изучение молодежного сленга как формы самоутверждения
Научно-исследовательская работа по теме: «Молодежный сленг как форма самоутверждения подростков»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия №2»
города Стерлитамак Республики Башкортостан
«Молодежный сленг как форма
Выполнила: Ишмуратова К.Э.
Молодежный сленг. Теоретический аспект.
1.1 Понятие молодежного сленга………………………………………………..
1.2 Виды молодежного сленга …………………………………………………..
1.3 Причины появления молодежного сленга …………………………………..
Молодежный сленг. Социально-психологический аспект.
2.1 Почему дети употребляют молодежный сленг?……………………………
2.2 Молодежный сленг: хорошо или плохо?………………………………….
3.1 зависимость и влияние молодежного сленга на подростков ………………
Выводы по проведенному анкетированию……………………………………
Актуальность темы заключается в том, что в наши дни молодежный сленг получил широкое распространение и проникает не только в литературный разговорный язык, но и в печатные издания, активно используется в телевизионных передачах и интернете.
Гипотеза : чаще употребление сленгов происходит у молодежи и находится в прямой зависимости от их окружения.
Объектом исследования является молодежный сленг как форма самоутверждения подростков
Предмет исследования – влияние молодежного сленга как форма самоутверждения подростков.
Для достижения цели необходимо реализовать следующие задачи :
Выявить роль молодежного сленга в жизни подростков.
Методы исследования – изучение литературы по психологии, лингвистике, посвященной данной проблеме, социологический опрос, анализ статистических данных, наблюдение за речью подростков.
Практическая значимость обусловлена тем, что материалы исследования могут быть полезны для людей разных социальных статусов, которые впоследствии могут общаться с абсолютно разными людьми «на одной волне».
Понятие молодёжного сленга
Молодёжный сленг — социальный диалект людей в возрасте 13 — 30 лет, возникший из противопоставления себя старшему поколению и официальной системе, и отличающийся разговорной, а иногда и грубо-фамильярной окраской.
Сленг не имеет жесткой социально-групповой ориентации: его носителями могут быть представители разных профессий, разного социального и образовательного статуса и даже различного возраста. Многие слова определяют сленг как жаргон, либо как вариант разговорной речи, не совпадающий с нормами литературного языка.
Подростковый сленг мало изучен в отечественной лингвистике – внимание лингвистов было больше сконцентрировано на молодежном сленге. Лишь в последние годы начали появляться лингвисты, изучающие подростковую речь. Некоторые лингвисты, например такие, как Э.М. Береговская, Н.Е. Самсонова, К.К. Агузарова, объединяют понятия – молодежный и подростковый сленг, с чем я и соглашусь, так как разница между подростками и молодежью незначительно. Можно даже уточнить, что подростки являются частью молодежи.
Жизнь подросткового сленга стремительно меняется. Это один из самых активно развивающихся видов сленга. Каждое новое поколение придумывает свои обозначения окружающим предметам. Например, 15 лет назад деньги называли «капустой», 7 лет спустя их называли «бабками», а сейчас деньги называют английским словом «мани».
Виды молодежного сленга
Сленг является одним из самых разнообразных, обширных и интересных средств коммуникации. Он описывает и характеризует почти все сферы и явления общественной и личной жизни. В данной работе объектом моего изучения я выбрала молодёжный сленг, который в большинстве случаев представляет собой английские заимствования или фонетические ассоциации, случаи перевода встречаются реже, да и то благодаря непринципиальному желанию молодых людей.
Как же появляются подобные слова?
Принадлежность к определённой группе накладывает отпечаток на доминирующий способ образования. Выделяются следующие основные виды молодежного сленга: школьный, интернетовский (сетевой), журналистский, армейский, компьютерный, уголовный, наркоманов, сексуальный. М олодые люди любят относить себя к каким-то группам. Отсюда и берется приверженность к субкультурам. Панки, готы, битники. Сегодня и они тоже еще есть. Но на смену им пришли и новые «модные» субкультуры:
Причины появления молодежного сленга
Помимо стремительно развивающейся компьютеризации на развитие современного сленга влияет большое количество субкультур, неформальных движений, и просто больших и малых групп, а также их быстрое появление и, нередко, последующее угасание. Всё это также оставляет след в сленговом разнообразии.
Поэтому причинами возникновения молодежного сленга можно назвать:
2. Молодежный сленг подобен его носителям: он резкий, громкий, дерзкий. Он результат своеобразного желания переиначить мир на иной манер, а также знак «я свой». Язык здесь отражает внутренние устремления молодых ярче и сильнее, чем одежда, прически, образ жизни.
2.1. Почему дети употребляют молодежный сленг?
Слова, которые чаще всего используются в сети молодежью, являются своеобразным интернет-сленгом. Кроме того, подростки часто в школах, на переменах и при личном общении используют сленговые слова, потому что привыкли это делать.
В подростковом сленге прослеживаются следующие тенденции: стремление к сокращению слов, их намеренному коверканью, аббревиации, употреблению неправильных грамматических форм. Это происходит от желания подростков, во-первых, отгородиться от остального общества, создать свой, непонятный «чужим» язык, и во-вторых, говорить быстро.
Подростки более других возрастных групп стремятся выделиться, болезненно реагирую на вторжение в собственную среду. Поэтому разговорный язык в жизни подростка играет одну из ключевых ролей, несмотря на то, что мы уделяем минимальное значение такому понятию как сленг.
С одной стороны, члены таких групп порой могут показаться странными. С другой, благодаря сленгу, вы можете понять к какой субкультуре они относятся, и узнать об их интересах. В близкой по интересам среде они быстро и с удовольствием переходят на свой язык. Причем используемые слова частенько совершенно непонятны для окружающих «не в теме» (как и названия субкультур по большей части). Возникает вопрос: зачем? Ведь можно было бы просто говорить на литературном зыке.
А вот тут не так-то просто. Все дело в том, что сленговые слова создают у молодых людей чувство привязанности к определенной группе, общности и сплоченности. Нередко также возникают они и из-за того, что в русском языке просто нет названия определенным вещам, которые есть за границей. Происходит это, когда субкультура связана с заграничной культурой. Например, анимешники. Как известно, они так называются из-за своего увлечения аниме – японскими анимационными фильмами и сериалами. Сленговыми словами у них являются и непереводимые названия жанров аниме, которые попросту заимствованы из японского языка напрямую.
2.2. Молодежный сленг хорошо или плохо?
Я не могу дать однозначного ответа на этот вопрос, так как разные поколения думают по-разному. Для нас, как подростков, это абсолютно нормально. Мы чувствуем свою защищенность и принадлежность к определенным группам, как это было сказано раньше. Сленг является неотъемлемой частью нашей жизни, мы слышим его везде, он используется всеми, начиная от профессий, заканчивая обычным общением с товарищем.
Другой момент, что сленг загрязняет нашу чистую литературную речь из-за чего, скорее всего и проявляется неоднозначная реакция людей. Безусловно, должны быть разграничения в том плане, что во время какой-либо официальной встречи будет абсолютно неуместным использовать сленг, тем более молодежный, за исключением того, что это, например, профессиональный сленг, который способствует сближения ваших отношений с коллегой.
Я могу сделать вывод о том, что сленг – это неотъемлемая часть нашей жизни, и все мы используем его в речи. Однако пользуясь сленгом нельзя забывать и про родную речь, ведь она так красива!
Исследовательская работв с презентацией на тему: Молодежный сленг как форма самоутверждения подростков
Выбранный для просмотра документ Исследовательская.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №22» с. Кневичи
Артёмовского городского округа
«В науку шаг за шагом»
на тему: «Молодежный сленг как форма самовыражения подростков»
Выполнила: Александрова Виктория,
Руководитель: Каминская Елена Григорьевна,
2.1. Что такое сленг и его происхождение …………….………….………..4
2.2. Почему подростки употребляют слова молодежного сленга? ………………………………………..……………………………. 5-7
4. Источники и литература……………………………………………………. 12
Язык любого народа – это его историческая память, воплощенная в слове. Тысячелетняя духовная культура русского народа своеобразно отразилась в русском языке, в его устной и письменной формах, в памятниках различных жанров – от древнерусских летописей и былин до произведений современной художественной литературы. И, значит, культура языка, культура слова предстает как неразрывная связь многих и многих поколений.
Молодежь, особенно подростки, в целях возрастного «самоутверждения» начинает употреблять слова и «словечки», отличающиеся от общепринятой речевой нормы. В ход идут элементы разноплановой лексики: иностранные слова, профессионализмы, вульгаризмы, молодёжный сленг, диалектизмы и жаргонизмы. Употребляются они как некий признак принадлежности к определенной возрастной группе. Применяются эти слова бездумно, неосознанно, смысл их весьма приблизителен, а происхождение вовсе неизвестно для говорящего.
Выбор темы был обусловлен желанием разобраться в истоках такой разновидности языка, как молодежный сленг, собрать, записать и растолковать лексику молодежного сленга, многие слова и выражения которого поражают своей яркостью, точностью и остроумием.
Поэтому я считаю, что актуальность этой темы очевидна. Любовь к русскому языку, интерес к научно – практической деятельности, стремление оказать пользу сверстникам в плане культуры речи вызвали желание исследовать данную тему.
Цель моей работы – изучить влияние молодежного сленга на самовыражение подростков.
Для достижения цели, будут решаться следующие задачи :
— изучить литературу по данной проблеме;
— познакомиться с различными источниками молодежного сленга;
— составить словарь молодежного сленга, употребляемых в речи учеников нашей школы, проанализировать их происхождение;
— изложить результаты исследования, связанные с проблемой употребления молодежного сленга в речи школьников через опрос учащихся нашей школы;
— выявить положительные и отрицательные стороны молодежного сленга.
изучение литературы по теме исследования, анализ источников;
беседы с учениками и учителями, анкетный опрос;
наблюдение за речью учеников.
2.1 Что такое сленг и его происхождение
Что же такое сленг?
Молодёжный сленг — социальный диалект людей в возрасте 13 — 30 лет, возникший из противопоставления себя старшему поколению и официальной системе, и отличающийся разговорной, а иногда и грубо-фамильярной окраской.
Сленг не имеет жесткой социально-групповой ориентации: его носителями могут быть представители разных профессий, разного социального и образовательного статуса и даже различного возраста.
Причины появления молодёжного сленга.
Изучая причины распространения сленга среди учеников нашей школы и современной молодежи, можно прийти к выводу, что основными из них являются:
увлечение молодежи европейской, особенно американской культурой;
Интернет, его широкие возможности, быстро развивающиеся компьютерные технологии;
повальное увлечение компьютерными играми;
потребность молодежи в самовыражении и встречном понимании;
низкий уровень воспитания в семье;
бездумное увлечение низкопробной кино-продукцией, средствами массовой информации.
2.2. Почему подростки употребляют слова молодежного сленга?
Употребление подростками сленгизмов тесно связано с особенностями подросткового возраста.
Если определять причины употребления сленга в зависимости от данных поведенческих подростковых реакций, то мы получаем следующее
Компенсации – сленг как одна из форм самоутверждения, один из способов преодоления чувства социальной неполноценности. Такие слова позволяет им повысит свой социальный статус в группе, утвердиться как среди своих сверстников, так и в собственных глазах.
Подражание – сленг как подражание определенному лицу, которого подросток считает значимым для себя. Поэтому в речи детей много слов из блатного лексикона, фраз из телевизионных передач и фильмов.
Можно назвать еще несколько причин, по которым дети и подростки активно употребляют сленг.
просто не хватает литературного словарного запаса, чтобы выразить свою мысль.
стремлением к разнообразию: ведь всегда говорить правильно так скучно! Молодёжь определяет сленг как озорной, вульгарный, насмешливый, «свой» язык. Жаргонная лексика привлекает молодёжь оригинальностью, развязностью, раскованностью.
Стремление к краткости – одними и тем же словом они порою пытаются передать самые разные значения.
Так что оказывает влияние на молодёжный сленг?
1. Иностранный язык
гоу хоум!- пойдем домой
2. Уголовная лексика
Некоторым молодым людям кажется, что использование такой лексики в речи делает их «крутыми», авторитетными и возвышает над всеми окружающими. Поэтому ее часто можно услышать от тех молодых людей, которые пытаются быть лидерами в компании, классе.
В лексике, связанной с криминальной сферой
названия лиц (авторитет, мусор, гопник)
Знанием уголовной лексики молодые люди часто пытаются подчеркнуть свою «взрослость» и «крутизну»
3. Компьютерные игры, видео, мультфильмы
Компьютерный молодежный язык очень широко распространён в последнее время.
Наиболее выразительные, смешные и запоминающиеся имена героев кино и мультфильмов переходят в молодёжной речи в имена нарицательные.
Клавка Шиффер, Гоблины, Телепузик, Шрек
4. Хобби и увлечения молодых людей
У молодых людей есть различные увлечения, которым они посвящают своё свободное время. И мир жаргонизмов, связанных с тем или иным увлечением, ярок и своеобразен.
Во все времена популярен среди молодёжи футбол, и в связи с этим тоже не обойтись без жаргонных слов (финтовать, гонять финты).
Тема: Молодежный сленг как средство самоутверждения
ГОРОДСКОЙ КОНКУРС на лучшую научную работу
Тема: Молодежный сленг как средство самоутверждения
Глава 1. Молодежный сленг как компонент речевой культуры учащихся………………………………….………………………..…….6
Глава 2. Описание практического исследования…………………. 16
Заключение……………………. ………………………………………22
Список использованной литературы……………………. ….……….23
В настоящей работе используются следующие термины, с соответствующими определениями.
— это юноша или девушка в переходном от детства возрасте.
— это вариант разговорной речи (экспрессивно окрашенные элементы этой речи), не совпадающие с нормой литературного языка.
— это социальный диалект людей в возрасте 13 — 30 лет, возникший из противопоставления себя старшему поколению и официальной системе и отличающийся разговорной, а иногда и грубо-фамильярной окраской.
— это отказ от различного рода зависимостей, в том числе и родителей, прекращение действия ограничений, приобретение адекватных прав и обязанностей.
— это противодействие, сопротивление чьим-либо действиям, взглядам; противопоставление им своих взглядов и позиций.
В наши дни речевая культура подростков испытывает сильный натиск иностранных слов и сленга, особенно это заметно в школьной речи. При общении речь современной молодежи приводит в негодование учителей, родителей, представителей старшего поколения, остро реагирующих на режущие ухо выражения. Молодежь во все времена стремилась самоутвердиться в обществе, создать свой стиль общения, отличный от общепринятого среди старшего поколения.
Познакомившись с целями научной работы, мы заинтересовались этой темой, так как нам захотелось самим узнать и понять, насколько учащиеся нашей школы погружены в сленг и как часто его используют.
Цель работы: изучить отношения подростков к сленговой культуре.
Объект исследования: подростки 11-15 лет.
Предмет исследования: сленг как форма коммуникации подростков.
Гипотеза: мы предполагаем, что старшие подростки (14-15 лет) чаще и более осознано использует в своей речи сленг, чем младшие подростки (11-12 лет), в силу особенностей возраста.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
- Подобрать и проанализировать литературу по теме исследования; разработать анкету; провести анкетирование среди учащихся 6-8 классов; проанализировать полученные данные; провести эксперимент; разработать рекомендации для учащихся, родителей и педагогов;
Для решения поставленных задач мы разработали анкетирование.
В подростковый период самое точное слово, характеризующее внутреннее состояние – противоречивость. А сленг – это как раз отход от обыденности, возможность создать эффект новизны. Актуальность проблемы заключается в том, что молодежный сленг очень часто слышен среди учащихся нашей школы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы могут быть использованы в работе учителей, классных руководителей и психологов.
Глава 1. Молодежный сленг как компонент речевой культуры учащихся.
Что же такое сленг? Сленг (англ. slang) — набор особых слов или новых значений уже существующих слов, употребляемых в различных группах людей (профессиональных, общественных, возрастных и так далее). Существуют такие виды сленга как школьный, сетевой, журналистский, молодежный, армейский, геймерский, компьютерный, уголовный, хакерский и субкультур.
Дж. Б. Гриноу и Дж. Л. Киттридж охарактеризовали сленг следующим образом: «сленг — язык-бродяга, который слоняется в окрестностях литературной речи и постоянно старается пробить себе дорогу в самое изысканное общество».
В отличие от просторечных выражений, сленг активно используют в своей речи и образованные люди, представители определённой возрастной или профессиональной группы. Часто этим как раз и подчёркивается принадлежность к определённой группе людей. Общеизвестный пример — молодёжный сленг.
Сленг – слова, которые рассматриваются в обществе как нарушение норм стандартного языка. Часто это очень выразительные слова, с переносным значением, служащие для обозначения предметов, о которых говорят в повседневной жизни.
Сленг — это стремление к выразительности, к экспрессии: «пиршество метафор и экспрессии». Крыша поехала — выражение, рожденное в одном из жаргонов и попавшее в сленг. Со временем метафоричность этого выражения тускнеет. Сленг освежает ее: крыша теперь и течет, отъезжает, улетает. Слово обрастает ассоциациями, вот уже психиатр — это кровельщик, а психиатрическая практика — кровельные работы.
В настоящий момент в обществе существуют следующие виды сленга:
- Театральный; армейский; журналистский; компьютерный; игровой ; сетевой ; молодёжный; радиолюбительский ; уголовный; школьный; геймерский; субкультурный.
Остановимся более подробно на молодежном сленге. Молодёжный сленг — социальный диалект людей в возрасте 12—22 лет, возникший из противопоставления себя не столько старшему поколению, сколько официальной системе. Бытует в среде городской учащейся молодёжи и отдельных замкнутых референтных группах.
Речь современной молодежи буквально пропитана сленгом. Также подрастающее поколение интересуется правилами употребления тех или иных оборотов и речевых форм, которые вносят трудности в произношение или написание. Действительно большинство подростков испытывают сложности в устной или письменной речи. Часто в разговорах подростков можно услышать нормальные фразы, типа «Не парься!», но вырванные из контекста и потерявшие свой изначальный смысл.
Для изучения проблемы молодёжного сленга рассмотрим его виды:
3. Слова с эмоциональным компонентом значения. Данные единицы имеют определенное значение и эмоциональный компонент, передающий эмоциональное отношение говорящего к слушающему. Среди единиц этого разряда преобладает лексика, которую мы склонны характеризовать как фамильярную. При этом под фамильярностью подразумевается эмоциональный оттенок, занимающий первую ступеньку в ряду эмоций: фамильярность – презрение – пренебрежение – унижение. Слова данного лексического слоя не имеют оценочного значения, но употребление их в речи демонстрирует фамильярность говорящего по отношению к предмету речи, выражающего в стремлении снизить его (предмета речи) социальную значимость. Так, в речи школьников имеются жаргонизмы: училка, классуха, папик (представитель старшего поколения). Употребление этих выражений не имеет функции оценки называемых людей (училка – это не «плохая учительница», а просто учительница), но наглядно демонстрирует намеренье говорящего снизить общественный статус этих людей в глазах слушающего и в своих и тем самым повысить собственный.
Еще одну значительную группу слов с эмоциональным компонентом значения составляет презрительная и пренебрежительная лексика. У пренебрежительных слов эмоциональный компонент значительно ярче оценочного (карась – простак, наивный человек; синяк – пьяница и т. д.). У презрительных же слов преобладает оценочный компонент (овца, мочалка – девушка; долбак, фофан – дурак, глупый человек). Необходимо добавить, что и презрительная, и пренебрежительная лексика зачастую используется в качестве бранной. Представлена в сленге и лексика с положительной эмоциональной окраской: лапа – симпатичная девушка; кадр – шутник; пеструнцы – малыши и т. д. Количество подобной лексики относительно невелико.
4. Эмоциональные речения. По своей форме они сходны с побудительными конструкциями, имеющими «значение волеизъявления, адресованного собеседнику», но в отличие от этих конструкций, эмоциональные речения отнюдь не предлагают немедленного исполнения адресатом воли говорящего, тем более что с логической точки зрения это было бы абсурдно («иди ты ежиков паси», «иди ты в пень», «иди ты пустыню пылесось»). Все эти речения демонстрируют раздражение говорящего собеседником и, как правило, желание прекратить общение с ним.
Также подростки используют сленг для достижения определённого социального статуса в группе на основе принятия ее социальных и нравственных ценностей.
Развитие компьютерных технологий:
Многие слова и выражения приходят из компьютерного сленга. Интернет, его широкие возможности, быстро развивающиеся компьютерные технологии привлекают молодых людей. В связи с этим появляется много новых жаргонизмов.
Современная музыкальная культура:
Среди молодёжи сейчас более популярна зарубежная музыка, а русские исполнители и композиции порой воспринимаются негативно. Часто молодые люди придумывают прозвища музыкальным группам и исполнителям.
Компьютерные игры, видео, мультфильмы:
Компьютерный молодежный язык очень широко распространён в последнее время.
Хобби и увлечения молодых людей:
У молодых людей есть различные увлечения, которым они посвящают своё свободное время. И мир жаргонизмов, связанных с тем или иным увлечением, ярок и своеобразен.
Почему же подростки употребляют слова молодежного сленга?
Употребление подростками сленгизмов тесно связано с особенностями подросткового возраста.
Для подросткового возраста характерны несколько поведенческих реакций: группирование, эмансипация и оппозиции, имитации и подражания, компенсации, увлечения.
Если определять причины употребления сленга в зависимости от данных поведенческих подростковых реакций, то мы получаем следующее:
Можно назвать еще несколько причин, по которым дети и подростки активно употребляют сленг: просто не хватает литературного словарного запаса, чтобы выразить свою мысль; стремлением к разнообразию: ведь всегда говорить правильно так скучно! Молодёжь определяет сленг как озорной, вульгарный, насмешливый, «свой» язык. Жаргонная лексика привлекает молодёжь оригинальностью, развязностью, раскованностью.
Глава 2. Описание практического исследования.
Практическое исследование по данной теме научного проекта проводилось среди учащихся школы-лицея «Туран» среднего звена. В период с ноября 2016 г. по январь 2017 г.
Выборку нашего исследования, составили учащиеся в количестве 58 человек, критериями отбора, которого были определены: возраст (младшие подростки 11-12 лет и старшие подростки 14-15 лет), тип образовательного учреждения (лицей).
Цель работы: изучить отношения подростков к сленговой культуре.
Гипотеза: мы предполагаем, что старшие подростки (14-15 лет) чаще и более осознано использует в своей речи сленг, чем младшие подростки (11-12 лет), в силу особенностей возраста.
В процессе исследования нами была разработана анкета «О сленге»
Описание анкеты: анкета состоит из 7 вопросов, есть одно из заданий, где необходимо написать обозначение сленгового выражения.
Анализ и интерпретация результатов исследования.
Для качественно-количественного анализа и выводов по исследованию, результаты психодиагностики были оформлены в диаграммы.
Знаете ли Вы, что такое сленг?
Используете ли Вы сленговые выражения в своей речи?
Таким образом, на гистограмме видно, что большая часть учащихся использует сленговые выражения в своей речи, что подтверждает актуальность темы.
Способны ли Вы выражать свою мысль, не используя сленг?
Хотели бы Вы избавится от сленга в своей речи?
Сленг, который чаще всего используется нашими школьниками:
- Училка; капец; офигеть; фигня; няшный; короче; сильвер; катка; гоу; забей; фиолетово; крутяк.
- Кайф; ПЖ; кек, лол; сириусли; кэп; юзать; баян; ништяк; кент; замутить; паралельно; ОMG; липа; изи; забей; по барабану гел, чувиха; чувак; мимишный; окей; фейк; угарный; тормоз; жесть.
С какой целью Вы используете сленг в своей речи?
- Модно, современно; делает речь понятной для друзей; так удобно.
- Модно, современно; нужны в речи для связи слов; помогает преодолеть недостаток слов в речи; помогает самоутвердиться, выделится; придать своей речи живость, юмор; привычка.
Таким образом, можно сделать вывод, что сленг очень актуален и востребован среди подростков.
После исследования мы провели эксперимент, в нем приняли участие 5 младших и 5 старших подростков. Эксперимент заключался в следующем: ученикам необходимо было одеть браслет на руку и следить за своей речью. Как только он произносил сленговое выражение, нужно было переодеть браслет на другую руку и фиксировать количество слов произнесенных за день. Эксперимент продолжался в течении четырех дней и были получены следующие результаты: