изображение объектов с учетом их положения в пространстве
«Изображение пространства. Правила линейной и воздушной перспективы»
В данной презентации рассматривается тема: «Изображение пространства. Правила линейной и воздушной перспективы» для 6 класса по ИЗО.
Просмотр содержимого документа
«»Изображение пространства. Правила линейной и воздушной перспективы»»
Правила линейной и воздушной перспективы. 6 класс
«Бриг «Меркурий» после победы
Над турецкими судами встречается
с русской эскадрой».
Иван Иванович Шишкин
Как самостоятельный жанр пейзаж впервые появился в Китае (ок. 7 в.). Китайские художники достигали в пейзаже исключительной одухотворённости и философской глубины. На длинных горизонтальных или вертикальных шёлковых свитках они писали не виды природы, а целостный образ мироздания. Свое теоретическое обоснование метод получил в XVI веке в работах Леонардо да Винчи. Он обосновал принципы воздушной перспективы влияние воздушной среды на уменьшение четкости очертаний предметов и на изменение их цвета с удалением от наблюдателя.
Этюд пейзажа 1473 года.
Рисунок пером. Уффици во Флоренции
«Водопад в Норвегии»
(1660-начало 1670-х гг, холст, масло)
Наука, помогающая правильно изображать предметы в пространстве называется
изучает правила изображения объектов в цвете
изучает правила изображения объектов при помощи линий
Перспектива четкости очертания формы предметов по мере удаления их в глубину пространства
Чем ближе, тем: теплее, ярче, контрастнее. Чем дальше, тем: холоднее, бледнее, более размыто.
Владимир Орловский «Летний день». 1884 г.
Необходимо запомнить, что все ближние предметы обладают контрастной,
сильной светотенью и видятся объемными, все дальние – слабо выраженной светотенью и кажутся плоскими. Для передачи пространства ближние предметы надо изображать объемно, а дальние – плоско.
Эти законы используют в своей деятельности люди разных профессий. Архитекторы при проектировании будущих олимпийских объектов делают эскизы.
Какие правила изображения пространства использованы в чём они проявились?
Исаак Ильич Левитан
«Осенний день. Сокольники»
нарисовать в перспективе аллею к олимпийским объектам
Эффектный олимпийский стадион это Большой ледовый дворец.
Площадь перед ним вымощена камнем. Крыша стадиона будет представлять собой гигантский экран с движущимися изображениями.
Крытый конькобежный центр Адлер-Арена.
В дальнейшем это сооружение предполагается использовать в качестве выставочного центра.
В преддверии Олимпиады-2014 в Сочи идёт подготовка к регулярному приёму больших круизных лайнеров длиной более 250 метров. Крупные суда будут совершать заходы в сочинский пассажирский порт в Центральном районе города практически круглый год.
15 февраля 2013г. в Керлинговом центре «Ледяной Куб» в Сочи открылся Чемпионат мира по кёрлингу на колясках.
2. Учебно-методический комплекс «Изобразительное искусство» для основной школы. (методические материалы олимпийского образования для использования на уроках ИЗО)
3. Павлова О.В. «Изобразительное искусство.6 класс. Поурочные планы по программе под ред. Б.М. Неменского». Волгоград.Изд. «Учитель».
4. Энциклопедия современного учителя – М.; Издательство Астрель 2000 г.
Рисование.ру
Урок 3. Перспектива: передача трехмерных форм и пространства
Для того, чтобы создать ощущение трехмерности в вашем рисунке, вам нужно будет кое-что узнать о перспективе, которая и является техникой передачи трехмерных форм и пространства на плоскости. В жизни перспектива дает нам возможность оценить расположение предметов и людей по отношению друг к другу, и вам нужно будет отразить это в своих рисунках, чтобы они получались достаточно реалистичными.
Принципы простой перспективы
Сначала проведите на всей странице три параллельные друг другу горизонтальные линии. Центральная линия должна быть расположена немного ближе к верхней линии, чем к нижней. Эта центральная линия (1) представляет собой уровень глаз, который всегда будет линией горизонта. Остальные — верхняя горизонталь (2) и нижняя горизонталь (3).
Теперь проведите вертикальную линию от верхней горизонтали к точке схода и затем к нижней горизонтали (6). Зафиксируйте точку на линии уровня глаз и соедините два конца проведенной вертикальной линии с этой точкой, которая называется точкой схода (4). Эти две линии являются верхней линией перспективы (5) и нижней линией перспективы (7). Теперь у вас получился треугольник, соединяющий три горизонтальные линии и одну вертикальную.
Затем нарисуйте две вертикальные линии, параллельные первой вертикали (одну справа (9) и одну слева (8)), которые будут пересекать две линии, идущие к точке схода.
Теперь вы можете стереть линии построения и оставить лишь видимый твердый блок, например, коробку или здание, причем линия горизонта проходит позади этого объекта. В итоге вы получили трехмерное изображение объекта, которое выглядит достаточно убедительно.
Принципы сложной перспективы
До сих пор мы изучали перспективу очень кратко, поэтому в этом продолжении урока мы рассмотрим ее более подробно, поскольку она является важным условием рисования реалистичных картин. Принципы перспективы не так уж трудно понять и освоить, но вам придется попрактиковаться, прежде чем использование перспективы станет вашей второй натурой, и вы сможете использовать их, почти не задумываясь. Эту часть урока можно пропустить сейчас и вернуться к ней после прохождения всех уроков до 19 урока включительно.
Первый этап изучения перспективы — теория, и пока вы не начнете применять ее на практике, она, вполне возможно, покажется вам довольно запутанной, к тому же эта теория без прямого наблюдения не выглядит особенно убедительной. именно поэтому явно трехмерные изображения, созданные компьютером, всегда выглядят немного нереальными. На первый взгляд там все правильно, но, если у вас есть время, чтобы изучить их, вы заметите, что они не настолько реальны, как то, что мы видим в реальности.
Немного попрактиковавшись в использовании перспективы в рисунках, вы скоро начнете видеть, как это работает в реальной жизни, и сможете вносить все более и более тонкие корректировки, благодаря которым ваши рисунки станут более убедительными. Может показаться, что это довольно сухой материал, но удостоверьтесь, что вы способны справиться с подобной формой визуализации окружающей действительности, прежде чем у вас выработается привычка рисовать предметы, выглядящие для зрителя абсолютно реальными.
Искусство перспективы состоит в том, чтобы убедить глаз (и мозг соответственно), что он видит трехмерное пространство, имеющее глубину и протяженность. В этом уроке я привел серию упражнений, которые, если их точно скопировать, дадут вам хорошее представление о том, как рисовать предметы и пейзажи с использованием перспективы.
Одноточечная перспектива
В первом упражнении мы изучим то, что называется одноточечной перспективой. Это означает, что на линии горизонта есть только одна точка схода, к которой ведут все основные линии композиции. Все остальные линии будут либо горизонтальными, либо вертикальными.
Начните с рисования линии горизонта, располагая ее на листе слева направо. В реальной жизни горизонт всегда будет располагаться на уровне ваших глаз. Убедитесь, что он параллелен верхнему и нижнему краям листа бумаги. Теперь поставьте точку в центре этой линии горизонта — единственную точку схода. Затем нарисуйте исходящие из этой точки пять линий под углом к линии горизонта, две слева и три справа от точки схода.
Затем аккуратно проведите шесть вертикальных линий, параллельных боковым сторонам листа и перпендикулярных линии горизонта, две слева от точки схода и четыре справа. Они будут представлять собой фасады трех больших блоков, которые располагаются в пространстве между горизонтом и передним планом.
В конце вам нужно будет провести шесть горизонтальных линий, которые начинаются от верхнего и нижнего концов этих вертикалей, левые тянутся влево от вертикали, а правые — вправо. Теперь, когда вы сотрете вспомогательные направляющие, вы получите то, что будет выглядеть как три больших блока, устойчиво стоящих в созданном пространстве.
Двухточечная перспектива
Следующая схема разъясняет, как работает двухточечная перспектива. И снова сначала нарисуйте поперек листа бумаги линию горизонта, убедившись, что она параллельна верхнему и нижнему краям бумаги. Затем отметьте две точки схода, одну слева и одну справа. В центре нарисуйте более короткую вертикальную линию, перпендикулярную линии горизонта и разделяющую ее пополам, как показано на рисунке. Теперь нарисуйте линии от точек схода до верхнего и нижнего концов вертикального отрезка в центре и продлите их до краев листа, как показано на рисунке.
Чтобы блок казался трехмерным, нужно нарисовать еще две вертикальные линии, параллельные первой, одну слева и дальше от центральной линии, а другую — справа. Завершите их сверху и снизу на линиях перспективы, которые вы уже провели. Затем из двух точек схода проведите еще по две линии перспективы.
Линии, исходящие из левой точки схода, должны касаться верхнего и нижнего краев вертикального отрезка справа, а линии, исходящие из правой точки схода, должны касаться верхнего и нижнего краев вертикального отрезка слева. Благодаря этим построениям, вы создадите структуру блока, четко и просто зафиксированного в пространстве.
Чтобы завершить создание иллюзии прозрачного объемного блока, вам нужно будет нарисовать последнюю вертикаль, которую вы бы не увидели, если бы блок был непрозрачным. Она соединяет точки, где пересекаются последние группы линий перспективы. Итак, вы снова нарисовали зрительно объемный блок, но на этот раз прозрачный.
Трехточечная перспектива
Трехточечная перспектива используется нечасто, но я показываю ее здесь потому, что она позволяет завершить объяснение того, как работает перспектива.
Она применяется при рисовании очень высоких зданий, и ее не так легко увидеть в реальной жизни, если вы не стоите у подножия одного из них.
Сначала, как и раньше, нарисуйте линию горизонта поперек листа бумаги, а затем, после фиксации двух точек схода слева и справа, соедините их с точкой на длинной вертикали, проведенной в центре, как и раньше, сверху и снизу, только верхняя точка должна быть настолько высоко, насколько это возможно из-за размеров листа, в то время как нижняя точка должна находиться близко к линии уровня глаз. В результате, как вы можете видеть, получается очень высокий четырехугольник.
Теперь нарисуйте две линии по обе стороны от центральной вертикали так, чтобы они в верхней части одинаково наклонялись внутрь, как если бы у вас была третья точка схода на вертикали намного выше края листа бумаги, так высоко над горизонтом, что вам понадобился бы огромный лист бумаги, чтобы вместить ее.
Нарисуйте еще несколько линий от правой и левой точек схода, которые, как вы можете видеть, соединяются на разной высоте на поверхности этого высокого блока, так что он теперь напоминает небоскреб.
Этот рисунок больше похож на то, что вы могли увидеть в реальности, но для того, чтобы нарисовать этот предмет в полный рост, потребуется большой лист бумаги.
Несколько вертикальных линий на одной стороне блока усилят драматизм перспективы и создадут впечатление высокого здания, видимого снизу. Конечно, угловатость блока сильно преувеличена, но этот рисунок хорошо передает саму идею. Помните, что перспектива — это только способ обмануть глаз, чтобы тот поверил в устойчивость зданий и глубину пространства. Если воспринимать ее слишком буквально, иллюзия рушится.
Схема перспективы
Это чисто схематическое упражнение предназначено для того, чтобы вы могли попрактиковаться в использовании перспективы так, чтобы вы научились рисовать трехмерные предметы без вспомогательных линий, потому что вы уже освоили базовые принципы. Координация глаз и сознания достигается постоянной практикой.
Упражнение 1
ШАГ 1
Как и раньше, нарисуйте линию горизонта и точки схода для двухточечной перспективы. На этот раз нарисуйте вертикаль в левой стороне листа, а затем еще одну, меньшую, — внизу, как показано на рисунке. Затем соедините с точками схода верхнюю и нижнюю точки большей вертикали, а также нижний конец меньшей вертикали.
ШАГ 2
Теперь нарисуйте еще две вертикали, чтобы получить большой куб, а затем соедините верхний конец меньшей вертикали с точками схода. Затем нарисуйте два эллипса позади верхнего края меньшего блока.
ШАГ 3
Теперь завершите рисование нижнего блока, как показано на рисунке, и проведите вертикали от узких концов двух эллипсов. Одна пара вертикалей должна завершиться ниже линии горизонта, а вторая пара — над ней. Нарисуйте еще два эллипса, чтобы у вас получились два цилиндра — один длинный, а другой короткий.
ШАГ 4
Затем, чтобы немного усложнить композицию, нарисуйте еще две линии перспективы, чтобы вы могли построить ряд столбов, выстроившихся в ряд между двумя блоками с одинаковыми промежутками. Проведите вертикальную линию от нижнего конца нижней линии, а затем — еще одну на небольшом расстоянии от первой, чтобы получился четырехугольник. Начертите диагонали этого четырехугольника и проведите еще одну вертикаль и линию перспективы через точку пересечения диагоналей.
ШАГ 5
Используя прием, описанный выше, чтобы нарисовать ряд столбов в перспективе, продолжайте вычерчивать диагонали, которые используют следующую точку пересечения диагоналей для построения новой вертикали, пока не получите ряд столбов.
Когда вы сотрете все вспомогательные конструктивные линии, рисунок должен выглядеть так, как показано здесь. Это упражнение может занять некоторое время, но его стоит выполнить, чтобы отработать свои навыки рисования с учетом перспективы. Результат должен быть достаточно убедительным.
Упражнение 2
Последнее упражнение на перспективу легче выполнить, чем предыдущие, потому что вам нужно только оглядеться вокруг, чтобы увидеть следующий сюжет для картины. Это не означает, что задача становится легче, когда речь заходит о рисовании, но по крайней мере теперь вы уже достаточно попрактиковались в рисовании с использованием перспективы, так что вы сможете гораздо более уверенно приступить к выполнению упражнения.
ШАГ 1
Прежде всего, посмотрите на этот первоначальный эскиз интерьера. На основании ранее выполненных упражнений вам сразу станет ясно, что для создания рисунка используются линии перспективы.
ШАГ 2
На следующей схеме показаны линии перспективы, наложенные на эскиз, которые помогут вам проверить правильность изображения комнаты. Вы обнаружите, что самые трудные для рисования участки вашей собственной комнаты располагаются на периферии — в этих областях часто возникает небольшое искажение видимой картинки, которое выглядит на рисунке странно. Возможно, вам придется исправить или проигнорировать предметы, видимые периферическим зрением.
ШАГ 3
После того, как вы построили эскиз, который, по вашему мнению, точно соответствует тому, что вы видите, начните помещать на рисунок основные контуры комнаты и мебели, которые находятся в поле вашего зрения. Однако, если имеются какие-либо сложные предметы мебели или вещи, сильно усложняющие картину, удалите их из поля зрения или просто оставьте вне вашего рисунка. Все художники учатся корректировать сцену, которую рисуют с натуры, чтобы упростить ее или сделать более интересной и композиционно эффектной. Подобные исправления вы можете наблюдать в картинах, написанных с натуры Тёрнером, Каналетто или Гварди. Линии перспективы должны позволить вам добиться точной передачи пропорций всех элементов композиции.
ШАГ 4
Затем вы можете начать работать над тональными величинами, чтобы придать изображению атмосферу и глубину. Если вам придется оставить рисунок и вернуться к работе позднее, проследите за тем, чтобы мебель не перемещалась и угол, под которым падает свет, был тем же самым. Если погода была солнечной, а вы решите возобновить работу в другое время дня, то расположение освещенных участков и теней окажется совершенно иным, поскольку вечернее освещение частично обеспечивается естественным светом, а частично — источником света вверху комнаты. Обратите внимание на то, как я выстроил тона, вплоть до глубокого черного цвета на сиденьях стульев у стола.
Изобразительное искусство. 6 класс
Конспект урока
Название темы: Изображение пространства. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.
Перечень рассматриваемых вопросов:
Линия горизонта – это линия, по которой небо кажется граничащим с земной поверхностью.
Перспектива – это искусство изображать на плоскости трёхмерное пространство в соответствии с тем кажущимся изменением величины, очертаний, чёткости предметов, которое обусловлено степенью отдалённости их от точки наблюдения.
1. Неменская Л. А. Изобразительное искусство: искусство в жизни человека, 6 класс: учеб. для общеобразоват. Учреждений / Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение,2019. – 176 с.
2. Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 6 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Под. ред. Б.М. Неменского. – 6-е изд. перераб. – М.: Просвещение, 2019.
Открытые электронные ресурсы:
Материал для самостоятельного изучения темы
Перспектива – это техника изображения пространственных объектов на какой-либо поверхности в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний формы и светотеневых отношений, которые наблюдаются в натуре.
Чтобы понять, что такое перспектива и как художники научились ее применять, давайте обратимся к истории.
Мы с Вами знаем, что предметы или люди, которые находятся близко, рисуются большими, а которые дальше – маленькими. Но в Древнем Египте такого принципа еще не использовали. Величина фигуры указывала на ее значимость: самыми крупными были боги и фараоны. И не важно какое место в пространстве они занимали.
Перед вами настенная роспись Древнего Египта 2 тыс. до н. э. «Сад и пруд». На одном изображении совмещали вид сверху, спереди и в профиль. Деревья — спереди, пруд —сверху, рыбы — сбоку.
Изображения человека стали пространственными лишь в Древней Греции и Древнем Риме. Плечи у людей развернулись в пространстве, благодаря чему изображения людей стали правдоподобнее.
К сожалению, до нашего времени дошло малое количество древнеримских и древнегреческих фресок. Но по дошедшим, можно сказать что пейзаж в более поздних римских росписях стал украшать изображение, он не был единым, легко переходил в узор.
В Средние века, так как искусство стало религиозным по сюжету и по назначению, все изображения стали символичными. Большое внимание уделялось иконам. У пространства иконы свои законы построения. Линии в иконе подчиняются законам обратной перспективы. Обратная перспектива — метод в живописи, при котором более далёкие от зрителя предметы изображаются более крупными.
И только лишь в эпоху Возрождения в европейском искусстве художники стали стремиться изобразить расстояние, используя правило уменьшения предметов по мере удаления их от наблюдателя. Теперь пространство в картинах стали строить по строгим законам перспективы.
Первое письменное изложение правил перспективы появилось в 1435 г. в книге «О жизни» Леона-Баттисты Альберти, итальянского художника и ученого. Он писал, что художник должен судить о размерах предметов, соотнося их со своими размерами, о неразрывной связи между наблюдаемым предметом и тем, кто его наблюдает.
В зависимости от назначения изображения перспектива бывает:
Сегодня мы подробней разберем прямую линейную и воздушную перспективу.
Линейная перспектива – это геометрический прием, предполагающий систематическое уменьшение размера более удаленных предметов и промежутков между ними.
Использование прямой линейной перспективы в наше время преобладает. Но и у нее есть свои правила построения:
1. Чем дальше предмет, тем меньше он кажется;
2. Все горизонтальные параллельные линии (дорога, улица, рельсы), уходящие от вас вдаль, сходятся в точке схода, принадлежащей линии горизонта.
Точкой схода называется точка, в которой сходятся на перспективном изображении параллельные линии предмета. Каждая отдельная группа параллельных линий имеет свою точку схода. В зависимости от направления линий точки схода располагаются в различных местах изображения.
Линия горизонта бывает низкой и высокой. Низкая линия используется для передачи красоты небес. Высокая же линия горизонта используется для выразительной передачи деталей на земле.
Что касается воздушной перспективы, то это изменение предметов под воздействием воздушной среды и пространства, изменение цвета, очертаний и степени освещенности, возникающие по мере удаления натуры от глаз наблюдателя.
Воздушная среда, особенно если воздух наполнен дымкой или туманом, помогает передать в рисунке пространство.
В воздушной перспективе, как и в линейной существуют свои законы.
1. Все ближние предметы воспринимаются подробно, а удаленные – обобщенно, поэтому предметы первого плана нужно изображать очень точно, прорисовывая все детали.
2. Все ближние предметы обладают контрастной светотенью и кажутся объемными, а дальние предметы обладают слабо выраженной светотенью и кажутся одинаково серыми, плоскими, нематериальными.
3. Все удаленные предметы, покрываясь воздушной дымкой, приобретают цвет этой дымки — фиолетовый, синий, голубой или беловатый.
1. Установление соответствий между элементами двух множеств
Сопоставьте правильно понятия и определения
А. Линейная перспектива
1. Прием, предполагающий систематическое уменьшение размера более удаленных предметов и промежутков между ними.
Б. Воздушная перспектива
2. Прием, предполагающий изменение предметов под воздействием пространства, изменение цвета, очертаний и степени очертаний.
Стратегия выполнения задания:
1. Прочитайте сначала слова слева, где приводятся элементы задающего множества, содержащего постановку проблемы.
2. Затем посмотрите на элементы справа, подлежащие выбору.
3. Помните, что соответствие между элементами двух столбцов может быть взаимно однозначным, когда каждому элементу слева соответствует только один элемент справа. Если число элементов в двух столбцах одинаковое, то для последнего элемента задающего множества выбора не произойдет.
4. Встречаются случаи, когда для одного элемента левого столбца выбираются несколько элементов справа.
5. Задания на установление соответствия по алгоритму выполнения близки к заданиям с выбором ответа, поскольку вы выбираете правильный ответ из числа предложенных.
А. Линейная перспектива
1. Прием, предполагающий систематическое уменьшение размера более удаленных предметов и промежутков между ними.
Б. Воздушная перспектива
2. Прием, предполагающий изменение предметов под воздействием пространства, изменение цвета, очертаний и степени очертаний.
2. Подстановка элементов в пропуски в тексте
«Декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, украшающей ту или иную часть архитектурного сооружения, называется ___________».
Стратегии выполнения задания
1. Просмотрите сначала текст, чтобы понять его общее содержание.
2. Затем внимательно прочитайте предложенные слова/словосочетания.
3. Проанализируйте, какой частью предложения или каким членом предложения является каждое слово/словосочетание. Подумайте, что может ему предшествовать в тексте или идти после него.
4. Прочитайте текст до первого предложения, где нужно восстановить пропущенный фрагмент. Обращайте особое внимание на слова, которые стоят непосредственно перед пропуском и после него.
5. Найдите нужное слово/словосочетание в списке. Проверьте, подходит ли этот фрагмент в данное предложение и его ближайшее окружение по смыслу.
6. Проработайте таким образом весь текст. Возможно, у вас будут варианты для каких-то предложений. Выбирая окончательный ответ, помните, что восстановленный фрагмент должен соответствовать предложению по структуре и предложению и его ближайшему окружению по смыслу.
7. Обращайте также внимание на союзы, союзные слова и другие элементы, служащие для связи слов в предложении и организации текста, придающие ему логическую завершенность.