изобразительно выразительные возможности морфологических форм

изобразительно выразительные возможности морфологических форм

Предмет: русский язык (базовый уровень)

Учитель: Казадаева Т.А.

• Создать условия для формирования умения анализировать средства выразительности речи (КИМа ЕГЭ), для творческого самовыражения учащихся, для развития у учащихся критического мышления.

• Содействовать развитию у учащихся умения видеть и находить в текстах художественной литературы морфологические формы и определять их роль в тексте.

• Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

• Психологически подготовить учащихся к тестовой форме итоговой аттестации.

• Учащиеся умеют находить в текстах морфорлогические формы, которые создают образность и выразительность речи, играют текстообразующую роль.

Оформление: раздаточный материал для учащихся: тексты для работы в группах, чистые листы для кластеров, тесты, ключи проверки, эпиграф на доске.

II. Вступительное слово учителя.

Сделайте по этому пути первый шаг: поразмышляйте, исходя из темы урока,

— О чем у нас пойдет разговор?

— Как вы понимаете тему?

— Что знаете по данной теме?

— Чему бы вы хотели научиться?

Заполните маркировочную таблицу (каждый индивидуально).

Фонетические средства выразительности

Лексические средства выразительности

фоника, аллитерация, ассонанс, интонация

сравнения, эпитеты метафора, метонимия, ирония, гипербола литота, оксюморон, перифраз

инверсии, параллелизм, градация,

повтор, риторический вопрос,

Усиливают образность, придают выразительность тексту

V. Размышление с пометками.

а) Работа с опорными знаниями

Поработаем с одним из тропов

б) Работа с карточкой № 1

Перед вами карточка 1. Прочитайте предложения.

— О каком тропе идет речь?

— Выпишите сравнения и определите, чем они выражены?

1. Снежная пыль столбом стоит в воздухе.

2. Ты всех милее, всех дороже, русская земля.

3. Луна взошла сильно багровая и хмурая, точно больная.

4. Её любовь к сыну была подобна безумию.

5. Пирамидальные тополя похожи на траурные кипарисы.

6. Кленовый лист напоминает нам янтарь.

Рефлексия: каждая группа по 1 предложению.

Запишите в 3 колонку маркировочной таблицы, что нового вы узнали о формах сравнения (сравнительная степень прилагательного, наречия, слова «подобна», «похожи», «напоминают»).

§ Добавьте : отрицательное сравнение (психологический параллелилизм): Не ветры шумят холодные, не пески бегут зыбучие, c нова горе подымается,

c ловно злая туча черная.

Как вы думаете, а части речи могут выполнять текстообразующую функцию? Да, они помогают строить текст.

В каждой группе свой текст. Проанализировать:

— Какая часть речи или морфологическая форма участвует в создании изобразительности текста?

1 группа. Текст. Фет А.А. «Шепот, робкое дыханье. » (приложение 1) (Текст насыщен существительными, они передают быструю смену картин, динамику, ритм жизнь. Существительные играют текстообразующую функцию).

2 группа. Р. Саути «Лодорский водопад» (приложение 2)

3 группа. Стихотворения А. Белого «В полях» (приложение 3)

4 группа. А. Фет «Это утро. » (Приложение 4) (Текст насыщен указательными местоимениями. Наблюдается повтор, синтаксический параллелизм. Рисуют образно картину весны, образ поэзии, имеют текстообразующую функцию)

Каждая группа выступает, остальные записывают морфологические формы, которые создают выразительность текста.

Тест. Методика «Квадрат» (ответы учащиеся записывают в квадрат).

Запишите в квадрат средства выразительности в отмеченных словосочетаниях, чем они выражены.

Капельками крови горят ягодки брусники на еще зеленой траве.

( 1. Капельками крови горят ягодки;2 горят ягодки)

Первые самые прочные представления о добре и зле, о красоте и уродстве мы выносим из родной земли.

(3. о добре и зле, о красоте и уродстве;)

Кого позвать мне? С кем мне поделиться той грустной радостью, что я остался жив?

(4. грустной радостью)

Вот почему я думаю, друзья, что мы способны помочь миру в его раскаленный час.

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком.

(6. Отговорила роща; 7. роща золотая;8. Березовым, веселым языком)

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

(9. Не слепок, не бездушный лик –В ней есть душа. )

Источник

Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Анализ художественного текста

изобразительно выразительные возможности морфологических форм

изобразительно выразительные возможности морфологических форм

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Анализ художественного текста.
Урок в 11 классе

Описание слайда:

Орфографическая работа. Задания А-18 ЕГЭ
1. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
Что(бы) добраться до лагеря до заката, мы должны идти так(же) быстро, как шли до сих пор: ночевать в горах опасно.
Старик остановил воз и, прикрыв рукой глаза от солнца, стал всматриваться (в)ширь полей, будто силился разглядеть на горизонте что(то) важное, необходимое для дальнейшей дороги.
(В)последствии мы не раз видели стада дельфинов, преследующих косяки скумбрии либо какой-нибудь другой рыбы (по)мельче.
Я знал о Сергее (то)же, что и остальные соседи, (по)этому не мог добавить ничего важного.

Описание слайда:

2. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
Оттенки витража меняются (на)протяжении суток и в разное время года, (по)тому что свет и цвет связаны неразрывно.
(В)начале Шаляпин (по)немногу разучивал партию Бориса Годунова из одноименной оперы Мусоргского.
(Со)временем собирательство П.М.Третьякова стало систематичным: он скупал старинные предметы искусства у антикваров и частных коллекционеров так(же) последовательно, как и современные.
(В)течени.. долгого времени в садах Древнего Востока вдоль всех дорожек проводили канавки с розовой водой, что(бы) испаряющийся запах розы сопровождал посетителей даже на воздухе.

Описание слайда:

3. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
(С)начала Катерина не прекословит Кабанихе, но уже (в)скоре начинает возражать ей.
(В)течени.. некоторого времени Вера получает пылкие и страстные письма неизвестного ей лица, но (по)прежнему не придает им значения.
Часто героями рассказов Чехова являются врачи, так(как) сам писатель то(же) врач.
Рахметов, так(же) как и Базаров, понимал необходимость преобразований в жизни общества, (по)тому выступал за революционный путь.

Описание слайда:

Запомните словосочетания!
То же … что
То же самое
Одно и то же
Точно так же, как
Все так же, как

Описание слайда:

При правописании омонимичных частей речи
1. Различайте наречия, существительные, прилагательные:
Виднелся вдали – виднелся в дали моря.
Тратить впустую – вошел в пустую комнату.
2.Отличайте союзы от других частей речи:
Какой сделать подарок, чтобы тебя порадовать.
Я не знаю, что бы ему подарить.
3.Различайте предлоги и омонимичные части речи:
В течение ( в продолжение) = за какое-то время…
В заключение = под конец
Вследствие = из-за
Несмотря на (невзирая на) = хотя

Описание слайда:

Анализ художественных текстов с целью определения изобразительно-выразительных средств языка
Материалы заданий В-8, С

Описание слайда:

Укажите вид тропа, использованный в предложении
Отвесный утес, вдоль которого поднималась тропа, отзывался могильной стужей, но на противоположном обрыве там и сям между верхушками росших понизу елей летучая паутина солнечных лучей уже заплеталась в узоры тепла.

Описание слайда:

Какое из перечисленных ниже средств художественной выразительности используется в предложении?
Он делал непохожие на все остальные, необыкновенные, небывалые часы, которыми и сейчас невозможно не восхищаться.
метафора;
гипербола;
градация;
сравнение.

Описание слайда:

В каком предложении используется метафора? Выпишите это предложение.
(1) Вершины предгорий, издали казавшиеся близкими, по мере приближения уплывали ввысь и вдаль.(2) С очередной вершины открылись новые гряды гор, похожие на застывшие волны гигантского моря. (3) Где-то я читал и когда-то слышал, что на месте Кавказа в доисторические времена было море.

Описание слайда:
Описание слайда:

Об изобразительных возможностях морфологических форм и синтаксических конструкций
Ресурсы выразительных средств в русском языке огромны. Они встречаются на разных уровнях языка. Особенно много их на лексическом уровне, так как именно слово может быть экспрессивным.
Существительные в переносном значении в художественной речи используются для создания метафор, сравнений.
Насыщение текста именами существительными может стать средством языковой изобразительности. Этому же служит и экспрессивное использование категории падежа ( петь соловьем, петь как соловей), имен собственных («говорящие» имена), употребление их в форме множественного числа с обобщенным значением свойств ( времена Пушкиных).

Описание слайда:

Прилагательные конкретизируют нашу речь, придают ей точность и выразительность. Особенно часто можно встретить прилагательные-эпитеты. Образностью отличаются прилагательные-синонимы, прилагательные-антонимы. Грамматическая природа кратких прилагательных делает их более выразительными по сравнению с полными. Краткие формы называют изменяющейся, развивающейся во времени признак.
Глагол – это самая сложная и самая емкая часть речи. С его помощью можно описать жизнь в развитии. Он используется для передачи движения, динамики окружающего мира и духовной жизни человека.
Обе глагольные формы (причастие и деепричастие) придают тексту особую выразительность, ибо обладают энергией глагола и живописной силой прилагательного.

Описание слайда:
Описание слайда:

Домашнее задание
Знать теоретический материал: учебник стр. 310-311
Знать тропы и фигуры речи.
Упражнение №523 – списать, прокомментировать орфограммы и знаки препинания. Указать изобразительные средства языка.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Урок «Изобразительно – выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций» (11 класс)

изобразительно выразительные возможности морфологических форм

Урок русского языка 11 класс

«Изобразительно – выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций».

Турченкова Татьяна Юрьевна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ «Качалинская СОШ»

Цель: систематизировать и обобщить знания об изобразительно-выразительных возможностях морфологических форм и синтаксических конструкций; отработать навыки распознавания тропов в текстах; закрепить навыки анализа художественного текста с точки зрения использованных в нем изобразительно-выразительных средств.

Сегодня мы повторим изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций, выполним задания для систематизации знаний о выразительных средствах.

Средства художественной выразительности употребляются для создания художественного образа, для придания особой выразительности, с целью воздействия на читателя.

Но прежде чем приступить к основной теме, мы с вами выполним орфографическую разминку, в чем же она заключается – это задания А-18 ЕГЭ.

При правописании омонимичных частей речи

Различайте наречия, существительные, прилагательные:

— Виднелся вдали – виднелся в дали моря.

— Тратить впустую – вошел в пустую комнату.

2.Отличайте союзы от других частей речи:

— Какой сделать подарок, чтобы тебя порадовать.

— Я не знаю, что бы ему подарить.

3.Различайте предлоги и омонимичные части речи:

— В течение ( в продолжение) = за какое-то время…

— В заключение = под конец

— Несмотря на (невзирая на) = хотя

Итак, мы повторили, а теперь переходим к нашей теме урока. Запишем тему урока «Изобразительно – выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций».

Что же мы должны сегодня сделать на уроке? (ответы учащихся)

Ребята, я просила вас дома подготовить самостоятельно сообщения.

Об изобразительных возможностях морфологических форм и синтаксических конструкций.

Ресурсы выразительных средств в русском языке огромны. Они встречаются на разных уровнях языка. Особенно много их на лексическом уровне, так как именно слово может быть экспрессивным.

Существительные в переносном значении в художественной речи используются для создания метафор, сравнений.

Насыщение текста именами существительными может стать средством языковой изобразительности. Этому же служит и экспрессивное использование категории падежа ( петь соловьем, петь как соловей), имен собственных («говорящие» имена), употребление их в форме множественного числа с обобщенным значением свойств ( времена Пушкиных).

Прилагательные конкретизируют нашу речь, придают ей точность и выразительность. Особенно часто можно встретить прилагательные-эпитеты. Образностью отличаются прилагательные-синонимы, прилагательные-антонимы. Грамматическая природа кратких прилагательных делает их более выразительными по сравнению с полными. Краткие формы называют изменяющейся, развивающейся во времени признак.

Глагол – это самая сложная и самая емкая часть речи. С его помощью можно описать жизнь в развитии. Он используется для передачи движения, динамики окружающего мира и духовной жизни человека.

Обе глагольные формы (причастие и деепричастие) придают тексту особую выразительность, ибо обладают энергией глагола и живописной силой прилагательного.

Изобразительно – выразительные средства языка.

Выразительные средства фонетики:

Итак, ребята, повторили что уже знали, а также познакомились с новыми изобразительно-выразительными средствами, приступаем к практической части нашего урока – это анализ художественных текстов с целью определения изобразительно-выразительных средств языка (задание В – 8, С)

Заключение. Подведение итогов урока. Работая над сегодняшней темой, что вы для себя узнали нового, чему научились?

А я думаю, что мы ещё раз убедились в богатстве и разнообразии ресурсов русского языка, его образных средств. Нужно учиться у великих художников слова пользоваться этим достоянием разумно и экономно, делая свою речь образной и красивой.

1. Выучить изобразительно-выразительные средства.

Источник

Презентация по русскому языку 11 класс «Изобразительно – выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций».

изобразительно выразительные возможности морфологических форм

изобразительно выразительные возможности морфологических форм

Описание презентации по отдельным слайдам:

Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Анализ художественного текста. Урок в 11 классе

Орфографическая работа. Задания А-18 ЕГЭ 1. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? Что(бы) добраться до лагеря до заката, мы должны идти так(же) быстро, как шли до сих пор: ночевать в горах опасно. Старик остановил воз и, прикрыв рукой глаза от солнца, стал всматриваться (в)ширь полей, будто силился разглядеть на горизонте что(то) важное, необходимое для дальнейшей дороги. (В)последствии мы не раз видели стада дельфинов, преследующих косяки скумбрии либо какой-нибудь другой рыбы (по)мельче. Я знал о Сергее (то)же, что и остальные соседи, (по)этому не мог добавить ничего важного.

3. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? (С)начала Катерина не прекословит Кабанихе, но уже (в)скоре начинает возражать ей. (В)течени.. некоторого времени Вера получает пылкие и страстные письма неизвестного ей лица, но (по)прежнему не придает им значения. Часто героями рассказов Чехова являются врачи, так(как) сам писатель то(же) врач. Рахметов, так(же) как и Базаров, понимал необходимость преобразований в жизни общества, (по)тому выступал за революционный путь.

Запомните словосочетания! То же … что То же самое Одно и то же Точно так же, как Все так же, как

При правописании омонимичных частей речи 1. Различайте наречия, существительные, прилагательные: Виднелся вдали – виднелся в дали моря. Тратить впустую – вошел в пустую комнату. 2.Отличайте союзы от других частей речи: Какой сделать подарок, чтобы тебя порадовать. Я не знаю, что бы ему подарить. 3.Различайте предлоги и омонимичные части речи: В течение ( в продолжение) = за какое-то время… В заключение = под конец Вследствие = из-за Несмотря на (невзирая на) = хотя

Об изобразительных возможностях морфологических форм и синтаксических конструкций Ресурсы выразительных средств в русском языке огромны. Они встречаются на разных уровнях языка. Особенно много их на лексическом уровне, так как именно слово может быть экспрессивным. Существительные в переносном значении в художественной речи используются для создания метафор, сравнений. Насыщение текста именами существительными может стать средством языковой изобразительности.

Прилагательные конкретизируют нашу речь, придают ей точность и выразительность. Грамматическая природа кратких прилагательных делает их более выразительными по сравнению с полными. Глагол – это самая сложная и самая емкая часть речи. С его помощью можно описать жизнь в развитии. Обе глагольные формы (причастие и деепричастие) придают тексту особую выразительность, ибо обладают энергией глагола и живописной силой прилагательного.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА РУССКОГО ЯЗЫКА

ТРОПЫ слова и выражения, употребленные в переносном значении в целях создания художественного образа

Эпитет художественное определение, ярко и образно рисующее наиболее существенный признак предмета или явления. Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льет печально свет она. (А.С.Пушкин) Золото, золото сердце народное. (Н.А.Некрасов)

Метафора это перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства. Одно из самых ярких средств выразительности; действенный и экономный способ выражения образной мысли. Утро года (А.С.Пушкин) Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаха в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады. (М.Горький) 1) простая 2) развернутая 3) лексическая Стальное перо; стрелка часов; лист бумаги

Метонимия перенос названия с одного предмета на другой на основе их смежности. Связь может быть: 1) между предметом и материалом Не то на серебре – на золоте едал. (А.С.Грибоедов) 2) между содержимым и содержащим 3) между действием и орудием 4) между автором и произведением 5) между местом и людьми Я три тарелки съел. (И.А.Крылов) Его перо любовью дышит. (А.С.Пушкин) Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А.С.Пушкин) Город шумел. (Ю.Олеша)

Сравнение это один из простейших тропов, в котором используется сопоставление одного предмета или явления с другим для художественного описания первого. Ах, злые языки страшнее пистолета! (А. С. Грибоедов.) И стоит, словно зеркало, пруд, отражая свои берега. (И.Бунин) Уж озимь яркая блеснула изумрудом. (П.Греков) Дум, подобно белой тройке, Скачет в облако наверх. (Н.Заболоцкий) Придают тексту образность, эмоциональность, делают отвлеченные понятия «зримыми» и конкретными, являются средством характеристики предмета. лица.

Олицетворение наделение неодушевленных предметов и явлений природы признаками и свойствами человека. Забормотал спросонья гром. (К. Паустовский.) Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана. (М.Ю.Лермонтов) Руки милой – пара лебедей – в золоте волос моих ныряют. (С.А.Есенин) Помогает раскрыть наиболее характерный признак изображаемого предмета или явления.

Гипербола Литота образное выражение, уменьшающее размеры, силу, значение описываемого. Литоту еще называют обратной гиперболой. образное выражение, состоящее в преувеличении размеров, силы, красоты, значения описываемого. Ваш шпиц – прелестный шпиц, не более наперстка. (А.С.Грибоедов) Мальчик-с-пальчик В сто сорок солнц закат пылал. (В.Маяковский) Мою любовь, широкую, как море, вместить не могут жизни берега. Являются средством идейно-эмоциональной оценки предмета речи.

Стилистические фигуры особые стилистико-синтаксические конструкции, придающие выразительность речи

Анафора Эпифора повторение слов или фраз в начале смежных высказываний Жди меня, и я вернусь. Только очень жди… Жди, когда наводят грусть Желтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера. (К.Симонов) повторение слов или фраз в конце смежных высказываний Не станет нас! А миру хоть бы что, Исчезнет след! А миру хоть бы что. (Омар Хайям)

Антитеза резкое противопоставление понятий, мыслей, образов 1) Я царь – я раб, я червь – я бог! (Г. Державин.) 2) Белый ест ананас спелый, черный – гнилью моченный. Белую работу делает белый, черную работу – черный. (В.В.Маяковский)

Градация стилистический прием расположения слов и выражений, а также средств художественной изобразительности по возрастающей или убывающей (нисходящей) значимости Все разнообразие, вся прелесть, вся красота жизни слагается из света и тени. (Л.Н.Толстой)

Параллелизм стилистический прием сходного, параллельного построения смежных фраз, стихотворных строк или строф Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской. (М. Лермонтов.) Параллелизм помогает увидеть авторскую позицию по отношению к тому, о чем он пишет.

Оксюморон стилистический прием сочетания противоположных по значению слов с целью необычного, впечатляющего выражения какого-либо нового понятия, представления 1) И невозможное возможно, Дорога долгая легка. (А. Блок.) 2) Из ненавидящей любви, Из преступлений, исступлений – Возникнет праведная Русь. (М. Волошин.)

Инверсия расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок слов, с целью усилить выразительность речи Вышел месяц ночью тёмной…

Ассонанс одна из форм звуковой организации речи, относящаяся к так называемым звуковым повторам и заключающаяся в симметрическом повторении однородных гласных звуков Скучно нам слушать осеннюю вьюгу. [у у у у] (Н. А. Некрасов.)

Звукоподражание употребление слов, напоминающих по своему звучанию слуховые впечатления от изображаемого явления или предмета Например: шорох, цоконье, бренчанье, тиканье, чириканье и т. д. Полночной порою в болотной глуши Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши. (К.Бальмонт)

Анализ художественных текстов с целью определения изобразительно-выразительных средств языка Материалы заданий В-8, С

Домашнее задание 1. Выучить изобразительно-выразительные средства. 2.Упражнение № 268 учебника.

изобразительно выразительные возможности морфологических форм

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

изобразительно выразительные возможности морфологических форм

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

изобразительно выразительные возможности морфологических форм

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

изобразительно выразительные возможности морфологических форм

Номер материала: ДБ-364888

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

изобразительно выразительные возможности морфологических форм

изобразительно выразительные возможности морфологических форм

Когда дети начинают шутить

Время чтения: 2 минуты

изобразительно выразительные возможности морфологических форм

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

изобразительно выразительные возможности морфологических форм

ФИПИ опубликовал демоверсии ОГЭ и ЕГЭ 2022

Время чтения: 1 минута

изобразительно выразительные возможности морфологических форм

На новом «Уроке цифры» школьникам расскажут о разработке игр

Время чтения: 1 минута

изобразительно выразительные возможности морфологических форм

ОНФ выявил за 2021 год более 600 опасных маршрутов к школам в регионах

Время чтения: 2 минуты

изобразительно выразительные возможности морфологических форм

В Госдуме предлагают сделать бесплатным проезд на общественном транспорте для детей до 16 лет

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *