изучение межличностных отношений подростков
«Межличностные отношения подростков в коллективе, их характеристика и диагностика развития»
Доклад
«Межличностные отношения подростков в коллективе, их характеристика и диагностика развития»
Глава 1. Изучение формирования межличностных отношений у подростков…6-15
1.2. Особенности формирования коллектива у подростков……………………..9-15
Глава 2. Диагностическое изучение межличностных отношений у подростков….16-23
2.1. Организация исследования взаимоотношений и
характеристика социометрической методики…………………………………………16-20
2.2.Результаты диагностики исследования взаимоотношений подростков……..20-23
Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст. В это время происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение.
Подростковый возраст связан с перестройкой организма ребенка — половым созреванием. И хотя линии психического и физиологического развития не идут параллельно, границы этого периода значительно варьируются. Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие — позже. Начинаясь с кризиса, весь период обычно протекает трудно и для ребенка, и для близких ему взрослых. Поэтому подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом.
Ведущим центральным психическим новообразованием подростка становится чувство взрослости и становящееся самосознание. Это приводит к тому, что начинает меняться личность подростка, сфера его интересов и потребностей. Формирование мотивационно-потребностной сферы требует от подростка расширения всех форм общения. Такое общение уже не может проходить только в рамках учебной деятельности, т. к. особенности и характер развития детей в этом возрасте определяется сознанием того, что его собственные возможности значительно возросли. В подростковом возрасте дети большей частью замкнуты на себя, на сверстников, поэтому все привносимые в их среду нормы не носят устойчивого характера и часто отторгаются подростками.
Цель исследования: рассмотрение различных точек зрения на специфику и особенности взаимоотношений подростков. Исследование особенностей взаимоотношений подростков.
Объект: межличностные отношения у подростков и пути их формирования.
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме изучения формирования межличностных отношений у подростков
2. Подобрать диагностический инструментарий по выявлению сформированности коммуникативных качеств у подростков.
— Изучение особенностей взаимоотношений подростков.
— Изучение взаимоотношений подростков с помощью проведения методик:
«Социометрия» ( Д. Морено)
« Референтометрия» ( Ч.Д. Спилберг)
« Оценка уровня общительности» (В.Ф. Ряховский)
Практическая значимость работы заключается в возможности использования данного материала в процессе общения и взаимодействия преподавателя с подростками.
Глава 1. Изучение формирования межличностных отношений у подростков
Рассматривая межличностные отношения как видовое понятие по отношению к родовому «психологические отношения» (в соответствии с концепцией В.Н. Мясищева), Н.Н. Обозов отмечает, что межличностные отношения это всегда «субъект-субъектные» связи [14]. Они характеризуются постоянной взаимностью и изменчивостью (что обусловливается активностью не только одной из сторон).
Исходя из таких критериев, как глубина отношения, избирательность в выборе партнеров, функции отношений, Н.Н.Обозов предлагает (не претендуя на полноту и законченность) следующую классификацию межличностных взаимоотношений: отношения знакомства, приятельские, товарищеские, дружеские, любовные, супружеские, родственные и деструктивные отношения.
Выделяя в структуре личности несколько уровней характеристик (общевидовые, социокультурные, психологические, индивидные), он отмечает: «. Разные виды межличностных взаимоотношений предполагают включение в общение тех или иных уровней характеристик личности. «[14]. Поэтому главным критерием он считает меру, глубину вовлечения личности в отношения.
К сожалению, похоже, что данная классификация построена не логически, а феноменологически, как и трехкомпонентная типология личности того же автора (о феноменологичности, а не о логичности своей типологии утверждал сам автор. Самое интересное, что разработанная им классификация отношений нисколько не касается разработанной им же типологии личности.
Гораздо больший интерес представляет прогностическая модель совместимости американских психологов Р.Акоффа и Ф.Эмери, приведенную С.В.Ковалевым, выделяющих 4 основных типа людей в зависимости от их характера. В этом случае межличностные отношения (10 разновидностей) рассматриваются в зависимости от принадлежности «субъектов» к определенному типу.
Для практического психолога огромное значение имеет психодиагностика межличностных отношений. В настоящее время в психологии существует довольно большое количество конкретных методик, позволяющих их исследовать. В.Б.Быстрицкас и Г.Т.Хоментаускас отмечают следующие основания для систематизации этих методик:
на основании объекта (диагностика отношений между группами, внутригрупповых процессов, диадных отношений и т.д.);
на основании задач, решаемых исследователем (выявления групповой сплоченности, совместимости и т.д.);
на основании структурных особенностей используемых методик (опросники, проективные методики, социометрия и т.д.);
на основании исходной точки отсчета диагностики межличностных отношений (методики субъективных предпочтений и др.).
При этом они отмечают: «. Оценка межличностных отношений в разных подходах опирается на различные психические детерминанты личности. Таким образом, исследователь всегда ставится перед проблемой выбора «глубины» методики, что требует от него точного осознания того, на механизмах какой психологической реальности построена методика. «[]. Опираясь на данный критерий, авторы приводят краткий обзор следующих групп методик:
методики наблюдения и экспертной оценки интерпретации. Акцент здесь дается на объективное и обширное описание интеракции, которое впоследствии интерпретируется, исходя из определенных теоретических воззрений. Исследователь здесь имеет дело с многозначным психологическим материалом; его интерпретация более интегративна. более зависима от психологической теории, на которой стоит исследователь;
1.2. Особенности формирования коллектива у подростков
Межличностные отношения детей на протяжении всего периода их пребывания в школе развиваются и совершенствуются.
С приходом в школу отмечается уменьшение коллективных связей и взаимоотношений между детьми по сравнению с подготовительной группой детского сада. Это объясняется новизной коллектива и новой для ребёнка учебной деятельностью.
Взаимоотношения на первом году обучения во многом определяются учителем через организацию учебной деятельности детей (учитель хвалит или порицает ученика и его оценка принимается учениками как главная характеристика личностных качеств товарища).
На втором, третьем году обучения изменяются и отношения к личности учителя, и взаимоотношения в коллективе, на этом трудный период знакомства со школой окончился. Личность учителя становится несколько менее значимой, но зато более тесными стали контакты с одноклассниками. Общественная деятельность формирует коллектив, сплачивает его общими целями, интересами. Дружный целеустремлённый коллектив оказывает огромное влияние на развитие и формирование личности. Во II-III классах дети болезненно реагируют на замечания взрослых, сделанные при товарищах, стараются исправиться, занять достойное место среди сверстников.
Постепенно в коллективе класса непосредственные эмоциональные связи и взаимоотношения начинают подкрепляться нравственной оценкой поведения каждого из ребят. Ученики всё глубже осознают те или иные качества личности. Исследования показывают, что выбирая одноклассников для совместной деятельности, около 2/3 учеников III класса мотивируют выбор определёнными нравственными качествами товарища.
Зная жизнь малых групп своего коллектива и их лидеров, учитель умело влияет через них на членов группы, учитывает её мнение при выборе актива [3]
Однако фактическое сохранение у подростков в их психологии и поведении многих чисто детских черт, в частности недостаточно серьезного отношения к своим обязанностям, а также отсутствие у них способности действовать ответственно и самостоятельно нередко препятствуют быстрому изменению отношения подростка к взрослому. И, тем не менее, промедление со стороны взрослого в изменении отношения к подростку в нужном направлении почти всегда вызывает сопротивление со стороны подростка. Это сопротивление при неблагоприятных условиях может перерасти в стойкий межличностный конфликт[6], сохранение которого нередко приводит к задержкам в личностном развитии подростка. У него появляется апатия, отчуждение, укрепляется убеждение в том, что взрослые вообще не в состоянии его понять. В результате как раз в тот самый момент жизни, когда подросток более всего нуждается в понимании и поддержке со стороны взрослых, они утрачивают возможность оказывать на него влияние.
Снятию межличностного конфликта подростка и взрослого обычно способствует установление между ними доверительных, дружеских взаимоотношений, взаимного уважения. Созданию таких отношений помогает обращение к подростку с какими-либо серьезными просьбами в разных делах.
Отношения со сверстниками обычно строятся как равнопартнерские и управляются нормами равноправия, в то время как отношения с родителями и учителями остаются неравноправными. Поскольку общение с товарищами начинает приносить подростку больше пользы в удовлетворении его актуальных интересов и потребностей, он отходит от школы и от семьи, начинает больше времени проводить со сверстниками.
В группах подростков обычно устанавливаются отношения лидерства. Личное внимание со стороны лидера особенно ценно для подростка, который не находится в центре внимания сверстников. Личной дружбой с лидером он всегда особенно дорожит и во что бы то ни стало стремится ее завоевать. Не менее интересными для подростков становятся близкие друзья, для которых они сами могут выступать в качестве равноправных партнеров или лидеров.
Сходство в интересах и делах является важнейшим фактором дружеского сближения подростков. Иногда симпатия к товарищу, желание дружить с ним являются причинами возникновения интереса к делу, которым занимается товарищ. В результате у подростка могут появляться новые познавательные интересы. Дружба активизирует общение подростков, за разговорами на разные темы у них проходит много времени, они обсуждают события в жизни их класса, личные взаимоотношения, поступки сверстников и взрослых, в содержании их разговоров бывает немало разнообразных «тайн» [5].
Позднее, к концу подросткового возраста, появляется потребность в близком друге, возникают особые нравственные требования к дружеским взаимоотношениям: взаимная откровенность, взаимопонимание, отзывчивость и чуткость, умение хранить тайну. «Родство душ» становится с возрастом все более значимым фактором, определяющим личные взаимоотношения подростков. Овладение нравственными нормами составляет важнейшее личностное приобретение подросткового возраста.
Противоречивость этих данных может объясняться различием как в методах исследования, так и в составе испытуемых, в условиях эксперимента. С усложнением содержания совместной деятельности и структуры коллектива групповой статус личности в большей мере определяется её деловыми и моральными качествами, включая отношения к коллективу, уровень социальной ответственности и т. д., чем общительностью. Поэтому в классах с низкой сплочённостью общительность влияет на социометрический выбор и по «деловым» критериям, тогда как в группе с высокой сплочённостью даже предпочтения в сфере личных взаимоотношений зависят также от отношения к коллективу.
Очевидно, здесь существует обратная связь. Изолированность трудного подростка в классе может быть не только причиной, но и следствием того, что он стоит в стороне от коллектива, пренебрегает его целями и нормами поведения и т. д. Тем важнее для педагога ясно видеть структуру межличностных отношений взаимоотношений в классе. К сожалению, как показывает Я. Л. Коломенский, «учителям свойственна тенденция субъективно оптимизировать статусную структуру класса. А без умения объективно оценить статус ученика в системе коллективных взаимоотношений учителю значительно труднее найти индивидуальный подход к ребёнку и помочь ему выйти из трудного положения» [7, с. 36].
Выводы по первой главе
Переход к подростковому возрасту характеризуется рядом важнейших изменений, происходящих в физическом, умственном и эмоциональном развитии школьника. Особое значение на данном возрастном этапе развития приобретает сфера общения, эмоциональных контактов. На первый план выдвигается общение со сверстниками, происходит ориентация подростка на выработку групповых норм и ценностей, что проявляется в следовании подростковой моде, в формировании склонностей и интересов подростков.
Подростковый возраст, является именно тем возрастным этапом, в ходе которого закладывается основа межличностных отношений, Именно эта основа на протяжении всей жизни будут определять поведения человека в отношений окружающих его людей.
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ПОДРОСТКОВ
2.1. Организация исследования межличностных взаимоотношений подростков
Межличностные взаимоотношения учащихся в группе изучаются с помощью различных методов.
Практика обучения и воспитания в учебных заведениях имеет дело с группами учащихся, между которыми складываются положительные или довольно таки сложные взаимоотношения. Педагогу необходимо знать, какие взаимоотношения сложились между учащимися. Межличностные отношения, сложившиеся в коллективе, во многом определяют работоспособность группы.
Изучение индивидуальных форм поведения, межличностных отношений может производиться путем тщательно нормированных вопросов и задач, иначе говоря, стандартизированных тестов. Есть свои плюсы и минусы в данном способе, они могут зависеть от сложности, понятности вопросов. Необходимо формулировать и давать ответы так, чтобы они были понятно ребёнку, а не обращаться за помощью к руководителю, чтобы тот объяснил им суть вопроса. Но в любом случае детям придется объяснять выполнение задний и потому руководитель должен быть способен это осуществить. Есть вариант, что дети будут не честны в выборе своих ответов и это затруднит диагностику, потому необходимо включить вопросы которые могли бы указать на ложь. Тестирование даёт возможность диагностировать сразу какое-то количество детей, а не каждого по отдельности, что естественно ускоряет процесс. Так же точных формулы подсчёта дадут конкретные результаты.
Для диагностики межличностных отношений в группе 1 курса ГБПОУ ВО «БТЭТ» из 24 человек возьмём ориентационную анкету Басса в тестовом варианте, которая определяет направленность личности подростков. Анкета позволяет выявить направленность личности по трем важным для профпригодности шкалам: направленность на себя, направленность на общение, направленность на дело.
1. Направленность на себя — ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интроверовертированность.
2. Направленность на общение — стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.
3. Направленность на дело — заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.
Анкета состоит из 27 пунктов-суждений, по каждому из которых возможны три варианта ответов, соответствующие трем видам направленности личности. Анкетированный должен выбрать один ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности, и еще один, который, наоборот, наиболее далек от его мнения, или же наименее соответствует реальности.
Мы считаем, что данная анкета, поможет определить на какой вид деятельности нужно направить подростка. Но ребята будут испытывать трудности в выборе ответов т.к. отличается от тех, в которых требуется выбрать лишь один ответ.
Методика « Семантический дифференциал».
Основу методики составляют десять противоположных по оценочному смыслу прилагательных, положительно или отрицательно оценивающих человека. Между парами противоположных прилагательных имеется оценочная шкала, состоящая из семи пунктов: от –3 до +3, причем –3 соответствует крайне отрицательной оценке, а +3 – крайне положительной. Задание заключается в следующем. Необходимо выбрать трех человек, с которыми у ребёнка разные отношения: очень хорошие, нейтральные и очень плохие. Каждого из этих троих необходимо оценить по десяти парам прилагательных. Свою оценку на шкале отмечается галочкой или кружочком в соответствующем ее пункте.
С помощью данной методики определяется не всегда и не полностью осознаваемое отношение одного человеку к другому.
Опросник «Как вы поступите?».
Детям даётся инструкция:
Представьте себе, что с кем-то из ваших друзей случилась беда. Эту тайну можно поведать только самому близкому человеку, которому полностью доверяешь и в чьей преданности не сомневаешься. Это случайно стало известно Вам. Как Вы поступите?
Дети выбирают предлагаемые варианты ответов.
Этот опросник в определенной степени может дать полезную информацию о наличии или отсутствии межличностного доверия в классе.
Восприятие индивидом группы. Тест.
Анкета состоит из 14 пунктов-суждений, содержащих три альтернативных выбора. По каждому пункту анкеты испытуемые должны выбрать наиболее подходящий им ответ и отметить в специальном ответном бланке любым утвердительным знаком.
Межличностное восприятие в группе зависит от множества факторов. В качестве одного из них выступает отношение к объекту восприятия. Однако на межличностное восприятие могут влиять не только межличностные отношения, но и отношение индивида к группе. Восприятие индивидом группы представляет собой своеобразный фон, на котором протекает межличностное восприятие.
Предлагаемая анкета поможет выявить три возможных типа восприятия индивидом группы.
В качестве показателя типа данного восприятия выступает роль группы в индивидуальной деятельности воспринимающего:
1. Индивид воспринимает группу как помеху своей деятельности или относится к ней нейтрально. Группа не представляет собой самостоятельной ценности для индивида. Это проявляется в уклонении от совместных форм деятельности, в предпочтении работать самостоятельно. Такой тип восприятия индивидом группы можно назвать «индивидуалистическим».
2. Индивид воспринимает группу как средство, способствующее достижению тех или иных индивидуальных целей. При этом группа воспринимается и оценивается с точки зрения ее полезности для индивида, но отдается предпочтение более компетентным членам группы, способным оказать помощь, взять на себя решение сложной проблемы или послужить источником необходимой информации. Данный тип восприятия индивидом группы можно назвать «прагматичным».
3. Индивид воспринимает группу как самостоятельную ценность. На первый план для индивида выступают проблемы группы и отдельных ее членов, наблюдается заинтересованность как в успехах каждого члена коллектива, так и группы в целом, стремление внести свой вклад в групповую деятельность. Прослеживается потребность в совместных формах работы. Этот тип восприятия индивидом своей группы может быть назван «совместно-групповым».
Методика изучения компетентности в общении. Оценка уровня общительности. Тест Ф. Ряховского.
Используются простые вопросы, связанные с поведением в общений.
Даётся инструкция: Вашему вниманию предлагается несколько простых вопросов. Отвечайте быстро и однозначно: «да», «нет», «иногда».
Тест дает возможность определить уровень коммуникабельности
Исследование уровня эмпатийных тенденций в классе.
Для выявления уровня эмпатийных тенденций необходимо, отвечая на каждое из 36 утверждений, приписывать ответам следующие числа: если Вы ответили «не знаю» – 0, ответу «нет, никогда» припишите 1, «иногда» – 2, «часто» – 3, «почти всегда» – 4 и ответу «да, всегда» – 5. Отвечать нужно на все пункты.
В данной методике, которую разработал И.М. Юсупов, исследуется эмпатия (сопереживание), т. е. умения поставить себя на место другого человека, и способности к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей. Сопереживание – это принятие тех чувств, которые испытывает некто другой, как если бы они были нашими собственными.
Эмпатия способствует сбалансированности межличностных отношений. Она делает поведение человека социально обусловленным. Развитая у человека эмпатия – ключевой фактор успеха в тех видах деятельности, которые требуют чувствования партнера по общению, и прежде всего в обучении и воспитании.
Направлена на анализ специфических межличностных предпочтений. Слой межличностных отношений качественно отличается от социометрической методики. Если в социометрии проявляются симпатии–антипатии, то в референтометрии — цели, задачи, содержание межличностного общения.
Процедура состоит из двух этапов.
Первый этап направлен на выяснение мнения, отношения, позиции каждого члена группы по поводу того или иного события, явления, значимого для общности. Можно предложить оценить, сравнить партнеров по взаимодействию.
Второй этап — собственно референтометрический опрос.
Основная цель — выявление тех лиц, позиция которых в наибольшей степени интересует испытуемого и является особо значимой для него.
Методика, позволяющая выяснить степень значимости каждого члена группы для его товарищей по сообществу.
Методика выявления мотивационного ядра межличностных выборов
Процедура. Состоит из 2-х этапов.
1 — социометрия или референтометрия. Другими словами, добывается информация о социометрическом или референтометрическом статусе каждого члена группы. На основе полученных данных составляется упорядоченный список группы, отражающий ее ранговую статусную структуру. Таким образом: на 1–м месте оказывается член группы, получивший наибольшее число выборов, на последнем — наименьшее.
2 — каждый испытуемый должен составить списочные ряды своей группы, упорядоченные по определенным качествам. При этом каждый испытуемый выполняет инструкцию, согласно которой он должен обозначить цифрой «1» того члена группы, у которого данное качество выражено сильнее, чем у остальных его товарищей, цифрой «2» — слабее, чем у 1-го и т.д. Последним будет тот, кому это качество менее всего подходит. Набор качеств определяется экспериментом и зависит от целей исследования, специфики групповой деятельности.
В процессе социометрического и референтометрического исследований не всегда возможно ответить на вопрос, что явилось основанием для выбора или отвержения. На вопрос, почему в референтометрии или социометрии испытуемый оказал предпочтение тому или иному товарищу по группе, не всегда последует искренний ответ. К тому же испытуемые не всегда отдают себе отчет в этом.
2.2. Результаты диагностики исследования взаимоотношений подростков
Исследования межличностных отношений методом социометрий. Данная методика предполагает выбор партнера для совместного действия путем ответа на вопросы типа: «С кем бы ты хотел?…».
Каждый член группы должен назвать фамилии тех, кого он выбирает в той или иной ситуации. Для этого предварительно составляются вопросы для анкетирования.
Так, обычно предлагаются следующий вариант вопросов.
1. С кем бы ты хотел учить уроки, выполнять контрольные работы?
2. Кого бы из своих одногруппников ты пригласил на день рождения?
3. С кем ты больше всего откровенен?
4. Кто тебе больше всех нравится в группе?
5. С кем бы ты предпочел пойти в поход, выполнять ответственные поручения?
На основе ответов составляют матрицу (таблицу), которая дает представление о положении, занимаемом каждым учеником в системе межличностных отношений в классе. Приложение 1.
Так положения каждого ученика в таблицы отмечается определёнными категориями:
«Лидер» («звезда») – член группы, получивший наибольшее количество выборов. Он популярен. Однако «звезд» в группе немного – один два, реже –три-четыре человека.
«Предпочитаемые» – член группы, получивший более половины или половину максимального числа выборов. На карте он размещается во второй зоне.
«Непредпочитемые» – термин, обозначающий члена группы, получающего менее половины от максимального числа выборов.
«Изолированный» – лицо, которое не получает ни одного выбора.
Исходя из данных социометрической матрицы (деловой выбор) определяем статус каждого студента в группе:
Лидер – Беляева А.(11 выборов)
Предпочитаемые – Дегтева В., Иконникова С., Михайлина А., Мусатов С., Объедкова А., Попова Э., Саблина И., Шувакина Е. (3 и более выборов)
Непредпочитаемые – Абельчакова Е., Волохович М., Засыпкин В., Кочукова В., Нешва Ек., Чехранова Н.(имеют 1-2 выбора)
Аутсайдеры – Гомозов Д., Карабажак Н., Колпакова К., Любезная Н., Михальчик И., Плотникова И.
Таким образом, можно сделать вывод, что в группе из 24 человек по списку, 6 студентов получили статус изолированных.
Результаты данного социометрического исследования подтвердили наличие ярко выраженного лидера в группе, который является очень активным и общительным. Статус изолированных получили студенты, которые или не посещают занятия или предпочитают выполнять какую-либо работу самостоятельно. Они малообщительны, скованны, не имеют близких друзей среди одногруппников, о чем свидельствует малое количество взаимовыборов.
Популярность тех или иных учеников в группе объясняется рядом обстоятельств. Так, «звезда» умеет устанавливать контакт с одногруппниками. Популярные часто общительны, хорошо учатся. Они понимают и оценивают состояние своих товарищей по группе, помогая им, входят в их положение.
В отдельных же случаях среди школьников популярными оказываются ученики с сомнительным поведением и личностными качествами, не отвечающими высоким нормам морали.
Причин непопулярности также может быть немало. В одних случаях это безразличие к собственной учебе и успеваемости своих одноклассников. В других – бездеятельность, вялость, пренебрежительное отношение к мнению своих товарищей, что отталкивает от них большинство учащихся.
Определения индекса групповой сплоченности Сишора. Изучение психологического климата.
Групповая сплоченность – чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченности в единое целое. Его можно определить не только путем расчета соответствующих социометрических индексов. Значительно проще это сделать с помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый из них. У каждого ответа есть свои бал, после тестирования они суммируются.
Данный способ тестирования достаточно прост, чтобы не возникло затруднений при выборе ответов и подведений их итогов.
Методика социально-психологической самоаттестации малой группы, как коллектива.
Основу методики составляет список суждений о малой группе как о высокоразвитом коллективе. Всего таких суждений 75, из них 70 – рабочие, а 5 – контрольные. При помощи рабочих суждений производится оценка уровня развития группы как коллектива, а при помощи контрольных суждений оценивается степень искренности и точности ответов испытуемых.
Методика позволяет оценить в группе:
Эта методика позволила выявить достаточно высокий уровень сплоченности группы, наличие микрогрупп, доброжелательного микроклимата внутри группы.
Выводы по второй главе
Диагностика межличностных отношений является основой по формированию межличностных отношений.
Формирование межличностных отношений у подростков должно быть под постоянным присмотром педагога. Уровень сформированности коллектива во многом определяет направленность работы педагога, его изобретательность, инициативность, понимание и знание подростков, активность.
Формирование межличностных отношений в подростковом коллективе очень трудоёмкий процесс, который за раз не охватить, этот процесс занимает довольно много времени, организовывать который необходимо поэтапно.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения. Была осуществлена работа по анализу литературных источников, по исследованию проблемы формирования межличностных отношений у подростков, организованы различные методики по выявлению межличностных отношений.
Межличностные отношения играют наиважнейшую роль в развитии и становлении личности подростка. Разнообразные конфликты, неурядицы оказывают влияние на состояние подростка и тяжело им переживаются. Отношения со сверстниками, дружба являются основой интересов подростка. И именно на эту деятельность направленно всё его внимание.
Произведено исследование по развитию, коммуникативных качеств и особенности подросткового коллектива детей.
К работе по формированию межличностных отношений внутри учебного коллектива необходимо относиться со всей серьезностью. Деятельность педагога, направленная на формирование коммуникативных качеств должна занимать достаточно времени. И эта работа не может быть законченной, она постоянно требует внимания.
5. Волков Б.Н. Детская психология. – М., 2007
7. Коломенский Я.Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах. – М., 2010
10. Лутошкин А.Н. Эмоциональный потенциал коллектива. – М., 1987
13. Мясищев В.Н. Психология отношений. – М., 1995
14. Обозов Н.Н. Психология работы с людьми. – СПб., 2011