным затратам с кредита счета 26 в дебет счета 20 с распределением по изданиям пропорционально их объему в учетно-издательских листах. При этом положениями учетной политики согласно Инструкции по применению Плана счетов списание затрат со счета 26 может быть установлено непосредственно на счет 90 «Продажи». Расходы на продажу учитываются на счете 44 «Расходы на продажу». К ним относятся: Более подробно остановимся на бухгалтерском учете расходов на рекламу. Расходы на рекламу относятся к расходам, связанным с продажей продукции. В соответствии с п. 5 ПБУ 10/99 они являются расходами по обычным видам деятельности. В бухгалтерском учете суммы, уплаченные за рекламные услуги, учитываются в полном размере в составе расходов на продажу. Если издательство публикует собственную рекламу в своих изданиях, то затраты на рекламу должны быть выделены из себестоимости и отражены на счете 44 пропорционально занимаемому объему. На счет 43 «Готовая продукция» списывается себестоимость тиража, уменьшенная на сумму расходов на собственную рекламу. Пример 3. Издательство ООО «Каллиграф» в издаваемом журнале, объем которого 15 у. л., поместило собственную рекламу. Собственная реклама занимает 0,3 у. л. Себестоимость тиража составила 200 000 руб. Расходы на собственную рекламу в издаваемом журнале составили 4000 руб. ((0,3 у. л. : 15 у. л.) x 200 000 руб.). Авторские права на произведения, опубликованные в периодической печати, не могут классифицироваться как нематериальные активы, и их стоимость должна быть списана на себестоимость издательской продукции. Основанием для начисления авторского гонорара является извещение на выплату авторского гонорара, в котором указываются: Авторское вознаграждение отражается по дебету счета 20 «Основное производство». Если договор заключен с автором, не состоящим в трудовых отношениях с издательством, то авторское вознаграждение отражается по кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 76-5 «Расчеты по авторским договорам». Если автор является штатным сотрудником, то расчеты ведутся с использованием счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Затраты по предпечатной подготовке учитываются на счете 25 «Общепроизводственные расходы» и списываются в дебет счета 20 либо на конкретные издания, к которым они относятся, либо с распределением по изданиям пропорционально объему. В этом случае авторский гонорар и затраты на предпечатную подготовку списываются на себестоимость выпущенного тиража. Пример 4. Издательство ООО «Каллиграф» заключило договор заказа с автором, не состоящим с издательством в трудовых отношениях, на написание статьи для публикации в журнале. Сумма авторского гонорара по договору составляет 3400 руб. В соответствии с условиями договора автору выплачен аванс в размере 2000 руб., окончательный расчет произведен после сдачи рукописи в редакцию. Затраты на изготовление оригинал-макета, относящиеся к данной статье, составили 3500 руб. Данные хозяйственные операции нашли следующее отражение на счетах бухгалтерского учета издательства ООО «Каллиграф»: дебет 76, субсчет «Расчеты по авторским договорам», дебет 76, субсчет «Расчеты по авторским договорам», Особенности учета авторских гонораров и затрат на предпечатную подготовку возникают в том случае, когда издательство распространяет одну и ту же информацию на разных носителях: издает периодическое печатное издание и размещает информацию в Интернете. Если электронный вариант издания рассматривается не как самостоятельный издательский продукт, а как реклама печатного издания, то затраты на создание веб-сайта относятся в себестоимость печатного издания по статье «Расходы на рекламу». Однако электронное издание может считаться самостоятельным изданием, так как имеет свою читательскую аудиторию, в нем содержатся полные тексты статей и материалов, опубликованных и в печатном варианте, и оно способно приносить доход (в частности, от размещения рекламы, а также от стоимости подписки на электронное издание или на право посещения его отдельных страниц). Поэтому в том случае, если такое электронное средство массовой информации зарегистрировано, то возможен другой подход к распределению затрат. Печатное и электронное издания рассматриваются как два самостоятельных объекта. Выделяются те затраты, которые могут быть отнесены непосредственно на себестоимость каждого из них. Затраты по предпечатной подготовке, относящиеся к обоим изданиям, распределяются между ними пропорционально авторскому вознаграждению. Для этого в авторском договоре предусматривается отдельно сумма вознаграждения за право распространения информации на бумажном носителе и в Интернете. дебет 20, субсчет «Печатное издание», дебет 20, субсчет «Электронное издание», дебет 20, субсчет «Печатное издание», дебет 20, субсчет «Электронное издание», дебет 20, субсчет «Печатное издание», дебет 20, субсчет «Электронное издание», Таким образом, затраты на авторское вознаграждение и предпечатную подготовку составили: Организация к потерям от брака от издательской деятельности относит затраты по исправлению дефектов изданий, допущенных по ее вине. Например: выдирки, вклейки, опечатки и т.п. (п. 2.8.9 Методических рекомендаций по вопросам планирования и учета затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) на предприятиях издательской деятельности). Непроизводительные затраты и потери от брака отражаются в учете и калькуляции себестоимости продукции в том отчетном месяце, в котором они выявлены (п. 4.3 Методических рекомендаций по вопросам планирования и учета затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) на предприятиях издательской деятельности). По месту обнаружения брак подразделяют на брак, который выявляют в издательстве до отправки продукции покупателю (внутренний брак), и брак, который выявлен покупателем (внешний брак). Акт о браке составляет комиссия, в состав которой входят: В акте указываются причины брака, кем он допущен, с кого и какие суммы подлежат взысканию, а какие должны быть отнесены на себестоимость конкретного заказа. Потери от брака списываются в дебет 20 «Основное производство» с кредита 28 «Брак в производстве». Счет 28 предназначен для обобщения информации о потерях от брака на производстве. По дебету счета 28 отражаются затраты по выявленному браку (стоимость окончательного брака, расходы по исправлению и т.п.). По кредиту данного счета отражаются суммы, относимые на уменьшение потерь от брака (стоимость забракованной продукции по цене возможного использования; суммы, подлежащие удержанию с виновных лиц; суммы, подлежащие к взысканию с поставщиков за поставку недоброкачественных материалов, в результате использования которых был допущен брак). А также суммы, списываемые на затраты по производству как потери от брака. Аналитический учет по счету 28 ведется отдельно по цехам, по видам продукции, статьям затрат, причинам и виновникам брака. Схема бухгалтерских проводок при выявлении брака представлена на рисунке 3. Бухгалтерский учет исправления бракаПример 6. Из-за несоблюдения технологии работник допустил брак при выпуске октябрьского тиража журнала. На его тиражирование были израсходованы материалы стоимостью 18 000 руб. Данная продукция не подлежит исправлению. дебет 28 «Брак в производстве» дебет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба», Если организация-покупатель выявила поставку товара от издательства несоответствующего качества (внешний брак), то данный факт также должен быть документально оформлен актом (форма N ТОРГ-2). Акт составляется комиссией, в состав которой должны входить материально ответственные лица торговой организации, представитель поставщика-издательства (возможно составление акта в одностороннем порядке при согласии поставщика или в его отсутствие). Акт является юридическим основанием для предъявления претензий поставщику-издательству. Получение от покупателя продукции ненадлежащего качества оформляется расходной накладной на возврат забракованной продукции (форма N ТОРГ-12) в двух экземплярах: один для поставщика, другой вручается покупателю и является основанием для возврата ему денежной суммы за сданную печатную продукцию. Пример 7. Книжный магазин (покупатель) обнаружил брак в книгах, приобретенных в сентябре у издательства ООО «Каллиграф». Магазин решил вернуть продукцию обратно и в октябре предъявил издательству претензию на сумму 11 300 руб., в том числе: Издательство вывезло бракованный товар своим транспортом. Транспортные расходы составили 600 руб. Товар принят к учету как вторсырье стоимостью 2500 руб. Себестоимость товара равна 4500 руб. В бухгалтерском учете издательства ООО «Каллиграф» сделаны следующие проводки: дебет 90, субсчет «НДС», дебет 90, субсчет «Себестоимость продаж», дебет 90, субсчет «Прибыль, убыток от продаж», октябрь: (корректировка операций по продаже в связи с браком) дебет 90, субсчет «НДС», дебет 90, субсчет «Себестоимость продаж», дебет 90, субсчет «Прибыль, убыток от продаж», дебет 91, субсчет «Прочие расходы», дебет 76, субсчет «Расчет по претензиям», В себестоимость неисправимого внешнего брака включаются: Чтобы возврат продукции не был квалифицирован как ее обратная продажа покупателю, важно правильно оформить документы, подтверждающие характер сделки. В этом случае оформляется акт о выявлении брака (форма N ТОРГ-2) и выставляется претензия, в которой отражается факт поставки некачественной продукции и указывается, должен ли поставщик перечислить покупателю деньги за бракованную продукцию либо погасить задолженность, образовавшуюся после возврата брака, отгрузив аналогичную продукцию надлежащего качества. Как правило, внешний брак выявляется не в том месяце, когда продукция была изготовлена, а позднее, когда забракованная продукция уже включена в объем продаж. В случае возврата бракованной продукции поставщик должен сторнировать бухгалтерские операции по реализации в доле, приходящейся на брак, в том числе и суммы начисленных налогов. В себестоимость внешнего исправимого брака включаются: Если издательство исправляет обнаруженный брак и затем снова доставляет продукцию с исправленными дефектами покупателю, нужно учитывать следующее. Продукция уже была реализована, право собственности на нее уже перешло покупателю, поэтому в течение периода, когда эта продукция находится в издательстве и проводятся работы по устранению дефектов, она должна учитываться на забалансовом счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение».
|