изложение учебного материала в повествовательной форме это
Изложение учебного материала в повествовательной форме это
Устное изложение материала на уроках образовательной области «Обществознание» реализуется посредством таких приемов, как повествование, описание, характеристика, объяснение, рассуждение.
Повествование — рассказ о событиях или явлениях, в котором даются конкретные характеристики времени, пространства, людей. Оно может быть сюжетно-образным и конспективным. В начальной школе используется сюжетно-образное повествование. Это подробный рассказ, имеющий определенный сюжет, нередко отличающийся драматизмом. Исторические факты воссоздаются в нем образно, динамично, захватывающе. Такой рассказ имеет сюжетную структуру: завязка — кульминация — развязка.
В начальной школе популярны нетрадиционные формы сюжетного повествования: персонификация и драматизация. Персонификация — форма сюжетного повествования, в основе которой лежит история реального или чаще всего вымышленного человека, но его судьба, условия жизни, поступки показаны на фоне важных общественных событий и дают возможность понять типичные явления жизни общества.
Драматизация — сценарий рассказа. Сюжет расписан по ролям, в общении двух или нескольких человек раскрываются подробности общественной жизни, социальные конфликты эпохи.
Описание — рассказ, где отображаются существенные черты, детали, признаки или состояния явлений материальной и духовной культуры. Описание может быть художественным (картинным) или аналитическим. В начальной школе используется первое.
Характеристика — вычленение признаков исторического явления, которые раскрывают его сущность. Характеристика может быть образной, сравнительной или обобщающей.
Объяснение — раскрытие внутренней сущности исторических явлений, причинно-следственных связей и отношений между ними, их оценок, законов общественного развития и т. д. Объясняя, учитель способствует развитию логического мышления учащихся.
Рассуждение — логически выстроенная цепь суждений, оценок.
Все виды изложения сочетаются и пересекаются друг с другом. Устное слово отличается от печатного тем, что оно не всегда нуждается в развернутых предложениях, потому что речь дополняется интонациями, жестами, мимикой, обстановкой, реакцией на возникающие ситуации. Огромную роль играет темп речи: ускорение, замедление, а также повышение и понижение голоса, паузы, логические ударения, эмоциональная окраска, выразительность.
Желательно, чтобы новые понятия и явления объяснялись через знакомые и доступные детскому восприятию слова и жизненные ситуации. При изложении исторических событий можно также опираться на сказочный материал, былины, легенды. Их используют и как исторический источник, и как некую опору для формирования образов и понятий. Например, слово «государство» мы можем применить в случае, если речь идет о конкретном государстве (древнерусское государство); это понятие воспринимается ребенком как знакомое по сказкам «царство-государство». То есть в данном случае в историческом познании мы отталкиваемся от сказки. Но ребенку совершенно ни о чем не скажет абстрактное значение данного слова, например, в предложении: «Так постепенно у славян начинает складываться государство».
Язык сказок, былинного повествования также может быть примером устного изложения материала: простота, доступность, образность, наличие знакомых по фольклору слов-архаизмов, помогающих передать атмосферу, дух эпохи.
Не следует стремиться к энциклопедически доскональному изложению материала хотя бы потому, что эти знания ребенок будет получать в средней школе. Самое главное — это заинтересовать ребенка прошлым и настоящим, не отпугнуть сложностью науки (последнее очень распространено).
Одна из задач обществознания в начальной школе состоит в том, чтобы показать исторический процесс в виде сменяющих друг друга ярких образов, причем так, чтобы в сознании каждого школьника отразились картины, соответствующие определенной исторической эпохе. Например, чтобы ребенок, слыша об эпохе Ивана Грозного, представлял себе храм Вознесения в Коломенском, или опричника с собачьей головой у пояса и метлой, или изображение на карте Казани, Астрахани и Сибири. Это и есть тот костяк, который постепенно, уже в последующих классах, «обрастет» фактами политической, экономической, социальной истории.
Конечно, дети ждут рассказа, который бы возбуждал интерес, помогал рисовать в воображении такие картины, что окружающие забывали бы обо всем и слушали «открыв рты». Выстроить рассказ так, чтобы задействовать воображение школьников, дать им возможность «проникнуть» в другой мир, другую эпоху, эмоционально почувствовать жизнь и проблемы других людей, — вот задача учителя. Приобретению этого умения могут помочь следующие рекомендации.
Разобравшись с подробностями и уяснив для себя тему, можно начать работу над рассказом.
Попытайтесь подробно описать место действия — так, как будто вы сами его хорошо видите, слышите звуки, чувствуете запахи, можете прикоснуться к чему-либо.
Коротко охарактеризуйте ситуацию, которая сопутствовала сюжету рассказа.
Чтобы вести в рассказ действующих лиц, нужно дать о них определенную информацию: каковы их чувства, мысли, планы, желания, надежды, мечты; как они выглядят, что носят, какие у них выражения лиц, позы и жесты; как они ведут себя в связи с главной проблемой, поставленной в рассказе, и как ее решают.
Используйте прямую речь, голосовую имитацию. Рассказывайте так, как будто действие происходит прямо сейчас.
Смотрите в глаза учащимся. Вы увидите ответную реакцию и поймете, что какую-то информацию можно раскрыть подробнее, если есть живой интерес к ней. В другом случае имеет смысл сократить изложение, если чувствуете, что внимание рассеивается. Тогда рассказ, созданный по ходу урока, будет предназначен именно для конкретных учащихся, для конкретного класса.
Рассказывая, необходимо использовать жесты и мимику, можно показать любимые позы и жесты исторических деятелей, чувства (страх, разочарование и т. п.), которые они испытывали.
Иногда полезно привлечь внимание, обратившись к учащимся с вопросами типа: «Как вы думаете, смог ли герой выполнить свои намерения? Как нужно было поступить герою?» и т. п. Учащиеся с удовольствием откликаются на предложение поучаствовать в обсуждении, становятся соавторами, участниками рассказа. Таким образом, их познавательные возможности увеличиваются.
В некоторых случаях имеет смысл записать рассказ на кассету, чтобы в дальнейшем не один раз дать его прослушать ученикам.
Изложение учебного материала в повествовательной форме это
Основные методы устного изложения:
Общим для всех методов является то, что они применяются преимущественно при сообщении нового материала.
Объяснение – словесное истолкование отдельных понятий, принципов действия приборов, наглядных пособий, а также слов и терминов. Например, к объяснению прибегает учитель, принесший на урок какое-либо незнакомое наглядное пособие, значение которого надо объяснить для дальнейшего изложения нового материала. Иногда этот метод может использоваться на уроках закрепления, особенно тогда, когда учитель видит, что ученикам что-либо оказалось непонятным. Сегодня этот метод устного изложения становится наиболее часто используемым. Это связано с тем, что в учебном процессе главенствующее значение приобретает самостоятельная форма работы учащихся.
Рассказ (как метод) – это повествовательная форма раскрытия нового материла. Рассказ – один из важнейших методов изложения систематического материала. Необходимо отметить, что к рассказу учитель должен заранее подготовится. Воздействие рассказа на учащихся будет максимальным, если фразы будут построены точно и понятно (т. е. в доступной форме изложения). Важна и эмоциональная сторона рассказа: она выражает заинтересованность учителя данной проблемой и привлекает учеников к изучению этого вопроса.
Существуют определенные требования к рассказу:
1) он не должен содержать фактических ошибок;
2) должен включать достаточное количество ярких и убедительных примеров и фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений;
3) строиться по плану – излагаться так, чтобы была ясна главная мысль;
4) излагаться простым и доступным языком;
5) быть эмоциональным по форме и содержанию;
6) быть наглядным, т. е. сочетаться с использованием наглядных пособий.
Школьная лекция, в отличие от объяснения и рассказа, характеризуется большей строгостью изложения. Лекции читаются лишь по крупным и принципиально важным вопросам и темам учебной программы. Их цель – обобщение таких сведений и данных, которые не могут быть в обработанном виде получены учащимися из других источников. Лекция рассчитана на весь урок и предполагает конспектирование ее учащимися. Такой метод применяется лишь в старших классах. Это связано с тем, что при подготовке к лекции учитель привлекает дополнительную литературу, не включенную в школьный курс. Иногда к этим методам примыкает демонстрационный метод, который является составляющей каждого из рассмотренных выше методов. Этот метод позволяет демонстрировать реальные объекты, всевозможные виды наглядно-учебных пособий. Есть определенные правила и приемы демонстрации:
1) демонстрируемый предмет по возможности должен восприниматься разными рецепторами;
2) наиболее сильное впечатление на учащихся должны производить те признаки, которые являются наиболее существенными, значит, они (эти признаки) требуют особого выделения;
3) демонстрирующиеся объекты должны быть показаны в соответствующий момент урока, чтобы привлечь необходимое внимание и достичь тех воспитательных и образовательных задач, которые поставил перед собой учитель.
Методы устного изложения
17. Методы устного изложения.
Рассказ-вступление, рассказ-повествование и рассказ-заключение – типы рассказа по цели.
Чаще всего рассказ применяется в сочетании с иллюстрацией, обсуждением, беседой.
Объяснение – это истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений. Характерна доказательная форма изложения, основанная на использовании логически связанных умозаключений. Используется при изучении теоретического материала, пригоден для всех возрастных групп. Часто применяется вместе с методом наблюдения, может перерасти в беседу.
Достоинства метода беседы : активизирует уч-познавательную деятельность учащихся, развивает их речь, память, мышление; имеет большую воспитательную силу; является хорошим диагностическим средством; помогает контролировать знания учащихся.
Недостатки: требует больших временных затрат; может оказаться малоэффективной, если у учащихся нет определенного запаса знаний. Не дает практических умений и навыков; содержит элемент риска (неправильный ответ учащегося может запечатлеться в памяти других).
18. Наглядные методы обучения.
Источником знаний является образ, наглядное представление объекта изучения в виде схем, таблиц, рисунков, моделей, приборов.
А) Естественная (предметная) – натуральные объекты, реальные предметы, растения, животные, минералы.
Б) Объемная – чучела, глобус, альбомы, макеты, муляжи, модели, коллекции.
В) Плоскостная изобразительная – фотографии, диапозитивы, зарисовки, слайды, плакаты, стенды.
Г) Графическая – геометрические фигуры, чертежи, схемы, диаграммы.
Д) Символическая – исторические и географические карты, таблицы.
Е) Словесно-образная – художественное чтение, магнитофонные записи, словесное рисование, отрывки из художественных произведений, крылатые выражения и эпитеты.
К наглядным методам относятся:
Наиболее эффективен этот метод тогда, когда учащиеся сами изучают предметы, процессы и явления, выполняют нужные измерения, устанавливают зависимости, благодаря чему осуществляется активный познавательный интерес, расширяется кругозор, создается чувственно-эмпирическая основа познания. Объемные модели играют важную роль при изучении всех предметов, т. к. позволяют познакомиться с конструкцией, принципами действия механизмов.
Демонстрация и иллюстрация тесно связаны. Когда требуется осознать сущность явления, взаимосвязи между его компонентами, прибегают к иллюстрации. Демонстрация используется, когда учащиеся должны воспринять процесс или явление в целом.
Требования: наглядность применять в меру; согласовывать с содержанием материала; наглядность должна соответствовать возрасту учащихся; демонстрируемый предмет должен быть хорошо виден всем ; необходимо четко выделять главное, существенное в демонстрируемом объекте.
19. Практические методы обучения
Практические методы – это методы обучения, направленные на применение полученных знаний к решению практических задач. Пристальное внимание им стало уделяться в 60 гг. ХХ в.
Устные – развивают культуру речи, логическое мышление, память, внимание.
Письменные— закрепляют знания, вырабатывают умения и навыки.
20. Познавательные (дидактические) игры. Самостоятельная работа.
ДИ вбирают в себя элементы наглядных, словесных, практических методов, но выходят за их пределы. Им присущи свои особенности.
ДИ – это такая коллективная, целенаправленная уч деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш.
Самостоятельная работа – активный метод обучения, в процессе которого учащиеся по заданию преподавателя и под его руководством решают учебную задачу.
Активность обусловлена прежде всего целью, которая в самостоятельной деятельности осознается учеником, становится для него актуальной и значимой. Трансформация цели во внутренний план личности вызывает мотивы деятельности, главными из которых являются:
- потребность расширить свои знания, узнать новое, овладеть каким-либо умением; желание проявить самостоятельность, выполнить задание без посторонней помощи; потребность проверить свои знания и возможности.
Своеобразие самостоятельной работы как активного метода обучения заключается в том, что
1. его основу составляют действия, которые ученик выполняет без помощи преподавателя, он сам выбирает способы выполнения этих действий, совершает множество операций, контролирует их в соответствии с поставленной целью.
2. основой самостоятельной работы является самоконтроль – одна из важнейших форм саморегуляции деятельности ученика. Ожидаемые результаты работы не могут быть достигнуты, если ученик не контролирует свои действия (обращается к таблице, словарю, справочнику, мысленно формулирует ответ). Ученик должен совмещать исполнительные и контрольные действия.
3. оценочная деятельность, играющая важную роль в процессах саморегуляции. Ученые утверждают, что ее необходимо формировать на основе содержательных оценок преподавателя и коллективной оценочной деятельности всех учащихся в классе.
4. самостоятельная работа всегда завершается какими-либо результатами. Это выполненные упражнения, решенные задачи, написанные сочинения, заполненные таблицы, построенные графики, подготовленные ответы на вопросы. Поскольку к этим результатам ученик приходит самостоятельно, ценность и значимость их осознается острее по сравнению с теми, которые добываются в совместной деятельности. В индивидуальных результатах всегда проявляется не только уровень знаний, но и самостоятельность ученика, индивидуальный стиль его деятельности, творческий или стандартный подход. Поэтому анализировать и оценивать необходимо не только знания, но и саму деятельность, ее качество. При этом следует обратить особое внимание на самостоятельность ученика, которая проявляется в целеполагании, в мотивации, в действиях и в конечном результате деятельности.
21. Условия выбора методов обучения
При выборе МО прежде всего определяются главная цель и конкретные задачи, которые будут решаться на уроке. Они «задают» группу методов, в общих чертах пригодных для достижения намеченных задач. Далее следует целенаправленный выбор оптимальных путей, позволяющих наилучшим образом осуществить познавательный процесс.
Причины, влияющие на выбор методов обучения (иерархия причин по Подластому).
1. Цель обучения, уровень, который необходимо достигнуть
2. Уровень мотивации
3. Реализация принципов, закономерностей обучения
4. Объем требования к содержанию, которые необходимо реализовать
5. Количество и сложность уч. материала
6. Уровень подготовки учащихся
7. Активность, интерес уч-ся
9. Учебная тренированность
11. Материально-технические, организационные условия
12. Взаимоотношения учителя и учеников
13. Количество уч-ся
14. Уровень подготовки учителя
15. Использование взаимообучения.
22. Методы науки в качестве учебных методов
Дидактика в последние годы обогащает состав методов обучения, трансформируя методы научного исследования в методы обучения, что расширяет возможности учебного процесса.
Мозговая атака (брейнштроминг)
Правила мозговой атаки (штурма): высказываются любые идеи, вплоть до самых абсурдных, запрещается критика идей в момент атаки, а только их развитие, участникам рекомендуется сесть за круглый стол или в иных позициях, облегчающих взаимодействие, все идеи записываются ведущим (его помощником) и обеспечивается их обозрение участникам.
В школе метод может применяться при повторении раздела (темы), при изучении нового материала проблемным способом и в других случаях. Ведущим выступает учитель, идеи записываются на доске, пленке кодоскопа. Результаты: активизируется мыслительная деятельность учащихся, развиваются эвристические способности.
Внеконтекстные операции с понятиями
Обучение по алгоритму как метод обучения используется в технологии программированного обучения. Алгоритм в педагогике – указание по выполнению строго последовательных действий с уч материалом, гарантирует решение задач на высоком уровне.
23. Понятие о средствах обучения. Функции средств обучения. Оконя.
В узком смысле СО – уч и наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства.
В широком смысле СО – все то, что способствует достижению целей образования, т. е. вся совокупность методов, форм, содержания, а также специальных средств обучения.
В науке нет строгой классификации дидактических средств.
Классификация по чувственной модальности:
· Визуальные (зрительные) – таблицы, карты, натуральные объекты;
· Аудиальные (слуховые) – радио, магнитофон, музинструменты;
· Аудиовизуальные (зрительно-слуховые) – звуковой фильм, телевидение.
Классификация польского дидакта В. Оконя. В ней средства расположены по нарастанию возможности заменять действия учителя и автоматизировать действия ученика.
1. Словесные: учебники и другие тексты.
2. Визуальные средства: реальные предметы, модели, картины и пр.
3. Механические визуальные приборы: диаскоп, микроскоп, кодоскоп и пр.
4. Аудиальные средства: проигрыватель, магнитофон, радио.
5. Аудиовизуальные: звуковой фильм, ТВ, видео.
6. Средства, автоматизирующие процесс обучения: лингвистические кабинеты, компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети.
Дидактические средства становятся ценным элементом процесса обучения в том случае, если используются в тесной связи с остальными компонентами этого процесса.
УСТНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ
Смотреть что такое «УСТНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ» в других словарях:
Изложение (пересказ) — вид работы по развитию связной речи, в основе которого лежит воспроизведение содержания высказывания, создание текста на основе данного (исходного). Слова изложение, пересказ употребляются как синонимы, однако наименование пересказ чаще относится … Педагогическое речеведение
изложение — я; ср. 1. к Изложить. Сделать, начать, продолжать и. своих взглядов. Прервать и. выводов. Дать своё и. теории. Подробное, дословное, устное, письменное и. Объективное и. фактов. Ясность изложения. По ходу изложения задавать вопросы. Выступить с… … Энциклопедический словарь
изложение — я; ср. 1) к изложить Сделать, начать, продолжать изложе/ние своих взглядов. Прервать изложе/ние выводов. Дать своё изложе/ние теории. Подробное, дословное, устное, письменное изложе/ние. Объективное излож … Словарь многих выражений
лекция — и; ж. [от лат. lectio чтение] 1. Устное изложение предмета преподавателем в высшем учебном заведении; публичное чтение на какую л. тему. Слушать лекции. Цикл лекций по русской литературе. // Учебное занятие в высшем учебном заведении, состоящее в … Энциклопедический словарь
Лекция — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия
Покаяние — одно из семи христианских таинств, установленное самим И. Христом (Иоан. XX, 21 23: Мф. XVI, 19; XVlII, 17 18). В нем, по православному учению, исповедующий изустно грехи свои перед священником при видимом изъявлении от него прощения невидимо… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Лекция — ж. 1. Устное изложение учебного предмета преподавателем (обычно в высшем или среднем учебном заведении). отт. Часть учебного предмета, изложенная в такой форме. 2. Учебное занятие, представляющее собою изложение учебного предмета преподавателем в … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
ЛЕКЦИЯ — (от лат. lectio чтение) систематическое устное изложение учебного материала, какого либо вопроса, научной, политической темы … Большой Энциклопедический словарь
ле́кция — и, ж. 1. Устное изложение предмета преподавателем в высшем учебном заведении, а также публичное чтение на какую л. тему. Слушать лекции. Цикл лекций по русской литературе. □ Я прочел там [в Москве] в одном из музеев пять публичных лекций. Чехов,… … Малый академический словарь
переска́з — а, м. 1. Действие по знач. глаг. пересказать пересказывать. Пересказ прочитанного. 2. Письменное или устное изложение своими словами чего л. прочитанного или услышанного. Написать пересказ … Малый академический словарь
Какие виды устного изложения учебного материала вам известны и в чем их особенности?
Устное изложение учебного материала — метод обучения, предполагающий монологическое одностороннее воздействие на учащихся.
Существуют следующие виды устного изложения: рассказ, объяснение, инструктирование, лекция.
Эффективность рассказа как метода изложения материала предполагает мобилизацию интереса учащихся, возбуждение их внимания. Развивающий смысл рассказа в том, что он приводит в состояние активности психические процессы представления, памяти, мышления, воображения, эмоциональных переживаний. Рассказ может быть использован в работе с детьми любого возраста. Но наибольший эффект наблюдается в обучении младших школьников.
Результат объяснения проявляется в глубоком и ясном понимании учеником сути явления, его закономерных связей и зависимостей. Воспитательное значение метода заключается в развитии у ребят стремления докопаться до истины, выявлять в изучаемом материале главное и отделять его от несущественного, второстепенного. Объяснение как метод обучения широко используется в работе с детьми всех возрастных групп. Однако в среднем и старшем школьном возрасте в связи с усложнением учебного материала и возрастающими интеллектуальными возможностями необходимость в объяснении становится все более настоятельной.
Лекция активизирует познавательную деятельность обучающихся, будит их мысль, приводит к размышлениям над проблемами изучаемой дисциплины, к поискам ответов на возникшие вопросы.
Предметом школьной лекции является преимущественное описание сложных систем, явлений, объектов, процессов, имеющихся между ними связей и зависимостей, из этого следует, что лекция применима только в старших классах, когда учащиеся достигают требуемого для восприятия и осмысления лекционного материала уровня подготовки.